Страны латинской америки на современном этапе доклад

Обновлено: 04.07.2024

В 1980-е — начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

Диктаторский режим в Аргентине, после поражения в войне с Англией из-за Фолклендских островов, вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г. после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера на путь демократии вступил Парагвай. После состоявшихся в Чили свободных выборов ушёл в 1990 г. в отставку генерал А. Пиночет.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики и Аргентины, курс валюты которой был жёстко привязан к доллару. В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки.

2. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединённых Штатах. В значительной мере благодаря их усилиям в 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) договорились о создании Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об её учреждении сорвались из-за усилий Венесуэлы и Бразилии. В 2008 г., по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договорённость о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок — Южноамериканский совет обороны. Таким образом, происходит более тесная консолидация Южно-Аме-риканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.

3. Страны Юго-Восточной Азии

В новом тысячелетии роль Китая как крупнейшей экономической державы Азии только возросла. Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980-2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10%. Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1 млрд 300 млн человек, полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей, после России и США, космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай к середине XXI в. сможет на равных конкурировать с Соединёнными Штатами.

В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово-экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Успешно развиваются российско-китайские отношения.

В 1992 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Пекин. В 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан на очередной встрече в Шанхае учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Её участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Это имеет для Китая большое значение, поскольку на его территории проживает ряд этнических меньшинств, а их наиболее радикальные представители борются за независимость, используя методы террора.

В 2001 г. был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы.

Китайская модель преобразований с 1987 г. стала с успехом использоваться во Вьетнаме. Политика вьетнамских властей принесла значительные плоды: страна не только начала обеспечивать себя продовольствием, но и стала одним из крупнейших экспортёров риса. С участием иностранного капитала быстрыми темпами (около 10% в год) развивалась промышленность. Однако Вьетнам по-прежнему остаётся аграрной страной (около 75% населения занято в сельском хозяйстве).

В 1990-е гг. темпы экономического роста Японии упали, страна оказалась в состоянии затяжного кризиса. Её доля в мировом промышленном производстве сократилась. Обанкротились многие ранее преуспевавшие фирмы, начала расти безработица. На мировом рынке у Японии появились сильные конкуренты в лице новых индустриальных стран и Китая. Большим ударом по японской экономике стал стремительный рост цен на нефть, которую страна ввозит.

4. Индия

Итогом политики модернизации, проводившейся индийским правительством, стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Подобные очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя в стране сложились и центры современного аграрного производства). До половины взрослых неграмотны, не умеют ни читать, ни писать. Эти люди живут в деревнях, где нет ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн чел.) общее количество учёных и людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира. Так, в начале XXI в. индийские вузы ежегодно оканчивают 350 тыс. инженеров, тогда как, например, американские — 70 тыс. Быстрыми темпами растёт средний класс, его численность достигла 350 млн человек.

Средний класс стал социальной базой немногочисленных, действующих на уровне штатов политических партий. Они объединились с отколовшимися от ИНК группировками, враждебными клану Ганди. В 1988 г. был создан серьёзный противовес ИНК(И) — партия Джаната дал (ДД). Ещё раньше, в 1980 г., оформилась стоящая на позиции традиционных для Индии религиозно-общинных ценностей Бхаратия джаната парти (БДП). Придя в 1998 г. к власти, БДП приняла меры для поддержки предпринимательской деятельности и привлечения капиталов из-за рубежа.

На фоне весьма скромных успехов в экономике, пострадавшей от экономического кризиса 1997 г., в странах Азии в 2004 г. к власти вернулась ИНК(И). Её возглавила Соня Ганди — вдова Р. Ганди (убит в результате покушения), итальянка по происхождению. Однако С. Ганди отказалась стать премьер-министром. Этот пост занял М. Сингх, популярный в стране экономист и политик.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия. Ими созданы средства его доставки — ракеты с дальностью полёта в несколько сот километров.

К началу XXI в. Индия пришла с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития страна имеет все шансы превратиться в одну из сверхдержав. В то же время перед ней стоят большие трудности.

Это неравномерность в развитии штатов, рост числа межэтнических и религиозных конфликтов, низкий уровень жизни. К 2000 г. по производству ВВП на душу населения Индия уступала США в 15 раз.

5. Страны Ближнего Востока и Северной Африки

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и др.), страны, где утвердились относительно демократические режимы (Турция, Египет и др.), государства с авторитарными режимами (Ливия, Пакистан и др.). Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты и др.), получая большие доходы от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения приближаются к показателям Евросоюза. В то же время государства, не обладающие нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и др.), имеют намного меньшие показатели уровня жизни.

Несмотря на эти различия, а также религиозные трения (между суннитами и шиитами), исламские страны демонстрируют много общих черт. Прежде всего это большое влияние религии на повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства.

Страны Арабского Востока и Северной Африки — важный рынок сбыта и поставщик сырья для стран Западной Европы и Северной Америки. Стремление Запада контролировать важный для него регион и методы, которые при этом используются, вызывают недовольство не только радикальных исламских организаций, но и широких масс населения, и правительств отдельных стран.

В 2003 г. США, Великобритания и их союзники без санкции Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак. Страна была оккупирована, её правитель — С. Хусейн арестован и впоследствии казнён. Вторжение осуществлялось под предлогом наличия у Ирака оружия массового поражения и связей его правительства с международным терроризмом. США и их союзники утверждали, что Ирак представляет серьёзную угрозу для международного сообщества. Однако после ликвидации режима Хусейна никаких доказательств в пользу этой точки зрения представлено не было. Многие эксперты считают, что подлинной причиной вторжения послужило желание установить контроль над богатыми нефтяными месторождениями Ирака. Под контролем оккупационных войск в Ираке были проведены выборы, сформировано правительство. Однако до сих пор территория страны остаётся заметным очагом нестабильности на Ближнем Востоке.

В январе—феврале 2011 г. почти такой же сценарий повторился в Египте. Чтобы пресечь уличные столкновения противников и сторонников президента X. Мубарака, контроль над ситуацией взяла на себя армия. Президент был арестован, принятая на референдуме конституция ограничила срок пребывания президента у власти и урезала его полномочия, началось оформление новых политических партий как либеральных, так и исламистских.

В богатой нефтью Ливии события развивались иначе. В феврале 2011 г. в восточной части страны начались выступления сил, оппозиционных лидеру государства — М. Каддафи. Сохранившие верность ему воинские части начали наступление на города, оказавшиеся под властью повстанцев. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую прекращения ударов авиации Каддафи по Восточной Ливии. Ряд стран НАТО начали бомбардировку военных объектов на территории, занимаемой правительственными войсками. При их поддержке Каддафи был свергнут, власть в стране захватила оппозиция.

Революционные события в Египте. Площадь Тахрир. 2011 г.

Рис. Революционные события в Египте. Площадь Тахрир. 2011 г.

Ареной массовых антиправительственных выступлений также стали Йемен, Сирия и Бахрейн.

6. Страны Центральной и Южной Африки

Задачи преодоления экономической отсталости приобрели в странах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме ЮАР) обладают слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Капиталы, необходимые для подъёма экономики, отсутствуют. Зарубежные корпорации, учитывая политическую нестабильность на континенте, воздерживаются от крупных инвестиций в африканскую экономику.

Благодаря помощи ООН были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, удалось снизить детскую смертность. Это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия. Из 30 самых бедных стран мира 22 находятся на Африканском континенте. Значительная часть их населения не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живёт в городах и населённых пунктах, лишённых канализации, хронически недоедает. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов.

Проблемы беднейших государств Африки в последнее десятилетие всё больше превращаются в глобальную и международную.

С одной стороны, эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества. Гражданские войны, перевороты, вооружённые столкновения становятся обычным явлением. Остро стоит проблема беженцев и эмигрантов из зон социального бедствия и районов межэтнических конфликтов. Страны, охваченные хаосом, в которых отсутствует сильная центральная власть, притягивают внимание международных преступных синдикатов. Там создаются базы экстремистских и террористических организаций. Преодоление этих трудностей требует совместных усилий самих народов Африки, государств Запада и международных организаций.

На рубеже XX-XXI вв. усилилось стремление африканских государств к сотрудничеству. В 1999 г. участники существовавшей с 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ) приняли декларацию о намерении учредить Африканский союз (АС). Последняя заключительная сессия ОАЕ состоялась в Дурбане (ЮАР) в 2002 г. На ней было объявлено о роспуске ОАЕ и создании АС.

АС, по замыслу его создателей, должен стать более сплочённой организацией, чем ОАЕ. Его высший орган — Ассамблея глав государств и правительств стран-участниц. Большое значение АС придаёт поддержанию мира на континенте и борьбе с международным терроризмом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

дать учащимся понятие о противоречивом процессе и особенностях развития стран Латинской Америки после второй мировой войны.

-формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;

- отработка умения давать оценку событиям и деятельности исторической личности;

- развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками;

- отработка умения анализировать и обобщать исторические факты, видеть прогрессивность процессов, происходящих в Латинской Америке, пути выхода этих стран из проблем.

вступительный к теме, урок усвоения знаний и их закрепления.

1. Вступительная беседа к теме, работа с картой.

1). Почему страны этого региона так называются? ( Название условное: в большинстве стран Латинской Америки(ЛА) официальный язык имеет латинскую основу. В 18 странах ЛА говорят на испанском языке, в Бразилии говорят на португальском языке, в остальных странах – на английском, французском, голландском языках).

2) Показать по карте территории, которые занимают страны Латинской Америки.

Далее учитель говорит , на какие три группы, в зависимости от социально-экономического и политического развития, делятся страны Латинской Америки?( 1-ая группа: Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия, Мексика, Венесуела, Колумбия- на их долю приходится 80-85 % ВВП Латинской Америки; 2-ая группа: Перу, Эквадор, Боливия, страны Центральной Америки и Карибского бассейна- обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, патриархальные пережитки; 3-ья группа: Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Белиз, Гаити- в этих странах проживает 46% населения Латинской Америки ниже черты бедности, патриархальные пережитки, зависимость от иностранцев, нестабильное политическое положение, высока роль армии).

-наличие госсектора в экономике;

-засилье иностранного капитала;

-развитие базовых отраслей - горной и нефтедобывающей;

-индустриализация в Бразилии, Мексике и Аргентине;

-в 1958 году национальный доход превысил довоенный в 3 раза;

-наличие кредитов США (в 1960 году капиталовложения США составили ¾ иностранных инвестиций в регионе);

-в сельском хозяйстве сохранились помещичьи латифундии;

-развитие велось экстенсивными методами;

-крестьяне страдают от малоземелья и латифундистов;

- низкий уровень жизни у рабочих и служащих.

3.Вопросы для обсуждения:

Как названные факты связаны с социальным развитием?

Поясните коротко значения терминов: латифундия, индустриализация, инвестиция, экстенсивный метод. Приведи примеры.

Как оценить тот факт, что в 1960 году государственный долг латиноамериканских стран составил 6,6 млрд долларов?

4. Работа с текстом.

-США в 1952-1955 гг подписали с 13 странами Латинской Америки двусторонние военные договоры;

-СССР в 1962 г разместил на Кубе ракеты и бомбардировщики;

-США провозгласили блокаду Кубы;

-Карибский кризис 1962 года поставил мир на грань атомной войны.

Военные перевороты

За 25 лет (1945-1970) произошло 75 путчей.

Диктаторские режимы

-Аргентина- Хуан Перрон

- Бразилия- Жетилиу Варгас

-Венесуела- Перес Хименес

-Куба- Фидель Кастро

-Чили- Августо Пиночет

Партизанская борьба

-Никарагуа- страна, в которой партизанскими методами Сандинистский фронт национального освобождения добился падения в 1979 году диктатуры клана А. Сомоси.

Задание: докажите, что в послевоенный период политическая ситуация в Латинской Америке была нестабильной.

Через 3-5 минут останавливаем работу, прошу ещё раз перечитать свои аргументы и принять однозначное решение, записав его после таблицы.

Аргументы оглашаются поочерёдно представителями каждой из групп и фиксируются в тетрадях.

По результатам полемики учащиеся пишут сочинение – миниатюру с одним из предложенных проблемных вопросов.

Текст №1. Является ли Фидель Кастро диктатором, а на Кубе им установлена коммунистическая диктатура?

Постепенно Ф. Кастро узурпировал власть- первый секретарь Коммунистической партии Кубы, председатель Совета министров . Он стал также лауреатом Международной Ленинской премии и награжден Золотой медалью имени Жолио Кюри. Единственной идеологией на Кубе стала марксистская, а сама страна-пятой колонной СССР на американском континенте. Куда идет Куба сейчас?

ФАКТЫ.

1). С распадом СССР Куба потеряла надежного и , главное, выгодного партнера , ведь в течение 30 лет сотрудничества 1 тонна кубинского сахара стоила 7,5 тонн российской нефти;

2) норма бензина для автомобиля на Кубе установлена в 30 литров в месяц- это много или мало?

3) обычным стало отключение электроэнергии;

4) количество автобусных рейсов сократилось с 30 тысяч до 10 тысяч в день;

5) жизненно необходимые продукты, рис и фасоль , продаются по карточкам;

7) данные о покупательной способности кубинцев: средняя зарплата-150 песо, флакон шампуня-200 песо, пара обуви-700-800 песо, джинся-1000 песо;

8) молоко продают лишь для детей до 7 лет по карточкам.

Текст №2 . Августо Пиночет- неклассический диктатор! ?

Августо Пиночет - профессиональный военный;

- старший из семи детей в семье;

-с весны 1973 года- глава хунты. В 1974-1989 гг- Президент Чили;

-первые три дня власти- наибольшие жертвы и кровопролития ( стадионы-концлагеря, ночные облавы, пытки);

-неудачная попытка покушения на Пиночета не повлекла за собой массовых репрессий;

-Генсек ЦК КПЧ Луис Корвалан в концлагере регулярно давал интервью корреспонденту московского радио, которые транслировались на всю Латинскую Америку;

-Конституция Чили принята через плебисцит в 1981 году;

-всенародный референдум 5 сентября 1988 года отказал Пиночету в доверии (52% против него), поэтому он не выдвигает свою кандидатуру на выборах в 1989 году;

- новый президент Патрисио Елвин принял державу, которая опережала по экономическим показателям весь латиноамериканский континент.

Мини- лекция « Демократические процессы в латиноамериканских странах.

В 1980-90 гг. в регионе начался процесс ликвидации диктаторских режимов и установления конституционных порядков.

Чтобы учащиеся увидели результаты этих изменений, учитель просит записать следующую таблицу( таблица на доске):

1) мирный бескровный путь:

а) свободные демократические выборы;

б) цивилизованная передача власти оппозиционерам;

2) внутренний заговор, поддержанный США;

3) ожесточенная борьба;

4) компромисс между левыми и правыми силами.

-соотнести страны ЛА и пути ликвидации режимов в них ( 1 и 2);

- дать оценку выше названным процессам.

Примерные ответы учащихся:

- успешно ликвидированы диктаторские режимы, в короткие сроки, разными способами;

- восстанавливаются демократические свободы;

- у власти конституционные правительства и т. д.

Закрепление знаний.

А) Работа в группах. Задание : каждая из 4-х групп должна составить ситуативный план по теме урока.

Первая группа должна ответить на вопрос: как обстоят дела?

Вторая группа отвечает на вопрос: как должно быть?

Третья группа : почему дела обстоят не так, как положено?

Четвёртая группа готовит ответ на вопрос: что надо делать?

Примерные ответы групп

Как обстоят дела?

*поддержка стран извне;

* огромная внешняя задолженность( 1970г – 20млрд. долл., 80-е гг.- 400 млрд долл., 2000г – 770 млрд долл.);

*зависимость от США;

* стремление отдельных латиноамериканских стран к лидерству;

* 46% населения Л.А. живут ниже черты бедности;

* коррупция, наркобизнес, терроризм и т. д.

Как должно быть?

*самостоятельность;

* стремление не к лидерству , а к экономическому союзу;

*стабильность в экономике и политике;

* проведение реформ во всех сферах жизни;

*высокий жизненный уровень населения

Почему дела обстоят не так, как положено?

*зависимость от иностранных монополий;

* слабое развитие промышленности;

* доминирование сельского хозяйства;

* нестабильность политической жизни, хрупкость демократических свобод;

* большая часть стран – сырьевые придатки ит.д.

Что надо сделать?

интеграция, объединение усилий в защите общих интересов;

координация валютной политики;

развивать Латино-американскую систему(создана в 1975 году, входят 25 государств);

снизить, а затем и отменить таможенные пошлины;

создать зону свободной торговли;

интеграция с США;

Б ) Экспресс-опрос.

По цепочке (2 – 3 секунды на ответ) ответить на следующие вопросы:

1. Назвать три ведущих страны Латинской Америки.

2. Назвать диктаторские режимы в Латинской Америке.

3. Назвать главную особенность экономики стран Латинской Америки.

4. Уровень жизни населения Латинской Америки.

5. Руководитель Кубы.

6. Диктатор Чили.

7. Самая экономически развитая страна Латинской Америки.

8. Средняя заработная плата кубинца.

9. Количество путчей в Латинской Америке в период с 1945 по 1970гг.

10. Долг Латинской Америки США в 2000году. (770 млрд. долларов).

11. сколько % населения Латинской Америки живёт за чертой бедности?

13. Сколько % суши занимает Латинская Америка? (15%).

14. На каких языках говорят жители Латинской Америки? (В 18 странах на испанском, в Бразилии – на португальском, в других странах на французском, английском, голландском).

Первый ученик называет одну из стран, второй повторяет название этой страны и называет следующую страну, третий повторяет название первой, второй страны и называет следующую и т.д. Повторять страны нельзя, кто через 2-3 секунды не называет страну, выбывает из игры. Победитель получает оценку.

Г )Составление синквейна.

1) Америка(существительное по теме урока).

2) Латинская, противоречивая( 2 прилагательных).

3) Зависеть, развиваться, стремиться(3 глагола).

4) Латинская Америка стремится к самостоятельности(предложение из 5 слов, отражающих главную суть изучаемой темы).

5) Пестрота( синоним, который напрашивается к существительному, записанному в 1-ом пункте).

Домашнее задание: а) выучить конспект, составленный на уроке;

б) составить таблицу ( см. Приложение №1). Выполняется по желанию, на оценку.

Латинская Америка это группа американских государств, находящихся на материке Южная Америка, расположенном между Тихим и Атлантическим океанами. В ее состав входят как испаноязычные страны, так и страны, жители которых говорят на португальском и французском языках. Первое упоминание в истории местности с таким названием принадлежит Наполеону III. Уже тогда на данный континент стекалось много европейцев, что привело к общепринятому названию. А после крушения Испанской империи, каждая страна получила еще и независимость.

Латинская Америка на карте мира

В состав Латинской Америки сейчас входит довольно большое количество политических образований. Этот регион расположен так, что существуют два мнения.

Карта Латинской Америки

В первом случае о количестве государственных образований начинают говорить в момент пересечения границы США и Мексики. Во втором, от южной границы Панамы и до Море Скоша. Плюс практически все географы и ученные относят Карибы к этой территории.

Список всех стран Латинской Америки

Список стран разделен на отдельные составляющие:

Находящиеся на материке: Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Перу, Бразилия (крупнейшая страна данного региона), Чили, Боливия, Парагвай, Уругвай, Аргентина, Гайана, Суринам;

Расположенные вне материка, островные государства: Доминикана, Гаити, Куба, Французская Гвиана, Никарагуа, Гондурас, Панама, Сальвадор, Мексика, Гватемала, Коста-Рика, Ямайка, Белиз;

Отдельные образования, находящиеся в близлежащей территории: Гваделупа, Мартиника, Остров Пасхи, Галапагосские острова, Пуэрто-Рико.

Ниже в таблице можно увидеть основную информацию о самых больших латиноамериканских странах: название, флаг, численность населения, площадь территории.

Характеристики стран Латинской Америки

Общая площадь этого региона составляет 21 млн. кв. км. Это почти 20% от общей поверхности земли.

Южная Америка имеет один из самых длинных горных массивов - пояс Кордильер, который так же именуется Андами. Его общая протяженность - почти 11 тысяч километров.

 Аконкагуа

Высочайшая гора называется Аконкагуа. Это место находится на высоте 6959 метров. Её можно найти, только если путешествовать по границе государств Чили и Аргентины.

Население Латинской Америки

Еще в глубокой древности в данном регионе находились независимые государства индейцев Ацтеки, Майя, Инков. Множество других культур было уничтожено во время завоеваний конкистадоров.

Латиноамериканцы

Сейчас состав стран немного увеличился и получил четкие территориальные очертания. Но все равно здесь проживают выходцы из самых разных государств и аборигены. Все народы называют латиноамериканцами.

Достопримечательности Южной Америки

Мест, которые интересуют туристов, просто невероятное количество. Но пожалуй на первое место необходимо поставить горный хребет Уайна-Пикчу.

Уайна-Пикчу

Он является естественным творением природы, что еще больше притягивает к нему внимание путешественников.

Также не лишним станет посещение горы Рорайма. Она находится между границами Бразилии, Венесуэлы и Гайаны.

Происхождение этих природных объектов неизвестно. А вот древний город Тиуанако в Боливии, находящийся на средней высоте Андских гор, построен цивилизацией индейцев.

Тиуанако

Причем плотность построек и интересные факты о них до сих пор будоражат даже самое смелое воображение.

Еще три популярные достопримечательности, являющиеся творением самой природы:

действующий вулкан, который не наносит вреда людям, находится на высоте почти в 6000 м;

водопад Анхель в Венесуэле возвышается на 979 м;

самая крупная и водоносная река Амазонка стала объектом слухов и легенд по всему миру. Её длина со всеми притоками составляет около 7000 км.

Экономика латиноамериканского региона

Большинство людей проживают на среднем уровне, но есть и бедные государства. Таблица, представленная ниже, показывает разницу в заработной плате между различными странами.

Показатели экономики Латинской Америки

Пляжи, кафе, карнавалы и прочие государственные учреждения работают и позволяют людям зарабатывать. В некоторых странах даже неплохо развит социальный пакет. Если не брать острова и часть континента Северная Америка, то прожиточный минимум обеспечивает людей всем необходимым.

Наиболее развитые страны

Это именно те, кто получил во владение или различные туристические направления, или множество ресурсов. По списку первое место могут разделить Бразилия и Венесуэла. Также неплохие показатели показывают Чили, Перу, Аргентина, Колумбия.

Полезные ископаемые

Здесь правильнее повести разговор о том, что предлагает кроме туризма эта территория.

Полезные ископаемые Южной Америки

Географическое положение как на островах, так и центральной части материка обеспечивает обильным количеством медных руд, прочих металлов и превосходной древесиной. Причем эти параметры являются чуть ли не самыми основными для Латинской Америки.

Особенности культуры Латинской Америки

В остальном мире нигде не встретить американских страусов или лам. Не говоря уже об гуанако, броненосцах и ленивцах.

Католический собор в Мехико

А вот религия здесь в преобладающем большинстве католическая. Ведь остальные вероисповедания до 20 века преследовала инквизиция.

Государственный язык в основном испанский. Французский и португальские относятся к национальным колоритным группам, которые, кстати, очень большие.

Единственной страной, отличающейся от этого списка, станет Бразилия. Большая численность её населения говорит на португальском.

Заключение

Большинство народов находится на динамично развивающейся территории. Но есть и места, в которых организованная преступность действует на уровне правительства. Все это лишь подогревает интерес к обычным странам с пляжами и высокогорными хребтами.


Цель: дать учащимся понятие о противоречивом процессе и особенностях развития стран Латинской Америки после второй мировой войны.

  • формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
  • отработка умения давать оценку событиям и деятельности исторической личности;
  • развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками;
  • рассмотреть причины долголетия коммунистического режима на Кубе и проблемы "острова свободы";
  • отработка умения анализировать и обобщать исторические факты, видеть прогрессивность процессов, происходящих в Латинской Америке, пути выхода этих стран из проблем.

Тип урока: вступительный к теме, урок усвоения знаний и их закрепления.

1. Вступительная беседа к теме, работа с картой.

1). Почему страны этого региона так называются? ( Название условное: в большинстве стран Латинской Америки (ЛА) официальный язык имеет латинскую основу. В 18 странах ЛА говорят на испанском языке, в Бразилии говорят на португальском языке, в остальных странах - на английском, французском, голландском языках).

2) Показать по карте территории, которые занимают страны Латинской Америки.

3) Почему страны Латинской Америки называют странами "третьего мира"?

Далее учитель говорит , на какие три группы, в зависимости от социально-экономического и политического развития, делятся страны Латинской Америки? (1 группа: Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия, Мексика, Венесуела, Колумбия - на их долю приходится 80-85 % ВВП Латинской Америки; 2-ая группа: Перу, Эквадор, Боливия, страны Центральной Америки и Карибского бассейна - обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, патриархальные пережитки; 3-ья группа: Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Белиз, Гаити - в этих странах проживает 46% населения Латинской Америки ниже черты бедности, патриархальные пережитки, зависимость от иностранцев, нестабильное политическое положение, высока роль армии).

  • наличие госсектора в экономике;
  • засилье иностранного капитала;
  • развитие базовых отраслей - горной и нефтедобывающей;
  • индустриализация в Бразилии, Мексике и Аргентине;
  • в 1958 году национальный доход превысил довоенный в 3 раза;
  • наличие кредитов США (в 1960 году капиталовложения США составили ? иностранных инвестиций в регионе);
  • в сельском хозяйстве сохранились помещичьи латифундии;
  • развитие велось экстенсивными методами;
  • крестьяне страдают от малоземелья и латифундистов;
  • низкий уровень жизни у рабочих и служащих.

3. Вопросы для обсуждения:

Как названные факты связаны с социальным развитием?

Поясните коротко значения терминов: латифундия, индустриализация, инвестиция, экстенсивный метод. Приведи примеры.

Действительно ли США стали "благодетелями" Латинской Америки? Аргументируйте.

Как оценить тот факт, что в 1960 году государственный долг латиноамериканских стран составил 6,6 млрд долларов?

Почему ряд стран региона из аграрных превратились в аграрно-промышленные ? А большинство "банановых" стран остаются отсталыми?

4. Работа с текстом.

А) " Особенности политического развития" (текстовая схема; раздаётся на каждый стол)

1. Нестабильность Частая смена власти
2. Вмешательство иностранных держав - США в 1952-1955 гг. подписали с 13 странами Латинской Америки двусторонние военные договоры;

- СССР в 1962 г разместил на Кубе ракеты и бомбардировщики;

- США провозгласили блокаду Кубы;

- Бразилия - Жетилиу Варгас

- Венесуела - Перес Хименес

- Куба - Фидель Кастро

Задание: докажите, что в послевоенный период политическая ситуация в Латинской Америке была нестабильной.

Б) "Перекрёстная" дискуссия. ( Тексты раздаются на каждый стол)

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросам к текстам №1 и №2. Прошу учащихся подготовиться к перекрёстной дискуссии, записав в тетрадях и положительные и отрицательные аргументы по предложенным вопросам. Перекрёстная дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис "за"(да), потом заслушивается тезис опровержения и высказывается тезис "против"(нет); обмен тезисами продолжается по этой же схеме, пока не закончатся аргументы.

Через 3-5 минут останавливаем работу, прошу ещё раз перечитать свои аргументы и принять однозначное решение, записав его после таблицы.

В зависимости от ответа "ДА" или "НЕТ" учащиеся делятся на группы: команда утверждения и команда отрицания. В группах обсуждают результаты перекрёстной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и контраргументы.

Аргументы оглашаются поочерёдно представителями каждой из групп и фиксируются в тетрадях.

По результатам полемики учащиеся пишут сочинение - миниатюру с одним из предложенных проблемных вопросов.

Текст №1. Является ли Фидель Кастро диктатором, а на Кубе им установлена коммунистическая диктатура?

Фидель Кастро (г.р. 1926) выходец из богатых землевладельцев. После окончания юридического факультета Гаванского университета получил степень доктора права. За то, что организовал группу молодых кубинцев, которые напали 26 июля 1956 года на казармы "Монкадо" в городе Сантьяго-де-Куба, был осужден на 15 лет заключения. Амнистирован в 1955 г., эмигрировал в Мексику. Вскоре начал борьбу против диктатуры Батисты. 1января 1959 года настал конец режиму, революция победила.

Постепенно Ф. Кастро узурпировал власть- первый секретарь Коммунистической партии Кубы, председатель Совета министров . Он стал также лауреатом Международной Ленинской премии и награжден Золотой медалью имени Жолио Кюри. Единственной идеологией на Кубе стала марксистская, а сама страна-пятой колонной СССР на американском континенте. Куда идет Куба сейчас?

1) С распадом СССР Куба потеряла надежного и , главное, выгодного партнера , ведь в течение 30 лет сотрудничества 1 тонна кубинского сахара стоила 7,5 тонн российской нефти;

2) норма бензина для автомобиля на Кубе установлена в 30 литров в месяц- это много или мало?

3) обычным стало отключение электроэнергии;

4) количество автобусных рейсов сократилось с 30 тысяч до 10 тысяч в день;

5) жизненно необходимые продукты, рис и фасоль , продаются по карточкам;

6) цены на "черном" рынке в десятки раз превышают розничные цены;

7) данные о покупательной способности кубинцев: средняя зарплата-150 песо, флакон шампуня-200 песо, пара обуви -700-800 песо, джинся-1000 песо;

8) молоко продают лишь для детей до 7 лет по карточкам.

  • профессиональный военный;
  • старший из семи детей в семье;
  • с весны 1973 года - глава хунты. В 1974-1989 гг- Президент Чили;
  • первые три дня власти - наибольшие жертвы и кровопролития (стадионы-концлагеря, ночные облавы, пытки);
  • неудачная попытка покушения на Пиночета не повлекла за собой массовых репрессий;
  • Генсек ЦК КПЧ Луис Корвалан в концлагере регулярно давал интервью корреспонденту московского радио, которые транслировались на всю Латинскую Америку;
  • в 80-х годах к сторонникам "социалистического" президента Сальвадора Альенде повернуто чилийское общество;
  • темпы роста ВВП 11%, чилийское "экономическое чудо";
  • Конституция Чили принята через плебисцит в 1981 году;
  • всенародный референдум 5 сентября 1988 года отказал Пиночету в доверии (52% против него), поэтому он не выдвигает свою кандидатуру на выборах в 1989 году;
  • новый президент Патрисио Елвин принял державу, которая опережала по экономическим показателям весь латиноамериканский континент.

Мини- лекция "Демократические процессы в латиноамериканских странах.

В 1980-90 гг. в регионе начался процесс ликвидации диктаторских режимов и установления конституционных порядков.

Чтобы учащиеся увидели результаты этих изменений, учитель просит записать следующую таблицу (таблица на доске):

1. Страны, годы изменения конституционного строя 2.Пути ликвидации диктаторских режимов
1).Боливия( 1982)

а) свободные демократические выборы;

б) цивилизованная передача власти оппозиционерам;

2) внутренний заговор, поддержанный США;

3) ожесточенная борьба;

  • соотнести страны ЛА и пути ликвидации режимов в них ( 1 и 2);
  • дать оценку выше названным процессам.
  • успешно ликвидированы диктаторские режимы, в короткие сроки, разными способами;
  • восстанавливаются демократические свободы;
  • у власти конституционные правительства и т. д.
    Первая группа должна ответить на вопрос: как обстоят дела?
  • Вторая группа отвечает на вопрос: как должно быть?
  • Третья группа : почему дела обстоят не так, как положено?
  • Четвёртая группа готовит ответ на вопрос: что надо делать?

Примерные ответы групп

*поддержка стран извне;

* огромная внешняя задолженность( 1970г - 20млрд. долл., 80-е гг.- 400 млрд долл., 2000 г - 770 млрд долл.);

*зависимость от США;

* стремление отдельных латиноамериканских стран к лидерству;

* 46% населения Л.А. живут ниже черты бедности;

* стремление не к лидерству , а к экономическому союзу;

*стабильность в экономике и политике;

* проведение реформ во всех сферах жизни;

*зависимость от иностранных монополий;

* слабое развитие промышленности;

* доминирование сельского хозяйства;

* нестабильность политической жизни, хрупкость демократических свобод;

интеграция, объединение усилий в защите общих интересов;

координация валютной политики;

развивать Латино-американскую систему(создана в 1975 году, входят 25 государств);

снизить, а затем и отменить таможенные пошлины;

создать зону свободной торговли;

интеграция с США;

По цепочке (2 - 3 секунды на ответ) ответить на следующие вопросы:

1. Назвать три ведущих страны Латинской Америки.

2. Назвать диктаторские режимы в Латинской Америке.

3. Назвать главную особенность экономики стран Латинской Америки.

4. Уровень жизни населения Латинской Америки.

5. Руководитель Кубы.

6. Диктатор Чили.

7. Самая экономически развитая страна Латинской Америки.

8. Средняя заработная плата кубинца.

9. Количество путчей в Латинской Америке в период с 1945 по 1970гг.

10. Долг Латинской Америки США в 2000году. (770 млрд. долларов).

11. сколько % населения Латинской Америки живёт за чертой бедности?

12.Чей лозунг "Социализм или смерть!"?

13. Сколько % суши занимает Латинская Америка? (15%).

14. На каких языках говорят жители Латинской Америки? (В 18 странах на испанском, в Бразилии - на португальском, в других странах на французском, английском, голландском).

В) Игра "Снежный ком": назвать страны Латинской Америки (их всего 33).

Первый ученик называет одну из стран, второй повторяет название этой страны и называет следующую страну, третий повторяет название первой, второй страны и называет следующую и т.д. Повторять страны нельзя, кто через 2-3 секунды не называет страну, выбывает из игры. Победитель получает оценку.

Г) Составление синквейна.

1) Америка (существительное по теме урока).

2) Латинская, противоречивая (2 прилагательных).

3) Зависеть, развиваться, стремиться (3 глагола).

4) Латинская Америка стремится к самостоятельности(предложение из 5 слов, отражающих главную суть изучаемой темы).

5) Пестрота (синоним, который напрашивается к существительному, записанному в 1-м пункте).

а) выучить конспект, составленный на уроке;

б) составить таблицу (см. Приложение №1). Выполняется по желанию, на оценку.

Читайте также: