Технологический аудит производства доклад

Обновлено: 02.07.2024

Финансовая нестабильность заставляет предприятия, находящиеся в неустойчивом положении, искать пути выхода из ситуации. Для этого оценивается эффективность работы производства, выявляются возможные резервы и запасы, разрабатываются мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции. Эти задачи невозможно реализовать без комплексной оценки текущего состояния фирмы, которая проводится с помощью технического аудита.

Что такое технический аудит и кто его проводит?

Технический аудит – это специальная независимая экспертиза, основанная на проведении плановых, комплексных, внеочередных или тематических проверок.

Задача технического аудита заключается в определении и уточнении уровня технического оснащения предприятия, текущего состояния объекта, выявлении существующих проблем, разработке мероприятий, направленных на решение негативных вопросов в производственной сфере.

Фирма, которая прошла данную процедуру и привела все документы в порядок, имеет больше шансов беспроблемно пройти государственный контроль. Таким образом, технический аудит – это комплекс мероприятий, направленных на подготовку предприятия к государственным проверкам.

Технический аудит может проводиться собственными силами организации, чтобы сэкономить средства, или с привлечением сторонних экспертных инжиниринговых фирм. Несмотря на высокую стоимость экспертных услуг, привлечение стороннего специалиста станет более оправданным решением. Независимый эксперт свежим взглядом посмотрит на сложившуюся в организации ситуацию, проведет для нее техническую экспертизу, выявит проблемы, выдаст соответствующее заключение.


К основным принципам технического аудита относятся:

  • независимость и объективность. Тот, кто проводит аудит, дает объективную оценку сложившемуся положению. Данный специалист не имеет ни имущественного, ни материального интереса в конкретном предприятии;
  • конфиденциальность. Аудитор перед процедурой подписывает соответствующее соглашение о неразглашении результатов проверки. Третьим лицам информацию разрешено передавать только на основании запроса судебных органов или с согласия клиента;
  • компетентность. Проверяющий специалист – человек с высоким уровнем образования, профессионализма, добропорядочности.

Цели технического аудита

Главная цель аудита – сбор, систематизация, анализ, комплексная оценка полученной в ходе проверки информации, в результате которой выдается экспертное заключение, рекомендации и предложения по доведению производственных мощностей и оборудования до соответствия установленным нормам, требованиям, правилам.

Также по итогам проверки разрабатываются первоочередные мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, являющихся причинами травматизма сотрудников организации, обеспечение бесперебойной и безопасной работы оборудования.

К другим целям технического аудита относятся:

  • проверка работы эксплуатационной службы;
  • оценка целесообразности, эффективности затрат;
  • оценка компетентности отдельно взятых или всех сотрудников фирмы, то есть аудит технических сотрудников на предмет соответствия специалистов занимаемым должностям;
  • исправление или формирование новой эксплуатационной службы;
  • проверка и контроль финансовой деятельности, в ходе которой сопоставляются затраты, оценивается эффективность работы, проверяется бюджет фирмы;
  • составление экспертного заключения по результатам процедуры.

Такая комплексная проверка, направленная на достижение всех поставленных задач, увеличит эффективность работы отдельных служб предприятия, поможет сократить расходы, связанные с их содержанием.


Во время проведения технического аудита изучению подлежит вся документация предприятия:

  • лицензии на внедренные в рабочий процесс технологии;
  • паспорта оборудования;
  • внутренние приказы и распоряжения;
  • журналы учета, техники безопасности;
  • эксплуатационная документация;
  • сметы на капитальный ремонт производственных зданий.

Также тестируется оборудование на предмет исправности, бесперебойной работы, безопасности. Кроме этого снимаются показания приборов учета, сверяются данные по произведенным платежам в счет оплаты электроэнергии с данными оборудования.

Проверке подлежат не только внутренние документы, но также проводится опрос сотрудников, начальников цехов, руководителей подразделений с целью сбора максимального объема сведений для составления экспертного заключения.

Помимо стандартных рекомендаций, аудитор может предложить внедрить более глобальные изменения вплоть до реорганизации производства или его диверсификации, если это поможет решить существующие проблемы.

Поскольку объектов исследования в ходе аудиторской проверки охватывается очень много, экспертная комиссия должна включать несколько человек, обладающих навыками и знаниями в соответствующих областях.

Важность проведения технического аудита для предприятия

Для любой организации проведение комплекса проверочных мероприятий даст возможность получить достоверную информацию об эффективности использования всех активов и запасов, выявить состояние работы оборудования, соответствие технического оснащения установленным требованиям.


Аудит направлен на оценку эффективности работы организации в целом, определение слабых и сильных сторон в деятельности.

Кроме этого аудит:

  • позволит найти способы увеличения прибыли с использованием имеющегося оборудования;
  • спрогнозирует коммерческий потенциал фирмы;
  • поможет найти информацию, на основании которой будут приняты решения по изменению стратегии управления производственным процессом;
  • позволит достичь эффективного результата при переоснащении производства.

Какому предприятию отдать предпочтение для проведения аудита – дело сугубо индивидуальное. Главное – специалисты инжиниринговой компании должны обладать опытом и навыками работы в требуемой области. Руководитель проверяемой фирмы для получения объективной оценки по результатам проверки должен оказывать всяческое содействие экспертам, предоставлять запрашиваемую информацию.

Этапы и особенности проведения аудита

Технический аудит – комплекс мероприятий, проводимых в несколько этапов:

  • предварительный. Выявляются предприятия-аналоги, собираются и обрабатываются данные о них, собирается и обрабатывается информация о текущем состоянии организации-клиента;
  • аналитический. Анализ сложившейся ситуации по конкурентам и предприятию-клиенту, сравнение показателей работы всех исследуемых объектов в количественном и качественном выражении;
  • заключительный: определяется лучший опыт, разрабатываются практические рекомендации для клиента, отчет презентуется руководству проверяемой компании.


В состав отчета входят:

  • перечень поставленных задач клиентом;
  • информация о текущем положении дел на предприятии и базовых технологических решений;
  • предложения от экспертной комиссии, направленные на решение вопросов, которые помогут улучшить материально-техническое положение заказчика;
  • инвестиционные расчеты – определение направлений вложения средств, примерных сроков возврата инвестиций.

На основании отчетов предприятием разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на техническое перевооружение и оснащение производства.

Заключение

Проведенный аудит позволит руководству предприятия получить комплексную оценку текущего состояния, оценить насколько эффективным является управление фирмой, изменить управленческую стратегию при необходимости, выявить слабые и сильные стороны деятельности, стабилизировать технологические процессы, вывести организацию на новый уровень развития.

Задачами техаудита является оценка технологического потенциала предприятия. В процессе оценки определяются сильные и слабые стороны предприятия, а результатом аудита являются конкретные предложения по технологическому развитию и совершенствованию, приобретению новых необходимых технологий и оборудования. Обычно для проведения технологического аудита приглашается внешняя консалтинговая (инжиниринговая) компания, которая активно сотрудничает как с руководством, так и сотрудниками компании-заказчика. Как показывает опыт, этот вариант - самый оптимальный, так как проведение аудита собственными силами компании-заказчика не всегда может показать объективную ситуацию (сотрудники предприятия могут не обладать соответствующим уровнем знаний, опытом, могут не владеть методикой, инструментарием и, по большому счету, самой технологией проведения такого аудита), но и внешний консультант также не владеет многими нюансами организации производства именно в этой компании, именно на этой производственной площадке. Как обычно для всех консалтинговых (и не только консалтинговых) проектов, заинтересованность руководства компании-заказчика и поддержка проекта на самом высшем уровне – одни из обязательных условий для успешного проведения техаудита. Еще одно важное условие – все сотрудники предприятия-заказчика, которые будут прямо или косвенно задействованы в этом проекте, должны быть проинформированы о целях и методах аудита, поскольку без их участия и поддержки рассчитывать на успех проекта нет смысла. Технологический аудит может быть хорошей исходной точкой для дальнейшего развития компании, конечно, если он проводится опытной инжиниринговой компанией и серьезно воспринимается руководством предприятия-заказчика. Стоит отметить, что технологический аудит, как и любые консультационные услуги, сам по себе не может решить застаревших фундаментальных проблем предприятия-заказчика, от него не стоит ожидать моментальной финансовой выгоды, он не сможет сам устранить имеющиеся недостатки. Естественно, задачи и формы технологического аудита будут различными в соответствии с индивидуальными потребностями компании-заказчика, степени заинтересованности его руководства, необходимой глубины детализации, а также от размера компании-заказчика. Основными этапами являются: сбор данных – анализ – синтез – составление отчетов. После того, как отчет по проведенному аудиту готов, он должен быть обязательно презентован руководству компании-заказчика. В идеале по его итогам должны быть приняты конкретные решения, закрепленные в плане мероприятий, и на основании его - реализованы запланированные действия. Естественно, для крупных компаний этот процесс может быть достаточно сложным и многокомпонентным, и из-за этого может проводиться с разной глубиной детализации. Методика проведения технологического аудита Методика проведения может включать в себя следующие вопросы: Какая организационная структура у предприятия-заказчика? Какой уровень его технологического развития? Какие технологии и оборудование используются? Какие технологические сферы требуют первоочередного внимания: оборудование, организация техпроцессов, автоматизация, информационные технологии и т.п. Какие у него основные продукты, на каких рынках он работает? Какое его положение на рынках и кто его основные конкуренты? Как реализуется разработка новой и совершенствование уже выпускаемой продукции? Что с НИОКР? И какой у компании инновационный потенциал? Как организован контроль качества продукции? Технологический аудит также может быть разделен и на следующие этапы: Предварительный этап: определение предприятий-аналогов, сбор и обработка данных о них; сбор и обработка данных о текущем состоянии предприятия-заказчика Аналитический этап: анализ ситуации по предприятиям-аналогам, а также по предприятию-заказчику, количественное и качественное сравнение предприятия-заказчика и предприятий-аналогов Заключительный этап: определение лучшего мирового опыта, разработка практических рекомендаций для предприятия-заказчика, презентация отчета руководству Заказчика По результатам руководству компании предоставляется отчет в составе: кратко - задача, поставленная руководством компании-заказчика; кратко - информация о существующем производстве компании-заказчика и базовых технологических решений; предложения консультантов по тем организационным, технологическим и техническим решениям, которые могут обеспечить компании-Заказчику получение требуемых характеристик производства; инвестиционные расчеты - укрупненная оценка необходимых инвестиций и примерных сроков возврата инвестиций. Как правило, итоги отчета по проведению технологического аудита впоследствии могут быть использованы для выработки ТЗ для проектов по модернизации и техперевооружению производства. Смотрите также: Статистические методы контроля качества, Аудит качества на предприятии.

Задачами техаудита является оценка технологического потенциала предприятия. В процессе оценки определяются сильные и слабые стороны предприятия, а результатом аудита являются конкретные предложения по технологическому развитию и совершенствованию, приобретению новых необходимых технологий и оборудования.

Обычно для проведения технологического аудита приглашается внешняя консалтинговая (инжиниринговая) компания, которая активно сотрудничает как с руководством, так и сотрудниками компании-заказчика.

Как показывает опыт, этот вариант - самый оптимальный, так как проведение аудита собственными силами компании-заказчика не всегда может показать объективную ситуацию (сотрудники предприятия могут не обладать соответствующим уровнем знаний, опытом, могут не владеть методикой, инструментарием и, по большому счету, самой технологией проведения такого аудита), но и внешний консультант также не владеет многими нюансами организации производства именно в этой компании, именно на этой производственной площадке.

Как обычно для всех консалтинговых (и не только консалтинговых) проектов, заинтересованность руководства компании-заказчика и поддержка проекта на самом высшем уровне – одни из обязательных условий для успешного проведения техаудита.

Еще одно важное условие – все сотрудники предприятия-заказчика, которые будут прямо или косвенно задействованы в этом проекте, должны быть проинформированы о целях и методах аудита, поскольку без их участия и поддержки рассчитывать на успех проекта нет смысла.

Технологический аудит может быть хорошей исходной точкой для дальнейшего развития компании, конечно, если он проводится опытной инжиниринговой компанией и серьезно воспринимается руководством предприятия-заказчика. Стоит отметить, что технологический аудит, как и любые консультационные услуги, сам по себе не может решить застаревших фундаментальных проблем предприятия-заказчика, от него не стоит ожидать моментальной финансовой выгоды, он не сможет сам устранить имеющиеся недостатки.

Естественно, задачи и формы технологического аудита будут различными в соответствии с индивидуальными потребностями компании-заказчика, степени заинтересованности его руководства, необходимой глубины детализации, а также от размера компании-заказчика.

Основными этапами являются: сбор данных – анализ – синтез – составление отчетов. После того, как отчет по проведенному аудиту готов, он должен быть обязательно презентован руководству компании-заказчика. В идеале по его итогам должны быть приняты конкретные решения, закрепленные в плане мероприятий, и на основании его - реализованы запланированные действия. Естественно, для крупных компаний этот процесс может быть достаточно сложным и многокомпонентным, и из-за этого может проводиться с разной глубиной детализации.

Методика проведения технологического аудита

Методика проведения может включать в себя следующие вопросы:

  • Какая организационная структура у предприятия-заказчика?
  • Какой уровень его технологического развития? Какие технологии и оборудование используются?
  • Какие технологические сферы требуют первоочередного внимания: оборудование, организация техпроцессов, автоматизация, информационные технологии и т.п.
  • Какие у него основные продукты, на каких рынках он работает? Какое его положение на рынках и кто его основные конкуренты?
  • Как реализуется разработка новой и совершенствование уже выпускаемой продукции? Что с НИОКР? И какой у компании инновационный потенциал?
  • Как организован контроль качества продукции?

Технологический аудит также может быть разделен и на следующие этапы:

  • Предварительный этап: определение предприятий-аналогов, сбор и обработка данных о них; сбор и обработка данных о текущем состоянии предприятия-заказчика
  • Аналитический этап: анализ ситуации по предприятиям-аналогам, а также по предприятию-заказчику, количественное и качественное сравнение предприятия-заказчика и предприятий-аналогов
  • Заключительный этап: определение лучшего мирового опыта, разработка практических рекомендаций для предприятия-заказчика, презентация отчета руководству Заказчика

По результатам руководству компании предоставляется отчет в составе:

  • кратко - задача, поставленная руководством компании-заказчика;
  • кратко - информация о существующем производстве компании-заказчика и базовых технологических решений;
  • предложения консультантов по тем организационным, технологическим и техническим решениям, которые могут обеспечить компании-Заказчику получение требуемых характеристик производства;
  • инвестиционные расчеты - укрупненная оценка необходимых инвестиций и примерных сроков возврата инвестиций.

Как правило, итоги отчета по проведению технологического аудита впоследствии могут быть использованы для выработки ТЗ для проектов по модернизации и техперевооружению производства.

В этом же издании цитируются формулировки целей и задач технологического аудита. Определение в публикации не приводится, формулируются основные цели технологического аудита:

· выявление тех технологий, которые имеют потенциал коммерциализации;

· определение путей и способов выведения этих технологий на рынок;

· выявление тех услуг, которые может оказывать организация.

Важнейшими общими выводами специалистов относительно ус­ловий проведения технологического аудита являются следующие:

· технологический аудит эффективно может проводиться только внешними консультантами;

· компания или организация сама должна изъявить желание подвергнуться технологическому аудиту;

· технологический аудит должен проводиться при безусловной поддержке руководства компании и в сотрудничестве с ним;

· технологический аудит должен проводиться в тесном сотрудни­честве с персоналом, который должен быть проинформирован о целях и методах аудита.

Эти выводы универсальны и касаются начала любых нововведе­ний.

Подготовка организации к аудиту. Методика подготовки организации к аудиту включает в себя, пре­жде всего, поиск такой организации - потенциального кли­ента. Для этого необходимо постоянно исследовать рынок технологий и его участников - поставщиков и: акцепторов технологии. Как эффективные инструменты такого поиска могут использоваться исследования в Интернете, уча­стие в специализированных инновационно-технологических мероприятиях, наблюдение за конкурсами инновационно-технологических проектов регионального, национального и международного уровней.

Далее методика подготовки к проведению технологического аудита включает в себя подготовку персонала. Следует учитывать, что инновационный по­тенциал компании и организации зависит от единого понимания ин­новационной политики руководством и персоналом. Оценка степени такого единства может быть даже одной из задач технологического аудита. Различие интересов компании или организации, ее руководс­тва, ее подразделений и персонала - это обычное дело. Поэтому необходимо заняться и подготовкой персонала к аудиту. Сотруд­никам важно понимать, как их руководство в данный момент смотрит на проблему. Они зависят не от консультантов, проводящих технологический аудит, а от своего руководства. Очень важно, чтобы консультант смог продемонстрировать одновременно и свою профессиональную компетентность, и лояльность по отношению к клиенту и его персоналу. Поэтому могут оказаться необходимыми информационные встречи и обучающие мероприятия.

Процесс подготовки компании и организации включает в себя также подготовку опросных анкет и форм, подготовку и инструктаж персонала, который будет проводить сбор данных. Универсальных анкет и форм не существует. При подготовке к аудиту консультанты должны составить их самостоятельно и обязательно при внутреннем обсуждении оценить, позволят ли запланированные ответы получить достаточную для анализа и выводов информацию об обследуемой организации. Фактически сформулированные вопросы должны раскрывать те темы, которые охватят все важнейшие аспекты состояния и потенциала обследуемой организации. В состав анкет могут входить как закрытые вопросы, ответы на которые делаются путем выбора из предложенных вариантов, так и открытые, на которые ответы даются в произвольной форме. Необходимо такие вопросы разумно комбинировать, чтобы выяснить как объективную ситуацию, так и мнение респондентов.

Подготовка организации к технологическому аудиту включает в себя составление удобного расписания работ по сбору данных, поскольку с каждым из представителей персонала обследуемой компании или организации, кто определен как участник технологического аудита, проводится отдельное интервью.

Очень важно доверительное отношение интервьюируемых к консультантам, их уверенность в том, что полученную информацию не будут использовать в иных целях, кроме объявленных. Важна и вера в целесообразность и корректность всей процедуры аудита. Поэтому обычно важно согласовать гарантии конфиденциальности. Руководство обследуемой компании или организации получает не подлинники протоколов интервью и анкет, а лишь обработанные данные.

Составление отчета предполагает отображение данных аудита с указанием использованных методов сбора информации, описание методов и результатов анализа и выработанных предложений с ран­жированием по важности и срочности действий, а также по порядку реализации этих действий.

Презентация отчета - важное и часто недооцениваемое меропри­ятие. Его значение состоит в том, что все заинтересованные стороны одновременно получают одинаковую информацию и имеют возмож­ность согласовать свои точки зрения или зафиксировать их различие. Без внутреннего согласия участников процессов риски неудач при выполнении разработанных рекомендаций существенно возрастают.

Рассмотрим одну из схем проведения технологического аудита, которую использует компания IRC:

Сбор информации о компании (год основания, число работников, оборот, научно-исследовательская работа и т. п., число патентов, участие в национальных и европейских проектах и т.д.).

SWОТ-анализ. Анализ сильных и слабых сторон помогает компании и IRC понять предысторию и нынешнее положение компании на рынке, в том числе причины ее успехов и неудач.

Видение будущего. IRC следует выяснить или выработать вмес­те с клиентом целевые установки компании. У малых предприятий зачастую бывает недостаточно выработано представление о перс­пективе развития, и SWОТ-анализ может оказаться полезным для выработки цели и видения.

План действий. Какие действия следует предпринять, чтобы компания достигла своей цели? Какие услуги IRC может предложить, чтобы помочь компании осуществить свое видение? Ответы на эти вопросы помогут выработать план действий на ближайшие 1-2 года. Для повышения реализуемости план действий обычно разбивается на небольшие конкретные, понятным образом достижимые шаги. План также обрисовывает возможные результаты/ выгоды/прибыль для компании.

Особенности аудита компаний, извлекающих доход за счет применения технологий в собственной производственной деятельности, и организаций - разработчиков, извлекающих доход от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности в составе технологии, практически не отличаются по выполняемым действиям. И в том в другом случае они включают в себя инвентаризацию технологии. Для компаний важно выявить неучтенные технологические активы, на создание которых они потратили определенные средства. Часто оказывается, что необходимые юридически значимые действия не были выполнены и компания теряет контроль над своими технологиями в силу не возможности присвоить права на технические решения в составе этих технологий. Поэтому важнейшие вопросы для компании, кроме ее инновационной восприимчивости, - это вопросы целесообразного приобретения прав на технологии, необходимые для достижения поставленных бизнес-целей, как за счет лицензионных сделок, так и за счет заказов на разработку. При этом компания не должна ни вести, ни заказывать НИОКР, направленные на создание технологий, если не знает заранее, для каких коммерческих целей нужны результаты этих НИОКР и каким коммерческим требованиям они должны удовлетворять. Поэтому аудит должен быть направлен на обеспечение повышения квалификации компании как заказчика в сфере НИОКР, технологий и нематериальных активов. Она должна уметь ставить перед исследователями и разработчиками задачи, решение которых даст максимальную экономическую выгоду. Она должна также уметь, не вмешиваясь в творческие процессы исследований и разработок, направлять их на решение этих задач и не допускать подмены формулирования маркетинговыми и инвес­тиционными службами бизнес-задач естественной инициативой исследователей и разработчиков по формулированию направлении и тематики НИОКР.

Для организации-разработчиков, которые могут извлекать доход за счетреализации прав на объекты интеллектуальной собствен­ности в составе технологии, наиболее важным является выявление потенциальных объектов коммерциализации. Нацеленность техно­логического аудита в этих организациях хорошо может быть проил­люстрирована формой отчета:

Структура отчета о технологическом аудите:

1. Ключевые выводы проведения оценки.

1.1. Основные области реализации разработанных техноло­гий.

1.2. Перспективные направления стратегического развития.

1.3. Действия, которые необходимо предпринять немедлен­но (например, патентование).

1.4. Основные направления внутрилабораторного или межлабораторного взаимодействия для достижения синергизма.

2. Краткое описание подразделения (отдела, факультета).

2.1. Основные сильные стороны организации.

2.2. Области синергетического взаимодействия внутри ор­ганизации и/или с другими организациями.

3. Данные о каждом сотруднике или о каждой группе сотруд­ников, с которыми было проведено собеседование. Если инфор­мация уже где-то приведена, ее не надо повторять, но надо на сослаться.

3.1. Данные о стержневых технологиях, оборудовании и опы­те деятельности.

3.2. Данные о технологиях, оборудовании и опыте в дополни­тельной области деятельности.

3.3. Данные о контрактах и контактах с промышленными предприятиями в прошлом и настоящем.

3.4. Данные о научно-исследовательских контрактах, об ис­точниках финансирования НИР и о сотрудничестве с други­ми организациями.

3.5. Перспектива будущих НИР.

3.6. Обучение и стажировки, обучение для получения степе­ней.

3.7. Области наиболее эффективного взаимодействия внутри и вне подразделения.

3.8. Личная мотивация и продвижение по службе. Кем является сотрудник, с которым проводилось собеседование: исследователем, преподавателем, менеджером, администратором, предпринимателем, изобретателем или и тем и другим вместе? Где наиболее эффективно использование соответствующих возможностей?

3.9. Конкретные области реализации возможностей (для каждой отдельной области):

а) характеристика возможности (с указанием, является ли она текущей или стратегической),

б) механизм и возможные пути реализации данной возможносности,

в) необходимые действия.

В порядке подведения промежуточных итогов приведем симптоматические признаки необходимости улучшения инновационной деятельности компании. К ним можно отнести:

· повышение активности конкурентов,

· рост затрат на исследования и разработки,

· обострение дискуссий внутри компании об экономической эффективности вложений в НИОКР,

· малую стоимость нематериальных активов компании,

· избыток инициативных работ в плане НИОКР.

Приведенная схема важна потому, что указывает на то, что НИ­ОКР – это естественная и неотрывная часть инновационно-инвести­ционной деятельности компании.

Технологический аудит должен охарактеризовать потребности и возможности фирмы в инновационном отношении с разных точек зрения:

· позиционирование продуктов, определение рынков, которые бы способствовали конкурентоспособному и устойчивому разви­тию компании;

· технологические сферы, требующие первоочередного внима­ния: автоматизация, информационные технологии, химические препараты, упаковка и т.п.;

· проблемы общего плана, требующие инновационных решений: производительность, контроль качества, энергетика, экология, гибкость и т.д.;

· средства передачи технологии: обучение, технологическое пар­тнерство (на национальном или международном уровне), техни­ческая помощь, права интеллектуальной собственности, финан­сы и др.;

· источники и каналы инноваций, отношения, которые нужно раз­вивать: заказчики, поставщики, технические центры, научные организации и др.

В состав исследований при технологическом аудите входит и инвентаризация технологий. Это исследование важно как для компаний, в которых нередко используемые технологии не идентифицированы, не оценены и не учтены, так и для исследовательских организаций, ведущих разработки.

Компаниям такая инвентаризация помогает выявить имеющиеся активы и принять решение об их целесообразной реализации. По данным компании Deloitte Consulting LLP (2005 г.), стоимость неиденти­фицированных активов, связанных с технологиями, только в США оценивалась от сотен миллиардов до более чем 1 трлн. долл., а во всем мире до 3-5 трлн. долл.

Организациям, ведущим разработки, такая инвентаризация необ­ходима для оценки перспектив извлечения дохода за счет реализации прав на них.


Рис. 2.2.1 Схема инвентаризации технологий

Уровень описания, необходимого для идентификации технологий, может быть различным. На рис.2.1.1 приведена одна из схем инвентаризации технологий в режиме технологического толчка, предполага­ющая участие посредников между правообладателями и акцепторами технологии, т. е. технологических брокеров. Полный пакет докумен­тов, содержащий описания технологии разного уровня, называется упаковкой. Главное требование к упаковке технологии – представить ее на языке потенциального инвестора или покупателя.

Краткое описание технологии не является конфиденциальным документом и составляется на начальном этапе коммерциализации. Оно используется для представления на выставках, в информационных бюллетенях, базах данных, специализированных журналах, в Интер­нете для привлечения внимания при поиске инвестора или брокера.

Фактический лист- начальная информация, необходимая для принятия брокером решения о том, что он берет технологию в работу. В нее входят следующие сведения:

· сведения об изобретателе;

· защита интеллектуальной собственности;

· преимущества и недостатки технологии;

· описание предпринятых попыток лицензирования;

Этот документ носит конфиденциальный характер, и поэтому пе­редача информации сопровождается подписанием соглашения о конфиденциальности.

В случае если брокер и правообладатель согласились о совместном продвижении технологии, подписывается лицензионный агентский договор, в котором предусмотрены определенные права и обязатель­ства сторон по продвижению технологий на рынок. Для этого про­движения брокер нуждается в полном описании технологии, которое представляет собой весьма обширный конфиденциальный документ, передаваемый брокеру при условии подписания соглашения о конфиденциальности.

Рассмотрим основные позиции, предусматриваемые во всех перечисленных документах.

Краткое описание технологии- начальный этап коммерциализации:

· назначение технологии и ожидаемый рынок;

· основные принципы технологии;

· конкурентные преимущества по сравнению с другими техноло­гиями;

· наличие образцов, результатов испытаний;

· защита интеллектуальной собственности;

· возможные способы коммерциализации технологии;

· характеристика компании (динамика роста);

· контактные координаты (тел., факс, e-mail).

Полное описание технологии(необходимо для ее успешного коммерческого использования):

Научно-технические вопросы:

· техническое описание технологии, сравнение с подобными применяемыми технологиями;

· демонстрация технологии (видео, фото, компьютерная презен­тация);

· испытания технологии (авторские, независимые, лабораторные, натурные);

· опубликованные работы автора или других авторов по данной технологии.

Вопросы интеллектуальной собственности:

· документы, подтверждающие авторство и права владельцев технологии;

· сертификаты охраны интеллектуальной собственности;

· передача информации третьим лицам;

· былоли раскрыто изобретение в печати;

· опыт продаж технологии.

Маркетинговые вопросы:

· сферы приложения технологии, выгода от применения этой технологии на рынке;

· выигрыш по сравнению с конкурирующими технологиями;

· предполагаемый объем продаж, динамика его роста;

· результаты предпринятых ранее попыток маркетинга технологии;

· детальный расчет составляющих стоимости технологии;

· способы коммерческого использования технологии (продажа, лицензирование, производство и др.);

· производственные возможности для применения технологии.

Соглашение о конфиденциальности:

· определение конфиденциальной информации,

· защита конфиденциальной информации,

· возврат конфиденциальной информации,

· отсутствие обязательств сторон,

· права интеллектуальной собственности,

Лицензионный агентский договор:

· приложение: список продукции и изобретений автора, предназначенных для лицензирования.

Как можно увидеть, описание технологии имеет доста­точно унифицированную форму, которая используется во многих изданиях, посвященных продвижению технологий, в том числе элек­тронных. Эта форма вполне адекватна и задачам проведения техноло­гического аудита.

Организация внутреннего контроля процесса производства на примере муниципального унитарного предприятия г. Бийска "Водоканал". Объекты и процедуры внутреннего контроля процесса производства. Организационная модель аудиторской оценки внутреннего контроля.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.01.2010
Размер файла 31,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Юридический адрес: 659300, Алтайский край, г.Бийск, ул. Волочаевская 1/1.

Адрес местонахождения: 659300, Алтайский край, г.Бийск, ул. Волочаевская 1/1.

Добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения производится на основании лицензий, выданных Комитетом природных ресурсов по Алтайскому краю:

БАР 00494 ВЭ от 15.04.1998г. - на островах Нижний и Верхний г.Бийска, водозабор №1;

БАР 00623 ВЭ от 23.07.02г. - по водозабору №2;

БАР 00614 ВЭ от 15.07.02г. - п. Молодежный и п. Сорокино;

БАР 00200 ВЭ от 04.1200г. - п. Малоугренево;

БАР 00164 ВЭ от 15.08.00г. - на одиночные скважины г. Бийска;

БАР 00614 ВЭ от 23.07.02г. - на одиночные скважины п. Сорокино и п. Молодежный.

Сброс сточных вод после биологической очистки сооружений в реку Обь осуществляется на основании лицензии БАР 00039 ТРВВХ от 19.06.00г.

Виды деятельности предприятия согласно Уставу:

1. выработка и реализация питьевой воды в соответствии с ГОСТом;

2. добыча подземных вод, отвод и очистка сточных вод необходимых параметров;

3. выдача технических условий и подключение абонентов к водопроводным сетям;

4. эксплуатация, содержание, ремонтно-техническое обслуживание водопроводно-канализационных сетей и очистных сооружений;

5. эксплуатация, содержание и ремонт объектов теплоснабжения и электроснабжения, обеспечение экологической безопасности;

6. диагностика состояния и режимов функционирования систем водопроводов и канализации;

7. текущий ремонт зданий и сооружений, техническое обслуживание, профилактика, аварийный ремонт систем водопровода и канализации;

8. перемотка электродвигателей;

9. изготовление запасных частей для ремонта водопровода и канализации.

Уставный капитал Предприятия образован за счет вклада учредителя в сумме 3421574,7 рублей. Вкладом является имущество согласно акту приема-передачи.

1. Административно-управленческая группа;

6. Ливневая канализация.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллектива и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Бухгалтерский учет на предприятии ведется на предприятии специальной службой - бухгалтерией, которая является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Возглавляет бухгалтерскую службу главный бухгалтер, который подчиняется руководителю и несет ответственность за организационные и методические вопросы ведения учета. Ответственность за финансово-хозяйственную деятельность лежит на руководителе Предприятия. Главный бухгалтер назначается и освобождается от работы только руководителем.

Главный бухгалтер выполняет следующие обязанности:

· Отражение в регистрах бухгалтерского учета всех осуществляемых Предприятием хозяйственных операций;

· Предоставление оперативной и аналитической информации руководству

· Составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

2. Совместно с руководителем подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных обязательств и финансовых обязательств и хозяйственных договоров.

3. Письменно сообщает руководителю о документах по хозяйственным операциям, противоречащих законодательству и нарушающих договорную и финансовую дисциплину, так как такие документы запрещено принимать к оформлению и исполнению; при получении от руководителя письменного распоряжения о принятии этих документов к учету исполняет его, а вся полнота ответственности за незаконность совершенных операций ложится на руководителя.

4. Обеспечивает правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на социальное страхование.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение в рамках предприятия материально ответственных лиц (кассиров, кладовщиков). На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с прямой материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности производится сдача дел вновь назначенному на эту должность лицу - проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с обязательным составлением соответствующего акта.

Бухгалтерия предприятия выполняет следующие функции:

1. Учет расчетов по оплате труда, включающих начисление заработной платы и удержаний из нее, определение отчислений на социальное страхование и обеспечение, контроль за использованием фонда оплаты труда.

2. учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов, комплектующих, топлива, запасных частей и т.д.).

3. учет затрат на производство, к которому относится определение состава и размера всех видов затрат на выполнение работ, оказание услуг.

4. учет финансовой деятельности.

5. учет денежных операций, включающих учет денежных средств в кассе и на расчетном счете, учет расчетов с бюджетом, поставщиками и прочими кредиторами Предприятия.

6. составление бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 3 учетной политики используется План счетов, утвержденный приказом Минфина России №94Н от 31.10.2002года.

Для целей налогообложения налога на доходы юридических лиц используется метод начисления.

Ведомость учета полноты содержания учетной политики предприятия

Наименование раздела (подраздела) учетной политики

Отметка о наличии раздела да/нет

Учетная политика для целей финансового учета

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы

Формы документов для внутренней бухг. отчетности

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

Методы оценки активов и обязательств

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

Правила документооборота и технология обработки учетной информации

Порядок контроля за хозяйственными операциями

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

Учетная политика для целей налогового учета

Порядок формирования сумм доходов и расходов

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде

Порядок определения суммы остатка расходов, подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах

Порядок формирования резервов

Порядок ведения учета состояния расчетов с бюджетом по суммам налогов

Другие решения, необходимые для организации налогового учета

2.1 Состояние внутреннего контроля

Основными моментами внутреннего контроля являются:

· Влияние организационной структуры, вида и масштабов деятельности предприятия на особенности бухгалтерского учета;

· Структура управленческой системы, разделение полномочий и ответственности;

· Особенности взаимоотношений собственников с непроизводственными управляющими делами, между директором и главным бухгалтером, степень взаимного доверия;

· Отношение администрации, директора к вопросам бухгалтерского учета;

· Отношение учетного персонала к своим обязанностям.

Система внутреннего контроля строится на:

· Разделении обязанностей. Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению материальных ценностей, совершению сделок и учету. Кроме того, в случае, когда каждый отдел будет вести учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им ложных данных с целью улучшения показателей. Должностные обязанности на Предприятии разделены между структурными подразделениями. Имеются должностные инструкции на каждого работника Предприятия, с которыми они ознакомлены.

· Наличии эффективных процедур санкционирования операций. Для осуществления операций необходимо наличие решения ответственных лиц, выполнения всех формальностей. Налажен учет и контроль за исполнением распоряжений и приказов руководителя.

· Своевременном надлежащем документировании операций. При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки. На Предприятии хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются своевременно.

· Осуществлении независимых проверок. Это одна из функций внутреннего аудита. На предприятии осуществляются проверки третьих лиц, а именно проверки контрольно-ревизионным управлением, налоговые проверки, фондов социального страхования, проверки счетной палаты г. Бийска, аудиторские проверки.

2.2 Объекты внутреннего контроля процесса производства

На балансе предприятия на 01.01.2009г.

А) водопроводных сетей -254,4км, в т.ч. за 2008г. принято 1,0км

Б) канализационных сетей - 267,5км, в т.ч. за 2008г. принято 1,5км

Д) водозаборов - 3ед.

Е) скважины - 60ед.

Ж) скважины - 60ед.

И) уличных водоразборных колонок - 490ед.

Балансовая стоимость основных средств составляет на 01.01.2009г. в сумме 387768,4т.руб. начислен износ 238660,8т.руб., изношенность 61,5%.

2. Производственная деятельность

За 2008г. капитальный и текущий ремонт объектов МУП "Водоканал" выполнен на сумму 12402,6 тыс.руб., в том числе:

- подрядом на сумму 352,8 тыс.руб.

- хозспособом на сумму 12049,8тыс.руб.

Ликвидировано аварийных ситуаций на общую сумму 6990,7тыс. руб.

- подрядом на сумму 134,9тыс. руб.

- хозспособом на сумму 6855,8тыс. руб.

3. Охрана труда и техника безопасности

2) Среднесписочная численность работающих - всего 710чел., в т.ч. женщин 205чел.

3) Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более - нет.

4) Численность пострадавших со смертельным исходом - нет

5) Количество мероприятий по охране труда: запланировано -10, фактически выполнено - 10.

7) количество трудовых споров, возникших между работниками и администрацией предприятия за 2008 года - 1.

8) Аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятии завершена 15.07.2007г.

9) Количество штатных специалистов по охране труда -1чел.

10) Обучение руководителя и специалистов организации по вопросам охраны труда проводится в Центра по обучению при технологическом институте. Обучено 5чел.

11). Обеспеченность работников предприятия СИЗ, в процентах к потребности -95%.

12) Всего за 2008г. на охрану труда израсходовано 948,6тыс. руб.

2.3 Процедуры внутреннего контроля процесса производства

Объем отпуска и реализации по холодной воде и сточным водам определяются в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением №1958 от 22.12.1995г. и численностью населения, проживающих в квартирах, разделенных по степени благоустройства.

Степень благоустройства определяется при первоначальном осмотре, а затем периодически проверяется контролерами абонентного отдела. Количество проживающих определяется по данным паспортного стола жилищных трестов и домовым книгам в частном секторе.

Первая группа потребителей - население.

Предприятия, организации и учреждения - потребители подразделяются на группы:

Ко второй группе потребителей относятся муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения в том числе - учреждения здравоохранения, городского отдела образования, дома культуры и отдыха, финансируемые из местного бюджета.

К третьей группе относятся промышленные предприятия, коммерческие предприятия, предприниматели, унитарные предприятия и учреждения, финансируемые из федерального и краевого бюджета.

Фактический объем потребляемых услуг по второй и третьей группам определяется:

1. при наличии приборов учета холодной воды - по водомеру, по канализации - по прибору учета холодной и горячей воды.

2. при отсутствии приборов учета, расчет производится по нормам, утвержденными Постановлением администрации города №1958 от 22.12.1995г., в зависимости от занимаемой площади и количества раковин, санузлов, душевых сеток, питьевых фонтанчиков, количества автомашин, режима работы предприятия, особенностей технологического процесса.

Количество водомеров холодной воды по состоянию на 27.12.08г.: по населению - 259, по второй группе - 40, по третьей группе - 540.

Читайте также: