Судебная деятельность понятие и виды доклад

Обновлено: 03.07.2024

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Субъектом судебной деятельности является суд, как коллегиально, так и единолично. К коллегиальному суду относятся суды субъектов РФ, суды присяжных, президиумы судов. К единоличным судам относятся, например, мировой и районный суды.

Цель судебной деятельности: 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений; 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод.

Объектом судебной деятельности – установление и исследование совокупности доказательств, которые будут получены участниками уголовного процесса на протяжении рассмотрения уголовного дела. Вид судебной деятельности – судебный контроль.

Методы исследования судебной деятельности.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод. Исследование судебной деятельности невозможно без методологии, которая объединяет в себе мировоззрение, теоретические концепции, диалектические категории и законы, общенаучные и частные методы.

С помощью диалектического метода исследуются истоки возникновения судебной деятельности, эволюционное развитие и становление ее как опыта, результата судебной деятельности. Судебная деятельность не может быть сама по себе. Непосредственное участие в ее формировании, создании принимает судья (коллегия судей), наделенный в установленном порядке полномочиями, обладающий определенной квалификацией, профессиональным и жизненным опытом.

Эволюция судебной деятельности проходит последовательный путь своего развития, который непосредственно связан на каждом этапе с государственным устройством, экономикой, правовой культурой, правосознанием в обществе. Спорные отношения регулируются обычаями, договорами, судебными прецедентами, нормативными актами. Разрешать конфликтные ситуации призваны судьи, по результатам рассмотрения спора судья принимает решение, которое становится обязательным для участников судебного разбирательства. Неоднократное применение к спорным случаям обычая, прецедента, правового акта создает единообразие в рассмотрении спора и вырабатывает единую судебную практику применительно к определенной спорной ситуации.

Историческое исследование находится во взаимосвязи с диалектикой и дает возможность глубже понять пути и влияние государства на развитие судебной практики, в какой форме проходило ее формирование на определенных этапах. Начало такой деятельности положили спорные отношения между людьми. Разрешение споров имело крайне агрессивные формы судопроизводства, одна из них - самосуд. С образованием государства судопроизводство осуществляется в рамках установленных правил, принципов. Вместе с тем исторический метод является лишь одним из важных моментов научного познания и должен рассматриваться в единстве с логическим методом.

Без логического мышления не возможно выработать не одно законное, справедливое судебное решение, изложить в нем наиболее точное толкование нормы закона, дать правильную квалификацию преступному деянию, сформулировать правоположение, правовую позицию, которые могут стать образцами единообразного применения нормативного акта в судебной практике или применения судейской нормы (правовой позиции) к сходным случаям.

Философское понимание в исследовании судебной деятельности позволяет говорить о том, что на ее формирование оказывают влияние два фактора - психологический и практический, совокупность которых позволяет накапливать опыт и выработать окончательный результат, продукт практической деятельности.

Сравнительно-правовой метод является одним из важных средств изучения правовых явлений. С его помощью исследуются проблемы судебной деятельности в правовых системах мира, что позволяет выявить общие закономерности возникновения, развития и формирования судебной деятельности.

Также в судебной деятельности используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и иные. Их общая совокупность способствует внутреннему единству, достоверности, полноте и непротиворечивости судебной деятельности

Соотношение понятий: судебная деятельность – правосудие.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Судебная деятельность –форма проявления судебной власти

Судебная власть –самост ветвь гос власти, кот-ая проявляется во властных отношениях судов рассмотрения и разрешения вопросов, относенных к их компетенции по средствам судопроизводства для защиты прав человека ,гражданина ,общ-ва и гос-ва.

Судопроизводство- досудебное и судебное производство по уголовному делу

Правосудие – основное направление деятельности судебной власти, прояв-

ляющееся во властных полномочиях судов по установлению и наказа-

нию виновных в нарушении прав и свобод человека и гражданина, инте-

ресов общества и государства в определенном процессуальном порядке.

рассмотрение и разрешение дел по существу в установленном процессу-

альном порядке и применение на основе закона государственного при-

нуждения к правонарушителю или оправдания невиновных в целях за-

щиты прав и свобод.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Законность— деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивший в законную силу судебных постановлений.

Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

Равенство всех перед законом и судом.

Правосудие осуществляется только судом.— гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично

Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

Язык судопроизводства -судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ

Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

Участие граждан в осуществлении правосудия.

Правосудие на досудебн стадиях не может быть, только в суде. Правосудие в судах 1 ой инст.

Виды судебного контроля.

В зависимости от того или иного предметного или функционального признака, положенного в основу классификации, следует различать следующие виды судебного контроля:

а) текущий судебный контроль за действиями и (или) решениями органа предварительного расследования;

б) итоговый судебный контроль за ходом и результатами оконченного предварительного расследования (гл. 20 УПК);

в) судебный контроль за действиями и (или) решениями нижестоящего суда (апелляция, кассационное и надзорное производство, производство по вновь открывшимся обстоятельствам).

По форме реагирования (и правовым последствиям принимаемых решений) судебный контроль может быть разделен на:

а) предшествующий (ст. 35.1 Основ, ст. 174 УПК) и последующий (ст. 113, 133, 195, 209 УПК и др.);

б) предупредительный (ст. 174 УПК) и восстановительный (ст. 113, 133, 174, 168, 195, 209 УПК).

В зависимости от предмета проверки, процессуальной формы реализации или сущности, принимаемых по итогам проверки решений судебный контроль может быть дифференцирован на относительно самостоятельные формы контроля:

а) за действиями и (или) решениями, препятствующими дальнейшему движению уголовного процесса (и, следовательно, конституционному праву граждан на судебную защиту);

б) за действиями и (или) решениями, ограничивающими (нарушающими) конституционные права и свободы граждан;

в) за процессуальной формой осуществления и результатами отдельных следственных (и процессуальных) действий;

г) за законностью и обоснованностью судебных решений, не вступивших в законную силу (приговоров, постановлений, определений суда);

д) судебный контроль за решениями, вступившими в законную силу.

Суды магистратов

- магистраты (безвозмездно) (I инст)

2 судьи+ 2 суд. Клерка (барристоры и солиситоры)

- магистраты (стипендиарии) (I инст) осуществляется судебный контроль

1 судья + неоплач. магистрат

2. Суд короны (центр уголовный суд)

I инстанция: 1) присутствие первой степени (особо тяжкие преступления)

- председатель: судья Высокого суда

- члены: 3 судьи короны

2) присутствие второй степени (тяжкие преступления)

- председатель: судья высокого суда + суд присяжных

- члены 3 судьи суда короны или 1 судья короны +2 судьи-магистрата

3) присутствие третьей степени (нетяжкие преступления)

- члены: 1 или 3 судей короны

II инстанция – 3 судей на решения магистратов

3. Высокий суд – отделение королевской семьи

I инстанция: председ в суде короны

II инстанция : 80 судей из числа палаты Лордов рассматривают апелляции

4. Апелляционный суд (14 орденар. Лордов)

I инстанция – решения I и II степеней

- решения Высокого суда

Суд короны + Высокий суд + Апелляционный суд = Верховный суд

5. Суд палаты Лордов (высшая судебная инстанция)

II инстанция для Апелляционного суда + Высокого суда (3, 5 или 7 судей)

Одним из элементов судебного контроля в Англии является оценка судом допустимости доказательств, полученных с нарушением закона. Судья не обязан автоматически исключать из процесса доказательства, полученные с нарушением процедуры, он вправе сделать это по своему усмотрению.

Решение полиции об отказе от уголовного преследования не подлежит какому-либо процессуальному контролю ни со стороны суда, ни со стороны Королевской службы уголовного преследования. Фактически полиция почти бесконтрольна в своей оценке целесообразности или нецелесообразности уголовного преследования с той лишь оговоркой, что потерпевший или любое иное заинтересованное лицо вправе в таком случае самостоятельно осуществлять уголовное преследование, действуя независимо от полиции.

I. Федеральные суды США

- федеральные магистраты – 1 судья (осуществляется судебный контроль)

На федеральных магистратов возложены ответственные функции: 1) разрешение по существу в порядке суммарного судопроизводства дел о малозначительных преступлениях (как правило, это т. н. уголовные правонарушения или преступления, относимые к категории мисдиминор); 2) осуществление некоторых процессуальных действий по делам об опасных преступлениях (фелониях), которые подсудны федеральным окружным (районным) судам. К действиям такого рода относятся, в частности, выдача приказов об аресте, проверка законности арестов, произведенных полицией без приказа, т. е. осуществление судебного контроля за действиями органов, на которые возложено расследование уголовных дел или осуществление функции уголовного преследования, решение вопросов, связанных с назначением защитников малоимущим обвиняемым, определение размера залога в качестве меры пресечения, а равно предварительное рассмотрение дел об опасных преступлениях, участие в подготовке дел о названной категории преступлений к разбирательству их по первой инстанции.

I инстанция – мисдиминоры

- районный окружной суд (1 суд + присяжные)

I инстанции - фелонии

II инстанция – на решения федеральных магистратов

- Апелляционный суд (12 судов)

II инстанция – на решения районного окружного суда

II. Суды штатов

Судебные системы в штатах состоят, подобно федеральной судебной системе, из судов нескольких уровней.

На низшем уровне находятся те из них, которые принято именовать судами ограниченной юрисдикции. Называются они по-разному: магистратскими судами, мировыми, районными, городскими или муниципальными судами и т. д. Они имеются почти во всех штатах, обычно занимают автономное положение в судебных системах и рассматривают по существу дела о малозначительных преступлениях и проступках, в том числе тех, ответственность за которые устанавливается актами органов местного самоуправления. На них, так же, как и на федеральные магистратские суды, возлагается принятие решений по вопросам, связанным с судебным контролем за применением в ходе досудебного расследования мер процессуального принуждения, а также с предварительным рассмотрением дел.

1. суды ограниченной юрисдикции (мисдиминоры)

I инстанции – небольшой тяжести (осуществляется судебный контроль)

2. суды общей юрисдикции (городские, окружные)

I инстанции – тяжкие преступления (фелонии)

II решения судов с огран. юрисд.

3. промежуточные (апелляционные) суды – II инстанция

Апелляции на решения судов общей юрисдикции

4. верховные суды – II инстанции

Апелляции на решении судов общей юрисдикции

III. Верховный суд США

1 председательствующий + 8 членов суда

II инстанции – решения промежуточной апелляции инстанции районного окружного суда

IV. Специализированные суды

- федеральная комиссия по назначению наказания

Судебный контроль так же в США существует и на стадии рассмотрения уголовного дела в первой инстанции. Контроль суда заключается в том, что суд должен осуществлять разумный контроль за способом и порядком допроса свидетелей и представления доказательств, с тем, чтобы (1) сделать такие допрос или представление эффективными для установления истины, (2) избежать ненужных затрат времени и (3) оградить свидетелей от назойливых наскоков и недопустимого сбивания с толку.

Большая палата:

I инстанция – тяжкие преступления

II инстанция – решения участкового судьи

Предание суду (1 судья и 2 шеффана)

Малая палата:

II инстанция на решение участкового судьи

III. Высший земельный суд

I инстанция – преступления против интересов государства (5 проф судей)

II инстанция – решения большой и малой палаты земельного суда (от 3 до 5 судей)

Предание суду (5 судей)

Порядок подачи жалобы

Форма жалобы может быть как письменной, так и устной. Жалоба может быть написана в произвольной форме.

Устные жалобы фиксируются в соответствующих отдельных процессуальных документах в том виде, в котором жалоба была заявлена, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или решения обжалует заинтересованное лицо. Процессуальный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.

Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов.

Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия. Рассмотрение жалобы состоит в том, что прокурор или руководитель следственного органа изучает поступившую информацию, соотносит ее с материалами уголовного дела и принимает законное, обоснованное и мотивированное решение. Это решение оформляется постановлением о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, которое было принято по жалобе, а также о дальнейшем порядке его обжалования.

Обычно, жалобы рассматриваются судом по месту производства предварительного расследования. Закон требует немедленного реагирования и устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.

Порядок рассмотрения жалоб

Порядок рассмотрения жалоб может быть двух видов:

1. Рассмотрение жалобы прокурором и руководителем СО

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб.

По результатам проверки, в соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ, судья выносит одно из следующих постановлений: 1. О признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2. Признает обжалуемое действие (бездействие), решение выполненным в соответствии с законом и отказывает в удовлетворении жалобы.

Копия постановления судьи по жалобе направляется заявителю и прокурору с указанием права и порядка обжалования

Понятие судебной деятельности: субъект, объект, цель.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Субъектом судебной деятельности является суд, как коллегиально, так и единолично. К коллегиальному суду относятся суды субъектов РФ, суды присяжных, президиумы судов. К единоличным судам относятся, например, мировой и районный суды.

Цель судебной деятельности: 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений; 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод.

Объектом судебной деятельности – установление и исследование совокупности доказательств, которые будут получены участниками уголовного процесса на протяжении рассмотрения уголовного дела. Вид судебной деятельности – судебный контроль.

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

Судебная деятельность - это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление.

Правосудие - особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле.

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях - важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

Организация судебной деятельности - совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

Субъекты организации судебной деятельности - это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

В организации судебной деятельности внутри судебной системы и непосредственно в судебных учреждениях участвуют: Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, органы судейского сообщества РФ, председатели судов общей юрисдикции, арбитражных судов и их заместители, председатели судебных коллегий и судебных составов соответствующих судов, судьи, работники аппаратов судов, Российский государственный университет правосудия.

Указанные субъекты организуют судебную деятельность в соответствии с функциями, возложенными на них федеральными законами и другими нормативными актами (ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ", ст. ст. 29, 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и др.).

Содержание организационной деятельности внутри судебной системы по повышению качества правосудия и обеспечению разумных сроков рассмотрения дел в судах включает:

- обеспечение каждого суда в необходимых объемах и видах материальными и финансовыми ресурсами;

- обеспечение рациональной расстановки судейских кадров в судах с учетом требований, предъявляемых к ним федеральными законами, профессиональной квалификации и практического опыта;

- обеспечение организации работы на каждом участке судебной деятельности и оптимальной рабочей нагрузки на основе научной организации труда с использованием современных информационных технологий;

- организацию и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации судейского корпуса, работников аппаратов судов в системе повышения квалификации в установленные законом сроки;

- организацию материального обеспечения судей и работников аппаратов судов и др.;

- организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства суда и другие направления деятельности.

Нормативно-правовую основу организации судебной деятельности составляют: Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие различные аспекты организации судебной деятельности и организационное обеспечение деятельности федеральных судов.

Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" закрепляют институциональное строение судебной системы, основы статуса судей в Российской Федерации, порядок создания и упразднения судов, состав и организацию деятельности федеральных судов, принципы организации и деятельности судов, их полномочия, организационное обеспечение деятельности судов.

Федеральные законы: "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В этих Законах более детально регламентируются вопросы судебной деятельности, правовое положение судей, органов судейского сообщества, организационное обеспечение деятельности судов. К федеральным законам относятся и отраслевые кодексы - Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ определяются основные направления развития судебной системы России и правовые средства обеспечения судебной деятельности. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2020 годы, в которой предусматриваются конкретные направления развития судебной системы страны и меры организационного обеспечения судебной деятельности.

Правовые акты органов судейского сообщества (постановления Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации, заключения квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий судей) определяют формы участия органов судейского сообщества в организационном обеспечении судебной деятельности.

Существенное значение для организации судебной деятельности имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная деятельность: понятие, виды, основные характеристики

Носков Игорь Юрьевич. Судебная деятельность: понятие, виды, основные характеристики: диссертация . кандидата Юридических наук: 12.00.11 / Носков Игорь Юрьевич;[Место защиты: Российский государственный университет правосудия], 2016.- 187 с.

Содержание к диссертации

1. Сущность судебной деятельности .14

2. Правосудие как основа судебной деятельности 45

Глава 2. Виды судебной деятельности и ее элементы 75

1. Классификация судебной деятельности 75

2. Элементы судебной деятельности: объект, субъект, средства, цель, процесс и результат 99

Глава 3. Основные характеристики судебной деятельности и актуальные направления ее оптимизации 131

1. Основные характеристики судебной деятельности .131

2. Актуальные направления оптимизации судебной деятельности 144

Список литературы .1

Правосудие как основа судебной деятельности

Эта необходимость предопределяется, во-первых, темой диссертации и, во-вторых, желанием внести свой вклад в установление необходимого единства в понимании этого понятия, играющего ключевую роль в системе категорий, отражающих деятельностную сторону судебной власти.

Классификация судебной деятельности

Здесь можно высказать сомнение в отношении правильности трактовки содержания этого понятия с формально-логической точки зрения, поскольку данная редакция содержит в себе определенное противоречие. Оно заключается в следующем. Досудебное производство по уголовному делу, т.е. в период времени до суда, безусловно, существует. Однако это производство осуществляется правоохранительными органами, а не органами судебной власти, которые на этой стадии производства по уголовному делу участвуют в нем факультативно (посредством судебного санкционирования отдельных действий правоохранительных органов).

Элементы судебной деятельности: объект, субъект, средства, цель, процесс и результат

Объектом судебной деятельности как государственной деятельности являются правовые отношения между субъектами этих отношений. Объектом судебной деятельности как деятельности отдельного суда является конкретное судебное дело, требующее урегулирования правоотношений между субъектами права. Практика показывает, что достаточно часто объектами судебной деятельности суда являются конфликты между физическими и юридическими лицами, возникающие между ними по вопросам, регулируемым правом, а также факты нарушения права, требующие восстановления нарушенных прав.

Объект судебной деятельности в современной России претерпевает определнные изменения. Для этого изменения в настоящее время характерны следующие две тенденции: - значительное увеличение общего числа правовых конфликтов и нарушений норм права, рассматриваемых в судах страны; - увеличение видов правовых конфликтов, возникающих в современном российском обществе. Первая тенденция обусловлена ростом числа граждан и юридических лиц, предпочитающих разрешать возникающие между ними споры по вопросам, нашедшим отражение в действующем праве, в судах страны. Этот рост напрямую связан с объективными процессами, обусловленными как демократизацией общества, так и усилиями государства по реформированию себя в государство, имеющее право называться правовым. Правовое же государство, как известно, предполагает рост правового сознания его граждан, их правовой культуры, что объективно обусловливает число их обращений в суды.

Из этой объективной тенденции следует вполне объективный вывод: если мы решили демократизировать общество и строить правовое государство, то должны уделить больше внимания не только улучшению качества деятельности судов, но их количеству, что предполагает увеличение количества судей в России. Предпринимающиеся сегодня попытки компенсировать рост числа обращений в суды известными мерами (расширение медиации, более активного использования особого порядка судебного разбирательства) можно и нужно продолжать и дальше, но, как показывает практика, эти меры ситуацию в судах кардинально не меняют, что в перспективе может привести деятельность нашей судебной системы к еще большему торможению, чем это уже имеет место сегодня.

Вторая тенденция, характерная для изменения содержания объекта деятельности по осуществлению судебной деятельности в современной России (увеличение числа видов правовых конфликтов), обусловлена также объективными процессами, протекающими в современном российском обществе. Дело в том, что коренное изменение социально-политического и экономического строя в стране не могло не привести и привело к образованию в системе социальных отношений целого ряда совершенно новых правовых отношений, которые или отсутствовали в предыдущем обществе или были настолько не развиты, что не находили своего отражения в праве.

Конфликты вокруг интеллектуальной собственности как части частной собственности, конфликты между обществом и администрацией как отражение расширения демократии и развития гражданского общества, конфликты в подростковой среде как результат их неадекватного восприятия окружающего противоречивого мира, наполненного борьбой политических и культурных ценностей, – эти и другие виды конфликтов требуют своего безусловного самого скорейшего разрешения, а не затянувшихся разговоров о них на разных уровнях. В настоящее время эти отношения стали новым полем для образования новых социальных конфликтов, которые призваны разрешать суды.

Предложение о создании в ныне действующих судах специальных соответствующих коллегий, что, безусловно, потребует увеличения числа судей, представляется наиболее приемлемым вариантом решения данной проблемы. 2. Субъектом судебной деятельности являются суды в лице судей, привлекаемые в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжные и арбитражные заседатели, а также сотрудники аппарата суда, непосредственно содействующие осуществлению правосудия.

Следует признать, что в настоящее время участие граждан в отправлении правосудия относительно невелико. Известно, например, что согласно статистике арбитражные заседатели участвуют менее чем в одной тысячной дел, рассматриваемых арбитражными судами, присяжные заседатели – и того меньше, причем только в уголовном судопроизводстве2

Актуальные направления оптимизации судебной деятельности

По мнению В.В. Ершова, наделение органов судебной власти правом нормотворчества противоречит принципу разделения властей – одному из основополагающих принципов правового государства. Толкование норм права является их обязанностью. Важной особенностью деятельности по осуществлению правосудия, как основного вида судебной деятельности, является высокая степень формализации ее процесса. Эта особенность может рассматриваться как противоречащая предыдущей – творческому характеру правосудия, если рассматривать формализм как антипод творчеству. Однако из самой природы правосудной деятельности вытекает формализм в другом смысле этого слова – как необходимость строжайшего следования в процессе судебной деятельности установленным процессуальным правом правилам рассмотрения судебных дел.

Таким образом, противоречие между творческим характером судебной деятельности и высокой степенью ее формализации оказывается кажущимся, поскольку творческий характер судебной деятельности относится к ее содержанию, а формализм – к ее форме. В то же время, в работе судов следует всячески искоренять тот формализм, который имеет своими корнями те или иные недостатки в работе судей и аппарата суда, главным из которых является безразличие к людям и порученному делу. С формализмом такого рода, безусловно, необходимо бороться.

Организационные особенности судебной деятельности. Группа этих особенностей предопределяется принципом независимости судов и судей и их самостоятельности2. Одна из них – это особенность управления в системе судов. В целом управление судебной деятельностью во многих отношениях схоже с управлением в других сферах жизни общества. Как известно, управление социальными системами есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемую систему на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций ее развития в интересах обеспечения сохранения, функционирования и развития данной системы.


Представлено определение судебной деятельности, а также ее классификация по целому ряду оснований, в том числе и по таким, которые ранее не использовались в юридической литературе.

И.Ю. Носков,

Представлено определение судебной деятельности, а также ее классификация по целому ряду оснований, в том числе и по таким, которые ранее не использовались в юридической литературе.

Ключевые слова: судебная деятельность, классификация судебной деятельности, деятельность по осуществлению правосудия, опосредованно судебная деятельность.

Судебная деятельность — это способ существования судебной власти, выражающийся в деятельности судов по осуществлению правосудия (непосредственно судебная деятельность) и деятельности судов по повышению эффективности своего функционирования (вспомогательная судебная деятельность).

Чтобы лучше разобраться в содержании понятия судебной деятельности, рассмотрим, какие ее классификации предлагаются исследователями. Например, Н.Н. Ковтун выделяет деятельность по осуществлению правосудия, деятельность по осуществлению судебного контроля, организационно-обеспечительные и факультативные виды судебной деятельности, а двух последних — несколько подвидов [8, c. 34—42].

Для Е.В. Рябцевой основные виды судебной деятельности — правосудие, судебный контроль и судебное санкционирование [13, с. 43].

Приведенные выше примеры классификации судебной деятельности позволяют автору высказать одно предложение, важное с методологической точки зрения. Суть его заключается в следующем: при выделении видов судебной деятельности, как, впрочем, и любого другого многозначного явления, необходимо обязательно указывать, в каком качестве рассматривается классифицируемое явление. В противном случае это приведет к непониманию между исследователями и, соответственно, к ненужным спорам между ними. Так, например, в указанных выше примерах разница в выделении подвидов судебной деятельности определяется в частности тем, что в первых двух исследователи классифицировали судебную деятельность, взятую как деятельность отдельно взятого суда, а в третьем — как деятельность всей судебной власти, на что авторы внимание своих читателей не обращают, оставляя их в размышлениях о столь разных результатах классификации терминологически одинаково обозначаемого явления.

Учитывая вышесказанное, прежде чем приступить к выделению видов судебной деятельности, обратим внимание на существование ее различных качественных состояний.

В зависимости от того, кто выступает в качестве субъекта судебной деятельности, выделяют судебную деятельность, осуществляемую судом как отдельно взятым органом судебной власти, и судебную деятельность, осуществляемую всей системой судов государства.

Судебная деятельность как деятельность всей системы судов, т. е. как вид государственной власти, находится в одном ряду и связана с такими видами государственной деятельности, как законодательная, исполнительная и президентская (ст. 11 Конституции РФ).

Определившись с точками зрения, с которых судебная деятельность может рассматриваться, предлагаем следующую классификацию судебной деятельности как вида государственной деятельности:

— непосредственно судебная деятельность, представляющая собой деятельность судов по осуществлению правосудия, которую производит каждый отдельно взятый суд;

— вспомогательная судебная деятельность, большую часть которой осуществляют Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Судебная деятельность как деятельность отдельно взятого суда может быть классифицирована по ряду оснований, и в частности по субъектам, которые эту деятельность осуществляют. В этом отношении в ней можно выделить: деятельность судьи, деятельность аппарата судьи и административно-техническую деятельность аппарата суда, касающуюся деятельности данного суда. В свою очередь у каждой из этих деятельностей также есть свои виды.

Деятельность судьи делится на виды по следующим основаниям: по этапам его деятельности, по ее характеру, по содержанию.

Деятельность судьи с точки зрения ее этапов, отображающих, так сказать, технологию деятельности судьи, может быть разбита на свои виды. Например, в ней выделяют: 1) деятельность судьи по подготовке дела к его рассмотрению по существу; 2) деятельность судьи по рассмотрению дела и вынесению решения; 3) деятельность судьи по обеспечению исполнения судебного решения и по изменению судебного решения, вступившего в силу.

Деятельность судьи по подготовке дела к его рассмотрению по существу в рамках уголовного судопроизводства урегулирована в гл. 33 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года (далее — УПК РФ) (ст. 227—233), в рамках гражданского судопроизводства — в гл. 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года (далее — ГПК РФ) (ст. 147—153), в рамках арбитражного судопроизводства — в гл. 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года (далее — АПК РФ) (ст. 133—137). Она включает в себя:

1) деятельность по проверке дела на предмет наличия в нем необходимых предпосылок для рассмотрения его в суде (ст. 227, 228 УПК РФ; ст. 148 ГПК РФ; ст. 135 АПК РФ);

2) деятельность по оказанию помощи сторонам в создании таких предпосылок в случае их недостаточности (ст. 230, 231 УПК РФ; ст. 64, п. 3 ст. 71, 140—143, 150 ГПК РФ; ст. 72, 90—96 АПК РФ); 3) совершение некоторых действий по обеспечению проведения судебного заседания в установленное время и с наибольшей эффективностью (ст. 232 УПК РФ; ст. 113—120 ГПК РФ; ст. 66 АПК РФ).

Кроме того, в рамках деятельности по подготовке дела к его рассмотрению по существу судья осуществляет деятельность по уяснению для себя содержания дела на предмет возможного хода его рассмотрения. По своему характеру эта деятельность носит мыслительно-аналитический характер [4, c. 116—117].

О.Н. Диордиева в деятельности судьи по подготовке гражданских дел в судах общей юрисдикции первой инстанции к судебному разбирательству выделяет семь основных блоков: 1) разъяснение прав и обязанностей сторон (п. 1 и 5 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ); 2) уточнение предмета доказывания по делу и решение вопросов, связанных с представлением доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле (п. 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 150 и абз. 5 ст. 148 ГПК РФ); 3) правовая квалификация правоотношений сторон (абз. 3 ст. 148 ГПК РФ); 4) определение круга лиц, участвующих в деле, и других участников процесса (абз. 4 ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ); 5) принятие мер по примирению сторон (п. 5 ч. 1 ст. 150 и абз. 6 ст. 148 ГПК РФ); 6) принятие мер по обеспечению иска (п. 13 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ); 7) иные действия, осуществляемые судьей при подготовке дела к судебному разбирательству (п. 14 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ) [6, c. 75].

Деятельность судьи по обеспечению исполнения вынесенного судебного решения урегулирована отраслевым процессуальным законодательством (разд. XIV УПК РФ; разд. VII ГПК РФ; разд. VII АПК РФ). От осуществления этой деятельности во многом зависит реализация судебных решений, что имеет важное значение для авторитета судебной власти в целом.

По характеру в деятельности судьи может быть выделена: постоянно-обязательная деятельность, включающая в себя действия судьи, без осуществления которых не обходится рассмотрение ни одного дела, и эпизодически-вспомогательная деятельность, включающая в себя действия судьи, которые должны быть осуществлены при рассмотрении данного дела, но при рассмотрении других дел их осуществление может не потребоваться. Содержание этой деятельности составляют, например, такие ее виды, как деятельность по вынесению частных определений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе осуществления правосудия (ч. 2 ст. 256 УПК РФ; ст. 226 ГПК РФ; гл. 21 АПК РФ), а также деятельность по наложению штрафов (ст. 117, 118 УПК РФ; гл. 8 ГПК РФ; гл. 11 АПК РФ).

В содержательном отношении деятельность судьи есть деятельность по осуществлению правосудия, которая имеет свои многочисленные виды.

— правосудие, осуществляемое судьями федеральных судов (Конституционным Судом РФ, системой судов общей юрисдикции, системой федеральных арбитражных судов);

— правосудие, осуществляемое судьями судов субъектов РФ.

Критерием разделения правосудия на виды является, например, судебная инстанция, в которой осуществляется правосудие. В соответствии с этим критерием правосудие может быть разделено на следующие виды: 1) правосудие, осуществляемое судьями в суде первой инстанции; 2) правосудие, осуществляемое судьями в суде апелляционной инстанции; 3) правосудие, осуществляемое судьями в суде кассационной инстанции; 4) правосудие, осуществляемое судьями в суде надзорной инстанции.

С точки зрения видов судопроизводства можно выделить конституционное, гражданское, административное, уголовное и арбитражное правосудие.

Еще одним критерием, по которому классифицируют правосудие, является порядок его осуществления. Например, в гражданском судопроизводстве: в порядке приказного производства; в порядке искового производства; в порядке особого производства; в арбитражном судопроизводстве: в порядке искового производства; в порядке упрощенного производства; в уголовном судопроизводстве: в обычном порядке производства; в особом порядке производства.

Правосудие может быть разделено по категориям дел, число которых весьма велико и их перечисление нецелесообразно. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года в разделах с VII по XII представлены 5 основных групп категорий дел, каждая из которых делится на свои особые категории дел.

По другим критериям выделяют и другие виды правосудия, например: правосудие с участием присяжных заседателей и правосудие без их участия; правосудие очное и заочное.

В свою очередь, в соответствии с принципом системности, каждый из названных выше видов деятельности по осуществлению правосудия может быть также классифицирован по тому или иному критерию.

Особым видом судебного контроля является конституционный контроль. Основанием для такого суждения служит принципиально отличный от обычного судебного контроля предмет конституционного контроля, а также процедура осуществления этого контроля.

Деятельность аппарата судьи и административно-техническая деятельность аппарата суда по своему содержанию являются вспомогательной судебной деятельностью и имеют свою классификацию.

Участие аппарата судьи и суда в рамках судебной деятельности регламентировано рядом специальных инструкций. На настоящее время эти инструкции определяют следующие акты:

Подробному описанию деятельности работников аппарата судов посвящены специальные пособия [1, 12].

Рассмотрев судебную деятельность как деятельность отдельно взятого суда, перейдем к ее рассмотрению как деятельности государственной власти.

Судебная деятельность как государственная деятельность, т.е. деятельность всей системы судов, включает в себя два вида деятельности.

Первый (центральный, основной) вид — это непосредственно судебная деятельность — деятельность судов, связанная с осуществлением правосудия. Разновидности данной деятельности были изложены выше.

Второй — это вспомогательная судебная деятельность, которая представляет собой деятельность судов, непосредственно не связанную с осуществлением правосудия, но играющую важную роль в обеспечении нормального существования, функционирования и развития судебной власти и выполнении судебной властью ее роли в жизни государства и общества.

К этой деятельности судов относятся следующие виды.

1. Деятельность высших органов судебной власти в области реализации их права на выдвижение законодательных инициатив по вопросам, касающимся жизнедеятельности судебной власти. Так, например, как уже отмечалось ранее, только Верховный Суд России за последние четыре года, прошедшие после VII Всероссийского съезда судей, использовал свое право законодательной инициативы 23 раза [10, c. 13].

2. Деятельность системы судов как судебной власти по взаимодействию с другими ветвями государственной власти и гражданским обществом.

3. Деятельность органов судебной власти по участию в разработке и реализации государственной судебной политики.

4. Деятельность судов РФ по взаимодействию с международными судебными органами. Содержание этого вида деятельности, и в частности содержание и проблемы взаимодействия Конституционного Суда РФ с Европейским Судом по правам человека, с Международным Уголовным Судом, с органами судебной власти стран СНГ и других стран, было раскрыто в выступлении на VIII Всероссийском съезде судей В.Д. Зорькина [7, c. 6—9].

О различных аспектах взаимодействия с международным судейским сообществом судов общей юрисдикции на том же съезде рассказано в отчетном докладе Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ А.В. Гусева, где были определены направления дальнейшего развития этой деятельности [5, c. 43—44]. Известна активная деятельность в данной сфере и арбитражных судов России [16, c. 86—91].

5. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

6. Административно-техническая деятельность аппарата Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, касающаяся деятельности всех судов, входящих в соответствующую систему судов.

7. Деятельность судов по правовому образованию и воспитанию граждан.

В своей совокупности непосредственно судебная деятельность — деятельность судов по осуществлению правосудия и вспомогательная судебная деятельность. Каждая по своему служит достижению их общей главной цели — обеспечению в обществе правопорядка, что в свою очередь способствует нормальному существованию, функционированию и развитию общества.

1. Аппарат суда: организация работы в современных условиях: Научно-практическое пособие. — М.: РПА МЮ РФ, 1998.

2. Власенко Н.А., Власенко А.Н. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации. Краткий курс лекций. — М.: РАП, 2005.

3. Власенко Н.А., Власенко А.Н. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации. Краткий курс лекций. — М.: РАП, 2008.

5. Гусев А.В. Выступление на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1.

6. Диордиева О.Н. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству (в судах общей юрисдикции первой инстанции): моногр. — М.: Проспект, 2013.

7. Зорькин В.Д. Выступление на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1.

8. Ковтун Н.Н. Виды и содержание судебной деятельности // Ковтун Н.Н. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. — М.: РФПР, 2000.

9. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Кони. А.Ф. Избранные труды и речи / сост. И.В. Потапчук. — Тула: Автограф, 2000.

10. Лебедев В.М. Выступление на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1.

11. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М.: РАП, 2000.

12. Организация работы аппарата судов общей юрисдикции по обеспечению судебной деятельности: научно-практическое пособие / под общ. ред. В.В. Ершова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: РАП, 2011.

13. Рябцева Е.В. Исполнение приговора в уголовном процессе России. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

14. Рябцева Е.В. Судебная деятельность в уголовном процессе России: учеб. пособ. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

15. Савицкий В.М. Прошу у суда защиты! // Защита прав человека в современном мире. — М.: Изд-во ИГ и П РАН, 1993.

17. Шадрин Д.Н. Судебная деятельность: сущность, принципы // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: