Старший школьный возраст доклад

Обновлено: 04.05.2024

Автор: Герасимова Ольга Валерьевна

Населенный пункт: г. Москва

Старший школьный возраст имеет свои специфические особенности, выраженные в основных детерминантах развития. Старший школьный возраст в соответствии с различными подходами к периодизации, приходится от 14-15 лет и до 17-18 лет. В соответствии с отечественным подходом – Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина – можно выделить ряд специфических особенностей.

Л.С. Выготский отмечал, что для этого возраста характерно наличие кризиса, который­ связан со становлением личности как субъекта собственного развития. Основным процессом на данном возрастном этапе является развитие самосознания. [1, c. 254].

А.Н. Леонтьев считал, что первое развитие самосознания происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я, что связано с прохождением кризисного состояния. Вторым этапом развития самосознания является подростковый возраст и связан он с развитием рефлексии. В данный период происходит двустороннее развитие – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие. Выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию самосознания [3, c. 125].

В соответствии с подходами указанных авторов данный возраст характеризуется включением в профессионально-учебную деятельности, что обуславливает направление активности на познание основ профессиональной деятельности.

Среди основного новообразования Д.Б. Эльконин выделяет следующие: формирование мировоззрения, формирование профессиональных интересов и склонностей, формирование самосознания [4, c.554].

Формирование Я-концепции в подростковом возрасте характеризуется противоречивостью, неустойчивостью, именно формирование устойчивой самооценки является основой формирования саморегуляции. В 15-17 лет представления о себе охватывают уже все стороны собственной личности, во всей их многогранности и единстве, суждения о себе совершенствуются, подвергаются самокритике, самооценка становится наиболее точной [5, c. 147].
По мнению ряда авторов – С.Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Липкина, Ю.Н. Максимова, М.А. Резниченко – в подростковом возрасте самооценка переходит на внутренний план, оценка себя происходит не в разрезе сравнения с внешними объектами, а в соответствии с внутренними сформированными образами. Это является специфическим признаком развития саморегуляции, основой ее развития. Это важный момент в становлении самосознания, так как он указывает на завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования Я образа).

Одним из важнейших следствий развития самосознания является наличие у него ощущения возможности выбора содержания, направление собственного существования. В контексте теории Р. Мэя это формирует осознание­ существования в настоящее время. При этом обратной стороной свободы выступает ответственность человека перед самим собой за выбор направления своего развития.

М.Е. Кадомцева провела исследование децентраций и самоотношений учащихся 10-х–11-х классов, в которых показано, что учащиеся ориентированы на настоящее и будущее. При этом выраженность ориентации на прошлое отрицательно влияет на самоотношение старшеклассников, как уверенность в себе, ожидание позитивного отношения к себе, самоценность[6, c.55].

Ориентация на будущее в старшем школьном возрасте связано с саморегуляцией, представленность образов себя как субъекта деятельности формирует образ себя в будущем. Это формирует локус-контроль и формирует ощущение возможности самостоятельного управления своей жизнью.

Г.А. Селезнева раскрыла в работах, что отношение к будущему и Я-концепция выступают как два системообразующих фактора в структуре личности старшеклассника.

Это является основой процесса эмансипации, который характеризуется возможностью оценивания будущего и подчинении собственных действий.

Л.И. Божович, В.А. Иванников, В.К. Калин, Т.Н. Шульга в особенностях развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников выделили следующие компоненты: становление нравственных основ воли, развитие мотивов свойственных учебной деятельности, обеспечение готовности к преодолению трудностей, выработку конструктивных способов поведения в сложных ситуациях, тренировку волевого усилия.

Подростковый возраст характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями как в психическом, так и в физическом развитии. Активнее становится работа потовых и сальных желёз, появляются угри и прыщи. Быстрый рост и изменение форм тела может приводить к временной заметной асимметричности [7, c.175]. В этот период подросткам свойственна некоторая неуклюжесть, связанная с привыканием к своему новому телу.
Для подросткового периода характерно изменение Я-концепции, и оценка своей внешней привлекательности оказывает одно из решающих воздействий. Однако подростки склонны чересчур строго оценивать свою внешность, поэтому если изменения не соответствуют ожиданиям, то у них возникает чувство разочарования и неполноценности.
Причинами озабоченности могут также стать иные особенности, не относящиеся к физическому облику, которые принято считать крайне неприятными для окружающих: боязнь неприятного запаха изо рта или от гениталий, запах пота – всё это может спровоцировать негативное отношение к подростку.

Физическая­ привлекательность влияет на самооценку, популярность в кругу сверстников, развитие личности, отношения подростка, его поведение и социальное положение. Уязвимой подростковой группе приходится сталкиваться с негативными социальными переживаниями и психосоциальными стрессами.

Дразнения, нападки или оскорбления со стороны сверстников способствуют развитию низкой самооценки. Исследования доказывают, что есть тесная связь между низкой самооценкой и депрессией, между низкой самооценкой и суицидальным поведением.

Подростки с низкой самооценкой застенчивы и остро, а порой неадекватно, реагируют на критику. Они испытывают тревогу и беспокойство по поводу того, что над ними смеются, и чувствуют себя уязвимыми. Положение подростков осложняется тем, что в этот период своего развития они эмоционально неустойчивы, податливы влиянию как среды, так и окружающих людей. Важным фактором для адаптации подростков является также реакция родителей и других значимых респондентов на изменения физического облика подростка. Порой родители позволяют себе критические высказывания в адрес внешности своего ребенка, что является недопустимым. Известно, что на восприятие девочками своей внешности­ большое влияние оказывают взаимоотношения с матерью, а также отношение матери к своей собственной внешности.

Подростки с поздним развитием выглядят как маленькие девочки и мальчики, поэтому сверстники, да порой и взрослые, часто относятся к ним как к детям, что сильно огорчает юношей и девушек. В отличие от своих сверстников, подростки с ускоренным или замедленным темпом развития испытывают трудности при общении с другими ребятами как своего, так и противоположного пола, переживают чувства одиночества и зависти к своим друзьям, чувствуют себя изгоями. Кроме того, подростки оказываются в более невыгодном социальном положении, нежели их сверстники: их не приглашают на вечеринки, не берут в спортивные секции по причине недостаточного роста. К физически привлекательным подросткам относятся лучше, у них развивается более позитивная самооценка, они более популярны и лучше приспособлены в обществе.

Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Э. Чудновский особенности развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников связывают с включением подростка в новый вид ведущей деятельности – общение, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп.
Можно сделать вывод на основании теоретического анализа о том, что период старшего школьного возраста является периодом завершения формирования представлений о самом себе. Важным новообразованием является ориентация на будущее, представленное в понимании зависимости будущего от личностных особенностей. Формирование ориентации на будущее связано с формированием необходимости профессионального самоопределения.

На старший школьный возраст приходятся ситуации поиска смысла жизни, своего места в динамично изменяющемся мире. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Иногда в этом возрасте все еще существуют значительные внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Динамика развития в возрасте от 15 до 18 лет (ранняя юность) зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются вопросы жизненных перспектив, будущее профессиональной деятельности.

Общение со сверстниками необходимо для самоопределения в ранней юности, но оно имеет совсем другие функции, чем общение с взрослыми. Если к доверительному общению с взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Это наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как будет любить уже взрослый человек.

В то время начинает формироваться нравственная устойчивость. В своем поведении старшеклассник более ориентируется на свои собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Старший школьный возраст характеризуется:

· Сохранением материальной и эмоционально-комфортной функции семьи,

· Сохранением решающей роли школы в удовлетворении школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей,

· Значительным возрастанием роли самообразования и самовоспитания,

· Возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды,

· Заменой защитной роли взрослых на функцию ориентирования на будущее.

Изменения, происходящие в старшем школьном возрасте, связаны с: завершением формирования соматопита, сформированностью представления о собственной уникальности, эмансипацией от родителей, возникновением потребности в романтической любви, построением новой системы отношений с родителями, поиском смысла жизни.

Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %. В период старшего школьного возраста завершаются процессы морфофункционального(?) созревания органов и систем организма.

Нервно-психическое развитие в период старшего школьного возраста: формирование теоретических обобщений; психосоциальное развитие; рост самосознания; стремление к самостоятельности и самоутверждению; формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности; эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков – 11 -13 лет, у девочек -13-15 лет). В период старшего школьного возраста характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11-13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корково-гипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14-15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню. В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира. Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость. Ведущий тип деятельности. В старшем школьном возрасте – производительный труд, в подростковом периоде – общение.

Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложныйиз всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

В старшем подростковом возрасте наблюдается некоторое расхождение в смыслах и ценностях. Смысложизненные ориентации зависят от выбора профессии. Школьники с профессией еще не определились и чувствуют себя более неуверенно в отличие от учащихся колледжей, которые свою профессию уже выбрали, поэтому более целеустремленны и уверены в себе. Ценности же больше подвержены влиянию возраста. Дружба, любовь - важные проблемы данного возраста, и решение этих проблем наиболее ценно. На втором месте по степени влияния на ценности стоит тип учебного заведения, в котором осуществляется обучение. Также из литературы известно, что между смыслами и ценностями у взрослого человека наблюдается не расхождение, а прямая взаимосвязь. Следовательно, это расхождение с возрастом исчезнет, но чтобы оно исчезло безболезненно и способствовало развитию смысловой сферы, необходима специальная работа [19, с. 231-234].

Конечно, каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать старший подростковый возраст.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [1, с. 115-121].

Старшеклассник сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Физическое и психическое развитие постепенно гармонизируется, в отличие от младшего подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом данного возраста, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в младшем подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание молодых людей преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация (повышенное настроение с оттенком неестественной восторженности) сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль [4, с. 253-257].

По-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у младших подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Молодые люди порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе - нередкие явления.

Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

· o умение познакомится с понравившимся человеком;

· o свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

· o ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;

· подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

· подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

· "героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;

· подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

· группе подростков свойственно возникновение кодексов;

· o подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.

Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Поиск личной идентичности - центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я- реальным и Я- идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я - реальным и Я - идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я - концепции. Положительная Я - концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе - появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня отвергают", "Меня не любят" и т.д.

В старшем школьном возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление старшего подростка сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно [19, 186-189].

Поскольку подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам.

На основе созревания своего "Я" происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер.

Схему целей развития в подростковый период можно представить следующим образом:

Общее эмоциональное созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

Кристаллизация интересов к другому полу - от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.

Социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX—XI классы). К этому возрасту относятся и учащи­еся средних специальных учебных заведений.

Особенности возрастного развития

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его проте­кании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях орга­низма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличе­ние его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длин­нее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окосте­нения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается груд­ная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровожда­ется формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы разви­ваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мы­шечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асиммет­рия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим укло­ном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливо­сти мышц.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно мень­ший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плече­вой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиля­ция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кро­вообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у деву­шек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юно­ши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыс­лительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, времен­ные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую воле­вую активность, например настойчивость в достижении постав­ленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утом­ления. Однако у девушек снижается смелость, что создает опреде­ленные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими воз­растными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей (табл. 20—22).

Темпы прироста различных физических способностей у детей
старшего школьного возраста (%)

Читайте также: