Подготовка авиационного персонала доклад

Обновлено: 13.05.2024

1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами.

9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Комментарии к ст. 54 ВЗК РФ

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 января 1999 г. N 23 утверждены и введены в действие с 1 августа 1999 г. Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Данные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.07.1999. N 33.

Авиационный учебный центр (АУЦ) является образовательным учреждением дополнительного образования, имеет сертификат и лицензию установленной формы, осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами. К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры (РАУЦ), центры подготовки авиационного персонала (ЦПАП); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов (ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Сертификация АУЦ - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных авиационных правил.

Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных авиационных правил. Теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение обучаемым специальных знаний, их поддержание и совершенствование в соответствии с установленными требованиями. Тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение, поддержание и совершенствование практических умений и навыков с помощью различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров). Летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки летного состава, имеющий целью выработать в реальных условиях практические умения и навыки выполнения полета обучаемыми. Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и другого авиационного персонала, имеющий целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ). Повышение квалификации - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.

Основной задачей АУЦ в процессе подготовки и повышения квалификации авиационного персонала является создание и обеспечение условий непрерывного обучения по всем видам подготовки при соблюдении обязательной ответственности одного АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. При этом допускается использование возможностей любых сертифицированных по заявленным видам подготовки АУЦ по соответствующему договору.

Задачами АУЦ в соответствии с заявленными видами подготовки являются:

- организация и проведение тренировок летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала на авиационных тренажерах и воздушных судах;

- выполнение поставленных Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации задач по вопросам обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, а также повышения качества обслуживания пассажиров.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с заявленными видами подготовки АУЦ должен располагать:

- учебным корпусом с учебными кабинетами, лабораториями, оснащенными образцами и макетами авиационной техники, наглядными пособиями, функциональными и процедурными тренажерами, другими техническими средствами обучения, а также программно-методической документацией и набором аудиовизуальных средств;

- тренажерным корпусом, оснащенным комплексными тренажерами по типам воздушных судов, а также тренажерами по авиационным специальностям;

- возможностью использования воздушного судна и аэродрома в целях осуществления летной подготовки;

- штатным преподавательским и инструкторским составом;

- библиотекой, оснащенной необходимым фондом литературы, учебных материалов и соответствующим оборудованием;

- помещениями для педагогических работников, инструкторского состава и обслуживающего персонала.

Финансовая деятельность АУЦ определяется документом, удостоверяющим финансово-экономическую состоятельность заявителя, позволяющую выполнить заявленные виды деятельности по форме, установленной Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации. После успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.

Подготовка авиационного персонала должна осуществляться на основе законодательства Российской Федерации, нормативных документов Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, утвержденных учебных планов и программ. Теоретическая подготовка может производиться любыми методами, обеспечивающими эффективное проведение занятий и обеспечивающими представление обучающимся в полном объеме содержания данного вида подготовки и наглядность излагаемого материала. В АУЦ допускается использование помещений для теоретической подготовки, соответствующих санитарным и противопожарным нормам. Конкретные требования к обеспечению теоретической подготовки по заявленным видам, а также продолжительность действия теоретической подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Тренажерная подготовка в соответствии с заявленными видами подготовки производится на тренажерах и оборудовании, имеющих сертификат или эквивалентный документ, полученный заявителем в порядке, установленном ведомственными нормативными документами, содержащими также и требования к поддержанию годности тренажеров. Допускается использование комплексных тренажеров самолетов и вертолетов для подтверждения права членов летного экипажа на взлет в условиях присвоенного метеоминимума и посадки при метеоминимуме I, II или III категории ICAO (международная организация гражданской авиации) при соответствии тренажеров требованиям, установленным ведомственными нормативными документами. Конкретные требования к обеспечению и организации тренажерной подготовки по заявленным видам, а также продолжительность действия и периодичность тренажерной подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Летная подготовка осуществляется АУЦ с привлечением необходимого инструкторского состава и воздушных судов эксплуатанта. Первоначальную летную подготовку по программе переучивания на другой (новый тип) ВС в АУЦ осуществляет инструкторский состав, отвечающий требованиям ведомственных нормативных документов. Учебный аэродром должен отвечать следующим требованиям:

- быть допущен к эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;

- обеспечивать безопасное выполнение учебных полетов;

- быть под контролем полномочных органов и систематически инспектироваться;

- иметь инструкцию по производству полетов (паспорт аэродрома), утвержденную полномочным органом;

- быть обеспечен комплексом организационно-технических мер, позволяющих осуществлять безопасность при производстве учебных полетов и защиту от актов незаконного вмешательства.

Конкретные требования к обеспечению и организации летной подготовки, а также продолжительность действия летной подготовки определяются ведомственными нормативными документами. Программы (курсы) подготовки разрабатываются АУЦ в зависимости от конкретных видов подготовки и особенностей деятельности АУЦ и утверждаются по тематической принадлежности подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации. Конкретные требования к программам различных видов подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм. Все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом РФ в обязательном порядке сертификацию в установленные сроки. Сертификацию АУЦ проводит специально уполномоченный Орган по сертификации АУЦ.

Этот Орган или специально уполномоченные Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации центры сертификации осуществляют предварительную оценку заявки АУЦ на сертификацию. К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся:

- установление соответствия федеральным авиационным правилам;

- обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям;

- защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала;

- упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

Сертификация авиационного учебного центра проводится на базе системы качества авиационного учебного центра как совокупности организационной структуры, обучающего персонала, методик, программ, процессов, технической базы и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала. Сертификация АУЦ проводится возмездно. По ее результатам составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Оно подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем органа по сертификации АУЦ. Сертификат АУЦ выдается сроком от одного до трех лет. Продление срока сертификата АУЦ осуществляется в общем порядке.

Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата. Авиационный учебный центр, претендующий на сертификацию, направляет заявление в Орган по сертификации АУЦ на имя руководителя Органа по установленной форме. Одновременно с заявлением высылается комплект доказательной документации, в которой заявитель подтверждает свою способность и демонстрирует свои возможности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации авиационного персонала в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил. На сертификацию АУЦ заявитель представляет следующие документы:

1) сопроводительное письмо;

2) заявление на сертификацию, включающее в себя:

- юридическое наименование заявителя;

- юридический адрес заявителя;

- почтовый адрес заявителя;

- ф.и.о. руководителя заявителя;

- заявляемые виды подготовки (курс повышения квалификации, переподготовка, первоначальная подготовка);

3) копию юридических документов, включающих в себя:

- устав (положения) АУЦ;

- свидетельство о государственной регистрации;

- документы, подтверждающие финансовую состоятельность заявителя;

- документы, подтверждающие право владения, распоряжения основными фондами;

- заключение Санэпидемстанции и Пожарного надзора о пригодности помещений для проведения занятий;

- Свидетельство эксплуатанта или Свидетельство субъекта авиации общего назначения (договор на использование ВС в учебных целях);

- Свидетельство по аэродрому базирования (договор на использование аэродрома в учебных целях);

- Свидетельство авиационно-технической базы - АТБ (договор на использование АТБ в учебных целях);

- договоры по направлениям обеспечения образовательного процесса, отсутствующим в составе АУЦ (помещения, авиационные тренажеры, проживание и т.д.).

На используемые тренажеры или другое оборудование представляются Сертификаты или эквивалентные документы;

4) Руководство по обеспечению качества и организации учебного процесса в АУЦ (включает в себя следующие разделы: обеспечение качества учебного процесса, организацию учебного процесса на всех заявленных этапах (формах) обучения);

5) описание учебной и методической базы, включающее в себя:

- перечень утвержденных программ по направлениям (специальностям) и формам подготовки кадров;

- общие сведения о структуре АУЦ, численности обучающихся, преподавателей и инструкторов;

- сведения о площадях, используемых АУЦ;

- сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой;

- сведения об обеспечении образовательного процесса оборудованием и техническими средствами обучения;

- сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, определяемые ведомственными нормативными документами. На сегодняшний день подготовку специалистов осуществляют следующие организации:

Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва;

Академия гражданской авиации, г. Санкт-Петербург;

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации;

Бугурусланское летное училище гражданской авиации, Оренбургская область;

Выборгский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Ленинградская область;

Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Московская область;

Иркутский авиационно-технический колледж гражданской авиации;

Кирсановский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Тамбовская область;

Краснокутское летное училище гражданской авиации, Саратовская область;

Красноярский авиационно-технический колледж гражданской авиации;

Омский летно-технический колледж гражданской авиации;

Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации;

Сасовское летное училище гражданской авиации, Рязанская область;

Рыльский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Курская область;

Троицкий авиационно-технический колледж гражданской авиации, Челябинская область.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 129-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 54. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 54 Воздушного кодекса РФ

1. Утратил силу с 1 сентября 2013 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Информация об изменениях:

10. Лица, поступающие в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующие на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, проходят в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса обязательное медицинское освидетельствование в целях определения годности к обучению по таким специальностям.

Организация проведения обязательного медицинского освидетельствования возлагается на образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Современный этап научно-технической революции привел к качественному изменению роли человека в производстве, превращению его в решающий фактор последнего. Современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.

Такие мероприятия могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться на рабочем месте или специализированно, ориентированными на развитие общих или специфических навыков и умений.

· раскрытию творческого потенциала, росту интеллектуального уровня, активизации стратегического мышления;

· предоставлению всем работникам равных возможностей получения достойных заработков и служебного продвижения;

· снижению текучести кадров;

· повышению качества трудовой деятельности;

· формированию и закреплению организационных ценностей;

· облегчению делегирования полномочий и преобразований;

· улучшению морально-психологического климата и т.п.

Возможности развития должны быть предоставлены всем желающим, ведь оно повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления, улучшает моральный климат, облегчает делегирование полномочий, а игнорирование потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров.

Международная практика показывает, что на развитие персонала необходимо тратить 5-10 % фонда заработной платы. В крупных западных фирмах развитие персонала представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом; организация процесса адаптации, обучения, тренинга, самообразование, работу с кадровым резервом, совершенствование личностных качеств работников; формирование организационной культуры.

Развитие персонала может быть общим и профессиональным. Профессиональное развитие – это подготовка сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.

Основными методами профессионального развития являются:

Многие организации разрабатывают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, включающим управление профессиональным обучением, подготовку резерва руководителей, управление развитием карьеры.

Профессиональное развитие требует значительных усилий со стороны работников, поэтому невозможно без заинтересованности с их стороны. Основными мотивами здесь могут быть: желание поскорее освоить новую работу или получить более высокую должность; обеспечить рост доходов; приобрести новые знания; расширить личные контакты; стать более независимыми и конкурентоспособными на рынке труда; преодолеть препятствия и неудачи, добиться высоких результатов. Эти мотивы действуют тогда, когда есть определенные гарантии того, что результаты будут востребованы и затраченные усилия окажутся не напрасными [2.С.235-236].

На потребность в профессиональном развитии работника влияет динамика внешней среды, появление новых образцов техники и технологии, изменение стратегии и структуры организации, необходимость освоения новых видов деятельности.

Ответственность за развитие персонала несут администрация и линейные руководители, а также сами работники, которые должны быть активными и нацеленными на постоянное самосовершенствование. Руководители на основе наблюдения за работником и с учетом его развития и собственного мнения и индивидуального плана карьеры формулируют конкретные цели развития и обучения, которыми могут быть выработка профессиональных навыков, формирование определенного типа мышления и поведения, получение дополнительных знаний.

Для эффективного осуществления задач каждой организации требуются наиболее пригодные для этого работники, которых необходимо подбирать и развивать. Поэтому организации создают системы управления профессиональным развитием. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей, вице-президентов, руководителей национальных компаний.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 апреля 2018 года N 1570

(с изменениями на 11 августа 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии со статьями 52 и 54.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, ст.6244, ст.6245; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, ст.2023, ст.2024; N 30, ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318, N 53, ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, ст.1836, N 30, ст.4254; N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; N 29, ст.4342, ст.4356, ст.4379, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; N 18, ст.2487; N 22, ст.3095; N 27, ст.4160, ст.4224; N 28, ст.4558; 2017, N 27, ст.3932; N 31, ст.4777; 2018, N 1 ст.75) и подпунктом 5.2.18 (51) пункта 5 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2868; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 11, ст.1316; N 25, ст.3065; N 26, ст.3197; N 33, ст.4088; 2010, N 6, ст.649; N 9, ст.960; N 24, ст.3039; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 35, ст.4574; N 35, ст.4575; N 45, ст.5854; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 43, ст.6079; N 46, ст.6523; N 47, ст.6653; ст.6662; 2012, N 1, ст.192; N 37, ст.5001; N 43, ст.5874; ст.5886; 2013, N 16, ст.1966; N 23, ст.2909; N 33, ст.4386; N 38, ст.4817; N 45, ст.5822; 2014, N 9, ст.923; N 16, ст.1897; N 37, ст.4961; 2015, N 1, ст.279; N 2, ст.491; N 5, ст.821; N 14, ст.2118; N 23, ст.3334; N 26, ст.3901; N 27, ст.4080; N 40, ст.5563; N 44, ст.6136; N 49, ст.6976; N 51, ст.7352; 2016, N 2, ст.325; N 13, ст.1828; N 26, ст.4066; N 28, ст.4741; N 32, ст.5122; N 41, ст.5828; N 42, ст.5929; 2017, N 8, ст.1250; N 23, ст.3343; N 36, ст.5436 N 52, ст.8142; 2018, N 8, ст.1201)

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2018 г.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Бочарова О.Е.

в Министерстве юстиции

1 июня 2018 года,

регистрационный N 51263

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 20 апреля 2018 года N 1570

Федеральные авиационные правила "Требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации. Порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации"

(с изменениями на 11 августа 2020 года)

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации. Порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации" (далее - Правила, Требования) устанавливают требования к специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - специалист) при осуществлении ими деятельности по выполнению и обеспечению испытаний авиационной и другой техники, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов.

2. Требования устанавливаются к каждому специалисту и должны содержать три раздела: "Функциональные обязанности", "Требования к знаниям" и "Требования к специалисту".

3. В разделе "Функциональные обязанности" устанавливаются основные обязанности, которые возлагаются на специалиста.

В разделе "Требования к знаниям" содержатся требования, предъявляемые к специалисту в отношении знаний нормативных правовых актов в области воздушного законодательства, а также профессиональных знаний и навыков, которые специалист должен уметь применять при выполнении своих функциональных обязанностей.

В разделе "Требования к специалисту" определяется уровень профессиональной подготовки специалиста, необходимый для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей, требуемый стаж работы, а также требования к состоянию здоровья.

II. Требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации

Специалисты, входящие в состав экипажа пилотируемого воздушного судна

Летчик-испытатель

4. Функциональные обязанности:

участие в разработке программ, методик летных испытаний, полетных заданий, выполнение расчетов для испытательных и иных полетов;

участие в работах по созданию авиационной техники, дача рекомендаций руководству организации по составу оборудования, подготовке рабочего места и размещению оборудования в кабине экипажа;

проведение подготовки к полету и разработка мер по обеспечению безопасности полета с учетом характера полетного задания, метеоусловий, навигационной и орнитологической обстановки в районе аэродрома (вертодрома) экспериментальной авиации (далее - аэродром) и на маршруте полета, соблюдение предполетного режима, принятие решения о выполнении полета;

выполнение полетов в соответствии с полетными заданиями, руководством по летной эксплуатации, предусмотренным статьей 67 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - РЛЭ), осуществление доклада руководителю полетов или органу обслуживания воздушного движения о нештатных ситуациях на борту воздушного судна (далее - ВС), опасных явлениях погоды или усложнении орнитологической обстановки, угрожающих безопасному выполнению полетного задания;

принятие решения с отступлением от плана полета, указаний органа управления воздушным движением и полетного задания в случае наличия угрозы безопасности полетов;

принятие мер по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту ВС, сохранности ВС и авиационного бортового имущества;

ведение ориентировки в полете, контроль остатка топлива в полете, анализ навигационной, метеорологической и орнитологической обстановки в полете, осуществление доклада об опасных явлениях погоды на пункт управления полетом;

осуществление подготовки экипажа ВС к действиям в особых случаях полета, а также к действиям по применению средств спасания при возникновении аварийной ситуации на борту ВС на земле и в полете, после вынужденной посадки (покидания) ВС;

проведение разбора полета с участниками испытаний, анализа полета по бортовым средствам объективного контроля, заполнение летной документации;

участие в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;

проведение летных и наземных испытаний авиационной техники, контроля осуществления испытаний другими участниками испытаний, находящимися на борту ВС, обеспечение безопасности и эффективности проведения летных испытаний, при подготовке и выполнении полетов, использование результатов анализа выполненных полетов, расчетов и результатов моделирования, дача по результатам испытаний летной оценки авиационной технике и рекомендаций по устранению недостатков, изложенных в летной оценке, а также рекомендаций по совершенствованию и применению авиационной техники, участие совместно с другими специалистами в разработке акта по результатам испытаний авиационной техники;

выполнение мероприятий по обеспечению безопасности испытательных полетов, прохождение тренировки на тренажерах, стендах и тренажах в кабине ВС.

5. Требования к знаниям:

воздушное законодательство Российской Федерации;

методические документы по организации и выполнению полетов в экспериментальной авиации (далее - ЭА) и проведению испытаний авиационной техники (далее - АТ);

практическая аэродинамика, динамика полета и методика летных испытаний АТ;

теория авиационных двигателей и методика их летных испытаний;

летно-технические характеристики, конструкция и руководства по летной эксплуатации;

теория и практика воздушной навигации и боевого применения;

навигационное и специальное оборудование ВС;

наземные средства обеспечения полетов;

правила организации планирования и обеспечения полетов;

документы аэронавигационной информации (далее - АНИ), маршруты (районы) полетов;

порядок применения средств спасания при возникновении аварийной ситуации на борту ВС на земле и в полете;

документы, регламентирующие организацию метеорологического, поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки летчика-испытателя, требования специального режима, требования по обеспечению сохранности и неразглашении сведений составляющих государственную и коммерческую тайну, сведений для служебного пользования и сведений, ставших ему известными при исполнении должностных обязанностей;

основы трудового законодательства, правила по охране труда, экологической и пожарной безопасности.

6. Требования к специалисту:

высшее профессиональное образование;

подготовка в качестве летчика-испытателя для проведения соответствующего вида летных испытаний;

годность к летно-испытательной работе по состоянию здоровья.

7. Кроме требований, установленных в пунктах 4-6 Требований, к специалисту при присвоении квалификационной категории предъявляются следующие требования:

квалификационная категория 3-го класса присваивается летчику-испытателю после освоения им программ подготовки "А" и "Б";

квалификационная категория летчик-испытатель "без класса" присваивается летчику-испытателю после освоения им программы подготовки "В";

квалификационная категория летчик-испытатель 3-го класса присваивается летчику-испытателю, освоившему программу подготовки "В", после последовательного освоения им дополнительных программ обучения "Б" и/или "А", осуществляющему летно-испытательную деятельность не менее пяти лет и имеющему за указанный период налет в качестве летчика-испытателя:

- на маневренных самолетах и вертолетах не менее 150 часов, из них на летных испытаниях не менее 70 часов;

- на неманевренных ВС не менее 200 часов, из них на летных испытаниях - не менее 100 часов.

Квалификационная категория летчик-испытатель 2-го класса присваивается летчику-испытателю после осуществления им летно-испытательной деятельности в 3-м классе не менее трех лет и имеющему за указанный период налет в качестве летчика-испытателя:

- на маневренных самолетах и вертолетах не менее 200 часов, из них на летных испытаниях не менее 100 часов;

- на неманевренных ВС не менее 300 часов, из них на летных испытаниях - не менее 150 часов.

Летчики-испытатели 3-го класса, которые представляются к присвоению квалификационной категории 2-го класса, в период осуществления летно-испытательной деятельности в 3-м классе должны иметь опыт проведения одного из следующих видов летных испытаний:

- опережающих на воздушных судах - летающих лабораториях;

- предъявительских, приемо-сдаточных и периодических;

- специальных - опережающих на воздушных судах - летающих лабораториях;

- типовых и специальных.

Квалификационная категория летчика-испытателя 1-го класса присваивается летчику-испытателю 2-го класса, осуществляющему летно-испытательную деятельность во 2-м классе не менее четырех лет и имеющему за указанный период налет в качестве летчика-испытателя:

- на маневренных самолетах и вертолетах не менее 250 часов, из них на летных испытаниях не менее 120 часов;

- на неманевренных ВС не менее 350 часов, из них на летных испытаниях - не менее 170 часов.

Летчик-испытатель 2-го класса, который представляется к присвоению 1-го класса, в период осуществления летно-испытательной деятельности во 2-м классе должен выполнить в качестве командира ВС (далее - КВС) одно из следующих видов летных испытаний:

Читайте также: