Доклад дары фребеля в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Латипова Айсылу Фаритовна

Населенный пункт: Республика Татарстан, с.Муслюмово

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности – через игру, и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:

Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, хлопка) каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером модулей и комплект методических пособий (6 книг).

- развития социальных и коммуникативных умений;

- развития мелкой моторики;

-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

Цель : развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.

Правило : нужно выбрать любую понравившуюся форму и нанизать её на шнурок. Сказать, почему вы её выбрали.

Например : я выбрала жёлтый шар, так как он похож на солнышко, a за окном ярко светит солнце и на душе становится спокойно и радостно.После выполнения задания, подводится итог. Вот такое разноцветное украшение из наших настроений у нас получилось.

Цель : развитие представлений о видах народного творчества, реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора

Перед вами барыни. Но наряд их невзрачен. Я предлагаю украсить наряд наших барынь в стиле хохломы. (Для образца выдаются элементы дымки). Работать можно в парах.

Как вы думаете, что развивает такая работа с дарами Фрёбеля?

На столах лежат схемы-мандолы. Необходимо составить узор по образцу.

Цель : развитие мышления, внимания, логики, умения взаимодействовать в группе, навыков конструирования. Нужно построить дома, каждый последующий отличается от предыдущего всего одним признаком.

На лугу выросли два разных вида ягод: в одной части круглые, а в другой красные

(можно использовать другие признаки, а через некоторое время появились ягоды с двумя этими признаками. Подберите самостоятельно получившиеся ягоды и выложить их внутри замкнутых плоскостей. (Играя с детьми, необходимо

рассказывать им, как выводят новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут).

Цель : развитие представлений о разнообразии мира природы; реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.

Цель: развитие представлений о разнообразии мира природы; реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.

Мы будем рисовать конструктором.

A что мы будем делать, узнаете угадав загадку.

«Увидев на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотела,

Но стоило тронуть рукой стебелёк,

Сразу цветок улетел.

Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и на одном из листочков отложила яички. (Берётся горсточка точек, любого цвета и выкладывается на стол) Они были вот такие. Вскоре из них появились личинки, которые превратились в гусениц. (Вот такие, из точек делаем гусеницу). Гусеницы совсем не похожи на взрослых бабочек. Они питаются листьями растений, очень быстро растут. A к осени обматывают себя тонкой паутинкой и превращаются вот в таких неподвижных куколок. (Делаем куколку бабочки). В таком состоянии куколки зимуют. A весной, когда пригревает солнышко, кожица куколки лопается и оттуда появляется вот такая головка с усиками (строим из точек).

Но чего же хватает нашим будущим бабочкам. Конечно крыльев. И вам задание, сделать крылья бабочкам, не забывая, что крылья у бабочек красивы, a рисунок симметричен.

Цель : развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими художественными образами, развитие двигательной активности, речевого творчества, координации движений, игровой деятельности.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул.

Увидел речку – прыг туда

Для этой игры мы возьмем мячики из набора №1: красный, синий, зеленый и поместим их в мешочек. Вы достаете по одному мячику и называете слово на данный звук. Красный – на гласный звук, синий – на согласный твердый, зеленый – на согласный мягкий.

Эту игру можно проигрывать в старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении звуков.

Положить на первый стол наборы для нанизывания.

Цель : развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, звуковой культуры речи, игровой деятельности.

Сказки Можно самим придумать сказку по рисунку или составить рисунок по готовым сказкам.

Благодарю за работу!

Список использованной литературы:

Разработала педагог-психолог МКДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж" Добротворская Елена Владимировна

2 слайд Актуальность.

Введённый в 2014 году федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые требования к организации образования детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность должна строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в сотрудничестве детей и взрослых, обеспечивать условия для поддержки инициативы, полноценного развития ребёнка в различных видах деятельности, с учётом реализации ведущей игровой деятельности.

На мой взгляд, основные принципы дошкольного образования, утвержденные в ФГОС ДО полностью соответствуют принципам педагогики Фридриха Фрёбеля, которая становится очень актуальной на современном этапе. Реализация этих принципов способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

3 слайд

Цель:

Задачи:

• Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.

4 слайд О Ф. Фрёбеле.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852).

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США. Детские сады были вновь открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.

5 слайд Идеи Ф. Фрёбеля в контексте современных психолого-педагогических знаний.

Фрёбель чувствовал интуитивно то, что подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями: развитие тех или иных способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения (сенситивного периода – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода взаимодействиям среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний).

В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку, пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование, наблюдение и изучение природы сопровождали стихотворные тексты.

Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили ему выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

Принципы педагогики Ф. Фрёбеля:

• Признание уникальности каждого ребёнка;

• Признание целостности детства во всех его проявлениях;

• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

• Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка.

• Признание ребёнка как части семьи и общества;

• Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

• Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.

Модули состоят из плоских и объёмных геометрических фигур разного цвета и размера (кубов, шаров, цилиндров, полуцилиндров, призм, квадратов, треугольников, прямоугольников, кругов и др., конструктивного материала (кубиков, брусков, кирпичиков, столбиков и др., шерстяных мячиков, деревянных палочек пяти разных длин и шести цветов, колец и полуколец трёх размеров, цветных плоских фишек, мозаики, шнуровок, башенок, криволинейных фигур и кубиков с цифрами. Все эти предметы используются детьми для самостоятельных и коллективных игр, конструирования, творческой деятельности, двигательной активности.

8 слайд

- развития социальных и коммуникативных умений;

- развития мелкой моторики;

- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

9 слайд

Включает разноцветные мячики со шнурком, которые связаны из натурального волокна.

Включает 2 куба (один со сквозными сверлениями и крючками для подвеса, цилиндр и шар (каждый с крючком для подвеса, две опоры, основание и перекладина.

Включает куб, составленный из кубиков.

Включает кубы, треугольные призмы (полу-кубы) и малые треугольные призмы (четверть-кубы).

Включает кирпичики (продолговатые блоки, полу-кирпичики (плоские, квадратные блоки-крышки) и узкие столбцы (полу-кирпичики, разделенные вдоль).

Включает треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр.

Включает криволинейные фигуры: разрезанные цилиндры и кубики с цифрами, в кубиках имеются отверстия. Цилиндры разделены на три концентрических кольца и разрезаны на четыре части.

Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики.

Включает деревянные палочки разных длин и цветов.

10 слайд

Включает кольца и полукольца трех размеров (малые, средние, большие).

Включает фишки (деревянные кружки, обозначающие, по мысли Ф. Фрёбеля, точки.

Включает цветные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр, имеющие отверстия для нанизывания на шнурок (прилагается).

Включает мозаичное поле, деревянные цветные фишки на ножке и шнурки разного цвета.

Воспитатель рассказывает детям, как выводят новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут). Затем предлагает поиграть в игру. Для этого воспитатель выкладывает из двух разных веревок замкнутые пересекающиеся плоскости и рассказывает детям, что в саду посадили два разных вида ягод: в одной части круглые, а в другой красные (можно использовать другие признаки, и через некоторое время в саду появились ягоды с двумя этими признаками. Детям предлагается самостоятельно подобрать и выложить получившиеся ягоды (красные и круглые одновременно).

Слайд 16

На этом моя презентация окончена. Если у вас возникли вопросы, вы можете их задать. Все желающие смогут подробнее ознакомиться с набором по окончании мероприятия в кабинете психолога.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литературы

7. Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У - Фактория, 2005, 248с.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

Главная задача взрослого – дать правильное направление игре. Игра, как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа.

Игру – мы используем как основной в процессе своей педагогической деятельности. Ведь невозможно построить ни одно занятие с ребенком, чтобы полностью заинтересовать его, не используя различные элементы игры.

Модернизация игровой развивающей среды ДОУ продиктовала необходимость обращения к истории возникновения детских садов – педагогическим идеям немецкого педагога XIX века Фридриха Фребеля.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста (создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиходе.


Фридрих Вильгельм Август Фрёбель
(1782 — 1852)

(5 P ) «Арки и цифры

Важнейшим фактором воспитания Фрёбель считал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться.

В непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми я использую элементы данной методики. Любая совместная деятельность логопеда с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога:
беседой,
объяснением,
рассказом,
пением,
чтением стихов, сказок и скороговорок и т. п.
А также ответной реакцией ребенка:
ответами,
беседой,
рассказом,
повторением,
пересказом,
пением и т. д.
И здесь важно, что мы не просто должны дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но, в первую очередь, нам необходимо убедиться, что ребенку доступен материал, понятен и интересен. Обязательно нужно проводить параллели с реальной стороной жизни ребенка, приводить понятные ему примеры, уметь находить обратную связь и внимательно слушать и понимать мысли и чувства ребенка.

Для каждого ребенка возникает стремление создать ситуацию успеха, чтобы каждый обучающийся смог испытать радость от познания нового, от осознания собственных возможностей и выявления личностных ресурсов. Ощущение собственной успешности способствует повышению образовательной мотивации дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях логопеда позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами

Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур

Выкладывание схем слов из фишек

Формирование навыков чтения и письма. Познакомить с буквами по темам. Развивать навыки звукобуквенного анализа

Развитие связной речи

Придумывание предложений по заданной графической схеме.

Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа.

В правую руку свой мячик возьми,

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись

Руку смени и другим улыбнись.

Игры с шерстяными мячами

Выкладывание предметов из фишек, геометрических фигур

Конструирование из геометрических тел



Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля

В английском языке детское дошкольное учреждение называется так же, как и в русском – Kindergarten. Это простейшее языковое сопоставление даёт нам направление, в котором нужно копать. Там, где в русском языке буквально перевели иностранное выражение, в английском полностью заимствовали немецкий оригинал. Родина детских садов – Германия. Постараемся разобраться, как, когда и благодаря кому между Рейном и Одером возникла идея таких учреждений и как она изменила мир культивации, продолжая пользоваться языком земледелия, новых людей.

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Сады Фрёбеля

Фридрих Фрёбель

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Детский сад Фрёбеля

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

6 даров Фрёбеля

первый дар Фрёбеля

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Читайте также: