Судебная система швейцарии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Хотя нормы материального и процессуального права Швейцарии унифицированы, организация судебной власти остается в компетенции субъектов федерации. Отсюда разнообразные варианты судебных структур, в особенности это касается судов специальной юрисдикции, различия в наименовании судов и их компетенции. Разбирательство практически по всем частноправовым спорам начинается и обычно окончательно завершается в кантональных судах. Согласно ст. 197 ГПК обращению в суд с иском, как правило, должна предшествовать примирительная процедура, осуществляемая в особых примирительных органах. В каждом кантоне имеется своя система примирительных и судебных учреждений, обеспечивающая возможность урегулирования споров или их разрешения в судах первой и второй инстанции. Лишь некоторые категории дел отнесены к непосредственному ведению федеральных судов – Федерального суд по уголовным делам, Федерального суда по административным делам, Федерального патентного суда. Высшим органом правосудия, гарантом единообразного применения федерального права является Федеральный суд.

Судоустройство кантона Цюрих

Согласно Закону об организации судов и учреждений в гражданском и уголовном процессе от 10 мая 2010 г. функции примирительных органов в этом кантоне возложены на мировых судей ( Friedensrichter ) и специализированные примирительные учреждения (§ 52)[133], судебные функции осуществляются районными судами ( Bezirksgerichte ) в качестве первой инстанции и Высшим судом ( d as Obergericht), действующим преимущественно в качестве апелляционной инстанции (§ 3).

В зависимости от категории дела разбирательство в районном суде может осуществляться судьями единолично (Einzelgericht) или коллегиально (§ 14) либо в его специализированных подразделениях: в суде по трудовым делам или в суде по арендным делам. Специализированные суды действуют коллегиально в составе президента, который избирается районным судом из судей районного суда (§ 10), и двух заседателей, избираемых от класса соответственно рабочих и работодателей, арендаторов (нанимателей) и арендодателей (наймодателей) (§12, 13).

В Высшем суде дела рассматриваются коллегиально 3 или 5 судьями. Для рассмотрения предпринимательских споров Высший суд создает торговый суд (§ 38 – 39). Как правило, он действует в составе 5 судей, но несложные вопросы решаются судьей единолично, например в области корпоративных отношений о временном отзыве доверенности, о назначении, отзыве или замене ликвидатора, о назначении эксперта для проверки имущественного положения коммандитного общества (п. a § 45 со ссылкой на п. с ст. 250 ГПК).

Федеральный суд (le Tribunal fédéral, das Bundesgericht)

Принципиальные положения о его статусе и компетенции содержатся в гл. 4 раздела пятого (ст. 188–191) Федеральной конституции Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г., а детальное регулирование дается в Федеральном законе о Федеральном суде от 17 июня 2005 г.

Согласно этому закону Федеральный суд является высшим органом правосудия Федерации (абз. 1 ст. 188 Конституции, абз. 1 ст. 1 Закона о Федеральном суде). Судебные функции осуществляется в отделениях, в состав которых входит 5 или 6 судей. Рядовые дела рассматриваются 3, сложные – 5 судьями (ст. 20 Закона о Федеральном суде).

Подсудность

Родовая подсудность в кантоне Цюрих

К юрисдикции единоличного судьи (Einzelgericht) районного суда отнесены дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства согласно ст. 243 ГПК, среди них – имущественные споры с ценой иска до 30 000 франков; требования на основе Федерального закона о взыскании долгов и несостоятельности 1889 г., в частности иск об оспаривании обеспечительных мер (абз. 2 ст. 83), иск предполагаемого должника об установления факта отсутствия задолженности (ст. 85а), иск третьего лица относительно прав на имущество, на которое обращается взыскание (ст. 106-109); и другие дела, указанные в § 24 Закона об организации судов.

Компетенция коллегиального состава районного суда кантона определена лаконично – он рассматривает все дела, которые законом не отнесены к ведению других судов (§ 19 Закона об организации судов).

Высший суд также рассматривает апелляционные жалобы и жалобы на постановления судов первой инстанции – районных суда, судов по трудовым спорам, судов по арендным делам; а кроме того, выполняет функции органа управления юстиции в отношении судебных и примирительных учреждений кантона, надзирает за деятельностью нотариусов и адвокатов.

Судебная ветвь власти в Швейцарии, как и в других демократических странах, является независимой. Принцип разделения властей обеспечивает суду свободу от законодательной и исполнительной власти: их представители не имеют права отдавать судьям распоряжения по поводу судопроизводства и не вправе отменить или изменить судебные решения.

Высшая судебная власть представлена Федеральным Верховным судом, который расположен в городе Лозанна. Он защищает конституционные права швейцарских граждан, рассматривает жалобы на ущемление их конституционных прав, ограничение местной автономии, жалобы на нарушения международных договоров или межкантональных соглашений и споры между Конфедерацией и кантонами или между кантонами. Судьи Верховного суда назначаются Федеральным собранием сроком на 6 лет, при этом в первую очередь учитываются их профессиональные качества и моральные принципы. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела.

Принципы деятельности судов кантонов закреплены, как правило, в конституциях субъектов федерации. В большинстве кантонов судьи избираются на 4 года (сроки избрания по стране варьируются от 1 года до 10 лет). Суды первой инстанции находятся в муниципалитетах, представлены институтом мировых судей.

Конституция Швейцарии закрепляет равенство всех граждан перед законом (ст. 8), принцип презумпции невиновности (ст. 32), запрет смертной казни (ст. 10), обязательность исполнения судебных решений на всей территории Швейцарии (ст. 122), запрещает создание судов исключительной юрисдикции (ст. 30).

Определённая категория дел (уголовные правонарушения) может в Швейцарии рассматриваться судом присяжных. Более подробно эта норма раскрывается в конституциях кантонов; как правило, суды присяжных существуют в судах первой инстанции. Особенностью швейцарского судопроизводства является тот факт, что решения суда выносятся публично и принимаются судьями непосредственно в зале заседания, без удаления в совещательную комнату.

Белые пятна безбрежного океана
В книге в популярной форме рассказывается о воде — одном из самых .

Черногория в ее прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года .

Морская карта рассказывает
Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Гост

ГОСТ

Особенности государственного устройства Швейцарии

С формальной точки зрения Швейцария является конфедерацией, представляющей собой объединение нескольких государств. Однако на практике Швейцария признается федеративной республикой. При распределении властных полномочий между центром федерации и кантонами, являющимися субъектами федерации, используется принцип субсидиарности.

Часть вопросов государственного управления относится к компетенции федерации. Примерами таких вопросов являются вопросы:

  • внешней политики,
  • внешнеэкономической деятельности,
  • обороны,
  • денежного обращения,
  • транспортного обеспечения,
  • экономической и энергетической политики,
  • социального страхования и так далее.

Часть вопросов государственного управления решается на уровне субъектов федерации, то есть кантонов. К числу таких вопросов относятся вопросы образовательной, социальной политики, здравоохранения, строительства, судопроизводства.

На уровне конфедерации осуществляется принятие законов, конкретизация и исполнения которых возлагается на кантоны. По мнению специалистов, роль кантонов в государственном управлении становится настолько значимой, что они постепенно трансформируются в исполнительные органы государственной власти.

Конституция Швейцарии признает суверенность кантонов, а также их права на осуществление всех полномочий, не переданных федеральным властям. При этом, свобода правового статуса ограничена обязанностью кантонов представлять свои конституции на одобрение Федеральному собранию.

Также Швейцария признает превалирование федерального законодательства над кантональным.

Особенность государственного управления Швейцарии состоит в том, что помимо федеральных органов государственного управления существуют кантональные органы управления, имеющие свои отличительные черты в каждом кантоне.

Особенности реализации законодательной власти в Швейцарии

Готовые работы на аналогичную тему

Законодательную власть в Швейцарии осуществляет Парламент, именуемый объединенным Федеральным собранием. Данный орган государственного управления является двухпалатным. В его состав входит первая палата, именуемая Национальным советом, и вторая палата, именуемая Советом кантонов.

В состав Национального совета включается 200 депутатов, являющихся представителями народа. Распределение мест в Национальном совете осуществляется пропорционально численности населения кантонов. Минимальное количество членов Национального совета от одного кантона составляет единицу. Срок полномочий Национального совета составляет 4 года. Избрание членов Национального совета осуществляется в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Совет кантонов является представительным органом кантонов, в состав которого входит по два представителя от 20 кантонов и по одному от 6 полукантонов.

Таким образом, в Совет кантонов входит 46 депутатов. Порядок избрания депутатов от кантонов регулируется в соответствии с канальным законодательством. Кантональные выборы проводятся в соответствии с мажоритарной системой во всех кантонах, за исключением кантона Ури.

Задача палат Парламента состоит в уравновешивание друг друга и равноправном участии в законотворческом процессе. Палаты проводят свои заседания в автономном порядке. Решение Федерального собрания имеет законную силу только при наличии одобрения от двух палат.

При возникновении разногласий спорные вопросы подлежат повторному рассмотрению той палатой, которая первой осуществляла это рассмотрение, но уже с учетом позиций второй палаты.

При отсутствии консенсуса Федеральное собрание отказывается от рассмотрения вопроса.

На обе палаты Парламента возлагаются функции контроля работы Правительства, а также требования внесения изменений в Конституцию или федеральные законы.

В определенных случаях проводится объединенное заседание палат Парламента. Такими случаями признается ежегодное избрание Президента и выбор федеральных советников, осуществляемый один раз в четыре года.

Особенности исполнительной власти в Швейцарии

Исполнительная власть Швейцарии осуществляется Федеральным советом, выступающим в качестве Правительства государства. В состав Федерального совета входит 7 членов. Правительство представлено семью департаментами, в число которых входят департаменты иностранных дел; юстиции и полиции; внутренних дел; финансов; обороны, защиты граждан и спорта; окружающей среды, транспорта, энергетики и связи; экономики и народного хозяйства.

Из состава членов Федерального совета ежегодно избирается Президент страны. Президент председательствует в Федеральном совете и осуществляет руководство департамента, во главе которого находится.

Решение Федерального совета принимаются на коллегиальной основе.

Судебная власть Швейцарии

Судебная власть Швейцарии реализуется через систему федеральных судов и кантональных судов. Оба вида судов могут применять как федеральное законодательство, так и кантональное.

Федеральные суды рассматривают споры конституционного характера, между кантонами, федерации и кантонов. Кантональные суды преимущественно рассматривают гражданские дела.

Уголовные дела находится в ведении полицейских судов.

В крупных кантонах создаются специализированные суды.

Избрание судей в кантонах осуществляется населением или советами кантонов. Срок полномочий судей колеблется в пределах от 3 до 8 лет. Обвинение в судах возлагается на прокуроров кантона или федерального прокурора, назначаемого швейцарским Правительством.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 04 2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Федеральный суд Швейцарии (нем. Bundesgericht , фр. Tribunal fédéral , итал. Tribunale federale , ромш. Tribunal federal ) — высший судебный орган Швейцарской Конфедерации. Штаб-квартира с 1875 года расположена в городе Лозанна.

Судебная система Швейцарии состоит их двух уровней: федеральный и кантональный. На федеральном уровне в качестве судов первой инстанции действуют Федеральный уголовный суд (англ.) русск. , Федеральный административный суд (англ.) русск. и Федеральный патентный суд (англ.) русск. , которые рассматривают дела, вытекающие из федерального законодательства. На кантональном уровне существуют своя судебная система, имеются как нижестоящие, так и вышестоящие суды. В различных кантонах высшие суды могут по-разному именоваться (например, они могут быть кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными) [2] . Самой высшей инстанцией для судов как федерального, так и кантонального уровня является Федеральный суд Швейцарии.

Содержание

История

Федеральный суд был основан в 1848 году после завершения реставрации Швейцарии, когда прежнее конфедеративное государство превратилось в федеративное, более прочно объединившее в союз все кантоны, ранее раздробленные в результате Наполеоновских войн. Первоначально Федеральный суд действовал на непостоянной основе и имел сильно ограниченную юрисдикцию. Он был вправе рассматривать только гражданские споры между кантонами или между ними и федеральным правительством, политические преступления (государственная измена, мятеж и насильственный захват власти) и жалобы граждан на действия федерального правительства. Остальные дела были вне его компетенции и рассматривались высшими судами кантонов. Вопросы, касающиеся споров в сфере конституционного права, разрешались вообще на политическом уровне в рамках парламента. В состав суда входило одиннадцать временных судей, совмещавших судебную деятельность с другой, в основном политической.

В 1875 года новая швейцарская конституция установила, что Федеральный суд является постоянно действующим органом, также была увеличена его юрисдикция. С этого момента он начинает рассматривать все юрисдикционные споры между федеральными и кантональных властями, споры конституционного характера между кантонами, жалобы граждан на решения кантональных властей, нарушающие их конституционные права, гражданские и уголовные дела, нарушающие федеральное законодательство. Главная задача суда заключалась в обеспечении соблюдения основных прав и свобод граждан и единообразном применении федеральных законов.

Нынешняя Конституция Швейцарии подтвердила и укрепила роль Федерального суда. Она уточнила, что он является высшим судебным органом государства по гражданским, уголовным, административным и конституционным делам, осуществляющим надзор за деятельностью нижестоящих судов федерального уровня.

1 января 2007 года в состав Федерального суда вошёл Федеральный суд по страховым делам, который был в последующем преобразован в две обособленные палаты по социально-правовым вопросам (они, как и бывший Федеральный суд по страховым делам, расположены в городе Люцерн).

Состав

С начала современной Швейцарии (с 1848 года) судебный орган состоял из одиннадцати судей, занимавших данные должности по совместительству. Суд созывался президентом для рассмотрения дел по месту назначения. После преобразований 1875 году число судей было постепенно увеличено до тридцати человек. Как правило судьями являются члены политических партий.

В настоящее время в состав Федерального суда может входить от 35 до 45 постоянных судей. Кроме того, в состав могут входить судьи, осуществляющие свою деятельность по совместительству. Максимальное количество таких судей не должно превышать 2/3 от числа постоянных судей. Точное число и персональный состав суда определяется Федеральным собранием. Федеральное собрание также избирает из числа постоянных судей президента и вице-президента Федерального суда со сроком пребывания в должности 2 года (допускается их переизбрание).

В данный момент (2012 год) президентом суда являлся Лоренц Мейер (нем. Lorenz Meyer ), вице-президентом — Гилберт Колли (нем. Gilbert Kolly , полковник, в 2000-2005 гг. возглавлял Военный кассационный суд Швейцарии).

Юрисдикция

Исключительной компетенцией Федерального суда в качестве первой инстанции является рассмотрение конституционных споров между федеральными и кантональными властями, или между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав, допущенные как федеральным правительством, так и властями кантонов. Специальные палаты суда также разрешают все гражданско-правовые споры между федерацией и кантонами, в том числе с юридическими лицами, всевозможными объединениями или гражданами. Суд может принять к рассмотрению любые другие гражданские споры, если стороны изъявили желание разбирать его в Федеральном суде и, если сумма иска удовлетворяет установленный законом размер.

С участием присяжных в Федеральном суде рассматриваются уголовные дела о государственной измене и других политических преступлениях, о преступлениях международного характера, о преступлениях, совершённых должностными лицами федеральных органов. Федеральный суд является высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам. Он может принять к рассмотрению жалобы на решения и приговоры высших кантональных судов, если они противоречат конституции и федеральному законодательству.

В Люцерне находятся две палаты по социально-правовым вопросам, которые рассматривают жалобы на решения кантональных судов по вопросам социального обеспечения.

Конституционное правосудие

В рамках конституционной юрисдикции Федеральный суд разрешает:

  • жалобы граждан на нарушение конституционных прав;
  • жалобы на нарушение принципа автономии общин во внутренних делах и других гарантий кантонов;
  • жалобы на нарушение государственных договоров или договоров кантонов;
  • публично-правовые споры между федерацией и кантонами или между кантонами.

В отличие от других судов, осуществляющих конституционный контроль, Федеральный суд имеет по сравнению с ними существенное ограничение. Он не вправе проверять конституционность законов, принятых федеральным парламентом и международных договоров, подлежащих ратификации, то есть указанные правовые акты де-факто признаются соответствующими конституции и Европейской конвенции о правах человека. Даже, если в последующем будет обнаружено их противоречие, действие таких правовых актов не прекращается, пока их недопустимость не будет признана в рамках ЕСПЧ. Вместе с тем проверка на конституционность постановлений федерального правительства или правовых актов какого-либо из кантонов возможна.

Ограничение подобного рода является отражением исторического развития Швейцарии. Когда в 1875 году принималась вторая конституция современной Швейцарии, кантоны пытались не допустить централизации государственной власти и не дать федеральным органам отменять законы принятые парламентом, поскольку некоторые из них были приняты посредством референдумов [3] .

Структура

Организационно Федеральный суд состоит из следующих отделений (палат):

  • Первая палата публичного права — рассматривает жалобы на нарушения основных конституционных прав, гарантированных конституцией;
  • Вторая палата публичного права — рассматривает дела в сфере государственного управления, налогооблажения, финансовых рынков, административного права и иные, вытекающие из публичного права, включая конституционные жалобы в этих сферах;
  • Первая палата гражданского права — рассматривает гражданско-правовые споры между федеральными и кантональными властями или между кантонами, а также конституционные жалобы в области обязательственного права, договоров страхования, интеллектуальной собственности, конкуренции, международного арбитража;
  • Вторая палата гражданского права — рассматривает дела, связанные с семейным, наследственным, земельным и вещным правом, а также корпоративным правом и банкротством, включая конституционные жалобы во всех этих сферах;
  • Кассационная палата по уголовным делам — рассматривает кассационные жалобы по уголовным делам, в том числе конституционные жалобы на положения материального и процессуального уголовного права;
  • Первая палата по социально-правовым вопросам — рассматривает дела и конституционные жалобы в области страхования по безработице, социальной помощи, военного страхования;
  • Вторая палата по социально-правовым вопросам — рассматривает дела и конституционные жалобы в области медицинского страхования, страховок по старости, инвалидности, потере кормильца и т.п.;
  • Апелляционный комитет — рассматривает апелляционные жалобы на решения суда.

Примечания

  1. ↑Bundesgericht: Richter und Personal (нем.) (Проверено 4 ноября 2012)
  2. ↑Суд и органы контроля Швейцарии (рус.) . Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012.Проверено 2 ноября 2012.
  3. ↑Федеральный суд и судебная система Швейцарии. Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012.Проверено 4 ноября 2012.

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Читайте также: