Сущность и значение внутренней социальной политики организации доклад

Обновлено: 22.04.2024

Социальная политика организации представляет собой использование услуг социального характера в организации и управление ими. Под социальными услугами организации понимают сумму всех услуг, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы. Эти услуги предоставляются организацией на основе закона, тарифного соглашения или добровольно. Добровольные социальные услуги организации не являются единственным средством заполучить и удержать лучших сотрудников. Существуют мелкие предприятия, которые по экономическим причинам только в незначительном объеме могут предоставить социальные услуги своим сотрудникам, им удается воодушевить своих сотрудников интересными сферами деятельности, свободой принятия решений и хорошей атмосферой на предприятии. Социальная политика организации - это только часть совместной жизни на фирме.

Организация, сделавшая своей предпринимательской целью быть лучше конкурента в отношении продуктов и услуг, также предлагает своим сотрудникам больше, чем положенный по закону и согласно тарифному соглашению минимум.

Социальная политика организации означает уважение, признание заслуг и поощрение людей. Соответственно этому система дополнительных социальных льгот должна быть не только привлекательной для сотрудника, но и ориентированной на успех организации и, следовательно, в одинаковой мере - полезной для обоих производственных партнеров - работника и работодателя. Любая организация должна найти свой путь к социальной политике и обеспечить, чтобы добровольные социальные услуги ориентировались на нужды сотрудников, были гибкими, отвечали духу времени, являлись экономически оправданными. Социальная политика в организации должна отвечать следующим принципам:

- знать и учитывать материальные и нематериальные потребности и интересы сотрудников;

- предоставленные услуги должны быть известны сотрудникам и расцениваться ими как добровольные расходы на социальные нужды;

- быть для организации экономически оправданной и ориентироваться в системе рыночной экономики на соображения расходов и эффективности;

- социальные нужды, которые уже в достаточной мере удовлетворяются государством или другими общественными учреждениями, не должны быть предметом социальной политики в организации.

Социальная политика организации, будучи частью политики управления персоналом, выполняет следующие функции:

- улучшение отношений между работодателями и наемными работниками;

- привлечение новых работников;

- создание благоприятного имиджа фирмы в глазах общественности;

Разработка и проведение социально-экономической политики в организации осуществляются по многим направлениям, важнейшие из которых:

- политика в отношении сотрудничества с профсоюзами;

- политика социального обеспечения работников.

26.Предмет, цель и задачи экономики и социологии труда.

Объектом экономики и социологии труда является сфера социально-трудовых отношений в обществе.

Предметом – социально-экономические взаимодействия и связи, возникающие в процессе труда.

Цель экономики и социологии труда - исследование социально-экономических процессов и разработка рекомендаций по их управлению и регулированию, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов и интересов общества в целом.

Что касается задач экономики и социологии труда, то они сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан.

Таким образом, экономика и социология труда, как и другие общественные науки, призвана, с одной стороны, дать научное познание, объяснение существующих в области трудовой деятельности людей связей, с другой - дать начало новым связям и процессам, являющимся объективной необходимостью в сфере применения человеческого труда. Экономика и социология труда изучает и анализирует условия и факторы, определяющие социально-трудовую деятельность различных групп работников, изменения, происходящие в их социальном облике, потребностях, интересах, ценностных ориентациях.

Гост

ГОСТ

Социальная политика для предприятия имеет особое значение, так как забота о социальных нормах своих сотрудников позитивно сказывается как на самих сотрудниках, так и на результатах работы компании в целом.

Рисунок 1. Социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первое что должно реализовывать предприятие - это льготы и привилегии, которые уже прописаны в законодательстве и закреплены на государственном или местном (региональном) уровне. Это в первую очередь такие льготы как: социальное страхование по старости; по случаю временной нетрудоспособности; безработицы и др.

Также предприятия зачастую берут на себя обязанность морального стимулирования работников и их семей. Финансирование такой социальной политики, как правило, исходит из специального фонда предприятия, который покрывает его расходы на социальную политику. Предоставление всевозможных льгот и услуг проводится как по личной инициативе администрации предприятия, так и в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), который отвечает за выражение интересов трудового коллектива. После чего дополнительные выплаты становятся обязательными, как и гарантированные выплаты от государства.

Особенности социальной политики предприятия

Социальная политика предприятия – это основное направление менеджмента, которое представляет из себя ряд мероприятий и мер, направленных на предоставление сотрудникам данного предприятия ряда дополнительных выплат, льгот либо же услуг социального характера.

Готовые работы на аналогичную тему

Заинтересованность сотрудников в работе на предприятии прямо пропорционально зависит от размеров льгот и выплат, а также от того насколько сильно размер этих выплат превышает те, что прописаны в законе.

При грамотной социальной политике значительно сокращается текучка кадров.

При такой социальной политике на предприятии также возможно сохранение рабочей силы при относительно низком уровне зарплаты, как к примеру, происходит на государственных предприятиях.

В настоящее время грамотная социальная политика, которая помогает людям достойно жить и развиваться, является неотъемлемой частью стратегии на любом предприятии. Мотивационные ресурс такой кадровой политики, должен способствовать удовлетворению работником своих потребностей, интересов и ценностных ориентаций.

Рисунок 2. Денежная форма социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вот основные цели социальной политики для любого предприятия:

  • создание эффекта сплоченности (когда работник чувствует себя частью предприятия и на подсознательном уровне чувствует повышенную ответственность за свой труд);
  • личные желания, цели, достижения частично или полностью соответствуют корпоративным;
  • повышение желания трудится, а также рост производительности труда в целом;
  • социальная защищенность работников;
  • улучшение общей атмосферы на предприятии. Создание адекватной и благоприятной социально-психологической атмосферы;
  • рост имиджа предприятия как в глазах работников этого предприятия, так и в глазах общественности.

Основные задачи социальной политики

Задачи, которые должны, решаться социальной политикой предприятия: гарантии защиты для работников, что предоставляет государство и само предприятие; воспроизводство рабочей силы, которые происходит через оплату труда и ее регулирование; закрепление интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), осуществляемое через согласование.

Проанализировав выплаты на отечественных и зарубежных предприятиях можно составить примерный, обобщенный список выплат:

Материальная (денежная) форма:

В форме обеспечения работников в старости

  • корпоративная пенсия - дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия;
  • единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия). Зачастую идёт в налог на благотворительность, что в свою очередь помогает добиться фирме определённых благ со стороны государства.

Неденежные - в форме пользования социальными учреждениями предприятия:

  • льготы на питание в столовых;
  • дотации на оплату коммунальных услуг в квартире предприятия;
  • беспроцентные ссуды для постройки жилья;
  • использование домов отдыха санаториев и оздоровительных лагерей (для детей сотрудников);
  • оплата обучения для работников на курсах, либо же в учебных заведениях (средних специальных, высших);
  • предоставление льготных мест в заведениях школьного и дошкольного обучения и т.п.

Социальная политика является одной из важнейших деталей в механизме по усовершенствованию рабочей силы, а также для усовершенствования среды ее применения. Объектами воздействия социальной политики на предприятиях являются не только существующие (действующие) работники, а и бывшие сотрудники (те, что уже вышли на пенсию).

На величину выплат влияют несколько факторов, вот основные из них: размер предприятия; его принадлежность к той или иной отрасли; финансово-экономическое положение; уровень влияния профсоюзов; форма собственности; доля акций у внешних акционеров и др.

Социальная политика предприятий значительно отличается в зависимости от страны. Также отличается общий уровень расходов на социальную политику. Так в Германии мы можем видеть следующее распределение. Наибольшие число финансирования уходит на обеспечение работников в старости, около 51,8%, на денежные пособия уходит - 25,5%, для повышения квалификации персонала и его обучения выделяют - 11%, на социальные нужды - 9%, и прочие расходы соответственно составляют - 2,7%. Сами по себе расходы могут быть достаточно высокими. Так исследования на территории США показали, что расходы могут варьироваться от 18 до 69 процентов, а сам показатель расходов на социальную сферу на предприятиях за последний период вырос примерно на 7%.

Большинство предприятий дают своим работникам возможность выбора тех или иных услуг за часть их заработной платы, пенсии от фирмы, страхования жизни, другие льготы, выбор времени работы, отпуска либо же их комбинации в пределах компетенции компании.

У зарубежных фирм также популярны выплаты, которые поддерживают работников, которые ведут здоровый образ жизни. Это такие выплаты, как выплата за отказ от курения, выплата за то, что работник не проболел ни одного дня в течение года, или же выплата за постоянные занятия спортом.

Такого рода выплаты, как правило выплачиваются в конце года, а их размеры при этом весьма значительны. Несмотря на то что такие и подобные выплаты увеличивают бюджет компании, а соответственно увеличивают цену за единицу труда, позитивный эффект от таких выплат куда более значительный (повышение мотивации труда, стабилизации коллектива и др.). Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, внутренняя социальная политика предприятия, социальная защита работников, социальная программа, нефтегазовая отрасль

JEL-классификация: M14, M21, L26

В мировой научной литературе существует множество понятий, так или иначе связанных с корпоративной социальной ответственностью, таких как деловая этика, социальная добросовестность, процесс корпоративной социальной политики, корпоративное гражданство, менеджмент заинтересованных сторон, корпоративная устойчивость и т.д. На сегодняшний день существует более 50 различных определений социальной ответственности, которые перечислены в международных стандартах, документах, зарубежных и отечественных изданиях. Некоторые из них представлены в таблице 1 [1, с. 18–26] (Kurganova, Saprykina, 2020, р. 18–26).

Источник
Определение
Г. Боуэн
Социальная ответственность – такая линия поведения, которая была бы желательна с позиции целей и ценностей общества
Ассоциация менеджеров Российской Федерации
Социальная ответственность бизнеса – добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных напрямую с основной деятельностью организации и выходящих за рамки определенного законодательного минимума
Международный стандарт ISO 26000:2010
Социальная ответственность – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях
О.А. Канаева
Социальная ответственность – система этических норм, корпоративных ценностей и принципов, лежащих в основе деятельности организации и определяющих ее стратегию, позволяющих минимизировать экономические, социальные и экологические риски, повысить конкурентоспособность организации, обеспечить ее устойчивость в долгосрочной перспективе и содействовать в решении глобальных проблем
Т.В. Зверева
Социальная ответственность отвечает специфике и уровню развития организации. Социальная ответственность – совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересо­ванных сторон, принимаемых руководством организации, с особым учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств организации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию организации, улучшению репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями

Внутренняя социальная политика является основной частью корпоративной социальной ответственности и означает деятельность работодателей, менеджеров и сотрудников для удовлетворения социальных потребностей, гармонизации социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставления социальных услуг и социальной защиты персонала. Все указанные направления внутренней социальной политики организации могут быть реализованы в следующих формах: социально-экономической; материально-вещественной; технической. [2, с. 63–69] (Myasnikova, 2017, р. 63–69).

В подсистему механизмов социально-экономического характера социальной защиты работников включены:

1) механизмы социально-трудового вида:

- гарантии социального плана, которые обеспечивают регулирование рабочего времени, его продолжительности;

- режимность труда с отдыхом, пределы возрастной трудоспособности, минимальность размера трудового стажа, чтобы получить право на пенсионное обеспечение, минимальный уровень допустимого возраста при приеме на работу. Базовые подходы при разработке систем гарантий социально-трудового характера – исполнение конвенций с рекомендациями МОТ;

- гарантии социальной направленности, роль которых – установление материальной обеспеченности – гарантированные минимальные размеры заработной платы, тарифная сетка по оплате труда, оплачиваемый отпуск, минимальный размер пособия при утрате трудоспособности;

- гарантии социального направления по допустимым уровням нагрузок в труде, в данном случае имеют в виду физическую нагрузку, интенсивность и монотонность трудового процесса, рабочий темп, трудовое нормирование;

- социальные гарантии в профессионально-образовательном и информационном обеспечении, действенность систем по профессиональной подготовке тех, кто работает, в особенности для производственных процессов и профессий, имеющих высокий уровень профессиональных рисков;

2) механизмы по социальной защите медицинского направления:

- организация проведения медицинских осмотров предварительного и периодического характера, организация служб, оказывающих первую медицинскую помощь;

- организация лечения пострадавших во время производственного процесса с системой определения степени утраты трудоспособности, сюда же следует включить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость [3, с. 19–28] (Prokopov, 2019, р. 19–28);

3) механизмы социальной защиты компенсационно-реабилитационного характера:

- материальные компенсации при утрате трудоспособности во время производственного процесса;

- организация реабилитации медицинского, социального и профессионального характера тех, кто пострадал во время производственного процесса;

- обеспечение льготами и компенсациями за работу на производстве, имеющем высокий уровень профессиональных рисков нанесения вреда здоровью, – дополнительные отпуска, сокращенные рабочие дни, досрочные пенсии;

4) механизмы охраны труда организационно-распорядительного характера:

- экспертиза состояния организации на рабочих местах охраны труда;

- расследование на производстве несчастных случаев.

В свою очередь, материально-вещественный механизм социальной защиты представляет собой в совокупности материально-вещественные элементы производственной среды, социальную инфраструктуру, охрану, гигиену и медицину труда, которыми формируются определенные уровни социальной защиты людей в ходе процесса их деятельности на производстве [4, с. 64–67] (Alisov, Raevskiy, Simichev, 2016, р. 64–67).

К техническим механизмам социальной зашиты отнесены механизация, автоматизация производственного процесса, фондо- и энерговооруженность в труде, уровни главных производственных фондов – их физическое и моральное состояние, степень износа, уровень используемых орудий, предметов, организация рабочих мест согласно требованиям техники безопасности, гигиена трудовых процессов, рекомендации по эргономике; наличие коллективных и индивидуальных средств защиты занятых в производственных процессах и соответствие их правилам по безопасности труда [5, с. 7–19] (Uskova, Kopytova, 2016, р. 7–19).

Основная часть. Эмпирическое исследование

Рассмотрим пример реализации внутренней социальной политики на примере предприятия нефтегазовой отрасли. Нефтегазовая отрасль не только в пределах Российской Федерации, но также и во всем мире – это мощная, а также конкурентоспособная отрасль, которая на сегодняшний день играет огромную роль в экономике страны и оказывает влияние на ее стабильный рост. Вместе с тем сама по себе нефтегазовая промышленность – это один из наиболее развитых, а также стабильно действующих секторов, которые относятся к добывающей промышленности.

Следует отметить, что привлекательность работы, которая реализуется в данной сфере, прежде всего, обеспечивается высоким доходом, а также карьерным ростом и, собственно, престижем компании. При этом в качестве главной составляющей следует рассматривать не только сугубо финансовый и экономический фактор, но также и фактор социальной защиты и социальной ответственности, в которую входят такие элементы, как:

- социальные льготы всем работникам;

- гарантии, а также компенсации работникам;

- взаимодействие с регионами по вопросам социального обеспечения и пр. [6, с. 16–18] (Kerina, Kerina, 2017, р. 16–18).

- системы экологического менеджмента в целом;

- регулирования вопросов, которые связаны с трудом, а также занятостью населения;

- обеспечения широкой благотворительной, а также в целом спонсорской деятельности [7, с. 76–115; 8, с. 54–77] (Vittenberg, 2017, р. 76–115; Vittenberg, 2016, р. 54–77).

На рисунке 1 представлена динамика финансирования социальных и благотворительных программ (млн рублей).


- развитие социальной инфраструктуры на территориях регионов пребывания;

- строительство, а также осуществление реновации детских садов, учебных заведений, школ;

- строительство, а также осуществление реновации спортивных объектов;

- строительство, а также осуществление реновации поликлиник, а также больниц, разного рода учреждений культуры и т.д. [9, с. 165–168; 10, с. 122–126] (Notchenko, Dobronos, 2017, р. 165–168; Polovinkina, Polovinkin, Vorobeva, 2017, р. 122–126).

1) обеспечение комфортных и безопасных условий труда на каждом рабочем месте;

2) содержание и развитие объектов социальной инфраструктуры в вахтовых поселках и жилых комплексах на производственных объектах с целью обеспечения максимальной удовлетворенности рабочими условиями междусменного отдыха;

3) организация качественного и недорогого питания для работников в вахтовых поселках, на производственных объектах и в жилых комплексах;

4) организация медицинского обеспечения;

5) поддержка и развитие физической культуры и спорта;

7) помощь работникам в обеспечении жильем и обзаведении домашним хозяйством;

8) выбор приоритетов в направленности социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т. д.);

9) выбор форм предоставления льгот, выплат и самих их видов;

10) оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей;

11) избирательность в предоставлении льгот и услуг, дифференциация размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач [11, с. 254–271] (Kopytova, 2017, р. 254–271).

Экономический рост как стратегическая цель развития Иркутской области (Сольская И.Ю., Грошева Н.Б.) // Вопросы инновационной экономики. № 2 / 2020

Также в ИНК действуют Положения о ротации персонала, кадровом резерве, молодых специалистах, которые позволяют создать благоприятную среду для самосовершенствования работников и продвижения по служебной лестнице.

- столовые, бани, тренажерные залы;

Работающие вахтовым методом специалисты обеспечиваются полным комплектом спецодежды, которая, в свою очередь, приобретается исключительно у сертифицированных производителей [12, с. 44–55] (Verevkin, 2016, р. 44–55).

По результатам исследований Superjob (крупнейшего в Европе портала по подбору персонала), среди более 850 тысяч компаний шесть лет подряд Иркутская нефтяная компания становится одним из самых привлекательных работодателей с точки зрения соискателей [6].

Цель проведенного исследования – изучить отношение работников компании к ее внутренней социальной политике. Задачи исследования:

– дать оценку компании как социально ответственному члену общества;

– выявить меры социальной поддержки работников компании;

– выявить проблемы социальной защиты работников компании;

– определить возможные пути устранения проблем внутренней социальной политики компании и дальнейшего развития;

– рассмотреть, как повлиял период пандемии на КСО компании.

Первые два вопроса в анкете являются общими: должность работника и его стаж в компании. Большинство опрашиваемых являются главными специалистами – 16 участников исследования. 7 человек ответили, что являются ведущими инженерами, 4 человека – специалисты по охране труда и промышленной безопасности, 3 человека – машинисты буровой установки, по 2 человека являются специалистами по аналитической работе и специалистами по сопровождению договоров. И один респондент ответил, что он является ведущим специалистом отдела экспертизы и лучших практик.

Характеристика по стажу респондентов: 23 респондента имеют стаж работы в компании 3–5 лет; 10 респондентов имеют стаж работы в компании более 5 лет, и 2 респондента имеют стаж работы 1–3 года.

- дополнительная материальная помощь;

- доплата до среднего заработка;

- доплата за выслугу лет;

- возмещение расходов на проезд, переезд;

- льготы, предоставляемые семейным работникам (дополнительные дни к отпуску, дополнительные выплаты);

2) 28% респондентов (стаж работы которых составляет от 5 лет и выше) указали на льготы, которые предоставляются также бывшим работникам, в том числе вышедшим на пенсию.


Таким образом, мы видим, что респонденты указали на следующие недостатки, которые могли бы быть учтены руководством компании:

- дополнительные выплаты на оздоровление;

- оплачиваемый 14-дневный период с целью самоизоляции.

- страховые выплаты предоставляются на основе экспертно составленных списков производств, видов работ, профессий без учета фактических условий труда на конкретных рабочих местах, состояния здоровья и трудоспособности работников. Следует отметить, что предоставление страховых выплат решает только проблему частичной компенсации утраты трудоспособности и не выполняет главной функции – оценки и предупреждения досрочной утраты трудоспособности;

Заключение. Рекомендации

- в компании также было бы целесообразно развивать систему обучения персонала за рубежом для активного обмена опытом и расширения возможностей использования передовых новшеств, которые ознакомят сотрудников с международными интерактивными технологиями в области создания и реконструкции газотранспортных систем, что поможет приобрести необходимые навыки и ценный опыт;

- необходимо организовать регулярную ежегодную оценку и контроль качества работы по реализации социальной политики и социальных программ. Такие исследования возможно проводить в виде социологических опросов или организационной диагностики;

- в перспективе для развития системы социально ответственного бизнеса следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях реализации социальных программ. Чрезвычайно важной задачей становится координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации этих специалистов.

Вместе с тем в целях совершенствования системы социальной защиты на предприятиях необходимо внедрять мероприятия и делать акценты, касающиеся развития нематериальных благ у сотрудников. В частности, одними из таких нематериальных благ человека являются честь, достоинство и деловая репутация. В профессиональной сфере деятельности сотрудников основной является деловая репутация [15, с. 28–36; 16, с. 302] (Bondareva, 2012, р. 28–36; Ovchinnikov, Taganov, 2016, р. 302).

Следует отметить, вопросы защиты деловой репутации сотрудников являются в Российской Федерации новыми и малоизученными. Более того, в Трудовом кодексе Российской Федерации до сих пор отсутствуют упоминания и возможности защиты данных нематериальных благ, что существенно снижает уровень социальной защиты работников. При этом нарушение трудовых прав работников в виде незаконных увольнений и применения мер дисциплинарных взысканий по порочащим работника основаниям (например, за прогул, несоответствие занимаемой должности, разглашение коммерческой тайны и др.) наносит урон его достоинству и репутации, тем самым снижая его конкурентоспособность и дальнейшую востребованность на рынке труда.

Следует полагать, что достойный труд предполагает не только рост заработной платы, но и соблюдение нематериальных благ человека, к которым относятся честь, достоинство и деловая репутация [17, с. 85–90; 18, с. 30–46] (Lyubimov, 2013, р. 85–90; Nurtdinova, 2015, р. 30–46).

Подробнее об авторах:

Нефедьева Елена Ивановна
Россия, Иркутск
доцент кафедры социологии и психологии, канд. экон. наук

Гаврисенко Дарья Михайловна
Россия, Иркутск
студент магистратуры
Байкальский государственный университет

Главной целью социальной деятельности человека является улучшение условий жизни. Поскольку люди в экономической жизни тесно связаны друг с другом, то изменения условий жизни отдельного индивида, прежде всего экономических, не могут происходить в отрыве от изменений в данной сфере у других индивидов. В XX в. в экономически развитых странах наибольшее распространение получили концепции, возлагающие на государство задачи обеспечения определенного стандарта благосостояния.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Социальная политика: природа, сущность и принципы
1.1.Природа и сущность социальной политики
1.2.Принципы социальной политики
Глава 2.Функции и уровни социальной политики
2.1.Функции социальной политики
2.2.Уровни социальной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц.политика экзамен.раб..doc

Факультет клинической психологии и социальной работы

отделение социальной работы

Выполнил: студент 3 курса,14 потока

Шималов Игорь Евгеньевич

Шифр зачетной книжки____________

Самокиш Татьяна Алексеевна

Глава 1.Социальная политика: природа, сущность и принципы

1.1.Природа и сущность социальной политики

1.2.Принципы социальной политики

Глава 2.Функции и уровни социальной политики

2.1.Функции социальной политики

2.2.Уровни социальной политики

Введение

Наиболее масштабной задачей социально - ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличение национального дохода.

В ходе проводимых в последнее время преобразований общество постепенно приходит к осознанию насущной потребности в приоритетном развитии социальной политики, без чего невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека, сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала[2,с.6].

В связи с этим, целью нашей работы является рассмотрение сущности, основных принципов, функций и уровней социальной политики.

Глава 1.Социальная политика: природа, сущность и принципы

1.1.Природа и сущность социальной политики

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

 отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения власти;

 система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;

 практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;

 участие во властных отношениях граждан, политических деятелей,

 искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, профессиональные, и иные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства – власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.

Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества[8,с.21]. Представляет собой действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества[5,с.76].

В научной литературе и нормативных актах существует различные подходы к пониманию сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом – отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Данные интерпретации искусственно сужают сферу социальной политики и приводят на практике к свертыванию социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны.

В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.

Концентрация усилий государственных органов, реализующих социальную политику, только на поддержании минимального уровня социальных благ и защите социально уязвимой части населения, выводит основную часть общества из поля зрения социальной деятельности государства. То есть государство снимает с себя ответственность в целом за протекание социальных процессов в своем обществе, за распределение социальной справедливости, за формирование социальных отношений между его членами, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни.

Такое понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.

Принципиально иной подход к раскрытию сущности социальной политики, трактующий ее в широком контексте, позволяет рассматривать социальную политику, как систему целенаправленных действий государства по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны. Социальная политика понимается здесь как система определенных взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, ядром которых выступают, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом[10,с.10-12].

В рамках данного подхода специалисты обозначают, что социальная политика:

 является одним из направлений государственной политики; Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.[7,с.112].

 определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;

 формируется в контексте социальной структуры общества;

 представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны;

 неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);

 состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;

 делится на декларируемую и реальную, при этом декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих обществом.

Изучение подходов к пониманию социальной политики позволяет целесообразно и логично рассматривать ее через деятельность государства, направленную на регулирование, стабилизацию и развитие социальных отношений в обществе и определять сущность социальной политики через специфику социальных отношений, то есть тех отношений, которые она и призвана регулировать.

Таким образом, социальная политика – это система мер (действий, мероприятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни.

Социальная политика – это также система взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества его жизни[10,с.10-12].


1.2.Принципы социальной политики

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов. Центральным из них можно назвать:

Принцип социальной справедливости. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие[9, с.24].

Еще Аристотель заметил двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны - это равенство в обеспечении всем членам общества независимо от их индивидуальных и социальных различий одинаковых возможностей, или уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство). С другой - справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех - распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содержание.

Реализация уравнительного типа справедливости во всеобъемлющем масштабе практически невозможна, поскольку это противоречит природе человека как обладателя уникальных способностей и запросов.

Реализация распределительного типа справедливости, дифференциация населения по заслугам является важнейшим условием прогрессивного развития общества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. Уравнение в бедности, нищете сделало бы невозможным развитие производительных сил[3, с.3].

Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала - как уравнительное, так и распределительное. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе, социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и. т.п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда[9, с.27].

Читайте также: