Совершенство языка и стиля в произведениях и с тургенева доклад

Обновлено: 25.06.2024

Читать правильные книги — значит расти и развиваться, наполняя свой разум умными мыслями.

Творчество Тургенева является бесценным для коллекции классических произведений, которые благоприятным образом могут отразиться на понимании прекрасного. Примером его удивительного писательского таланта может стать роман Отцы и дети читать. Прочитать его должен каждый человек. В тексте затрагивается немало глубоких моментов, которые заставляют задуматься о жизни. Автора смело можно назвать русским прозаиком.

Работы Тургенева уникальны тем, что он считал форму и содержание единым целым. Писатель делал понимание красоты более широким и ёмким. Он словно открывал новые грани языка и умел очень точно донести мысль. Именно Тургенев стал первооткрывателем такого жанра в литературе, как стихотворение в прозе.

Тексты автора отличаются простотой в части восприятия. В то же врем, они наполнены динамичностью. Сюжеты порой очень замысловатые и глубокие. Режиссёры не раз концентрировали внимание на том, что его произведения очень легко можно превратить в кинематографический сценарий. При этом в текстах Тургенева есть место и для классической строгости. Он очень любил античных авторов, и очень многое от них перенял.

Иван Тургенев очень любил писать про дворянство. Именно поэтому часто местом действий выступают усадьбы знатных людей. Композиция текста у Тургенева особенная. Она выделяет его среди других знаменитых авторов того времени. В его работах нет места для многообразия сюжетных линий. Он обозначает идею. После чего просто идёт к намеченной цели.

Работы Тургенева удивительно отражают события тех времён. С произведениями автора нужно ознакомиться в обязательном порядке. Это касается всех, кто отдаёт предпочтение грамотно построенным, логическим и правильным текстам. Тургенев создал немало удивительных произведений, которые достойны наивысших похвал. Его тексты пропитаны любовью и теплом. При этом сюжет может быть очень интересным. Поспешите убедиться в этом лично, просто подключившись к сети Интернет.


Напоминаем нашим читателям, что вы можете подписаться на 2022 год в настоящее время. Для этого посетите любое почтовое отделение связи.

- лиризм, мелодичность; ритм в каждом стихотворении в прозе подчинён авторской интонации;

- выразительность, передающая то радость, то восторг, то смятение;

- философские раздумья над основными вопросами, волнующими человека;

- краткость, символичность, когда обыкновенная деталь превращается в символ;

Нужно научиться гордиться своей страной, своей культурой, языком. Научиться любить свою страну можно, научившись ценить русский язык, русское слово.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".

Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки.


Творческая индивидуальность как компонент профессионально-педагогической культуры педагога

Развитие творческих способностей детей-сирот.

Возможности использования мультимедийных презентаций для развития творческой индивидуальности учащихся

Практически все мероприятия, уроки не исключение, в настоящее время проводятся с использованием программы PowerPoint. Количество презентаций с каждым годом растёт, их используют на урок.

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз.

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз.

Открытый урок (элективный курс 10 класс) Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей И.С. Тургенева и И.А. Гончарова

Сравнение творческий индивидуальности писатетей М.С. Тургенева и И.А. Гончарова.

Основные факты биографии Ивана Сергеевича Тургенева - русского писателя-реалиста, поэта, публициста, драматурга, переводчика. Рассмотрение особенностей тургеневского сарказма на примере трех стихотворений в прозе: "Щи", "Два богача" и "Мы еще повоюем!".

Рубрика Литература
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 03.10.2014
Размер файла 13,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальность темы заключается в том, что стихи в прозе И.С. Тургенева уникальны, в принципе, как и другие его виды литературного творчества. Но изюминкой именно тургеневских прозаических стихов является то, что в маленьком произведении можно увидеть столько душевных переживаний и глубокого смысла!

Целью нашего эссе является показать всю уникальность авторской задумки на примере стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Для достижения цели была выдвинута только одна, но очень значимая задача - показать именно тургеневский стиль.

Метод анализа: исключительно самостоятельное, то есть без использования готовых работ других авторов, соответственно, в списке литературы только произведения И. Тургенева.

Особый стиль - стиль Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев - это именно тот писатель, которого можно назвать универсальным (проза, поэзия), то же самое следует сказать и о его человеческих и профессиональных качествах: критик и романтик в одном лице.

В прозаическом стихотворении "Два богача" И.С. Тургенев говорит о двух богачах с явно выраженным уважением к человеческому состраданию, не смотря на социальный статус и материальное благополучие. В этом стихотворении, невзирая на название, на самом деле богатый только один человек Ротшильд, который славился не только своим благосостоянием, но и щедростью. Второй богач у Тургенева - это бедный крестьянин, который приютил сироту, учитывая тот факт, что в доме на еду едва хватало:

-- Возьмем мы Катьку, -- говорила баба, -- последние наши гроши на нее пойдут, -- нe на что будет соли добыть, похлебку посолить.

-- А мы ее… и не соленую, -- ответил мужик, ее муж. [1]

То есть в данной ситуации Тургенев называет богачом бедного крестьянина, поскольку, бескорыстие и душевная доброта - это и есть самое большое богатство:

Далеко Ротшильду до этого мужика! [1]

1. Не стоит обращать внимание на щедрость от изобилия. Ведь богатый жертвует сотнями монет, когда у него их миллионы, а бедный снимает последнюю рубашку чтобы согреть ближнего. То есть нужно ценить тех людей (и быть такими же), которые протягивают руку помощи даже в трудный для себя же момент.

2. Не стоит ставить четкой грани между богатством и бедностью.

Тургеневский сарказм не всегда можно понять, а вот заметить ноты черного юмора, при этом юмор его не является в этом случае пошлым и грубым, а выступает в качестве упрека. Рассмотрим этот вариант в следующем стихе в прозе "Щи":

"Господи! -- подумала барыня. -- Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!" [1]

Такое высказывание сделала барыня, которая пришла выразить свои соболезнования матери потерявшей сына. Она не могла понять, как в такой момент у женщины возможен аппетит. Но, а с другой стороны, адекватной реакции на подобное горе быть не может, и каждый реагирует на печальные события по-своему.

-- Вася мой помер, -- тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. -- Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные. [1]

Так женщина объяснила, почему аппетит ее не пропал, причем объяснила с иронией. Почему ирония? В данной ситуации женщина вообще никому ничего не должна объяснять - это, во-первых. Во-вторых, "ведь они посоленные" - такое оправдание мог придумать только Тургенев, что и отличает его от других литературных творцов. Но и это еще не все, финал данной истории еще более ироничный и с элементами черного юмора:

Барыня только плечами пожала -- и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.[1]

Почему мы решили, что в конечной фразе присутствует черный юмор? Да, очень просто: как можно в такой момент думать о соли, тем более о ее стоимости?!

Кроме сарказма и иронии в творчестве Тургенева можно увидеть, что автор обладает великим оптимизмом, что видно в произведении "Мы еще повоюем!"

Здесь мы замечаем сплетение двух совершенно разных видов эмоций: негодование и восхищение. Негодование проявляется в следующей фразе:

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель -- и полно![1]

Тут И.С. Тургенев возмущен бесстрашием маленькой птички - это же глупо! С другой стороны глупо бояться и всю жизнь жить в страхе, как премудрый пескарь из сказки Салтыкова-Щедрина.

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся -- и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

-- Мы еще повоюем, черт возьми! [1]

А здесь однозначное восхищение, которое переросло в боевое настроение. Не смотря на все превратности в жизни, с проблемами стоит бороться, ведь жизнь - одна, и стоит жить всем "ястребам" на зло!

Рассмотрев три стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева можно подчеркнуть одну общую черту - невзирая на небольшой объем литературных творений, они являются насыщенными, поучительными и содержательными. То есть, здесь нет "воды" и большого числа эпитетов, и при этом четко передан смысл и эмоции.

тургенев сарказм стихотворение проза

Тургенев - сам по себе неординарный человек, что видно в его творчестве и доказано в нашем эссе - а значит, актуальность темы доказана, соответственно выполнены цель и задача. Следовательно, наше эссе может быть использовано, как одно из информативных материалов для других научных работ.

На протяжении написания эссе мы анализировали три стихотворения в прозе И.С. Тургенева, которые несли в себе абсолютно разный смысл и настроение, но эмоциональность и твердость характера присуща во всех трех вариантах, несмотря на короткое содержание произведений.

Подобные документы

Жизнь и творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Мантия доктора Оксфордского университета. Страстная любовь к охоте. Западничество - роман "Накануне". Личная жизнь писателя: любовь к Полине Виардо. Стихи в прозе, роман "Отцы и дети".

презентация [4,6 M], добавлен 04.11.2014

Краткая биографическая справка из жизни И.С. Тургенева. Образование и начало литературной деятельности Ивана Сергеевича. Личная жизнь Тургенева. Работы писателя: "Записки охотника", роман "Накануне". Реакция общественности на творчество Ивана Тургенева.

презентация [842,5 K], добавлен 01.06.2014

Краткая биография русского прозаика, поэта, драматурга, критика, публициста, мемуариста и переводчика И Тургенева. Его переход от поэтических опытов к "Запискам охотника", роль дружбы с Белинским на данном этапе. Мнение критиков о произведении Тургенева.

презентация [742,2 K], добавлен 21.11.2013

Исследование детских годов, образования и первых проб пера Ивана Сергеевича Тургенева. Описания его научной деятельности за границей. Возвращение в Россию и служба в Министерстве внутренних дел. Изучение сюжетных линий и героев произведений писателя.

презентация [197,5 K], добавлен 16.05.2013

История семьи Тургеневых с времен Ивана Грозного. Образование, обучение в Германии Ивана Сергеевича, начало литературной деятельности. Обзор творчества, основные произведения писателя. Значение личности Тургенева и его деятельности для русской литературы.

презентация [788,1 K], добавлен 20.12.2012

Особенности жанра деревенской прозы в русской литературе. Жизнь и творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Оригинальность характера обычного мужика в рассказах писателя. Юридическая незащищенность крестьян в "Записках охотника".

контрольная работа [55,6 K], добавлен 12.12.2010

Роль творчества Тургенева в истории русской и мировой литературы. Формирование эстетических взглядов писателя и особенности тургеневского стиля: объективность повествования, диалогичность и психологический подтекст. Жанровое своеобразие прозы писателя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава 1. Наука о типах речи…………………………………………………………………4

1.1 Возникновение типов речи…………………………………………………. 4

1.2 Языковые средства создания описания, повествования,рассуждения………………………………………………………………………………..4-6

Глава 2. Исследование роли типов речи и языковых средств их

создания в произведениях И.С. Тургенева……………………………………………. 8

2.1 Исследование языковых средств создания текстов разных типов

2.2.Исследование языковых средств создания текстов разных типов

речи в романах и повестях И.С. Тургенева………………………………………. 9-10

«Роль типов речи и языковых средств их создания

Калинина Владилена Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 10 класс

Россия Забайкальский край село Хушенга

Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Цельработы выявить языковые средства в текстах разных типов речи, как повествование, описание и рассуждения и определить роль ФСТР в произведениях И. С. Тургенева.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач :

- исследование теоретических предпосылок возникновения типов речи,

- исследование и анализ языковых средств при создании текстов разных типов речи.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования мною были определены следующие методы:

Полученные данные и выводы: Функционально-смысловой тип речи - это своего рода модель коммуникации, а формируемый в рамках речевой ситуации текст решает определённую коммуникативную задачу. В зависимости от этого избирается и способ изложения.

«Роль типов речи и языковых средств их создания

Калинина Владилена Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 10 класс

Россия Забайкальский край село Хушенга

План исследования.

Вопрос: Какие функционально-смысловые типы речи используются И.С. Тургеневым в произведениях?Какова роль языковых средств каждогофункционально-смыслового типа речи?

Гипотеза: функционально-смысловые части речи с помощью языковых средствпередают чувства, переживания героя в произведениях И.С. Тургенева.

Описание метода: теоритический метод включал в себя анализ филологической литературы по заданной проблеме,анализ языковых единиц по уровням, был направлен на изучение в рассматриваемом тексте отдельных частей для углубленного изучения;эмпирический метод –это актуализация признаков каждого ФСТР с типом речи текста, сопоставление признаков и определение текста к ФСТР.

Библиография:

1. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 200

«Роль типов речи и языковых средств их создания

Калинина Владилена Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 10 класс

Россия Забайкальский край село Хушенга

Глава 1. Наука о типах речи

1.1 Возникновение типов речи

Функционально-смысловые типы речи сложились в результате сознательной целенаправленной деятельности языкового коллектива, перед которым встала необходимость адекватного использования языка применительно к различным специфическим сферам человеческой деятельности. Функциональные стили характеризуются наибольшей системностью, они совершенствовались в течение длительного времени в многочисленных образцах литературной письменной речи.

В связи с тем, что цели и задачи общения в разных сферах коммуникации различны , это определено на основе анализа языковых средств статьи, которая излагается в приложении 1, неодинаковыми оказываются процессы эволюции типов речи в РЛЯ, современные характеристики каждого ФСТР, и языковые средства создания ФСТР.

Существуют разные языковые средства создания описания, повествования, рассуждения.

1.2 Языковые средства создания описания, повествования, рассуждения

Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. С точки зрения объекта описания выделяют типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, натюрмортное, научно-техническое, описание положения дел.

В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением - обстоятельства места (на речке, против деревни и т. п.). Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное" состояние (стоит, соединяют, подпирает). Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени.

Повествование может быть построено по схеме традиционного трёхчастного членения: завязка, развёртывание действия и развязка.Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование играет роль введения к описанию или рассуждению.

Например: «И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что…[13, c. 72-73].

На первом плане в содержании повествовательного текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, и т. д.), которые обозначают сменяющиеся действия. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). На ход событий обращают внимание обстоятельства времени (только что, как-то зимой, весной, в).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видовременных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах[3, c. 26].

Рассуждение функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов.

Центральной разновидностью является собственно рассуждение - тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования.

Например: «Проводимость полупроводников чрезвычайно сильно зависит от примесей. Именно эта зависимость сделала полупроводники тем, чем они стали в современной технике. Собственная проводимость полупроводников обычно невелика, так как мало число свободных электронов…

«Роль типов речи и языковых средств их создания

Калинина Владилена Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 10 класс

Россия Забайкальский край село Хушенга

Вывод по главе 1

Таким образом, функционально-смысловой тип речи - это своего рода модель коммуникации, а формируемый в рамках речевой ситуации текст решает определённую коммуникативную задачу. В зависимости от этого избирается и способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, условиям, в которых протекает действие; повествовательный контекст развертывается во времени и пространстве. А определенная последовательность функционально-смысловых типов речипомогает донести до читателя идею текста, диктует использование определенных языковых средств (частей речи, тропов).

Во второй части статьи проведём исследование языковых средств создания текстов разных типов речи, что бывает важно при комплексном анализе текста, в произведениях И.С. Тургенева, руководствуясь принципом филологического подхода к тексту.

С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, и может показаться, что их создал бесстрастный летописец, “добру и злу внимая равнодушно”. Но если сопоставить произведения Тургенева с обстоятельствами жизни автора, то мы увидим, как много личных переживаний внесено в каждое

Какая душевная сила, какое мужество нужны были писателю, чтобы с такой самокритичностью, такой искренностью и честностью описать спою эпоху; стремясь ни на йоту не нарушить правду жизни, принося в жертву этой правде и интересы своего класса, и собственные убеждения.

Невеста была на 6 лет старше жениха, не отличалась красотой, но была очень умнаг хорошо образованна, обладала тонким вкусом и сильным характером. Возможно, эти качества, наряду с богатством, повлияли на решение, молодого офицера.

Первые годы после женитьбы Тургеневы провели в Орле. Здесь у них родился первенец Николай, а через два года, 9 ноября (28 октября) 1818 года, второй сын, Иван.

Детство будущего писателя прошло в поместье матери – Спасском-Лутовинове. Отец его, занятый только собою, ни во что не вмешивался. Хозяйничала Варвара Петровна, неограниченно проявляя свой деспотический характер.

Иван был*любимым сыном Варвары Петровны, но это была тяжелая, ревнивая, эгоистичная любовь. Варвара Петровна требовала от всех окружающих, особенно от сына Ивана, безграничного обожания, отказа ради любви к ней от всяких других интересов. До конца ее жизни в кротком “и нежном сердце Тургенева боролись два чувства: любовь к матери и стремление освободиться от ее. тиранической опеки.

Иван Сергеевич рано понял, что деспотизм Варвары Петровны – явление, характерное для всего общественного строя. Ему часто приходилосьслышать рассказы о диком произволе помещиков. Неоднократно он сам бывал наказан, не зная никакой вины за собой. “Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники,, щипки, колотушки, пощечины и пр.

Ненависть к “крепостному праву уже тогда жила во мне”,- вспоминал впоследствии Тургенев.

Бессмысленная жестокость странно сочеталась в характере Варвары Петровны с любовью к красоте. Она очень любила цветы, птиц, природу. Роскошный лутовиновский парк не имел равных в округе. В поместье был домашний театр, богатая библиотека.

Стремясь дать детям наилучшее образование, Тургеневы не жалели ни денег, ни собственных усилий. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки, по-английски; особое внимание в семье обращали на овладение родным языком.

Родители переехали в Москву, чтобы продолжить образование детей. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионах, затем под руководством приглашенных в дом учителей готовился к поступлению, в университет. Пятнадцати лет Тургенев успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского университета, а по окончании первого курса переехал в Петербург. К этому времени относятся его первые литературные опыты: драматическая поэма “Стено” и несколько стихотворений в романтическом духе.

Наряду с литературными занятиями Тургенев много времени посвящает изучению философии. Интерес к философии был настолько серьезным – Тургенев хотел стать профессором философии, – что он, для того чтобы подготовить себя к этой деятельности, по окончании Петербургского университета занимался в Берлинском университете, в совершенстве овладел несколькими языками, включая древние, глубоко изучил историю, философию, литературу – немецкую, французскую, английскую, итальянскую. Увлекался Тургенев также музыкой, живописью, театром; объездил Италию, знакомясь с сокровищами искусства, прошел пешком Швейцарию… Он был эрудитом в самом высоком смысле слова. . По окончании Берлинского университета Тургенев вернулся на родину и весной 1842 года держал в Петербурге магистерские экзамены, но все оказалось напрасным: власти не разрешили восстановить кафедру философии, закрытую после восстания декабристов.

Мечты об ученой карьере рушились.

Тургенев написал поэмы “Помещик” и “Разговор”, повесть “Андрей Колосов”, рассказы “Бретер”, “Три портрета”, пьесы “Неосторожность” и “Безденежье”. В этих разнообразных по жанру произведениях продолжаются поиски писателем своего стиля. Меланхолическая грусть, поэзия воспоминаний, возвышенные мечты, характерные для романтических героев, близки натуре самого писателя, но Тургенев понял, что время романтических мечтаний прошло, что необходимо активное вмешательство в общественную жизнь, разоблачение всех ее безобразий; И он решительно присоединяется к группе передовых писателей, борющихся за реалистическое, “гоголевское” направление в русской литературе.

В его произведениях этого периода развенчиваются романтические герои. За их “возвышенными чувствами” писатель видит эгоизм “людей, которых глубоко смущает какое-нибудь маленькое противоречие в их собственной жизни и которые с философским равнодушием пройдут мимо целого семейства ремесленников, умирающих с голода”.

Это была первая победа Тургенева над самим собой, победа писателя-реалиста над романтическим мечтателем. Большую роль в выборе Тургеневым реалистического направления сыграла его дружба с В. Г. Белинским. Для молодого писателя В. Г. Белинский был высшим авторитетом во всех литературно-эстетических и общественных вопросах.

В течение пяти лет, до самой смерти Белинского, Тургенев постоянно общался со своим другом и мудрым наставником. Белинский ввел Тургенева в круг молодых литераторов, привлек его к сотрудничеству в журнале “Современник”. С первого номера журнала в нем стали печататься ” Записки охотника “, с восторгом и благодарностью встреченные русскими читателями.

Как и Белинский, Тургенев считал своим главным врагом крепостное право. “Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться… Это была моя Аннибаловская клятва”, – писал он в своих воспоминаниях.

Читайте также: