Стендовый доклад по экологии

Обновлено: 02.07.2024

Большим обогащающим фактором детского развития - социокультурное окружение и его предметная среда. В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особое внимание и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условия для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Сегодня мы особо остро ощущаем проблемы экологического воспитания и образования всего населения страны. А начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного детства, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально,обращая внимание на такие особенности, которые взрослый не заметит. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из важнейших условий решения задач экологического воспитания является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребёнка и оказывает на него определённое влияние уже с первых минут его жизни. Она может быть монотонной, однообразной,бедной,стандартной,но она может быть и другой – насыщенной, неординарной, разнообразной и меняющей. Свою работу я начала с того, что в основе поставленных целей и задач определила адекватные возрасту виды детской деятельности:

-экскурсии и целевые прогулки-походы,

-интегрированная образовательная деятельность,

-самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях,

-дискуссии, беседы, решение проблемных ситуаций,

-коллекционирование через создание мини-музеев,

Фотоотчёт: Предметно — развивающая среда. Центр речевого развития.

Фотоотчёт: Предметно — развивающая среда. Центр речевого развития. Одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи детей и создание для этого благоприятных условий в.

Предметно-развивающая среда в младшей группе. Уголки развития

Предметно-развивающая среда в младшей группе. Уголки развития Предметно- развивающая среда Уголки развития Младшая группа Воспитатель: Шкильная М. Н. Патриотический уголок Патриотический уголок.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство общения и совместной деятельности детей В нашей группе круглосуточного пребывания детей для реализации основной образовательной программы дошкольного образования создается разнообразная.

Предметно-пространственная среда, как средство сенсорного развития ребёнка Средний возраст ребенка относится к так называемому сензитивному периоду- особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности,.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Развивающая предметно-пространственная среда — необходимое условие развития ребенка Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления.

Стендовый доклад Технология организации экологических экскурсий с детьми дошкольного возраста

На экскурсиях дошкольники получают также навыки самостоятельной исследовательской работы и наблюдений. Возможность наблюдать, сравнивать, делать обобщения вызывает у ребят живой интерес к изучаемому, а сам процесс познания сопровождается многочисленными эмоциями. Такое эмоциональное обучение не только привлекает дошкольников, но и оказывается очень прочным – виденное и усвоенное на экскурсии в природу обычно запоминается легко и надолго. Собранный на экскурсиях и обработанный материал является неисчерпаемым источником для дальнейших занятий, игр, труда.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Технология организации экологических экскурсий с детьми дошкольного возраста

студентки 4 ДО группы

1. Актуальность применения технологии организации экологических экскурсий с детьми дошкольного возраста.

3. Цель и задачи экологической экскурсии в деятельности детей дошкольного возраста.

4. Особенности экологических экскурсий

5. Правила поведения детей на экскурсии

6. Этапы организации совместной экологической экскурсии с детьми дошкольного возраста.

7. Список литературы.

Цель доклада: рассказать об экологических экскурсиях в дошкольном возрасте.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев).

Особая роль в экологическом образовании детей принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в ДОУ. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить дошкольников с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимную связь явлений.

Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики и вербализма в обучении и воспитании. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, сто экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.

Цель экологических экскурсий – формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ и формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе через экскурсии в природу.

Задачи экологических экскурсий:

‒ формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

‒ развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

‒ формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

‒ освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;

‒ укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности.

На экскурсиях дошкольники получают также навыки самостоятельной исследовательской работы и наблюдений. Возможность наблюдать, сравнивать, делать обобщения вызывает у ребят живой интерес к изучаемому, а сам процесс познания сопровождается многочисленными эмоциями. Такое эмоциональное обучение не только привлекает дошкольников, но и оказывается очень прочным – виденное и усвоенное на экскурсии в природу обычно запоминается легко и надолго. Собранный на экскурсиях и обработанный материал является неисчерпаемым источником для дальнейших занятий, игр, труда.

Знакомство с природой вызывает у дошкольников радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств. В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо им показать мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.

Успех проведения экскурсий во многом определяется воспитателем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям.

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Создание экологических экскурсий возможно по следующим направлениям:

экология и человек;

экология воздушного бассейна;

экология водного бассейна;

экология животного и растительного мира.

По содержанию экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие экскурсии – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.

2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.

Результативность применения экскурсии обеспечит грамотная реализация педагогом-воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).

Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача педагога на данном этапе — организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроя детей, воздействие на их чувства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается — непосредственно перед ее началом.

Второй этап экскурсии — это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии боль­шое значение приобретают практические методы — различные игры с детьми, сбор природного материала и т.д.

Третий этап — заключительный. Он охватывает всю после-экскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (изобразительной, речевой и т.д.).

Необходимо соблюдать правила поведения детей на экскурсии:

1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.

2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса леса.

3. По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.

4. Разговоры недопустимы. Вопросы руководителю задавать вполголоса.

5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.

6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.

7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).

8. Не следует фотографировать птичьи гнезда во избежание раскрытия их для хищников. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.

9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.

1) Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание.–2011.– № 8.–С.34–39.

2) Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста//Школьный психолог.–2006.–№ 11.–С.23–28.

3) Бондарцова В.А. Лето пришло:(экскурсия по экотропе в сере­дине июня для детей 5–6 лет)//Воспитатель дошкольного образо­вательного учреждения.–2008.– № 6.–С.47–51.

6) Габитова А.А. Вопросы преемственности экологического обра­зования в ДОУ и начальной школе//Начальная школа плюс до и после.–2008.– № 7.–С.63–64.

7) Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

8) Курашова В.А. Эколого-оздоровительная работа в детском саду В.А.Курашова, Л.В.Жданова //Ребенок в детском саду.–2007.–№ 2.–С 56–59.– Конспект эколого-оздоровительного похода в зимний лес.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила : Жуковская С.И. МАДОУ №63 г. Томск. Педагогический опыт работы: «.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила : Жуковская С.И. МАДОУ №63 г. Томск. Педагогический опыт работы: «.

Актуальность и перспективность опыта. . Дошкольное детство – ответственный пе.

Основной целью работы является создание условий для развития детской игры чер.

Цель определяет основные задачи : Задачи экологического воспитания: 1. Понима.

Цель определяет основные задачи : Задачи экологического воспитания: 1. Понимание человеком самоцености природы. 2. Осознание себя как части природы. 3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий. 4.Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе. 5. Воспитание активной жизненной позиции. 6. Обучение азам экологической безопасности. 7. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. 8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Задачи экологического образования. 1.Усвоение системы знаний о природе (о её.

Задачи экологического образования. 1.Усвоение системы знаний о природе (о её компонентах и взаимосвязях между ними) 2.Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3. Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков. 5.Развитие экологического сознания. 6.Эстетическое воспитание.

Задачи экологического образования. 1.Усвоение системы знаний о природе (о её.

Задачи экологического образования. 1.Усвоение системы знаний о природе (о её компонентах и взаимосвязях между ними) 2.Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3. Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков. 5.Развитие экологического сознания. 6.Эстетическое воспитание.

- Этапы реализации : Подготовительный: постановка цели и задач, определение.

Систематизировать детскую игру через разнообразные формы и методы работы с де.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игры.

- По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с прави.

- По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами , которые в свою очередь делятся на подгруппы: Творческие игры: сюжетно-ролевые ( Продавец овощей и фруктов, повар, кондитер, водитель, садовник и др.) Театрализованные ( по сказкам) Строительные (постройки ферм, пастбища ит.д.) Игры с правилами: Подвижные ( Бездомный заяц, у медведя во бору, хитрая лиса, лохматый пес, совушка-сова и т. п.) Дидактические ( Четвертый лишний, лото о животных, лото о растениях, корешки-вершки, назови детенышей, что в саду растет а что на грядке ? И др. )

Совершенствование игровых практических умений и навыков у дошколят происходит.

Совершенствование игровых практических умений и навыков у дошколят происходит в разнообразных играх. В сюжетно – ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия, но и их взаимоотношения.


Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. -Анкетирование, прове.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. -Анкетирование, проведение опросов. -Совместные досуги, КВНы, викторины. -Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах конкурсах. -Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации. -Ширмы, экологические стенды. -Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытом между родителями. -Информационные проспекты для родителей. -Организация дней открытых дверей. -Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ридецкая Виктория Сергеевна, воспитатель "МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 9"Алёнушка", город Коряжма, Архангельская область.

Аннотация: в стендовом докладе представлена система работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников посредством использования интерактивных игр-презентаций.

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.

В процессе экологического образования дошкольников мы используем разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ и интерактивные игры- презентации.

В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием медиа презентаций.

Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

В процессе формирования экологической культуры дошкольников решались следующие задачи:

сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи, их детёнышей;

сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы - их название, строение, месте произрастания);

сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень зима);

учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами; прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;

учить бережно относиться к растениям и животным.

Например: интерактивная игра - презентация "Игры с животными". В ходе игры дети углубляют и обобщают знания детей о многообразии животного мира, природно-климатических зон. Игра - презентация состоит из нескольких игр.

В этой игре предполагается познакомить или закрепить (в зависимости от поставленных целей) особенности природно-климатической зоны и ее обитателей.

Эта игра состоит из двух слайдов. Здесь детям предлагается определить, в какой природно-климатической зоне обитает животное, появившееся на слайде. Детям на выбор дается четыре природно-климатические зоны, по 2 животных из каждой зоны

Эта игра состоит из четырех слайдов. В этой игре детям сначала предлагается вспомнить животных обитающих в определенной природно – климатической зоне, затем появляется ширма. После исчезновения ширмы животные меняются местами.

Игра состоит из четырех слайдов. В этой игре предлагается детям вспомнить животных, обитающих в определенной природно-климатической зоне. Затем после появления и исчезновения ширмы появляется одно или несколько животных. Далее детям предлагается выбрать из какой природно-климатической зоны пришло животное.

Как показала практика, в образовательной деятельности с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы в образовательной деятельности повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Экологические игры-презентации облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование игр-презентаций позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по экологическому воспитанию с использованием ИКТ.

Читайте также: