Выступление на конференции с докладом о сенсорной интеграции с детьми аутистами в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Ознакомить родителей детей с аутизмом с методом сенсорной интеграции.
Задача: Помочь родителям организовать пространство и время детей с аутизмом.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования . Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
• преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
• преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
• установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения. Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Идеи для обонятельной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.
- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен. При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры. Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия. Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с аутизмом синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
При низкой сенсорной чувствительности необходимо поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
Стратегии помощи.
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После ее смерти в 90-х годах сенсорная интеграция также нашла своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, склонных к гиперактивности; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием.

Давайте попробуем разобраться, что же такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения . Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.

Сенсорная интеграция занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с этим может послужить привыкание к новым очкам или одежде.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или "разрядиться", или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального.

Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию .

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:

- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;

- сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;

- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;

- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;

- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:

- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;

- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

3. Проприорецептивная дисфункция:

- чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

- шлепают ногами во время ходьбы;

- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;

- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

- жуют несъедобные предметы;

- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

- плохо удерживают позу.

4. Обонятельная дисфункция

- не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;

- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;

- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

5. Зрительная дисфункция

- непереносимость яркого света или же темноты;

- раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;

- плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;

- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

6. Слуховая дисфункция

- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;

- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;

- ребенок не распознает определенные звуки.

7. Вкусовая дисфункция

- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;

- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;

- определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

  • снижение самооценки,
  • фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
  • чувство физической и психологической небезопасности,
  • трудности в освоении знаний.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.

Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

- тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

- всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

- используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.

- ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:

— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.

- Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности:

- мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;

- применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;

- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз во время НОД.

При низкой сенсорной чувствительности.

- стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

- обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;

При высокой сенсорной чувствительности:

- используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих рекомендаций:

- постараться исключить возможность отвлекаться;

- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);

- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

- запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

В нашем ДОУ в текущем году было укомплектовано 5 групп комбинированной направленности, где наряду с обычными детьми воспитываются дети с ОВЗ. Основной контингент составляют дети с недостатками речевого развития, а также воспитанники с различными эмоционально-волевыми нарушениями, трудностями во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, есть ребенок с особенностями аутистического спектра.

В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающих ДОУ. Такой рост выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику детей с ОВЗ, является актуальным.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов метода сенсорной интеграции, создателем которого является Джин Айрес - научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в общую систему коррекционной работы ДОУ.

Метод сенсорной интеграции в работе специалистов предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.

Сенсорная интеграция - неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность нам эффективно функционировать в окружающей среде.

В связи с этим одна из основных задач развития детской деятельности – повышение интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появилась мотивация к речи.

Мы хотим представить приемы работы по обогащению чувственного опыта детей путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду.

Ведущая деятельность дошкольников – это игра , поэтому наши специалисты стараются использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.

В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Но нельзя забывать о важности развития вестибулярной системы и проприоцепции.

А) Нарушения вестибулярной системы мы часто можем наблюдать при обучении детей езде на велосипеде. Одни дети сели и поехали, а другим требуются длительные тренировки.

Примером нарушения проприоцепции могут служить дети, которые не умеют рассчитать силу давления руки на карандаш: они либо слабо нажимают, либо делают дырки в бумаге от сильного нажима руки. Такие дети имеют способность ломать игрушки, не рассчитывая прилагаемую силу.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Б) Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов. Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.

Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

В) Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

Г) Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, исключительно человеческая способность. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов, а с другой стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру звуках: неречевых и речевых.

Д) Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния) и вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Данную область мы используем очень дозированно и только после согласования с родителями. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные. Такой контраст также можно использовать для запуска речи у неговорящих детей, добиваясь от них непроизвольной речевой реакции.

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. В нашей практике мы используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажёры, массажные валики используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. По возможности, в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны, шишки, семечки).

В кабинете психолога находится световой стол для рисования кварцевым песком. Рисование на данном столе способствует развитию чувства цвета, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественный вкус, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.

Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их применение максимально востребованным:

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;

- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают участие в занятии.

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка с ОВЗ в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.

Автор: Соколова Лилия Анатольевна

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Румянцева Ольга Владимировна

Населенный пункт: г. Белгород

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. [1, стр. 22]

Дети с РАС, как правило, испытывают трудности с обработкой сенсорной информацией. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. [1, стр. 24]

Многие проблемы поведения и обучения детей с РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать, то есть объединять сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную, целостную картину реального окружения.

Каждому специалисту, работающему с детьми с РАС, необходимо:

– иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;

– понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;

– понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);

– уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;

– организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;

– подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы. [3, стр. 7]

Анализ сенсорных профилей позволил выявить особенности каждого ребенка: повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам, а также наличие самостимулирующего поведения, которое может быть обусловлено различными причинами. Полученные данные дали возможность определить пути помощи в каждом конкретном случае.

Дети, имеющие сенсорные дисфункции, нуждаются в специальных занятиях, цель которых заключается в том, чтобы:

  • дать возможность ребенку получить необходимые ему ощущения, чтобы уменьшить стереотипность поведения, мешающую обучению и социализации;
  • снизить или повысить чувствительность к сенсорным раздражителям;
  • обеспечить возможность расслабиться и предотвратить сенсорные перегрузки.

Мы предположили, что в зависимости от особенностей сенсорного профиля ребенка необходимо использование различных форм активностей, которые будут обеспечивать воздействие на ту или иную сенсорную сферу Коррекционные занятия с использованием методов сенсорной интеграции проводили 1-2 раза в неделю по 20-30 минут.

При организации занятий использовали различные виды активностей, с целью воздействия на различные сенсорные системы.

Например, для нормализации тактильной чувствительности

  • Предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка.
  • Использование уверенных интенсивных прикосновений.
  • Подбор комфортной в ношении одежды, удаление ярлыков с одежды.
  • Обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции.
  • Растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой), что позволяет снизить чувствительность.
  • Утяжелители (жилеты, одеяла, браслеты).
  • Сквишбоксы (SquishBox) – мягкие антисресс-игрушки для сжимания.
  • Тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой, пластилин, массы для лепки, жвачка для рук).
  • Игры с мячом (гимнастические, массажные)
  • Сюжетные игры с прикосновениями (больница, парикмахер, мойка машин).
  • Растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры.
  • Массаж.
  • Обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком, бинтование, гимнастические ленты).

Нормализация проприоцептивной чувствительности

  • Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.
  • Частые перерывы для отдыха в течение дня.
  • Покачивание на гимнастическом мяче, качели, кресле-качалке (быстрое горизонтальное или вертикальное ускорение)
  • Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.
  • . Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).
  • Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната).
  • Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).
  • Межсенсорное усиление через горизонтальное или вертикальное ускорение (гамак, сова-лента, сова-няня и др.
  • Легкая опосредованная тактильная информация (вибромассажеры, машина для обнимания и др.)
  • Медленное и равномерное ускорение (разные виды качелей)

Нормализация вестибулярной чувствительности

  • Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.
  • Частые перерывы для отдыха в течение дня.
  • Покачивание на гимнастическом мяче, качели, гамаке. Катание на велосипеде, прыжки на батуте.
  • Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.
  • Игры с воздушными шарами.
  • Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).
  • Оборудование помещения полосой препятствия, выделение зоны для прыжков и бега.
  • Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).
  • Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната, закатывание в маты, придавливание подушками).
  • Занятия спортом, танцами.
  • Участие в работе по дому и на приусадебном участке.
  • Шумные подвижные игры.

Нормализация слуховой чувствительности

  • Исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей (скрип передвигаемых стульев, гудение ламп или компьютеров, бытовые шумы).
  • Сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку с использованием тихого спокойного тона голоса.
  • Использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции.
  • Прослушивание любимой музыки.
  • Игры шепотом.
  • Спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.).

Своей работой по применению методов сенсорной интеграции при дисфункции сенсорных систем у детей мы увлекли и родителей, так как очень важно, чтобы коррекционная работа осуществлялась дома. Для этого мы регулярно проводили консультации, мастер-классы, обучали их основам сенсорной интеграции и стимуляции, предоставляли видеозаписи занятий в ДОУ. Родители начали использовать сенсорные тренажеры (гамаки, доски, балансиры, фитболы, батуты и т.п.) дома и отмечали положительный эффект от применения сенсорных тренажеров и методов сенсорной интеграции.

В результате использования занятий с применением методов сенсорной интеграции, мы получили следующие результаты: улучшение чувствительности к тактильным, вестибулярным, слуховым стимулам; осознание своего тела в пространстве; снижение уровня двигательного беспокойства; улучшение мышечного тонуса; улучшение двигательной координации, моторных навыков; улучшение концентрации внимания; развитие способности к обучению и коммуникации; нормализация эмоционального фона.

Анализ проведенной работы подтвердил предположения о важности того, что у методов сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС очень много достоинств. Мы считаем, что ребенок постепенно проходит процесс обучения интерпретации разных сенсорных откликов и начинает быстрее адаптироваться к новым, более высоким уровням, которые ранее были ему недоступны. Сенсорная интеграция эффективна в применении и в учебном процессе.

Это достаточно простой, доступный в использовании, и весьма эффективный метод может быть использован при работе не только с детьми с нарушениями аутистического спектра, как специалистами, так и непосредственно родителями.

Мы знаем, что дети с аутизмом испытывают определенные трудности в восприятии поступающей информации, ее переработке. Понятно, что трудности активной переработки информации и организации активного взаимодействия с окружением могут стать причиной фрагментарности восприятия окружающего и трудностей перенесения навыков в новую ситуацию. Корень дисфункции процессов восприятия при аутизме определяется как неспособность активно переработать сенсорные впечатления, воспринять мультисенсорную стимуляцию, находясь в спокойном и внимательном состоянии.

Ребенок живет в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т. д.).

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.

Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции : усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.

Часто ли мы задумываемся над тем, что любое наше проявление, будь то физическое, эмоциональное, психическое или умственное, всегда есть результат работы нашего мозга? По большому счету, именно мозг управляет всеми видами активности.

Свой внутренний и окружающий миры ребенок осознает через сенсорные каналы – зрение, слух, вкус, обоняние и другие тактильные ощущения. И у каждого ребенка, и в целом человека, есть свой любимый канал восприятия, через который он организует свое представление о мире. Наряду с тем, что есть наиболее предпочитаемый канал восприятия, информация из других каналов тоже поступает в мозг и организуется должным образом. Но в случае каких–либо нарушений происходит сбой в поступлении и организации информации. При этом причина нарушения могут быть самыми разными: от генетических изменений до физических травм.

Действительность или реальность нашего мира собирается в головном мозге как-будто бы в большой пазл. Каждая деталь такого пазла – кусочек информации, который поступил по тем или иным сенсорным каналам. Согласно тому, насколько собираемый пазл отвечает реальному обстоятельству дел, формируется эмоциональный, чувственный и интеллектуальный ответ на действительность.

Так, если мы любим шоколадный торт, давным-давно его не ели, а он стоит на столе. Мы его видим, чувствуем его запах, слышим, как кто-то рассказывает, какой он вкусный. Мы вспоминаем его сладкий вкус у себя во рту, невольно тянемся к нему. Все сложнее устоять от соблазна. Но если мы не любим шоколадный торт – возникает совершенно другой ответ – равнодушие или отвращение. Вот один из самых простых примеров сенсорного восприятия, который привел к чувственной и поведенческой реакции.

Любая деталь реальности как-будто кодируется в головном мозге. И если нарушается один из элементов кода – деталь искажается. И то, что человек в этом случае воспринимает, не соответствует действительности.

Сначала ребенок полагается только на свои органы чувств. И по мере взросления некоторые сенсорные процессы замещаются социальными и интеллектуальными навыками. И если существуют какие-либо нарушения в интеграции информации, поступающей через органы чувств, то автоматически возникают нарушения в умственном и социальном развитии ребенка.

Другими словами, если ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела, он не в состоянии адекватно оценить реальность, а потому почувствовать и отреагировать соответствующим образом. В этом случае мозг не обрабатывает и не упорядочивает информацию, раздражающую сенсорные каналы, и в результате ребенок не получает точные сведения не только об окружающем мире, но и о самом себе. Понятно, что такое обстоятельство дел сказывается и на обучении маленького человека, и на его поведении.

Наиболее часто встречающиеся нарушения, их влияние на восприятие информации через сенсорные каналы и то, как это отражается в жизни ребенка:

2. В головном мозге существует область, которая отвечает за побуждения человека к действиям. В случае нарушения этой части мозга, ребенок может терять интерес к любым действиях, как новым, так и уже освоенным, благополучно забывая то, что раньше умел делать. В случае такого нарушения, детки легко забывают то, что давно не делали или не использовали; очень сложно относятся к изменениям режима дня или перестановке мебели в доме.

3. Суть еще одного вида нарушения проявляется в несоответствии реального сенсорного импульса с его отражением в головном мозге. По большому счету, происходит нарушение в интерпретации и интенсивности сенсорного импульса. Так, дети могут воспринимать звуки как более громкие, чем они есть на самом деле. Или при сильном ранении не чувствовать боли.

Таким образом, весь смысл терапии в этой методике сводится к научению ребенка воспринимать то, что теряется из-за особенностей функционирования мозга. Терапевты, работающие по этой методике, тренируют ребенка видеть то, что раньше малыш не видел, слышать то, что не слышал, чувствовать, что не чувствовал, но что важно видеть, слышать и чувствовать, для того, чтобы адекватно реагировать на окружающую действительность. Для этого терапевты учитывают два момента:

1. Определяют, что ребенок упускает из своего восприятия.

2. Учитывая пробелы, подготавливают ряд упражнений, которые будут тренировать восприятие того или иного сенсорного стимула.

А вот если ребенок не воспринимает речь? Тоже оказывается логически все понятно. Сначала обращаем внимание на предметы. Учимся их видеть, узнавать в речи. Затем изучаем глаголы – учимся видеть действия, определять их, слышать о них и так далее.

При всей простоте логического понимания процесса, сложность возникает только в том, что упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут видны результаты. Большой плюс этой методики заключается в том, что этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка. Так, например, малыш тянется за игрушкой. Подхватите ее. Поиграйте с ней, как она убегает он малыша. Пусть он ловит ее на разных расстояниях от глаз. Так малыш учится не только координировать свои движения, но и фиксировать взгляд на объекте. Более того, эту игру можно наполнить эмоциональностью, что сделает общее времяпровождение ребенка и родителя приятным, веселым и запоминающимся, обеспечивая реальный контакт и сплоченный союз между всеми членами семьи.

Важно подчеркнуть, что сенсорная интеграция – это начало, именно с нее все начинается. Именно она включает или задействует компенсаторные функции головного мозга, позволяющие любому ребенку в своем темпе учиться переступать через свои ограничения. Именно она запускает процесс работы и развития, создает прочную базу для активного взаимодействия с окружающим миром.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития Доклад на тему: Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития с использованием программы нейропсихологического.

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека,.

Коррекционная работа с аутичным ребенком Схема коррекционной работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра (из Лебединского В. В.) Полученные, данные об особенностях.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5–7 лет Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои.

Коррекционная работа в детском саду с использованием современного оборудования Здравствуйте. Я хочу познакомить вас с инновационным оборудованием, которое мы используем для работы с дошкольниками с особыми возможностями.

Коррекционная работа в ДОУ по требованиям ФГОС С внедрением ФГОС в систему образования коррекционная работа в нашем детском саду перешла на качественно новый уровень. Основу плана коррекционной.

Читайте также: