Суточный диспетчерский доклад о работе автобусов

Обновлено: 18.05.2024

Документ из архива "Лекции по пассажирским перевозкам", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "транспорт" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "транспорт" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "146641"

Текст 13 страницы из документа "146641"

Координация движения включает:

Рациональное распределение объема перевозок между отдельными видами транспорта

Согласование построения транспортной и маршрутной сети

Увязку расписаний и графиков движения автобусов, железнодорожных поездов, речных пароходов, морских судов и самолетов по направлениям, пунктам прибытия и отправления

Совместное использование транспортных сооружений (вокзалов, портов, пристаней и т.д.)

Совместное использование средств связи и управления

Согласование правил пользования всеми видами пассажирского транспорта.

Тема 3.2: Диспетчерское управление автобусными перевозками

Основы диспетчерского управления движением автобусов

Регулярность движения автобусов

Технические средства связи

Методы регулирования движением

Основной целью управления автомобильным транспортом является обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения населения в перевозках. Эффективное управление движением подвижного состава осуществляется с соблюдением требований диспетчерской системы.

Диспетчеризация – это централизованное управление подвижным составом, осуществляемое из одного центра.

Контроль за соответствием фактического движения автобусов

Контроль за состоянием и качеством обслуживания автобусных маршрутов

Регулирование движения при отклонениях от расписаний и восстановление нарушенного движения

Управление движением автобусов в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования автобусов

Контроль над своевременным выпуском подвижного состава на линию

Организацию заказных перевозок пассажиров

Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта.

Основные законы диспетчерского управления:

Диспетчеризация отрицает децентрализованное управление

Руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами организации движения (приказ-наряд)

Диспетчерская система обеспечивает контроль, регулирование и управление движением автобусов

Система диспетчерского управления в городах осуществляется по маршрутному принципу

Диспетчерское управление организуется и осуществляется выше стоящими организациями.

Структура диспетчерской службы:

Диспетчерское руководство на автомобильном транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в АТП.

Диспетчерское руководство подразделяется:

Внутри парковую, которая предусматривает

Контроль за подготовкой к выпуску подвижного состава

Подготовку документации к выпуску

Организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию

Контроль и учет времени возвращения

Отчет о работе автобусов за смену.

Линейную, которая предусматривает:

Непрерывный контроль за соблюдением расписания движения автобусами

Регулирование и перераспределение автобусов

Восстановление нарушенного движения

Рациональное использование резервных автобусов (5% от числа выпущенных на линию)

Координацию движения с другими видами транспорта

Принятие мер по оказанию технической помощи

Подготовку суточной отчетности.

Для централизованного управления работы подвижного состава при территориальных транспортных управлениях (объединениях) создаются центральные диспетчерские службы (ЦДС).

Работа ЦДС строится по трем направлениям:

Контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т.п.)

Управление перевозочными процессами.

Типовая организационная структура ЦДС состоит из:

Руководящего аппарата (начальник ЦДС, старший диспетчер, маршрутный диспетчер)

Исполнительный аппарат (линейные диспетчера конечных и промежуточных пунктов, диспетчера по организации транспортного процесса, диспетчера группы анализа движения).

Одной из важнейших задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения автобусов на маршрутах.

Регулярность движения – это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного транспорта.

Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий:

При полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие)

При точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие)

Следует различать регулярность рейса и регулярность движения автобусов на маршруте.

Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута. Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.

Регулярность движения автобусов по действующей системе учета и отчетности определяется в процентах по следующей формуле:


R = * 100%

Где: Рф – фактически выполненные рейсы по расписанию

Ррасп – рейсы, предусмотренные маршрутным расписанием


R = *100%

Где: Рфнерег. – количество рейсов, выполненных с нарушением регулярности движения.

Причины нарушения регулярности:

Несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и т.д.)

Несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию

Простои автобусов на линии по техническим неисправностям

Задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.)

Нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей)

Оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии)

Пути повышения регулярности:

Введение расписания для каждого автобуса

Организация диспетчерского управления и систематического контроля

Введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах

Установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные 3 мин; междугородные 5 мин)

Технические средства диспетчерской связи и управления обеспечивают возможность оперативного съема и передачи информации, контроля и регулирования движения автобусов из одного центра на территорию всего города, и включает:

Проводные средства связи

Городскую телефонную связь

Прямая телефонная связь (селекторная)

Беспроводные средства связи

Промышленное телевидение (на АВ и АС)

Радиорелейные средства связи

Основные функции АСДУ-А:

Контроль за движением автобусов на маршрутах (за регулярностью)

Рациональное распределение автобусов по маршрутам с учетом наличия исправных автобусов, готовых к работе

Составление расписаний и передача их диспетчерам по выпуску подвижного состава

Регулирование движением автобусов

Обобщение информации по показателям работы водителей и АТП в целом

Накопление статистических данных для дальнейшего совершенствования перевозочного процесса.

Организация работы автобусного отделения ЦДС предусматривает различные методы управления по обеспечению регулярной работы автобусов и осуществляется с помощью следующих приемов:

Задержка автобуса на конечных пунктах, если водитель прибыл раньше времени по расписанию, то время рейса уменьшается

Увеличение интервала отправления двух смежных автобусов с конечных остановок при выбытии одного автобуса с маршрута

Отправление автобуса по оперативному интервалу при выбытии двух и более автобусов маршрута. Для всех оставшихся устанавливается новый интервал, определяемый отношением оборота к фактическому числу автобусов, оставшихся на маршруте:


I = , (мин.)

Отправление автобусов в укороченный рейс, в случаях превышения возможного нагона в очередном рейсе

Сокращение отстоя на конечных остановках, но не более времени, необходимого водителю для обеспечения безопасной работы на маршруте

Использование резервных автобусов с целью замены выбывших автобусов или в случаях резкого увеличения пассажиропотока

Отправление автобусов по измененному направлению в связи с изменением дорожных условий

Переключение автобусов с одного маршрута на другой для усиления движения автобуса на наиболее загруженных маршрутах.

При организации движения автобусов на пригородных и междугородных маршрутах управление их работой затруднено. Диспетчеризация на таких маршрутах осуществляется по принципу территориального обеспечения, т.е. только на участках маршрутов, проходящих в зоне действия транспортного объединения (АТП). Диспетчерское управление движением организуется, централизовано и выполняется аппаратом диспетчеров АВ и АС. Поскольку маршруты и перегоны имеют значительную протяженность и автобусы продолжительное время находятся в рейсе, диспетчерский контроль и управление движением их осуществляется как по маршрутам в целом, так и по перегонам.

Задачи диспетчерского управления на этих перевозках следующие:

Систематический контроль за соблюдением расписания на всем протяжении маршрута

Регулирование движения автобусов при их отклонениях

Усиление движения по маршруту при выполнении спроса на перевозки

Обеспечение регулярной информации о текущей и предварительной продаже билетов по всем АВ и АС.

Диспетчерское управление осуществляется при наличии оперативной информации:

О времени фактического отправления автобуса в рейс

О времени фактического проследования автобусов всех промежуточных пунктов маршрута

О времени фактического прибытия автобусов в конечный пункт

Обо всех нарушениях и отклонениях от расписания

О наличии свободных мест по каждому рейсу

О предварительной продаже билетов

Об освобождающихся местах в пути следования

О состоянии дороги, погодных условий и ДТП.

Эта информация последовательно передается по всем АВ и АС не позднее, чем через 5-15 минут после отправления автобуса в рейс.

Тема 3.3: Диспетчерское управление таксомоторными перевозками

На крупных грузообразующих пунктах работой автомобилей руководит группа линейных диспетчеров.

Ø контроль за своевременным предъявлением грузов к перевозке, за соблюдением установленных норм простоя под погрузкой-разгрузкой, за своевременным прибытием подвижного состава в пункты под грузовые операции;

Ø наблюдение за выполнением заданных маршрутов перевозок;

Ø проверку правильности оформления путевых листов и ТТН;

Ø принимают оперативные меры при задержках в работе на маршрутах;

Ø учитывают выполнение плана перевозок грузов из данного пункта;

Ø переключают подвижной состав на другие объекты работы по согласованию с диспетчерской группой в случаях отсутствия грузов, простоев подвижного состава из-за неудовлетворительной работы погрузочно-разгрузочных пунктов и др.;

Ø составляют акты;

Ø выполняют распоряжения, поступающие из службы эксплуатации;

Ø ежедневно информируют о выполнении плана перевозок и причинах отклонений от установленного плана.

Основная задача оперативного управления движением подвижного состава — это выполнение суточного плана перевозок.

Контроль за выполнением суточного плана перевозок должен быть наглядным и простым, чтобы можно было быстро реагировать на недостатки и принимать меры по их устранению.

Наиболее простой способ учета выполнения плана — отметка в грузовой карте выполненных ездок. Для этого диспетчер, получая сведения с линии, отмечает условными знаками каждую выполненную ездку в соответствующих графах грузовой карты. Недостаток этого метода — не дает ясного представления о выполнении плана по времени суток.

Такой оперативный учет дает только количественный результат выполнения или невыполнения плана. Причины невыполнения плана могут быть установлены путем оперативного анализа выполнения плана по путевым листам. Этот анализ зависит от полноты и качества заполнения и обработки путевых листов. Данные, занесенные в путевые листы водителей, анализируются путем сопоставления фактического выполнения перевозок с планом. При невыполнении плана перевозок должны быть установлены причины (простой под погрузкой и выгрузкой сверх установленных норм, простои по техническим не исправностям, снижение технической скорости из-за бездорожья и др.). Когда на маршруте работал не один автомобиль, то нужно сделать сравнение работы различных водителей, что позволяет сделать более правильные выводы.

На основании данных о выпуске автомобилей и обработке путевых листов старший диспетчер АТП составляет диспетчерский доклад (табл. 1).

о выполнении суточного плана перевозок грузов

1. Выполнение плана перевозок

Показатели За сутки С начала месяца
План Факт План Факт Выполне-ние, %
Списочное количество автомобилей Автомобиле-дни в работе Коэффициент выпуска автомобилей на линию Перевезено груза, т Выполнено т-км Общий пробег, км Пробег с грузом, км Коэффициент использования пробега

2. Срывы графика, простои и возвраты с линии, происшествия на линии

В разделе 1 диспетчерского доклада показываются данные в целом по АТП, в том числе по централизованным перевозкам, а также по каждому отправителю. В разделе 2 указывают количество случаев невыполнения задания, номера автомобилей, время опоздания или простоя, причины и др.

Для контроля изменения доходов от выполненного объема перевозок применяют следующий график (рис. 2).

По оси абсцисс откладывают объем перевозок в тоннах, а по оси ординат — постоянные и переменные плановые расходы АТП за этот промежуток времени. Для удобства пользования графиком на оси абсцисс откладывается второй показатель — проценты выполнения плана.

На графике наносятся три линии. Линия 1 соответствует постоянным расходам, которые являются неизменными. Линия 2 представляет собой прямую под углом, которая отражает изменение переменных расходов по мере выполнения плана перевозок. Линия 3 отображает сумму доходов (произведение тарифной ставки на выполненный объем перевозок).


Рис. 2. График контроля доходов и расходов автотранспортного предприятия в зависимости от выполнения плана перевозок

В точке А линии 2 и 3 пересекаются. Объем перевозок, расположенный левее точки А, отображает убытки, а правее точки А — прибыль. Точка А возникает при определенном объеме перевозок. Если она оказывается сдвинутой вправо, то это значит, что АТП должно либо перевыполнить план, чтобы иметь прибыль, либо снижать переменные расходы.

Документ из архива "Лекции по пассажирским перевозкам", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "транспорт" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "транспорт" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "146641"

Текст 13 страницы из документа "146641"

Координация движения включает:

Рациональное распределение объема перевозок между отдельными видами транспорта

Согласование построения транспортной и маршрутной сети

Увязку расписаний и графиков движения автобусов, железнодорожных поездов, речных пароходов, морских судов и самолетов по направлениям, пунктам прибытия и отправления

Совместное использование транспортных сооружений (вокзалов, портов, пристаней и т.д.)

Совместное использование средств связи и управления

Согласование правил пользования всеми видами пассажирского транспорта.

Тема 3.2: Диспетчерское управление автобусными перевозками

Основы диспетчерского управления движением автобусов

Регулярность движения автобусов

Технические средства связи

Методы регулирования движением

Основной целью управления автомобильным транспортом является обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения населения в перевозках. Эффективное управление движением подвижного состава осуществляется с соблюдением требований диспетчерской системы.

Диспетчеризация – это централизованное управление подвижным составом, осуществляемое из одного центра.

Контроль за соответствием фактического движения автобусов

Контроль за состоянием и качеством обслуживания автобусных маршрутов

Регулирование движения при отклонениях от расписаний и восстановление нарушенного движения

Управление движением автобусов в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования автобусов

Контроль над своевременным выпуском подвижного состава на линию

Организацию заказных перевозок пассажиров

Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта.

Основные законы диспетчерского управления:

Диспетчеризация отрицает децентрализованное управление

Руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами организации движения (приказ-наряд)

Диспетчерская система обеспечивает контроль, регулирование и управление движением автобусов

Система диспетчерского управления в городах осуществляется по маршрутному принципу

Диспетчерское управление организуется и осуществляется выше стоящими организациями.

Структура диспетчерской службы:

Диспетчерское руководство на автомобильном транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в АТП.

Диспетчерское руководство подразделяется:

Внутри парковую, которая предусматривает

Контроль за подготовкой к выпуску подвижного состава

Подготовку документации к выпуску

Организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию

Контроль и учет времени возвращения

Отчет о работе автобусов за смену.

Линейную, которая предусматривает:

Непрерывный контроль за соблюдением расписания движения автобусами

Регулирование и перераспределение автобусов

Восстановление нарушенного движения

Рациональное использование резервных автобусов (5% от числа выпущенных на линию)

Координацию движения с другими видами транспорта

Принятие мер по оказанию технической помощи

Подготовку суточной отчетности.

Для централизованного управления работы подвижного состава при территориальных транспортных управлениях (объединениях) создаются центральные диспетчерские службы (ЦДС).

Работа ЦДС строится по трем направлениям:

Контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т.п.)

Управление перевозочными процессами.

Типовая организационная структура ЦДС состоит из:

Руководящего аппарата (начальник ЦДС, старший диспетчер, маршрутный диспетчер)

Исполнительный аппарат (линейные диспетчера конечных и промежуточных пунктов, диспетчера по организации транспортного процесса, диспетчера группы анализа движения).

Одной из важнейших задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения автобусов на маршрутах.

Регулярность движения – это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного транспорта.

Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий:

При полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие)

При точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие)

Следует различать регулярность рейса и регулярность движения автобусов на маршруте.

Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута. Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.

Регулярность движения автобусов по действующей системе учета и отчетности определяется в процентах по следующей формуле:


R = * 100%

Где: Рф – фактически выполненные рейсы по расписанию

Ррасп – рейсы, предусмотренные маршрутным расписанием


R = *100%

Где: Рфнерег. – количество рейсов, выполненных с нарушением регулярности движения.

Причины нарушения регулярности:

Несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и т.д.)

Несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию

Простои автобусов на линии по техническим неисправностям

Задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.)

Нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей)

Оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии)

Пути повышения регулярности:

Введение расписания для каждого автобуса

Организация диспетчерского управления и систематического контроля

Введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах

Установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные 3 мин; междугородные 5 мин)

Технические средства диспетчерской связи и управления обеспечивают возможность оперативного съема и передачи информации, контроля и регулирования движения автобусов из одного центра на территорию всего города, и включает:

Проводные средства связи

Городскую телефонную связь

Прямая телефонная связь (селекторная)

Беспроводные средства связи

Промышленное телевидение (на АВ и АС)

Радиорелейные средства связи

Основные функции АСДУ-А:

Контроль за движением автобусов на маршрутах (за регулярностью)

Рациональное распределение автобусов по маршрутам с учетом наличия исправных автобусов, готовых к работе

Составление расписаний и передача их диспетчерам по выпуску подвижного состава

Регулирование движением автобусов

Обобщение информации по показателям работы водителей и АТП в целом

Накопление статистических данных для дальнейшего совершенствования перевозочного процесса.

Организация работы автобусного отделения ЦДС предусматривает различные методы управления по обеспечению регулярной работы автобусов и осуществляется с помощью следующих приемов:

Задержка автобуса на конечных пунктах, если водитель прибыл раньше времени по расписанию, то время рейса уменьшается

Увеличение интервала отправления двух смежных автобусов с конечных остановок при выбытии одного автобуса с маршрута

Отправление автобуса по оперативному интервалу при выбытии двух и более автобусов маршрута. Для всех оставшихся устанавливается новый интервал, определяемый отношением оборота к фактическому числу автобусов, оставшихся на маршруте:


I = , (мин.)

Отправление автобусов в укороченный рейс, в случаях превышения возможного нагона в очередном рейсе

Сокращение отстоя на конечных остановках, но не более времени, необходимого водителю для обеспечения безопасной работы на маршруте

Использование резервных автобусов с целью замены выбывших автобусов или в случаях резкого увеличения пассажиропотока

Отправление автобусов по измененному направлению в связи с изменением дорожных условий

Переключение автобусов с одного маршрута на другой для усиления движения автобуса на наиболее загруженных маршрутах.

При организации движения автобусов на пригородных и междугородных маршрутах управление их работой затруднено. Диспетчеризация на таких маршрутах осуществляется по принципу территориального обеспечения, т.е. только на участках маршрутов, проходящих в зоне действия транспортного объединения (АТП). Диспетчерское управление движением организуется, централизовано и выполняется аппаратом диспетчеров АВ и АС. Поскольку маршруты и перегоны имеют значительную протяженность и автобусы продолжительное время находятся в рейсе, диспетчерский контроль и управление движением их осуществляется как по маршрутам в целом, так и по перегонам.

Задачи диспетчерского управления на этих перевозках следующие:

Систематический контроль за соблюдением расписания на всем протяжении маршрута

Регулирование движения автобусов при их отклонениях

Усиление движения по маршруту при выполнении спроса на перевозки

Обеспечение регулярной информации о текущей и предварительной продаже билетов по всем АВ и АС.

Диспетчерское управление осуществляется при наличии оперативной информации:

О времени фактического отправления автобуса в рейс

О времени фактического проследования автобусов всех промежуточных пунктов маршрута

О времени фактического прибытия автобусов в конечный пункт

Обо всех нарушениях и отклонениях от расписания

О наличии свободных мест по каждому рейсу

О предварительной продаже билетов

Об освобождающихся местах в пути следования

О состоянии дороги, погодных условий и ДТП.

Эта информация последовательно передается по всем АВ и АС не позднее, чем через 5-15 минут после отправления автобуса в рейс.

Тема 3.3: Диспетчерское управление таксомоторными перевозками

Содержание

1 Введение 4
2 Исследовательский раздел
2.1 Анализ существующей организации перевозок пассажиров 7
2.2 Предложения по улучшению качества и эффективности перевозок 9
2.3 Обоснование технико-экономических показателей, необходимых для расчета проекта 10
2.4
Цели и задачи проекта
14
3 Технологический раздел 15
3.1 Обоснование выбора автобусов для работы на маршруте 15
3.2 Расчет технико-эксплуатационных показателей работы автобусов на маршруте 19
3.3 Расчет производственной программы 24
3.4 Анализ полученных результатов 27
4 Организационный раздел 29
4.1 Расписание движения автобусов на маршруте 29
4.2 График работы водителей на маршруте 33
4.3 Диспетчерское управление движением на маршруте 38
4.4 Документация необходимая при перевозке пассажиров 41
5 Безопасность дорожного движения на маршруте 43
6 Конструктивная и экологическая безопасность автомобилей 46
7 Экономический раздел 50
7.1 Расчет сметы затрат на перевозку 50
7.2 Расчет доходов за перевозку 60
7.3 Расчет финансовых результатов от перевозок 61
7.4 Расчет экономической эффективности проекта 62
8 Выводы 65
9 Конструкторский раздел 66

Работа состоит из 17 файлов

4 А1с Сводная.cdw

1 Содержание, введение.doc

2.1 Исследовательский раздел.doc

2.2 Предложения по улучшению.doc

2.3 Обоснование ТЭП.doc

2.4 Цели и задачи.doc

3.1 Технологический Обоснование выбора.doc

3.2 Расчёт ТЭП.doc

3.3 Производственная программа.doc

3.4 анализ результатов.doc

4.1 Расписание движения.doc

4.2 График работы водителей.doc

4.3, 4.4, 5, 6.doc

4.3 Диспетчерское управление движением на маршруте

Основной задачей управления движением автобусов являются обеспечение своевременного и точного выпуска подвижного состава на каждый маршрут, соблюдение высокой регулярности движения каждого автобуса на всей протяженности маршрута, организация высокого уровня обслуживания пассажиров с равномерным наполнением автобусов на каждом участке маршрута.

Система диспетчерского управления представляет собой централизованное руководство движением автобусов, обеспечивающее контроль и оперативное регулирование движения на всей автобусной сети в целях организации бесперебойного и регулярного движения автобусов на каждом маршруте. Особенностью диспетчерского управления является осуществление деятельности в реальном масштабе времени.

Диспетчерская система на автобусном транспорте включает весь комплекс деятельности по подготовке и организации выпуска автобусов на линию, руководству их движением на маршрутах и своевременному возвращению в парк. Диспетчерское управление преследует цели повышения эффективности использования подвижного состава и поддержание качества транспортного обслуживания пассажиров на нормативном уровне.

Диспетчерское руководство движением автобусов подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Внутрипарковая диспетчеризация пассажирских перевозок осуществляется диспетчерской группой отдела эксплуатации. В обязанности внутрипаркового руководства входит:

-контроль за подготовкой автобусов к выпуску;

-рациональное использование резервов подвижного состава;

-подготовка путевой документации;

-прием и обработка этой документации при возврате с линии;

-организация своевременного выпуска автобусов;

-регистрация преждевременных возвратов по техническим и другим причинам;

-контроль времени возвращения автобусов в парк;

-оформление суточного диспетчерского отчета о работе автобусов на предприятии;

-анализ выпуска подвижного состава на линию и его работы на линии;

прием жалоб и заявлений пассажиров.

Система контроля включает:

-регистрацию всех нарушений регулярности движения;

-наблюдение за обслуживанием пассажиров;

-наблюдение за безопасностью дорожного движения;

-наблюдение за условиями уличного движения.

Система контроля осуществляется по маршрутному принципу.

Практически используется две технологии диспетчерского управления: традиционная (управление вручную) и автоматизированная. При традиционной технологии на маршрутах организуются диспетчерские пункты, связанные телефонными каналами с диспетчерским центром. Автоматизированная технология основана на контроле за движением в ряде мест - контрольных пунктах.

Правительство России подготовило проект постановления, запрещающего использование транспортных средств без отечественной навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS. Этот документ затрагивает пассажирский транспорт, в салоне которого более 8 сидячих мест, не считая водительского. Также устройства с ГЛОНАСС обязательно будут устанавливаться на транспорте, предназначенном для перевозки специальных и опасных грузов. Согласно проекту постановления, отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на пассажирском транспорте, а также на транспорте для перевозки специальных и опасных грузов будет внесено в список неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Данное постановление может вступить в силу, по один данным, уже с нового года, по другим – через пару лет, с 1 января 2013 года. Именно тогда установка отечественной навигационной системы будет обязательной и для всех поступающих в продажу новых автомобилей.

Спутниковый мониторинг на сегодняшний день является самым эффективным инструментом диспетчеризации автомобилей и контроля работы водителей. Спутниковая система мониторинга была разработана для решения задачи по комплексному экономичному управлению автопарками предприятий различных отраслей с внедрением множества дополнительных функций. Она позволяет в режиме реального времени наблюдать за перемещениями контролируемых транспортных средств, а также осуществлять дистанционное управление транспортом предприятия, при этом не требуется установки и постоянного обновления громоздкого программного обеспечения.

Система спутникового мониторинга подвижных объектов решает различные задачи контроля за маршрутом, соблюдением расписания движения, пассажиропотоком.

4.4 Документация необходимая при перевозке пассажиров

Организация и управление перевозками пассажиров сопровождаются составлением и использованием в службе эксплуатации различных документов. Они подразделяются на:

-документы общего назначения (различные приказы и положения, табели учёта рабочего времени и т.д.);

-эксплуатационные документы (паспорт автобусного маршрута, расписание движения, суточный диспетчерский доклад и д.р.).

По очерёдности возникновения документы подразделяются на первичные, промежуточные и итоговые.

Первичные документы фиксируют вновь возникающую информацию. для АТП это - путевые листы, листы регулярности движения билетно-учётные листы. ремонтные листки, тахограммы, наряды водителей и т.д.

Промежуточные документы содержат информацию, обработанную и сгруппированную в виде, необходимом для производственных целей (расписание движения автобусов, карточка учёта автомобиля и т.д.). Такие документы целесообразно выполнять в виде накопительных ведомостей.

Итоговые документы служат для фиксации в них информации отчётного характера. Предназначены для передачи руководству или направления в другие организации. Это технико-эксплуатационные показатели парка автомобилей и маршрутов, объёмы перевозок и пассажирооборота, реализации билетов и полученной выручки.

Важнейший эксплуатационный документ - путевой лист автомобиля. Путевой лист выдаётся водителю диспетчером по выпуску при выезде на линию и подлежит возврату на предприятие при возвращении с линии. Путевой лист является сменным заданием водителю, служит доверенностью на право управления автомобилем, позволяет контролировать на линии соблюдение режима труда и отдыха, используется для накопления в нём первичной информации о работе водителя и автомобиля на линии.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
-наименование и номер путевого листа;
-сведения о сроке действия путевого листа (дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован);
-сведения о собственнике транспортного средства:
для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;
для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефон);
-сведения о транспортном средстве включают:

тип и модель транспортного средства;

государственный регистрационный знак;

показания спидометра при выезде транспортного средства из АТП и его заезде;

дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда;

-сведения о водителе:
фамилию, имя, отчество водителя;
дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя;
-на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности.
Водитель при работе на линии должен иметь при себе и предъявлять для контроля работникам администрации (или их уполномоченным), работникам ГИБДД и представителям Ространсинспекции:
-удостоверение на право управления транспортным средством;
-путевой лист установленной формы с отметками о допуске транспортного средства и водителя к работе, времени начала и окончания работы, наименования маршрута и др.;
-свидетельство о регистрации транспортного средства;
-полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
-талон прохождения государственного технического осмотра;
-лицензионную карточку.

5 Безопасность дорожного движения на маршруте

Ежеквартально анализируется состояние транспортной дисциплины, проводятся собрания с бригадирами маршрутов по безопасности движения и анализом ДТП. Отделом кадров проводится анализ состояния трудовой дисциплины в подразделениях.

Во втором - третьем квартале текущего года проводятся занятия с водительским составом по ПДД с последующим принятием зачётов.

Ежемесячно отделом технического контроля проводится технический осмотр автобусов. Отделом кадров осуществляется контроль за прохождением медицинского освидетельствования водителей.

Отдел технического контроля обеспечивает ежедневный контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянок с отметкой в путевом листе. Обеспечивает эксплуатацию транспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечивает техническое обслуживание и ремонт в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Осуществляет контроль за точным выполнением графика работ ТО-1 и ТО-2, исключает случаи срывов проведения планового технического обслуживания, усиливает контроль за регулировкой двигателей автобусов после ремонта, исключая случаи повышенного содержания СО в выхлопных газах.

Отдел безопасности движения совместно с отделом кадров при увольнении водителей осуществляет контроль за наличием водительских удостоверений, в целях исключения случаев непринятия мер наказания за управление автобусом в нетрезвом состоянии и других нарушений ПДД.

Схема опасного участка маршрута представлена на рисунке 3.

Схема опасного участка.

6 Конструктивная и экологическая безопасность автобусов

Качества автомобиля предупреждать ДТП и снижать тяжесть их последствий оценивается таким комплексным эксплуатационным свойством, как конструктивная безопасность автомобиля, включающим активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность. Автомобиль должен быть безопасным в любых условиях. Возможность безопасного управления зависит от умения водителя оценивать и использовать активную безопасность автомобиля - свойство автомобиля предупреждать ДТП или снижать вероятность его возникновения.

Активная безопасность автомобиля зависит от его компоновочных (габаритных и весовых) параметров, тяговой и тормозной динамичности, устойчивости, управляемости и информативности. Масса автомобиля, характер и расположение пассажиров оказывают непосредственное влияние на возможность реализации динамических и тормозных качеств, а также на управляемость и устойчивость автомобиля.

Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться с более высокой скоростью в разнообразных условиях движения. Автомобиль, обладающий относительно более высокой тяговой динамичностью, в реальных дорожных условиях обладает большим запасом мощности, который может расходоваться на преодоление дорожных сопротивлений и на разгон.

Тормозная динамичность оценивает способность автомобиля к экстренной остановке в случае внезапного появления препятствия на пути движения.

-действием боковых сил (ветра, поперечной составляющей массы и др.);

-моментом, создаваемым различными по величине тяговой или тормозной силами на колесах левого и правого борта;

-буксованием или скольжением колес одного борта;

-резким разгоном, торможением или поворотом управляемых колес;

-неодинаковой регулировкой колесных тормозов;

-неисправностью в рулевом управлении (большой люфт, заклинивание), разрывом шин и др.

Читайте также: