Стандартизация высшего образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра Технологии важнейших отраслей промышленности РЕФЕРАТ

Техническое нормирование процессов и продукции

"Стандартизация в системе образования" Студент

ФМ, 1 курс, ДКП-1 Куренёв Е.А.

Проверила Некраха С.В. Минск 2009

Содержание 1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ 3 2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством" 9 3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения 11 5. Основные меры по реформированию сферы образования 23 Вывод 28 Нормативная база стандартизации среднего специального образования 29 Приложение 32

1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ

Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.

Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.

С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет к выпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.

В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Данная система была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельно формировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее к возникновению новых вузов и образованию новых специальностей и специализаций. В данном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.

В развитых странах Западной Европы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть до кафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процесса и самостоятельно формируют и утверждают учебные планы.

Однако столь высокая степень демократизации обусловливается влиянием ряда факторов:


Ключевые слова: высшее образование, качество образования, образовательная система, подготовка специалистов, образовательный процесс.

Анализ публикаций по проблеме качества образования позволяет заключить, что в отечественной науке наиболее системные подходы к определению качества высшего образования разработаны Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов.

Не вызывает сомнения утверждение о том, что качество образования не может рассматриваться вне контекста потребностей его субъектов, прежде всего, его потребителей, тех, кому оно должно служить. Действительно, качество образования — это качество удовлетворения потребностей людей, общества, производства в определенном, соответствующем сегодняшним и завтрашним требованиям функционирования и развития личности и общества.

Иначе говоря, качественным может быть только то образование, которое позволит нынешним учащимся и студентам успешно, продуктивно жить и работать на протяжении нескольких десятилетий, адекватно и эффективно справляться с теми вызовами, которые неизбежно возникнут в первой половине XXI века.

совокупность, система свойств, процессов и результатов образования;

единство элементов и структуры объектов и процессов; система качеств элементов и подсистем объектов и процессов;

единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств объектов и процессов;

основа цельности образования;

иерархическая система свойств или качеств частей объектов или процессов;

динамическая система свойств или качеств частей объектов или процессов (качество объекта или системы в динамике отражает в себе качество их жизненного цикла);

полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, идеалов, т. е. соответствие или адекватность требованиям, потребностям и нормам.

При таком подходе особенности характеристик качества образования состоят в следующем:

многоаспектность или многогранность качеств (качество конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества);

многоаспектность качества конечных результатов (качество образования, включая качество обучения и качество воспитания);

многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов, основные из которых: сами учащиеся и студенты, выпускники образовательных учреждений, их родители, работодатели, государственные органы, общество в целом, сама система образования и преподаватели различных ее уровней и ступеней, исследователи системы образования);

текущие, тактические и стратегические аспекты качества образования, неоднозначность их оценки различными субъектами в различных условиях и в различные периоды [1].

Именно при производственно-прагматической трактовке качества образования его можно рассматривать, оценивать (измерять) через призму качества образовательных услуг, оказываемых учебным заведением, и сравнивать с определенными стандартами. В международных стандартах качество трактуется именно так. При таком подходе высшее образование как специфическая социально-культурная услуга подлежит стандартизации качества.

Качество образования — это взаимосвязанная совокупность характеристик вуза, относящихся к его способности удовлетворять устоявшиеся и формируемые потребности (запросы) потребителей образовательных услуг.

Можно говорить о качестве образовательной системы в широком смысле этого слова, когда в нее включается и процесс, и результат образования.

Образовательный процесс выступает в этом случае как единство целей и содержания образовательной деятельности.

При таком подходе качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

качества образовательной (учебной) программы;

качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;

качества учащихся (в начале учебного процесса как качество подготовленности абитуриентов, в конце учебного процесса как качество подготовки или компетентности выпускников);

качества средств образовательного процесса (качества материально-технической, экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий);

качества образовательной технологии;

качество управления в образовательном заведении.

Таким образом, качество высшего образования — это соответствие сущностных свойств и основных характеристик реальных культурно-ценностных ориентиров, систем, процесса и результатов обучения, воспитания, развития студентов и выпускников высшей школы сложившимся в обществе нормам, потребностям личностей, общества и производства с позиции сегодняшнего и завтрашнего дня.

Чтобы подойти к измерению качества высшего образования, предстоит определить:

с одной стороны, эти сущностные свойства и характеристики разных культурно-ценностных ориентиров, системы, процесса и результатов общения, воспитания и развития студентов и выпускников;

с другой стороны, раскрыть потребности личностей, общества и производства как с позиции сегодняшнего, так и завтрашнего дня, также найти механизмы и процедуры их соотнесения.

1. Плаксий С. И. Качество высшего образования. — М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — 654 с.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, качество образования, качество, образовательная система, завтрашний день, образовательный процесс, общество, потребность личностей, развитие студентов.

Гост

ГОСТ

Рисунок 1. Основы стандартизации образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Необходимость создания единого образовательного пространства в стране вынудила прибегнуть к стандартизации образования. Такая деятельность позволяет решить ряд вопросов, целей и задач, в том числе по полному обеспечению равного уровня образования для всех выпускников государственных образовательных учреждений.

Стандартизация образования представляет собой разработку и использование системы определенных параметров и показателей, которые принимаются в качестве государственных норм образовательного процесса, причем они должны отражать общественный образовательный идеал, а также учитывать возможности конкретной личности для его достижения.

Государственные образовательные стандарты

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по действующему законодательству предназначен для:

  • формирования единого образовательного пространства страны, когда происходит обеспечение свободы реализации внутренних национальных программ по образованию;
  • проведения объективной оценки деятельности системы высших учебных заведений;
  • повышения общего качества образовательного процесса в стране;
  • установления и признания эквивалентности документов иностранных государств.

Стандарты любой образовательной системы состоят из федеральной части и национально-региональной части.

Эти компоненты учитываются при полноценной подготовке учителя, юриста, экономиста и любой другой профессии.

Готовые работы на аналогичную тему

Федеральный компонент

Министерство образования РФ утверждает федеральный компонент (часть). Также орган исполнительной власти формирует требования, которые относятся к содержанию образовательной программы, а также общему уровню подготовки преподавателей и учащихся.

В федеральный компонент входят:

  • требования по условию реализации образовательной программы;
  • требования к итоговой аттестации выпускников;
  • установление расчетного срока освоения программы на всех формах обучения.

Федеральный компонент образовательного стандарта любого уровня включает в себя группу общепрофессиональных дисциплин, группу математических и общих дисциплин по естественной науке, группу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также группу специальных дисциплин.

Национально-региональный компонент

Национально-региональный компонент призван отражать в содержании образования определенные характерные черты и национально-региональные особенности места, где происходит образовательный процесс.

Такой компонент утверждается непосредственно высшим учебным заведением и его содержание полностью учитывается при подготовке специалистов региона. Обычно в российских условиях принято использовать схему по внедрению федерального и национально-регионального компонентов в образовательную систему, где отдается предпочтение первому компоненту в пропорциях 65 к 35.

Подобная структура государственного образовательного стандарта позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства. Она не подавляет интересы и традиции образовательных учреждений и иных научных школ субъектов Российской Федерации.

Разработка государственных образовательных стандартов

Главной научной организацией, которая занимается координацией разработки государственных образовательных стандартов (ГОС), является Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Он организует деятельность специально для функционирования высшего профессионального образования.

В процессе создания ГОС ВПО принимало участие более 70 учебно-методических объединений, в том числе несколько десятков советов по методологическим рекомендациям. В общей сложности процессом стандартизации управляло несколько тысяч человек. Они смогли разработать ГОС всего за несколько лет, которые периодически изменяются. Министерство образования РФ утверждает все поправки в стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования.

К 1996 году были разработаны государственные стандарты по направлениям подготовки или бакалаврским программам, по специальностям и по магистерским программам. В систему ГОС ВПО входит около 700 стандартов.

Разработка государственных образовательных стандартов велась в несколько этапов. Сначала были сформированы образовательные программы для бакалавров, на следующем этапе появились стандарты для образовательных программ подготовки специалистов. Затем такие же стандарты на основе ГОС были представлены для магистров.

При разработке ГОС рождалось принципиальное решение, которое усиливало фундаментальные основы всего образования. Под этим понималось, что фундамент выпускника и его мировоззрение будут формировать не только научные знания, но и сочетание фундаментальных знаний. Совокупность таких знаний может стать основой формирования разносторонней личности с большим профессиональным багажом знаний.

Фундаментальное образование представляет собой совокупность:

  • естественных наук;
  • гуманитарных наук;
  • социально-экономических наук;
  • математических дисциплин.

Таким образом, формирование личности происходит из знаний физики, химии, математики, философии, психологии, истории, экономики, физической культуры и других основных дисциплин.

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен примерно на 30%. Для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые.

Через некоторое время в ходе образовательного процесса удалось выявить ряд недостатков такой системы образования и ряд стандартов изменили свои требования. Специалисты отметили, что существует недостаточный уровень вариантности блока гуманитарных и социально-экономических наук. Это не было в полной мере ориентировано на будущую профессию выпускника. Также существовало обстоятельство невозможности требований, которые содержатся в документе и применяются в процессе промежуточного контроля знаний. Озвучены проблемы с прямой проверкой уровня подготовки выпускников. Выявилось ряд различий в содержании образовательных программ родственного профиля. Они затрудняли рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах. Выявлена несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

Стандартизацию образования можно было бы отнести к одной из глобальных тенденций в реформировании мировой образовательной системы, как одно из средств преодоления кризиса образования. Трудно сказать, кого сегодня в мире больше – сторонников или противников образовательных стандартов, но процесс стандартизации в системе образования набирает темпы.
Система образования является предметом деятельности большого числа субъектов (преподаватели, студенты, аспиранты, организаторы учебного процесса, всевозможные образовательные менеджеры и т.д.), и, следовательно, с точки зрения требования системности этот объект может быть стандартизован государственных образовательных стандартов, а также процедуры их выработки никаким образом не ориентированы на рынок вообще.

Содержание

1. Образовательные стандарты.
2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. (ГОС) - структура, содержание, сущность.
Цели :
(в результате учения Вы будете)
1. Понимать необходимость и сущность образовательных стандартов
2. Знать цели, структуру, содержание, сущность Государственных образовательных стандартов (ГОС).
3. Уметь анализировать ГОС по своей и смежным специальностям.
4. Знать достоинства и недостатки ГОС и порядок их обновления.
Учебные материалы

Работа содержит 1 файл

Стандартизация образования в России..docx

Стандартизация образования

Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений.

2. Государственные образовательные стандарты
Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". Мы уже отмечали ранее, что в этом стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов. Это вызвало неоднозначную реакцию во всех слоях академического сообщества, от учителей начальных классов до маститых профессоров вузов.
В менталитете российского общества слово "стандарт" воспринимается как что-то крайне жесткое, однозначное, пусть даже и образцовое, символ унификации и отказа от вариативности. Механический перенос такого понятия в мир человеческих отношений, в котором яркая личность со своей неповторимой индивидуальностью ценится выше всего, кажется не просто нелепым (неумным), но и кощунственным. Правда, понятие "образование" в России исторически связано с представлением о "создании себя по образу Бога", так что высокий образец для саморазвития и духовного совершенствования присутствовал при воспитании и обучении в школах России издревле.

• возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности высших учебных заведений;
• признания и установления эквивалентности документов иностранных государств.
3.Любой стандарт для определенной образовательной программы имеет:
федеральный компонент;
национально-региональный компонент.
В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:
расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм обучения;
требования к условию ее реализации;
требования к итоговой аттестации выпускников.
Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.
Существующие ГОС не в полной мере обеспечивают конкурентноспособность российской системы образования, поэтому требуют пересмотра структуры и порядка обновления.

Читайте также: