Психологические маркеры границы свои чужие доклад

Обновлено: 02.07.2024

Влияние социальной ситуации на развитие личности отрока. Эмоциональная сепарация от родителей. Поиск группы, разделяющей интересы или убеждения. Объединение по признаку негативной идентичности и отношении к "чужому". Ксенофобия в современном обществе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2010
Размер файла 20,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Томский государственный педагогический университет

Свои и чужие в подростковом возрасте

Содержание

Особенности подросткового общения

Идентичность: механизм поиска своих

Список используемой литературы

Особенности подросткового общения

В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу или переходит в училище. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большой мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве.

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия (какими бы они ни были: стереотипными, сложившимися в семье или идущими от непосредственной эмоциональной реакции на неожиданно новую для него ситуацию).

Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Эти условия могут формировать взрослые. Взрослый друг, взрослый кумир - довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние подростковой группы, если это учитель, руководитель спортивной секции, научного объединения и др. Другое дело - массовый кумир (например, певец). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. И в том и в другом случае взрослые выступают для отроков в качестве некоего значимого человека, который становится предметом группового обожания и подражания. Очень важно поэтому, кто из взрослых занял этот пьедестал.

Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый в силу уже сложившихся ценностей подчас не может даже их себе представить. Подросток может стремиться к самому прекрасному достоянию человеческого духа. Для этого он идет в консерваторию, в картинную галерею, в разнообразные музеи, едет в экспедиции в поисках памятников архитектуры, путешествует и т.д. Он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения. Можно сказать, что в отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: и в пространственном отношении, и в плане увеличения диапазона духовных проб. В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности. На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.

Свое-чужое тело. Все начинается в младенческом возрасте: для того, чтобы научиться владеть своим телом, ребенок должен для начала понять, где находятся его границы. Вот рука - это я, а вот погремушка - это уже не я. Рукой можно управлять, а погремушку разве что погрызть.

Свое-чужое чувство. Когда с границами собственного тела покончено, пора переключаться на окружающих людей. Особенно тех, которые находятся рядом с момента рождения. Очень важное достижение в развитии - эмоциональная сепарация от родителей. Ребенок начинает понимать, что одно дело - исполнять желания родителей, и совершенно другое - полностью оправдывать их любые ожидания, вплоть до образа жизни, выбора друзей и будущей профессии. Иначе говоря, можно кушать манную кашку по утрам, потому что мама находит это полезным; но не стоит выходить за Петю замуж только потому, что мама считает его самой подходящей партией, а родители плохого не посоветуют.

Отделяя свои чувства и желания от чужих, человек постепенно проясняет свои эмоциональные границы. То есть, учится воспринимать себя как самостоятельную личность и нести ответственность за свои решения.

Своя - чужая идеология. В подростковом возрасте самое время начинать определяться и с идеологией. Впрочем, обычно это сводится к объединениям по интересам: компьютерные игры, страсть к актеру с роковой внешностью, выращивание кактусов. Затруднения начинаются чуть позже.

Идентичность: механизм поиска своих

Но вот беда: замечено, что чем сложнее человек и разнообразнее его интересы, тем труднее ему найти группу, с которой он смог бы себя полностью идентифицировать. Людей, разделяющих какие-то определенные его интересы или убеждения - навалом, а вот группы, с которой можно совпасть полностью, нет.

Зато у тех, кто попроще, проблем с поиском идентичности существенно меньше. Многие даже любят объединятся по признаку негативной идентичности, чтобы воевать против кого-нибудь. А там недолго и до ксенофобии.

Для борьбы с ксенофобией чаще других предлагается только одно средство: стать толерантнее, не раздражаться по поводу чужеродных привычек, не свойственных вам представлений о жизни, чужих способов доказывать свою правоту. Примеров того, чтобы человек, с вечера решил стать толерантным, а наутро проснулся таковым, пока замечено не было. И это неудивительно.

Ксенофобия - это своего рода человеческая защитная реакция. Она имеет под собой биологическое объяснение: это реакция на то, что представляется опасным. Но с одним уточнением: животные в дикой природе почти никогда не проявляют агрессии по отношению к тому, что, на их взгляд, может представлять опасность.

Человеку же, в отличие от животных, важно проявлять агрессию по отношению к тому, что он считает чужеродным - физическую или хотя бы вербальную. И заметьте: агрессия ксенофобов обязательно чем-то мотивирована. То злобные хакеры воруют деньги со счетов простых обывателей, то китайцы, претендующие на нашу территорию, якобы движутся к российской границе маленькими группками по несколько миллионов человек, то к соседям какие-то подозрительные типы ходят - может, соседи торгуют чем-то запрещенным? Все было бы крайне обосновано, если бы обо всех этих негодяях имелось побольше достоверной информации: если бы вы своими глазами видели живого хакера, живого китайца или, на худой конец соседа с автоматом Калашникова наперевес. А пока можно сделать только один вывод - агрессия служит для того, чтобы замаскировать страх перед неизвестным. Поэтому чем сильнее развита обществе (или в какой-то группе) ксенофобия, тем сильнее страх этих людей перед неизвестным. Так что думайте сами, кому это выгодно. А главное - выгодно ли вам постоянно бояться?

Феномен ксенофобии

В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют следующие ее виды:

расовые и этнические фобии (этнофобии), определяющие предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы (например, белый и черный расизм, антисемитизм, синофобия и др.);

религиозные фобии, определяющие страх и предубеждение по отношению к приверженцам различных религиозных ориентаций (например, исламофобия, фобии по отношению к представителям различных религиозных культов);

фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

В последнюю группу входит широкий круг социальных фобий, многие из которых давно находятся в сфере внимания ученых и поэтому получили специальные и уже хорошо известные названия. Это, например, мигрантофобия -- предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище; гандикапизм -- фобия и предубеждение против индивидуумов с физическими ограничениями (физические недостатки, увечья и др.); эйджизм -- предубеждения и дискриминация, вызванные возрастом человека; сексизм -- предубежденность и дискриминация на основе половой принадлежности и многие другие. Особенно число таких предубеждений расширяется в кризисных социальных ситуациях, когда ксенофобия приобретает массовый характер.

Это художественная литература, но множество похожих примеров можно найти и в реальной истории. Не все ли равно, на каком языке молиться единому Богу? Но это один из поводов, повлиявших на уровне массового сознания на возникновение кровавого противостояния католиков и протестантов в ХVI-XVII вв. Так ли уж важно, двумя или тремя перстами совершать крестное знамение? Но это тоже один из поводов, определивших конфронтацию старообрядцев и новообрядцев на Руси в XVIII веке после реформы церкви. Если перейти к более частным примерам, то не трудно отыскать и гастрономические ксенофобии, как у Свифта. Например, для объяснения негативного отношения к русским эмигрантам в 20-е годы прошлого века французам было достаточно того, что русские отрезали у сыра корочку. Как мы видим, для ксенофобии не нужны основания, достаточно поводов.

Список используемой литературы

1. В мире подростка/ Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина,1980.- с.15-28, 170-282.

2. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н. Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.- с.125-127.

3. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- с.129-131.

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- с.61-62, 69-70.

Ежедневно учитель общается с детьми и их родителями — все норовят проверить на прочность личные границы. И каждый раз перед педагогом открывается выбор: как реагировать и как себя вести без ущерба для своего эмоционального состояния?

Здоровые личные границы — это основа уравновешенного психологического состояния. Когда границы четко выстроены, человек чувствует себя уверенно и большинство коммуникаций с другими людьми для него дружественны. Для учителя это всегда залог внутреннего спокойствия и уверенности, душевного комфорта при многочисленных ежедневных стрессах. Помните, как в детстве хотелось сказать кому-то нет, отстоять собственный совочек в песочнице?

Что такое границы личности?

Как и в любых других сферах, прежде, чем оценивать и корректировать что-то, нужно сначала представить, как это формируется. Формирование границ происходит в процессе эмоционального и физического взросления человека (сепарация). Младенец практически не ощущает своего психического различия с матерью, он отождествляет себя с тем, что чувствует мама. А когда дети начинают познавать мир, они познают и себя как отдельную часть этого мира.

Зачем нужны границы?

Функция психологических границ состоит в том, чтобы человек мог получать все необходимое для своего развития из окружающей среды, а также ограничивать поступление того, что ему вредит.

Психологическая граница личности несет в себе еще коммуникационную и защитную функции для нашего внутреннего Я. Как правило, наши личностные границы определяются интересами, целями и желаниями в конкретной ситуации, а также опираются на внутренние ценности и предпочтения.

Разновидность границ. Типология Нины Браун

Мягкие. Легко поддаются на манипуляции испытывают трудности отказать другим, высказать свое мнение сливаются с другими людьми

Губчатые. Необоснованно и легко впитывают чужие мнения, взгляды, принципы чувствуют себя крайне неуверенно

Жёсткие. В любой ситуации сохраняют свои границы нарушение и посягательство встречается жестким отпором, агрессией.

Гибкие (здоровые границы). Меняются в зависимости от ситуации здоровым образом позволяют человеку легко общаться, отказывать, прекращать общение, принимать решения, удерживать других на той дистанции, которая необходима, при этом не нарушая взаимоотношений

Здоровые границы — это как?

Здоровые границы — гибкие, и при этом явно существующие! Человек со здоровыми границами.

Осознает себя отдельной личностью

Хорошо знает и уважает свои цели, желания, потребности, ценности

Уважает границы, желания и потребности других людей

Гибок в общении, умеет договариваться

Находится в постоянном контакте с реальностью

Лучше общается с другими людьми

Строит добрые взаимоотношения

Более стабилен, лучше контролирует свою жизнь


Как происходит нарушение границ

Большинство людей нарушают границы друг друга. К счастью, всегда есть шанс начать это отслеживать и постепенно оздоравливать общение. И начать, конечно же, стоит с себя.

Как правило, в том случае, если у человека границы слишком мягкие или, наоборот, слишком жесткие, это означает, что он так же ведет себя и с другими людьми. Это происходит на автомате, ведь он просто не знает, как жить и действовать по-другому. Какие ситуации могут возникнуть в общении, когда границы личности нездоровы?

проекция своей личности на оппонента;

обвинение человека в своих проблемах (ты испортил мне жизнь; это все из-за тебя; если бы не ты. ) ;

контроль поведения (ты больше не должен поступать так; сделай так, так и так);

непрошенные советы о том, каким следует быть (я бы на твоем месте. надо было уже давно сделать. );

установки, какие события как расценивать;

оценка вашей внешности и личности.

Как понять, что границы нарушены?

По внутренним сигналам-маркерам легко отследить, когда в ваши границы вторгаются без вашего желания. Испытывали ли вы когда-нибудь что-то подобное при общении с другими?

Нарушены ли мои границы? Да, если вы.

С трудом определяете, что принадлежит вам, а что — другим.

Не можете отказать.

Думаете, что ваше счастье и благополучие зависят от других.

Тратите больше времени на решение чужих проблем, а не своих.

Мало внимания уделяете себе.

Продолжаете отношения с людьми, которые обращаются с вами плохо или которых не любите.

Не можете попросить о помощи, озвучить другим людям свои потребности и желания.

Чувствуете себя ответственными за чувства других.

Не можете дать отпор другим людям, которые могут пользоваться вашими вещами или деньгами.

Подчиняетесь желанию друзей / коллег.

С трудом высказываете свое мнение или открываете мысли.

В одиночестве едва ли справляетесь с самим собой.

Чувствительны к критике.

Часто испытываете гнев.

Не можете определить свои истинные желания, цели, ценности, потребности.

Опасаетесь показать свое истинное я, стараетесь быть таким, каким вас хотят видеть другие.

Откуда ноги растут, или В чем причина нездоровых границ?

Многие претензии за нарушенные границы лежат в детстве (родители нарушали границы ребенка). И во взрослом возрасте мы просто проецируем эти обиды и претензии на других. Глубинная причина — страх. Страх быть отвергнутым, страх конфликта, быть плохим, злым, эгоистом, тираном. Такт формируется привычка прогибать свои границы и нарушать чужие или, наоборот, жестко отстаивать свое.

Вспомните детство! Скорее всего, вы ведете себя так же, как тогда, либо — с точностью наоборот.

Нарушались ли границы? — эмоциональные, пространственные, ценностные? Есть ли у вас братья / сестры? Было ли свое место (комната, кровать, угол)? Была ли своя одежда, игрушки? Можно ли было проявлять недовольство и отстаивать свое? Как реагировали родители на отстаивание границ?

Что делать с невыстроенными границами?

Нужно и можно во взрослом возрасте расставлять границы и делать их здоровыми. Это ваше право. Вы можете отличаться от других людей, и это нормально!

Принципы выстраивания внутренних границ

Возьмите ответственность за свои границы. Это вернет вам силу и контроль над ситуацией. Это ваша задача — выстроить свои здоровые границы. Другие люди не обязаны это делать.

Знайте страх в лицо. Важно увидеть страхи в общении и начать работать с ними.

Говорите, говорите, говорите! Начните заявлять о своих потребностях в общении с другими, давайте честную обратную связь. Люди не могут читать ваши мысли и не должны этого делать. Сообщайте миру о своих состояниях и желаниях в адекватной форме (без требований и претензий).

Начните отказывать. При выявленной позиции и знании, чего вы хотите, вы легко сможете сказать нет другим и пояснить свою позицию.

Создайте свои правила в общении с собой. И придерживайтесь их в отношении себя и других людей (не грубить, не кричать, не брать без спроса и т.д.). Если вы нарушаете сами свои правила в общении с собой, то чего вы ждете от других?

Общайтесь с близким человеком, которому вы доверяете. Начните выстраивать границы в доверительном общении. Договоритесь с человеком о том, что будете с ним учиться проговаривать свои чувства и давать свою обратную связь по поводу нарушения границ. Лучше это делать в игровой форме.

Найдите положительный пример. Наверняка в вашем окружении есть человек, у которого, по вашему мнению, здоровые границы. Больше общайтесь с ним!

Техники по выстраиванию границ

Говорите вслух, не замалчивайте. На первых порах нужно себя приучить давать обратную связь другим людям. Точно так же вы можете попросить других объяснить вам, как лучше для них. И это абсолютно нормально!

Каждый день выделяйте время для себя. Давно ли вы оставались наедине с собой хоть на 15 минут? Не для работы, не для общения с кем-то. Просто включите музыку, налейте себе чай. Сначала научите самого себя соблюдать границы!

Запрашивайте обратную связь. Принял ли другой человек вашу позицию, нужно ли что-то разъяснить?

Зачитывайте молитву гештальтиста. Помогает прояснить разные моменты в общении.

Медитируйте на свои границы. Включите приятную медитативную музыку, желательно без слов, расслабьтесь, представьте, что вы на поляне, какие у вас сейчас границы? Железобетонные или, наоборот, размытые? Комфортно ли вам в них находиться? Если нет, нарисуйте в сознании такие границы, которые бы вам хотелось. Обязательно сделайте в них калитку — это будет означать, что вы готовы на диалог, готовы прислушиваться к мнению других людей (открывать и закрывать калитку), но все же собственные границы у вас в приоритете.

Рисуйте границы, которые есть сейчас, и желаемые. Альтернатива медитации. Все то же самое, что в предыдущем пункте, вы рисуете на листе бумаги.

Что, если.

Чек-лист выстраивания границ

✅ У меня есть четкая позиция по поводу своей деятельности. Знание, что я делаю, зачем, почему, что даю, что получаю.

✅ То же самое — по поводу общения с коллегами, родителями, учениками.

✅ Я соблюдаю свои же правила в общении.

✅ Я знаю свои потребности, прислушиваюсь к своим желаниям, состояниям, преследую свои цели, остаюсь верен своим ценностям, чувствую, что для меня приемлемо, а что нет.

✅ Я отвожу время для общения по работе (коллеги, родители) и оповещаю об этом людей.

✅ Я выделяю время для себя. В это время и нет никого рядом, нет никаких дел, я не решаю чужие проблемы и не думаю о других. Все мое внимание — во мне.

Как об стенку горох…

1. Диалог сквозь стену: семиотическая граница и межкультурная коммуникация

2. Успокоительная эфемерность стереотипизации

Стереотип создаёт идентичные впечатления о любом представителе некоторой социальной группы, по всей видимости, необходимые для определения нашего отношения к ней, нашего способа поведения по отношению к ней, нашего способа приспособления к социальной среде, состоящей из отдельных индивидов. Стереотип этнокультурной и лингвокультурной группы стирает границы между индивидами, но проводит, закрепляет и поддерживает границы между самими группами. В целом, стереотипизация реакций человека, его поведения экономит усилия, снижает неопределённость существования, позволяет человеческому существу адаптироваться к окружающей социальной среде (Lippmann 2004: 81, 95).

Идентификация и дистанцирование являются взаимодополнительными процессами, двумя сторонами одной семиотической границы. А. А. Филинский, вслед за М. Л. Макаровым, разграничивает дискурс идентичности и дискурс отчуждения в сфере политики (Там же). Вероятно, подобный подход применим и в сфере межкультурной коммуникации.

3. Маркирование семиотической границы в межкультурной коммуникации

Маркеры своего и чужого в межкультурной коммуникации и внутрикультурной коммуникации о межкультурных отношениях распадаются на три уровня:

Разумеется, в национальной концептосфере даётся оценка только тем языкам, которые тем или иным образом значимы для данной культуры. Это либо языки территориально близких народов (финский, украинский и др.), либо культурно связанных народов, международные языки-доминаторы (английский, китайский и др.).

4. Семиотическая граница коммуникативной личности и дискурсивное поведение

Как уже было сказано, человек проходит две стадии самоидентификации: отграничение себя как индивида от социальной среды, состоящей из других индивидов и отграничение себя как вида или подвида (нации, народа, социума, общности) от других социальных групп. Антропоним и этноним стоят в центре социального дискурса, определяющие границы внутреннего и внешнего микромира, среды обитания человеческой особи.

Политические партии и группировки, банды и подростковые группировки, болельщики футбольной команды и фанаты рок-звезды в дискурсивном и – шире – коммуникативном поведении проявляют удивительную, может быть для них самих, но неудивительную для исследователя универсальность. Они объединяются по признаку подобия и заставляют других членов группировки вести себя в соответствии с внутренними коммуникативными нормами. Они отделяют себя от других по тем же самым признакам норм коммуникативного поведения. Маркерами границы служат мифологемы-автономинаты и мифологемы-гетерономинаты (в том числе – и в особенности – с отрицательными коннотациями: чухонцы, фрицы, бульбаши, макаронники, черные, лохи и т. п.), дискурсивное поле номинантов (грязные русские; он действовал очень аккуратно, по фински), нормы дискурсивного и коммуникативного поведения.

5. Этнолингвистическая и межкультурная компетенция

Кашкин, В.Б. Парадоксы границы в языке и коммуникации. Воронеж: Издатель О.Ю.Алейников, 2010. С.221-229.

Какими же все-таки безграничными наглостью и самовлюбленностью надо обладать, чтобы ни в грош не ставить мнение и ясно выраженную волю большинства народа и при этом считать себя истинным демократом и рафинированным интеллигентом.

То, что мы сейчас переживаем, это такая эпидемия информационного сифилиса. Люди, бывшие аполитичными последние двадцать лет – кто по молодости, кто-то потому, что просто выживал и не мог себе позволить такой роскоши, как размышления о судьбах России – подверглись мощнейшему информационному давлению. И начало сносить крыши.

На деле же сегодня в определенных кругах – в первую очередь имею в виду так называемую научную и творческую интеллигенцию – оппозиционность стала мейнстримом. Помилуйте, господа, о какой независимости вы можете заявлять, если вы просто некритично повторяете то же, что все ваше окружение?!

О независимости мышления может заявлять тот, кто идет против мейнстрима. Как Анатолий Вассерман, например, который рассказывает, как он был искренним демократом в 90-е и как и почему перешел в лагерь, условно говоря, охранителей. Или вы его запишите в нашисты? В гебню? Смешно.

Люди, одумайтесь! Государство – это ценнейший приз и величайшее завоевание для любого народа! Только представьте себе, что такое собственное государство, например, для курдов, разделенных на три части и бьющихся за собственное государство веками! Или для армян, которые создали свое государство примерно тогда же, когда и римляне, и сумевшие сохранить его несмотря ни на что – ни на оккупацию, ни на резню, ни на массовую эмиграцию. О евреях даже не говорю.

И какая трагедия для любого народа – несостоятельность его государства и то, что за ним следует… Примеров приводить не буду. Экономическая разруха – это самое малое; как правило, следом идет геноцид.

Если вы считаете, что занимаетесь политикой, вы обязаны – просто по определению – бороться за власть. Вы обязаны бороться за себя в Кремле и против ваших политических противников, которым власть в данный момент принадлежит.

А почему бы и нет? В конце концов, что для одних экономический крах и геноцид, то для других – новый перспективный рынок. А кое для кого это возможность для собственного небольшого гешефта на большом горе народа.

Пора валить

Что лучше: остаться и построить или уехать и воспользоваться тем, что построили до тебя?

Экзистенциальный вопрос, черт подери! Каждый сам проводит для себя границу, до которой – неудобства и место для подвига, а за ней – невыносимые условия, находиться в которых неприемлемо для свободного человека.

Но, парень, ты себя-то будешь уважать? Допустим, ты там неплохо устроился. И это все?! Ведь возможностей что-то совершить здесь больше. Просто потому, что здесь пока не так хорошо все обустроено.

И потом, ты ведь в ответе за тех, кому, может быть, досталось меньше ума и таланта. Кому не повезло родиться у мамы с папой с высшими образованиями. Кому бог не дал твоей деловой хватки. Разве не ты должен обустроить здесь все своим талантом? Создать здесь рабочие места? Ну и сам их трудами заслуженно обогатиться.

Только не надо говорить, что тут тебе не дают пробиться, а там… Нет, всякое бывает конечно. Но вообще-то это чушь: если талант есть, он пробьется и здесь, и там. А если есть только амбиции, то… сколько историй про таких амбициозных, что таксистами работают или на велфэре сидят?

Не понимаешь? Не доходит? Живем один раз? Жена все уши прожужжала?

Ну что ж… вольному – воля. Если мозги утекли – значит жидкие. Со временем поймешь, что труднее всего не устроиться в жизни, труднее всего – завоевать уважение собственных детей. И еще поймешь – обязательно поймешь, все в конце концов понимают! – что к савану карманы не пришьешь. Но будет уже поздно.

Одна просьба: раз пора валить – так вали, а не доставай своим бесконечным нытьем. И когда наконец свалишь – не лезь сюда с поучениями. Ты ведь сдался, так что грош цена твоим советам.

Можешь, нет? Без напряжения? Некоторые не могут.

Так что это тоже маркер. Правда не слишком надежный: особо циничные экземпляры назовут себя патриотом без запинки.

Что хочется сказать в заключение: российской политике нужна, даже необходима оппозиция.

То, насколько велики психологические границы человека, зависит от места его рождения и проживания. У жителей мегаполисов личное пространство намного меньше, чем у сельчан.

Оно постоянно подвергается вторжению и для того чтобы отстоять свое личное пространство, городскому жителю приходится идти на некоторые жертвы – стоять в пробках, но при этом находиться одному в автомобиле, ограничивать себя во всем ради покупки отдельной квартиры. По этой же причине закрытость и агрессия являются неотъемлемой частью психологического портрета человека, проживающего в большом городе.

Что влияет на формирование психологических границ

  1. Во многом границы определяет характер. Чем больше в человеке экстраверсии, чем сильнее желание быть на виду – тем легче он нарушает чужие границы и проще переносит нарушение своих. Интроверты же, наоборот, очень чувствительны к тесным контактам и бережно относятся к чужим границам.
  2. Детство также накладывает свой отпечаток на понимание личного пространства. Размер отчего дома, образ жизни родителей, количество братьев и сестер – все это играет свою роль.

Психологические границы человека и семья

Наиболее часто личные границы нарушаются в семье. А это – прямой путь к скандалам и ссорам. Возможно, это покажется странным, но психологи считают, что замки в ванных комнатах, на дверях спальни или тумбочках – вещь очень полезная. А также напоминают, что телефон, ноутбук и аккаунт в социальных сетях – это тоже личная территория, на которую без приглашения заходить не стоит.

Впрочем, бывают ситуации, когда договориться невозможно, потому что один из партнеров игнорирует разумные доводы и настаивает на полном контроле над супругом. Потребность грубо нарушать чужие границы – глубинная проблема, идущая из детства. Избавиться от нее с помощью бесед или силы воли невозможно. Остается одно – идти на консультацию к семейному психологу.

Еще одна проблема – замкнутость, страх впустить кого-либо в свое личное пространство. Причины подобного поведения опять же стоит искать в детстве – жесткий стиль воспитания, отказ в праве на что-то личное. Помочь в таком случае может, в первую очередь, терпение. Для начала стоит наладить чуть больший телесный контакт, позже можно попробовать слегка расширить темы разговоров – от формальных к более личным. При этом нужно делиться своими чувствами, на своем примере показывая, что близость не опасна. Не нужно требовать от партнера полной откровенности, важно найти золотую середину.

Как не допускать вмешательства в ваше пространство

Читайте также: