Доклад на тему бисероплетение

Обновлено: 02.07.2024

Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин. Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия.

Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса. Никого не оставят равнодушным неповторимые колье, серьги, клипсы, гейтаны, кулоны, браслеты, заколки, выполненные из бисера.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.


Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля "стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом. и насыпаны стеклярусом по зеленой земле".

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и "сороки". Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).

Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин. Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия.

Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса. Никого не оставят равнодушным неповторимые колье, серьги, клипсы, гейтаны, кулоны, браслеты, заколки, выполненные из бисера.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания — изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).

Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.


В готовом проекте по технологии (бисероплетение) "Изделия из бисера своими руками" лаконично описана история бисера, перечислены виды бисера и варианты работ из бисера. Особое внимание автор уделяет изучению цветовых свойств бисера и разных технологий бисероплетения.

Подробнее о проекте:


Во время проведения учебного творческого проекта по технологии "Изделия из бисера своими руками" автором были подробно изучены такие техники бисероплетения, как петельное плетение, игольчатое плетение, параллельное плетение, дано их описание. Также ученица подробно останавливается на описании материалов и инструментов, необходимых для создания изделия из бисера.

В ходе творческой работы по технологии (бисероплетение) о плетении из бисера ученица проводит исследование, по результатам которого выделяет полезные и негативные стороны бисероплетения, а также рассматривает такое направление терапии, как лечение бисером. Проект содержит оптимальную сводку правил по технике безопасности во время работы с бисером.

Оглавление

Введение
1. История бисероплетения.
2. Виды бисера.
3. Виды работ из бисера.
4. Цветовые свойства бисера.
5. Технология бисероплетения.
6. Планирование работы.
7. Этапы работы.
8. Оформление готового изделия.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Но финансовые возможности не всегда позволяют это сделать. А изделия из бисера всегда модны и актуальны. В магазинах они стоят очень дорого, но если изготовить самому, то можно сэкономить свой бюджет.

Объект исследования: бисероплетение.

Предмет исследования: техники плетения бисером.

Цель моей работы: узнать историю происхождения бисера и его свойства.

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет по данной теме.
  2. Узнать историю бисера.
  3. Узнать цветовые свойства бисера
  4. Развивать художественные и исследовательские способности.
  5. Пополнить коллекцию работ, выполненных в технике бисероплетения.

Гипотеза:

Я считаю, что рукоделие – один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения.

Если мы будем, знать что таит в себе изделие из бисера, то нам будет легче выбрать себе украшение.

История происхождения бисера


Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и многое другое.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Первыми украшениями, которыми человек украшал себя в древности, были бусы. По данным ученых первые бусины в виде ракушек с проделанными в них острыми камнями отверстиями появились 75 тысяч – 100 тысяч лет назад, и считаются первым ювелирным изделиям созданным человеком.

Около 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились бусы разных форм и размеров. Со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстием для продевания нитки.

Мелкие бусинки из цветного стекла впервые появились в Древнем Египте, и украшали одежду фараонов. Их производство находилось на достаточно высоком уровне. Известны они были и у Древних Греков и в Африке, где они служили разменной монетой. Кочевые племена Сарматов и Скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих.

Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера получило в первой половине XIX столетия. В Европе и России из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.

Способ производства бисера

В древности бусы изготавливали, вытягивая нити из расплавленной стеклянной массы с помощью прутика. Затем нить навивали на тонкий стержень, который затем извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву и обрабатывали вручную, что бы придать ей нужную форму.

В дальнейшем бисер и бусы делали из пустотелых трубочек постоянного диаметра и заданной толщины.

Разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью. После затвердевания бисер нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности. Потом с помощью полировального порошка возвращали бисеру блеск, утраченный при нагревании.

Окрашивание стекла производится путем добавок различных солей металлов в расплавленную стеклянную массу.

Во второй половине XIX века были изобретены машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.

Где производили бисер? С начала бисер изготавливали в стеклодельных мастерских в Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а потом пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Здесь изготавливали различного вида сосуды, зеркала, пуговицы, бусины и бисер.

С XII на острове Мурано выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла и отлично калиброванный.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. Особенно ценился очень мелкий (0.5мм) и блестящий бисер , парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Стекольное производство на острове Мурано существует до сих пор, но бисер и бусины изготавливаются в штучном виде и продают по очень высоким ценам.

В конце XVIII века началось изготовление бусин и бисера в Германии. Здесь изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора.

Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла. Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. В конце XVII начале XVIII века здесь изготавливали бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.

Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Родиной бисера из золота, серебра и других металлов является Париж.

Виды бисера

По виду бисер делят на: простой, стеклярус и рубку.

Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.

Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.

Виды работ из бисера

Видов бисероплетения несколько: вышивание, ткачество, создание обьёмных предметов и, наконец, бисероплетение (признаюсь честно, этот вид - мой любимец). Кратко рассмотрим их:

Вышивание. По сути своей, вышивка бисером – это закрепление бисеринок на ткани при помощи простейших швов, которые мы часто используем в быту для ремонта одежды.

Вязание. Да-да, бисер используется и в такой неожиданной области. Более распространено вязание крючком. Честно признаюсь, сама я пока не так близко знакома с этим видом, нахожусь на стадии активного познания. С его помощью можно создавать элементы одежды, а то и целые картины. А также жгутики, но о их разнообразии надо поговорить отдельно.

Ткачество. Тканая поверхность представляет собой очень плотное многорядное бисерное полотно, где бисеринки смежных рядов располагаются строго друг под другом без смещения. Тканое полотно имеет очень плотную структуру без пустот. В зависимости от способа выполнения ткачество разделяется на станочное и ручное. Но ручное мы сегодня рассматривать не будем.

Объёмные изделия из бисера

Эта техника в принципе, уже является плетением из бисера, но, на мой взгляд, очень простая. Сама с неё начинала, так что с уверенностью могу сказать - подходит для новичков. Тут есть где разгуляться фантазии, можно делать всевозможные фигурки и статуэтки, а также цветы, .

Цветовые свойства бисера

Цвет, сочетание цветов и форма бисера для любого народа имело символическое значение, они могли рассказать не только о социальном происхождении человека, но и о его мировосприятии, о произошедших событиях. Сочетания цветов символизировали молодость и старость, счастье и горе, рождение и смерть.

Можно учитывать и тот факт, что каждый цвет бисера также несет на себе определенный магический оттенок, и пользоваться этими рекомендациями по своему усмотрению. Если у вас проблемы, связанные с одиночеством или неразделенной любовью, то лучше всего подойдет голубой или зеленый цвет без металлического блеска.

Желтый цвет хорошо защищает от сглаза, но еще у желтого бисера с металлическим блеском есть свойство притягивать прибыль к хозяину. Черный и белый бисер (чистого оттенка без металлического блеска) очень хорошо очищает биополе человека от ненужных эмоций, делает его разум твердым, а волю несокрушимой.

Сиреневый бисер (с металлическим блеском) дает возможность новых романтических взаимоотношений, а вот сиреневый бисер без блеска (матовый) является очень сильным средством для того, чтобы у его хозяина появились магические способности, например, к чтению мыслей или пониманию событий в их истинном смысле.

Техники плетения из бисера


Петельное плетение. На проволоку набирают одну или несколько бисерин (пайеток, бусин) после чего концы проволоки скручивают между собой (рис. 2). Для продолжения плетения в данной технике на один из концов проволоки снова набирают необходимое количество бисерин, отступают на некоторое расстояние от места соединения проволок, сгибают и снова скручивают проволоку. При этом участвует только один конец проволоки, второй остается свободным. Для того чтобы концы проволоки всегда оставались одинаковой длины, каждый следующий элемент выполняется поочередно то на одном, то на другом конце проволоки [2].

плетение бисером 1

Рис. 2. Техника петельного плетения: а – петля из одного элемента; б – петля из нескольких однородных элементов; в – петля из нескольких разнородных элементов

Игольчатое плетение. На проволоку набирают несколько бисерин (пайеток, бусин) и, минуя последнюю, проходят тем же концом проволоки через все бисерины в обратном направлении, аккуратно подтягивают проволоку, чтобы не оставалось просветов. Затем повторяют ту же последовательность операций (рис. 3).

плетение бисером 2

Параллельное плетение. На один конец проволоки набирают общее количество бисерин первого и второго рядов, а вторым концом проволоки проходят навстречу через бисеринки второго ряда (рис. 4). Далее на один конец проволоки набирают необходимое количество бисерин, а вторым концом проходят через все набранные бисерины навстречу.

плетение бисером 3

Правила работы с бисером


Прежде, чем приступить к работе, мне необходимо правильно организовать свое рабочее место, так чтобы все было под рукой.

Необходимо помнить о технике безопасности при работе с ножницами и иглой.

Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет на рабочее место должен падать слева. Лучше всего работать при дневном свете у окна, а в вечернее время оборудовать местным освещением. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.

Для профилактики нарушений зрения необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений для глаз, и зрение не только не ухудшится, но, возможно, станет лучше (приложение).

Для бисера можно сделать шкатулочку-комодик из пустых спичечных коробочек, его удобно переносить для работы дома и в школе. Во время работы бисер надо пересыпать небольшими порциями, и чтобы бусины не скатывались надо стелить салфетки из однотонной ткани с шероховатой поверхностью.

Материалы и инструменты

Для работы с бисером нужны следующие материалы: нити, тонкие иглы, леска, мягкая проволока, клей, ножницы, плоскогубцы.

Качества и внешний вид изделий зависят от нитей, используемых в работе. Цвет ниток даже может изменить оттенок бисера в изделии. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму изделия, но тонкие менее заметны в изделии и их легче продеть через маленькое отверстие.

Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги. Нити из натуральных волокон приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Армированные катушечные нити с лавсаном сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Они хороши, но дороги.

Иглы нужны тонкие. Специальные бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Чем больше номер, тем тоньше игла.

Бисероплетение: полезно или вредно?

  1. Развивает мелкую моторику пальцев рук.
  2. Способствует развитию речи и красивого почерка.
  3. Развивает фантазию, воображение, хороший вкус.
  4. Развивает внимание, наблюдательность, усидчивость.
  5. Учит быть терпеливым.
  6. Изделие из бисера современный и недорогой подарок.
  1. При не соблюдении правил работы отрицательно влияет на зрение
  2. При не соблюдении правил работы приводит к искривлению позвоночника
  3. Малоподвижный вид деятельности.

Я считаю, что бисероплетение полезное занятие, если соблюдать все правила работы. Оно учит быть терпеливым, внимательным. Развивает вкус и фантазию.

Лечение бисером

Украшения из бисера – это инструмент цветотерапии и инструмент достижения успеха одновременно: для здоровья и осуществления желаний нужна позитивная энергия. К тому же бисер сильнее, чем просто простое стекло.

Как использовать изделия из бисера?


Посещая, кружок бисероплетения я сделала такие поделки: несколько букетиков цветов, несколько бабочек, снеговика, деда мороза, две мышки, две ящерицы, овощи, елочка, посуда, кошку, 2 пчелы, снежинка, и многое другое. Мне очень нравится этим заниматься, и я хочу научиться новым более сложным способам плетения.

Украшая свою одежду и свой быт нужными и оригинальными вещами ручной работы, выполненными собственными руками, я учусь самостоятельно формировать свой гардероб, развивать хороший вкус. А еще эти изделия можно подарить, ведь они хотя и маленькие, но сделаны с любовью. Это не просто украшения, а изделия, которые вобрали в себя не только тепло рук, но и чувства, настроение и пожелания.

Снимают головную боль.

Техника безопасности во время плетения бисером

  • все материалы и инструменты нужно хранить в шкатулке или в специальной коробочке;
  • для хранения иголок, булавок использовать только игольницу.
  • аккуратно обращаться с материалами и инструментами;
  • не вкалывать в одежду булавки и иголки (использовать только игольницу);
  • нить, леску и проволоку обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать!);
  • для защиты пальцев использовать наперсток;
  • ножницы класть только с сомкнутыми лезвиями;
  • ножницы передавать только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
  • бисер из пакетиков (баночек) высыпать в отдельные крышечки по чуть-чуть, чтобы не просыпать большое количество бисера, на котором можно поскользнуться;
  • через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения).

После окончания работы:

  • проверить количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько было в начале работы);
  • сломанные иглы, булавки знужно аккуратно авернуть в бумагу и выбросить в мусороное ведро;
  • bнструменты и материалы убрать в шкатулку (коробку).

Помните!

  • мастерицам 6-8 лет можно работать с бисером не более 40 минут;
  • мастерицам 9-11 лет - не более часа;
  • мастерицам 12-16 лет не более полутора часов.

Заключение

Все в нашем мире изменяется, но есть вещи, что остаются вечными - например, стремление человека к прекрасному. И увлеченность рукоделием, которая с каждым днем охватывает все больше людей, лишнее тому доказательство. Так почему же в наш механизированный и компьютеризированный век, когда нет никаких преград для быстрого создания и воплощения дизайнерской мысли, так популярно доброе и старое рукоделие?

Девушка в украшениях

В 21-м веке в моду снова вошел handmade. Но сегодня вместе с новыми идеями у нас существует больше возможностей реализации в этой сфере, чем у наших родителей.

Еще в детстве большинство девочек посещают кружки по бисероплетению, лепке, вязанию и т.д. С учетом того, что доступ к интернету теперь есть в каждом доме, посещение кружков сменилось на чтение статей и просмотр видео уроков.

Нет ничего плохого в том, что сейчас в интернете мы можем найти абсолютно все, что нас интересует. Главное — найти хороший информативный ресурс.

Но мы не об этом. Поговорим о таком виде рукоделия как бисероплетение.

Бисером являются маленькие стеклянные бусинки, которые просверлены насквозь.

Для тех, кто когда-либо видел бисер, не сложно догадаться, что являет собой плетение из него.

Итак, бисероплетение — один из видов декоративно-прикладного искусства, рукоделия, это создание украшений и художественных изделий, в основу которых входит бисер.

По поводу акцента на основе. Ведь существует множество техник, в которых бисер также применяется, но не является базовым. К примеру, в ткачестве и вязании бисером, в вышивке и мозаике, бусинки являются второстепенным материалом, декорирующим.

Из истории известно, что практически все виды рукоделия возникли практически с появлением человечества. Вспоминаем первобытных людей и историю Древних цивилизаций — там было много чего интересного для современного человека. Ведь все эти техники, использованные тогда, настолько изменились, что человеку 21-го столетия очень трудно представить, как зародилось то или иное ремесло.

Зарождение техники бисероплетения можно датировать тем временем, когда первобытные люди надевали на шею бусы на нитке из камней или клыков убитых животных. В древних цивилизациях бусины имели не только декорирующий характер, а также тотемный и религиозный.

Археологами были найдены разнообразные обработанные материалы с просверленными дырочками. Это были:

  • камни,
  • семена,
  • ракушки,
  • стручки,
  • орехи,
  • когти,
  • кости.

С эволюцией человек начал обрабатывать глину, окрашивать её и обжигать. С течением времени люди научились делать бисер. Технология бисероплетения использовалась для создания украшений, талисманов. У некоторых народов бисер служил разменной монетой.

Первобытные люди и бисер

Индейцы, к примеру, декорировали свои дома бусами, в прически вплетали ленты из бисера, расшивали бисером свои костюмы. Они украшали бусинами абсолютно все, начиная с налобных повязок (это кстати и сейчас модно), заканчивая табакерками и детскими колыбельными.

А в Северной Африке можно встретить бусины, которые сделаны из перьев и ракушек.

Обратим внимание на то, что материалом для бусин у индейцев были: кораллы, бирюза, серебро и т.д.

Что касается племен Майя — они использовали нефрит.

Древние египтяне изготавливали бусины из горного хрусталя и золота, а также они использовали кристаллы.

Рождение бисера

Сколько древних племен таскали на себе колье, которое мы сейчас приобщим к искусству бисероплетения — неизвестно. Зато мы можем смело утверждать, какая страна считается родиной этого материала.

Бисер родился в Египте около 3 000 лет назад. Его появление тесно связано с появлением стекла. Сначала египтяне научились делать стекло, а вскоре и бусины из непрозрачного стекла.

Изначально разновидностями изделий из бисера были вышивка и нанизывание на нить .

С изобретением сетчатого низания люди стали изготавливать самостоятельные изделия из бисера. Позже в бисероплетения появились схемы и узоры.

Активно развивая мастерство бисероплетения, египтяне начали экспортировать эти изделия в другие страны. Добавление драгоценных и полудрагоценных камней в эти украшения добавляло им шика и благородства.

Второй страной, где появился бисер, была Сирия. Оттуда технику бисероплетения переняли римляне.

Кстати, интересный факт о находке счетов . В Китае было создано счетное устройство, которое подсчитывала количество бусин, скользящих по проволоке.

Во времена Средневековья передовой страной по развитию стекольной промышленности была Венеция. Помимо бисера там изготовлялась посуда, пуговицы, зеркала и т.д.

Секрет изготовление бисера заключался в добавлении песка в соду. Из этого и варилась стекольная масса.

В 18 веке изобрели машину для вытягивания стекольных трубок. Эта инновация ускорила процесс произведения бисера, а также удешевила его.

Работа с бисером также расширила свои рамки. Начиная с 18 века европейская мода проявлялась в расшивке одежды бисером, сумочек, подстаканников и т.д.

Используя свою (и чужую) бурную фантазию, из бисера можно сделать практически все. Правда, над некоторыми изделиями посидеть придется дольше, а другие будут сделаны намного быстрее. И это нормально.

Так бисер является уникальным материалом, то он даёт неограниченные возможности мастерам искусства рукоделия. Но мы сегодня рассмотрим виды украшений, которые обычно делают из бисера.


Мы рассмотрели историю создания бисера и развития мастерства бисероплетения. Можно сделать вывод, что изделия из бисера всегда будут в тренде практически в любой стране. Ведь модой является не только цвет, ткань и фасон. В мире модниц на первом месте стоят изысканность и уникальность. Поэтому, изделия из бисера как раз могут приобретать эти черты с помощью искусного мастера.

Когда детство закончилось, решения по поводу занятий чего-то нового всегда принимаются с трудом. Девушки (женщины) постарше много сомневаются на счет бисероплетения. Но ведь это не страшно! На самом деле начинать новое дело — это всегда весело и увлекательно. Тем более, что интернет просто перегружен информацией! Здесь можно найти абсолютно все, что Вас интересует в той или иной сфере.

Что касается бисероплетения, то начать разбираться с ним никогда не поздно. Сегодня есть множество видео и текстовых материалов по бисероплетению для начинающих. В них Вы найдете нужные Вам схемы с объяснениями. Если появляются дополнительные вопросы — их всегда можно задать на форумах, написать на почту мастерам. Люди с радостью отвечают на подобные вопросы.

Также не забываем о регулярных мастер классах, которые проводятся в каждом городе. Да, 1 час такой процедуры стоит дорого, зато Вы приобретаете навыки на всю жизнь.

Конечно, технология бисероплетения требует усердия и терпения. Большинство изделий на первый взгляд кажутся жутко сложными. Новички думают, что они никогда не сделают определенное колье или браслет. Но с течением времени они набираются опыта, привыкают к усидчивой работе и позже не просто делают украшения, а еще и получают от этого удовольствие.

Как и любая техника handmade, бисероплетение требует особые инструменты и материалы. К основным относятся:

  • иглы с тонким ушком (в магазинах можно спрашивать «иглы для бисероплетения),
  • нить \ леска,
  • бисер.

Базовому бисероплетению можно научиться не только в специализированных школах, а и с помощью видео уроки

Одни и те же изделия из бисера можно сделать благодаря разнообразию техник:

  • скрещивание нитей,
  • зигзаг,
  • плетение жгутом,
  • мозаичная техника,
  • ажурное плетение и т.д.

Рассмотрим основные виды бисероплетения на примерах.

Скрещивание нитей

Ниже представлена схема бисероплетения крестиком, а также браслеты, которые можно сделать с помощью этой техники.


Описать эту технику словами особо не получится. Смотрите сразу схему бисероплетения.

Эти 2 техники являются самыми простыми. С помощью них можно сделать большое количество изделий. Ведь использовав другие цвета бисера и разные его виды, можно получить совершенно разные украшения.

Использовать бисер различной фактуры также помогает провести некоторые эксперименты, после которых Вы точно будете знать, что Вам нравится больше.

Плетение зигзагом

Плетем колье

Мозаичная

Более сложной техникой бисероплетения является мозаичная. Она имеет множество подвидов и приемов плетения. К ним относятся:

  • четное \ нечетное количество бисерин,
  • двойная \ тройная техника,
  • круговое плетение,
  • цилиндричное.

Чем хороша эта техника — изделия получаются ровными и плотными. Благодаря этим свойствам мастера часто плетут браслеты, используя именно эту технику.

Бисер, который применяется в этой технике, это рубленный, круглый и стеклярус. Плетение выполняется в 1 или 2 нити, в зависимости от вида техники.


Плетение жгута

Изделия по принципу плетения жгута выполняются нанизыванием бисерин на нить. При этом количество бисерин может быть абсолютно разным: как 5, так и 9, а то и больше бусин. Пример этой техники бисероплетения ниже.

Жгут из бисера

Плетение ажурного полотна

Чтобы придать изделию эффекта кружева, можно использовать технику бисероплетения ажурного полотна. Она являет собой нанизывание бисеринок на нить, а затем — вязание крючком.

Эту метод используют не только для создания украшений, а и в отделке одежды, изготовлении чехлов и т.д.

Ажурное плетение также можно плести в 1-2 нити в зависимости от изделия.


Вот мы и разобрались о том, что такое бисер, в чем заключается бисероплетение. Теперь Вы точно знаете, с чего нужно начинать, если вдруг займетесь этим видом рукоделия. Удачи в Ваших начинаниях!

Читайте также: