Своеобразие деятельности по уходу за растениями и животными у детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Актуальность темы

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Теоретическое обоснование

- биологическая или классическая экология- это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

- прикладная экология, или охрана природы.

- все связано со всем;

- все куда-то девается;

- все что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением; способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармони с природой.

Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания

Экологическое воспитание в условиях социальной микроструктуры

Впечатления и переживание детей в раннем возрасте могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада, узнают о домашних животных и образе их жизни некоторых диких животных и их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы сменой времен года. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье и детском дошкольном учреждении. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно наносит вред ребенку. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского сада. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным эстетическим, физическим формированием условия развития ребенка.

Экологические условия жилой среды

Состояние воздуха в окружающей среде и в жилом помещении существенно влияет на здоровье человека. В некоторых экологически неблагоприятных регионах воздух улицы в определенное время года и суток может быть гораздо хуже, чем внутри жилого дома. Нередки случаи, когда уже в новой квартире человек начинает плохо себя чувствовать, ощущать серьезные нарушения нормальной жизнедеятельности, испытывает неудобства аллергического характера. Пыль – наиболее распространенное зло. Рациональное размещение мебели в квартире, отсутствие захламленности, регулярное пользование пылесосом, проведение сухих и мокрых уборок оберегает воздух от загрязнения пылью. Рекомендуется родителям ежедневно проводить влажную уборку дома. Для того, чтобы воздух в квартире был чище, рекомендуется содержать в комнатах живые цветы, аквариумы, пользоваться увлажнителями, нельзя допускать курения дома. Растения в доме выделяют кислород, поглощают углекислый газ, очищает воздух от микробов и пыли, выделяют фитонциды, увлажняют воздух.

Вода, которую мы пьем.

Вода с древности считалась первоисточником жизни. Аристотель определял началам всех вещей в природе четыре стихии – огонь, воздух, землю и воду. Обращаясь к детям, поэтесса М.И. Цветаева призывала:

Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

- экологические знания и умения;

- экологически оправданное поведение.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

- формирование привычки рационально использовать воду;

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности; интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка. В воспитании экологическое культуры большую роль играет сенсорное воспитание и как следствие сенсорный опыт детей. Воспитатель, используя различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запахи, характер поверхности и другие особенности природы.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате – уголки природы, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, огород дающие возможность постоянного общение с природой. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую трапу и разработать экологический маршрут. Организовать экологическую трапу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с разными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. В уголке рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.

Результативность

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению.

Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности. Продолжаю знакомить детей с народными приметами. Учу делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Труд детей в подготовительной группе в природе: его организация и экологический подход, это процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания растения и животные, за которыми осуществляется уход. Экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами – это демонстрация и осознания посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать, дети с седьмого года жизни должны это понимать. Осенью привлекается дети к сбору семян, пересадки цветущих растений из грунта в уголок природы, сбор листьев для групповых букетов. Зимой сгребают снег к стволам деревьев, выращивают зеленый корм, делают снежные поделки, кормят птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями. Весной дети участвуют в посеве семян, пересадки рассады, земельными работами на огороде. Дети делятся на подгруппы, выполняют длительные поручения: выращивание цветка в подарок, поручают следить за клумбами в летнее время и многое другое. При организации коллективного труда воспитатель помогает разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных, при этом пользуясь уголком дежурных. Особое внимание воспитатель уделяет на то, что жизнь животного и растений зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними. Используются пословицы и поговорки:

Поощряла желание детей отражать впечатления, полученные от общения с природой в рассказах инсценировках играх. Информация, которую дети получали, была научно достоверна и, в то же время, доступной для их понимания.

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важны ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Будем же изучить родную природу, и сами у нее будем учиться!

Будем воспитывать экологическую культуру у своих детей и их родителей!

Природа для нас – кладовая солнца

С великими сокровищами …

И охранять природу – значит охранять Родину.

Список литературы:

Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003год.

Прогулки в природу: учебное мед. пособие В.А. Шишкина, 2003год.

Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников Л.И. Егоренко, 2001год.

Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош. учреждений А.И. Иванова, 2003год.

Предметная среда сенсорика. Экология: сборник практических материалов, ред. О.Г. Жукова, 2007год

Листок на ладони: мед. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического воспитания дошкольников, под ред. Л.М. Маневцевой, 2003 год

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: мет. пособие С.Н. Николаева, 2002 год

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: С.Н. Николаева, И.А. Комарова, 2003 год.

Методика экологического воспитания в детском саду: С.Н. Николаева, 1999 год

Экологическое воспитание в детском саду: под ред. О.А. Соломенникова 2005 год

Программа воспитания и бучения в детском саду: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2006год.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

ВложениеРазмер
doklad_abramova_osobennosti_ekologicheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Перед детским дошкольным учреждением в рамках экологического воспитания стоят две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

· развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Успех реализации всех программ такого рода зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

· знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

· предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

· формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

· знакомить с представителями живой и неживой природы;

· рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

· способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

· знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

· способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

· создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.

5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

· представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

· понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

· осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и др.) чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголках природы, иногда на занятиях.

Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда.

Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

- чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

- кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

- подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

- участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

- помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);

- уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

- поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

- выращивание растений из черенков (для школы, в подарок родителям);

- участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

- посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

- уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

- помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.);

Труд в уголке природы

Уголок живой природы в детском саду ―одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых. Дети с помощью взрослых кормят рыбок, кроликов, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сажают луковицы, сеют крупные семена, поливают растения на грядках, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Работа по формированию у детей элементарных умений организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека

В первой младшей группе за обитателями уголка природы ухаживает воспитатель в присутствии детей, которые по его предложению приносят лейку, поливают растения, кормят рыб и т. д.

Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия. Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

В средней группе труд усложняется. Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. Сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай).

Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

С помощью воспитателя дети готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).

Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

В старшей и подготовительной к школе группах практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2―3 человека). Это наиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитывает ответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди. С помощью воспитателя они осматривают и поливают растения в уголке природы, протирают листья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали. Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям.

Время от времени в уголке природы воспитатель проводит совместную работу детей всей группы, например периодически организует мытье комнатных растений; при этом каждое растение поручает двоим детям. Воспитатель напоминает, как нужно это делать. На протяжении года воспитатель следит за тем, чтобы дети бережно относились к животным и растениям уголка природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца.

Игра, как метод ознакомления детей с природой

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.

Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает. содержание игры, предварительно вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры.

На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр.

Кроме этого, необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других — нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д.

Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Содержание труда по уходу за животными и растениями. Старший возраст (седьмой год жизни)

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас остро стоит вопрос об экологии. 2017 год объявлен годом Эгологии. С раннего детства надо приучать детей беречь и любить природу.

МБДОУ Детский сад с. Бобровка

Экологическое воспитание дошкольников

Подготовила

Заведующий МБДОУ

Семенова Ирина Тимофеевна



Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Читайте также: