Свет доклад по биологии

Обновлено: 16.05.2024

Свет является неотъемлемой частью жизни. Невозможно представить мир без солнечных лучей. Помимо того, что лучи дают нам свет и согревают в холодную пору, они способствуют осуществлению жизненно необходимых процессов во многих организмах.

Актуальность исследования. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что свет дня сменяется темнотой ночи. Меня заинтересовало, как свет влияет на растения, животных и людей.

Практическая значимость в том, что благодаря проведенным опытам и наблюдениям была подтверждена важность влияния солнечных лучей на жизнь растений, животных, человека.

Цель работы: изучить вопрос о том, как влияет свет на растения, животных и человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1изучить литературу по данному вопросу

2.познакомиться с понятием свет;

3.путем наблюдений, опытов, опросов выявить, как влияет свет на живые организмы;

Объект исследования: влияние света

В качестве гипотезы выдвигается утверждение, что свет способствует осуществлению жизненно необходимых процессов во многих организмах .

При осуществлении исследования были использованы следующие методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. сравнение, анализ литературы, опрос.

Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически единственным источником энергии для поддержания теплового баланса планеты, создания органических веществ фототрофными организмами биосферы, что в итоге обеспечивает формирование среды, способной удовлетворить жизненные потребности всех живых существ.

Свет – это электромагнитное излучение невидимое для глаза. Свет становится видимым при столкновении с поверхностью. Цвета образуются из волн разной длины, все цвета вместе образуют белый свет. При преломлении светового луча в призме или капле воды весь спектр цветов становится видимым, например радуга .

Биологическое действие солнечного света зависит от его спектрального состава, продолжительности, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Солнечная радиация представляет собой электромагнитное излучение в широком диапазоне волн, составляющих непрерывный спектр от 290 до 3 000 нм. Ультрафиолетовые лучи (УФЛ) короче 290 им, губительные для живых организмов, поглощаются слоем озона и до Земли не доходят. Земли достигают главным образом инфракрасные (около 50% суммарной радиации) и видимые (45%) лучи спектра. На долю УФЛ, имеющих длину волны 290—380 нм, приходится 5% лучистой энергии. Длинноволновые УФЛ, обладающие большой энергией фотонов, отличаются высокой химической активностью. В небольших дозах они оказывают мощное бактерицидное действие, способствуют синтезу у растений некоторых витаминов, пигментов, а у животных и человека — витамина D; кроме того, у человека они вызывают загар, который является защитной реакцией кожи. Инфракрасные лучи длиной волны более 710 нм оказывают тепловое действие.

Свет является неотъемлемой частью жизни всего живого на планете - животных, растений и человека.

Солнечный свет для большинства растений является необходимым и неиссякаемым источником жизненной энергии, регулирующим процессы их жизнедеятельности. Этот процесс называется фотопериодизм. Он заключается в регуляции биоритмов животных и растений при помощи света.

Фотопериодизм растений вызывает еще один процесс под названием фототропизм. Фототропизм отвечает за движение отдельных клеток и органов растений к солнечному свету. Примером этого процесса служит движение головок цветов в течение дня, повторяющее движение Солнца, раскрытие светолюбивых растений ночью и рост комнатных растений в сторону осветительного прибора.

Сезонный фотопериодизм заключается в реакции растений на удлинение и уменьшение светового дня. Весной, когда светлых часов становится больше, на деревьях начинают набухать почки. А осенью, когда дни становятся короче, растения начинают готовиться к зимнему периоду, закладывая почки, формируя древесный покров.

Также этот эффект можно наблюдать и у комнатных растений. Я заметила, что весной и летом комнатные растения очень хорошо растут, появляется много новых листочков, а зимой растения не растут и листочки у них сохнут, желтеют и опадают.

Рис.1. Мои наблюдения за кислицей (оксалис).

На оксалис падают солнечные лучи. Оксалис находится далеко от солнечных лучей

Вывод: солнечный свет является источником жизненной энергии для растений.

Световой режим любого местообитания зависит от его географической широты, высоты над уровнем моря, состояния атмосферы, растительности, сезона и времени суток, солнечной активности и т. д. Поэтому разнообразие световых условий на нашей планете чрезвычайно велико: от таких сильно освещенных территорий, как высокогорья, пустыни, степи, до сумеречного освещения в водных глубинах и пещерах. В разных местообитаниях различаются не только интенсивность света, но и его спектральный состав, продолжительность освещения, пространственное и временное распределение света разной интенсивности и т. д. Соответственно, разнообразны и приспособления растений к жизни при том или ином световом режиме.

Экологические группы растений по отношению к свету. По отношению к количеству света, необходимого для нормального развития, растения подразделяют на три экологические группы: светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.

Адаптация растений и животных к световому режиму. Под влиянием различных условий светового режима у растений выработались соответствующие приспособительные качества. Прежде всего, это касается величины листовых пластинок: у светолюбивых по сравнению с теплолюбивыми они обычно более мелкие. Ориентация листьев у светолюбов вертикальная или имеет разный угол по отношению к солнечным лучам, чтобы избежать избыточного света и перегрева. Листья теневыносливых растений, напротив, ориентированы к свету всей поверхностью листовой пластинки и расположены так, чтобы не затенять соседние листья (листовая мозаика).

Рис. 2. Круговорот кислорода с помощью растений

В жизни животных свет играет немаловажную роль. Он не участвует в формировании их организмов, но все же откладывает отпечаток на жизнь животных.

Как и для растений, свет является источником энергии животного мира.

Огромное влияние на жизнедеятельность растений и животных оказывает соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток в течение года. Реакция организмов на суточный ритм освещения, выражающаяся в изменении процессов их роста и развития, называется фотопериодизмом. Регулярность и неизменная повторяемость из года в год данного явления позволила организмам в ходе эволюции согласовывать свои важнейшие жизненные процессы с ритмом этих временных интервалов. Под фотопериодическим контролем находятся практически все метаболические процессы, связанные с ростом, развитием, жизнедеятельностью и размножением растений и животных. Представители фауны ведут дневной и ночной образ жизни. Благодаря этому между ними нет конкуренции в поисках пищи.

Свет помогает животным ориентироваться в пространстве и на незнакомых территориях. Именно лучи солнечного света способствовали развитию зрения у многих организмов.

Фотопериодизм животных также определяется длиной светового дня. Животные начинают готовиться к зиме, как только солнечные дни становятся короче. Их организм накапливает необходимые вещества для жизни в зимний период. Птицы тоже реагируют на удлинение ночи, начинают готовиться к перелетам в теплые края.

Наблюдая , за своей собакой ягтерьером Ютой, я заметила, что когда на улице солнечно, то Юта веселая, жизнерадостная, бегает играет, постоянно просится на улицу, а когда на улице пасмурно, то собачка, постоянно спит, почти не играет и с неохотой идет на улицу.

Рис. 3 Поведение собаки в солнечный и пасмурный день.

Вывод : собака жизнерадостна, подвижна в солнечный день.

Солнечный свет играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий нас мир, контролировать и координировать движения.

Настроение человека также зависит от солнечных лучей. Недостаток света приводит к ухудшению состояния организма, апатии и упадку сил.

Я провела опрос у своих одноклассников 11 января 2017 года и поинтересовалась, какое у них настроение в пасмурный день. В опросе приняли участие 30 человек, как видно из графика, в пасмурный день, настроение у большинства людей плохое.

Опрос пожилых людей в возрасте 30- 60 лет

Как вы себя чувствуете в пасмурную погоду?

Под влиянием солнца в организме:

  • стабилизируется кровообращение;
  • активизируется фотохимический процесс;
  • происходит расширение кровеносных сосудов;
  • становится сильней приток крови к коже, что улучшает ее внешний вид.

Солнечный свет помогает активной выработке гормона радости - серотонина, дефицит которого провоцирует зимнюю депрессию. Под влиянием солнечных лучей в организме происходит выработка витамина D, который является строительным материалом для ткани кости. Потребность организма человека в витамине D равна 400 единицам в день. Стоит подставить свое лицо под солнечные прямые лучи на пятнадцать минут, и можно получить витамин D в объеме дневной нормы. Витамин D способен обеспечить скелет человека в нужной пропорции фосфором и кальцием. Благодаря этому витамину кости формируются сильными, правильной формы, удается предупредить рахит

Вывод: Нервная система человека формируется и развивается только в условиях достаточного количества солнечного света.

Также свет помогает избавиться от инфекционных заболеваний - это его защитная функция. Он способен убивать некоторые грибки и бактерии, расположенные на нашей коже. Он помогает нашему организму вырабатывать необходимое количество гемоглобина. При попадании солнечных лучей на кожу, мышцы приходят в тонус, который продуктивно влияет на весь организм.

Биологические ритмы характерны и для человека. Суточные ритмы выражаются в чередовании сна и бодрствования, колебаниях температуры тела в пределах 0,7—0,8°С (на рассвете она понижается, к полудню повышается, вечером достигает максимума, а затем снова понижается, особенно быстро после того, как человек заснет), циклах деятельности сердца и почек и т. д.

Таким образом, способность воспринимать длину дня и реагировать на нее широко распространена в мире живых существ. Это означает, что живые организмы способны ориентироваться во времени, т. е. они обладают биологическими часами . Другими словами, для многих организмов характерна способность ощущать суточные, приливные, лунные и годичные циклы, что позволяет им заранее готовиться к предстоящим изменениям среды.

Правильно подобрав режимы освещения, температуры и другие факторы, наиболее соответствующие биоритмам, можно заметно повысить жизнедеятельность и продуктивность разводимых животных и растений, причем без каких-либо дополнительных затрат. Например, благодаря увеличению в теплицах, оранжереях и парниках светового дня до 12— 15 ч зимой выращивают овощные культуры и декоративные растения, ускоряют рост и развитие рассады. Продлив за счет искусственного освещения световой период зимой, можно увеличить яйценоскость кур, уток, гусей, регулировать размножение пушных зверей на зверофермах.

Эксперимент. Влияние солнечных лучей на прорастание семян фасоли

.Меня заинтересовало, как будут прорастать семена фасоли на свету и в темноте. Перед посадкой в землю, мы замочили семя фасоли в марлевую салфетку, смоченную водой. На 2-ой день после замачивания, начал прорастать корешок. На 3-ий день эксперимента мы посадили семя в землю и стали наблюдать за их ростом и развитием. Перед посадкой в землю, мы замочили семя фасоли в марлевую салфетку, смоченную водой. На 2-ой день после замачивания, начал прорастать корешок. На 3-ий день эксперимента мы посадили семя в землю и стали наблюдать за их ростом и развитием. Один экземпляр мы поставили на подоконник, а другой в шкаф, куда не попадали солнечные лучи.

Вывод: Во время выращивания фасоли в разных условиях выяснили, что наиболее активны в росте и развитии растения на свету. В темноте растение развивается плохо, что связано с недостатком света. В результате чего не происходит фотосинтез растений. На примере моего исследования видно, что рост растения напрямую зависит от действия солнечного света. Чем меньше света попадает на растение, тем хуже оно растёт. А без света растение вообще не развивается. Солнечный свет – одно из наиболее важных условий для жизни растений .

Использование солнечной энергии в жизни людей Солнечная энергия используется как в обычной повседневной жизни, так и в промышленности. В быту многие люди используют солнечную энергию для того, чтобы подогреть воду, отопить дом.

В промышленности солнечный свет преобразуют в электричество. Большинство электростанций работают по принципу направления энергии Солнца зеркалами. Зеркала, поворачиваются вслед за солнцем, направляя лучи на емкость с теплоприемником, например, водой. Вода после испарения превращается в пар, крутящий генератор. А генератор вырабатывает электричество. Например, у нас в поселке Октябрьский около школы установили светофоры, работающие на солнечных батареях (см. рис. 3)

Транспорт также способен приходить в движение при помощи Солнечной энергии - электромобили и космические аппараты заряжаются при помощи света.

Свет — это первичный источник энергии, без которого не­возможна жизнь на Земле. Он участвует в фотосинтезе, обес­печивая создание растительностью Земли органических соеди­нений из неорганических , и в этом его важнейшая энергетиче­ская функция. Но в фотосинтезе участвует лишь часть спектра в пределах от 380 до 760 нм, которую называют областью фи­зиологически активной радиации (ФАР). Внутри нее для фото­синтеза наибольшее значение имеют красно-оранжевые лучи (600—700 нм) и фиолетово-голубые (400—500 нм), наимень­шее — желто-зеленые (500—600 нм). Последние отражаются, что и придает хлорофиллоносным растениям зеленую окраску.

Однако свет не только энергетический ресурс, но и важней­ший экологический фактор, весьма существенно влияющий на биоту в целом и на адаптационные процессы и явления в орга­низмах.

За пределами видимого спектра и ФАР остаются инфра­красная (ИК) и ультрафиолетовая (УФ) области. УФ-излучение несет много энергии и обладает фотохимическим воздейст­вием — организмы к нему очень чувствительны. ИК-излучение обладает значительно меньшей энергией, легко поглощается водой, но некоторые сухопутные организмы используют его для поднятия температуры тела выше окружающей.

Важное значение для организмов имеет интенсивность ос­вещения. Растения по отношению к освещенности подразделя­ются на светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты) и теневыносливые.

Первые две группы обладают разными диапазонами толе­рантности в пределах экологического спектра освещенности. Яркий солнечный свет — оптимум гелиофитов (луговые тра­вы, хлебные злаки, сорняки и др.), слабая освещенность — оп­тимум тенелюбивых (растения таежных ельников, лесостеп­ных дубрав, тропических лесов). Первые не выносят тени, вто­рые — яркого солнечного света.

Теневыносливые растения имеют широкий диапазон толе­рантности к свету и могут развиваться как при яркой освещен­ности, так и в тени.

Свет имеет большое сигнальное значение и вызывает орные адаптации организмов. Одним из самых надежных сигналов, регулирующих активность организмов во времени, является длина дня — фотопериод.

Фотопериодизм нельзя отождествлять с обычными внеш­ними суточными ритмами, обусловленными просто сменой дня и ночи. Однако суточная цикличность жизнедеятельности у жи­вотных и человека переходит во врожденные свойства вида, т. е. становится внутренними (эндогенными) ритмами. Но в отличие от изначально внутренних ритмов их продолжитель­ность может не совпадать с точной цифрой — 24 часа — на 15— 20 минут, и в связи с этим, такие ритмы называют циркадны-ми (в переводе — близкие к суткам).

Фотопериодизм, хотя и наследственно закреплен, прояв­ляется лишь в сочетании с другими факторами, например тем­пературой: если в день X холодно, то растение зацветает поз­же, или в случае с вызреванием — если холод наступает рань­ше дня X, то, скажем, картофель дает низкий урожай, и т. п. В субтропической и тропической зоне, где длина дня по сезонам года меняется мало, фотопериод не может служить важным экологическим фактором — на смену ему приходит чередова­ние засушливых и дождливых сезонов, а в высокогорье глав­ным сигнальным фактором становится температура.

Так же, как на растениях, погодные условия отражаются на пойкилотермных животных, а гомойотермные отвечают на это изменениями в своем поведении: изменяются сроки гнездова­ния, миграции и др.

Человек научился использовать описанные выше явления.

Длину светового дня можно изменять искусственно, тем са­мым изменяя сроки цветения и плодоношения растений (выра­щивание рассады еще в зимний период и даже плодов в тепли­цах), увеличивая яйценоскость кур, и др.

Развитие живой природы по сезонам года происходит в со­ответствии сбиоклиматическим законом, который носит имя Хопкинса: сроки наступления различных сезонных явлений (фе-нодат) зависят от широты, долготы местности и ее высоты над уровнем моря. Значит, чем севернее, восточнее и выше ме­стность, тем позже наступает весна и раньше осень. Для Евро­пы на каждом градусе широты сроки сезонных событий насту­пают через три дня, в Северной Америке — в среднем через четыре дня на каждый градус широты, на пять градусов долго­ты и на 120 м высоты над уровнем моря.

Знание фенодат имеет большое значение для планирова­ния различных сельхозработ и других хозяйственных мероприя­тий.

Свет в нашей жизни играет важную роль. По мнению биологов, 90% данных воспринимаются по визуальным каналам. Именно по этой причине умеренный свет благоприятно влияет на жизнедеятельность всех живых существ. Освещение не только является важной составляющей для работы визуального анализатора, но и влияет на общее состояние организма. Кроме того, свет может положительно или, наоборот, отрицательно влиять на растения и животных.

Значение освещения

Важно осознавать, что освещение имеет возможность зрительно уменьшать или увеличивать размер помещения. От света зависит не только эстетический вид комнаты, но и самочувствие тех, кто в ней находится. Неправильно выбранное освещение способно спровоцировать переутомление. Если же свет в комнате чересчур яркий, ее обитатели подвержены неврозам и проблемам со зрением.

Жизнь без света или с его минимальным количеством может привести к авитаминозу, снижению деятельности иммунитета и ослаблению организма, в результате чего понижается сопротивляемость к простудным и иным заболеваниям. Кроме того, уменьшается трудоспособность и ухудшается общее состояние.

свет в нашей жизни

Роль солнечного света в жизни человека

Всем ли известно, какова роль солнечного света в жизни человека? Пожалуй, его значение неоценимо. Благодаря солнечному свету мы имеем возможность различать находящиеся вокруг нас предметы. Именно от взаимодействия с естественным освещением в организме синтезируется жизненно важный витамин D. Благодаря свету также происходит усвоение кальция и фосфора.

Солнечный свет в нашей жизни играет основополагающую роль, он влияет на самочувствие и душевное состояние. Его нехватка может послужить причиной апатии, депрессии и ухудшения здоровья. Солнечный свет оказывает губительное действие на многие болезнетворные бактерии и считается естественным антисептиком.

Разновидности освещения

Свет - это видимое человеческому глазу электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 780 нм. Он бывает естественным, искусственным и соединенным. К источникам естественного освещения можно отнести Солнце, Луну.

свет в жизни человека

Все, что создал человек для освещения, - это искусственный свет. Сегодня применяют 5 типов такого освещения:

  • лампы накаливания; накаливания;
  • люминесцентные лампы; и светодиоды.

Свет в медицине

Удивительно, но от предков нам достался эпифиз - место, которое находится в мозге. Он взаимосвязан непосредственно с глазами. Как только уровень света снижается, эпифиз производит гормон сна, который замедляет активные процессы в организме и предупреждает о "зимней спячке". Разрушить наличие такого гормона можно с помощью взаимодействия с естественным освещением, которого зимой, естественно, не хватает. В таких случаях врачи рекомендуют употреблять продукты с большим содержанием витаминов, не экономить электроэнергию и носить яркую одежду.

жизнь без света

Мало кому известно, но в некоторых европейских больницах соблюдают определенную концепцию. Ее создатель - Ван дер Хейде. Ученый считает, что для более быстрого выздоровления для абсолютно каждого пациента необходимо подобрать свой уровень света. Исследователь даже создал для этого "умную систему", которая утром постепенно освещает комнату и при этом излучает разные по яркости лучи. Доказано, что такие манипуляции положительно влияют на состояние нервных клеток и общее самочувствие человека. Многочисленные исследования показали: вследствие взаимодействия правильного света с организмом человека, который находится на лечении, в его состоянии наблюдаются положительные изменения.

Исследователь доказал, что правильно подобранный свет в жизни человека - это немаловажная составляющая для развития организма и мозговой деятельности.

свет в твоей жизни

Немного об образовании

Немаловажно уже с раннего детства понимать, какую именно пользу нам несет солнце и освещение. В этом году во всех школах Российской Федерации был проведен классный час "Свет в твоей жизни". На нем детям объяснили всю пользу света и рассказали о наиболее известных ученых, которые одни из первых изучили освещение. Помимо этого, были представлены стихотворения величайших поэтов, которые превозносят световые лучи. Из этого можно сделать вывод, что их пользу обнаружили много лет назад.

Освещение для ребенка

Свет в жизни ребенка играет очень важную роль. Специалисты считают, что именно от освещения зависит его развитие. С раннего детства ребенка должно окружать только правильное освещение. В случае, если вы не подошли к этому вопросу серьезно, у вас есть все шансы заработать большое количество проблем со здоровьем. Как мы говорили ранее, свет может быть естественным и искусственным. Давайте более подробно разберем, какое именно освещение должно быть в детской комнате.

Естественный свет в детской комнате

Естественный свет в нашей жизни - это очень важный фактор в профилактике различных заболеваний. При выборе комнаты для ребенка помните, что наиболее освещенные помещения находятся на южной стороне дома. Утренние лучи будут будить ребенка. Это оказывает положительное влияние на нервную систему. Биоритмы детей в подобных обстоятельствах начинают работать правильно, в согласии с законами естества. Это немаловажно для развития повадок, образа жизни и психологического состояния ребенка.

свет в жизни животных

В случае, если подходящей комнаты для ребенка нет, плохо освещаемые помещения необходимо будет дополнить источниками искусственного света, а детскую кровать расположить напротив окна.

Искусственный свет в детской комнате

Искусственный свет в комнате ребенка можно разделить на дневной и ночной освещения. При выборе ламп в детскую комнату необходимо обратить внимание на то, что хрустальные светильники категорически не подходят. Они создают большое количество разноцветных бликов, которые раздражают зрительный аппарат ребенка.

Наиболее оптимальный выбор для детской - это горизонтальные источники света с матовым покрытием. Благодаря этому в комнате освещение будет рассеиваться и тем самым благоприятно влиять на зрение и самочувствие.

Свет в нашей жизни необходим не только днем, но и ночью. Еще одна важная составляющая любой детской комнаты - это ночник, который находится у изголовья. Польза от такого источника света очевидна. Благодаря ночнику ребенку будет комфортно засыпать. Рекомендуется выбирать ночные светильники с возможностью регулирования уровня излучения.

Свет в жизни ребенка

Роль света в жизни животных

Освещение влияет на развитие всех живых существ на планете. Свет в жизни животных играет достаточно важную роль. Уже давно замечено, что, например, для кур хорошее освещение - это самая важная составляющая. Глаза пернатых весьма чувствительны к дневному свету. Весной при взаимодействии с ярким освещением в мозг поступает сигнал, и они начинают нести яйца.

Все без исключения адаптируются под продолжительность дня. Существуют типы продолжительного и кратковременного дня. Яркий пример - козы. Повышение уровня гонадотропного гормона наступает, когда день сокращается, а именно во второй половине года. С сентября по декабрь козы оплодотворяются. Длительность их беременности составляет около пяти месяцев. Как раз к весне, когда всходит молодая трава, появляются козлята. Благодаря этому можно сделать вывод, что абсолютно все процессы жизнедеятельности животных связаны с длительностью светового дня.

Достаточно любопытна взаимосвязь освещения и полового цикла коров. Имеется даже такой термин, как климатизационная бездетность. Наилучшее соотношение для жизнедеятельности коров - 16 часов дня и 8 - ночи. Данное соотношение наступает в различных странах в разное время года. У нас – окончание апреля и май. Именно в это время у коров повышается гормональный статус. Он является важным критерием для вязки животных.

К реакции на перемену светового дня можно отнести множество процессов в жизнедеятельности животных. Например, линька у млекопитающих и смена пера у птиц. Ученые доказали, что животные, проживающие на открытой местности, имеют защитный слой кожи. Он позволяет не перегреваться в жаркую погоду.

Освещение в жизни растений

Свет в жизни растений - это необычайно важная составляющая. Освещение необходимо для создания хлорофилла. Также благодаря свету растения оказывают большое влияние на газообменные процессы, синтезирование белков и деление клеток. Именно освещение регулирует сроки цветения и плодоношения. В зависимости от световосприимчивости существует три категории растений:

  • светолюбивые, которые развиваются только при наличии хорошего естественного освещения;
  • оптимальные, которые могут цвести и развиваться как в тени, так и на свету;
  • тенелюбивые, которые не переносят прямых солнечных лучей.

Мало кому известно, но существуют даже такие растения, которые при малейшем смещении светового дня будут медленнее развиваться и перестанут цвести. У растений в дневное время реализуются движения световой фазы фотосинтеза, а в ночное время - темновой. С фотопериодизмом у растений сопряжено проявление фототропии - перемещение листьев растения к солнцу, к примеру, смещение головки подсолнуха на протяжении дня согласно движению солнца.

свет в жизни растений

Подводим итоги

Свет в вашей жизни - это один из важнейших факторов жизнедеятельности. Правильно подобранное освещение в доме позволит вам избавиться от депрессии, головной боли и хронической усталости. Как мы говорили ранее, помимо влияния на здоровье, свет позволяет визуально увеличить или уменьшить помещение.

Ученые доказали, что чересчур яркий или, наоборот, тусклый свет влечет за собой проблемы со зрением и работоспособностью. Рекомендуется своевременно устранять проблемы с освещением и уже сейчас наслаждаться улучшением самочувствия. Будьте здоровы!

Свет - это первичный источник энергии, без которого невозможна жизнь на Земле. Он участвует в процессе фотосинтеза, обеспечивая создание органических соединений из неорганических растениями Земли. В фотосинтезе используется лишь часть спектра в пределах от 380 до 760 нм, которую называют областью физиологически активной радиации (ФАР). Внутри нее для фотосинтеза наибольшее значение имеет красно-оранжевое излучение (600 - 700 нм) и фиолетово-голубое (400 - 500 нм), наименьшее - желто-зеленое (500 - 600 нм). Последнее отражается листвой растений, что и придает хлорофиллоносным растениям зеленую окраску.

Однако свет является не только энергетическим ресурсом, но и важнейшим экологическим фактором, существенно влияющим на биоту в целом и на адаптационные процессы в организмах.

За пределами оптической области спектра остаются инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. УФ-излучение переносит значительное количество энергии и обладает фотохимическим действием. Живые организмы очень чувствительны к УФ-излучению. ИК-излучение несет гораздо меньшую энергию, легко поглощается водой; но некоторые сухопутные организмы используют его для поднятия температуры тела выше окружающей.

Большое значение для организмов имеет интенсивность освещения. По этому признаку растения делятся на светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты) и теневыносливые. Первые две группы обладают разными диапазонами толерантности в пределах возможных уровней освещенности. Яркий солнечный свет оптимален для луговых трав, хлебных злаков, сорняков и др., слабая освещенность - для растений таежных ельников, лесостепных дубрав, тропических лесов. Первые не выносят тени, вторые - яркого солнечного света. Теневыносливые растения имеют широкий диапазон толерантности к свету и могут развиваться как при высокой освещенности, так и в тени.

Свет имеет большое сигнальное значение, вызывая регуляторные адаптации организмов. Одним из самых надежных сигналов, регулирующих сезонную активность организма, является продолжительность светового дня - фотопериод. Длина светового дня на данной широте, в данное время года всегда одинакова, что позволяет животным и растениям определиться с моментом возрастания активности, т.е. временем начала цветения, созревания и т.п.

Кроме фотопериодизма имеют место и внешние суточные ритмы, обусловленные сменой дня и ночи. Суточная цикличность жизнедеятельности у животных и человека со временем становится врожденным свойством вида, т.е. превращается во внутренние (эндогенные) ритмы. Эти ритмы помогают организму чувствовать время, и эту способность называют биологическими часами.

Фотопериодизм, хотя и закреплен наследственно, проявляется лишь в сочетании с другими факторами, например, температурой: при одинаковой продолжительности светового дня растение зацветает позже в случае холодов. В субтропической и тропической зонах, где длина светового дня мало изменяется от сезона к сезону, на смену фотопериоду приходит чередование засушливых и дождливых сезонов, а в высокогорье главным сигнальным фактором становится температура.

Так же, как и на растениях, погодные условия отражаются на пойкилотермных животных, а гомойотермные на изменение погодных условий отвечают изменениями в своем поведении: изменяются сроки миграции, гнездования и т.д.

Развитие живой природы по сезонам года происходит в соответствии с биоклиматическим законом (законом Хопкинса), в соответствии с которым сроки наступления различных сезонных явлений (фенодат) зависят от широты, долготы местности и ее высоты над уровнем моря. Чем севернее, восточнее и выше расположена местность, тем позже наступает весна и раньше осень.

Свет - это первичный источник энергии, без которого невозможна жизнь на Земле. Он участвует в процессе фотосинтеза, обеспечивая создание органических соединений из неорганических растениями Земли. В фотосинтезе используется лишь часть спектра в пределах от 380 до 760 нм, которую называют областью физиологически активной радиации (ФАР). Внутри нее для фотосинтеза наибольшее значение имеет красно-оранжевое излучение (600 - 700 нм) и фиолетово-голубое (400 - 500 нм), наименьшее - желто-зеленое (500 - 600 нм). Последнее отражается листвой растений, что и придает хлорофиллоносным растениям зеленую окраску.



Однако свет является не только энергетическим ресурсом, но и важнейшим экологическим фактором, существенно влияющим на биоту в целом и на адаптационные процессы в организмах.

За пределами оптической области спектра остаются инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. УФ-излучение переносит значительное количество энергии и обладает фотохимическим действием. Живые организмы очень чувствительны к УФ-излучению. ИК-излучение несет гораздо меньшую энергию, легко поглощается водой; но некоторые сухопутные организмы используют его для поднятия температуры тела выше окружающей.

Большое значение для организмов имеет интенсивность освещения. По этому признаку растения делятся на светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты) и теневыносливые. Первые две группы обладают разными диапазонами толерантности в пределах возможных уровней освещенности. Яркий солнечный свет оптимален для луговых трав, хлебных злаков, сорняков и др., слабая освещенность - для растений таежных ельников, лесостепных дубрав, тропических лесов. Первые не выносят тени, вторые - яркого солнечного света. Теневыносливые растения имеют широкий диапазон толерантности к свету и могут развиваться как при высокой освещенности, так и в тени.

Свет имеет большое сигнальное значение, вызывая регуляторные адаптации организмов. Одним из самых надежных сигналов, регулирующих сезонную активность организма, является продолжительность светового дня - фотопериод. Длина светового дня на данной широте, в данное время года всегда одинакова, что позволяет животным и растениям определиться с моментом возрастания активности, т.е. временем начала цветения, созревания и т.п.

Кроме фотопериодизма имеют место и внешние суточные ритмы, обусловленные сменой дня и ночи. Суточная цикличность жизнедеятельности у животных и человека со временем становится врожденным свойством вида, т.е. превращается во внутренние (эндогенные) ритмы. Эти ритмы помогают организму чувствовать время, и эту способность называют биологическими часами.

Фотопериодизм, хотя и закреплен наследственно, проявляется лишь в сочетании с другими факторами, например, температурой: при одинаковой продолжительности светового дня растение зацветает позже в случае холодов. В субтропической и тропической зонах, где длина светового дня мало изменяется от сезона к сезону, на смену фотопериоду приходит чередование засушливых и дождливых сезонов, а в высокогорье главным сигнальным фактором становится температура.

Так же, как и на растениях, погодные условия отражаются на пойкилотермных животных, а гомойотермные на изменение погодных условий отвечают изменениями в своем поведении: изменяются сроки миграции, гнездования и т.д.

Развитие живой природы по сезонам года происходит в соответствии с биоклиматическим законом (законом Хопкинса), в соответствии с которым сроки наступления различных сезонных явлений (фенодат) зависят от широты, долготы местности и ее высоты над уровнем моря. Чем севернее, восточнее и выше расположена местность, тем позже наступает весна и раньше осень.

Читайте также: