Статусное потребление в современном российском обществе доклад
Обновлено: 05.07.2024
В защиту статусного потребления
Высокий доход является вполне нормальным маркером наличия хороших деловых качеств у человека. Безусловно, этого недостаточно, чтобы положительно оценивать человека в целом. Но это хороший плюс ему, если мы хотим быть объективны. Главное не забывать, что в некоторых не денежных нишах фигурируют совершенно другие маркеры успешности. Занимаясь, наукой, альпинизмом, искусством и различными видами творчества, можно вполне преуспевать и иметь признание при весьма скромных доходах от своей деятельности.
Кроме того, статусные вещи почти всегда имеют большую утилитарную ценность, чем их бюджетные аналоги. Автомобили дорогих марок оборудованы более комфортными и просторными салонами и имеют куда как более выдающиеся технические характеристики, например. И это справедливо даже для дорогих безделушек. Ведь если основная задача аксессуара украшать и производить впечатление, то дорогие аксессуары справляются с этой задачей намного лучше.
Проблемы статусного потребления
Прежде чем рассмотреть ситуацию с долговыми ямами, в которые закапывают себя горе-потребители, давайте рассмотрим чудесный механизм, заставляющий всё это дело работать.
А вот теперь добавим к этому личное имущество. Следите за руками: не собственное тело и не собственные дела, а вещи и предметы становятся поводом для того, чтобы оценивать себя. У меня хороший автомобиль, значит и я хорош, плохой автомобиль – я никчёмный неудачник. Вещи становятся как бы продолжением человека и их утилитарная ценность отходит на второй план.
Попробуйте сказать кому-то, что у него плохой сотовый телефон. Вы думаете, что критикуете модель конкретного производителя, а получается, что критикуете владельца этого телефона. Человек и правда думает, что вещь – это часть его самого. Сказать девушке, что у неё некрасивая сумка, это примерно как заявить, что у неё некрасиво уложены волосы. Не самое страшное оскорбление, но.
Собственно это и порождает разнообразные эмоциональные ошибки. Даёт одним чувство мнимого превосходства, а другим чувство мнимой неполноценности. Кстати, третьим это приносит баснословные прибыли.
Так, мужчина, добившись хороших результатов в продвижении по карьерной лестнице, окружает себя всевозможными материальными благами, подчёркивающими его состоятельность. Но при отсутствии должных навыков коммуникации и социального взаимодействия он рискует жестоко разочароваться из-за неудач в отношениях с противоположным полом, если будет полагаться только на свои материальные достижения.
Но намного более печальными являются ситуации, когда люди недооценивают себя и перестают верить в свои силы только потому, что живут беднее чем те, кто их окружает. А если к этому добавляется пренебрежительное отношение окружающих (а оно часто добавляется), то ситуация принимает настолько мерзкий и отвратительный характер, что в пору говорить об озверении людей, ведь подобное социальное унижение человека – самое что ни на есть прямое проявление чисто обезьяньего иерархического инстинкта. Ведь в человеческом обществе иерархический инстинкт окультурен и проявляется в первую очередь в виде признания и возвышения реальных достоинств, а не в виде унижения и пренебрежения за мифические недостатки.
проблем самого СК, до настоящего времени отсутствует, хотя в принципе возможен. Это отсутствие обуславливается не столько какими-то фундаментальными причинами, включая ограниченность финансовых возможностей государства, сколько непониманием взаимных ожиданий. Государство ждет от СК роста ответственности в решении имеющихся социальных проблем, СК в принципе к этому готов, но ресурсы его недостаточны для того, чтобы принять на себя всю полноту такой ответственности. С другой стороны, СК ждет от государства более четких, прозрачных и устойчивых "правил игры" в социальной сфере, которые позволили бы ему повысить эффективность своего финансового участия. Прежде всего, в части долгосрочных вложений, а также повышения качества работы социальной инфраструктуры страны, и, особенно, гарантий соблюдения существующего в стране трудового и социального законодательства на фоне экономического роста за счет опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999.
Россия - новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Наука, 2004.
ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОТРЕБЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА
Аннотация. В статье на материалах общероссийских исследований ИС РАН рассматривается динамика среднего класса (СК). Показано, что российское общество стало обществом массового нижнего среднего класса. Дана оценка возможностей и условий расширения СК в России. Показано, что численное доминирование в составе СК периферийных для него позиций обуславливается моделью российской экономики, где относительно низка доля позиций профессионалов, руководителей и предпринимателей. Продемонстрировано, что для российского СК характерны специфические слоевые идентичности, что позволяет говорить о начале формирования в нем классового сознания. Приводятся особенности образа жизни и потребления СК. Показано, что при сохранении значительного отрыва от остальных россиян за период с 2003 г. представители СК характеризовались в России худшей динамикой показателей. Наименее благополучным было положение ядра СК.
Ключевые слова: средний класс • средние слои • социальная структура • социальная стратификация • стили жизни • идентичности • потребительские стандарты • Россия
Вряд ли найдется в российской социологической литературе, посвященной стратификационной проблематике, проблема, вызывающая такой интерес, как средний класс [Средние классы. 2003; Шкаратан, 2009; Авраамова, 2008; Беляева, 2007; Ки-
винен, 2004; Белановский, Дмитриев и др., 2010; Тихонова, Мареева, 2009 и др.]. И это естественно. С одной стороны, именно СК выполняет в современном обществе очень важные функции (поддержание социально-политической стабильности, обеспечение экономики высококвалифицированной рабочей силой и т.д.), а с другой - по сравнению с другими классами он даже в мире возник по историческим меркам сравнительно недавно, а в России говорить о нем как о социальном субъекте стало возможно только в конце прошлого века.
Возникновение массового СК связывается обычно с переходом в ХХ в. западных стран к позднеиндустриальному этапу развития, что привело к значительному расширению слоев населения, которые нельзя отнести ни к бедным, ни к богатым. Рост производства, его усложнение и укрупнение требовали все большего количества квалифицированных работников, в том числе и такой новой массовой категории как менеджеры. Развитие систем образования и здравоохранения привело к росту численности врачей, учителей и т.п. Способствовало расширению среднего класса и развитие сферы разнообразных услуг, значительная часть которых предполагала наличие у оказывающих их высокой квалификации. Кроме того, с 1930-х гг. в США, а с 1950-х гг. и в Западной Европе изменилась модель государственной социально-экономической политики, и приоритеты последней сместились от борьбы с бедностью в сторону поддержки СК.
Вследствие этих объективных процессов (а не просто общего роста благосостояния) в послевоенной Европе численность среднего и рабочего классов стала сначала сопоставима, а затем, под влиянием продолжающейся структурной перестройки экономики и активной социальной политики, и превзошла его. Представители этого нового класса, получающего доходы не только на свой труд, но и на ранее произведенные инвестиции (инкорпорированные - как в случае человеческого капитала, характеризующего менеджеров, профессионалов, полупрофессионалов и наиболее квалифицированных клерков, или существующие в виде более традиционных видов капитала (бизнес, акции, финансовые средства и т.д.) - как у представителей "старого" среднего класса), сами ощущали "особенность" своего положения в обществе и характеризовались поэтому спецификой их самоидентификаций.
Посмотрим с учетом вышесказанного на место СК в социальной структуре Рос-сии1 и начнем с ощущения россиянами вообще и "объективным" СК в частности своего места в обществе2. Для анализа этой проблемы используются обычно два теста - графический и вербальный. Использованная версия графического теста на идентификацию респондентами своего положения в обществе представляет собой вертикальную десятибалльную шкалу социальных статусов ("десятиступенчатая социальная лестница"), на которой респондент должен указать своё место. Этот графический тест успешно используется во многих международных исследованиях, в частности ISSP3, и позволяет не только построить характерные для каждого общества модели субъективной социальной структуры, но и сравнивать их друг с другом.
Модель социальной структуры современного российского общества. Модель субъективной социальной структуры России4 сильно вытянута по вертикали, при
1 В статье использованы данные общероссийских опросов Института комплексных социальных исследований РАН и Института социологии РАН 2000-2014 гг. (под рук. М.К. Горшкова) [Россия. 2004; Бедность и бедные. 2014; Тихонова, 2014].
2 Описание методологии, использованной для выделения СК, см. в статье М.К. Горшкова в этом же номере журнала (35-44). Описание выборки исследования "Средний класс в современной России. " (2014) дано там же (с. 36).
4 Модель строилась следующим образом: по оси ординат (поскольку статусные позиции вертикально ориентированы) откладывались процентные значения числа выбравших соответствующий балл, а затем, для придания фигуре симметрии, они зеркально откладывались в область отрицательных значений. Для сохранения пропорций модель была после этого "ужата" по оси абсцисс вдвое.
Рис. 1. Модель социальной структуры России на основе самооценок россиянами своего места в обществе, 2014 и 2000 гг.
Примечание. Численные значения, использовавшиеся для построения модели в 2014 г. (в скобках - данные
10 (высшая) - 1,4 (0,2)
9 позиция - 1,3 (0,1) 8 позиция - 4,5 (0,7) 7 позиция - 9,2 (1,8) 6 позиция - 17,5 (4,1)
5 позиция - 31,5 (16,1) 4 позиция - 18,0 (14,8) 3 позиция - 11,4 (24,4) 2 позиция - 3,6 (18,2) 1 (низшая) - 1,6 (19,6)
этом основная часть населения концентрируется на средних позициях, а наиболее популярной является 5-я снизу позиция (она же является и медианной; средний балл социального статуса по населению страны в целом составляет 5,18) (рис. 1). В начале "путинской эпохи", в 2000-м г., эта модель выглядела существенно иначе - тогда на нижних "ступенях социальной лестницы" "толпилось" достаточно много людей, считающих себя социальными аутсайдерами, самой массовой была третья снизу позиция, а на позициях от 6 и выше поместили себя считанные проценты россиян (рис. 1).
Таким образом, в самопозиционировании россиянами своего места в обществе за 2000-2014 гг. произошли поистине кардинальные изменения - большинство их перестало считать себя социальными аутсайдерами, а само российское общество стало обществом массового нижнего среднего класса. Нельзя ли в таком случае рассматривать российское общество как общество массового СК, ведь две трети в нем ставят себя на срединные 4-6 позиции? К сожалению, нет, потому что модель социальной структуры обществ, относящихся к обществам массового СК, выглядит иначе. Если рассмотреть субъективную социальную структуру этих обществ на примере Германии, то для нее характерна концентрация наибольшей доли граждан на 6, а не 5-й снизу позиции, а главное - средний балл самооценки своего социального статуса заметно выше, чем характерные для современной России 5,18 баллов.
Разница в моделях субъективной социальной структуры России и Германии, отражает различия в их объективной социальной структуре и обусловлена различиями в развитии экономик, особенностях занятости и уровне благосостояния их граждан, а следовательно - и самоощущении ими своего места в обществе. Так, если в Великобритании в первичном (сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, добывающие отрасли и т.д.) и вторичном (промышленость, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) секторе экономики занято всего 24%, а в Германии - 36% работающего населения, то в России в этих секторах занято 44%. При этом в четвертичном секторе экономики (информационные технологии, научные исследования, финансовые услуги и т.п.) в России занято всего 26% работающих при 36% в Германии и 38% - в Великобритании5. Но именно занятость в четвертичном секторе экономики наиболее характерна в условиях современного мира для заня
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
ГОРШКОВ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ — 2015 г.
ТИХОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА — 2014 г.
ТИХОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА — 2011 г.
ДАВЫДОВА НАДЕЖДА МАРКОВНА, ПОПОВА ИРИНА ПЕТРОВНА, ТИХОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА — 2004 г.
С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.
- Характерные черты общества потребления
- Теория Жана Бодрийяра
- Аргументы в защиту общества потребления
- Негативное влияние на личность человека
- Ситуация в России
- Как жить в обществе потребления – советы
Характерные черты общества потребления
К основным чертам социума потребителей относятся:
Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.
Теория Жана Бодрийяра
- Представляет собой самообман. В таком социуме нет ничего настоящего . Воздействию потребительства подвержены не только предметы, но и человеческие отношения, культура, религия, любовь к Отечеству. Феномены, попавшие под влияние, приобретают черты потребляемой вещи – служат отличительными знаками престижа и занимаемого ранга в социальной лестнице.
- Социум превращает личность в биосущество для переработки продуктов и возрастающих услуг.
- Наблюдается преобладание массовой культуры. Она вытесняет традиционные ценности как влияние модных тенденций на спрос на устаревшие вещи. На смену индивидуальности приходит ритуальность – знаки, маски, внешний вид без внутреннего стержня, содержания. Все является лишь пустой оболочкой.
- Введение культа тела. Тело становится упрощенным подобием души. Реклама призывает работать над красотой тела, создавать внешний вид, красивую оболочку.
Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.
Аргументы в защиту общества потребления
Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:
Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.
Негативное влияние на личность человека
Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.
Возвращение к животным инстинктам
В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.
Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.
Инфантилизация населения
Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.
Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.
Изменение отношения к труду
Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.
Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.
Зависимость от благ и кредитов
В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.
Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.
В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.
Ситуация в России
В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.
Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.
Как жить в обществе потребления – советы
В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:
- важно понимать, что населением в обществе управляют. Для освобождения от постороннего влияния следует стать неудобным рабом – четко осознавать, что большая часть желаний результат внушения извне;
- настороженно относиться к рекомендациям родственников, соседей, знакомых, друзей относительно какой-то покупки. Поскольку большая часть населения уже зависима от рекламных призывов. Советуя что –то своей знакомой, женщина выступает транслятором идей. То есть посредством родственника или приятеля реклама может добраться до любого;
- осознанность своих действий и поступков. Почаще спрашивать у себя – а нужно ли это приобретение? Можно ли без него обойтись? ;
- по возможности не брать кредиты – заранее обдумать, сколько придется поработать, чтобы выплатить долг банку;
- развитие собственного ума посредством чтения книг поможет мыслить глубже.
Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.
Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.
Читайте также: