Театр пушкина красноярск доклад

Обновлено: 05.07.2024

Драматический театр имени А. С. Пушкина — первый театр в истории города, а его собственная история не менее драматична, чем постановки на его сцене. Здание переносилось, горело не единожды, реконструировалось и прирастало окружением. В начале нового тысячелетия театру предстоят очередные метаморфозы, на сей раз не сказочные Овидиевы, а материально очевидные.

История повторилась, и вторично, подобно упоминавшейся птице Феникс, театру вновь было суждено возродиться. Искусство вечно, хотя его храмы — нет. Для подготовки проекта по восстановлению и переоборудованию сгоревшего здания был приглашен известный красноярский архитектор Соколовский, здания которого во многом определили архитектурный облик всей главной городской улицы — проспекта Мира — и не только. Летом 1935 года по его проекту была выполнена перестройка зрительного зала и фойе. Строгий дорический облик здания Соколовским был сохранен — этот славный архитектор умел уважать предшественников. С тех пор стихия огня щадила историческое здание — небольшие возгорания портьеры или задымление довольно загроможденных интерьеров не в счет.

Красноярский драмтеатр им. А. С. Пушкина

Большой пожар на одной из Малых сцен

Мистика это или нет, но судьба погорелого театра передалась и примкнувшему к его комплексу зданию, хоть и отстоящему в двух кварталах от него. В прошлом году, и опять злосчастной январской ночью, сильный пожар повредил помещения новообращенной Малой сцены — начисто сгорела пресловутая мансарда и значительно пострадали конструкция и интерьеры здания, памятника архитектуры регионального значения. Пожару была присвоена четвертая, наивысшая категория, площадь возгорания быстро выросла с пятисот до тысячи квадратных метров — огонь стремительно распространялся по деревянным перекрытиям и пустотам чердака, третьего и второго этажей. Часть хранившегося театрального оборудования удалось вынести, и, к счастью, архивы и экспозиция музея театра, размещавшиеся на первом этаже, не пострадали.

Александр Сергеевич реконструирует театр

Эскизный проект реконструкции театрального комплекса

Новый проект решения старых проблем

Историческая часть здания, включая фасады и фойе, будет сохранена в прежнем виде, что соответствует статусу здания как памятника культурного наследия федерального значения. Значительной перестройке и модернизации сценического оборудования подлежит сама сцена, которая должна в результате приобрести современную театральную машинерию и возможность внедрения технологических усовершенствований в ногу со временем. По сути под театральное здание подводится новый качественный фундамент, будут максимально заменены деревянные перекрытия, что кроме прочности и долговечности обеспечит зданию столь нужную ему пожарную безопасность.

Что касается соседнего здания, в котором временно разместилась Малая сцена и некоторые другие надобности труппы и технического персонала, то, по мнению разработчиков проекта, это именно временное пребывание. Вполне возможно, что по завершении реконструкции комплекса это историческое здание будет освобождено и передано назад краевому ведомству.

Малая сцена красноярского драмтеатра
Внутренний двор театра

Высокая цена искусства

Работы по модернизации театрального ком плекса предстоят тоже комплексные — реставрационно-реконструкционные. Первым, по-видимому, самым дорогостоящим, этапом работ станет именно научная реставрация исторического здания театра. Этот вид работ наиболее затратный, что доказал пример реставрации Большого театра. Театр Пушкина намного меньше, а значит, и сумма на его реконструкцию многократно меньше, но тоже впечатляюща. На эти цели выделено 608 миллионов рублей, в смету заложена не только реставрация с реконструкцией главной сцены, но и уникальная, выполненная под размеры сцены машинерия. Предыдущая частичная реконструкция здания и установка оборудования имела место в 1952 году — и не только техника износилась и морально устарела, но сами конструкции здания сильно обветшали. По словам заместителя директора Александра Морозова, проработавшего в театре тридцать лет, когда вскрыли опорные балки и перекладины, то просто ужаснулись — древесина практически превратилась в труху, и лишь по счастливой случайности не произошла драматическая по последствиям сцена. Сегодня историческое здание затянуто зеленой строительной сеткой, а окончание работ запланировано на декабрь следующего года. Тогда труппа из скитаний по нескольким сценическим площадкам вернется под родную крышу, а вместе с нею новые комфортные и авантажные интерьеры сможет воочию узреть и почтенная публика.

Театральные постановки на время реконструкции не прекратились, а распространились по сценическим площадкам всего города. Их, по информации пресс-службы театра, девять — кроме Малой (камерной) сцены в соседнем здании на проспекте Мира залы многочисленных Дворцов культуры по обоим берегам Енисея. Простоев в драматургическом процессе нет, остается просто терпеливо дожидаться завершения процесса реконструкции храма драмы. Простояло главное здание театра сто десять лет — простоит, видимо, и дальше, и дольше, в подновленном облике и с комфортной технологической усадьбой. Когда выделят финансирование в достаточном размере и когда оно будет успешно освоено, наверное, лишь Пушкин знает…

Красноярский драматический театр

Первое появление профессионального театра в Красноярске относится к 1850-м годам. В сентябре 1852 года труппой заезжих гастролеров под антрепризой г. Петрова в отделении кантонистов был поставлен водевиль Ленского "Час в тюрьме или в чужом пиру похмелье".

В 1873 году по инициативе и на основные средства купца II-ой гильдии И.О. Краузе было построено первое деревянное здание театра. Подробно о первом здании читайте здесь. В отсутствии постоянной профессиональной труппы в Красноярском театре на его сцене в течение двух сезонов играла труппа антрепренера А.Н. Егорова, который пытался основать постоянную труппу, первую в Сибири. В 1897-98 гг. в театре играли труппа С.В. Брагина, известные трагики братья Адельгейм, артисты Московского Малого театра; летом 1897 года в Красноярске дали несколько спектаклей известные русские актеры Г.Н. Федотова и М.И. Писарев.

В ночь с 14 на 15 октября 1898 года деревянный городской театр дотла сгорел. В течение нескольких лет шло накопление средств на строительство нового театра. В воскресенье 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. А осенью того же года в Народном доме начала работать драматическая группа К. П. Красновой, положившая начало существованию в Красноярске постоянного театра им. А. С. Пушкина.

С 1935 года и доныне, в связи с образованием в 1934 году Красноярского края, театр называется Красноярским краевым драматическим театром им. А. С. Пушкина.

В послевоенные годы театром руководил главный режиссер засл. арт. РСФСР А.Я. Волгин. В течение 1946-1949 гг. он поставил спектакли "Укрощение строптивой" У. Шекспира, "Отелло" У. Шекспира, "Гроза" и "Волки и овцы" А. Островского, "Русский вопрос" К. Симонова. Совместно с режиссером Е.В. Крыловой открыли студию актерского мастерства при театре, в которой в 1946 году обучался великий артист 2-й половины XX века И.М. Смоктуновский (1924-1994).

В 50-е годы на красноярской сцене работали известные мастера советского театра: засл. деятель искусств РСФСР Л.С. Самборская, засл. деятель искусств РСФСР Н.А. Смирнов, нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии П.Л. Монастырский.

Лучшие спектакли Л. Самборской: "Варвары" М. Горького, "Хищница" 0. Бальзака, "Любовь Яровая" К. Тренева. Лучшие спектакли П. Монастырского: "Ромео и Джульетта" У. Шекспира, "Дубровский" А. Пушкина, "Великий государь" В. Соловьева.

В 1956 году состоялись первые московские гастроли театра. В репертуаре спектакли главного режиссера театра А. П. Дунаева "Преступление и наказание" Ф. Достоевского, "Сын Рыбакова" В. Гусева, "Сердце не прощает" А. Сафронова.

В 1964 году главным режиссером театра стал засл. арт. РСФСР Е. Л. Гельфанд: "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Между ливнями" А. Штейна, "Старик" М. Горького.

В 1970 году нар. арт. РСФСР Н. Э. Прозоров отмечен Рос. премией РСФСР им. К. Станиславского за исполнение ролей в спектаклях "На диком бреге" Б. Полевого, "Старик" М. Горького.

В 1971 году состоялись вторые московские гастроли театра.

В 1976 году театр возглавили: главный режиссер, засл. деятель искусств РСФСР Н. И. Басин, главный художник А. Н. Баженов.

В 1980 году состоялись третьи гастроли театра в Москве.

В 1982 году спектакль "Спутники" В. Пановой был отмечен Государственной премией РСФСР. Лауреатами стали: режиссер-постановщик Н. И. Басин, художник - А. Н. Баженов; артисты: В. Дьяконов, С. Зима, В. Трущенко.

Приход нового главного режиссера Л. А. Белявского, засл. деятеля искусств РСФСР, совпал в 1983 году с появлением новой волны в драматургии. Репертуар обновился пьесами В. Арро, А. Галина, Н. Павловой.

Лучшие спектакли Л. Белявского: "Из записок неизвестного" Ф. Достоевского /1983/, "Театр времен Нерона и Сенеки" Э. Радзинского /1984/, "Не убий" В. Астафьева /1985/.

В 1987 году открылась Малая сцена театра.

В 1994 году спектакль "Фрекен Жюли" А. Стриндберга (режиссер - Г. Козлов, художник - И. Кутянский) участвовал в международном театральном фестивале "Дни Стриндберга в Москве".

За последнее десятилетие театром руководили:
И. Б. Борисов - "Коварство и любовь" Ф. Шиллера,
И. В. Тодоров - "Тартюф" Ж.-Б. Мольера,
С. Д. Черкасский - "Мера за меру" У. Шекспира, "Императорский театр" Б. Шоу.

В 1996 году главным режиссером театра назначен Андрей Николаевич Максимов, который в предыдущих сезонах поставил на нашей сцене спектакли "Семейный портрет с посторонним" С. Лобозерова, "Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Островского. Ранее работал главным режиссером в Кемерове, Новосибирске, режиссером в Санкт-Петербургском АБДТ им. Г. Товстоногова.

В 1997 году Спектакль "Отец" А. Стриндберга (режиссер - М. Нурлин (Швеция), художник - засл. деятель искусств России, лауреат Гос. премии А. Баженов) участвовал в международном фестивале "Стриндберг в Стокгольме".

В 1998 году главным режиссером театра назначен Александр Бельский.
В афише театра появились имена А. Камю, Г. Пинтера, А. Стриндберга, Т. Уильямса, Э. Олби.


Красноярский драматический театр им. Пушкина - старинное и красивое здание города. История первого драматического театра в Красноярске началась очень давно. И имя великого русского поэта он получил не сразу.

Ещё в 1873 году с подачи купца И.О. Краузе, который был поклонником драматического искусства, было возведено первое здание театра. Краузе полностью взял на себя все расходы, связанные со строительством театра. В то время ситуация с постоянной труппой была довольно непростой, поэтому некоторое время на сцене театра играла труппа А.Н. Егорова. Он долгое время пытался создать постоянную драматическую труппу.

Деревянный театр просуществовал долгих 25 лет. За это время его сцена увидела таких известных актёров Российской Империи как Гликерию Николаевну Федотову и Модеста Ивановича Писарева.


Пожар в 1898 году уничтожил непрочное деревянное здание. Следующие несколько лет были потрачены на сбор и накопление средств на сооружение нового здания театра.

Строительство каменного здания театра было завершено 17 февраля 1902 года. В этот день состоялось открытие нового театра, названого в честь знаменитого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

С осени 1903 года в театре начала работу труппа К.П. Красновой. В то же время из Москвы на гастроли приезжали актеры Малого театра.

После образования Красноярского края в 1935 году театр вновь переименовали, но на этот раз по формальной причине. Теперь он стал называться "Красноярский краевой драматический театр им. А.С. Пушкина".

Одним из ярких периодов жизни театра можно отметить "Лениниану", созданная и проводимая под чутким надзором режиссера К.Д. Ведерникова. Среди спектаклей этого периода были: "Человек с ружьём", "Кремлёвские курсанты". В 1987 году открылась Малая сцена.

За свою долгую жизнь в театре им. Пушкина сменилось несколько руководителей. В своё время театром руководили А. Я. Волгин, Г. В. Меньшин, В. В. Бухарин, Н. И. Басин и многие другие.

Среди лучших спектаклей можно отметить: "Василий Тёркин", "Укрощение строптивой", "Коварство и любовь".


Драматический театр Пушкина - один из самых старых театров Сибири, был основан в XIX столетии.

История театра

В 1873г. по инициативе и на основные средства купца II-ой гильдии И. О. Краузе было построено первое деревянное здание театра.В отсутствии постоянной профессиональной труппы в Красноярском театре на его сцене в течение двух сезонов играла труппа антрепренера А. Н. Егорова, который пытался основать постоянную труппу, первую в Сибири.

В 1897-98гг. в театре играли труппа С. В. Брагина,известные трагики братья Адельгейм, артисты Московского Малого театра; летом 1897г.в Красноярске дали несколько спектаклей известные русские актеры Г. Н. Федотова и М. И. Писарев.

В ночь с 14 на 15 октября 1898г.деревянный городской театр дотла сгорел.

В течение нескольких лет шло накопление средств на строительство нового театра. 17 февраля 1902г.- в воскресенье, состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С.Пушкина. А осенью того же года в Народном доме начала работать драматическая группа К. П. Красновой, положившая начало существованию в Красноярске постоянного театра им. А. С. Пушкина.

С 1935г., в связи с образованием в 1934г. Красноярского края, театр называется Красноярским краевым драматическим театром им. А. С. Пушкина.

В послевоенные годы театром руководил главный режиссер засл. арт. РСФСР А. Я. Волгин. В течение 1946-49гг. он поставил спектакли "Укрощение строптивой" У. Шекспира, "Отелло" У. Шекспира, "Гроза" и "Волки и овцы" А. Островского, "Русский вопрос" К. Симонова. Совместно с режиссером Е. В. Крыловой открыли студию актерского мастерства при театре, в которой в 1946г.обучался великий артист II половины XX века И. М. Смоктуновский (1924-1994).

В 50-е гг. на красноярской сцене работали известные мастера советского театра: засл. деятель культуры РСФСР Л. С. Самборская, засл. деятель культуры РСФСР Н. А. Смирнов, нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии П. Л. Монастырский.
Лучшие спектакли Л. Самборской: "Варвары" М. Горького, "Хищница" 0. де Бальзака, "Любовь Яровая" К. Тренева. Лучшие спектакли П. Монастырского: "Ромео и Джульетта" У. Шекспира, "Дубровский" А. Пушкина, "Великий государь" В. Соловьева.

В 1956г.состоялись первые московские гастроли театра. В репертуаре спектакли главного режиссера театра А. П. Дунаева "Преступление и наказание" Ф.Достоевского, "Сын Рыбакова" В.Гусева, "Сердце не прощает" А. Сафронова.
В 1964г. главным режиссером театра стал засл. арт. РСФСР Е. Л. Гельфанд: "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Между ливнями" А. Штейна, "Старик" М. Горького.

1976г.- театр возглавили: главный режиссер, засл. деятель искусств РСФСР Н. И. Басин, главный художник А. Н. Баженов.

Приход нового главного режиссера Л. А. Белявского, засл. деятеля искусств РСФСР, совпал в 1983г.с появлением "новой волны" в драматургии. Репертуар обновился пьесами А. Арро, А. Галина, Н. Павловой.
Лучшие спектакли Л.Белявского: "Из записок неизвестного" Ф. Достоевского, /1983 г./, "Театр времен Нерона и Сенеки" Э.Радзинского /1984 г./, "Не убий" В.Астафьева /1985 г./.

В 1987г. открылась Малая сцена театра.

В 1994г. спектакль "Фрекен Жюли" А. Стриндберга (режиссер - Г. Козлов, художник - И. Кутянский) участвовал в международном театральном фестивале "Дни Стриндберга в Москве".

За последнее десятилетие театром руководили:

И.Б.Борисов - "Коварство и любовь" Ф. Шиллера,
И.В.Тодоров - "Тартюф" Ж.-Б. Мольера,
С.Д.Черкасский - "Мера за меру" У. Шекспира, "Императорский театр" Б.Шоу,в 1996г.главным режиссером театра назначен Андрей Николаевич Максимов, который в предыдущих сезонах поставил на нашей сцене спектакли "Семейный портрет с посторонним" С. Лобозерова, "Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Островского. Ранее работал главным режиссером в Кемерове, Новосибирске, режиссером в Санкт-Петербургском АБДТ им. Г. Товстоногова. 1997г.- спектакль "Отец" А. Стриндберга (режиссер - М. Нурлин (Швеция), художник - засл. деятель искусств России, лауреат Гос. премии А. Баженов) участвовал в международном фестивале "Стриндберг в Стокгольме".

Читайте также: