Доклад интеграция общего и дополнительного образования

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: статья посвящена проблеме интеграции общего и дополнительного образования, раскрыты ее перспективы. Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях. Социальный заказ общества определил проблему формирования личности на принципах культурологических ценностей. Эту проблему можно реализовать только через развитие ребёнка в различных видах деятельности, общения, бытия.

Ключевые слова: интеграция общего и дополнительного образования, образовательный стандарт, деятельность, результаты.

Интеграция - это выстроено-продуманный процесс обучения и воспитания, способствующий переосмыслению структуры организации обучения, подготовки обучающихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирования у обучающихся понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом.

Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тему изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

Запросы к современной системе образования ориентированы на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, сквозь призму свежих идей и открытий, расширять собственные представления о мире.

В настоящее время очень выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются важным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда правильной. Современные дети почти совсем не читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют подлинно культурное образование.

Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не могут переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их использовать.

Интеграция предметов в системе образования позволяет решать задачи поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и социоумом в целом.

Подоплёка целевых установок организации внеурочной деятельности связана с тем, что стандартами определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Абсолютно логично, что для их достижения должны были быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам создателей стандартов, и должна стать внеурочная деятельность. Связано это с тем, что только на уроке не всегда возможно сформировать или отследить некоторые новые качества личности.

Действительно, не всегда возможно лишь только на уроке сформировать то, что в стандарте называется метапредметными результатами, например, отработать коммуникативные действия, а если просто сказать – научить ребят между собой общаться, научить их вместе выполнять какую-то творческую работу, обучить их дружбе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности обучающихся уделено особенное внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Без сомнения, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития креативных интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. В силу своей гибкости она может решать самые различные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей подразумевает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В современных условиях дополнительное образование детей не что-то вторичное по отношению к школе. Оно по своей сущности есть то образование, та ось, на которой основывается развивающее вариативное смысловое образование. Понятно, что нельзя продолжать кормить детей знаниями, пичкать их информацией, нельзя строить дополнительное образование как чисто учебный процесс. Суть образования в создании интегрированного обучения. Нужно чётко понимать, что дополнительному образованию приходится вступать в диалог со школой и внешкольными формами жизни ребёнка, но ни в коем случае нельзя идти по образу и подобию школы.

Дополнительное образование должно давать ребёнку не только и не столько знания о явлениях мира, сколько смысл, значение для ребёнка той или иной реальности.

Перспектива интеграции общего и дополнительного образования это

создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме - наиближайшей среде жизнедеятельности обучающегося, которое гарантирует его успешную интеграцию и адаптацию к современным социокультурным условиям, что означает:

Свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности;

Ориентацию на личностные интересы, потребности, способности обучающихся;

Возможность свободного самоопределения и самореализации обучающихся;

Деятельностно - практическую основу образовательного процесса.

В настоящий момент с интеграцией общего и дополнительного образования происходит принципиальное изменение в понимании организации системы образования. Образовательная деятельность приобретает динамичный характер, утрачивает свою повторяемость, приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, появляется потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в контексте решения той или иной образовательной задачи.
Сфера дополнительного образования стала открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В перспективе хотелось бы, чтобы образовательные области, которые вначале изучаются в рамках дополнительных образовательных программ, затем входили бы в основную общеобразовательную программу образовательных учреждений.

Список использованной литературы

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 177 с.

2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк : ЛИРО, 2012.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования . Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

обогатить содержание и формы учебной деятельности;

сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индиви-дуального маршрута путем включения в занятия по интересам;

создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;

решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Пути интеграции базового и дополнительного образования детей можно проиллюстрировать следующими схемами

Одной из важных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школ с учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школ с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Не менее важно творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями ГПД

Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками Механизмы интеграции.

разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

предоставление услуг (консультативных, информационных, техничес-ких и др.);

взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;

совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

3.4.Результаты интеграции.

повышение качества образования;

переход от разрозненных форм общего и дополнительного образо-вания к целостной образовательной системе в условиях обще-образовательного учреждения;

обновление содержания программ общего и дополнительного образования;

формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;

оптимизация учебно-воспитательного процесса.

3.5.Возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в реализации новых образовательных целей.

Обязательное обучение детей в соответствии с государственным образовательным стандартом

Добровольный выбор детьми развиваю-щей и созидательной деятельности

Подготовка к поступлению в ВУЗ

Предоставление среды для активной самореализации, творчества, профессио-нальной ориентации

Взаимодействие с внешней средой

На основе гарантированного заказа государства ( право на общедоступное и бесплатное основное общее образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ)

На основе спроса потребителей (самостоятельный выбор детьми инте-ресующего их вида деятельности, опре-деляющий необходимость изучения их интересов и постоянное обновление до-полнительных образовательных услуг)

Организация взаимодействия с детьми

На основе субъектно-объектных отношений (ребёнок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных учителем)

На основе субъектно-субъектных от-

ношений (неформальное содружество де-тей и взрослых, объединённых общими интересами и добровольным характером совместной деятельности, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

Задача современной школы уже давно не заключается только в передаче знаний по ряду предметов. Более того, эта функция отходит на второй план, и приоритетным становится создание условий для всестороннего развития ребенка. У каждого есть склонности и способности к той или иной области знаний, творчества, практической или спортивной деятельности. И выявить эти задатки, дать им возможность развиться – одна из основных педагогических задач. Одних уроков для этого недостаточно. Поэтому такое внимание сегодня уделяется различным видам внеурочных практик школьников. Именно интеграция общего образования и дополнительного образования дает ребенку максимум возможностей для личностного развития.

Внеурочная деятельность или дополнительное образование?

Вам будет интересно: Объем правильной четырехугольной пирамиды. Формула и примеры задач

Эти два понятия часто путают между собой. Они действительно схожи тем, что создают условия для разностороннего развития школьника, но фактически это две разные сферы образования.

Внеурочная деятельность - это обязательная часть основной образовательной программы, по которой работает школа. Программы дополнительного образования реализуют соответствующие учреждения. Причем к их услугам прибегают учащиеся, которые уже определились, какая сфера деятельности или творчества им ближе, и часто это бывает связано с профессиональной ориентацией. Задача педагога при этом – развить имеющиеся способности, помочь их реализовать.

Вам будет интересно: Характеристика деятельности: общая, профессиональная, экономическая. Виды деятельности, процесс и общая оценка

Внеурочной деятельностью охвачены все школьники, участие в ней обязательно. Ребята пробуют себя в разных направлениях, чтобы понять, какая область им ближе. Учитель сопровождает этот процесс, помогая выявить задатки и склонности.

При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования возможна. Более того, внеурочные занятия и посещение кружков во дворце творчества могут эффективно дополнять друг друга. Непосредственные механизмы интеграции общего и дополнительного образования зависят от многих факторов: нормативной базы, материальных и технических возможностей, локации, кадрового потенциала и т. д.

Организация внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями федеральных стандартов внеурочные занятия направлены на достижение образовательных результатов, решение задач воспитания и социализации ребенка. Проводятся в формах, отличных от классно-урочной практики. Выделяют несколько основных тематических направлений внеурочной деятельности:

  • социальное;
  • общекультурное;
  • интеллектуальное;
  • духовно-нравственное;
  • спортивное и оздоровительное.

Вам будет интересно: Зенитные башни люфтваффе: особенности конструкций и назначение. Фортификационные сооружения Третьего рейха

В качестве организационных форм используются кружки, общества, мастерские, лаборатории, а также массовые экскурсии, конференции, соревнования, проекты.

интеграция общего и дополнительного образования детей

Разработан ряд моделей внеурочной деятельности, базирующихся как на возможностях самой школы, так и на интеграции общего и дополнительного образования детей.

Сотрудничество школы и системы дополнительного образования

Результативность процесса развития школьника может быть увеличена за счет использования ресурсов учреждений дополнительного образования. Это следует и из положений стандартов. Во ФГОС об интеграции в среднем общем образовании говорится: при организации внеурочной деятельности могут быть использованы возможности организаций культуры, спорта.

Кадровые, технические, информационные возможности системы дополнительного образования способствуют расширению развивающего пространства, формированию межпредметных знаний.

модель интеграции общего и дополнительного образования

При этом основным условием интеграции общего и дополнительного образования остается выработка четких правил и форм взаимодействия. Эффективность сотрудничества обеспечивается созданием общего программного и методического пространства. Предусматривается разработка соответствующей нормативной базы, коррекции локальных актов, распределение полномочий, модернизация образовательных программ.

Принципы интеграции

Вам будет интересно: Двигатель НЛО: устройство и принцип работы

В ходе интеграции создается особая развивающая среда, которая может разрушиться в случае прекращения сотрудничества. Любые интеграционные связи мобильны и динамичны, для их эффективного использования требуется постоянная коррекция, оперативная реакция на возникающие сложности со стороны участников образовательного процесса.

Можно выделить несколько обязательных условий продуктивной интеграции общего и дополнительного образования детей. К ним относятся:

  • предварительный опыт совместной работы;
  • приоритет образовательных целей над финансовыми задачами;
  • наличие совместно разработанной программы и плана работы, локальных актов, защищающих интересы и определяющих обязанности учреждений в рамках сотрудничества;
  • обладание ресурсами разного типа, которые при объединении могут создать необходимые возможности (информационные, организационные, кадровые, социальные, материальные);
  • пространственная близость учреждений.

Виды интеграции общего и дополнительного образования

В связи с введением новых стандартов меняются принципы взаимодействия на разных образовательных ступенях, появляются новые формы сотрудничества. Их задача – обеспечить непрерывность образования, создать условия для успешной социальной адаптации учащегося.

В сфере интеграции общего образования и дополнительного образования можно выделить два компонента: внешний и внутренний. Первый отвечает за создание единой педагогической системы, второй – за взаимное проникновение элементов разных образовательных областей.

виды интеграции общего и дополнительного образования

Для обеспечения совместного использования ресурсов применяются:

  • договорные отношения;
  • административное регулирование (если учредитель один);
  • сетевое образовательное объединение;
  • создание нового юридического лица (учебно-воспитательные комплексы).

Последние признаны наиболее эффективной, хоть и организационно трудоемкой формой интеграции. Довольно часто применяются: модель муниципальной сети с рядом крупных ресурсных центров, расположенных недалеко друг от друга; формат межшкольного комбината, взаимодействующего с профессиональными учреждениями, технопарками, учреждениями культуры и спорта.

Федеральные модели

В ходе проектирования формата интеграции общего образования и дополнительного образования создана вариативная модель взаимодействия. Она включает в себя ряд компонентов, каждый из которых может быть выбран как основа для разработки собственной версии и адаптирован под конкретные условия.

интеграция общего и дополнительного образования при организации

Если речь идет не просто о выборе ребенком некой дополнительной сферы интересов, а о профессиональной ориентации, организационно этот процесс осуществляется в ходе интеграции профессионального и общего образования.

Данная модель строится на взаимодействии школы сразу с несколькими типами учреждений. Это могут быть организации допобразования, спорта, культуры, иные социальные партнеры. Фактически происходит интеграция общего и дополнительного образования при организации взаимодействия нескольких образовательных пространств: учебного, внеурочного, дополнительного в рамках сетевого взаимодействия.

условия интеграции общего и дополнительного образования

В таких условиях залогом успеха является слаженность действий сотрудников всех задействованных организаций, единство педагогических целей, задач, используемых технологий. Фактически речь идет о создании единой воспитательной системы на основе межведомственного взаимодействия. Дополнительное образование, урочная, внеурочная деятельности ориентированы на общий результат – развитие личности ребенка в ходе его приобщения к учебным, социальным и культурным практикам. Такой подход обеспечивает:

  • ориентацию на способности и интересы учащегося;
  • широкий выбор сфер и видов деятельности;
  • практико-ориентированность образовательного процесса;
  • возможность самоопределения и самореализации.

Вам будет интересно: Биография польского политического деятеля Болеслава Берут

В ходе совместной работы учреждений может быть создана единая система информирования учащихся о готовящихся на территории района (города) проектах, мероприятиях, событиях, которые становятся частью общего воспитательного процесса.

Достаточно результативная модель интеграции дополнительного образования и общего образования, предусматривающая создание единого пространства развития и воспитания детей путем включения центра дополнительного образования в структуру школы.

Такое объединение позволяет более эффективнее решать общую для двух сфер образования задачу реализации индивидуальных социальных, творческих, познавательных интересов и потребностей школьника, формирования индивидуальной траектории его развития.

Подобная интеграция не становится формальностью. Каждая школа проводит анализ своих возможностей, позволяющих обеспечить дальнейшее развитие нового структурного подразделения.

Создаваемая образовательная среда дает ребенку возможность:

  • выбирать тематическое содержание и формы деятельности, позволяющие раскрыть его внутренний потенциал;
  • исполнять различные социальные роли, выбирать и менять коллективы и объединения;
  • общаться и взаимодействовать со взрослыми и ребятами разного возраста и круга интересов.

Показателями эффективности модели выступают: расширение спектра дополнительных образовательных программ; увеличение числа совместно проводимых мероприятий и проектов; заключение договоров о сотрудничестве; сохранение и увеличение контингента обучающихся и педагогов; удовлетворенность участников образовательного процесса.

Примеры интеграции из практики

Сегодня опыт разработки и внедрения эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования есть во многих регионах.

Так, в Мурманске на базе школы успешно действует музыкально-эстетический центр, в задачи которого входит приобщение подростков к музыкальному, изобразительному, театральному искусству. Открыто три отделения: хоровое, фольклорное, оркестровое. После 9-го класса ребята могут получить не только аттестат, но и свидетельство центра с правом поступления в средние и высшие музыкальные образовательные учреждения.

механизмом интеграции общего и дополнительного образования

Интеграция программ среднего общего и профессионального образования

Реформы в сфере образования предоставляют учреждениям больше возможностей для выбора программ и форм обучения. Расширяется и диапазон форматов взаимодействия разных ступеней образования. Одно из востребованных направлений – интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и программ среднего профессионального образования на основе индивидуального учебного плана. Это становится возможным в результате профилизации старшей школы, позволяющей сочетать элементы программ разного уровня. Вариативная часть программ, по которым учатся старшеклассники, может быть скорректирована таким образом, чтобы на первый план выходило изучение материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью. Важное значение при разработке образовательно-профессиональной программы имеет выбор форм и методов обучения. В них особенно заметно влияние системы профобразования с его упором на практико-ориентированность и деятельностный подход.

интеграция профессионального и общего образования

Целью такой интеграции являются: оптимизация сроков обучения; повышение качества профессиональных знаний и навыков; привлечение потенциальных работодателей к разработке конечных образовательных результатов. При этом школьники могут заранее ориентироваться на востребованные программы, заинтересовавшие работодателей.

После окончания обучения по такой интегрированной программе в 10-11-х классах и сдачи ЕГЭ, помимо школьного аттестата, выпускник получает академическую справку с указанием освоенных дисциплин (модулей) программы профобразования и результатов итоговой аттестации по ним.

При продолжении обучения по выбранному направлению студенту зачитывается ранее освоенный материал, что сокращает продолжительность получения профессионального образования.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Особенности интеграции общего и дополнительного образования в условиях. Презентация на заданную тему содержит 37 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Особенности интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации требований ФГОС ОО Кошелева Марина Евгеньевна, к.пед.н., проректор по организационно-методической работе ГОАУ ДПО ПК ИРО

Предлагаю поразмышлять над вопросами … Вокруг чего интегрируется сегодня общее и дополнительной образование?

Предлагаю поразмышлять над вопросами … Вокруг чего интегрируется сегодня общее и дополнительной образование? Общее и дополнительное образование интегрируется вокруг требований ФГОС ОО к результатам освоения ООП ОО и к наличию в школе внеурочной деятельности школьников как механизма реализации ООП ОО

Предлагаю поразмышлять над вопросами … Зачем нужна интеграция общего и дополнительного образования? Интеграция общего и дополнительного образования нужна для объединения усилий и ресурсов, позволяющих наиболее эффективно достигать планируемых результатов освоения ООП ОО

Предлагаю поразмышлять над вопросами … Какие пути интеграции используются в системе образования сегодня?

Сетевая модель взаимодействия Это способ деятельности организаций по совместному использованию различных ресурсов (информационных, инновационных, методических, кадровых, материально-технических и др.) для реализации различных образовательных программ и/или решения других проблем Характерные признаки сетевого взаимодействия - это взаимная выгода, социальное партнерство, становление формальных и неформальных контактов Образовательная сеть позволяет предлагать потребителю более разнообразные образовательные программы

Предлагаю поразмышлять над вопросами … Какие пути интеграции используются в системе образования сегодня? Интеграция общего и дополнительного образования происходит либо на основе использования внутренних ресурсов общеобразовательной организации либо на основе объединения образовательных организаций в образовательные комплексы (внутриинституциональная иерархическая модель), либо на основе интеграции в образовательные кластеры с использованием внутриведомственного и/или межведомственного взаимодействия (внеинституциональная сетевая модель)

Предлагаю поразмышлять над вопросами … Какие проблемы возникают при интеграции и каковы пути их решения?

Мониторинг и оценка эффективности реализации программ ВУД и ДОД Охват (статистика, мониторинги) по возрастам по направленности программ Рост заработной платы (статистика, мониторинг) Модернизация среды (статистика, мониторинг)

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования Создание сети ресурсных центров для обеспечения технологической подготовки учащихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта. Модернизация и развитие инфраструктуры в области физического культуры и спорта; образования, досуга и оздоровления детей в каникулярный период; музеев и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков. Внедрение современных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности. Развитие учебно-технической промышленности, включение инвестиционных проектов - интерактивных музеев, многофункциональных культурно-образовательных центров дополнительного образования Использование в системе дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в т.ч. учебно-научно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видео-студий и др.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования Привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования индивидуальных предпринимателей, волонтеров, представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности Поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования детей.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования Реализация модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагогов дополнительного образования организации стажировок на базе ресурсных центров и лучших практик и др. подготовка управленческих кадров с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации

Читайте также: