Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1118 0

(СЛАЙД) В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

(СЛАЙД) Для современного этапа развития специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Одной из проблем является организация обучения и воспитания в школе таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создавались условия для более успешного ее развития.

Невозможно не напомнить об отечественных педагогах, психологах-классиках, чьи труды лежат в методологии любой деятельности с особенными детьми.

(СЛАЙД) Исходными теоретическими положениями при работе с аномальными детьми являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии. В трудах Л.С.Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания и обучения формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе системы коррекционного обучения и воспитания. Продолжение идей Л.С.Выготского нашло отражение в трудах его учеников: Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозовой, Д.Б.Эльконина, В.В.Воронковой, внесших весомый вклад в развитие отечественной дефектологии.

(СЛАЙД) Ориентиром для коррекционного воспитания детей с нарушением интеллекта явились результаты исследований А.В.Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношения к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой заделы на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возрастного периода. А.В.Запорожец обосновал концепцию детского развития, предусматривающую создание определенных условий для обогащения всех сторон личностного развития и их взаимосвязь.

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения и воспитания таким образом, чтобы в ходе каждого урока или занятия упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого педагогу необходимо включать в деятельность специальные коррекционные упражнения: для развития артикуляционного аппарата, развития ММР, динамические паузы для снятия эмоционального напряжения, для развития речевого дыхания, снятия зрительного напряжения и т.п. Кроме того, огромную роль для формирования и становления личности ребенка играет комплексный подход в обучении и воспитании со стороны всех специалистов, способных оказать влияние на развитие маленького человека. (СЛАЙД) Именно они образуют единое коррекционно-образовательное пространство, при наличии которого достигается стойкость результатов образования аномальных детей.

(СЛАЙД) Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя и порой вызывает у него ряд сложностей и вопросов.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы воспитанников. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретённых на уроке.

(СЛАЙД) В условиях школы-интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке.

(СЛАЙД) Самоподготовка по сути является продолжением учебного процесса, однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя - дать учащимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закреплять у воспитанников знания, полученные на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдать режим работы (вовремя начинать и заканчивать самоподготовку, перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий).

Журналы взаимосвязи (сигнальная тетрадь, логопедическая тетрадь)

Дозировка времени в разных классах.

(СЛАЙД) Успех самоподготовки определяется следующим:

к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов (у младших школьников – это сончас) и обязательного пребывания на свежем воздухе);

целесообразной регламентацией времени;

строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

Но нельзя забывать, что важным из условий успешной самоподготовки является правильная организация, то есть владение структурой ее проведения.

Выполнение алгоритма самоподготовки позволит получить эффект от этого режимного момента не только педагогу, но и его воспитанникам.

В целом структура самоподготовки проста: (СЛАЙД)

Как вы могли заметить, во внеурочное время именно на самоподготовке большое внимание педагога уделяется использованию коррекционных технологий. Какие именно технологии использовать, конечно, дело каждого педагога в отдельности, но то, что применение их необходимо не должно вызывать сомнений.

В современной педагогике используются разнообразные коррекционные технологии, как традиционные, так и инновационные.

Давайте рассмотрим некоторые традиционные коррекционные технологии, которые наиболее часто используют в работе с детьми с нарушением интеллекта.

(СЛАЙД) Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной артикуляционной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

(СЛАЙД) Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

(СЛАЙД)Физкультминутки. Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков и занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.

Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом уроке и занятии. Время проведения физкультурных минуток определяет педагог по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 15-й – 20-ой минутах урока или занятия.

(СЛАЙД) В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.

Физкультурные минутки вносят разнообразие в занятия, прибавляют детям не только настроение, но и дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий. (Интерактивные физминутки)

(СЛАЙД)Упражнения для мелкой моторики пальцев. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, и мелкой моторики подчеркивается многими специалистами.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

(СЛАЙД) Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями интеллекта и речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные, не координированные.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения детей неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь ребенку с нарушением интеллекта совершенствовать мелкую моторику, нужно систематически играть с ним в развивающие игры.

(СЛАЙД)Упражнения для развития речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

(СЛАЙД) Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

(СЛАЙД)Упражнения для глаз. Большой объем информации, которую мы "поглощаем" каждый день, требует от наших глаз почти постоянного напряжения. И, естественно, они устают. Многие проблемы со зрением возникают именно от перенапряжения. Даже человеку с "единицей" необходим отдых для глаз. Иначе после напряженной работы могут появиться такие симптомы, как сухость глаз, покраснение, ухудшение зрения вдаль. Что уж говорить о тех, у кого зрение оставляет желать лучшего, — в таком случае отдых глазам просто необходим.

Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

(СЛАЙД) Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Хочу предложить вам познакомиться с некоторыми упражнениями для снятия зрительного напряжения. (СЛАЙДЫ до сон)

Конечно, использование коррекционных технологий не ограничивается одной самоподготовкой, сейчас мы вкратце познакомимся с нетрадиционными коррекционными технологиями и станет понятно, что они заняли достойное место на занятиях, прогулках, в свободной деятельности воспитанников.

К инновационным коррекционным технологиям относятся: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия, игротерапия, изотерапия и т.п.

Давайте остановимся на наиболее распространенных из них.

(СЛАЙД) Широкое распространение в последнее время приобрела арт-терапия.

Арт-терапия – это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем. Арт-терапия дает им возможность самостоятельно участвовать в жизни общества, помогает развить творческие способности.

Широко используются следующие виды арт-терапии: (СЛАЙД)

(СЛАЙД) В условиях школы-интерната целесообразно использовать игротерапию. М.В.Киселева дает такое определение. Игротерапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

(СЛАЙД) Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры ребенок социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

(СЛАЙД) В нашей работе с детьми как разновидность используем игры с природным материалом: с песком и со снегом. Игры с природным материалом для детей являются не только, необычными для них, но они развивают у детей художественные способности, эстетический вкус, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики.

(СЛАЙД) Одним из увлечений детей в арт-терапии является изобразительное искусство. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Изотерапия дает возможность:

- выходу внутренних конфликтов;

- пониманию собственных чувств и переживаний;

- способствует повышению самооценки;

- помогает в развитии творческих способностей.

(СЛАЙД) Куклотерапия – раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель терапии: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.

Сказкотерапия – психокоррекция средствами литературных произведений – сказками.

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами:

(СЛАЙД) Музыкотерапия – это система психокоррекция здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий.

- уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

- снять напряженность в отношениях с другими людьми;

- улучшить самочувствие, активность, настроение;

(СЛАЙД) Мы предложили вашему вниманию коррекционные технологии, наиболее используемые в работе с детьми с нарушением интеллекта. Все вышеперечисленные технологии должны систематически применяться во внеурочное время: при проведении самоподготовки, внеклассных занятий, в свободной деятельности детей и т.п.

(СЛАЙД) И, конечно же, нам, педагогам не стоит забывать, что систематическая и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа создает основу для развития у школьников положительных качеств личности, развитию познавательных способностей учащихся, способствует коррекции дефектов, наблюдаемых у детей с нарушением интеллекта. (щелчок)

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллектуального развития, в первую очередь направлена на социальную адаптацию данной категории воспитанников, расширение их компенсаторных способностей, с последующей перспективой безболезненной интеграции в школьный социум, во взрослую жизнь. Необходимо использовать все жизненно необходимые потенции детей, формировать и развивать у них навыки гигиены, самообслуживания в быту, умения общаться со сверстниками и взрослыми, уметь совершать элементарные трудовые действия, решать несложные бытовые вопросы. Все это является достижимым, если педагогами и специалистами, работающими с особыми детьми, используется необходимый арсенал специальных коррекционных технологий, методов, средств, приемов в условиях проводимых занятий, во время совместной деятельности с детьми.

Коррекционно-развивающий процесс может быть эффективно осуществлен в том случае, если будут соблюдаться основные психолого-педагогические закономерности, определяющие необходимые условия организации деятельности с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Эти условия касаются организации и проведения коррекционно-развивающей работы с психическими функциями и физическими способностями детей.

При проведении занятия необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития, уметь определить зону ближайшего развития. При этом не забывать об использовании методов и приемов коррекционной работы, посильных ребенку согласно его психофизическим возможностям, образовательным способностям.

Педагогу, осуществляющему коррекционно-развивающую работу с ребенком, имеющим нарушение интеллектуального развития, необходимо помнить несколько важных правил:

1. Доводить до ребенка только четкую словесную инструкцию, при необходимости сложную инструкцию разбивать на ряд простых фраз.

2. При проведении занятий педагог должен обращать внимание на установление и поддержание зрительного контакта с ребенком, поддерживать положительный эмоциональный тон занятия.

3. Необходимо использовать такие методы и приемы, как повтор за педагогом, тактильно-вибрационный метод, метод стимуляции звукоподражаний.

Наиболее распространенными и эффективными технологиями в работе с детьми, имеющими нарушения развития, являются:

1) коррекционно-игровые технологии (подключение персонажей, сюрпризных моментов, игровых методов, приемов, использование развивающих дидактических, настольных игр, игрушек, игровых материалов и т. д.);

2) кинезиотренинг (логоритмика, коррекционная ритмика, жестовые и пальчиковые игры, метод замещающего онтогенеза);

3) психокоррекционные технологии (игры-драматизации, инсценирование, театрализованная деятельность, сказочные диалоги);

4) информационно-коммуникационные технологии (просмотр видео, развивающих заданий и программ, слушание аудиосказок с последующим обыгрыванием);

5) арт-стимуляция (рисование, лепка, игры на песочном столе, музыкальное сопровождение);

6) технологии по сенсорной интеграции (комплекс М. Монтессори, сенсорные наборы, оборудование, балансиры).

При использовании каждой из вышеперечисленных технологий осуществляется подбор соответствующего игрового материала, который должен быть безопасным, естественных цветов, привлекательным, эстетически оформленным. Это могут быть дидактические игры, игровые пособия, наглядный материал (иллюстрации, серии сюжетных картин, картины-нелепицы, ИКТ (программы и задания на стимуляцию звукоподражаний, отдельных слогов и слов; задания для развития связной речи – описание предметов, картин; загадки-описания и др.)

Не стоит забывать, что условия по коррекции нарушений развития особого ребенка необходимо соблюдать всем педагогам, включенным в психолого-педагогическое сопровождение, не забывая об основополагающих позициях:

1) единство требований, согласованность действий между взрослыми участниками образовательного процесса (тетради взаимодействия с воспитателями, устные обсуждения);

2) насыщенная развивающая предметно-пространственная среда;

3) адекватный подбор методов, приемов, средств в соответствии с уровнем актуального развития каждого ребенка с нарушениями интеллектуального развития;

4) индивидуальный подход;

5) работа с родителями, психолого-педагогическое просвещение, включение в образовательную деятельность.

Только при единых, согласованных, адекватных требованиях возможно достичь высоких результатов в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушение интеллектуального развития.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован педагогами и психологами коррекционных школ, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Система коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении специальных образовательной программ.

Система – это нечто целое, предусматривающее собой единство закономерно находящихся в определенной связи частей.

( словарь И. Ожегова).

Составляющими системы коррекционной работы являются: цель, принципы, структура, содержание, формы, методы, технологии и результаты.

Целью системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно – развивающего обучения как формы активной медико - психолого-пеагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности.

Нормативной базой системы являются:

- Типовое положение о специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

- Конвенция о правах ребенка;

Данная система реализует принципы:

Принцип личностно – ориентированного подхода;

Принцип дифференцированного подхода;

Принцип коррекционной направленности образовательного процесса

Система коррекционно - развивающего обучения предполагает наличие школьного психолого – медико - педагогического консилиума ( ПМПК), специальных учебников и программ, максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям.

Структура системы включает в себя три составляющие:

Диагностическую

Учебно – воспитательную

Лечебно – профилактическую

Диагностическая составляющая – консилиум, в состав которого входят педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, медицинский работник, завуч, директор.

Выявление уровня особенностей развития познавательной деятельности ( речи, памяти, внимания, работоспособности), изучение эмоционально – волевого, личностного развития детей;

Выявление актуального уровня развития;

Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекции обучения и воспитания;

Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов;

Подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровня школьной успешности;

Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, действующими в работе консилиума.

Деятельность педагога – психолога имеет следующие направления:

- Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях;

- Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся;

- Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе адаптации вновь прибывших детей;

- Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка;

- Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.

Целью логопедического сопровождения является оказание помощи обучающимся в развитии устной и письменной речи для дальнейшего успешного обучения и формирования ключевых социальных компенсаций.

Задачи логопедического сопровождения следующие:

Создание социальной и речевой среды каждому воспитаннику, помочь в раскрытии его способностей;

Скоординировать работу специалистов для осуществления комплексного подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений.

Основными направлениями социально- педагогической работы являются:

Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классе, школе;

Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость, посещение учреждения;

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций детей в семье;

Социальная защита обучаемого в связи с возникшими проблемами, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;

Пропаганда и разъяснение прав ребенка, семьи педагогам;

Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними в интересах решения социальных проблем обучающихся.

Учебно – воспитательная составляющая включает в себя следующие основные положения:

Пребывание ребенка в комфортном психологическом климате в классах с наполняемостью до 12 человек;

В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирование учебной мотивации, формирование обще интеллектуальных умений и навыков, устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки.

Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов.

Содержание учебно – воспитательного процесса строится на основе базисного учебного плана для специальных коррекционных школ YIII вида. Содержание предметов определяет программа для и специальных коррекционных образовательных учреждений YIII вида и специализированные учебники по данной программе.

Воспитательная роль – сформировать положительно мотивированное поведение. Данную задачу решают классные руководители, разнообразные направления воспитательной деятельности, кружковая работа.

Формы коррекционной работы можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные – это классные уроки и воспитательные занятия, индивидуальные и групповые занятия психолога, логопеда, соцпедагога, занятия в кружках.

К нетрадиционным можно отнести экскурсии, игры, концерт, соревнования, КВН, путешествия, интегрированные уроки и занятия.

В системе коррекционной работы используются разнообразные методы:

- Методы, зависимые от средств обучения;

-Методы, учитывающие степень активности обучающихся;

- Методы организации деятельности;

- Методы контроля и стимулирования.

В системе коррекционно – развивающей работы используются следующие технологии:

Личностно – ориентированного обучения;

Технология внутриклассной дифференциации ( по М. С. Певзнер);

Элементы проблемного обучения ( по Эльконину);

Технологии развивающего обучения ( Занкова Л.В.)

Коррекционно – развивающее обучение и воспитание ( Е. Д. Худенко)

Технологии учебного проектирования;

Лечебно – профилактическая составляющая системы коррекционной работы обеспечивает соматическое и психическое здоровье обучающихся.

Медицинский работник использует данные медосмотра для организации лечебно – профилактической работы.

Педагоги на своих уроках и мероприятиях реализуют здоровьесберегающие технологии, тем самым укрепляя здоровье обучающихся. В школе проводятся занятия ритмики, психологические занятия, специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья.

В качестве показателей результативности и эффективности системы коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ можно считать такие показатели как

- Повышение познавательной активности, учебной мотивации, рост уровня воспитанности

- Уменьшение числа различных заболеваний

-динамику индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ

- сравнительная характеристика данных медико – психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения с положительной динамикой.

Грамотно организованная система коррекционно –развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .

Гост

ГОСТ

Суть коррекционных образовательных технологий

В настоящее время все большей потребностью становятся образовательные коррекционные технологии, направленные на обучение, развитие и коррекцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это связано с тем, что количество детей с ОВЗ имеет тенденцию к росту. Детей с ОВЗ становится все больше, их необходимо не только учить и развивать, но и вести работу по коррекции отклонений и социализации в обществе. В связи с этим значимую роль приобретает инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это обучение и развитие детей с ОВЗ в рамках общеобразовательных школ разных уровней.

Инклюзивное образование предоставляет детям с ОВЗ равные со здоровыми детьми возможности в области получения образования. Данный вид образования имеет как противников, так и сторонников. Неоднократно на тематических конференциях освещаются положительные и отрицательные стороны такого вида образования.

С введением инклюзивного образования перед педагогическим коллективом остро встал вопрос об организации эффективного образовательного процесса для детей с ОВЗ. Помимо оснащения учебного заведения необходимым оборудованием и материалами, педагогами внедряются разнообразные коррекционные образовательные технологии, направленные на обучение, развитие и корректировку отклонений у детей с ОВЗ.

Основная цель внедрения коррекционных образовательных технологий – обеспечение и создание эффективных условий обучения для каждого учащегося с ОВЗ.

Коррекционные образовательные технологии – это комплекс методов, форм и приемов обучения, применяемых в работе с детьми с ОВЗ, направленные на исправление отклонений или нарушений в их развитии.

Посредством использования коррекционных образовательных технологий педагог (дефектолог) имеет возможность обеспечить необходимое адекватное и полноценное усвоение учащимися с ОВЗ образовательной программы.

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективность внедрения коррекционной образовательной технологии в процесс обучения во многом зависит от того насколько тщательно она продумана, какие поставленные цели и задачи, какой подход работы с детьми выбран, а также от наполнения содержания технологии.

Сущность применения образовательных коррекционных технологий заключается в том, что она нацелена на перспективу и возможности индивидуализации коррекционного обучения. Индивидуальное коррекционное обучение гарантирует каждому учащемуся организацию образовательного процесса согласно его индивидуальным способностям и возможностям.

Характеристика основных видов коррекционных образовательных технологий

Выделяют следующие виды коррекционных образовательных технологий:

Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.

Цель: осуществление полной и качественной оценки развития речи у детей с различными видами отклонений в развитии.

Данная коррекционная технология направлена на развитие у детей с ОВЗ коммуникативных компетенций.

Ожидаемым результатом от внедрения технологии, является получение максимально точных и полных сведений о речевых нарушения у каждого ребенка с ОВЗ, выстраивание грамотной лого-коррекционной работы, направленной на исправление выявленных нарушений.

Технология уровневой дифференциации

Цель: организация обучающего процесса на уровне возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ, адаптация обучения к особенностям развития ребенка.

Данная коррекционная технология направлена на развитие коммуникативных, когнитивных и социально-личностных компетенций у ребенка с ОВЗ.

Планируемым результатом внедрения технологии является предоставление каждому учащемуся в ОВЗ овладение базовыми знаниями и умениями, на основании индивидуальных особенностей и возможностей.

Технология индивидуализации обучения

Цель: сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка с ОВЗ, его потенциальных возможностей и способностей.

Технология направлена на развитие когнитивных и социально-информационных компетенций.

Ожидаемым эффектом внедрения технологии является:

  • предупреждение неуспеваемости учащихся с ОВЗ;
  • формирование у них знаний, умений и навыков, посредством опоры на зону ближайшего развития;
  • повышение мотивации на обучения и развитие познавательных процессов (память, мышление и т.д.).

Технология проблемного обучения

Цель: формирование и развитие способов самостоятельной деятельности.

Основные компетенции, на которые направлена технология – коммуникативные и когнитивные.

Эффектом от внедрения технологии является формирование активной деятельности учащихся с ОВЗ, по решению проблемных ситуаций, развитие познавательной активности и мыслительных способностей.

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.)

Цель: формирование и развитие вербальных средств коммуникации, речевого общение, активизация словаря, грамматического строя и связанной речи у детей с ОВЗ.

Технология направлена на развитие у детей с ОВЗ коммуникативных, социально-личностных и межкультурных компетенций.

Ожидаемым эффектом является развитие речевого общения, формирование первичных навыков правильного произношения звуков, пополнение и активизация словаря, появление целостных фраз в речи ребенка.

Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.

Внедрение данных образовательных коррекционных технологий способствует развитию, формированию, коррекции и воспитанию личности ребёнка с ОВЗ. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.

Читайте также: