Стереотипы и их роль в общении доклад

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время проблему влияния стереотипов на процесс межкультурной коммуникации принято рассматривать как негативное явление. Существуют разнообразные подходы и взгляды на стереотипы. Одни считают, что стереотипы могут основывать проблемы в межкультурном общении, другие – что стереотипы могут влиять положительно на межкультурную коммуникацию, помогая одолеть культурный шок в неизвестной этнической среде.

В условиях межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль, так как они являются неотъемлемой частью систем ценностей, обеспечивая оригинальную защиту наших взглядов в обществе. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись.

В современном обществе проблема эффективной коммуникации с использованием стереотипов является очень существенной. Необходимо исследовать мoменты, когда стереотипы спосoбствуют или мешают эффективной кoммуникации, проанализировать, почему люди вынуждены использовать стереотипы в общении с представителями других культур и поднимается вопрос о возможности корректировки стереотипов и предрассудков. Особенное внимание необходимо уделить вопросу о том, как следует обходиться со стереотипами и предрассудками в процессе межкультурных контактов.

Актуальность исследовательской темы обуславливается тем, что в современном мире смешение народов, языков, культур достигло небывалого размаха и особенно остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним.

Цель данной работы – выявить положительные качества и показать необходимость стереотипов при межкультурной коммуникации.


  1. Исследовать понятие стереотип в межкультурной коммуникации;

  2. Выявить роль стереотипов в межкультурном общении.

Определение понятия стереотип

Система социальных стереотипов представителей разных культур отражает особенности национального характера. Поэтому они представляют особый интерес для исследования.

Существуют различные виды стереотипов, например, автостереотипы (как и что люди думают о себе), гетеростереотипы (отношение к другому народу). Гетеростереотипы наиболее критичны. Например, то, что одним народом воспринимается как расчётливость и бережливость, для другого – жадность.

Различают две категории стереотипов: поверхностные и глубинные.

Поверхностные стереотипы – это такое представление о той или иной народности, которое обусловлено исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Эти стереотипы изменяются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Длительность их существования зависима от общей стабильности общества. Это, как правило, образы-представления, связанные с конкретными историческими событиями. Поверхностные стереотипы представляют бесспорный интерес прежде всего для историков, а также всех, кто интересуется социально-политическими процессами, происходящими в обществе.

В отличие от поверхностных глубинные стереотипы неизменны. Они не изменяются с течением времени. Глубинные стереотипы располагают удивительной устойчивостью, и именно они больше всего интересуют исследователей особенностей национального характера: сами стереотипы являются материалом для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены [2].

Стереотипы можно классифицировать по объекту стереотипизации (Рис. 1):

Рисунок 1. Классификация стереотипов по объектам стереотипизации

Подводя итоги, можно сделать вывод, что существуют различные виды стереотипов. Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, выражающими представления о целой группе людей. К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Этнические стереотипы для нас представляют наибольший интерес. Этнические стереотипы — это образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера.

Роль стереотипов в межкультурном общении.

Формирование стереотипов связано с историей межнационального и межкультурного взаимодействия разных народов.

Устройства межкультурного восприятия приводят в действие избирательное использование норм и ценностей своей культуры. Без употребления этих общих культурно специфических методов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись.

Можно сделать вывод, что стереотипы оказывают большое влияние на восприятие, осмысление и оценку окружающей среды, прогнозирование событий и реакцию на них. Наличие стереотипов, как правило, не формируются сознанием, они воспринять как нечто объективное и редко подвергающееся переосмыслению, они принимаются и используются в повседневном общении даже при полном отсутствии конкретного личного опыта с представителем другой национальности. Однако, в межкультурном общении нельзя полагаться только на стереотипы. Они рассматриваются как фактор, дающий начальное представление о том или ином народе. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Заключение

В настоящее время все больше ученых обращается к теории и практике межкультурной коммуникации, поскольку стало ясно, что для разрешения проблем межкультурного общения необходимо объединить усилия представителей разных наук. Ученые и исследователи изучают влияние стереотипов на процесс межкультурного общения.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности [5].

Я работаю на стройке, где работают люди разных национальностей. Нам очень важно уметь обходится со стереотипами, учитывать как отрицательные, так и положительные психологические последствия стереотипизации. Несмотря на наше отношение к стереотипам, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры, и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Реферат по дисциплине

студент 1 курса ФЭМТ группы ТТПБ-111

Проверил доцент кафедры

Психологии и педагогики

1. Введение. . . . 3

3 . Динамика стереотипов. . . . 8

4. Стереотипы в общении. . . ..9

5. Значение стереотипов в общении. . . 13

6. Заключение. . . . 15

7. Список литературы. . . . 17

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.

Стереотип (stereotypes) – это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.

Термин “стереотип” введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. [цит. по Lippman W. Public Opinion. N.Y.,1950, p.95; 23, с.95]. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума: “В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его.

Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Если же личный опыт противоречит стереотипу, чаще всего происходит одно из двух: человек негибкий, незаинтересованный по каким-то причинам в изменении своих взглядов, либо просто не замечает этого противоречия, либо считает его исключением, подтверждающим правило, и обычно просто забывает о нем. Человек же восприимчивый, любознательный при столкновении стереотипа с реальностью изменяет свое восприятие окружающего мира. Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями.

По его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман не только ввел в научный оборот термин “стереотип”, дал ему определение, но и подчеркнул важность этого явления. “Система стереотипов, - писал он, - возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, . а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком” [там же, p.95, 114]. При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты – детерминированность культурой и быть средством экономии трудовых усилий, и соответственно, языковых средств. Если алгоритмы решения математических задач экономят мышление человека, то стереотипы “экономят” саму личность.

Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.

Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

Причины появления стереотипов анализируются и в когнитивных теориях, а также в рамках социальной психологии. Эти области науки изучают, в какой степени наши мысли зависят от непосредственного общественного контекста и, в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе. Когнитивные теории акцентируют нашу потребность классифицировать людей, так как это упрощает способ восприятия окружающего мира. Люди обладают способностями для обработки информации об окружающем мире, поэтому они пользуются когнитивными обобщениями (в число которых входят и стереотипы), чтобы максимально уменьшить нагрузку на мышление. Люди разрабатывают схемы, отражающие их знания о самих себе, о других и их общественных ролях. Когда эти схемы закрепляются, они определяют наш способ обработки информации и формирования суждений о себе и других.

В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин “стереотип” относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как

ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с картиной мира. Языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Но языковым стереотипом можно считать не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский.

Стереотипы представителей разных социальных, демографических групп, кроме общих черт, имеют и субъективные отличия. Стереотипы срабатывают уже тогда, когда люди отличаются только по внешним физическим признакам. Нередко суждение про нового, незнакомого человека обусловлено представлением об определенной национально-этнической группе, к которой причислили этого человека на основании внешнего вида. Но чем лучше человек знает определенную национально-этническую группу, к которой принадлежит человек, тем реже использует упрощенные групповые стереотипы.

Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:

-стереотипные действия и ритуалы;

- типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;

- устойчивые предписания и запреты;

Динамика стереотипов.

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Все мы сталкивались со стереотипным мышлением, и, пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего, что такое стереотип. Многие из нас считают, что не подвержены этому явлению, и свободны от него, однако это практически невозможно. Шаблонное мышление может проявляться в мелочах, незаметных на первый взгляд. Какие бывают стереотипы, и стоит ли с ними бороться?

Стереотипы

Стереотипы: что это

В настоящее время стереотипом называют устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям.

Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее.

Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.

В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.

Виды стереотипов

Стереотипы бывают: негативные, позитивные, нейтральные, чрезмерно упрощенные, приблизительные, чрезмерно обобщенные, точные. В психологии различают такие виды.

Этностереотипы

Шаблонные представления о собственном или чужих народах. Чаще всего вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма. Любой человек имеет типичные стереотипы о жителе другого государства.

В глазах большинства:

  • типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
  • типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
  • типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
  • типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.

Подобных стереотипов множество. Мы потешаемся с анекдотов про армянское радио, чукчей, хохлов, москалей. Мы шутим о медлительности эстонцев, жадности евреев. Анекдоты, строящиеся на стереотипах, кому-то могут показаться оскорбительными, но серьезной угрозы не несут. И все же этнические стереотипы сравнимы с шорами, сужающими кругозор и вредящие нам самим. Они мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти хороших друзей-иностранцев и многое другое.

Гендерные

Гендерные

Индивидуальные

Касаются отдельной личности. Подразумевается мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.

Социальные

Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира.

Стереотипизация в психологии

Психология

В психологии этим термином называют процесс приписывания сходных характеристик членам определенной группы, без достаточного понимания различий между ними. Базируясь на простых общепсихологических механизмах, стереотипизация стала сложным социально-психологическим явлением, отвечающим за множество функций: оправдание потенциальных негативных установок по отношению к иным группам, поддержание идентификации личности и прочие.

Примеры стереотипов

Если вам не до конца понятно, что такое стереотипы, рассмотрите множество примеров:

Стереотипы, мешающие жить, как с ними бороться

Способы борьбы

Основной метод борьбы со стереотипами: сомневаться в них, анализировать. Не верьте слепо шаблонным суждениям, ставьте их под сомнение, проверяйте данные, составляйте собственное мнение. Постепенно вы отбросите устоявшиеся стереотипы и проведете своеобразную профилактику появления новых предрассудков.

Человек может долгий период руководствоваться нелепым стереотипом, омрачающим ему жизнь и даже не замечать этого. Подумайте, нет ли таких в вашем восприятии? Не получается разувериться в них – попробуйте медитацию. Она научит мыслить отдельно от социума, ближайшего окружения и делать собственные выводы. Попробуйте изучить известные стереотипы и составить о них свое мнение.

Подумайте над действиями, совершаемыми вами автоматически. Выделите немного времени на то, чтобы проанализировать их. Старайтесь обращать внимание на свои поступки, и анализировать, какие из них продиктованы стереотипами. Учитесь не зависеть от общественного мнения и вырабатывать собственные представления.

Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы.

Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в

настоящей войне, поскольку пропагандой в м ассовом сознании был

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку

человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда

рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В

основе механизма м ифологизации лежат подтасовка, сокрыт ие фактов,

Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально

произошедшее событие, определенный свершившийся факт.

Быстрому их распространению часто способствует низкая

информационная культура, склонность к некритическому восприятию

Большое количество м ифов порождается условиями монополизации

Еще один метод, позволя ющий влиять на общественное мнение – это

Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики,

по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж — это искусственно

Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он

Имидж создает реальную социально-психологическую установку,

определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку

воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается,

запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно

эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент

Целью работы является рассмотрение особенностей стереотипов

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие

2. Исследование направлений использования стереотипов в деловом

Стереотип (от греческого stereos – твердый и typos – отпечаток) – это

привычное отношение человека к каком у-либо явлению, сложившееся под

влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Стереотип не

обязательно ложный, он может быть истинным. Устаревшие, предвзятые

представления, связанные с предрассудками – это лишь смысловой оттенок

слова стереотип. Россия является великой страной – это истинный стереотип.

Украинский язык – это язык сельской местности, вот пример ложного

Стереотипы относятся к мышлению и поведению человека. Стереотип

– это зафиксированная мыслительная конструкция, автоматическая

умственная реакция на что-либо. Стереотипы порождают суждения и оценки.

Поведение стереотипа зависит от того, что человек воспринимает. После

получения информации на вход, стереотип возвращает фиксированные

суждения и оценки. Поведенческие стереотипы во много определяют наши

Именно благодаря стереотипам мы чётко знаем, как вести себя в том

или ином случае; знаем, кто прав, а кто виноват; знаем что хорошо и что

плохо. Знаем, это не значит, что так и есть в действительности. Стереотипы,

на которых основаны наши суждения, могут быть основаны на ошибочных

Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные

нормы общества, его политические, мировоззренческие и религиозные

концепции. Стереотипы тесно связаны с рефлексами. Можно утверждать, что

стереотип – разновидность условного рефлекса относящийся к области

мышления. На рефлекторной деятельности основана способность к наработке

и закреплению автоматических действий. Это полезно для спортсменов,

танцоров, музыкантов. В результате тренировок человек фиксирует новый

навык в условный рефлекс и в последствии выполняет его автоматически,

что значительно упрощает жизнь. В качестве примера можно привести

обучение игре на музыкальных инструментах, вождению автомобиля.

Получения образования базируется на формирование системы

стереотипов: истин и м етодов, которые составляют основу наших знаний о

окружающем мире. Человек думает, используя систему выученных

стереотипов. Причем человек обычно забывает, откуда он получил знания, он

просто их использует. Многое нами принимается на веру и прочно

закрепляется в нашем сознании в виде устойчивых стереотипов.

Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы. Их разрушение

обычно бывает очень болезненно, влечет за собой диском фортное состояние,

чувство раздражения, приводит к серьезным нарушениям психического

равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной

Получается, что человеческая психика находится как бы в загоне,

окруженном красными флажками, а подсознание препятствует выходу из

этой ловушки. Всех нас можно сравнить с автоматами, действующими строго

в рам ках заданной программы. Мы автоматически общаемся, не осознавая

автоматизма, используем шаблонные фразы и эксплуатируем заезженные

темы. Мы м еханически выполняем рутинну ю работу. Мы стереотипно

чувствуем, организму это выгодно – в этом случае он работает по принципу

наименьшего напряжения и испытывает минимальное сопротивление

Существование стереотипов в мышлении имеет двойственный и

противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно

упрощают процессы деятельности и творчества, позволяя автоматически

использовать уже имеющиеся знания и навыки (представляющие собой

сложный комплекс стереотипов), а с другой стороны имеющиеся стереотипы

препятствуют познанию чего-то нового, выходящего за их рамки лили

противоречащего им. «Этого не может быть потому, что это противоречит

Известны случаи, когда для решения сложных задач прив лекались

люди, не знакомые с проблемой, мышление которых не было ограничено

имеющимся комплексом стереотипов в данной области. Нередко этот метод

давал результаты и появлялись совершенно новые решения. Эйнштейн

заметил: все знают, что так делать нельзя – ничего не получиться; но

появляется человек, который этого не знает, берется за дело и у него

Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны,

паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы - это привычные нам

способы восприним ать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это

наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком

понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего

Стереотипы - это отдельные грани структуры личности, однако они не

существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь

и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани

выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и

выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы

Надо заметить, что стереотипы - это привычные маршруты нашего

внимания, так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты -

результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и

наследственности. Представьте парк, в этом парке есть дорожки и тропинки,

по ним обычно прогуливаются люди, так вот стереотипы - это и есть

дорожки, тропинки, по которым привыкло перемещаться наше внимание.

Стереотипы - зло? Зачем нам стереотипное поведение? По этому

поводу хочется привести соображения одного известного ученого. Здесь и

далее я часто буду ссылаться на книгу Роберта Чалдини "Психология

влияния". Эта книга - одно из самых глубоких и вместе с тем доступных

исследований в психологии по теме так называемого манипулятивного

влияния, основным механизмом которого и является использование

существующих стереотипов. Автор подробно и популярно рассматривает

некоторые наиболее часто эксплуатируемые в манипуляциях стереотипы.

Чтобы не перегружать текст статьи обширными фрагментами, я буду

выносить их в отдельные страницы. Итак, введение в стереотипы Роберта

Остается лишь добавить, что главной целью сталкинга является

укрепление и усиление осознания. И это предполагает стремление к

осознаванию (регистрации и выслеживанию) всех известных стереотипов.

Максима дона Хуана о том, что "настоящий воин должен осознавать все и

всегда", задает ясные и недвусмысленные ориентиры и направление

Можно ли вообще избавиться от стереотипов? Вопрос спорный,

определенно можно осознавать большую часть стереотипного поведения и в

значительной мере его корректировать. Допускаю, что переломным

моментом полного избавления от части стереотипов может являться потеря

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три

Естественно, что они взаимосвязаны. Очевидно, что восприятие и

оценка связаны с процессом м ышления. Очевидно, что реагирование связано

с восприятием и оценкой. Классификация стереотипов в соответствии с

тремя вышеперечисленными группами - всего лишь способ систематизации

большого объема информации. Выделяют группировку стереотипов по этим

- "Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя" - "я должен оправдать

- Принуждение и ограничение свободы - злость, раздражение,

- Неизвестность - опасения (страх, беспокойство, озабоченность,

- Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения

- Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния

- Сравнение своего социального статуса со статусом других

- Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

- Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего

Стереотипы препятствуют коммуникации двояким образом. Смысл

послания может быть искажен отправителем под влиянием его стереотипа, а

также стереотипным мышлением получателя информации.

Стереотип — это устойчивое, часто упрощенное мнение относительно

людей или ситуаций. Он зачастую позволяет судить о людях по ассоциации.

Для облегчения процесса коммуникации необходимо вызвать доверие

и преодолеть сопротивление партнера: необходимо продемонстрировать

положительное отношение к нему или хотя бы уваж ение и признание его

В этом случае можно применить несколько проверенных приемов.

Основными причинами плохой коммуникации обычно являются:

- неправильная установка сознания (например, безразличие);

Некоторые менеджеры придерживаются той точки зрения, что

сотрудникам нижнего и среднего уровня вовсе не обязаны знать о положении

дел в целом. Они уверены, что тем, кто находится ниже, надлежит

выполнять,что им говорят, и не задавать лишних вопросов.

Однако исследования показывают, что осведомленность об общем

состоянии дел сотрудники организ ации счит ают одним из важнейших

факторов, сказывающихся на их работе. В то же врем я, когда руководители

распределяют по степени важности факторы, определяющие м оральное

состояние их подчиненных, они, как правило, ставят на последнее место

осведомленность сотрудников о состоянии дел в организации. Для того

чтобы преодолеть этот барьер на пути делового общения, необходимо быстро

передавать необходимую информацию тем, кто находится ниже.

Установка сознания — это отношение человека к окружению,

основанное на его жизненном опыте. Дефекты установки сознания

выражаются в виде стереотипов мышления , предвзятых представлений,

неправильных отношений, пренебрежения к фактам, отсутствия внимания и

Стереотип — это устойчивое, часто упрощенное мнение относительно

людей или ситуаций. Он зачастую позволяет судить о людях по ассоциации.

Стереотипы препятствуют коммуникации двояким образом. Смысл послания

может быть искажен отправителем под влиянием его стереотипа, а также

- Попытаться определить, какие стереотипы могут довлеть над

получателем, и так сформировать послание, чтобы оно прошло сквозь этот

Для облегчения процесса коммуникации необходимо привлечь

внимание человека, а затем вызвать у него интерес. Интерес возникает тогда,

- Воздействие на положительные мотивы поведения людей. Нужно

- Воздействие на отрицательные мотивы. Нужно показать людям, как

Другим эле ментом из обусловливающих неправильную установку

сознания являются пренебрежение фактами, привычка делать заключения

при отсутствии достаточного числа фактов или неправильном их понимании.

Люди всегда стремятся иметь полную информацию, поэтому каждый

вырванный из контекста факт они дополняют собственными

представлениями о том, какими должны быть отсутствующие факты.

Необходимые факты чаше всего отсутствуют по вине отправителя. Иногда он

опускает их по недосм отру, но чаще потому, что считает, что получателю

Одним из коммуникационных барьеров в деловом общении являются

пониманию, затемняют, а порой и искажают смысл. Наиболее

При неправильном построении фраз одно и то же слово может иметь

множество значений. Некоторые из них отражают совершенно различные

быть чрезвычайно внимательным в построении фразы и выборе слов. Зная о

существовании такой проблемы, деловой этикет рекомендует как можно

тщательнее выбирать слова в разговоре с начальством и подчиненными.

Правильному пониманию мешают также ошибки в организации

интереса к основным полож ениям, от основных положений к возражениям и

вопросам, от возражений и вопросов к заключению и от заключения к

способно привлечь внимание к последующему, однако все равно в конце

Неправильная оценка способности получателя мешает понять

даже для самого высокообразованного и проницательного человека, лучше

Чтобы избежать ошибок в общении и повысить его эффективность,

рекомендуется не принимать молчание партнера за вним ание. Если

собеседник молчит, это еще не значит, что он слушает. Он может быть

погружен в свои мысли. Не нужно притворяться, что слушаете. Отсутствие

интереса и скука обязательно проявятся в выражении лица или в жестах.

Притворство обычно воспринимается как оскорбление. Лучше

признаться в том, что в данный момент вы слушать не можете, сославшись,

Без надобности не следует перебивать партнера. Большинство людей

делают это порой неосознанно. Чаще руководители перебивают

подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают собеседника чаще, чем

женщины. Если вам необходимо перебить кого-то в серьезном разговоре,

помогите затем восстановить прерванный ход мыслей собеседника.

Не говорите собеседнику о том, что вы его хорошо понимаете. Т акое

заявление служ ит для оправдания собственных часто безуспешных попыток

убедить собеседника, что вы его слушаете. В действительности, узнать, что и

поставит под со мнение доверие к вам, и беседа, скорее всего, прекратиться

вообще. В таком случае следует дать собеседнику понять, что вы его

слушаете, спросив его, например, в чем он разочарован или не обидел ли его

Читайте также: