Характеристика общественной организации осуществляющей защиту прав человека в рф доклад

Обновлено: 18.05.2024

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип "суверенитета человеческой личности", основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Переживаемый нашей страной период системных общественно — политических перемен и в научном, и в практическом планах с особой остротой ставит вопрос об отношениях между государством и обществом, о характере и динамике этих отношений.

Насколько важно государству, как политической организации развитие гражданского общества, стремление к построению истинной демократии?

Процесс демократических преобразований российского общества, его политическое, экономическое и социальное реформирование, создание истинно демократического, правового государства невозможны без обеспечения защиты прав человека.

Таким образом, соблюдение и защита прав и свобод человека со стороны государства — одна из целей, осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, гарантировать личную свободу, неприкосновенность, социальную защищенность, создать достойные условия жизни, реализацию его культурного и творческого потенциалов и участие в политической жизни.

Важное место в системе защиты прав и свобод человека занимают негосударственные некоммерческие правозащитные организации.

Глава 1. История, определения и виды правозащитных организаций

1.1 История возникновения правозащитных организаций в России

Возникновение правозащитных (правозаступнических) организаций в России и их видов имеет давнюю историю.

1. Появление правозаступничества связано, прежде всего, с тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка, и лица, ею не обладающие, вынуждены обращаться к специалистам в области права.

Впервые о судебном представительстве упоминается в законодательных актах 15 века — Псковской и Новгородской судных грамотах. В них закреплено, что обязанности судебных представителей, кроме родственников тяжущихся (Новгородская судная грамота — ст. 16, 17, 18), могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью (Псковская судная грамота — ст. 68, 69).

Вместе с тем, законодательной регламентации представительства не было и состав лиц, осуществляющих эту функцию, был весьма разнообразен.

Историю отечественных правозащитных организаций можно исчислять с момента образования в 1976 году в Москве Индивидуальной группы по правам человека. Создание первой советской правозащитной организации стало ответом на подписание 1 августа 1975 г. Заключительного Акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) СССР 33 европейскими государствами, а так же США и Канадой. 12 мая 1976 года на пресс-конференции, созванной А.Д. Сахаровым, профессор Юрий Орлов объявил о создании Группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР (или как её стали называть — Московской Хельсинской Группы (МХГ).

Вообще историю появления правозащитного движения в нашей стране необходимо рассматривать, по меньшей мере, в первом приближении трех составляющих: стихийные экономические протесты, диссидентство, культурное многообразие. Интересным представляется тот факт, что власти допускали существование последнего, понимая, что ослабление порожденной революцией веры в идеалы социализма и коммунизма требует хотя бы частичного заполнения создавшегося вакуума с тем, чтобы не допускать деградации и деморализации общественной жизни. Одновременно это был и способ свести к минимуму диссидентство, не допустить, чтобы оно приобрело массовый характер.

Днем рождения правозащитного движения в нашей стране, по мнению известного общественного деятеля — правозащитника, председателя Московской Хельсинской Группы Людмилы Алексеевой, можно считать 5 декабря 1965 года, когда в Москве состоялась первая демонстрация на Пушкинской площади под правозащитными лозунгами.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 35018
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Н.В. ЗБАРАЖСКИЙ,

Статья посвящена роли государственных и негосударственных правозащитных организаций в деле защиты прав и основных свобод человека и гражданина в России.

Ключевые слова: права человека, правозащитные организации.

The article is devoted to the role of important state and non-governmental human rights organizations in the protection of human rights and fundamental freedoms and civil rights in Russia.

Keywords: human rights, human rights organizations.

Права и свободы человека являются мощным пластом общечеловеческой культуры, выступают как ценностный ориентир, эталон и инструмент цивилизованного взаимодействия между людьми и государством. В современном мире у нас и за рубежом тема прав человека является весьма дискуссионной: горячо обсуждаются вопросы, связанные с пониманием прав и свобод человека, механизмов их реализации, субъектов и объектов данной сферы. Вопрос о правах человека не является надуманным. Через анализ сферы прав человека можно многое узнать о степени развитости гражданского общества, правового государства, о месте и роли индивида в системе общественных отношений[1].

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которые привлекают и вызывают озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом[3]. Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей[4].

В современной системе защиты прав и свобод человека в России можно выделить государственные и негосударственные институты защиты прав человека. К числу государственных институтов относятся: судебная, правоохранительная система, институт уполномоченного по правам человека. Негосударственным институтом в сфере защиты прав человека являются неправительственные правозащитные организации.

Среди средств государственной защиты судебная защита занимает особое место, поскольку осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставах общественных объединений.

В отличие от правительственных учреждений неправительственные правозащитные организации ведут свою деятельность на добровольных началах и выступают, прежде всего, в роли общественного контроля за государственной властью в сфере соблюдения прав человека.

Государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутренние дела. Объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, а их уставы принимаются ими самостоятельно.

Как правило, правозащитные организации не являются массовыми, а их программные (уставные) цели ограничиваются кругом вполне конкретных проблем.

Определенные особенности и специфические признаки, присущие правозащитным организациям, позволяют выделить их как особый вид общественных объединений. К таким особенностям относятся: их целевое назначение; некоммерческий характер деятельности; независимость от государства, а также отсутствие политической направленности в работе организаций.

Целевое назначение неправительственных правозащитных организаций — повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав. При этом спектр деятельности таких организаций широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пикетов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работой, приема населения, бесплатного консультирования по юридическим вопросам, работы с конкретными жалобами. Кроме того, они специализируются на защите прав определенных категорий населения (детей, беженцев, инвалидов, заключенных), по отдельным ви-дам нарушений прав человека (на жизнь, на свободу передвижения, избирательных прав и т. д.), занимаются комплексными проблемами, относящимися к правам человека (образованием и просвещением в области прав человека, мониторингом прав человека, международным сотрудничеством).В целом они имеют ряд общих функций., в частности это выражение запросов граждан; поощрение свободы выражения мнения; вовлечение общественности в демократические процессы; защита прав человека.

Главная особенность неправительственных правозащитных организаций — создание на добровольной основе, т.е. по инициативе отдельных или группы граждан, без участия государственных органов и носят некоммерческий характер, их бюджет формируется из взносов членов организации, пожертвований и других источников.

Независимость источников финансирования правозащитных организаций позволяет им осуществлять деятельность в области защиты прав человека, свободную от влияния властных структур. При этом правозащитники могут и даже должны взаимодействовать с представителями органов государственной власти в целях достижения своих уставных задач, т.к. от них порой зависит принятие политически значимых решений.

Таким образом, выступая в защиту прав человека, правозащитные организации долж-ны не способствовать противостоянию человека государству и его органам, а содействовать государству в защите прав человека и вести к учету интересов человека и государства, реальному соблюдению провозглашенных прав.

1 Гайсина А.В. Система защиты прав человека в современной России: Дисс. . канд. полит. наук. — Екатеринбург, 2004. С. 4.

3 Гущин В.З. Некоторые аспекты защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 21. — С. 44.

4 Курскова Г.Ю. Система защиты прав и свобод человека в Российской Федерации // Вестник РГГУ. — 2009. — С. 39.

Правозащитные общественные организации — организации, которые выступают в защиту прав человека, отстаивающие гражданские, политические, социальные и иные права и свободы, которые зафиксированы в Конституции Российской Федерации и различных международных документах, ратифицированных Россией. В отличие от экологических, национальных, идеологических организаций правозащитные организации не имеют отдельной позиции по различным вопросам. Они не являются политическими объединениями, поэтому не ставят перед собой политических задач.

Содержание

↑Правозащитное движение в мире

Различные организации выдвигали такие цели, которые сейчас ретроспективно можно назвать правозащитными. Однако если иметь в виду то, что сейчас принято понимать под правозащитой, то начинать нужно со времен создания ООН и принятия Декларации прав человека, которая и послужила отправной точкой для создания множества межгосударственных, государственных и негосударственных организаций. Если говорить о межгосударственных инстанциях, то среди первых можно назвать Совет по правам человека ООН (до 2006 г. – Комиссия по правам человека), а также Совет безопасности ООН. Многие другие органы ООН также связаны с правами человека, поскольку защищают некоторые из них: например, Комитет по правам детей, Комитет по ликвидации расовой дискриминации или Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Названные здесь организации являются наиболее известными. Существует множество других: с более узкими темами, имеющими региональную привязку в своей деятельности.

↑Правозащитное движение в СССР и России (до 2000-х годов)

Правозащитное движение появилось еще в СССР. Толчком к его появлению послужил XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущевым была озвучена критика культа личности И.В. Сталина. Событием, в связи с которым впервые были совершены действия, которые можно назвать полноценно правозащитными, стало дело Ю. Даниэля и А. Синявского: в СССР впервые прошла демонстрация под правозащитными лозунгами в защиту писателей. Дело Даниэля-Синявского послужило стимулом для развития собственно правозащитного движения.

Правозащитники использовали многие сложившиеся в 60-е гг. в СССР механизмы: самиздат, открытые письма, петиции, которые подписывались известными общественными и научными деятелями и демонстраций.

Вначале у советских правозащитников не было организаций. В 1969 г. появляется Инициативная группа по защите прав человека в СССР (состояла преимущественно из москвичей и ленинградцев), которая поставила своей целью информирование ООН о положении с нарушением прав человека в СССР. Инициативная группа отправила в эту международную организацию три письма, которые остались незамеченными. Многих участников группы арестовали. В 1972 г. они пытались обращаться в иные международные инстанции: Международную лигу прав человека, к 5-му международному съезду психиатров в Мехико; а потом и к новому генсеку ООН. У данной группы не было четкого членства и программы работы. Постепенно из-за арестов деятельность группы сошла на нет.

Этой организации первой удалось добиться международного признания: она стала ассоциированным членом Международной лиги прав человека и Международного института прав человека. Они поддерживали регулярные контакты с этими международными организациями по телефону, обменивались документами. Однако к середине 70-х годов из-за эмиграции и арестов комитет прекратил деятельность.

После того как СССР подписало Хельсинкские соглашения и СССР обязал себя следовать в своей политике многим правам человека, возникла Московская Хельсинкская группа (МХГ). Ей удалось наладить нормальное взаимодействие с западными корреспондентами в Москве, а также, что даже более значимо, с различными группами инакомыслящих по всему СССР. При МХГ с начала 1977 г. действовала Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, которая показала себя как высокоэффективная организация. Членам рабочей комиссии в течение четырех лет удалось освободить из психиатрических больниц большое количество людей. Во многом благодаря активной работе с международными организациями. Например, международный съезд психиатров в Гонолулу осудил использование карательной психиатрии.

Совместно с МХГ работали религиозные организации, которые защищали права верующих. Несмотря на то что изначально они были организованы по конфессиональному признаку (пятидесятники, адвентисты, баптисты, православные, католики), действуя в рамках правозащитных организаций они делали совместные заявления.

В этот период деятельность правозащитных организаций нередко финансируется из-за рубежа, во многом по причине того, что в России 90-х гг. нет фондов или иных организаций, которые могли бы заниматься поддержкой правозащитной деятельности.

После чеченских событий отношения правозащитного сообщества и властей стали боле напряженными, хотя нельзя утверждать, что они были безоблачными в первой половине 90-х гг. Критика правозащитниками нарушений прав человека в армии, в тюрьмах, в милиции не прекращалась, однако с некоторых пор вера в то, что возможно более или менее эффективное взаимодействие с представителями власти в искоренении проблем с правами человека, стала снижаться.

В 90-е годы появилось много региональных и федеральных правозащитных общественных организаций. Перечислять их не имеет практического смысла, поскольку некоторые из них просуществовали непродолжительное время. Но если описывать общие тенденции, то отметим следующие:

В 90-е годы впервые за историю правозащитного движения в России организации смогли действовать свободно, не бояться политического преследования, свободно заявлять о своей позиции по внутри- и внешнеполитическим вопросам. У правозащитных НКО появляются различные источники финансирования, которые позволяют им работать на более профессиональном уровне. Однако отношения с органами власти в этот период не однозначны. Государственные органы нередко болезненно реагировали на критику, зачастую ее игнорировали.

↑Современное положение правозащитного движения в России

В 2000-х годах правозащитные организации в России развивают те тенденции, которые были заложены в годах 90-х. Но возникают некоторые трудности. Из-за изменений в законодательстве – в первую очередь по вопросам финансирования общественных организаций зарубежными фондами, а также изменений относительно статуса НКО – правозащитникам становится сложнее привлекать средства для своей деятельности. В некоторой степени проблема финансирования решается тем, что созданная в 2005 г. Общественная палата РФ имеет свой грантовый фонд, средства из которого идут в том числе на поддержку правозащитной активности.

Многие правозащитные организации пытаются более плотно работать с государством. Например, входят в общественные советы при исполнительных органах власти, таких как Министерство внутренних дел, Федеральная служба исполнения наказаний. Однако не всегда ясно, насколько такая работа продуктивна, поскольку нередко стороны критикуют друг друга за неуступчивость и нежелание посмотреть на ситуацию глазами оппонента. Однако, так или иначе, количество каналов, по которым общественность в лице правозащитных общественных организаций может взаимодействовать с властью, растет. В какой-то мере это можно считать достижением правозащитного сообщества, несмотря на то что качество работы этих каналов оценивается по-разному.

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: