Императорская власть в византии доклад

Обновлено: 05.07.2024

План урока:

Особенности формирования и развития империи

Ее название происходит от старинного города Византий, основанного еще в VII веке до н.э. в проливе Босфор. Благодаря особенностям развития, Византия смогла удержать свою целостность свыше тысячи лет.

По географическому положению Византия- евразийское государство, включающее в себя европейские и азиатские земли. Такое расположение отразилось на населении страны. Здесь жили представители разных народов, говорящие на разных языках, исповедовавшие свои религии, почитающие свои обычаи. Однако большая часть византийцев - это греки, и иностранцы часто так называли всех жителей империи. Государственным был и греческий язык.

Основные занятия византийцев

В равнинных районах, вдоль рек и на морском побережье выращивали виноградники и оливки, сеяли разнообразные злаковые культуры.

В горах и на плоскогорьях успешно развивалось скотоводство.

Жители империи освоили добычу золота, серебра, олова, меди, железа.

Благодаря удачному географическому положению, через территорию государства пролегали первостепенные торговые пути того времени:

  • из североафриканских и аравийских земель на территорию Европы;
  • путь, соединяющий Черное и Средиземное моря;
  • Великий шелковый путь.
  1. Византийское ремесло.

Работы византийских ремесленников славились по всему миру, а разнообразие их деятельности было удивительно. Наиболее известны:

  • оружейники;
  • обработчики золота и серебра;
  • портные;
  • резчики изделий из кости;
  • сапожники;
  • ткачи тканей из шелка.

Резьба по кости

Образец византийской шелковой ткани

Со временем представители одной ремесленной направленности стали объединяться.Так появились объединения ремесленников.

  • Константинополь;
  • Александрия;
  • Антиохия;
  • Эфес;
  • Никея.

Столица Византии - Константинополь

ВЫВОД:удачное географическое расположение столицы, евразийская направленность империи, ценные ремесла и многочисленные города, процветание занятий скотоводством и земледелием, пересечение главных торговых дорог позволили Византии не только обезопасить свои земли от варваров, но и расширить границы и укрепить свое влияние.

Императорская власть

Византийская империя - единое государство, в котором сложилась сложная, структурированная система государственного управления. Во главе государства находился император – василевс.

Василевс – греческое название императора в Византии.

Безграничность – основная особенность власти императора в Византии. Все подданные и даже жители других государств считали василевса наместником Бога на земле. В руках императора Византии была сосредоточена государственная и церковная власть.

Система императорской власти в Византии

Единоличная власть византийского императора позволяла ему:

  • являться высшим судьей;
  • создавать законы;
  • командовать армией;
  • строить отношения с другими государствами;
  • принимать решение о начале войны и перемирии;
  • решать судьбу должности патриарха;
  • выбирать и освобождать от должности чиновников любого ранга;
  • вмешиваться в дела церкви;
  • распоряжаться казной.

Императорская канцелярия являлась правой рукой императора и ведала всеми делами в управлении государства. Под ее чутким контролем находилась жизнедеятельность каждого жителя от взимаемых налогов до повседневных забот.

Для удобства управления территорию империи поделили на отдельные области (префектуры) и округа (фемы). Их управлением занимались наместники, которых назначал император. Создавались специальные ведомства с исполнительными функциями: сбор налогов, доставка почты, обеспечение дорог, решение военных вопросов и другие. Чиновники ведомств назначались Василевсом и получали жалованье.

Безоговорочная власть василевса подчеркивалась особой пышностью, торжественностью и величием:

  1. Одеяния пурпурного цвета, расшитые золотом и драгоценными камнями.
  2. Диадема – украшение на голове, символ власти императора.
  3. Земные поклоны, обращенные к нему в качестве приветствия.
  4. Портреты императора на общественных зданиях.
  5. Сопровождение многочисленной свиты и охраны.

Единственное, что могло поставить под угрозу императорскую корону – титул византийского василевса не передавался по наследству. Теоретически любой политик мог взять власть императора в свои руки. Этот минус стимулировал развитие искусства управления. Императору приходилось постоянно быть на чеку и совершенствовать в себе навыки, ценные для того времени – мастерски убеждать, подкупать, льстить, сеять раздор среди врагов, предчувствовать опасность и предупреждать ее.

ВЫВОД: безграничная государственная и церковная власть в византийском государстве принадлежала правителям – василевсам.

Реформаторская деятельность Юстиниана

Юстиниан – так звали императора, при котором Византия достигла наивысшего могущества.

Биография этого человека отличается от большинства других историй правителей того времени. Он родом из небольшой деревушки, сын обычного крестьянина. В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе короля придворным, имеющим определенное влияние. Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоил мастерство придворного. В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.

Юстиниан обладал высокой энергичностью, активностью, светлым умом. Он производил впечатление открытого и любезного человека. С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера. Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах. В сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие. Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.

Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры. Он женился на ней вопреки общественному мнению, несмотря на то, что она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения. Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.

Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте. Основной целью для него была идея воссоздания объединенной Римской империи. Его главное политическое правило - единое государство,закон и религия. На основе этих утверждений строилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.

Главные реформы Юстиниана

Дипломатия – искусство построения взаимоотношений с иностранными государствами.

Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи. Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном - древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.

Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор – съезд высшего христианского духовенства.

Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки,жаловал земли, строил храмы и соборы.

Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага. К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути. Пострадавшие от нападений города восстанавливались, строились водопроводы, ипподромы, театры. Был возведен главный храм всего восточнохристианского мира – храм Святой Софии.

ВЫВОД: император Юстиниан укрепил Византийскую империю, ему удалось сохранить традиции античного и восточного мира.

Захватнические войны и вторжения внешних врагов

Для достижения своей цели по восстановлению единой Римской империи, Юстиниан вел многочисленные войны во многих направлениях.

  1. Завоевание африканского королевства вандалов и захват Карфагена.

Несмотря на быструю победу, полностью подчинить эти территории удалось лишь спустя 15 лет из-за постоянных восстаний местного населения.

Первой была завоевана Сицилия, затем южные территории и позднее - завоеван Рим. Но полного подчинения удалось добиться только через два десятилетия.

Были заняты юго-западные территории этого государства.

  1. Многочисленные войны с Ираном у восточных границ.

В результате Византия уступила часть земель и вынуждена была выплачивать дань.

Богатства Византии привлекали другие народы и государства. После кончины Юстиниана империя постепенно начинает терять свои территории.

Нападения славян и арабов

Еще на заре VI столетия начались походы славян на Византию. Постепенно они начали расселяться на византийских землях – заняли северные районы Балканского полуострова, македонские и греческие земли.

В VII веке у южных границ начинаются войны арабов с Византией. Этим народам покорились ближневосточные и африканские районы империи.

ВЫВОД: после правления Юстиниана Византийская империя уменьшила свои границы почти на треть, сохранив лишь южную часть Балканского полуострова, часть территории в Италии и Малую Азию.

Представление о власти императора в Византии. Проблема происхождения власти. Закон о престолонаследии. Право на выступление против власти. Императорская власть и Сенат. Центральное управление, ближнее окружение императора, местное самоуправление.

Рубрика История и исторические личности
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 14.06.2017
Размер файла 151,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

эволюция императорской власти в Византии в vi-xi вв.

Глава I. Представление о власти императора в Византии

1.1 Римская традиция. Проблема происхождения власти

1.2 О религиозном характере власти. Церковь и государство

1.3 Закон о престолонаследии

1.4 Коронация. Инаугурация

1.5 Право на выступление против власти

Глава II. Реализация императорской власти в Византии

2.1 Функции императора

2.2 Императорская власть и Сенат

2.3 Центральное управление. Ближнее окружение императора

2.4 Местное самоуправление

Список использованной литературы

Введение

Изучение истории Византии в целом, и изучение эволюции императорской власти в частности до настоящего времени остаются актуальнейшими задачами отечественной и зарубежной исторической науки. Византийская цивилизация оказала огромное влияние на исторический процесс, и возможно её вклад и значение ещё не вполне оценёны в контексте мировой истории. Заполнить этот пробел абсолютно необходимо. Особенно интересно в этом ключе изучение властных структур этой идейной наследницы Римской империи.

Однако возникает множество проблем. Самая главная из них -- недостаточность источников. При попытке проанализировать изменение в характере власти от одного императора к другому мы неизбежно сталкиваемся с тем, что о деятельности одних монархов мы знаем практически всё и можем реконструировать в мельчайших деталях их политическую деятельность, бытовую жизнь, о роль, которую они играли в обществе, о других же мы не знаем практически ничего. Данное исследование призвано, опираясь на известные нам данные, восполнить недостающие части мозаики, по возможности проследить как изменение во времени представления об императорской власти в Византии, обитающее в умах людей, так и её вполне реальные проявления.

Разработанность проблемы оставляет желать лучшего. В отличие от истории Римской империи, продолжательницей которой стала Византия, или же истории государств, возникших на территории Западной Римской империи, изучению истории Византии, этого во всех отношениях уникального государства, римского по законодательству, греческого по языку, христианского по религии, уделяется преступно мало внимания, что уж говорит о конкретной проблематике данной дипломной работы. Это по сути, как ничто другое, отражает некий культурный раскол между Восточной и Западной Европой. Византинистика -- так называют комплексную научную отрасль, направленную на всеобъемлющее изучение истории Византийской империи. Хронологически эта отрасль науки охватывает период, начиная от позднеримской и ранневизантийской эпохи IV-VI вв. и вплоть до завоевания Константинополя османами в 1453 году. В данной работе будет разбираться весь этот период, хотя больший акцент всё же сделан на VI-XI века.

Большое развитие византинистика Западной Европы получила в период между двумя мировыми войнами. Византинистика развивалась, помимо Германии, во Франции и Великобритании, а также в Италии, Австрии, Бельгии, Греции, Югославии, Чехословакии и др. В западной византинистике в первую очередь делался упор на исторические исследования и искусствоведение.

Выделяется в особые отрасли византийская сфрагистика, нумизматика, палеография и др. Возникают новые научные центры, специальные издания. Югославский исследователь Г.А. Острогорский создаёт первый полный курс византийской истории, учитывающий знания, накопленные в современной ему византинистике. Стоит отметить, что тема настоящего исследования не подлежала какому-то серьёзному специальному рассмотрению.

Цель данной работы - проследить и раскрыть эволюцию и изменения, которые происходили в представлении об императорской власти Византии, а также реализацию этой власти на практике. Таким образом, возникает целый спектр различных задач. Их можно условно разделить на две группы. Первая группа задач, речь о которой будет идти в первой главе исследования, - представление о власти правителя. Необходимо выяснить ключевые представления об императорской власти и то, как они изменялись с течением времени, выяснить, как понимали происхождение государства и власти византийцы, определить, какое влияние на институт власти оказали римское наследие и христианская церковь, определить основные причины того, почему в империи очень долгое время не мог сложиться институт наследственной власти, идеи легитимности правителя, существовало ли в Византии в какой-либо форме право на сопротивление законной власти. Вторая глава посвящена выяснению границ реальной власти правителя в Византийской империи, её отражению в политическом управлении, влиянию различных лиц и групп населения на политику византийского монарха.

Таким образом, объектом данного исследования становится императорская власть в Византии, а предметом - представление о ней и её реальное воплощение.

Хронологическим ограничением стали изначально VI-XI века, т. е. тот период, когда основные представления о власти уже оформились в византийском обществе, однако впоследствии эти рамки были раздвинуты и включили все время существования Византийской империи для наиболее полного освещения проблемы.

Основным методом, используемым в работе, является принцип историзма, позволяющий проследить постепенное изменение во времени, закономерности функционирования и развития властных отношений. Историко-генетический метод позволил проследить те черты наследственности от римской системы, которые переняла Византия. Историко-системный метод помог рассмотреть Византию не изолированно, как она часто изучается исследователями, а в контексте общего исторического процесса. Также был использован историко-сравнительный подход: в работе рассматривается сравнение функционирования властных институтов Римской империи, Византии, современных ей государств Запада.

Было рассмотрено множество источников, в разной степени раскрывающих проблематику императорской власти Византии.

Благодаря трудам Фемистия (317-388) Либания (314-393) и Евсевия Кесарийского (ок. 263-340) мы имеем представление о философских концепциях ранней Византии, когда особенно сильна была античная традиция, которые лежали в в основе представления о идеальном государе, о том, какими чертами он должен был обладать.

Также были использованы некоторые цитаты из Исхода,Евангелия от Матфея, Устава отшельнической жизни Антония Египетского (251-356) и др. Также были рассмотрены такие художественно-изобразительные источники,как мозаика, например прижизненное изображение Юстиниана, его жены Фодоры в Сан-Витале, одежда, различные изображения правящих особ, и т.п. Были проанализированы также изображения на монетах. Все перечисленные источники послужили для создания максимально целостной картины.

Структура работы соответствует поставленным целям. Первая глава посвящена выяснению представления об императорской власти в исторической перспективе. Первый параграф посвящён проблеме происхождения власти и влияние на неё римской традиции, второй отношениям гражданской власти и духовной, а также культу императора и тому насколько правомерно говорить о обожествлении императора в Византии, третий параграф рассказывает о непростом генезисе престолонаследия, в четвёртом рассказывается о инаугурации и тех изменениях, которые возникают в ритуале с течением времени, завершающий пятый параграф о том, существовало ли в каком-либо виде право на сопротивление власти, что является особенно важным вопросом в связи с исключительно частыми насильственными сменами власти этого государства. Во второй главе рассмотрены реальные проявления власти в управлении страной. Сюда входят функции императора, отношения с Сенатом, центральное управление и близкое окружение василевса и местное управление, в четырёх параграфах соответственно.

Глава I. Представление о власти императора в Византии 1.1 Римская традиция. Проблема происхождения власти 1.2 О религиозном характере власти. Церковь и государство

Когда речь касается отношений Церкви и государства в Византии, прежде всего, необходимо разобраться в двух вопросах: существовало ли в империи обожествление императора, имел ли место цезарепапзм, т. е. ситуация, при которой император являлся и главной Церкви, а также границы религиозной деятельности духовенства в этом государстве.

Согласно христианскому вероучению, Церковь и государство - самостоятельные организации различной природы. Однако же это разделение перестаёт быть таким чётким, когда христианство отказывается по большей степени от демократически-революционных элементов и переносит центр тяжести на проповедь смирения и долготерпения. Хронологически этот этап развития христианства связан с периодом, когда сами правители становятся христианами. У них возникает соблазн получить и религиозную власть в свои руки, у представителей Церкви - заменить тяжёлый путь личного подвига и убеждения в достижении церковных целей, - внешней силой государственной власти.

В течение всего времени существования Византии в ней продолжалась борьба двух политических мировоззрений, из которых первое коренилось в империализме древнего языческого Рима, а второе - в христианском учении о взаимоотношении государства и Церкви.

Сразу стоит обозначить, что идея обожествления носителей государственной власти не является чем-то исключительным ни для Рима, ни для Византии, потому что мы можем встретить её решительно у всех народов. Представление о том, что царь является наместником Бога и Бог ему соцарствует, мы можем найти не только в Византии, но, например, и в современной ей литературе Запада. Сравнение императорской власти с могуществом Божиим составляет вполне обычную тему в византийской литературе, однако, что важно, и в тех памятниках, которые можно было бы рассматривать как источники византийского государственного права, такое встречается крайне редко.

Истоки императорского культа Византии мы можем видеть в языческом Риме, в котором религиозное поклонение императорам не подлежит сомнению. Там государь рассматривался как воплотившийся бог, ему воздавались божеские почести, в его честь строились храмы. Начало этому положил Октавиан Август, и отношение к нему было таким же, как к другим языческим богам. Однако и в языческой империи императорский культ воспринимался не всегда одинаково. Некоторые императоры требовали, чтобы им воздавались божеские почести, а ослушников наказывали смертной казнью; при других же обожествление императора было ничем иным, как проявлением (и часто вынужденным) придворной лести, властители часто отказывались от божеских почестей или же умеряли религиозный пыл своих искренних или же показных почитателей. Таковыми были, например Тиберий (14-37 гг.), Нерон (54-68 гг.) и другие. Тогда обращение к императору как к богу приобретало полуофициальный и придворный характер и не выходило за пределы тесного круга его друзей и слуг.

В этих случаях, как мы можем предположить, была только видимость культа без соответствующего внутреннего содержания - известный вид условной лжи в то время, как свободного религиозного отношения к императору не существовало. В самом деле, уподоблять богу можно только того, кто богом на самом деле в наших глазах не является. Стоит заметить, что даже выставление в публичных местах статуй царствующего императора не представляет ничего характерного именно для Византии: и в XX веке во всех государствах точно так же выставляются бюсты и портреты коронованных особ, президентов республик и даже министров, и никто в этом не видит ничего религиозного.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже в эпоху язычества императорский культ не был явлением общим и узаконенным, и самое главное, это не всегда был культ в точном смысле, а лишь видимые его знаки, в то время как увлекались им и относились к нему искренне только отдельные лица. И, конечно же, с падением веры в языческих богов терял силу власти над умами и культ императоров, точнее, религиозное поклонение им трансформировалось в знак чисто гражданского почитания и становилось одной из форм придворного этикета. Форма остаётся, но старое содержание постепенно заменяется новым. C Константина Великого (306-337) этот процесс должен был идти ускоренным темпом. Конечно, его работу в этом направлении заметно облегчило то, императоры более раннего периода были активными гонителями первых христиан и в их глазах те приобретали облик мучителей, не имеющих, естественно, божественного ореола.

К слову, в значительной степени именно благодаря Евсевию широкое распространение в Византии получило представление об императорской власти как о благе для подданных. А ведь для него, можно сказать, главного идеолога Византии, основное в императорской власти не столько божественное её происхождение, сколько то, что она в новом своём оформлении является единственным гарантом мира и процветания для людей.

Вообще философы ранней Византии не так часто обращаются к идее божественного происхождения императорской власти. Гораздо чаще звучат слова об особых добродетелях императора. Так Фемистий (ок. 317 - ок. 388) подчёркивает, что император подражает Богу не саном, а добродетелью.

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Начнем с предыстории. Как известно, античность довольно подробно разрабатывала учение о власти. В классических трудах Аристотеля, Платона и других авторов нарисована картина, с которой до сих пор знакомят в наших высших учебных заведениях. Власть существует в трех основных разновидностях: власть одного, власть нескольких и власть всех – то есть монархия, олигархия, или аристократия, и демократия. Во всех этих трех разновидностях Аристотель предложил выделять еще позитивную и негативную фазы: если власть монархии вырождается, она становится тиранической; если власть аристократии вырождается, она становится олигархической; если вырождается демократия, она превращается в охлократию. Человечество с тех пор не придумало ничего нового, и на протяжении 2000 лет после Рождества Христова развиваются в разных вариациях именно эти три основные формы, которые, в зависимости от нравственности того или иного общества, могут быть как позитивными, так и негативными.

Конечно, необходимо отдать должное Римскому государству. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Римская империя создала одну из самых совершенных моделей политического устройства, одну из самых лучших и эффективных форм власти, какая только возможна на земле.

Рим: император по… доверию

Император Август

Император Август

Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.

Принцепс (император) – это человек, которому римский народ доверил свою власть

Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия

Святой равноапостольный царь Константин

Святой равноапостольный царь Константин

Стержень империи – христианство


Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы

И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью. Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.

Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной. Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.

Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.

Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха.

Соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления обеспечивало государству выживаемость

И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.

Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации. Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено


Поэтому тот период, который начался в XII веке, византийскими историками, специалистами по каноническому праву оценивался как отступление от классических традиций государственной власти, как предательство дела святого Константина и последующих императоров, вплоть до Василия II Болгаробойцы, который считался самым великим и в то же время последним в плеяде государей, умевших поддерживать жесткую вертикаль власти и широкое поле гражданского самоуправления, основанного на крестьянской собственности на землю.

Гост

ГОСТ

Византийская империя (395 - 1453) — это государство, сформировавшееся в 395 году в результате раздела Римской империи на восточную и западную части после смерти Феодосия I. Византия являлась единственной исторической, цивилизационной и культурной частью, оставшейся от Древнего Рима в эпоху Поздней Античности и Средневековья.

Государственная власть

Византия унаследовала от Римской империи монархическую форму правления во главе с императором. После перехода на греческий язык в VII веке, глава государства назывался автократор или василевс.

Сенат — это совещательный орган при императоре, занимавшийся обсуждением наиболее важных вопросов политики Византии.

Был при императоре и Государственный совет, который находился во главе центрального государственного управления и рассматривал законопроекты и осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам, а также обсуждал текущие вопросы государственного управления.

К Высшим должностным лицам относились два префекта претория, префект столицы, квестор, начальник дворца, два комитета финансов и два магистра армии. Все они непосредственно подчинялись императору.

Византийская Империя состояла из префектур — Восток и Иллирик – во главе которых стояли префект претория и префект претория. В отдельную единицу выделялся Константинополь во главе с префектом Константинополя.

Долгое время сохранялась старая система государственного и финансового управления. В конце VI века начались существенные изменения. Реформы в основном связаны с обороной (административное деление на фемы) и греческой культурой (введение должностей стратега, логофета, друнгария). С X века распространяются феодальные принципы управления, что приводит к утверждению на престоле феодальной аристократии. До конца империи не прекращаются мятежи и борьба за трон.

Готовые работы на аналогичную тему

Двумя высшими должностными лицами армии были главнокомандующий пехоты и начальник конницы, позже должности были объединены. В столице были магистры пехоты и конницы. Также существовали магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Востока, магистр пехоты и конницы Фракии.

Константинополь с прилегающей сельской местностью до 100 миль представлял собой самостоятельную административную единицу. Главой города был префект столицы, по должности бывший председателем сената. Квестор был Председателем Государственного совета, ведая разработкой и рассылкой указов Императора и имевший судебную власть.

В VII веке произошло разделение чиновничества на 60 разрядов.

Византийские императоры

После падения Западной Римской империи в 476 году Восточная Римская империя существовала почти тысячу лет; позже в историографии она получила название Византия.

Для византийского правящего класса характерна мобильность. Человек из низов во все времена мог пробиться к власти. Он обладал возможность заслужить воинскую славу и сделать военную карьеру. Например, Михаил II Травл был наёмником, императором Львом V был приговорён к казни за мятеж, и казнь была отложена только из-за празднования Рождества; Василий I был крестьянином и объездчиком лошадей на службе у вельможи. Выходцем из крестьян был Роман I Лакапин, Михаил IV, прежде чем стать императором, был менялой.

Византийский император занимал вершину пирамиды византийского государственного аппарата и общества, выступая практически в любом вопросе в качестве последней инстанции. Идеологическое обоснование императорской власти восходит к Римской империи, дополнившись эллинистическими и христианскими концепциями. Ее источником являлась божественная воля, выраженная в аккламации сената, армии и народа. При отсутствии правовой определённости основаниями для занятия престола зачастую служили военные успехи, а отсутствие чёткого порядка престолонаследия приводило к попыткам узурпации власти, из которых многие оказывались успешны.

С VII—VIII веков изменение общественных условий привело к легитимизации передачи власти по рождению. Отношение к императору, как богоизбранному правителю, наделяло его уникальными привилегиями и полномочиями в церкви. Персонифицируя высшую законотворческую власть, император считался владельцем всей земельной собственности в империи и не был связан правовыми нормами. Византийцы часто восставали и свергали против императоров, а реальная императорская власть была небесспорна, мало кто оспаривал идею императорской власти, основой которой были профессиональная армия, бюрократический аппарат, способность эффективно собирать средства. Всё это скрепляла идеологическая пропаганда, благодаря которой император воплощал в себе центральный образ византийской ментальности и патриотизма.

Обособление императоров от подданных их уединением во дворце, где они вели подчинённую строгим церемониям и ритуалам жизнь, восходящую к древнеримскому императорскому культу, использованию в одежде золота и пурпура, сакральному статусу.

По подсчётам Г. Острогорского, в 324-1453 годах Византией правили 88 императоров. При этом в византийской истории случались периоды смуты, когда смена власти происходила чрезвычайно часто — 7 императоров в 695-717 годах, 5 императоров в 797—820 годах, 7 императоров в 1055—1081 годах, 6 в 1180-1204 год. Из династий, занимавших престол Византийской империи, наиболее продолжительным оказалось царствование Палеологов, правивших в 1259—1453 годах.

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Начнем с предыстории. Как известно, античность довольно подробно разрабатывала учение о власти. В классических трудах Аристотеля, Платона и других авторов нарисована картина, с которой до сих пор знакомят в наших высших учебных заведениях. Власть существует в трех основных разновидностях: власть одного, власть нескольких и власть всех – то есть монархия, олигархия, или аристократия, и демократия. Во всех этих трех разновидностях Аристотель предложил выделять еще позитивную и негативную фазы: если власть монархии вырождается, она становится тиранической; если власть аристократии вырождается, она становится олигархической; если вырождается демократия, она превращается в охлократию. Человечество с тех пор не придумало ничего нового, и на протяжении 2000 лет после Рождества Христова развиваются в разных вариациях именно эти три основные формы, которые, в зависимости от нравственности того или иного общества, могут быть как позитивными, так и негативными.

Конечно, необходимо отдать должное Римскому государству. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Римская империя создала одну из самых совершенных моделей политического устройства, одну из самых лучших и эффективных форм власти, какая только возможна на земле.

Рим: император по… доверию

Император Август

Император Август

Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.

Принцепс (император) – это человек, которому римский народ доверил свою власть

Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия

Святой равноапостольный царь Константин

Святой равноапостольный царь Константин

Стержень империи – христианство


Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы

И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью. Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.

Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной. Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.

Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.

Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха.

Соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления обеспечивало государству выживаемость

И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.

Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации. Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено


Поэтому тот период, который начался в XII веке, византийскими историками, специалистами по каноническому праву оценивался как отступление от классических традиций государственной власти, как предательство дела святого Константина и последующих императоров, вплоть до Василия II Болгаробойцы, который считался самым великим и в то же время последним в плеяде государей, умевших поддерживать жесткую вертикаль власти и широкое поле гражданского самоуправления, основанного на крестьянской собственности на землю.

Читайте также: