Стояние зои доклад 5 класс

Обновлено: 19.05.2024

В истории с девуш­кой Зоей, на вечеринке застывшей с иконой Николая Угодника в руках, еще рано ставить точку. Многое в этом событии остается пока тайным.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1. собрать материал по данной теме;

2. сравнить и обобщить материалы, собранные мною

3. обобщить и сделать выводы по данной теме.

Событие это произошло в Куйбышеве в 1956 году в день Нового года, когда у христиан длится Рождественский пост.

Начались танцы, Зоя прошла два круга - и тут под­нялся невероятный шум, вихрь, молнии, невыносимый свет. Веселье обратилось в ужас, все в страхе выбежали из комнаты, только одна Зоя осталась с иконой святите­ля и Чудотворца Николая в руках, онемевшая, холодная, как мрамор. И никакие усилия прибывших медиков не могли привести ее в нормальное состояние. Иглы шпри­цев гнулись и ломались об ее окаменевшее, словно из

мрамора, холодное тело. Но сердце билось, Зоя была жива! Ноги ее были словно прикованы к полу, и попытки взять ее под наблюдение в больницу не удались.

Послали просьбу к Святейшему Патриарху Алек­сию помолиться о помиловании Зои.

Близилось Рождество Христово. Мать Зои хотела «взять икону святителя и Чудотворца Николая и воздать ей должную почесть, поставить в передний угол, но ник­то из присутствовавших не мог взять из рук Зои икону святителя, потому что неверием были исполнены их сердца.

На эти слова его недостойные слушатели ополчились, потому что в их сердцах жило нечестие. Отец Серафим, благочести­вый иеромонах, был взят на допросы и следствия, где находился долгое время, и там его заставляли объявить перед всем народом, что никакого чуда на самом деле нет. Но раб Христов не солгал пред Лицом Господним.

Этот ответ был воз­вещением помилования десницы Господней, милую­щей грешников и посылающей благодать Святого Духа на создание Свое, ибо Он есть умилостивление за гре­хи наши и всего мира.[1]

Святым Духом жила душа Зои, и сердце ее билось в окаменевшем и холодном, как мрамор, теле. Господь про­стил ей прегрешение предстательством свя­тителя и Чудотворца Николая.

Люди, объятые трепетом, слышавшие о чудесах и взыва­ниях Зои, молились в храмах. К святой вере обратились и неверные; не носившие крестов на груди своей - стали покупать кресты, и их даже недоставало всем желающим купить. На третий день Христова Воскресения Зоя ото­шла ко Господу, пройдя тяжелый путь стояния - 128 дней перед Лицом Господним - за свои прегрешения, и Свя­той Дух в виде голубей хранил ее жизнь, чтобы в Свет­лое Христово Воскресение воскреснуть ей для жизни вечной, потому что само имя Зоя означает жизнь. Дивен Гос­подь Бог во святых Своих, и ныне и присно и во веки веков. [1]

Чудо на Чкаловской улице или архивные данные.

Вопрос: Нельзя ли выделять деньги на ремонт клубов из доходов Церкви?

Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для

ликвидации это­го позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять

Постановление бюро Куйбышевского горкоме КПСС от 3 февраля 1956года о мерах по усилению на­учно –атеистической пропаганды в городе:

«В июне месяце при ознакомлении с состоянием и деятельностью церкви в с. Заплавное Борского рай­она в беседах с работниками села и некоторыми веру­ющими я выяснил, что в селе еще ведутся разговоры о мифической окаменевшей девице на Чкаловской ул. г.Куйбышева.

Счетовод сельсовета Сундеев говорит:

Зав. клубом Сундеев говорит:

Годы идут, но остаются вопросы. Что стало с Зоей? Простил ли ее святитель Николай Чудотворец? Но : думается мне, что наказание за грех святотатства еще в этой жизни - тоже ведь милость Божия! Значит, там не будет так тяжело.

Рассказывает архиепископ Псковский и Великолук­ский (в 1990-1993 гг. архиепископ Самарский и Сызранский) Евсевий:

«Свидетелями этого чуда были многие люди. Изве­стно: была вечеринка, и вдруг святыню взяли на пору­гание. И, чтобы приостановить беззаконие, в этот мо­мент случилось чудо. Я узнал об этом в 1957 году, во время учебы в семинарии. Сомнений не было никаких: это - величайшее чудо! В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию от безбожных властителей, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары.

Из интервью с Ольгой Ларькиной . Рассказ странницы.

Говорила мама и об иконах - это, мол, не простые картины, но святые образы. И обращаться с ними надо особенно бережно, благоговейно. Мы ужасались, слу­шая о нечестивых безбожниках, осмеливавшихся под­нять руку на Божьи храмы, иконы и кресты - и полу­чавших скорое и грозное возмездие.

Как-то у нас заночевала странница, женщина в длинной темной одежде, шедшая откуда-то изда­лека. Она пожила у нас пару деньков, отдохнула, да и ушла рано поутру - не простив­шись с нами, детворой. А мамины рассказы стали еще интереснее, ведь она-то могла допоздна сидеть с гос­тьей, прошедшей не мало городов и сел. Видно, стран­ница и поведала маме о девушке, оскорбившей свя­тую икону и наказанной за это, а мама рассказала нам.

Вдруг в избе все потемнело - и тут же озари­лось голубым светом, что-то зашумело за окном и стих­ло. Все перепугались, глядят - а та девушка с иконой в руках так и застыла посредине круга. Стоит и не ше­лохнется, и волосы дыбом поднялись у нее вокруг лица. Опомнились, стали ее тормошить - а она как камен­ная! Статуя - да и только. Стоит вся белая, холодная, с иконой в руках. Хотели ее положить в постель - от пола оторвать не смогли. Приросла к половицам. Ки­нулись в сени, принесли топор, хотели вырубить из пола. Как ударили топором по половице, тут из-под ос­трия живая человеческая кровь как брызнет! И засто­нал кто-то не то в избе, не то на улице. Так и не смогли вернуть девушку к жизни.

- И что же, она и теперь стоит - каменная? - спро­сили мы со страхом.

- Говорят, что Господь простил ее, и она через мно­го дней ожила, - ответила мама. - Молились за нее крепко. Но сколько времени она так стояла, вразумляя грешных, - не знаю.

Прошли годы, но я не могла забыть историю об ока­меневшей девушке. И, прочитав о ней в газете, поди­вилась многочисленным совпадениям в деталях рас­сказов о давнем чуде. Ну а какие-то неточности - их ведь тоже можно понять. Что-то забывалось, иное до­бавлялось при передаче из уст в уста. Ведь даже мы впервые услышали об этом случае в начале 60-х годов -лет через пять или шесть.

Уж если атеисты свидетельствуют: было, - нам ли, верным, сомневаться в Божьих знамениях и чудесах…

В газете «Благовестами не раз писали о «стоянии Зои Куйбышевской в 1956 году на улице Чкалова. Всякий раз эти публикации вызывали большой интерес у чита­телей. Но у многих возникал резонный вопрос: почему до сих пор никак не заявили о себе свидетели тех, хотя и давних, но все же вполне исторических событий? И вот наконец нашлись первые свидетели чуда о Зое.[2]

К сожалению, имя этого посетителя неизвестно.

Впоследствии Анна Ивановна дополнила свой рассказ о той давней поездке к окаменевшей Зое:

Мне бы промолчать - люди-то ведь всякие, можно было нарваться на большие неприятности, а я стала доказывать: это чистая правда, Зоя стоит в доме, вот только в дом к ней никого не пускают. Я сама, говорю, как раз оттуда еду - не позволили и близко подойти. Если бы девушки там не было, зачем тогда нужны все эти милицейские кордоны?! Сидевшая рядом со мной молодая попутчица мол­ча прислушивалась к этим спорам, а потом тихонько сказала мне:

- Значит, вы верите, что Зоя вправду окаменела?

- Конечно, верю! Я же сама там была.

- Я скажу вам больше: вы были у дома, а я - на той самой вечеринке. Я видела, как Зоя окаменела! Но мы все, кто там был, дали подписку, что будем молчать об этом. Я никому не говорю о том, что видела это чудо своими глазами, - не имею права. Вы только никому не рассказывайте, но все, что говорят об этой страш­ной вечеринке, - правда! Зоя стоит в доме.

Вскоре я решил еще раз навестить звонившую женщину. Но ее в троллейбусном парке уже не ока лось. Она сменила работу и больше я ее не видел.

- Тогда умели людей упрятывать, - ответил владыка.

Я поделился с владыкой своими сомнениями. Рассказал, что встречал пожилую женщину, которая в те годы проживала по соседству с семьей Болонкины. Так она меня уверяла, что никакой Зои там отродясь не было. Все это выдумки. А если что-то и было, то уж, конечно, где-то в другом месте.

Вскоре я познакомился с пожи­лой женщиной - Антониной Васильевной Новиковой. Вот что она рассказала:

- Мой родной дядя - Григорий Семенович Писарев -

. Умер мой дядя в Самаре лет десять назад. Про­сил похоронить его по церковному обряду.

Не успел я как следует осмыслить услышанное, как вдруг в разговор включился также отправившийся в паломничество настоятель самарской Софийской церкви священник Виталий Калашников.

Видела икону свя­тителя Николая у нее в руках. Пыта­лась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ло­мались и потому укол сделать не удалось. Все нахо­дившиеся в доме были потрясены ее рассказом.

Из рассказа Раисы Ивановны Борисовой .

Однажды двоюродная сестра Нина поведала мне торию, которая произошла в 1956 году. Ей самой в пору было лет восемнадцать, и она уже работала стройке штукатуром.

Возможно, эту стену возвели специально для того, чтобы скрыть свидетельства происшедшего с Зоей или саму окаменевшую девушку.

Другая моя знакомая вспомнила такой случай. Когда она приезжала в с. Бинарадка, родители ее рассказывали, что у соседей останавливался на ночлег мужчина из соседней деревни. Он вез домой свою дочь, которая лишилась речи. Говорили, что эта девушка была на той самой вечеринке у Зои и от увиденного потеряла дар речи.

Тем не менее ни народная молва, ни архивные до­кументы не сохранили точной даты трагической вече­ринки на Чкаловской улице. По одним данным, она со­стоялась на Новый год, по другим - на старый Новый год. Есть и такая версия - это случилось в день рожде­ния Зои, под Николу зимнего.

Несмотря на все вышеуказанные свидетельства, в этой истории много неясных, порой противоречи­вых деталей. Так, например, известно (и жильцы сосед­них домов это подтверждают), что в доме на Чкаловской, 84, в те годы жила Клавдия Болонкина с сыном Николаем - молодым человеком приблизительно такого же возраста, как и Зоя. У них действительно была старинная икона Николая Чудотворца. Можно лишь предполагать, почему роковая вечеринка состоялась в этом доме. Выяснить, какое отношение Зоя имела к проживавшим там людям, теперь уже невозможно.

Как писала одна популярная газета, что последняя правда о Зое сгорела в архивах Самарского областного УВД во время пожара 10 февраля 1999 года. Наверное, мог­ло быть и так. Но пока хотелось бы воздержаться от категорических утверждений. А узнаем ли мы когда-нибудь последнюю истину, позволяющую поставит точку в этой истории, - зависит только от Божьего произволения.

Все что случилось в 1956 году, я думаю, неслучайно. Господь послал в безбожное время это чудо в назидание, чтобы люди одумались, перестали грешить и богохульствовать, а обратились к вере, к Господу. После случившегося многие крещеные вернулись в лоно Церкви, а некрещёные крестились. Практически все очевидцы задумались о своем образе жизни и координально изменили свои принципы и отношение к окружающему.

Годы идут, но остаются вопросы. Что стало с Зоей? Простил ли ее святитель Николай Чудотворец? Но : думается мне, что наказание за грех святотатства еще в этой жизни - тоже ведь милость Божия! Значит, там не будет так тяжело.

Повесть, записанная очевидцем.

Андрей Андреевич Савин


Священник Виталий Калашников





Дом 84 по улице Чкаловская

Похожие документы:

Составление и общая редакция игумена андроника (а с. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С

Два имени — подобно двум кризисам в жизни от­дельного человека — разграничивают возрасты европей­ской мысли. Платон и Кант — вот эти два водо­раздела, отделяющие неведомое, теряющееся в космого-ниях седой древности начало философии

Искусства

Эта книга принадлежит перу выдающегося ученого —Льва Семеновича Выготского (1896—1934), создавшегооригинальное научное направление в советской психоло-гии, основу которого составляет учение об общественно-исторической природе сознания человека.

Иеромонах Дамаскин (Христенсен) не от мира сего жизнь и учение иеромонаха Серфима (Роуза) Платинского По благословению Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого с разрешения и благословения игумена Германа (Подмошенского)

ТОГДА ПИЛАТ опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали

Руководство представляет собой фундаментальный труд, полностьюпосвященный пропедевтике в психиатрии. Подробно рассматриваются се-миотика, симптомы и синдромы психических болезней, вопросы клиничес-кого исследования душевнобольных,

Новый золотой листок, тонкий, вибри­рующий, не хотел прилаживаться к стерженьку старого элек-|| троскопа

У лабораторного стола молча работал человек в домашней куртке. Долготерпение в сутуловатом наклоне спины. Вкрадчи­вость умелых пальцев. Новый золотой листок, тонкий, вибри­рующий, не хотел прилаживаться к стерженьку старого элек- троскопа.

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом


Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

— Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, — комментирует священник. — Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

Легенда о Зое

Зоино стояние: правда или вымысел?

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

— А что? Хорошая идея. Правильная.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

Николай Чудотворец является к Зое

— Ну и как — верят вам паломники?

— А действительно, откуда?

— Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет — врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

— Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… — Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. — Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли — пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

— А вы тут ничего необычного не замечали?

— Два года живем — абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился — тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, — Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

Зоино стояние: икона в Самарском храме

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные — ветхие и раза в два толще.

— Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, — улыбается Наталья. — Пробовали сгонять, все равно возвращается.

— Прежний жилец, наркоман, насажал, — виновато развел руками Николай. — Ничем теперь не выведешь.

— Госнаркоконтроль достает, что ли?


С чего все началось

События, которые стали широко известны во всем православном мире, произошли в 1956 году в городе Самаре (тогда — Куйбышев). Был разгар новогодних праздников, и в одном небольшом доме собралась компания молодежи, чтобы отпраздновать Новый год.


Зоя Карнаухова (кадр из фильма)

Среди прочих там присутствовала молодая красавица Зоя Карнаухина. Она работала на трубном заводе, была комсомолкой и атеисткой, как и вся компания. Хозяйка дома, чей сын привел гостей, была женщиной верующей и набожной (поэтому у нее и висели иконы). Она очень не одобряла шумного веселья в последнюю неделю Рождественского поста, поэтому на празднике не присутствовала.

Как водится, молодые люди отмечали всенародный праздник весело и громко — с выпивкой, песнями и танцами. И только красавица Зоя сидела, понурившись. Накануне этого дня она познакомилась с молодым человеком по имени Николай, который очень пришелся ей по душе. Пригласив его на праздник, девушка очень ждала его прихода. Но парень все не шел.

Интересно! Несмотря на то что молодежь того времени была настроена атеистически, все же танец с иконой покоробил многих.


Зоя танцует с образом Николая Чудотворца

Буквально через мгновение всех присутствующих напугал громкий шум и яркая вспышка света. Когда компания пришла в себя, они обнаружили Зою, стоявшую посреди комнаты с каменным лицом. Ноги ее будто бы вросли в пол, кожа стала бледная, как мел. Руками она так крепко прижимала к себе икону Николая Чудотворца, что ни у кого не получилось отобрать ее.

История

О событии быстро узнал весь город. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. Врачи ничем не могли помочь — когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине, Серафиме Полозе или Серафиме Звягине), который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Огласка

Ошеломленные и вмиг протрезвевшие друзья вызвали девушке скорую помощь. Сохранилось имя врача, которая была в тот день на смене — Анна Павловна Калашникова. За всю свою медицинскую практику женщина никогда не сталкивалась с подобным. Врачу не удалось сделать Зое ни единого укола — все иглы просто ломались об каменное тело. Тем не менее сердцебиение девушки четко прослушивалось, поэтому было точно ясно, что Зоя жива.

Важно! Именно показания и официальный рапорт врача скорой помощи являются основным доказательством того, что все описанные события действительно имели место быть.

Оторвать от пола девушку также не получилось, как ни пытались это сделать. Предпринимали попытки даже вырубить пол вокруг нее, чтобы увести Зою в больницу вместе с досками, но и это не удалось. В конце концов ее, окаменевшую и бледную, так и оставили стоять посреди комнаты в обнимку с иконой. Стоит ли говорить, что зрелище это было довольно устрашающее.

Конечно же, такой вопиющий случай не мог пройти мимо руководящих звеньев коммунистической партии. Первое, что было сделано руководством региона — ограничили доступ к дому с живой статуей. Однако, коммунисты немного припозднились — в Самару уже потоком пошли люди, желающие поглазеть на новоявленное чудо. Это привело к тому, что новость очень быстро облетела все окрестности.

Интересно! Несмотря на все милицейские кордоны, люди плотной толпой окружали прославившийся дом. Одна из женщин подозвала к себе молодого милиционера из оцепления и попросила его рассказать, что он видел внутри. Служивый не стал ничего говорить, так как не имел на это права, но он молча стянул шапку — у молодого парня вся голова была седая и белая как снег.

Реальное событие или бабьи басни

Посетители

Коммунистические власти, конечно же, были в панике от всего происходящего. Несмотря на кордон из милиции и атеистическую агитацию, было понятно — необходимо что-то делать с самой девушкой, поскольку пока она будет так стоять, народ не успокоится.


Зоя прирастает к полу и каменеет

Поскольку врач скорой помощи ничего не смогла сделать с окаменевшим, но живым телом, к Зое вызвали некоего профессора медицины из Москвы, имя которого не сохранилось. Но и столичный светила только развел руками — ни поставить диагноза, ни как-либо повлиять на состояние девушки он не смог. Он только лишь подтвердил, что Зоя все еще жива, поскольку у нее бьется сердце.

Готовые на все, лишь бы сдвинуть дело с мертвой точки, власти разрешают допустить в дом священнослужителей. Приезжие священники отслужили молебен и пытались забрать из рук живой статуи икону, но это сделать им не удалось.

Тогда в знаменитый дом в Самаре приехал будущий старец Серафим Тяпочкин, в сане иеромонаха. Он долго молится подле девушки, отслужил молебен с водосвятием и после этого руки Зои поддались и отдали икону. Повесив ее в Красный Угол на место, иеромонах прочел благодарственные молитвы, после чего предсказал, что стоять девушка будет до самой Пасхи.

После посещения старца у Зои стали проявляться некоторые признаки жизни. Она иногда начинала кричать, призывая всех к покаянию. Мороз шел по коже у тех, кто слышал эти крики.

В канун Благовещения к дому подошел некий благообразный старец, который попросился зайти внутрь. Кордон его, естественно, не пропустил. Старец не настаивал, но приходил и во второй, и в третий день. Наконец, в сам праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы он был допущен в дом.

Окружавшие дом милиционеры слышали ласковый и добрый голос старца, который по-отечески обращался к девушке и спрашивал, сильно ли она устала стоять. Через некоторое время охрана опомнилась, что посетителю пора бы уже и выйти. Зайдя в дом, дежурные увидели только одиноко стоящую посреди комнаты холодную девушку, но никакого старца нигде не было.

Интересно! Позже, у ожившей Зои спрашивали, куда подевался ее посетитель. Она показала рукой на икону Николая Угодника и сказала, что он ушел туда. И действительно, в облике Чудотворца были очень похожие черты того старичка, который приходил к Зое.

О фактах и документальных материалах

Оживление

В ночь на Пасху, которая в том году была 6 мая, Зоя особенно громко кричала и просила молиться, каяться в грехах. Ее тело начало отогреваться, в мышцах появилась мягкость. Наконец, ее смогли сдвинуть с места и даже уложили в кровать. Но даже и лежа в постели, девушка продолжала слезно плакать, каялась в своих грехах и призывала это делать всем, кто считает себя христианами. Говорила, что ей было очень страшно и что она видела, как горит земля от прегрешений человеческих.


Иеромонах Серафим служит водосвятный молебен и извлекает икону

Многие спрашивали у Зои, как она жила эти дни, кто ее кормил, как поддерживалась жизнь в ее окаменевшем теле. Девушка отвечала, что ее кормили голуби и они же не давали ей умереть. В общей сложности ее стояние продолжалось 128 календарных дней.

Важно! В христианской символике голубь характеризует собой Божью благодать, которая снисходит на людей и человечество в целом.

Дальнейшая судьба Зои Каранухиной достоверно неизвестна. По наиболее распространенной версии на третий день после Пасхи, принеся покаяние в грехах, примирившись с Богом и людьми, душа Зои отошла ко Господу. Но есть мнение, что слух о смерти девушки был послан специально, чтобы оградить ее дальнейшую жизнь от навязчивого внимания. По мнению некоторых современников тех событий, Зоя ушла в монастырь и до глубокой старости молила Господа за весь человеческий род.

Свидетельства

А через две недели отца Серафима не стало. Где сейчас находится та самая икона – неизвестно.

Правда или миф

Все описанное кажется нам настолько неправдоподобным, что само собой закрадываются сомнения в произошедшем. Была ли история с молодой коммунисткой правдой, или же это хорошо организованное представление?

Большинство православных исследователей сходятся во мнении, что, несмотря на отсутствие железных документальных доказательств, история с Зоей имеет большой духовный смысл. Множество людей после случившегося переосмыслили свою жизнь, покаялись и пришли к Богу, несмотря на жесткую антирелигиозную политику в стране. По всей области и окрестностям наблюдалось резкое увеличение прихожан в храмах — люди шли молиться, исповедоваться, приступать к Таинству причастия.

О том, что все случившееся имеет место быть, косвенно свидетельствуют статьи в местных газетах того времени. Все же они освещали произошедшее чудо, хотя и пытались исказить данные в угоду политике партии.

В газеты потоком шли письма со всей страны с просьбами объяснить случившееся. Так, отвечая на одно из обращений, была напечатана статья некоего советского доктора, который объяснял загадочный факт наличием у девушки редкой разновидности столбнячной инфекции. Однако такое объяснение не выдерживает ни малейшей критики с точки зрения медицины. При столбняке тело не каменеет и пациенту всегда можно сделать укол. Кроме того, представить, что смертельно больной человек смог простоять на ногах без отдыха 128 дней — совершенно невозможно. Такое не под силу и здоровым людям.

Для православного христианина нет особой нужды вдаваться в глубокие дебри относительности правдивости описанных событий. Это работа историков и исследователей. Для обычного верующего человека будет большой пользой задуматься о своей жизни, о том, как он грешит и как кается. В духовном смысле история Зои очень поучительна.

Документальный фильм о каменной Зое Карнауховой

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

Видео

Небольшой документальный фильм о событии.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 20334
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Стояние Зои

Версии

Подлинные события или вымысел?

Январь. Вечер. В доме на окраине Куйбышева (ныне – Самара) в разгаре застолье – молодежь отмечает первые дни нового 1956 года. Не весело только Зое Карнауховой – молодой работнице трубного завода. Она поглядывает то на часы, то на пустующее место рядом с собой. Ее кавалер Николай сильно запаздывает, и девушке начинает казаться, что он не придет вовсе.

Полезные материалы

Простояв четыре месяца, Зоя вышла из ступора в день Светлого Христова Воскресения.

В церковном понимании, голубь – символ Святого Духа, поэтому считается, что Зоя была прощена Господом. Говорят, что ее заступником стал сам Николай Чудотворец. Будто бы видели люди в толпе какого-то благообразного старичка, трижды пытавшегося миновать милицейский кордон.

Стояние Зои

Стояние Зои: изображен молебен, после которого у Зои удалось взять из рук икону

Официальная позиция властей о событиях в 1956 году в Куйбышеве

Из стенограммы 13-ой областной конференции КПСС от 20 января 1956 года:

«В Куйбышеве распространились слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов…

К дому №84 по улице Чкалова немедленно стал стекаться люд. По свидетельству очевидцев,

Скорее всего это преувеличение, но беспорядки у небезызвестного дома все же имелись. Вот почему было решено выставить у дома пост милиции, а потом еще и усилить его конным отрядом. Однако, вместо того чтобы разогнать толпу, присутствие милиции лишь стимулировало обывательский интерес к делу Зои и привело к тому, что народ начал стремиться проникнуть в дом еще активнее.

Вот откуда нежелание властей допускать в дом священнослужителей, а также арест отца Серафима — видимо, священникам было, что рассказать людям.

Научное обоснование

Согласно научной точке зрения, Зоя не окаменела, а впала в кататонический ступор. Это состояние, которое характеризуется двигательной заторможенностью, молчанием, ригидностью мышц. В скованном состоянии больные могут находиться в течение нескольких недель и даже месяцев…

Реальное событие или бабьи басни

О фактах и документальных материалах

Свидетельства

А через две недели отца Серафима не стало. Где сейчас находится та самая икона – неизвестно.

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

Автор: Галина Бочарова

Видео

Небольшой документальный фильм о событии.

Чудо Зоиного стояния, или явление Николая Угодника в Самаре

Работница трубного завода, некая Зоя Карнаухова, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась.

В новогоднюю ночь на 1 января 1956 года в городе Куйбышеве в доме 84 по улице Чкаловской, где жили мать и сын Болонкины, собралась молодежь. Выпили, завели пластинку и пошли танцевать парами. А у одной девушки Зои Карнауховой не пришел кавалер Николай. Все собрались, а он где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары.

Чудо Зоиного стояния, или явление Николая Угодника в Самаре

Тот самый дом на улице Чкалова, 84, где произошло чудо. В 2014 г. дом практически сгорел во время пожара.

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.

Девушка с иконой обездвижила на середине комнаты, глаза ее остекленели, а ноги сквозь туфли будто бы приросли к полу.

После суматохи вызвали "скорую" и милицию. Но врачи не могли и пошевелить отвердевшее, почти окаменевшее тело. Игла от шприца гнулась, но не шла в вену. Икону невозможно было вынуть из рук девушки. Один милиционер взял топор и ударил острием по половицам, к коим приросли ноги девушки. Из досок брызнула кровь ему на лицо и по сторонам!

- Как ты жила? — спрашивали ее. — Кто тебя кормил?

- Голуби, голуби меня кормили, — отвечала Зоя.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи. В народной версии этого сказания Зоя ожила на Пасху. Это нечто иное, как благочестивое преувеличение.

По другой версии она простояла 10 дней и после явления святителя Николая Чудотворца отошла, но через три дня умерла.

Пик народного стояния у дома на Чкалова пришелся как раз на 15 января.

Конференция прошла 20 января. Так, что уже в ночь с 20-21 января с дома были сняты все милицейские посты и в дом стали привозить делегации с заводов и отдельных людей, чтобы они свидетельствовали, что там ничего нет. До этого в дом никого не пускали, хотя люди требовали этого даже в заводских коллективах.

Существует любопытная стенограмма с этой 13-й Куйбышевской областной партконференции от 20 января 1956 года.

Что стало с Зоей после 20-го января неизвестно. Есть неподтвержденные сведения, что, пока Зоя стояла, из Москвы вызвали профессора медицины для научного объяснения этого феномена.

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей подалось в храм. Спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить — для просящих даже не хватало крестов.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа.

Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии.

Духовные чада старца свидетельствовали, что из Куйбышева приезжала верующая женщина и, увидев отца Серафима, узнала в нем того священника, который взял из рук Зои икону святителя Николая. И, видимо, не случайно по благословению отца Серафима в ракитненском храме у иконы святителя Николая Чудотворца и у Распятия Спасителя (на Голгофе) вот уже тридцать пять лет горят неугасимые лампады.

Из воспоминаний Александры Ивановны А.: «На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: „Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?“ Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники — на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо „Зоиного стояния“ и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.

После строгого взгляда отца Серафима меня пронзила мысль: „Ой, горе мне, горе!“ Вдруг батюшка сказал: „Икона лежала в храме на аналое, а сейчас она находится в алтаре. Были такие времена, когда ее велели убрать“. И добавил: „Вы первая, кому я об этом сказал“. Через две недели батюшка скончался„.

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга — духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича).

“Когда произошло „Зоино стояние“, я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: „Я был там, молился, но икону у Зои не взял, — не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)“.

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (Тяпочкина) оклеветали и сфабриковали на него новое дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией. Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева). «Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.

Отец настоятель ответил: „Разрешите - я поеду, посмотрю и расскажу людям то, что видел“. Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо.

Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как „обман попов“.

Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

Все, что касательно документов милиции об этом стоянии, так они сгорели в знаменитом пожаре 90-х годов, когда горело Самарское УВД, а там был весь архив.

История о стоянии Зои за годы обросла многочисленными подробностями, и сколько в ней правды — неизвестно. Одни уверены, что все это было на самом деле, а девушка поплатилась за свой грех. Другие утверждают, что Зоя либо была чем-то больна, либо вовсе не существовала, либо, может быть, и существовала, да не каменела. А около дома на ул. Чкалова не так давно установили памятник Николаю Чудотворцу.

Читайте также: