Техника разработки и принятия законов в римской империи доклад

Обновлено: 30.06.2024

Главным источником римского права является закон (lex). Основной вехой становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э.

В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции).

1. Компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание.

2. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать.

3. Предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.

Закон состоял из трех частей:

1) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания;

2) текст закона (rogatio);

3) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (санкция).

В зависимости от санкции различали четыре вида законов:

1) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось. Например, если завещание было составлено вопреки требованиям закона (скажем, не назначен наследник), оно считалось недействительным, "ненаписанным";

2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;

3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;

4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.

Большинство известных римских законов принадлежит к несовершенным либо менее совершенным законам.

Со временем сложились два подвида законов: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.

Плебесциты - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса.

Главным источником римского права является закон (lex). Основной вехой становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э.

В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции).

1. Компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание.

2. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать.

3. Предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.

Закон состоял из трех частей:

1) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания;

2) текст закона (rogatio);

3) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (санкция).

В зависимости от санкции различали четыре вида законов:

1) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось. Например, если завещание было составлено вопреки требованиям закона (скажем, не назначен наследник), оно считалось недействительным, "ненаписанным";

2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;

3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;




4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.

Большинство известных римских законов принадлежит к несовершенным либо менее совершенным законам.

Со временем сложились два подвида законов: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.

Плебесциты - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса.

Гост

ГОСТ

Римская цивилизация, породившая одно из самых могущественных и знаменитых государств античности, оставила потомкам не только руины древних городов, но и большой след в культуре современного общества.

Римская империя не исчезла бесследно, её наследие восприняли варварские королевства, возникшие на бывших провинциях западной части империи.

Восточная Римская империя По данной теме мы уже выполнили реферат Восточная часть Римской империи: общая характеристика подробнее , вошедшая в историю как Византия, просуществовала до 1453 года, пока не пала под натиском турок – осман.

Одним из важных памятников римской культуры, повлиявшей на развитие в особенности Западной Европы, стало римское право, заложившее основы феодального, а впоследствии и буржуазного права.

Источниками римского права являются: обычаи (обычное право) законы, императорские указы и т. д

Рассмотрим развитие римского законотворчества

Развитие римского законотворчества

Законом, согласно римскому праву называлось свершение воли римского народа, исполненное через определенные сложившиеся правовые нормы и традиции римского государства.

Римское государство менялось, превращаясь из республики в империю, что также отражалось на римском праве.

Отметим особенности римского права в царский, республиканский и в имперский период истории.

В период правления царей законы принимались куриатными комициями, состоящими из сословия патрициев. Плебеи же участия в принятии законов участия не принимали.

В период республики происходят изменения. В результате принятия Законов XII таблиц По данной теме мы уже выполнили реферат Законы XII таблиц подробнее , положения патрициев как единственного сословия принимавшего законы поколеблены. Таким образом, именно патриции и плебеи стали олицетворять римский народ принимавший законодательные нормы.

Готовые работы на аналогичную тему

Законы стали приниматься по центуриатным куриям. Слияние сословий патрициев и плебеев и постепенное получение последними всё большей законодательной роли проявилось в принятии закона Лициния- Секстия 367 года до н. э.

Согласно этому постановлению при избрании двух консулов, один из них должен был быть из плебеев.

Процедура принятия законов состояла из трех стадий

  1. Ознакомление с законом и принятие по его поводу решения на собрании римским народом.
  2. Голосование по закону.
  3. Одобрение или отрицание закона Сенатом. Лишь только одобренный Сенатом закон считался принятым и действующим.

Наиболее значимыми законами, кроме Законов XII, принятыми в республиканский период римской истории считают следующие постановления:

  • Закон Пэтелия, согласно которому было отменено правило, по которому должника, не заплатившего долг, могли убить или продать в рабство. Закон был принят в IV веке до нашей эры.
  • Закон Аквилея, согласно которому была введена ответственность за повреждение, порчу и уничтожение вещей принадлежащих иным людям. Закон был принят в III веке до нашей эры.
  • Закон Фальцидия По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Налоговые преступления, понятия и виды подробнее , по которому были ограничены отказы по завещаниям. Принят в I веке до н. э.

В период империи, начавшейся с правления Октавиана Августа, роль народного собрания утрачивается и усиливается роль сената как законотворческого собрания. Сенат может создавать правовые нормы (сенатусконсульт).

Но при этом реальная законотворческая инициатива была в руках принцепса (императора). Указания принцепса в сенате, а впоследствии и единолично принятые решения становятся источником права. И вскоре сенатусконсульт как самостоятельно принятые сенатом правовые нормы уходят в прошлое.

  • Эдикты – правовые нормы, которые имели характер общего действия и демонстрировались публике возле резиденции императора.
  • Декреты – решения по судебным делам, в основном касались апелляций на решения судов принадлежащих низшей инстанции.
  • Рескрипты – вынесенные императором решения по отдельным судебным делам – казусам.
  • Мандаты – подробные указания, которые давались чиновникам императором.

До конца III века нашей эры из форм императорского пратворчества наиболее часто встречаются рескрипты как частно-правовые акты. Подобные нормы, также как и толкования римских юристов решали отдельные вопросы частного права.

С IV века нашей эры с правления императора Константина, преобладающую роль в частном праве стали играть эдикты принцепса.

Эдикты принцепса стали в это время рассматриваться как нормы общего действия, с помощью которых рассматриваются и принимаются решения в суде.

Таким образом, римский закон был выражен как воля всего римского народа, подтверждённая и оформленная специальным образом, что делало закон легитимным и обязательным к исполнению. Первоначально законы принимались через народные собрания.

В период принципата происходит временное усиление роли сената, как законотворческого органа (принципат - сочетания норм республики и монархии в период ранней империи). В последствии источником права стала исключительно воля императора и издаваемые от его имени нормы – конституции.

История создания Законов XII таблиц

Главным источником римского законодательства является документ известный специалистам как Законы XII таблиц По данной теме мы уже выполнили реферат право собственности. общая характеристика законов XII таблиц (Древний Рим) подробнее . Что же это за документ?

XII таблиц являются одним из наиболее ранних правовых источников римлян, которые дошли до нашего времени. Согласно датировкам данный документ был создан около 451 – 450 года до нашей эры.

Такое имя они получили из-за 12 досок, на которых и были написаны законы.

Согласно дошедшим до нас известиям для составления свода законов власти Рима отправили своих представителей, трёх патрициев в Грецию, в Афины, где они и изучали законы знаменитого афинского законотворца Солона. И в результате в 451 – 450 годах созданной комиссией из патрициев и плебеев удалось создать рассматриваемый нами документ.

Скорее всего, считают такие исследователи, римляне отправляли своих представителей на юг Италии, где располагались города Великой Греции.

Великой Грецией назывались колонии основанные греками поселенцами, изгнанными или ушедшими добровольно из своей родины по политическим, экономическим или иным причинам. Такими колониями, в частности, являются известные нам Сиракузы на Сицилии и Неаполь на юге Италии).

Стоит сказать, что до нас Законы XII таблиц не дошли как единый документ, а были составлены в результате анализа и исследования трудов древних авторов, таких как Тит Ливий, Диодор Сицилийский и других. Извлеченные из античных произведений сведения и позволили составить сам памятник римского права.

Сложность анализа и составления этого памятника состояла в том, что в дошедших до нас известиях были лишь отрывочные краткие сведения, порою малопонятные.

Таким образом, известный нам текст памятника не может считаться равным тексту, который был изначально создан древними римлянами.

Данные законы передавали в основном норм обычного права. В такой записи более всего нуждалось сословие плебеев, как шаг в политическому и гражданскому равноправию с патрициями.

Итак, согласно принятым законам урегулировались права собственности, семейные и наследственные отношения. Также в них содержатся нормы, которые касались займов и уголовных преступлений. Но при этом там не было норм, которые говорили бы о государственном праве.

Первоначальным источником права, первоначальной формой его образования и существования был и в Риме обычай - так называемые mores majorum, обычаи предков. Так же, как и везде, эти обычаи предков на первых порах не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств, Покровский считает, что едва ли можно думать, что в Риме вплоть до установления республики законодательство не было известно. Уже вся так называемая реформа Сервия Туллия, если вообще не относить ее к периоду республики, мыслима лишь как планомерное законодательное создание. Едва ли можно думать, что в период царей не чувствовалось потребности регулировать те или другие отношения, почему-либо обострившиеся, прямым установлением нормы. Но дело в том, что в силу принадлежащей царю власти он во многих случаях мог установить такую норму путем своего личного приказа - наподобие того, как это делали впоследствии республиканские магистраты в виде своих эдиктов. Такие царские распоряжения (их можно было бы назвать leges dictae) принципиально имели силу только до тех пор, пока издавший их царь оставался у власти, но, вероятно, многие таким путем установленные нормы прочно врастали затем в жизнь и делались неотличимыми от обычая. Независимо от этого, в тех случаях, когда царь желал особенно опереться на мнение народа, он, вероятно, обращался и к народному собранию, и тогда устанавливаемая норма получала характер lex rogata. Но, такие leges regiae (как в одном, так и в другом виде) гораздо чаще встречались в области государственного управления, то есть в области публичного права, чем в области отношений частноправовых, гражданских. При общей примитивности гражданско-правовой жизни возможно, что в этой сфере все еще находилось под действием неписаных mores majorum и лишь отдельные конкретные отступления от обычного порядка (усыновление, завещание) нуждались в санкции народа.

С установлением империи законодательная деятельность народных собраний мало-помалу прекращается. lex, как закон, вотированный народным собранием, исчезает, а законодательство выливается в другие формы.

Вместо народных собраний законодательным учреждением делается сенат, и senatusconsulta приобретают силу закона.

Большее значение для развития права в этом периоде имеют императорские указы, носящие общее название constitutiones principum. Они являются в различных формах:

а) эдикты (edicta), то есть общие распоряжения, издаваемые императором так же, как их издавали раньше республиканские магистраты;

b) декреты (decreta), императорские решения судебных процессов, поступающих к нему на рассмотрение (нужно иметь в виду, что в этом периоде развивается императорская юрисдикция: император может взять на свое рассмотрение всякое дело, которое захочет или о котором его просят);
с) рескрипты (rescripta), ответы императоров на юридические запросы как частных, так и должностных лиц на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права;

d) мандаты (mandata), императорские инструкции его чиновникам и правителям провинций, определявшие те или другие стороны суда и управления Кудряшов И. В. Римское право (конспект лекций). Пособие для сдачи экзаменов. М., 2004.

Все эти императорские конституции не имеют первоначально силы закона в строгом смысле (lex или senatusconsultum). Император, согласно основному общему принципу этого периода, как сказано, законодательной власти не имеет. Поэтому сила императорских указов покоится на другом, и притом различном для каждого рода их, основании.

Продолжение здесь. Задание два:

Клавдий собирал урожай в саду. Когда места в амбаре не осталось, Клавдий попросил своего соседа Марка взять часть урожая (яблоки, груши) на хранение в свой погреб на неделю. За эту неделю Марк сварил из яблок и груш варенье. Когда Клавдий пришёл за своим урожаем и узнал это, то потребовал отдать ему хотя бы варенье. Но Марк заявил, что для изготовления сладости ему пришлось добавить свой сахар и цукаты, поэтому варенье не может принадлежать Клавдию. Как следует решить дело?

К искусствам не относится никаким боком.
Следите за тематикой разделов! И ОБНАРУЖЬТЕ НАКОНЕЦ РАЗДЕЛ "ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ".

Для принятия и введения законов в Древнем Риме использовались гладиаторские бои, а также услуги Цицеронов

Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Доски с законами, влияние афинского права

законы 12 таблиц законы хаммурапи

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. Римское право древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме

законы 12 таблиц общая характеристика

Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. Марк Туллий Цицерон, знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.

Формальное равенство плебеев и патрициев

Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.

Разделение обычного права после принятия законов

история создания законов 12 таблиц

Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. Обычное право после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.

Запрет браков между плебеями и патрициями

Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.

Отношения, касающиеся недвижимости

законы 12 таблиц законы хаммурапи законы ману

В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена частная собственность на нее.

Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.

Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.

Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.

Семейные отношения

законы 12 таблиц римское право

Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.

В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).

Принцип талиона, значение присяги

В памятнике закреплялся так называемый "принцип талиона" - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.

Защита равенства граждан

Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.

Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.

Суверенная власть народа

Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех граждан Рима они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это смертная казнь.

Отношение к религии

Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.

Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа

В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, измена государству, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.

Значение законов 12 таблиц в истории права

законы 12 таблиц в древнем риме

Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.

источники законов 12 таблиц

Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.

Читайте также: