Связь физической культуры и спорта с психологией человека доклад

Обновлено: 04.07.2024

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, развития сомочувствия и активности подростков в момент занятий физической культурой и спортом.

ВложениеРазмер
doklad_vliyanie_zanyatiy_fizicheskoy_kulturoy_i_sportom_na_razvitie_emotsionalnoy_sfery_lichnosti_podrostkov.docx 18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Токарев Сергей Павлович,

учитель физической культуры

Сегодня я хотел бы р ассмотреть влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, проанализировать возможности преодоления тревожности, агрессии, развития самочувствия и активности подростков в момент занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: эмоциональная сфера личности подростка, тревожность, агрессия, самочувствие.

Изучение эмоционального развития является одной из актуальных проблем психологии. Ее решения требует не только логика развития психологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания особенностей строения и закономерностей развития эмоций. Процесс завершения развития эмоционально-волевой сферы происходит в подростковом возрасте, в котором стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка, - это более высокий уровень самосознания.

Одним из важнейших аспектов в сфере содействия гармоничному развитию подростков, в том числе и их эмоциональной сферы, является физическая культура и спорт, как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает освоение подростками, с одной стороны, основ физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка.

Агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросник Басса-Дарка в совокупности с личностным тестом психических состояний Спилберга.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия -активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

1. Исследование тревожности (опросник Спил-берга-Ханина). Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

2. Диагностика состояния агрессии. В исследовании более интересовала мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опросник Баса-Дарка позволяет определить уровень таких деструктивных тенденций, что дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- исследование тревожности подростков по опроснику Спилберга-Ханина позволило сделать первые и существенные уточнения о состоянии личностной тревожности в экспериментальной и контрольной группах;

Из результатов видно, что в экспериментальной группе, которую составляют подростки, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, состояние эмоциональной сферы более стабильное, чем в контрольной группе, в которую включены подростки, не систематически занимающиеся физической культурой и спортом по каким-либо причинам (например, состояние здоровья, негативное отношение к учителю, отсутствие желания и др.). Данный факт говорит о том, что эмоциональная сфера личности подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, более развита и показывает влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков.

Занятия спортом способствуют формированию у подростков положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений.

Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, неблагоприятный психологический климат в группе. Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т. д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у подростков этически оправданных представлений.

Итак, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности подростков в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и особенно в спортивных соревнованиях является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростков.

В этой статье хочется поговорить про спорт, а точнее про физическую культуру, как деятельность "направленную на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности". Вот какое определение физической культуре дается Федеральным законом Российской Федерации: Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Сегодня можно услышать про спорт в основном в контексте проблем с весом, будто похудание или повышение мышечной массы. Почему-то в погоне за красивым телом, забывается основной смысл, основная цель занятий спортом - это здоровье. Под здоровьем я понимаю, здоровье не только физическое, но и психологическое. Про здоровье физическое лучше расскажут врачи (кардиологи, терапевты и проч.), фитнес-инструкторы, профессиональные тренеры.

Здесь постараемся раскрыть тему влияние занятиями физкультурой на эмоциональное, психологическое состояние человека. Современный городской житель (а это по данным ООН - 3 миллиарда людей, в России - это 70 процентов населения) ведет хоть и активный, но в большинстве своем сидячий образ жизни. Отсутствие направленной осознанной двигательной активности приводит не только к недоразвитию, некоторому атрофированию различных групп мышц, но и к потери ощущения своего тела, чувству накопившейся усталости, физиологической депрессии. Состояние тела человека однозначно неразрывно связанно с возникновением у человека тех или иных эмоций. При занятиях спортом происходит выброс эндорфина - так называемого "гормона настроения", 30 минут занятий любым спортом увеличивают количество гормона эндорфина в 5-6 раз.

Найти на себя полчаса, пусть не каждый день, несколько раз в неделю - может ли это стать проблемой? Да! А это следующий психолого-терапевтический эффект регулярных занятий спортом: научиться выходить из рутины жизни, научиться контролировать свое время, научиться ответственно относиться к своему здоровью. К сожалению, находится множество причин, почему я не могу. Ведь регулярные занятие спортом требует наличия или выработки такого качество как сила воли и умению следовать принятому решению. Это работа, не над телом, а над собой, внутренний рост. В том числе занятия спортом помогают обрести уверенность в себе и своих силах, а также выброс адреналина при физических нагрузках снижает уровень агрессии.

Возвращаясь к вопросу: найти на себя время. Умеем ли мы любить себя? И что вообще это значит любить себя? Побаловать себя еще одним кусочком торта, провести весь вечер на диване после тяжелого трудового дня, пойти с друзьями вечером в бар? Никто не будет спорить, что и это нужно. Но почему-то, находя силы на подобную любовь к себе, практически не возможно найти 30 минут 2-3 раза в неделю на занятия спортом. А какая любовь к себе принесет Вам больше сил, больше здоровья, больше радости жизни, будет иметь только положительные последствия?

Найти себе подходящую нагрузку может каждый. Кому-то подойдут занятия в тренажерном зале, кому-то занятия танцами или плавание или занятия йогой, а может вечерняя прогулка быстрым шагом. В любом случае со спортом в жизнь человека приходит распорядок дня. Существует мнение, что распорядок дня важен только для детей. Это не так. Управлять своим временем проще, если есть четкий распорядок дня.

И в конце хочется отметить, что занятия физической культуры нужны всем. Как здоровым людям, так и людям с различными заболеваниями. Конечно, прежде чем начать делать те или иные упражнения стоит посоветоваться с физиотерапевтом, но делать это нужно обязательно. Помимо физиологического эффекта, больной обретает уверенность в своих силах, это помогает ему почувствовать свою силу, предает уверенности в себе и помогает бороться с депрессией, вызванной болезнью.

1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.

1. Основная задача психологии физического воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека.

Данные характеристики, а также некоторые частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.

А. Отличительные черты

1. Цель физического воспитания — развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.

Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.

Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.

3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.

4. Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).

Спортивные организации — это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.

Б. Связующие черты

1. Структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.

2. И в физическом воспитании, и в спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессы развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляции, самоконтроля и т. п.), а также психологических процессов (двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.) и свойств личности (характера, воли, способностей, личностных установок, эмоций и мотивационной сферы).

3. Процессы воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения человека в результате составляют единое целое.

4. Достаточно схожи межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.

5. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.

Читайте еще:

Эти нормы, которые прописаны в каменных скрижалях, должны быть частью умственного и мыслительного начала каждого иудея. Качества и способности личности, которые характеризуют умственное начало, исходят из глубины человеческих мыслей. А источником человеческих мыслей является не душа или сердце.

Очевидно, что речь идет о совершенномудром даосе, пребывающем в недеянии, но образ Емели вырисовывается на заднем плане. Главное различие обозначено интонацией рассказчика, однако инструкции увэй вполне могут быть снабжены и конспиративной интонацией. Емеля не мыслит, не заботится и не.

Напомню, что на прошлой беседе мы рассматривали грехи, которые бывают до знакомства, у жениха и невесты и у мужа и жены. Теперь коснемся грехов на следующем этапе семейной жизни: отец и мать.

Тема этого шага весьма неоднозначна. Но, несмотря ни на какие ваши убеждения, доводы и желания, ваша задача – довериться мне как профессионалу и сделать то, о чем я вас попрошу. Не буду вас томить, речь пойдет о сексе. Да уж, пора поговорить и об этом. Собственно, ничего нового я вам не открою.

Заостренный нос свидетельствует о таланте следователя. Обладателям такого носа нравится добывать секретную информацию. Они достигают больших успехов, работая в разведке, госбезопасности или в любой другой сфере, где требуются подобные способности. Такие люди скрупулезны и въедливы, они пускают в.

Некоторые из вас, возможно, сразу обратятся к этой главе. Руки дрожат в предвкушении, вы ждете, что я буду описывать маленькие аккуратные дырочки в ваших противниках, сделанные при помощи самых современных технических изобретений. К сожалению, я должен вас разочаровать. Магазины, которые.

Но если ты считаешь, что от женщины можно откупиться деньгами, ты все же не прав. Сколько бы ты ни дал ей денег, этого будет мало. Женщине нужен ты весь, и она прекрасно понимает, что, как только ты ее приручил, ты начинаешь за нее отвечать.

Таким образом, взрослое творчество отнюдь не является всеобщей необходимостью. Требование преодолевать сопротивление общества и самого себя в творческом процессе утверждали многие [42, 138, 117]. Творчество – это тяжелая работа, а потому романтическое отношение к нему как к чему-то абсолютно.

Наши верования и понимания определяют все, что с нами происходит. Например, если у тебя есть понимание, что быть стройной — это красиво и стройные женщины нравятся мужчинам, то это понимание формирует у тебя уверенность в себе, если ты стройная, и создает комплекс неполноценности, если ты.

В данной работе освещается вопрос влияния физических нагрузок на организм и психоэмоциональное состояние студента. Рассмотрено, как физические упражнения оказывают влияние на развитие личностных качеств.

Физическая культура и спорт


Здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезнетворные изменения. Сидячий образ жизни все более и более вписывается в повседневную жизнь студента. Условия жизни становятся всё лучше, совершенствуются технологии, из-за чего физическая нагрузка уходит на задний план. Учеными дaвно докaзaно, что мышцы слaбеют и aтрофируются из-зa отсутствия необходимой физической нaгрузки. Слaбость мышечных волокон и мышечного корсетa человекa скaзывается на рaботе всех внутренних оргaнов и систем организмa человекa сaмым отрицaтельным образом.

В связи с этой проблемой все больше людей приходят к осознанию того, что систематические физические занятия необходимы для сохранения не только своего мышечного тонуса, поддержания веса в норме, сжигания лишних калорий, но и для поддержания здорового функционирования всего организма в целом, а тем более для студента заключается ещё и в положительном воздействии на умственное развитие. Также, занятия физкультурой помогают поддерживать в норме обмен веществ.

Немаловажным аспектом был, и остается факт того, что физические нагрузки, в любых их формах, влияют на психологические и эмоциональные показатели человека. Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья, действительно, без психического здоровья нет здоровья. [1]

Уровень физической aктивности постоянно и в рaзличных формах влияет на центральную нервную систему. Известнo, чтo многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем или лежачем положении, что искусные ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры же предпочитают учить свою роль во время прогулок.

Физические нагрузки оказывают значительное воздействие на человека, формируя не только волевые, но нравственные, психические качества, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет студентам применять их в учебе, труде, социальной и других видах деятельности, а также в повседневной жизни и в семье. К таким качествам относятся дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за результаты своего труда, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание. Активность влияет на выработку таких гормонов, как андрогены, эстрогены, эндорфины, инсулин, тироксин, адреналин, глюкагон. Именно эти биологически активные соединения оказывают такое огромное влияние на все внутренние процессы, регулирующие жизнедеятельность человеческого организма. Они же значительно улучшают эмоциональное состояние. [2]

Рассмотрим влияние физической активности на психическую сферу.

Психология – наука о душе человека. Но с течением времени ученые в этой области науки стали уделять больше внимания не конкретно душе, а ее проявлениям – психическим явлениям.

В психологии выделяются несколько групп психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы отражают развитие психических явлений. С ними связано восприятие окружающего мира, и ими же усваиваются новые знания и навыки. Психические процессы в свою очередь тоже делятся на виды: восприятие, ощущения, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, чувства, воля. Данные виды классифицируют психические процессы. Основные группы классификации: эмоциональные, познавательные, волевые. Они же в свою очередь в своей совокупности составляют психику человека.

Психические свойства – это набор личностных психических качеств человека, отличающих его от других людей, определяющие его индивидуальность. К ним относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психическое состояние – это режим жизнедеятельности человека, определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

В прямой зависимости от определенных психических состояний находятся все психические явления.

Психология физического воспитания – это отрасль психологии, которая изучает процесс развития психики человека в условиях физической активности. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности. [3]

Значительное влияние на формирование личностных качеств человека оказывают систематические тренировки, что дает огромные преимущества студенту в учебе, труде, социальной и других видах деятельности.

Для изучения показателей устойчивости внимания, восприятия у людей, постоянно имеющих физические нагрузки, и тех, кто им не подвержен, проводилось множество исследований. Было выявлено, что стабильность такого параметра как интеллектуальная деятельность находилась в прямой зависимости от степени физической подготовки.

Очевидна связь психической и физической сфер, так как физическая активность проявляет целостное воздействие на организм занимающегося. Основа взаимосвязи этих сфер лежит в единстве физического и духовного развития. [4]

Существуют множество различных мнений о вопросе влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. Прежде всего, выделяется их позитивная роль, заключающаяся в подготовке к трудностям. В подтверждение этого приводятся сведения о том, что систематически тренирующиеся люди имеют более высокую социальную адаптацию и устойчивость к стрессам, чем те, кто не тренируется вовсе. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей осознанно избегают регулярных, систематических физических нагрузок, считая их неприятными.

Множество отечественных, а также зарубежных исследований посвящены изучению связей физических нагрузок с психическими свойствами личности.

При систематических и регулярных физических нагрузках организм истощает энергетические резервы, приводит к снижению трудоспособности. Когда человек отдыхает его израсходованные биохимические и физиологические ресурсы восстанавливаются, трудоспособность приходит к первоначальному уровню.

Если не будет очередной физической активности, то трудоспособность возвращается к исходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается, ниже исходного уровня. Наблюдается явление детренированности организма.

Многие исследования доказывают, что отдых в течение нескольких дней или же уменьшение количества нагрузок на организм не только не снижает уровень мышечной активности, но также могут даже этот уровень пoвысить.

Следует отметить, что развитие физических качеств и формирование двигательных навыков зависит от временного и содержательного компонентов обучения. Правильное решение задач программы физического воспитания обеспечивается совместным использованием всех перечисленных компонентов на каждом занятии физической культуры и спорта.

Действительно, сложность и многообразие персональных факторов не всегда берутся во внимание при составлении программы обучения. Основная программа адаптируется лишь для определенной группы студентов.

В процессе обучения определенной группы могут быть выявлены какие-либо основные особенности, учет которых позволит быстрее достигать поставленных целей.

Двигательные качества нераздельны с типологическими особенностями нервной системы (силой – слабостью, подвижностью – инертностью, уравновешенностью – неуравновешенностью нервных процессов), которые закладываются на генетическом уровне.

Комплексное применение средств психорегуляции более эффективно и результативно в сравнении с отдельно взятым методом. Однако не существует самого эффективного средства психической регуляции, как и не существует универсального средства, подходящего любому человеку.

Большинство методов и средств психологической подготовки, применяемой физической культуре и в спорте, можно использовать для оптимизации психологических условий двигательной активности. [5]

Итак, занятия физической культурой и спортом содействуют положительному прогрессу качеств личности, ее гармоничному развитию, служат барьером на пути возникновения вредных привычек. В процессе тренировок человек учится лучше управлять своими эмоциями, а также использовать навыки саморегуляции в различных сферах жизни. Занятия физической культурой, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, усиливают проявление психической напряженности у студента. На студентов благоприятно влияет малая и средняя физическая нагрузка с применением кругового и равномерного методов тренировки. Так как гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическому проявлению процессов возбуждения и торможения. Также снижение агрессивности у тех учащихся, чья психическая напряженность направлена внутрь, происходит благодаря силовым качествам и силовой выносливости.

Читайте также: