Доклад по русскому языку 3 класс на тему семья слов

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Номинация: Язык, культура (русский язык)

ученица 2 класса

Горенкова Вероника Владимировна

учитель начальных классов

Фролова Мария Михайловна

1. Понятие семьи. Семья слов.……………………………………………..…. ….. 5

2. Какие слова можно считать родственными (однокоренными).……………..… 6

3. Приёмы, которые помогут ученикам находить и подбирать однокоренные

4. Собственный иллюстрированный словарь однокоренных слов. .………….… 7

Первородство

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу;
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! -
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под серым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

Значимость темы: большое количество орфограмм связано с умением подбирать однокоренные слова. Значит, нам, ученикам, необходимо знать, какие слова являются родственными и не путать их с другими словами.

Гипотеза: грамотная речь, как устная, так и письменная, во многом зависит от умения находить и подбирать однокоренные слова к определённому слову. Значит, без знаний об однокоренных словах не обойтись.

Цель: выяснить, какие слова можно считать однокоренными словами.

определить, что представляет собой семья слов;

выяснить, какие слова можно считать родственными;

подобрать приёмы, которые помогут находить и подбирать однокоренные слова;

создать собственный иллюстрированный словарь однокоренных слов.

Объект исследования: однокоренные слова.

Продукты деятельности:

исследование слов с корнями: -вод-, -гор-, -лет-, -нос-, -цвет-;

собственный иллюстрированный словарь однокоренных слов;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ. СЕМЬЯ СЛОВ

Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы узнали определение семьи и его составляющих. Семья - группа живущих вместе близких родственников.
Родственник - человек, который находится в родстве с кем-либо.
Родство - связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого.

Мария Михайловна предложила нам группу слов: с нег, снеговик, дождь, туман, снежок, снежная, ветер, снежинка. Учительница предложила найти среди данных слов родственников, то есть собрать семью слов.

Наше мнение разделилось: одни дети считали, что слова снег, дождь, туман, ветер – это погодные явления, поэтому они и будут родственными. Другие утверждали, что слова снег, снеговик, снежок, снежная, снежинка будут являться семьёй, ведь все они связаны со словом снег .

Мария Михайловна пояснила нам, что, как и в нашей семье, мы связаны родством, так и слова должны быть связаны между собой и объясняться с помощью одного слова, которое и будет их связующим элементом. Помимо этого, однокоренные слова должны иметь одинаковую общую часть.

В первом случае слова связаны только тем, что всё это погодные явления, но в них нет главного слова. Все слова имеют разное значение. А вот во втором случае все слова объясняются с помощью слова снег. Они связаны с ним. Поэтому родственными мы можем назвать лишь вторую группу слов.

С руководителем мы решили нарисовать семью для главного дерева нашей родины – берёзы. Вот берёз а. Берёз ка – это маленькая берёза, под берёз овик – гриб, который растёт под берёзой, берёз овый – лист берёзы, берез няк – лес из берёз (см. Приложение 1).

Так и произошло наше знакомство с понятием семья слов. Мы узнали, что и у слов есть свои родственники. Очень важно научиться их находить и не путать с другими словами.

2. КАКИЕ СЛОВА МОЖНО СЧИТАТЬ РОДСТВЕННЫМИ (ОДНОКОРЕННЫМИ)

Из учебника русского языка мы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень слова мы находили по памятке 4 (см. Приложение 2). Так как в корне заключается лексическое значение, нами раскрывалось значение каждого слова.
Лететь – передвигаться по воздуху. Лето – время года. На простом примере мы видим, что слова имеют разное значение, несмотря на то, что у них корень –лет-. Следовательно, однокоренными мы назвать их не можем.

Таким образом, приходим к выводу : чтобы слова можно было считать однокоренными необходимо, чтобы соблюдалось 2 условия:

1) наличие одинаковой общей части (корня);

2) наличие общего лексического значения (смысла слов).

Следовательно, возникает необходимость вдумываться в смысл каждого слова и не торопиться делать вывод, что слова являются однокоренными.

3. ПРИЁМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УЧЕНИКАМ НАХОДИТЬ И ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Тема оказалась довольно трудной. Порой, не всегда нам удаётся находить верные однокоренные слова. Поэтому мы с моим руководителем поставили перед собой задачу: подобрать приёмы и методы, которые помогут школьникам находить и подбирать однокоренные слова.

Мы подобрали следующие приёмы:

* модели – рисунки слов;

С помощью моделей – рисунков нам сразу становится понятно, являются ли слова однокоренными или нет. Например, сравниваются слова вода, водить, водяной (см. Приложение 3) и слова гореть, горевать, подгорелый (см. Приложение 4). Благодаря моделям – рисункам, мы видим слова вода и водить, гореть и горевать не будут являться однокоренными. У них совершенно разное лексическое значение. А вот слова вода и водяной, гореть и подгорелый – будут. Водяной живёт в воде, поэтому он так и назван. Гореть – поддаваться действию огня. Подгорелый – обожжённый, но не уничтоженный окончательно огнём, жаром. То есть значение у этих слов общее.

Например, даны слова носить, носище, носовой, поднос, уносит, носик. Ученикам предлагается выделить цветом разные однокоренные слова. Должны получиться две группы:

1) со значением орган обоняния : носище, носовой, носик;

2) со значением перемещать, доставлять куда-либо: поднос, уносит, носить.

Данные приёмы использованы нами на практике. Они оказались очень полезными (см. Приложение 5).

После применения приёмов мы провели небольшую проверочную работу, чтобы узнать: разобрались ли они с данной темой, усвоили ли второклассники данный материал. Результаты работы показали, что школьники поняли данную тему и прочно освоили материал. Теперь они смогут найти или подобрать родственные слова, не путая их с другими (см. Приложение 6).

Мы пришли к выводу: работа над однокоренными словами обязательно должна сопровождаться использованием данных приёмов. Тогда нам, ученикам, будет интересно знакомиться с разными семьями слов, находить родственные слова для определённого слова.

4. СОБСТВЕННЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Меня очень увлекла данная тема, и мы с моим руководителем решили создать небольшой иллюстрированный словарь однокоренных слов , который будет оказывать незаменимую помощь при изучении темы (см. Приложение 7).

В составленном нами словаре можно познакомиться с некоторыми группами однокоренных слов. Мы включили такие корни, которые имеют несколько значений. Как минимум, два. В словаре записаны значения корня, рисунки к каждому из них, примеры слов с данным корнем в определённом значении.

Русский язык 3 класс Наши проекты: "Семья слов". Какие ответы к учебнику Канакина?

Сколько слов можно образовать от одного корня?

1 Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.


2 Составьте предложение с любым словом.

3 Какие слова на рисунке подходят к этим схемам?


ГДЗ решебник по русскому языку. 3 класс. 1 часть. Автор В.П.Канакина В. Г.Горецкий Проект "Семья слов"

Ответим на вопросы:

1.На рисунке написано много слов, получаются все они от корня "лес". Чтобы получить новое слово мы добавляем суффикс (лесочек, лесник), приставку (перелесок), окончание (лесистый), соединительные гласные (лесостепь).


В лесу мы увидели как лесник обходил территорию перелеска.

3.Подберем слова, которые подходят к заданным схемам:


Первое слово у нас будет лесник, второе - перелесок, следующее слово - лес, а вот следующее слово мы побрать не сможем и последнее слово будет - лесостепь.

4.Выбираем слово "дуб" и рисуем дерево с однокоренными словами: дубок, дубина, дубовый, дубрава.


"Семья слов" - на рисунке видим слово "лес" и родственные ему слова, как "лесочек", "лесище" и другие. Всех их объединяет один и тот же корень: "лес".

Пример предложения с одним из слов, например, со словом "лес".

"Это старый и густой лес, где можно зайти в глухую чащу, если не знать тропинок, гулять неосторожно."

Пример со словом "лесище".

У нас такой непроходимый, дремучий таежный лес с зарослями и чащами, что просто "лесище", а не лес!

Рассмотрим приведенную схему со словами.

Проект

Схемам соответствуют следующие слова:

1) На первой схеме слово включает корень, суффикс и окончание, которое может быть нулевым. Этой схеме соответствует слово "лесной" (суффикс "-н-", окончание "-ой") или "лесник".

2) Второе слово по составу - то же самое, что первое, но еще включает приставку: "перелесок".

3) Третья схема включает только корень, как в слове "лес" (окончание нулевое).

4) Нет ни одного слова с подобным морфемным составом

5) "Лесовод", "Лесостепь" - сложные слова, имеющие одинаковый корень и соединительную гласную "о".

Нарисуем подобное дерево. Например, с родственными словами, где корень "ход".

Проект

1.) Итак, прочитали мы слова на картинке, видим, что у них один корень - лес.

2.) Теперь давайте с несколькими из этих слов составим предложения, я составлю с двумя словами два предложения, а вы выберете, какое вам больше понравится.

Мы в детстве очень любили этот небольшой лесочек возле нашего дома, собирали в нем ягоды и грибы.

Лесник был строгим, но добрым человеком.

3.) Подбираем слова под данные нам схемы в том порядке, в котором они даны на рисунке, это будут слова:

  • лесник (корень, суффикс, нулевое окончание);
  • перелесок (приставка, корень, суффикс, нулевое окончание);
  • лес (только корень и нулевое опять-таки окончание);
  • под четвертую схему слова нам найти из данных не удастся (приставка плюс корень плюс окончание);
  • лесовод и лесостепь (оба эти слова подходят под последнюю схему - два корня с соединительной гласной "о" между ними).

Для наглядности размещу картинку:


4.) Дерево можно нарисовать вот такое, его крону составляют слова с корнем "цвет":


Вот еще одно дерево с корнем "сад" для примера:


Ответы по заданию Наши проекты: "Семья слов" по русскому языку (учебник для 3 класса Канакина)

1 Рассмотрев представленный на картинке рисунок, мы понимаем, что от одного корня можно образовать очень много слов. Тут у нас однокоренные слова с общим корнем "лес"

2 Составим предложение со словом "лесник". В заповеднике Кивач работает наш знакомый лесник, он охраняет природу края.

3 К предлагаемым схемам подходят слова: Первая - лесник, вторая- перелесок, третья - лес, к четвертой схеме я не нашла слов на картинке и и к пятой схеме подходят - лесостепь и лесовод.


Ответим на вопросы.

  1. На рисунке мы видим много всего, что относится к лесу. И все эти слова однокоренные. Здесь и "лесник" и прилагательное "лесной", мы видим что такое "перелесок", это слово образовано с помощью приставки и суффикса. С помощью суффиксов образуются новые слова - лесище, лесочек, лесок. Также на дереве мы видим сложные слова - лесостепь, лесовод, прилагательное - лесистый.
  2. Составим предложение со словом "лесостепь". В лесостепи преобладает умеренный климат, поэтому природная зона имеет богатый растительный и животный мир.
  3. Подбираем слова к схемам.

лесник, здесь корень "лес", суффикс "ик" и нулевое окончание.


перелесок, в этом слове приставка "пере", корень "лес" и суффикс "ок" и нулевое окончание


лес, здесь корень "лес" и нулевое окончание


такого слова нет


лесостепь и лесовод в этих слова по два корня, соединенных соединительной буквой "о".


Дерево с однокоренными словами:


Ответим на вопросы к проекту "Семья слов" для 3 класса.

  1. На рисунке мы видим как много слов можно получить от одного корня - лес. Для получения новых слов мы используем суффиксы и приставки, которые называются словообразовательным­ и морфемами. При этом изменение окончание не приводит к образованию нового слово, а только к появлению новой формы одного и того же слова.
  2. Рассмотрим схемы слов в учебнике. На первой показано слово имеющее корень, суффикс и окончание. Это может быть слово Лесной или слово Лесник, у которого окончание нулевое. На второй схеме видим слово, которое имеет приставку, суффикс, корень и окончание. Это например слово Перелесок. Третья схема отвечает слову с корнем и окончанием - лес. Четвертая схема отвечает слову с приставкой, корнем и окончанием, но на рисунке такого слова нет. Наконец пятая схема состоит из двух корней. Это слова лесовод и лесостепь.
  3. Составим свое дерево из однокоренных слов, используя в качестве корня слово Снег:


Начнем отвечать на предложенные вопросы к заданию учебника "Семья слов" Канакиной для 3 класса.

На предложенном рисунке видно, сколько много слов получается из одного слова "лес", которое является корнем.

Чтобы получить новые слова из слова лес, мы прибавляем к основному слову приставки, суффиксы, окончания, соединительные гласные. Таким образом у нас получается новая форма слова.


Нужно составить предложение с одним из слов:

В лесу лесник обходит всю территорию леса, следит за порядком, иногда даже тушит оставленный отдыхающими горящий костер.


Далее задание: Смотрим схемы слов.

На первой это слова: Лесник, с нулевым окончанием. Слово лесной к этой схеме не подходит.

Ко второй схеме подходит слово Перелесок.

Третья схема отвечает слову с корнем и окончанием - лес.

Четвертая схема просит найти слово с приставкой, с корнем и с окончанием, но к сожалению, на рисунке учебника такое слово отсутствует.

Пятая схема представлена из двух корней. Это слова лесовод и лесостепь.

Мы составили из однокоренных слов своё дерево и использовали слово "Снег" и оформили в виде проекта:


Делаем первое задание: мы видим перед собой картинку, на которых изображены слова и их значение. Как видим, корень у слов один, а вот значение слов уже меняется.

2 задание:

1) Лесник шел по лесу.

2) На пути лесника был перелесок, а далее снова поле.

3) Лесной зверь выбежал на тропу, это был зайчик.

3 задание: первая схема (корень суффикс, окончание) - лесник; вторая схема (приставка, корень, суффикс, окончание) - перелесок; третья схема (корень, окончание) - лес; четвертая схема (приставка, корень, окончание) - не соответствует ни одному слову на картинке; пятая схема ( два корня) - лесовод, лесостепь.

4 задание: я предлагаю вот такое дерево с корнем "дом".


  1. Прочитали.
  2. Лесника Василия любили звери и птицы, потому что он был добрым и ласковым. Или: в лесу растут грибы и ягоды. Или: наша земля лесистая и плодородная.
  3. Для первой схемы: лесной, лесник, лесистый

Для третьей схемы: лесок

Для четвертой схемы: перелесок

Для пятой схемы: лесовод, лесостепь

Можно составить "дерево" с однокоренными словами:

Море, морской, приморье, моряк, морячка, взморье, мореход.

1) Для начала внимательно изучаем картинку и все представленные на ней слова. Пытаемся разобрать их по составу, определяем приставки, суффиксы и окончания.

2) Приступим ко второй части. Попробуем составить несколько возможных вариантов предложений с представленными однокоренними словами. Нас просят использовать слово, но можно составить предложение и используя несколько представленных слов одновременно. Например:

Как приятно в хорошую погоду сходить в лесочек за ягодами.

Лесник следит за лесом и лесной территорией.

3) Ответ на третий вопрос может выглядеть следующим образом:


К этой картинке можно добавить, что под последнюю схему так же подходит слово лесовод.

4) Для изображения своего дерева попробуем выбранит слово вода и подобрать к нему однокоренные слова:


Готовые домашние задания по английскому языку рабочая тетрадь за 3 класс можно посмотреть на нескольких сайтах :

Уроки , заданные домой следует выполнять самостоятельно . Воспользуйтесь сайтами для проверки правильности своего ответа .

Простите, с какими ответами по русскому языку? Ответы по Единому государственному экзамену (ЕГЭ)? Или ответы по Государственной итоговой аттестации (ГИА)? Или ответы в "Школе Аватарии" по русскому языку? За какой год? На каком уровне?

В общем, много вопросов, потому что вопрос сформулирован не совсем корректно.

Могу предложить пробные варианты ЕГЭ с режимом тренировки и пояснениями - это на данном сайте.

Или такие вот пробные варианты по Государственной итоговой аттестации - тоже можно потренироваться онлайн. Предлагаю Вам такую ссылку.

На мой взгляд, это стиль в чём либо, который не акцентирует внимания конкретно на чём-то. Это может быть стиль одежды, который не заостряет внимания на сексуальности, как это бывает у женщин "лёгкого поведения", или излишне скромный у монашек; фигуре, как это обычно бывает в концертном гардеробе артистов; не выглядит вызывающе. Это может быть стиль поведения, который так же не указывает на Вашу предвзятость. Ярким примером нейтрального стиля поведения может быть поведение судей, они обязаны на протяжении процесса соблюдать полный нейтралитет, независимо от своего расположения. Примером может служить поведение дипломатов, так же не имеющих право проявлять свои эмоции. Нейтралитет можно соблюдать в общении, когда не хочешь, чтобы другие знали твоё мнение, или просто из уважения, чтобы не оскорбить человека. Нейтральный стиль может быть в расцветках, не вызывающе яркий и не слишком мрачный. Вот, как-то так я понимаю этот вопрос.

Я тоже решила высказать свою точку зрения. Хотя выделяя кого-то, мы можем оставить без внимания некоторых авторов. Прошу прощения у тех из вас, мои избранные друзья, что не всех могу отметить здесь я. Ведь это нереально. У меня в избранном 208 авторов.

Начну с тех, кто дает всегда потрясающие, подробные до невозможности, красивые и по форме, и по содержанию ответы. Это авторы, с которыми я начала сотрудничать недавно: galina avanesova, maksimenko, Man From Another Place. В последнее время они начали радовать нас ответами на мои вопросы. В частности, все дружно ответили на вопрос о топе 5 самых лучших фильмов о ВО войне (см. здесь), что я не в состоянии выбрать лучший ответ! ВЫ ЛУЧШИЕ. Молодцы! Так держать.

Особым списком выделяю авторов-женщин, ответы которых отличаются глубиной мыслей и содержания.Их ответы я тоже очень люблю. Это: Tju, С-НЕЖНАЯ, З В Ё Н К А, Istvuda Witch, Удивительная Рядом, Галина Скулкина, Эления, Ad libitum, Feya Afeliya, Ирина Робертовна, Татьяна100, Шутира, Крошка Енот, Veresk, Снег в июле, Каролина, Lady-X, Ирина Агапова и др.

Очень по душе всегда позитивные, греющие душу, содержательные, красиво оформленные (за исключением некоторых) ответы таких авторов - мужчин, как orchideaua, Граф, С С С Р, Оник А, Blackwood, Афанасий44, Владимир Apchel, -Александр-, fima, zirik, Вячеслав09, Gorojanin16, K-Oleg-A, Владимир Т., keepline, Варавва, Ладлен, Tauriel и др.

Если кого пропустила, прошу прощения.

Всем большое спасибо за содержательные ответы, которые радуют, позитива добавляют, духовно расти помогают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект является обобщением по разделу учебника русского языка В.П. Канакиной. "Состав слова". Обучающиеся , используя разнообразные приставки и суффиксы создают "семью слов" с определённым корнем, составляют предложения или подбирают загадки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство

8. Проблемные вопросы:

Что такое семья слов?

9. Цель проекта:

подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;

составить семью слов;

участвовать в презентации своей страницы.

10. Задачи проекта:

формировать умения подбирать информацию;

выделять из большого количества информации главное;

представлять свой проект.

11. Вопросы учебной темы

Сколько слов можно образовать от одного корня?

Как образовывать слова, используя суффиксы и приставки?

12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.

13. Аннотация проекта:

14.Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;

Презентация по русскому языку на тему

Проект подготовлен ученицей 3-Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ярцевской средней школы №4 имени Героя Советского Союза О.А. Лосика. В данном проекте представлены задания по теме имена прилагательные, а так же производные к слову вода.(Вода нужна человеку в такой же степени, как воздух и солнце. Вода - это источник жизни на земле.Без воды человек может прожить гораздо меньше, чем без пищи.)Презентация

Презентация по русскому языку на тему "Семья слов"(3 класс)

Презентация по русскому языку на тему

СЕМЬЯ СЛОВ Выполнила: ученица 3-Б класса МБОУЯСШ №4 Дечева Арина Руководитель: Харченко Виктория Анатольевна

Презентация по русскому языку на тему "Семья слов"(3 класс)

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Семья слов"(3 класс)

Презентация по русскому языку на тему

• Вода нужна человеку в такой же степени, как воздух и солнце. • Вода - это источник жизни на земле. • Без воды человек может прожить гораздо меньше, чем без пищи.

Презентация по русскому языку на тему "Семья слов"(3 класс)

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Семья слов"(3 класс)

Презентация по русскому языку на тему

завод ь вода водица водичка водный водяной водянист ый подводн ый заводнят ь подводни к наводнят ь водонос водолаз водопровод водоплавающ ий водопроводчи к

Читайте также: