Доклад на тему способности долганы не всем

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугаева Ксения Михайловна

Долганы — уникальный народ, который и по сей день сохраняет кочевой образ жизни и традиции. В статье дается описание их происхождения, ареала расселения, верований, традиционной культуры

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бугаева Ксения Михайловна

THE UNIQUE POPULATION OF DOLGANS

Dolgans – is a unique people, which to this day remain a nomadic way of life and traditions. The article gives a description of their origin, resettlement area, beliefs, traditional culture

УНИКАЛЬНЫМ НАРОД ДОЛГАНЫ

THE UNIQUE POPULATION OF DOLGANS

Аннотация. Долганы — уникальный народ, который и по сей день сохраняет кочевой образ жизни и традиции. В статье дается описание их происхождения, ареала расселения, верований, традиционной культуры

Ключевые слова: Арктика, долганы, культура

Abstract. Dolgans - is a unique people, which to this day remain a nomadic way of life and traditions. The article gives a description of their origin, resettlement area, beliefs, traditional culture Keywords: Arctic, dolgans, culture

Уникальность долганского этноса проявилась уже в том, что в процессе этногенеза его основу составили четыре родовые группы: тунгусы — 50—52 %, якуты — 30—33 %, русские —

около 15 % и самодийцы — 3—4 %4. Представители различных этносов, поселившиеся на Таймыре вдоль северной границы древесной растительности от озера Пясина на западе до низовья Анабара на востоке, оказались втянутыми в интенсивный процесс сближения между собой и в результате слились в одну народность. Данные родовые группы пришли на эту территорию из Средней и Восточной Сибири. Причем прибывали они сюда в разные исторические отрезки времени, а сам процесс заселения и освоения этого края был неодновременным явлением, а растянут на довольно длительный срок [8, 2008]. Придание 10 декабря 1930 г. долганам национально-территориального статуса, когда был образован Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ, завершило оформление на севере Красноярского края нового народа — долган [8, 2008].

Несмотря на то, что с XIX в. долганы официально считались православными, в их среде продолжал господствовать анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Божества делились на три категории:

1) иччи — невидимые существа, вселявшиеся в любой объект;

2) айыы — духи, доброжелательные к людям;

Эти духи приносили людям различные болезни и несчастья, они похищали душу

человека и уносили ее в подземный мир .

В религии долган имело место семейное почитание различных предметов (камня необычной формы или уродливого рога дикого оленя), если в них шаман вселил доброго духа. Эти предметы почитались как покровители семьи и охотников. Их всячески ублажали: охраняли, кормили, перевозили с собой при перекочевках [4, 2007].

говые песни-пляски, ко вторым — ритуалы шамана с песнопением, звукоподражанием, ре-

читативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек .

Медвежий праздник — комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Культ медведя характерен для всех народов Севера, медвежий праздник соединил в себе элементы тотемизма и промыслового культа. В нем также нашел отражение миф об умирающем и воскресающем звере. У долган медвежий праздник приурочен к охоте на медведя, главное в котором — трапеза. Медвежье мясо едят по ночам в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают ритуальные и развлекательные пляски, игры, поют [3, 2001].

Традиционная долганская одежда также имеет ряд особенностей. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины — платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой — песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды — несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный — графитом11. В настоящее время национальная одежда распространена у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

Рис. 1. Долганские художественные изделия из меха и сукна.

Традиционные занятия долган — кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. Лето долганы проводят со стадами оленей в тундре, зиму — в лесотундровой зоне. В современных условиях оленеводство долган развивает-

ся как отрасль коллективного производства, а также в родовых и семейных хозяйствах [6, 2003]. После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX в. долганы начали проживать семьями в поселках, застроенных типовыми домами (двух- и четырех-квартирные). Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огоро-дов16.

В настоящее время долганы — один из наиболее урбанизированных народов Таймыра [1, 2000]. До 2007 г. они имели свое национально-территориальное образование — Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (в настоящее время — Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края). В Якутии имеет статус национального Анабарский национальный долгано-эвенкийский улус. Функции органов самоуправления в настоящее время у долган выполняют региональные ассоциации коренных малочисленных народов Севера [6, 2003].

1. Добронравин Н. А., Попов В. А. Чанга // Народы и религии мира. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 614.

2. Зенько А. П., Поплавская Х. В. и др. Народы России: Атлас культур и религий. М.: Дизайн, 2008. 256 с.

3. Кривоногов В. П. Народы Таймыра: Современные этнические процессы. Красноярск: КГПУ, 2001. 264 с.

4. Поляничкина Г. А. Этнография: Учеб, для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 160 с.

5. Попов А. А. Пережитки древних дорелигиозных воззрений долганов на природу // Советская этнография. 1958. № 2.

6. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

7. Убрятова Е. И., Алексеев Н. А. Фольклор долган. Сборник // Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Ин-т филологии, 2000. 448 с.

8. Функ Д. А., Алексеев Н. А. Тюркские народы Восточной Сибири. М.: Наука, 2008. 422 с.

Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Выполнила: ученица 8 класса

Туприна Лидия Васильевна

Руководитель: Николаева Надежда Николаевна,

учитель истории и обществознания

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ДОЛГАН В СЕРЕДИНЕ XIX - XX В………. 5

1.1 Первые научные этнографические экспедиции………………….……………………. 5

1.2 Научные исследования в советское время.……………………. ………………………..11

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДОЛГАН НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ………………. 14

2.1 Современные научные исследования долган………………….………………………….14

2.2 Научные проблемы изучения долган……………………………….……. 17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………. 24

Актуальность темы. Долганы – самый северный тюркоязычный народ. Они относятся к числу наименее изученных сибирских аборигенов, их культура, сохранившая многие архаичные черты древних оленеводов-кочевников, до сего времени является одним из белых пятен на этнографической карте Сибири. Недостаточно исследованы не только происхождение и этническая история долган, но и традиционная культура. До сих пор ученые спорят по поводу самобытности долганской культуры и языка, еще не решены проблемы этнической идентификации долган. Долганы в настоящее время переживают новый этап своей истории. Он характеризуется как время, решающее для судьбы долганской культуры – уникального арктического этнического феномена. Перед этносом стоит непростая задача – выжить и сохранить для потомков созданную предками уникальную культуру. В век информационных технологий долганы продолжают оставаться одним из загадочных северных народов. Сведений о них крайне мало, причем эти данные 40-50-летней давности, которые можно найти в Интернете, – явная калька старых этнографических трудов советского периода. Все это связано с отсутствием новых научных исследований, слабоизученностью вопроса в целом.

Объект исследования – история и этнография долган.

Предмет исследования – труды историко-этнографического изучения долган в середине XIX-начале XXI в.

Источники исследования. В качестве методологических источников применены статьи енисейских авторов К.Н. Кострова, А. Мордвинова, доклады участников различных академических экспедиций, Географического и других научных обществ П.Е. Островских, К.М. Рычкова, В.Н. Васильева, статьи ведущих ученых-сибиреведов А.А. Попова, Б.О. Долгих, кандидатская диссертация и статья замечательного исследователя долганского языка, ученого-лингвиста Е.И. Убрятовой, а также работы искусствоведов Е.Р. Шнейдера, И.М. Мягкова, С.В. Иванова и др. Также использованы труды местных авторов, жителей Анабарского района Республики Саха (Якутия) – единственного места компактного проживания долган на территории данного субъекта.

Цель – исследование историко-этнографического изучения долган в середине X IX -начале XXI в.

Цель, объект и предмет определили задачи:

Дать историко-этнографическую характеристику долган по первым упоминаниям в трудах ученых-путешественников и дореволюционных авторов.

Изучить труды профессионального историко-этнографического изучения долган как объекта этнографии народов Севера.

Сделать обобщающий вывод по историко-этнографическому изучению долган.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изученных материалов в деятельности учреждений системы образования района и региона с целью повышения эффективности функционирования образовательной деятельности, а также в культурной сфере с целью сохранения самобытности народа.

Структурно работа отражает логику и последовательность исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ДОЛГАН В СЕРЕДИНЕ XIX - XX В.

1.1 Первые научные этнографические экспедиции

Долганы – самый северный тюркоязычный народ (самоназвание: дулгаан , h ака , тыа ки h итэ ). Численность таймырских долган, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 5517 чел. В настоящее время они компактно проживают в нескольких поселках, расположенных в основном в Дудинском и Хатангском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края. На территории Республики Саха (Якутия) небольшая группа долганского населения проживает в н. Юрюнг-Хая Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. их численность составляет 1411 чел.

В отечественной литературе утвердилось мнение о том, что долганы – это этнос, сравнительно сформировавшийся в результате слияния отдельных групп северных якутов-оленеводов тунгусского происхождения, местных эвенков и так называемых затундринских крестьян. Однако следует отметить, что вопрос происхождения долган до сих пор остается до конца неразрешенным.

Долганская письменность имеет недолгую историю, берет свое начало с 70-х гг. ушедшего столетия. Так, долганский букварь утвержден только в середине 1980-х гг. В настоящее время письменность долган переживает стадию своего становления.

Таймыр – древний форпост великих географических открытий, через полуостров пролегали маршруты многих северных экспедиций. История помнит имена бесстрашных путешественников и первооткрывателей арктических земель: братьев Лаптевых, Прончищева, Санникова, Вилькицкого, Миддендорфа, Толля, Нансена, Толмачева и др.

1.2 Научные исследования в советское время

Немаловажную роль в культурогенезе долган, а также в целом в формировании этноса играли северные якуты-оленеводы. Первый опыт специального изучения северных якутов и введения их в научную литературу как особой этнической группы с древним историческим прошлым и самобытной этнокультурной спецификой принадлежит Г.В. Ксенофонтову.

Северные якуты стали рассматриваться как специфическая этнографическая группа уже в советское время. В 1920-х гг. население низовий Лены, Оленека изучали Г.В. Ксенофонтов, П.В. Слепцов. В своей монографии, посвященной этногенезу якутов, Г.В. Ксенофонтов привел некоторые данные об особенностях культуры этой группы, показав, что обитатели северо-западной части Ленского края, занятые оленеводством, – не эвенки, а якуты. В 1930-х гг. в верховьях Оленека работал этнограф, сотрудник Комитета Севера при ВЦИК – И.М. Суслов. В своих отчетах и трудах он также указал, что бассейн этой реки осваивают якуты, считающие себя местным населением.

В это время наряду с культурой и фольклором, интерес вызывало также изучение языка долган. Еще в 30-е гг. XX в. на Таймыре среди долган начали свою трудовую деятельность Е.И. Убрятова – учительницей Норильско-Пясинской начальной школы-интерната, В.М. Наделяев – заведующим Корго-Кюельской кочевой школой в низовьях Хатанги. Позже они, став крупными учеными-лингвистами, посвятили свои научные исследования особенностям долганского языка. В.М. Наделяеву принадлежит авторство первого долганского букваря. Е.И. Убрятова стала известным исследователем долганского языка, она – автор многих работ по долганскому языку.

Долганы

ДОЛГАНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии.

Долганы – тюркский народ России, коренное население полуострова Таймыр в Красноярском крае.

Происхождение долган

Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских старожилов, якутов и эвенков.

Долганы - народ Севера

Долганы населяют преимущественно территорию вдоль рек Хатанга и Хета в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Еще некоторая их часть живет в Якутии в Анабарском улусе.

Численность долган

Согласно переписи населения 2010 года, всего в России живет 7 885 представителей этого народа. Из них 5 805 – в Красноярском крае и 1 906 – в Республике Саха.

История народа долганы

Некоторые историки считают, что долганы изначально были самостоятельным племенем со своими культурой и языком. Но более популярна описанная выше теория о происхождении этого народа от якутов, эвенков и так называемых затундренных крестьян.

Этногенез долган начался примерно в XVIII веке.

Затундренными крестьянами тогда называли русских поселенцев на Таймыре. Они начали заселять его в XVI—XVII веках, когда этот регион назывался Пясида.

Чуть позже компанию им составили кочующие якуты и тунгусы. С приходом русских в Сибирь эти народы перестали конфликтовать, что сделало их продолжительные кочёвки безопасными.

Весь XIX век представители этих трех национальностей активно сближались и таким образом среди народов Росси появились долганы.

По состоянию на 1917 год этнос включал четыре рода: Долгано-Енисейский, Жиганско-Тунгусский, Долгано-Тунгусский и Боганидско-Тунгусский.

10 декабря 1930-го постановлением ВЦИК был учрежден Таймырский или Долгано-Ненецкий национальный округ. Считается, что этот исторический момент зафиксировал завершение этногенеза долган.

Во время переписей 1939 и 1959 годов национальность долган была вообще проигнорирована: их причислили к якутам.

7 декабря 1934 года образовался Красноярский край. Долгано-Ненецкий округ вошел в его состав. В 1977 году последний получил статус автономного округа, а в 1992 году – статус самостоятельного субъекта Российской Федерации. При этом в административно-территориальном отношении он оставался частью области.

В 2007 году он снова вошел в состав Красноярского края. Наряду с Эвенкией Таймыр стал административно-территориальной единицей с особым статусом.

Язык долган

Долганский язык долгое время считался диалектом якутского. Возможно, когда-то так и было. Но, смешавшись с эвенкийским языком, он претерпел серьезные структурные изменения и стал слишком сильно отличаться от своего прародителя. В современном долганском лингвисты выделяют пять говоров: норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский.

Долганская письменность появилась лишь в 70-х годах прошлого века. Но записывать легенды таймырцев пытались и раньше. Еще в начале XX века собиратель северного фольклора русский этнограф и лингвист Константин Михайлович Рычков использовал для этого кириллический алфавит.

Она же опубликовала в 1979-м первый долганский алфавит. Через два года на его основе вышел первый долганский букварь. После этого язык начали преподавать в начальных классах таймырских школ.

Согласно переписи 2010-го, долганским языком в России владеют 1 054 человека. 793 из них проживают в Красноярском крае, еще 96 – в Республике Саха.

Религия долган

Общая православная вера стала одним из объединяющих факторов для русских, якутов и эвенков, которые образовали новый народ. Тем не менее, среди долган до сих пор можно найти приверженцев традиционных верований якутов и эвенков – шаманизма и анимизма.

У долган эти культы мало чем отличались от эвенкийских. И у тех, и у других мир делился на три части: верхнюю (мир божеств и сильнейших духов), среднюю (мир людей) и нижнюю (мир мертвых).

Своих невидимых соседей (духов) долганы тоже дифференцировали. Иччи – это невидимые духи, которые могут вселяться в предметы. Айыы – добрые. Абаасы – злые, источники болезней и несчастий.

Долганы также верили, что некоторые животные обладают магической силой. И тоже делили их на добрых и злых. Например, они считали добрыми собаку и домашнего оленя.

Пёс делал то же самое, если лаял во сне. Для хозяина это был повод проведать своих оленей: уж не увязался ли за ними волк?

Некоторые животные вызывали у охотников-долган благоговейный страх, как и у других северных народов. В первую очередь – волк и медведь. На Таймыре этих зверей считали обращенными людьми. Была даже легенда о волке, которого шаман превратил обратно в человека и после этого оборотня выдавал только волчий хвост.
Как и многие народы Севера, долганы отмечали праздник медведя. В случае удачной охоты на хозяина тайги, они поедали его мясо с плясками, пением и ритуальными играми.

Это заметно и до сих пор. Например, в похоронном обряде. Долганы хоронят покойников по православному обычаю, но рядом с крестом могут поставить сруб с резьбой.

Культура долган

Фольклор таймырцев представляет собой смесь из якутского, эвенкийского и русского народного творчества.

Например, песни долган напоминают якутское олонхо. От якутов долганы переняли и пластинчатый варган – музыкальный инструмент в виде металлического язычка.
От эвенков долганам достались хоровод хейро и некоторые сказочные мотивы. Однако в долганских сказках можно встретить и русского Ивана-царевича.

Материальная культура долган во многом основана на образе жизни северного народа. Его традиционные занятия – кочевое оленеводство, охота и рыбалка. Маршруты кочевок у долган короче, чем у многих соседних народов. Зимой оленеводы спускались на юг – в лесотундру. Летом шли обратно на север.

Долганское оленеводство многое позаимствовало у эвенков и ненцев. У первых, например, долгане научились седлать и доить оленей, у вторых переняли косокопыльные нарты и практику использования пастушьих собак.

Охотились долганы в основном на диких оленей и пушного зверя. Для ловли оленей они позаимствовали у соседних народов много интересных способов и сами изобрели немало хитростей. В ход шли ружья с отравленными пулями, самострелы, спрятанные на звериной тропе, и даже специально выведенные олени-манщики, которые заманивали своих сородичей в ловушку.

Разумеется, прикладные виды долганского искусства чаще всего связаны с охотой на рогатых и их разведением. Например, долганы украшали свои одежды бисером и орнаментами из оленьего меха - ардай. Также у них немало искусных мастеров по обработке оленьей и мамонтовой кости. Резной костью они украшают ножи, упряжки и другие предметы обихода.

Эти долганские промыслы дожили до наших дней. А вот вышивка нитками из оленьих сухожилий уже не практикуется.

Верхняя одежда долган, суконные кафтаны сонтап, была похожа на эвенкийскую. Под ней долганы носили русские рубахи, штаны и платья, которые они шили из покупной ткани и украшали узкой окантовкой и множеством пуговиц.

Зимой долганы надевали либо куртки из оленьего меха, либо сокуи – одежду без застёжек с капюшоном мехом наружу. Летом долганы носили такие же сокуи, только суконные.

Долганские головные уборы бэсрегэ внешне напоминали капоры. Летом их шили из сукна и украшали бисером, зимой их делали из лисьих камусов (так называется шкура с ноги животного).

Зимнюю обувь долганы делали из оленьих камусов (зимняя), а летом носили украшенные бисером ровдуги из замши.

В наше время национальная долганская одежда в таймырских поселках по-прежнему используется: по праздникам в неё наряжаются женщины.

Жилище долган

Традиционным долганским жильем считается переносной эвенкийский чум (дю), представляющий собой деревянный каркас, крытый оленьей ровдугой (летом) или оленьими шкурами (зимой). Иногда у долган встречались эвенкийские голомо – чумы, крытые корой и обложенные дёрном, а также якутские балаганы.

Племена, жившие по Хатангскому тракту, переняли у русских строительство изб. А для кочёвок позаимствовали балок. Так называлось жилье с каркасом из реек, поставленным на полозья. Этот каркас обтягивали ситцем и, конечно же, оленьими шкурами. В таких домиках на санях были стеклянные окна, железная печка и нары. Балоки можно увидеть у некоторых современных кочевников Таймыра и в наше время.

В XX веке большая часть долганских кочевников перешла к оседлому образу жизни. Сейчас многие из них живут в поселках с типовой застройкой. Возле таких населенных пунктов почти нет дач, а дворы не отделены заборами.

Внешность долган

Несмотря на смешение множества национальностей (кроме трёх основных в долганском этническом коктейле поучаствовали и другие северные народы), долганы больше всего похожи на эвенков. У них продолговатые лица и широкий лоб.
Как и эвенки, долганы не стригли волосы, а заплетали их в косы.

Известные долганы

Основоположником долганского изобразительного искусства стал художник-график Борис Николаевич Молчанов. Он родился в 1938 году в фактории Камень Авамского района Красноярского края (ныне поселок Хантайское Озеро Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района).

Рисованием и аппликацией мальчик увлекся еще в школе-интернате в Норильске, где ходил в художественный кружок. В 1951 году он получил диплом третьей степени на десятой Всероссийской детской выставке в Москве. После школы поступил в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Позже увлёкся линогравюрой, но в родном посёлке ему неоткуда было взять материал для этого вида искусства. И тогда он придумал делать картины из замши и кожи по собственной технологии.

Любопытно, что материал художник брал со старого покрытия долганских чумов, недостатка в котором у него не было. И тем самым ещё лучше передал в своих произведениях суровую красоту тайги и закалённый Севером характер местных жителей. Кожаные картины сделали Молчанова всемирно известным.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

Рубрики

Наша Среда online

Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

О нас

Народы России. Долганы

Численность долган сегодня примерно 6 тысяч 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском автономном округе, а 935 — человек — в Республике Саха (Якутия), в том числе компактно проживают в Анабарском улусе 879 человек. Основной ареал расселения долган-Хантангский и Дудинский районы Таймырского АО, Анабарский район Якутии. Небольшое число долган расселено также на Енисее в районе Дудинки.

Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский регион — их основная современная этническая территория.

Долганский язык — древний якутский язык периода активной миграции якутов и их контактов с тунгусскими народами. Специалисты относят долганский язык и к якутской подгруппе тюркских языков. Современный якутский язык в основном понятен долганам. На якутском языке часть долган читает книги, журналы, многие могут изъясняться.

Вместе с тем, литературный якутский мало применим у них в повседневном общении. Среди специалистов до сих пор нет единого мнения, является ли долганский язык самостоятельным или же это диалект якутского языка.

Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские, в 1989 г. родным языком владели свыше 83 % долган.

Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970 г., первая книга вышла в свет в 1973 г., первый долганский букварь — в 1981 г. Разработана письменность на базе говоров наиболее компактного ядра — хатангских долган.

Долганы сложились в результате процессов взаимной ассимиляции и слияния групп эвенков и других малочисленных тунгусских племен в этногенезе долган участвовали и якуты. Происходило это в условиях широкого распространения якутского языка, понятного всем народам региона. Теснимые якутами, долганы постепенно мигрировали на Таймыр,где и проживают до настоящего времени.

Введение обучения долганских детей на якутском языке с использованием соответствующих учебников не дало положительных результатов. В последние 20 лет осуществляется преподавание долганского языка, издается учебная и художественная литература. Обучение в школах ведется на русском и , в ряде случаев, — на якутском языках. Преподавателей долганского языка готовит педучилище в г. Дудинке.

Историческая справка

Таким образом, долганы — это ныне один из малочисленных народов Севера Российской Федерации, который проживает на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяет обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке.

К началу Октябрьской революции эта группа населения находилась в ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с административным центром (условно) в населенном пункте Носко (ныне поселок Хатанга).

27 апреля 1922 года ВЦИК РСФСР обнародовал постановление об образовании Якутской АССР, которым в законодательном порядке были установлены внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК Хатанго-Анабарский район был передан в состав Якутии и он вошел в Булунский округ. С этого времени вплоть до 1930 года начинается тяжба между якутским правительством и Енисейской губернией за владение Хатанго-Анабарским районом.

Но все-таки основная масса населения этой земли из-за отсутствия реальной помощи со стороны Туруханского края тяготеет к Якутии

Хозяйство и быт

Самым распространенным жилищем у долган был конический шалаш, покрытый ровдугой (летом) или шкурами (зимой); зимние шалаши покрывались обычно нюками из шкур оленей с подстриженной шерстью, причём в два ряда (меховой стороной нюка наружу) покрывали только зажиточные, летние шалаши покрывали нюками из ровдуги, более легкими для перевозок вьюком на олене. Летом огонь разводили в углублении на земле или прямо на земле, причем кострище иногда обкладывали кругом кусочками дерна. Долганы использовали также пирамидообразный шалаш, обложенный дерном; пирамидообразный шалаш с плоской крышей; зимний шалаш в форме усеченной пирамиды на срубном основании и нартенный чум.

Летом как правило распространена верховая и вьючная езда на олене, на нартах перевозят только лодки. Зимой передвигаются на нартах, которые могут быть мужскими, женскими, а также грузовыми.

Седла также различаются: мужские с маленькими луками, вверху округлые, роговые, полки с узкими планками укреплены с очень слабым наклоном и вставлены в чехлы, сшитые из оленьей шкуры мехом внутрь и набитые шерстью; женские седла — они же вьючные — имеют высокие, широкие вертикальные деревянные луки, полки укреплены с большим наклоном и вставлены в мешки, набитые шерстью и простеганные ниже полок, недоуздок бывает украшен налобной полоской, сплошь вышитой бисером, часто с большим количеством кистей, привязанных к нащечной части. Подпруга с кольцом. Седло укладывается оленю на лопатки. При езде пользуются высоким посохом. Садятся на оленя справа. Кроме того, на охоте используются лыжи, подшитые оленьим камусом, аналогичные эвенкийским, с выгнутостью под креплением, приподнятыми носками, тонкие и короткие. Термины для обозначения лыж у долганов якутские — кайыhар (голицы) и туут (подшитые).

Водный транспорт долганов с транспортом соседних народов. Они используют челноки — долбленки двух видов. Долбленки первого вида идентичны хантыйскому обласа. Долганы обычно приобретали их у хантов. Второй вид челнока совпадает с якутской долбленкой, но долганы умели изготовлять его и сами. На изготовление долбленок употреблялись стволы ели или лиственницы.

Кроме долбленок, долганы пользовались составными челноками (тыы), такими же как у якутов. Величина их не отличалась от долбленок. Как долбленые, так и составные челноки употреблялись главным образом на охоте на водоплавающую птицу и при рыбной ловле. Передвигались на челноках с помощью двухлопастных весел.

Для перевозок, а также при неводьбе, долганы пользовались общераспространенными в Сибири дощатыми лодками (онгочо) с плоским или выдолбленным днищем и наставными (из нескольких досок) бортами. Предпочитались лодки небольших размеров, от 4 до 5 м. в длину.

У долганов в отличие от других сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды. Мужская одежда долганов тяготела к эвенкийской, где она являлась и мужской и женской; в то же время женская одежда совпадала с одеждой авамских эвенков; в мужской одежде наблюдались еще и элементы якутской одежды.

Старинная верхняя одежда долганов (мукаалкан), бытовавшая только у мужчин, была распашная, из оленьих шкур мехом наружу; полы сходились и завязывались ровдужными завязками, но несмотря на это под одежду надевали нагрудник, прикрывавший живот и грудь. Вдоль пол и спереди по поясу одежда украшалась нашивной полосой из сукна красного цвета, вышитой бисером. Таким же образом украшали и треугольные клинья на спинке. У мужчин также была распространена эвенкийская парка, с отдельно скроенной спинкой, носившая название кёп хопоо.

Распространена женская одежда схожая с одеждой авамских эвенков, с покроем спинки в талию, полукруглыми клиньями на спинке выше пояса и двумя прямоугольными клиньями от пояса вниз.

Головным убором как у мужчин, так и у женщин служил капор двух покроев. Наиболее распространенным был капор, состоящий из трех частей: центральной (продольной) полосы, покрывающей темя и затылок головы, и двух боковых полос, закрывающих уши и щеки. Капор второго покроя состоял из двух частей: широкой полосы, проходящей поперек головы и вшивной полукруглой части, закрывающей затылок. Шили капоры из меха, ровдуги и сукна. Их делали на подкладке из оленьего меха с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой по нижнему краю капора. Меховые капоры, шитые из шкурок и лапок лисы, волка или голубого песца, были наиболее старинными; в конце XIX и начале XX века их носили только женщины и пожилые мужчины. Мех разных цветов подбирали по эти капоры таким образом, что продольная часть их украшалась поперечными полосками. У ровдужных капоров также украшали продольную вставку, вышивая ее белым подшейным волосом.

Долганы украшали свои капоры большим количеством цветного бисера в виде рядов, расположенных по основным швам капора. На продольной, теменной части обычно делали украшение в виде горизонтальных полосок.

Обувь шили из оленьих камусов (зимняя). или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов.

Духовная культура

Несмотря на то, что с Х1Х в. долганы официально считались православными, в их среде продолжал господствовать анимизм. Большую роль играло шаманство. Мир состоял из нижнего, среднего и верхнего миров, по которым во время камлания и путешествовал шаман. Камлание должно было помочь сотворить из существующего Хаоса — Космос, т.е. продолжала поддерживаться традиция возвращения ко времени первотворения. У долганских шаманов существовали те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и колотушка.

В центре бубна на ремнях укрепляли железную крестовину — быарык. Встречались бубны с крестовиной, включенной в железное кольцо. Иногда в верхней части крестовины прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы (оксоку).

На внутреннюю поверхность обтяжки наносили рисунки красной краской — концентрические круги, крестовину бубна, изображали оленя. Иногда украшали и наружную поверхность бубна.

Колотушку (булайях) делали из лиственницы, из мамонтовой кости или оленьего рога. Одну сторону ее орнаментировали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

Читайте также: