Типы самообразования систематический и ситуативный доклад

Обновлено: 17.05.2024

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);

"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Различают следующие формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

· научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

· посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

· участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

· обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

· теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

· использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

· самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

· освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни.




Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизнью

• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь можно сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в интернете.

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);

"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Различают следующие формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

· научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

· посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

· участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

· обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

· теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

· использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

· самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

· освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизнью

• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь можно сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в интернете.

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Продолжим тему Самообразование. И сегодня попробуем разобраться с сутью этого понятия.

Ведь многие думают, что, прочитав какую-то книгу, узнав что-то новое – значит они уже занимаются самообразованием.

Верно это или нет? Попробуем разобраться.

Самообразование — определимся с понятиями

Вот какое определение дает толковый словарь Ожегова: самообразование — приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

Вопрос – что такое знание?

Знание — это обладание проверенной (каким-либо способом) информацией, позволяющей решить какую-либо практическую задачу.

Как человек получает знания, вспомним такую цепочку: данные – информация – знания.

Данные — это сведения на любом носителе, который позволяет их хранить, передавать, обрабатывать. Например, текст в книге является просто данными до того момента пока книга не попала к читателю. Или телефонная книга – это только набор данных.

Информация – это данные, но уже со смысловой нагрузкой. Нагрузку данным придает пользователь. Книга попадает к читателю, читатель преобразует данные в информацию, находя в книге что-то полезное для себя. Для случая телефонной книги – узнал нужный адрес, это уже получение информации.

Знания – это уже проверенная практикой информация, позволяет многократно пользоваться этими знаниями. Узнал из книги по здоровью – как повысить иммунитет, использовал эту информацию на практике – теперь человек обладает знаниями. Вот такой простой пример, как данные превращаются в знания.

Но мы собираем информацию не для того чтобы накапливать знания, а для того чтобы эти знания использовать на практике, чтобы предпринимать правильные действия и принимать правильные решения.

В определении из словаря Ожегова присутствует фраза — без помощи преподавателя. Поэтому остановимся на методах организации образовательного процесса.


Дошкольное образование (типы образовательных учреждений: ясли, детский сад).


Общее образование (ступени общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее).
Типы образовательных учреждений: школа, гимназия, лицей, специальные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также (школы-интернаты и др.).


Начальное профессиональное образование (НПО) (типы образовательных учреждений: профессионально-техническое училище, профессионально-технический лицей).


Среднее профессиональное образование (СПО) (типы образовательных учреждений: техникум, колледж).


Высшее профессиональное образование (ВПО) (ступени высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратура). Типы образовательных учреждений: институт, университет, академия.


Послевузовское профессиональное образование (формы подготовки научных кадров: аспирантура, докторантура).


Кроме того, существует система дополнительного образования разных уровней: дополнительное образование детей, повышение квалификации, переподготовка.

Эти организационные формы предполагают наличие преподавателя, программ, учебного процесса.

Самообразование – это самостоятельная организация учебного процесса.

Вот с этих исходных позиций и будем рассматривать самообразование.

Типы самообразования

Самообразование — самостоятельное приобретение знаний для чего-либо.

Чтобы разобраться – для чего же их можно приобретать, используем такой инструмент в науке Методология – как классификация.

Когда чего-то слишком много, то упорядочить и прояснить картину позволяет именно классификация.

Любая классификация имеет в качестве основания — какой-либо критерий. Рассмотрим возможные варианты этих критериев.

Критерий — направленность самообразования


Профессиональное, специальное.


Общеразвивающее.

Для общеразвивающего возможны следующие сферы:

— общегуманитарное,
— социокультурное,
— религиозное,
— нравственное,
— экономическое,
— правовое,
— семейно — бытовое и тд

Специальное образование дает узкий круг знаний и навыков. Общее – это широта кругозора и целостное мировоззрение. Понимать окружающую жизнь – вот первая задача образованного человека.

Детализирует приведенный выше критерий, следующий вариант классификации.

Критерий — Потребности

Самообразование имеет личную значимость и возникает на основе потребностей конкретной личности.

Можно выделить следующие виды:


Профессиональное


Бытовое самообразование


Познавательное


Самообразование самореализации

Рассмотрим подробнее каждый вид.

Профессиональное – сохранение и повышение профессиональной компетенции. Стать Мастером своего дела – как перспективная цель мотивирует человека на поиск и усвоение нужной для этого информации.

Бытовое самообразование – овладение опытом, необходимым в быту, включая досуг и отдых.

В бытовом самообразовании может быть еще 2 подвида:

— увлеченное – когда присутствует сильный интерес к какому-то предмету, это фанаты в определенных областях — спорт, филателия, и тд.
Длительный и устойчивый интерес в выбранной области часто приводит к настоящей компетентности и может вывести человека в профессионала, эксперта в этой области знаний.

— ситуационное – когда освоение знаний и умений необходимо для разрешения конкретной ситуации, вызванной бытовыми обстоятельствами житейского толка (ремонт мебели, личного транспорта, сантехники).

Познавательное – познание окружающего мира.

Познавательное также имеет 2 подвида:

— прагматическое – усвоение знаний и умений с целью овладения такой профессией, которой не обучают в рамках официального образования (садовод, охотник, рыболов).

— творческое — направлено на получение нового продукта, новых знаний за счет синтеза полученной информации.

Самообразование самореализации – охватывает физическую, интеллектуальную, нравственную и духовную сферу и ведет к изменению свойств и качеств личности в ее стремлении к идеалу.

Процесс самореализации проявляется в следующих явлениях: самоопределение, самоутверждение и самосовершенствование.

Самоопределение – избирательное отношение к окружающей среде, в соответствии со своими внутренними установками, идеалами, мировоззрением. Решение обычно принимается путем накопления данных и информации для принятия такого решения.

Этот подвид связан с формированием собственного объема знаний и умений, позволяющим видеть себя равным или более осведомленным и умелым по сравнению с другими.

Самосовершенствование – охватывает физическую, интеллектуальную и духовную сферу. Начинается с осознания личного идеала (сверхЯ). Сравнение себя с этим идеалом приводит к желанию изменить себя.

У подростков в качестве субъектов идеала выступают сильные личности (артисты, спортсмены, ученые и тд). В зрелом возрасте самосовершенствование обычно связано с профессиональной деятельностью и способствует профессиональному росту, повышению квалификации.

Критерий — Направленность самообразования

На что направлено самообразование и что человек получает в результате?

В процессе самообразования человек может восстанавливать утраченные знания и умения, наращивать их, а может приобретать такие знания и умения, которые вредят его здоровью, психике и социальному статусу.

Можно выделить три вида:


консервативное самообразование, связано с восстановлением утраченных знаний и направлено на поддержание компетентности в определенной сфере (например, профессиональной или учебной).


прогрессивное самообразование — освоение новых областей и сфер, интеграция системы знаний.


регрессивное самообразование – направленное на ухудшение характеристик состояния окружающей среды или самого себя.

Возрастные критерии

Возрастные особенности также являются основанием для классификации. Есть особенности самообразования для детей, подростков, молодежи, взрослых.


Дошкольное, детское – несформированное, спонтанное.


Школьное, студенческое, юношеское – формирование и реализация интересов и склонностей, связанных с личным интересом и с улучшением восприятия и усвоения школьных предметов.


Послешкольное, послевузовское, взрослое – автономное, основанное на самоорганизации и направленное на свободное развитие.

Отмечу, что несформированное, спонтанное самообразование может продолжаться и в школе, а не только до школы. И продолжаться до старших классов, пока не возникнет сознательная тяга к собственному осмыслению действительности. Но такая тяга, к сожалению, не всегда возникает.

Критерий — цель

Еще одно основание для классификации – цель. Самообразование всегда имеет цель, хотя эта цель иногда ясно не просматривается.

Отметим, три подвида:


Самоцельное

Связано с такой сферой деятельности или с такой информацией, которая сама провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса к освоению знаний и умений в данной области. Новые или модные отрасли: психология, астрология и тд.


Попутное

Это когда человек занимаясь целенаправленно, попутно узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения в личных или социальных целях.


Целенаправленное самообразование – человек сам ставит себе цели в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги – поиск средств, информации, оценка итд.

Содержательные и субъектные критерии

Содержательные – целевые. Ради каких целей осуществляется самообразование. Профессиональный рост, повышение культурного уровня, новый уровень знаний в выбранной области и тд. В основе лежат потребности, мотивы, интересы, ценности и установки.

Субъектные критерии. Это важные критерии – поскольку обезличенный, бессубъектный подход к самообразованию — тупиковый вариант. В силу того что не всем нужно профессиональное самообразование. Например для педагога, ученого, журналиста, художника, предпринимателя и тп – самообразование является необходимым. Без него они просто не смогут выполнять свои функции.

А например для работников монотонного или тяжелого физического труда – профессиональное образование не так важно и его может и не быть, но для них самообразование может иметь место в личном плане – развитие культурных, познавательных потребностей.

Для определенных социальных слоев и групп самообразование является возможностью перехода в новый социальный или профессиональный статус. Поэтому субъектные критерии необходимо учитывать и выстраивать программу самообразования с учетом конкретной личности (субъекта).

Уровни самообразования


Первый, низкий уровень – спонтанное, внесистемное самообразование, под воздействием внешних причин (например, подготовка к какой-либо проверке).


Второй, средний уровень – ситуативное самообразование на фоне интереса к какой-то теме, новой информации, удовлетворению познавательных потребностей.


Третий, высокий уровень – систематическое целенаправленное самообразование.


Наивысший уровень, проявляется тогда когда самообразование становится постоянной жизненной потребностью и чаще всего носит исследовательский характер.

Функции самообразования


Экстенсивная – приращение, накопление, приобретение новых знаний.


Саморазвивающая – развитие самосознания, памяти, мышления, профессиональной культуры.


Методологическая – формирование образа мира, своего места в нем, определение своей профессиональной сути.


Компенсаторная – преодоление недостатков процесса предыдущего обучения, ликвидация пробелов в подготовке.


Коррекционная – внесение коррективов в практические умения и навыки.


Восстановительная – воспроизведение тех знаний, которые были утрачены по какой-либо причине.


Коммуникативная – установление междисциплинарных связей.


Сотворческая – достраивание деятельности до уровня творчества, формирование качеств креативной личности.


Психотерапевтическая – сохранение жизненной энергии, физической силы.


Геронтологическая – поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

Остановлюсь чуть подробнее на последней функции.

Но проявляя интерес к миру пожилой человек восстанавливает эти связи, и самообразование выступает как способ их восстановления. Самообразование в этом возрасте становится образом жизни, ее смыслом, ее энергией, возникает стимул к существованию.

Интерес к наукам, искусствам, чтению, истории, — все это укрепляет жизнестойкость организма. Поэтому на геронтологическую функцию самообразования стоит обратить внимание и возможно помочь пожилым близким пробудить таким образом интерес к жизни.

Методика для выбора направленности самообразования

Пока это не совсем методика, но некоторые подходы.

Приведенные виды самообразования показывают разнообразие подходов. Можно запутаться.

С чего же начать?

Если подходить системно, то начинают обычно с анализа текущего состояния – Где я нахожусь сейчас.
Затем определяют – будущее желаемое состояние. И намечают план перехода от текущего к желаемому состоянию. Вот таких три этапа.

Анализ текущего состояния можно начать с оценки уровня самообразования, на котором находится человек. Выше приведены: низкий, средний, высокий, наивысший.

Далее оценим целевые критерии: самоцельное, попутное и целенаправленное.

Допустим что получился такой вариант: ситуативный интерес к чему либо вызывает желание узнать об этом побольше. Т.е. самообразование носит самоцельный характер, возникает под влиянием внешних воздействий: услышал – захотел узнать более детально.

Можно жить и в таком режиме, услышал – увидел – узнаёшь больше. Но это хаотичное саморазвитие, неизвестно какой интерес подкинут в очередной раз, кроме того можно пропустить что-то важное. Поэтому желательно взять этот процесс под собственный контроль, т.е. переходить к целенаправленному самообучению.

Определив будущее состояние как систематическое целенаправленное самообразование можно переходить к детализации, т.е. к задачам самообразования. Используем вышеприведенные варианты классификации.

Выделим два направления: профессиональное и общее. Остановимся в этой статье на общем самообразовании. И здесь возможны следующие направления.

Бытовое самообразование – научиться какому-то навыку для быта, например, строительство домика на приусадебном участке. Чем больше бытовых навыков, тем легче жить.

Самообразование самореализации. Многие понимают самообразование именно в этом варианте. Как уже отмечалось выше процесс самореализации проявляется в следующих направлениях: самоопределение, самоутверждение и самосовершенствование.

Самоутверждение – какие качества и свойства нужно развить, если цель – где-то выделиться. Например, выдержка и самообладание — хорошее качество, которое стоит развивать.

Самосовершенствование – в какой сфере — физической, интеллектуальной, духовной мне нужно совершенствоваться. Какие критерии и идеалы будут ориентирами. Пример – физическое и психическое здоровье, чем не ориентир.

Не забываем также о функциях самообразования. Они полезны для понимания – как можно строить личную программу самообразования.

******
Итак, еще один шаг на пути понимания – что такое самообразование. Информации много, может возникнуть еще большее непонимание. Но из Хаоса возникает Порядок.

Поэтому пусть информация уляжется в голове. Процесс осмысления запускается автоматически и результатом часто бывают интуитивные озарения – ага понял.

Каждому педагогу детского сада крайне необходимо выстроить индивидуальную образовательную траекторию, который станет способом повышения профессионального мастерства достижения жизненной цели.

Качество образования зависит от качества работы каждого педагога. При этом под термином качество работы педагога понимается умение выполнять на высоком уровне все трудовые функции. Перед современными педагогами ДОУ в настоящее время стоит задача построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному стандарту, с одной стороны, и обеспечивала сохранение самоценности периода детства, с другой. Дошкольники будут развиваться на должном уровне только в том случае, если их воспитатели будут обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Что такое самообразование?

В педагогике самообразование рассматривается в узком значении и в широком. В узком смысле самообразование — это самообучение или самонаучение. Самообучение можно определить как процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Для его реализации большое значение имеют умения учиться, которые проявляются, прежде всего, в использовании приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, приемов запоминания и т.д.). К ним относятся и умения организовать свое время, и умения находить необходимую информацию, правильно ее обрабатывать.

Таким образом, самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Самообразование включает в себя два процесса: самообучение и самовоспитание. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Педагогу, чтобы заниматься самообразованием, необходимо владеть умениями самостоятельной познавательной деятельности.

Различают два типа самообразования: систематическое и ситуативное (когда знания, умения и навыки приобретаются по мере возникновения необходимости в них).

Если педагог занимается инновационной (исследовательской) деятельностью, то тема педагогического исследования, становится центром его профессионального интерес, что создает предпосылки для систематического самообразования. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и наличия таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления (видение проблемы, умение анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д.).

Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.

Выбор темы самообразования.

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • коллективная система обучения;
  • исследовательские методы обучения;
  • проектные методы обучения;
  • технологии модульного и модульно-блочного обучения;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.


Средства самообразования педагога – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков, это все то, что способствует достижению целей обучения. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная.

Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует педагог для получения и освоения новых знаний. Материальные - это физические объекты, которые используются для детализированного обучения.

Важнейшие средства педагогического самообразования: наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные программы, Интернет, реальные объекты и т.п. Еще одно средство самообразования - обучение на различных семинарах, вебинарах, курсах, которые педагог выбирает самостоятельно. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.

Составляющие процесса самообразования педагога:

Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности

Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры

Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.

Изучение информационно-компьютерных технологий.

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.

Общение с коллегами в детском саду, районе, городе и в Интернете.

Этапы самообразования

1 этап. Теоретический (диагностический).

Сбор и накопление информации из различных источников (Программы, методики, нормативно-правовые источники, интернет-ресурсы)

Знакомство с новыми технологиями, формами, методами работы.

Изучение опыта работы педагогов-практиков по данной теме (посещение занятий, наблюдение взаимодействия с детьми, анализ детских портфолио, беседы).

2 этап. Практический

Проектирование собственной деятельности.

Применение изученных технологий, форм и методов работы в практике работы с детьми.

Апробация отдельных приемов и техник.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

3 этап. Обобщающий.

Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов.

Подведение итогов самообразования и анализ его эффективности.

Карта самообразования педагога

Фамилия, имя, отчество:

Сроки работы над темой

Содержание работы по самообразованию

Средства, которые будут использоваться для работы над темой

Ожидаемый результат самообразования

Примерный план отчета по самообразованию

1. Обоснование выбора темы.

2. Цель и задачи работы над темой, сроки.

3.Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению про­блемы.

4. Какая реализована сис­тема мер для решения педагогом проблемы в конк­ретных условиях.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональное самообразование - Этапы, функции, методы и формы самообразования

Профессиональное самообразование - Этапы, функции, методы и формы самообразования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное самообразование
Этапы, функции, методы и формы самообразования
Познавательная самостоятельность в истории дидактики
Все страницы


2. Этапы, функции, методы и формы самообразования


Этапы самообразования. В содержательно-процессуальном плане выделяют два основных этапа самообразования:
Первый этап: осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;
Второй этап: деятельность личности с целью самостоятельного приобретения знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:
- планирование процесса самообразования;
- определение средств и способов самообразования;
- непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний и компетенций;
- оценка результатов деятельности, самоконтроль;
- определение новых целей.
Если рассматривать самообразование с позиций включенности субъекта в этот процесс, то можно выделить три этапа.
Первый этап определяется как ситуативное самообразование, когда индивиды проявляют попытки самостоятельного приобретения знаний по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственные внешние требования и воздействия. Потребность в самообразовании переживается ими как потребность данного момента, как неясное, смутное тяготение к такой деятельности.
Второй этан - ситуативно-инициативное самообразование индивидов. Это переход от эпизодического самообразования к систематическому. Наряду с ситуативно-вынужденным обращением к самообразовательной работе отмечается инициативное, идущее от самого обучаемого. Характерна тенденция развития и утверждения потребности в самообразовании как свойства личности.
Третий этап - это инициативное самообразование индивидов. Оно характеризуется сознательным, преднамеренным обращением их к самообразованию и ведется систематически. Потребность переживается устойчиво и принимает действенный характер.

Что же это такое – самообразование? В педагогике самообразование рассматривается в двух значениях - в узком и в широком.

В узком смысле самообразование — это самообучение или самонаучение. Самообучение можно определить как процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Для его реализации большое значение имеют умения учиться, которые проявляются, прежде всего, в использовании приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, приемов запоминания и т.д.). К ним относятся и умения организовать свое время (определить, что требует первоочередного выполнения, спланировать и проконтролировать свою учебу на протяжении дня, семестра), и умения находить необходимую информацию, правильно ее обрабатывать.

В широком смысле понятие “самообразование” рассматривается как “самосозидание”, то есть создание самого себя как личности, самосовершенствование. В данном случае самообразование выступает как механизм личностного развития и профессионального роста человека. В этом смысле самообразование ценно не столько как процесс самостоятельного “набирания знаний”, сколько как путь постижения культуры, определенный и выбранный самим человеком, свободного, субъектного движения в области знаний. Основанное на собственной потребности образование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов. В дальнейшем, говоря о самообразовании, мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования.

Под самообразованиемпонимается познавательная деятельность человека, направленная на преобразование им своих физических сил, душевных и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека в соответствии с его представлениями о социально одобряемом образце личности. Самообразование как целеустремленная самостоятельная деятельность человека по личностному самосовершенствованию включает в себя два относительно самостоятельных процесса - самообучение и са­мовоспитание.

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Понятие “самообразование” взаимосвязано с понятием “образование”, т.к. образование без самообразовательной работы становится формальным, не соответствующим собственным запросам личности, но и самообразование вне рамок образования может стать расплывчатым, аморфным и не будет целенаправленно содействовать личностному развитию.

Цель самообразования учителя – поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.

М. Князева выделяет несколько функций самообразования:

1) экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентировочная - определение себя в Культуре и своего места в обществе;

3) компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация "белых пятен" в своем образовании;

4) саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, личностных качеств;

5) методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

6) коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);

9) психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10) геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.

Как видим, содержание самообразования учителя многогранно. Поэтому, по мнению С.Б.Елканова, педагогу необходимо непрерывная и систематическая самоинформация в разных направлениях:

— углубление знаний по предмету, который он преподает;

— накопление специальных психолого-педагогических знаний;

— осуществление общекультурной самоподготовки (научной, эстетической, политической, экономической и т.д.).

Различают два типа самообразования: систематическое и ситуативное (когда знания, умения и навыки приобретаются по мере возникновения необходимости в них).

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов, педагогических технологий.

Профессиональное самообразование имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Обычно его движущей силой и источником называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.

Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования.

Будущему учителю, по мнению И.А.Хоменко, необходимо выстроить в процессе непрерывного педагогического образования свою профессионально-образовательную стратегию, учитывающую именно его личностные особенности, запросы, мотивы профессиональной деятельности. Педагогу нужно создать индивидуальную образовательную траекторию как способ достижения жизненной цели.

Под образовательной траекторией понимается возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация образовательной траектории личности во многом определяется внешними условиями (качеством обучения в учебном учреждении, семейным и материальным положением человека и т.д.), но в основном ее осуществление связано с осознанием значения самообразования в процессе профессиональной подготовки, с развитыми умениями и навыками самообразовательной деятельности.

В процессе обучения в учебном учреждении осуществляется систематическое самообразование. Уникальным источником самообразования для будущего учителя является само обучение в педагогическом вузе. Вузовская профессионально-педагогическая подготовка предоставляет будущему учителю уникальную возможность видеть и воспринимать сам процесс профессионального обучения и как условия для собственного учения, и как моменты педагогической практики. Студент педагогического вуза, в отличие от вузов других профилей, может анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения учащегося, но и с профессиональных позиций. Иными словами, можно и нужно не только слушать лекции, их содержание, но и учиться их читать; не только сдавать самим зачеты и экзамены, но и учиться организовывать их проведение самим; не только общаться с преподавателями и однокурсниками, но и учиться управлять общением в коллективе. У студента педагогического учебного заведения, который изучает не только научные дисциплины по профилю преподавания, но и методики обучения и воспитания, психологию, педагогику как науку об обучении и воспитании личности, есть все основания, чтобы анализировать педагогический стиль работы своих преподавателей. Он может, изучая приемы и методы их обучающей деятельности, формировать свой арсенал педагогических технологий.

В качестве других важнейших источников педагогического самообразования И.А. Хоменко выделяет:

1. Книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет. Навыки самообразовательной работы с литературой вы должны были получить либо в школе, либо в ходе изучения специального курса “Библиография” в начале вузовского обучения, поэтому, видимо, нет необходимости убеждать в необходимости самостоятельного дополнительного чтения специальной литературы и учебников, поиска дополнительной научной информации по различным предметам.

2. Исследовательская деятельность представляет собой непременный аспект педагогического труда. Она создает предпосылки для систематического самообразования не только в вузе, но и после его окончания, если учитель в процессе самостоятельной работы определил для себя конкретную тему педагогического исследования, которая является центром его профессионального интереса. Чаще всего эта тема продиктована реалиями школьной жизни, стремлением педагога, преодолев какие-то негативы педагогической действительности, усовершенствовать процесс обучения и воспитания детей, создать более действенные условия для их личностного развития. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и сформированности таких личностных свойств и качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления, позволяющий видеть проблему, анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д. Эти качества должны формироваться уже на студенческой скамье. В вузе есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. В учебных планах педагогического университета обязательно выполнение определенных проектов — реферативных, курсовых и дипломных работ. По желанию и в соответствии с возможностями студент может работать над конкурсной научно-исследовательской работой.

Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.

3. Еще один источник самообразования - обучение на различных курсах, дополнительное добровольное образование. Сегодня очень много курсов для людей разных возрастов, с разнообразными потребностями и жизненной мотивацией, важно определить для себя, какие из них наиболее соответствуют профессиональным требованиям и личным потребностям. Естественно, необходимо определиться и с возможностями (материальными, свободного времени, собственного психофизического состояния), чтобы этот источник самообразования не стал препятствием для достижения основной жизненной цели.

4. Активное участие в общественно-полезной деятельности, наличие разнообразных увлечений (художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и т.д.) тоже является источником для познания, для накопления жизненного опыта. Учащимся интересен тот учитель, который не ограничивает свое личностное развитие непосредственно предметом профессиональной деятельности. Наличие хобби позволяет педагогу расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с учащимися.

5. Работа, самостоятельная практическая деятельность студента также является важнейшим источником самообразования. Работая, молодые люди черпают новую профессиональную информацию, завязывают полезные контакты с людьми, приобретают друзей. Особенно важной, на наш взгляд, является возможность овладения профессиональной информацией. Она в значительной мере отличается от теоретических знаний, приобретаемых будущим специалистом в вузе. Знания, формирующиеся в процессе работы, можно без натяжки назвать новыми. Это знания о самом себе (попадая в рабочую обстановку, вы можете обнаружить, что переоценивали свои способности, или, наоборот, имели заниженную самооценку), знания о самой работе, о характере ее трудностей, или, наоборот, о ее увлекательности и важности; знания о взаимоотношениях с участниками профессиональной деятельности, с работодателями, в частности. Даже самые хорошие академические знания и безупречное владение профессиональными навыками не всегда обусловливают рост авторитета человека в производственном коллективе.

Вместе с тем необходимо помнить, что какой бы ответственной и перспективной ни была работа, совмещаемая с учебой, нужно выполнять учебный план, так как на адептном этапе все же главным является получение профессионального образования. Непонимание этого может спровоцировать проблемы, связанные с академической неуспеваемостью (иногда студенты пропускают учебные занятия, ссылаясь на необходимость работать). Таким образом, решая одни проблемы, можно создать себе другие.

6. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с преподавателями, друзьями, коллегами-студентами и т.д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.

Подытоживая сказанное о профессиональном самообразовании будущего учителя, выделим наиболее устойчивые и общие его характеристики: оно должно быть непрерывным (осуществляться на всех этапах в системе педагогического образования), личностно ориентированным (должно отвечать потребностям, возможностям и особенностям личности занимающегося самообразованием человека), должно осуществляться из разнообразных источников.

Читайте также: