Статусное потребление в современном российском обществе доклад

Обновлено: 05.07.2024

В защиту статусного потребления
Высокий доход является вполне нормальным маркером наличия хороших деловых качеств у человека. Безусловно, этого недостаточно, чтобы положительно оценивать человека в целом. Но это хороший плюс ему, если мы хотим быть объективны. Главное не забывать, что в некоторых не денежных нишах фигурируют совершенно другие маркеры успешности. Занимаясь, наукой, альпинизмом, искусством и различными видами творчества, можно вполне преуспевать и иметь признание при весьма скромных доходах от своей деятельности.

Кроме того, статусные вещи почти всегда имеют большую утилитарную ценность, чем их бюджетные аналоги. Автомобили дорогих марок оборудованы более комфортными и просторными салонами и имеют куда как более выдающиеся технические характеристики, например. И это справедливо даже для дорогих безделушек. Ведь если основная задача аксессуара украшать и производить впечатление, то дорогие аксессуары справляются с этой задачей намного лучше.

Проблемы статусного потребления
Прежде чем рассмотреть ситуацию с долговыми ямами, в которые закапывают себя горе-потребители, давайте рассмотрим чудесный механизм, заставляющий всё это дело работать.

А вот теперь добавим к этому личное имущество. Следите за руками: не собственное тело и не собственные дела, а вещи и предметы становятся поводом для того, чтобы оценивать себя. У меня хороший автомобиль, значит и я хорош, плохой автомобиль – я никчёмный неудачник. Вещи становятся как бы продолжением человека и их утилитарная ценность отходит на второй план.

Попробуйте сказать кому-то, что у него плохой сотовый телефон. Вы думаете, что критикуете модель конкретного производителя, а получается, что критикуете владельца этого телефона. Человек и правда думает, что вещь – это часть его самого. Сказать девушке, что у неё некрасивая сумка, это примерно как заявить, что у неё некрасиво уложены волосы. Не самое страшное оскорбление, но.

Собственно это и порождает разнообразные эмоциональные ошибки. Даёт одним чувство мнимого превосходства, а другим чувство мнимой неполноценности. Кстати, третьим это приносит баснословные прибыли.

Так, мужчина, добившись хороших результатов в продвижении по карьерной лестнице, окружает себя всевозможными материальными благами, подчёркивающими его состоятельность. Но при отсутствии должных навыков коммуникации и социального взаимодействия он рискует жестоко разочароваться из-за неудач в отношениях с противоположным полом, если будет полагаться только на свои материальные достижения.

Но намного более печальными являются ситуации, когда люди недооценивают себя и перестают верить в свои силы только потому, что живут беднее чем те, кто их окружает. А если к этому добавляется пренебрежительное отношение окружающих (а оно часто добавляется), то ситуация принимает настолько мерзкий и отвратительный характер, что в пору говорить об озверении людей, ведь подобное социальное унижение человека – самое что ни на есть прямое проявление чисто обезьяньего иерархического инстинкта. Ведь в человеческом обществе иерархический инстинкт окультурен и проявляется в первую очередь в виде признания и возвышения реальных достоинств, а не в виде унижения и пренебрежения за мифические недостатки.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОТРЕБЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА - тема научной статьи по социологии из журнала Социологические исследования

проблем самого СК, до настоящего времени отсутствует, хотя в принципе возможен. Это отсутствие обуславливается не столько какими-то фундаментальными причинами, включая ограниченность финансовых возможностей государства, сколько непониманием взаимных ожиданий. Государство ждет от СК роста ответственности в решении имеющихся социальных проблем, СК в принципе к этому готов, но ресурсы его недостаточны для того, чтобы принять на себя всю полноту такой ответственности. С другой стороны, СК ждет от государства более четких, прозрачных и устойчивых "правил игры" в социальной сфере, которые позволили бы ему повысить эффективность своего финансового участия. Прежде всего, в части долгосрочных вложений, а также повышения качества работы социальной инфраструктуры страны, и, особенно, гарантий соблюдения существующего в стране трудового и социального законодательства на фоне экономического роста за счет опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999.

Россия - новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Наука, 2004.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОТРЕБЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА

Аннотация. В статье на материалах общероссийских исследований ИС РАН рассматривается динамика среднего класса (СК). Показано, что российское общество стало обществом массового нижнего среднего класса. Дана оценка возможностей и условий расширения СК в России. Показано, что численное доминирование в составе СК периферийных для него позиций обуславливается моделью российской экономики, где относительно низка доля позиций профессионалов, руководителей и предпринимателей. Продемонстрировано, что для российского СК характерны специфические слоевые идентичности, что позволяет говорить о начале формирования в нем классового сознания. Приводятся особенности образа жизни и потребления СК. Показано, что при сохранении значительного отрыва от остальных россиян за период с 2003 г. представители СК характеризовались в России худшей динамикой показателей. Наименее благополучным было положение ядра СК.

Ключевые слова: средний класс • средние слои • социальная структура • социальная стратификация • стили жизни • идентичности • потребительские стандарты • Россия

Вряд ли найдется в российской социологической литературе, посвященной стратификационной проблематике, проблема, вызывающая такой интерес, как средний класс [Средние классы. 2003; Шкаратан, 2009; Авраамова, 2008; Беляева, 2007; Ки-

винен, 2004; Белановский, Дмитриев и др., 2010; Тихонова, Мареева, 2009 и др.]. И это естественно. С одной стороны, именно СК выполняет в современном обществе очень важные функции (поддержание социально-политической стабильности, обеспечение экономики высококвалифицированной рабочей силой и т.д.), а с другой - по сравнению с другими классами он даже в мире возник по историческим меркам сравнительно недавно, а в России говорить о нем как о социальном субъекте стало возможно только в конце прошлого века.

Возникновение массового СК связывается обычно с переходом в ХХ в. западных стран к позднеиндустриальному этапу развития, что привело к значительному расширению слоев населения, которые нельзя отнести ни к бедным, ни к богатым. Рост производства, его усложнение и укрупнение требовали все большего количества квалифицированных работников, в том числе и такой новой массовой категории как менеджеры. Развитие систем образования и здравоохранения привело к росту численности врачей, учителей и т.п. Способствовало расширению среднего класса и развитие сферы разнообразных услуг, значительная часть которых предполагала наличие у оказывающих их высокой квалификации. Кроме того, с 1930-х гг. в США, а с 1950-х гг. и в Западной Европе изменилась модель государственной социально-экономической политики, и приоритеты последней сместились от борьбы с бедностью в сторону поддержки СК.

Вследствие этих объективных процессов (а не просто общего роста благосостояния) в послевоенной Европе численность среднего и рабочего классов стала сначала сопоставима, а затем, под влиянием продолжающейся структурной перестройки экономики и активной социальной политики, и превзошла его. Представители этого нового класса, получающего доходы не только на свой труд, но и на ранее произведенные инвестиции (инкорпорированные - как в случае человеческого капитала, характеризующего менеджеров, профессионалов, полупрофессионалов и наиболее квалифицированных клерков, или существующие в виде более традиционных видов капитала (бизнес, акции, финансовые средства и т.д.) - как у представителей "старого" среднего класса), сами ощущали "особенность" своего положения в обществе и характеризовались поэтому спецификой их самоидентификаций.

Посмотрим с учетом вышесказанного на место СК в социальной структуре Рос-сии1 и начнем с ощущения россиянами вообще и "объективным" СК в частности своего места в обществе2. Для анализа этой проблемы используются обычно два теста - графический и вербальный. Использованная версия графического теста на идентификацию респондентами своего положения в обществе представляет собой вертикальную десятибалльную шкалу социальных статусов ("десятиступенчатая социальная лестница"), на которой респондент должен указать своё место. Этот графический тест успешно используется во многих международных исследованиях, в частности ISSP3, и позволяет не только построить характерные для каждого общества модели субъективной социальной структуры, но и сравнивать их друг с другом.

Модель социальной структуры современного российского общества. Модель субъективной социальной структуры России4 сильно вытянута по вертикали, при

1 В статье использованы данные общероссийских опросов Института комплексных социальных исследований РАН и Института социологии РАН 2000-2014 гг. (под рук. М.К. Горшкова) [Россия. 2004; Бедность и бедные. 2014; Тихонова, 2014].

2 Описание методологии, использованной для выделения СК, см. в статье М.К. Горшкова в этом же номере журнала (35-44). Описание выборки исследования "Средний класс в современной России. " (2014) дано там же (с. 36).

4 Модель строилась следующим образом: по оси ординат (поскольку статусные позиции вертикально ориентированы) откладывались процентные значения числа выбравших соответствующий балл, а затем, для придания фигуре симметрии, они зеркально откладывались в область отрицательных значений. Для сохранения пропорций модель была после этого "ужата" по оси абсцисс вдвое.

Рис. 1. Модель социальной структуры России на основе самооценок россиянами своего места в обществе, 2014 и 2000 гг.

Примечание. Численные значения, использовавшиеся для построения модели в 2014 г. (в скобках - данные

10 (высшая) - 1,4 (0,2)

9 позиция - 1,3 (0,1) 8 позиция - 4,5 (0,7) 7 позиция - 9,2 (1,8) 6 позиция - 17,5 (4,1)

5 позиция - 31,5 (16,1) 4 позиция - 18,0 (14,8) 3 позиция - 11,4 (24,4) 2 позиция - 3,6 (18,2) 1 (низшая) - 1,6 (19,6)

этом основная часть населения концентрируется на средних позициях, а наиболее популярной является 5-я снизу позиция (она же является и медианной; средний балл социального статуса по населению страны в целом составляет 5,18) (рис. 1). В начале "путинской эпохи", в 2000-м г., эта модель выглядела существенно иначе - тогда на нижних "ступенях социальной лестницы" "толпилось" достаточно много людей, считающих себя социальными аутсайдерами, самой массовой была третья снизу позиция, а на позициях от 6 и выше поместили себя считанные проценты россиян (рис. 1).

Таким образом, в самопозиционировании россиянами своего места в обществе за 2000-2014 гг. произошли поистине кардинальные изменения - большинство их перестало считать себя социальными аутсайдерами, а само российское общество стало обществом массового нижнего среднего класса. Нельзя ли в таком случае рассматривать российское общество как общество массового СК, ведь две трети в нем ставят себя на срединные 4-6 позиции? К сожалению, нет, потому что модель социальной структуры обществ, относящихся к обществам массового СК, выглядит иначе. Если рассмотреть субъективную социальную структуру этих обществ на примере Германии, то для нее характерна концентрация наибольшей доли граждан на 6, а не 5-й снизу позиции, а главное - средний балл самооценки своего социального статуса заметно выше, чем характерные для современной России 5,18 баллов.

Разница в моделях субъективной социальной структуры России и Германии, отражает различия в их объективной социальной структуре и обусловлена различиями в развитии экономик, особенностях занятости и уровне благосостояния их граждан, а следовательно - и самоощущении ими своего места в обществе. Так, если в Великобритании в первичном (сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, добывающие отрасли и т.д.) и вторичном (промышленость, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) секторе экономики занято всего 24%, а в Германии - 36% работающего населения, то в России в этих секторах занято 44%. При этом в четвертичном секторе экономики (информационные технологии, научные исследования, финансовые услуги и т.п.) в России занято всего 26% работающих при 36% в Германии и 38% - в Великобритании5. Но именно занятость в четвертичном секторе экономики наиболее характерна в условиях современного мира для заня

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ГОРШКОВ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ — 2015 г.

ТИХОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА — 2014 г.

ТИХОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА — 2011 г.

ДАВЫДОВА НАДЕЖДА МАРКОВНА, ПОПОВА ИРИНА ПЕТРОВНА, ТИХОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА — 2004 г.

С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.

  • Характерные черты общества потребления
  • Теория Жана Бодрийяра
  • Аргументы в защиту общества потребления
  • Негативное влияние на личность человека
  • Ситуация в России
  • Как жить в обществе потребления – советы

Характерные черты общества потребления

общество массового потребления

К основным чертам социума потребителей относятся:

Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.

Теория Жана Бодрийяра

жан бодрийяр общество потребления

  1. Представляет собой самообман. В таком социуме нет ничего настоящего . Воздействию потребительства подвержены не только предметы, но и человеческие отношения, культура, религия, любовь к Отечеству. Феномены, попавшие под влияние, приобретают черты потребляемой вещи – служат отличительными знаками престижа и занимаемого ранга в социальной лестнице.
  2. Социум превращает личность в биосущество для переработки продуктов и возрастающих услуг.
  3. Наблюдается преобладание массовой культуры. Она вытесняет традиционные ценности как влияние модных тенденций на спрос на устаревшие вещи. На смену индивидуальности приходит ритуальность – знаки, маски, внешний вид без внутреннего стержня, содержания. Все является лишь пустой оболочкой.
  4. Введение культа тела. Тело становится упрощенным подобием души. Реклама призывает работать над красотой тела, создавать внешний вид, красивую оболочку.

Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.

Аргументы в защиту общества потребления

человек в обществе потребления

Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:

Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.

Негативное влияние на личность человека

общество потребления ценности

Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.

Возвращение к животным инстинктам

В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.

Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.

Инфантилизация населения

Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.

Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.

Изменение отношения к труду

Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.

Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.

жизнь в обществе потребления

Зависимость от благ и кредитов

В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.

Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.

В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.

Ситуация в России

В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.

Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.

современное общество потребления

Как жить в обществе потребления – советы

В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:

  • важно понимать, что населением в обществе управляют. Для освобождения от постороннего влияния следует стать неудобным рабом – четко осознавать, что большая часть желаний результат внушения извне;
  • настороженно относиться к рекомендациям родственников, соседей, знакомых, друзей относительно какой-то покупки. Поскольку большая часть населения уже зависима от рекламных призывов. Советуя что –то своей знакомой, женщина выступает транслятором идей. То есть посредством родственника или приятеля реклама может добраться до любого;
  • осознанность своих действий и поступков. Почаще спрашивать у себя – а нужно ли это приобретение? Можно ли без него обойтись? ;
  • по возможности не брать кредиты – заранее обдумать, сколько придется поработать, чтобы выплатить долг банку;
  • развитие собственного ума посредством чтения книг поможет мыслить глубже.

Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.

Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.

Читайте также: