Сравнение как метод исследования доклад

Обновлено: 16.05.2024

Метод сравнения является основой основ всех отраслей современной науки: все имеющиеся классификации, градации, каталоги и реестры построены на нем. Все экспериментально-измерительыне методы в химии, биологии, геологии, физике построены на сравнении количеств, концентраций, пиков, интенсивностей и т.д. На сравнении основана реализация важнейшего принципа современных наук естествознания – принципа актуализма, состоящего в том, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время. Вся экономическая наука построена на сравнении различных количественных (доход, прибыль, процент, издержки) и качественных (цвет, вкус, безопасность, престижность) показателей по разным фирмам, отраслям, странам. Любой отраслевой экономический анализ, как например, анализ качества предоставляемых отелями услуг, основан на сравнении местопроложения отеля, цены за номер и его комфортности, вежливости персонала и т.д. То есть сравнение лежит в основе практически любого анализа, проекта, плана, теоретической, экспериментальной или технологической разработки.

Содержание

1.Общее понятие сравнения
2.Виды и приёмы сравнения
3.Сравнение как….
4.Сравнение в политической науке
Заключение

Работа состоит из 1 файл

сравнение.doc

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

Дисциплина: Методы научных исследований

ТЕМА: Сравнение как Метод научного исследования

Исполнитель: Сафонова Елена, Р-531

Преподаватель: канд. фил. наук, доцент

  1. Общее понятие сравнения
  2. Виды и приёмы сравнения
  3. Сравнение как….
  4. Сравнение в политической науке

Общие методы научных исс ледований делят на 3 группы: 1. Методы эмпирического исследования, а именно - наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. 2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования, например, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод. 3. Методы теоретического исследования - восхождение от абстрактного к конкретному.

Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Первобытный человек сравнил два плода на ветке дерева и понял, что один из них больше, ярче, мягче и ароматнее. Именно такое сравнение заставило его потянуться за ним, хотя оно висело на более высокой ветке и его было тяжелее достать, взять в руки инструмент, чтобы сбить его, и в дальнейшем искать и добывать именно такие плоды.

Метод сравнения является основой основ всех отраслей современной науки: все имеющиеся классификации, градации, каталоги и реестры построены на нем. Все экспериментально- измерительыне методы в химии, биологии, геологии, физике построены на сравнении количеств, концентраций, пиков, интенсивностей и т.д. На сравнении основана реализация важнейшего принципа современных наук естествознания – принципа актуализма, состоящего в том, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время. Вся экономическая наука построена на сравнении различных количественных (доход, прибыль, процент, издержки) и качественных (цвет, вкус, безопасность, престижность) показателей по разным фирмам, отраслям, странам. Любой отраслевой экономический анализ, как например, анализ качества предоставляемых отелями услуг, основан на сравнении местопроложения отеля, цены за номер и его комфортности, вежливости персонала и т.д. То есть сравнение лежит в основе практически любого анализа, проекта, плана, теоретической, экспериментальной или технологической разработки.

В данной работе автор дает общее понятие сравнения, выделяет его особенности, показывает виды и приёмы сравнения. Особое внимание будет уделено сравнению в политической науке и естествознании .

Общее понятие сравнения

Одним из наиболее распространенных методов познания является сравнение, в результате которого устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Таким образом, сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность

2) для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

Сравнение – один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Сравнение и измерение являются частными случаями метода наблюдения. Этот метод представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Сравнение и измерение играют важную роль в познании. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта, измерение включает единицу измерения (эталон, или эталонный объект), измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу, можно установить, что один из них тяжелее другого. В этом случае эталон, измерительный прибор, метод измерения не применяются. При измерении этих объектов для установления того, что один предмет весит 3 кг, другой - 4, эти элементы измерения необходимы.

С помощью измерения устанавливаются численные характеристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов, прежде всего в естественных и технических науках. Что касается сравнения, то на этом методе основаны такие науки, как сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, сравнительное историческое языкознание и некоторые другие. Сравнительный анализ является одним из основных методов, применяемых в научных исследованиях экономики. Практически всегда формулировка или уточнение экономических понятий осуществляется с помощью сравнительного анализа.

Виды и приёмы сравнения

Умение сравнивать какие-либо события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.

Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В научном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.

Схематично виды сравнения можно представить так:

Приемы сравнения в научном познании

Сравнительное описание - установка сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определение значимых признаков объектов.

Сравнительное объяснение - установка причинных, причинно-следственных и генетических связей.

Сравнительная характеристика - установка закономерностей при комплексном сопоставлении, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция…)

Сравнение как важнейший метод познания

Хотя наблюдение и является исходным средством в процессе познания человеком действительности, однако часто необходимо знать, как организовать наблюдение, чтобы сделать его эффективным.

Представим себе следующую элементарную задачу. Даны две подобные фигуры, слегка различные по величине. Требуется определить большую из них. Во избежание ошибки мы накладываем фигуры одна на другую и с помощью наблюдения сравниваем их между собой. Указанная процедура обеспечивает получение ответа с требуемой точностью. Сравнение в этом случае выступает как особый способ организации наблюдения.

Когда мы сравниваем два каких-либо предмета А и В, то мы имеем две логические возможности: 1) А и В тождественны, 2) А и В различны.

Отношение тождества может выступать в виде равенства, подобия, изоморфизма и т. д. Отношение различия можно, в частности, детализировать, имея в виду такие две возможности: 1) А больше В, 2) А меньше В.

Отсюда ясно, что сравнивать предметы можно только по какому-либо точному выделенному в них признаку, свойству или отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции. Лишь то, что однородно, можно сравнивать, отождествлять или различать. Сведение к определенному единству является необходимым условием процедуры сравнения. Сравнение имеет смысл лишь в границах некоторого качества, а последнее всегда актуализировано лишь в том или ином контексте.

Сравнение не тождественно эксперименту и его более слабому аналогу — статистическому методу, но логика сравнительного анализа в определенной мере сопоставима с логикой экспериментальной науки. Во-первых, исследователь-компаративист способен выбирать те условия исследуемого феномена, в которых изучаемая взаимосвязь проявляется в наиболее чистом виде. Правда, при этом возникает ряд методологических и методических проблем (сравнимости, эквивалентности и т.д), но в целом сравнение позволяет сформировать что-то наподобие экспериментальной ситуации, которой исследователь может управлять, переходя от одной страны к другой, от одного региона к другому и т.д. Во-вторых, манипуляция условиями здесь относительная; она осуществляется исследователем скорее концептуально, чем в действительности, но этого зачастую достаточно для разносторонней проверки исследуемой связи. В этом отношении техника количественного или качественного сравнения не используется механически, а всегда вместе с теоретической работой исследователя. В-третьих, сравнение напоминает эксперимент в том смысле, что позволяет контролировать условия, включенные в процесс исследования. Отметим, что данный контроль, конечно же, не является абсолютным (он не является таковым и при эксперименте), но все же при сходстве группы стран по ряду условий их можно принимать в качестве неизменных. В-четвертых, исследователь-экспериментатор стремится получить некий результат при наличии некоторых условий, которые он может ввести искусственно. Здесь логика исследования связана с поиском следствия. Исследователь-компаративист часто имеет уже наблюдаемое неоднократно следствие, и его задачей является скорее поиск условий, а не результатов. Хотя по видимости эти стратегии отличаются, но, по сути, они сопоставимы с общей логикой поиска зависимостей при различии исходных пунктов анализа. В-пятых, сравнительная и экспериментальная науки базируются на общем представлении о возможности количественного измерения качеств изучаемых феноменов. Хотя применительно к социальному знанию измерение составляет проблему, тем не менее, эта установка привела к формированию в сравнительной политологии широкого движения за использование статистической техники анализа эмпирического материала, полученного в результате применения метрических шкал. В настоящее время ограниченность этого подхода кажется очевидной, но это не значит, что он оказался ошибочным по существу. Более того, преимущество сравнительного метода исследования политики оказалось в том, что он позволяет сочетать количественную и качественную Методологию при сохранении ориентации на получение научных результатов.

Аналогию с экспериментальным методом проводит и Чарльз Рэйджин, указывая на два типа сравнительных исследований: (1) количественные, ориентированные на изучение дисперсий признаков явлений, (2) качественные, ориентированные на сравнение категориальных переменных. В обоих случаях присутствует экспериментальная логика ограничения условий и поиск каузальных зависимостей между переменными (при количественном анализе еще и корреляционных).

Следует подчеркнуть, что сравнение редко выступает в качестве самоцели научного политологического исследования. Скорее оно выступает неким подходом исследователя к изучаемому им предмету, т.е. его предрасположенностью к принятию некоего особого взгляда на политический феномен, который заранее берется вместе с многообразными национально- и регионально-политическими условиями и с возможными его модификациями. Задачей, следовательно, является не сравнение форм политических феноменов и их условий, а поиск зависимостей, концепций и моделей. Сравнение в данном случае выступает не просто методом, а исследовательской методологической стратегией, затрагивающей образ предмета изучения, исходную концептуальную структуру, формулируемые исследовательские гипотезы, набираемые инструменты измерения и анализа эмпирического материала, получаемый научный результат — синтезированные концепции и классификации, модели и теории. В этой связи сравнение является не столько техникой сопоставления, различения или объединения, сколько исследовательским мировоззрением.

Виды сравнительных исследований

Липсет, который так же анализирует особенности бинарного сравнения, выделяет подобные две стратегии: имплицитная и эксплицитная. Он подчеркивает значение исследовательских гипотез для выбора двух стран, подвергаемых сравнению. В этой связи не всякое сравнение двух стран является полезным. Особое внимание он обращает на проблему исключительности при выборе сравниваемых стран. Рассматривая сравнительное исследование Японии и США как двух примеров наиболее успешного индустриального развития, Липсет говорит еще об одной характеристике стратегии бинарного сравнения: выбор наиболее характерного различия между сравниваемыми странами, имеющего отношение к предмету анализа. В данном случае речь может идти о совершенно различных путях достижения промышленного успеха, обнаруживаемых не на конкретном уровне анализа, а на глобальном. Следовательно; уникальность или исключительность исследуемых двух стран просматривается при разноуровневости бинарного сравнения.

Региональное сравнение. Распространенным видом сравнения выступает сравнение регионов, т.е. группы стран, избранных в силу похожести их экономических, культурных, политических и т.д. характеристик. Региональное сравнение относится к дискутируемому сейчас в сравнительной политологии типу сравнения наиболее похожих стран в противоположность исследованию группы стран с различающимися характеристиками. Исследователями подчеркивается плодотворность подобного исследования, так как оно позволяет решить ряд проблем сравнения (сравнимость, эквивалентность). Как правило, в сравнительной политологии изучаются страны Западной Европы, Скандинавские страны, Латинская Америка, англоязычные страны, Восточная Европа и т.д. Правда, предпосылка похожести региона часто уводит исследователя от возможного поиска жизненных различий в соотвествующей группе стран, которые и могут выступать в качестве объяснительных переменных.

Джон Матц дает следующие рекомендации для сравнительного анализа похожих стран, опираясь на сравнительные исследования стран Латинской Америки: (1) для того чтобы применить стратегию сравнения похожих стран и создать значимые теории, необходимо ограничить пространственную область; т.е., вместо того, чтобы исследовать всю Латинскую Америку, нужно ограничить объект изучения субрегионом — Центральная Америка, Южный Конус и т.д.; (2) необходимо ориентироваться не на макротеории, а на теории среднего ранга, построенные на мультивариативном эмпирическом анализе и подходящие для обобщений среднего уровня; (3) практиковать больше аналитический эклектизм, и в особенности включать в анализ культурные переменные вместе с экономическими и институциональными; (4) для того чтоды избежать регионального провинциализма, необходимо связывать региональное исследование методологически, теоретически и субстанциально с глобальными проблемами и тенденциями.

Кросс-темпоральные сравнения. Все большее значение в сравнительных исследованиях начинает придаваться времени как оперативной переменной. Время включается в исследование, чтобы преодолеть статический характер сравнения, Нейл Смелзер считал динамический сравнительный анализ более сложным, чем статический, так как переменная времени включалась в исследование взаимосвязи между зависимыми и независимыми переменными. Так, если исследователь просто берет две точки развития какого-либо явления во времени и их сравнивает, то это, по Смелзеру, не является еще динамическим сравнением. Сравнение приобретает качество динамичности, когда исследователь рассматривает динамику изменения какого-либо качества в тот или иной промежуток времени.

Один из традиционных видов кросс-темпорального сравнения определяется как асинхроническое сравнение. Данная стратегия предполагает сравнение одной и той же страны (региона) или разных стран в различное историческое время. Например, исследуется политическая динамика современной Африки и средневековой Европы, Веймарская республика и становление демократии в послевоенной Германии, различные исторические типы социальных революций и т.д. Исторически ориентированные исследования противостоят синхроническим сравнительным исследованиям.

Виды и уровни переменных

Под переменной понимается изменяющееся качество изучаемого политического феномена, к измерению которого могут быть применены неметрические или метрические шкалы. Организация переменных в исследовании предполагает разбиение их на группы в зависимости от поставленных целей и гипотез исследования. Выбор переменных также определяется общей концептуальной схемой исследования и опирается на основные ее понятия.

Совокупность изучаемых переменных можно определить как оперативные переменные. Среди них выделяются зависимые, независимые и вмешивающиеся переменные. Под зависимой переменной понимается то изменяемое качество объекта изучения, которое рассматривается как следствие или результат действия некоторых условий, факторов, обстоятельств. Переменные, которые характеризуют эти воздействующие условия, факторы и обстоятельства, называются независимыми. Между зависимыми и независимыми переменными имеется некоторая связь, подвергаемая исследованию. При изучении характера этой связи необходимо иметь в виду, что помимо выделенных исследователем зависимых и независимых переменных необходимо учитывать влияние и других условий, т.е. контролировать условия. Относительно оперативных переменных это означает, что на взаимосвязь зависимой и независимой переменной может влиять некоторая третья переменная, которая и называется вмешивающаяся. Ее влияние нужно контролировать, и иногда в процессе исследования, если обнаруживается большее влияние вмешивающейся переменной чем независимой, то первая получает статус независимой. Наряду с оперативными переменными выделяются изменяемые качества объекта, которые исследователем берутся в качестве постоянных. Они получили название параметров. Как раз при выборе стран в сравнительном исследовании одной из наиболее сложных проблем и выступает определение параметров, т.е. той группы характеристик, по которым изучаемые страны наименее всего различаются. Между зависимыми и независимыми переменными могут устанавливаться количественные и качественные связи. Как действует эта методическая схема станет ясно при прочтении последующих глав данной книги.

Что касается уровней зависимых переменных в сравнительном исследовании, то Смелзер, основываясь на идеях Талкота Парсонса о двойственной иерархии социальной жизни (одна: биологический организм, личность, социальная система, культурная система; другая в социальной системе: роли, коллективы, нормы, ценности), строит следующую иерархию уровней зависимых переменных: агрегативные качества населения, оценки бихевиоральных осадков, социальные структуры, культурные структуры. Он подчеркивает, что переход от самого нижнего уровня (агрегативные качества населения) к самому верхнему (культурные структуры) усложняет организацию переменных, так как значительная часть из них не может трактоваться в качестве параметров, а должна включаться в оперативные переменные.

1. Аристотель. Политика//Антология мировой философии. Т.1. - М., 1969.

2. Введение в политологию. М., 1996.

3. Г. Бочаров Чувство мэра. Политический портрет хозяйственника Лужкова. // "Известия" от 6 июня 2006 г.

4. Демидов А.И. Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 2007.

5. Демидов А.И. Политология. - Саратов, 2004. С. 48.1 Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни //Социально-политические науки, 2001, № 11.

метод сравнительного исследования это систематическая процедура противопоставления одного или нескольких явлений, посредством которой делается попытка установить сходства и различия между ними. Результатом должно быть получение данных, которые приведут к определению проблемы или улучшению знаний об этом.

За последние 60 лет сравнительный метод исследования приобрел особую твердость в исследованиях общественных наук. В частности, с семидесятых годов прошлого века сравнительные методы совершенствуются и укрепляются в области политических и административных исследований..


Шли годы, и все больше ученых использовали этот метод. Однако, несмотря на этот сравнительный недавний бум, эта сравнительная методика не нова, она использовалась с древних времен для исторического анализа.

В частности, в области политической науки многие мыслители разработали многие из своих теорий и постулатов, используя эту процедуру. Среди них можно упомянуть Аристотеля, Макиавелли и Монтескье, которые использовали сравнительный метод научных исследований в своих социальных исследованиях..

Аналогичным образом, в государственном управлении представлены случаи, когда сравнительные исследования обогатили знания по этой дисциплине. Это обогащение было как на национальном, так и на международном уровне.

Этот метод является одним из наиболее часто используемых ресурсов исследователями, а также экспериментальными и статистическими методами..

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Эмпирическое обобщение и проверка гипотез
    • 1.2 Небольшое количество образцов
    • 1.3 Выбор образцов на основе зависимой переменной
    • 1.4 Средний уровень абстракции
    • 2.1 Выявление проблемы и высказывание предварительной гипотезы
    • 2.2 Конфигурация теоретической структуры
    • 2.3 Разграничение объекта
    • 2.4 Разграничение метода
    • 2.5 Критерии выбора образца
    • 2.6 Анализ дел
    • 2.7 Объяснение и толкование
    • 3.1 Сравнительные исследования в изучении проституции: проблемы и возможности
    • 3.2 Сравнительное изучение взаимосвязи когнитивных и некогнитивных факторов с успеваемостью иностранных магистрантов
    • 3.3 Сравнение практики управления персоналом в Австрии, Германии и Швеции
    • 3.4 Сравнительное изучение систем социальной защиты детей: ориентации и конкретные результаты

    черты

    Эмпирическое обобщение и проверка гипотез

    Основной целью сравнительного метода исследования является эмпирическое обобщение и проверка гипотез. Благодаря этому вы можете понять неизвестные вещи из известных.

    Это позволяет объяснять и интерпретировать их, генерировать новые знания и выделять особенности известных явлений и подобных случаев..

    Небольшое количество образцов

    Сравнительный метод исследования особенно эффективен применительно к исследованию малых выборок. Нет согласия относительно того, что считается небольшой выборкой. Некоторые указывают, что это должно быть между двумя и двадцатью, в то время как другие утверждают, что пятьдесят - это максимальное число..

    Теперь, это ограничение в выборках проистекает из самой природы проблем, которые необходимо изучить, и количества гипотез, которые могут быть обработаны.

    Обстоятельства явлений исследуемых социальных наук требуют исследования, ограниченного во времени и пространстве, что приводит к небольшому и конечному числу случаев (выборок)..

    Выбор образцов на основе зависимой переменной

    Эта характеристика является следствием предыдущего. При работе с небольшим количеством выборок выбор должен основываться на переменных, которые являются следствием.

    То есть вы должны работать с переменными, которые отвечают за явление. Те, которые характеризуют явление во времени и пространстве, которые изучаются.

    Напротив, если количество образцов увеличивается, выбор должен быть сделан статистическими методами. Эта непредвиденная ситуация затем привнесет уровень неопределенности, который помешал бы изучению путем сравнения.

    С другой стороны, эта форма отбора позволяет делать это без строгого последовательного порядка. Таким образом, исследователь может вернуться к процессу и переформулировать гипотезы (даже без завершения исследования), которые гарантируют результаты, адаптированные к первоначальным определениям..

    Средний уровень абстракции

    В сравнительных исследованиях понятия сосредоточены в основном в средней части шкалы абстракции, определенной Джованни Сартори (1924-2017). Сартори был итальянским общественно-политологом, который внес большой вклад в развитие политологии..

    Эта шкала была предложена в начале семидесятых годов 20-го века с целью решения сложившегося концептуального хаоса в общественных науках. Согласно Сартори, концепция (единица мысли) может быть эмпирической или теоретической. Сравнительные исследования должны проводиться с эмпирическими концепциями.

    Выбор таких понятий исключает возможность неясностей в рамках расследования. С другой стороны, определение эмпирических понятий состоит из двух частей: коннотации (намерения) и денотации (расширения), значения которых инвертированы в шкале Сартори. Это означает, что в то время как один из них увеличивается, другой уменьшается.

    Этапы сравнительного метода исследования

    Выявление проблемы и эмиссия пред-гипотезы

    Активация исследовательского процесса порождается наличием конкретной проблемы, которая может иметь различную природу..

    Желательно с самого начала руководить расследованиями, выдвигая предварительные гипотезы. Это может быть подтверждено расследованием и даже заменено им.

    Конфигурация теоретической структуры

    Конфигурация теоретической структуры состоит в поиске и редактировании предыдущих работ и исследований, выполненных с целью исследования. Благодаря этой конфигурации, исходная гипотеза разработана.

    Эта концептуальная основа позволяет определить характеристики и свойства сопоставляемых случаев. Таким образом, переменные, которые будут сравниваться в каждом из случаев, полностью определены.

    Разграничение объекта

    При использовании сравнительного метода исследования удобно вначале разграничить объект исследования. Другими словами, реальность или сюжет реальности, которая будет изучаться, должны быть разграничены.

    Это облегчит анализ, поскольку чем больше амплитуда объекта, тем сложнее будет исследование.

    Разграничение метода

    В зависимости от типа проблемы или явления, которое вы хотите исследовать, найдется оптимальный метод, адаптированный к его характеристикам. Аналогичным образом, в зависимости от ожиданий относительно результатов, один метод может гарантировать лучшие выводы, чем другие..

    С другой стороны, раннее определение метода поможет заранее определить методологические ресурсы, на которые он должен быть рассчитан, и выполнить соответствующее планирование..

    Критерии выбора образца

    На этом этапе определяются критерии выбора образца (тематическое исследование). Выбранные случаи должны быть идеально сопоставимы. По словам специалистов, этот шаг удобно запрограммировать.

    Критерии отбора должны быть строгими. Эта строгость - единственный способ сравнительной однородности.

    Анализ случаев

    Сравнение выбранных переменных соответствует в этой части. Все образцы проверены, классифицированы и оценены.

    С помощью этого сравнения (или сопоставления) выясняются различия или сходства между ними. Это поможет сделать правильные сравнения образцов.

    Аналогично, на этапе, соответствующем анализу случаев, будет проверено, была ли соблюдена сравнительная однородность и были ли выдвинутые гипотезы уместны и наглядны.

    Объяснение и толкование

    Это последний шаг всего процесса расследования. Посредством объяснения устанавливается связь между результатами исследуемого события и другими известными фактами. Это объяснение должно быть легко подтверждено, когда вы хотите.

    С другой стороны, интерпретация связана с предсказанием. Другими словами, если условия, при которых изучаемая проблема повторяется, тогда предсказуемо, что полученные результаты будут аналогичными..

    примеров

    Сравнительные исследования в изучении проституции: проблемы и возможности

    В 2014 году в рамках всемирного конгресса социологов Изабель Кроухерст из Кингстонского университета представила сравнительное исследование по изучению проституции..

    Прежде всего, его рабочий документ начинается с критического видения относительно этого типа исследований. Более конкретно, в нем описывается анализ проституции со сравнительной точки зрения в социальных науках, исследуются используемые методологические подходы и принятые масштабы анализа..

    В нем также рассматривается рассмотрение (или его отсутствие) меняющихся значений концепций и практик, связанных с проституцией и культурами, во всех сравниваемых единицах анализа..

    В документе спрашивается, какие уроки были извлечены и могут быть извлечены путем сравнительного анализа в этой области, и требуется ли дополнительная работа для уточнения этого методологического подхода в исследованиях проституции..

    Там вы можете увидеть его основы, проблемы и возможности, найденные при проведении сравнительных и междисциплинарных исследований проституции на практике..

    Сравнительное изучение взаимосвязи когнитивных и некогнитивных факторов с успеваемостью иностранных магистрантов

    В 2004 году Лиза А. Стивенсон использовала сравнительный метод исследования для завершения своей диссертации. В его исследовании рассматриваются пути повышения предсказуемости академических успехов в процедурах отбора и приема иностранных студентов по сравнению с гражданами США и постоянными жителями..

    В первую очередь была исследована сопутствующая литература. Затем были выбраны десять переменных для прогнозирования, чтобы определить их связь с четырьмя показателями академического успеха..

    К ним относятся: средний балл, общее количество пройденных семестров, общее количество пройденных кредитов и вероятность завершения магистратуры.

    Среди его результатов было отмечено, что не было значительной связи между общими средними баллами TOEFL и академической успеваемостью. Но была обнаружена значительная связь между полом и академическим успехом. L

    С другой стороны, возраст не оказал существенного влияния на успеваемость иностранных студентов. Однако этот фактор был значительным для граждан США. UU. и постоянные жители.

    Кроме того, существенный положительный эффект был обнаружен между финансовой поддержкой университета и успехами в учебе. Зачисление на полный рабочий день также оказало положительное влияние на успехи в учебе для постоянных жителей и граждан США. США, но не для иностранных студентов.

    Сравнение практики управления человеческими ресурсами в Австрии, Германии и Швеции

    Михаэль Мюллер, Никлас Лундблад, Вольфганг Майрхофер, Магнус Сёдерстрем провели исследование в 1999 году с использованием сравнительного метода исследования.

    Его цель состояла в том, чтобы проанализировать объяснительную силу универсализма по сравнению с культурной перспективой управления человеческими ресурсами (HRM). Для этого они использовали примеры из Австрии, Германии и Швеции..

    Таким образом, для сравнения они были основаны на результатах опросов Cranet-E по управлению человеческими ресурсами в Европе. Статистический анализ этих результатов показал, что различия между странами важны.

    Как и предполагали исследователи, различия между двумя германскими странами и Швецией были больше, чем между Австрией и Германией. Некоторые различия были культурными, в то время как другие были более институциональными. Тем не менее, по крайней мере, один результат также поддерживает универсалистскую перспективу.

    Во всех трех странах специалисты по кадрам делегировали обязанности по управлению линиями. Одним из следствий этого исследования является то, что европейская экономическая интеграция еще не привела к европейскому управлению человеческими ресурсами.

    С другой стороны, было установлено, что компании, работающие в разных европейских странах, еще не адаптировали свою кадровую политику к конкретному национальному контексту..

    Сравнительное изучение систем социальной защиты детей: ориентиры и конкретные результаты

    Используя сравнительный метод исследования, Нил Гилберт провел анализ систем социального обеспечения детей в 10 странах в 2012 году. Он определил три широкие функциональные ориентации - защита детей, семейное обслуживание и развитие ребенка - вокруг определения проблемы, способ вмешательства и роль государства.

    С одной стороны, он обнаружил, что изменения в политике и практике с середины 1990-х годов предполагают возможность функциональной конвергенции между этими системами с умеренными версиями руководств по защите детей и семейному обслуживанию, включенных в наиболее всеобъемлющий подход к развитию ребенка..

    Кроме того, анализ административных данных о важном результате показал, что в последнее десятилетие в девяти из 10 стран участились случаи, когда не было домохозяйств..

    Кроме того, критический анализ данных показал необходимость определения того, как рассчитываются ставки, что входит в эти подсчеты и что означают цифры, чтобы полностью понять последствия этой тенденции..

    "Все познается в сравнении", как гласит известная мудрость. Иначе как узнал бы человек о возможностях своего развития, о том, как живут другие люди и народы, какие условия он может создать, чтобы усовершенствовать свою жизнь? Сравнение присутствует во всех проявлениях существования человека. И не только в обыденной жизни.

    Наука давно использует сравнение как один из основных способов получения информации о мире. Называется он сравнительный метод оценки взаимосвязей, схожести и различий между исследуемыми объектами. Этот метод - более узкое понятие, нежели сравнение в житейском понимании.

    Еще Маркс и Энгельс разграничивали эти термины, поскольку метод предполагает специальную организацию, подготовку, следование принципам. Они также отводили основную роль сравнительному методу в формировании диалектического взгляда на природу.

    сравнительный метод

    Этому методу исследований обязаны своими достижениями практически все научные дисциплины. О том, что такое сравнительный метод, где и как он используется, - далее.

    Характеристика сравнительного метода

    Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явления, процессы, качественные характеристики предметов и прочее.

    Данный метод относится к общенаучным эмпирическим, позволяет получить теоретические знания и является универсально используемым. Он есть основой для многих прикладных исследований, поскольку позволяет на основании отличительных признаков объектов создавать их группы. Эти классификации используются в последующих изучениях как основа.

    Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм:

      выявляет различия в природе изучаемых объектов (например, в христианской и мусульманской религиозной культуре);
    • историко-типологическое сравнение, позволяющее выделить общие признаки в несвязанных между собой явлениях при одних условиях развития (например, родство разных языков);
    • историко-генетическое сравнение показывает сходство между объектами, объединенными общим происхождением и условиями развития, и их взаимовлияния (например, развитие психики животного и человека).

    сравнительный метод в психологии

    Где используются сравнительные методы исследований?

    Сравнительный метод является одним из наиболее универсальных в теории и практике познания, поэтому его используют многие науки:

    • сравнительная анатомия (отрасль биологии);
    • богословие и религиоведение;
    • история языкознания;
    • история литературы;
    • мифология;
    • политология и право, в частности, уголовное;
    • генетическая (сравнительная) психология;
    • философия.

    Сравнительный метод в психологии

    Широкое применение сравнительный метод исследования получил в разных отраслях психологической науки. Он позволяет сравнивать свойства личности, развитие психики, характеристики групп людей и делать выводы о механизмах генезиса и причинах появления различий в исследуемых объектах.

    Так, дифференциальная психология использует сравнительный метод для выявления схожести и различий в психологических свойствах отдельных групп людей, зоопсихология - для прослеживания эволюции психики у представителей разных ступеней развития животного мира, возрастная психология - изменений психических функций человека в зависимости от его возраста.

    примеры сравнительного метода

    "Метод поперечных срезов" как сравнительный метод в психологии позволяет определить развитие одной и той же психической функции или свойства у разных групп людей. Например, сравнить уровень развития интеллекта у школьников разного возраста, разных социальных групп или учеников различных форм и программ обучения. Существует также "метод продольных срезов", или лонгитюдный. Он отличается от сравнительного тем, что исследуется один и тот же объект на протяжении длительного времени его существования. Это делается с целью проследить изменения, которые происходят с этим объектом со временем.

    Возможности сравнительного метода в психологии

    Все типологии личностей, классификации по определенному признаку людей в психологии созданы благодаря использованию сравнительного метода. Даже постановка эксперимента включает этот метод на этапе оценки эффективности влияния каких-то переменных. В этом случае сравниваются исходные данные и полученный после экспериментального влияния результат.

    Наряду с другими организационными методами (лонгитюдным, комплексным), сравнительный метод в психологической науке незаменим. Без него все психологические группы были бы разрозненными единицами, не существовало бы классификаций профессий, типов личности, характеристик возрастных этапов и т. д. Поэтому данный метод можно по праву считать способом упорядочивания знаний и прогнозирования изменений.

    методы сравнительного подхода

    Недостатки сравнительного метода в психологии

    Среди недостатков, которые, как и любой другой метод, имеет сравнительный, можно назвать:

    • зависимость результатов исследования от статичности, стабильности объекта;
    • риск устарения информации на момент обработки полученных данных;
    • необходимость использования дополнительных методов исследования для получения более полной информации.

    Все преимущества и недостатки выбранного метода определяют возможности его использования. Конечно, для обширного исследования одного способа получения и систематизации информации недостаточно.

    Сравнительно-правовой метод

    Сравнительно-правовой метод в методологии государства и права является одним из основных способов познания. Он предполагает сравнение процессов, явлений и понятий юридического характера с целью изучения их сходства, выявления причин отличий. Такое сопоставление позволяет понять, каким образом происходило их развитие и видоизменение, в какой последовательности это совершалось, и создавать классификации таким явлениям.

    Сравнительный метод позволил выделиться отдельной научной отрасли - сравнительному правоведению, что занимается изучением и сравнением различных правовых систем мировых государств.

    При изучении зарубежного опыта правоведения государство может совершенствовать собственную юридическую систему, отказываться от устаревших несовершенных методов работы и использовать положительный опыт в развитии своего законодательства.

    Своим появлением в юриспруденции данный метод обязан достижениям других технических и социальных наук: математике, кибернетике, психологии.

    сравнительно правоввой метод

    Практическое значение сравнительно-правового метода

    Практическая польза сравнительного метода в правовой науке заключается в том, что он позволяет находить оптимальные способы для решения социальных проблем. Он позволяет понять, почему одно о тоже действие в правовой культуре одного государства является правомерным, а в другой - преступным.

    Методы сравнительного подхода включают различные способы сравнения:

    • функциональный, позволяющий сопоставлять функции, которые выполняет тот или иной институт государства;
    • нормативный, использующий термины и категории специфических правовых систем с целью анализа норм права и законодательных решений;
    • проблемный, который сравнивает решение определенных правовых разногласий в рамках законодательной системы и анализирует возможность применения этих решений в рамках своего законодательства;
    • текстуальный, анализирующий, какое текстовое оформление наиболее продуктивно влияет на реализацию правовых норм в национальном масштабе;
    • бинарный, который сопоставляет не множество, а только две существующие политические или общественные системы.

    Сравнительное правоведение и его аспекты

    Сравнительное правоведение рассматривается в специализированной литературе в трех основных аспектах:

    1. Как сравнительный метод исследования.
    2. Как отрасль самостоятельной науки.
    3. Как сочетание метода и отдельной научной дисциплины.

    Более современным считается третий подход, поскольку он признает, что сравнительное правоведение может быть отдельным методом всей юридической науки, который позволяет изучать перечисленные вопросы, а также может быть самостоятельной наукой, поскольку имеет свой предмет исследования, сферу применения и практическое значение.

    сравнительный метод оценки

    Основные принципы сравнительно-правового метода

    Как и любой научный способ познания, методы сравнительного подхода реализуются благодаря соблюдению основных принципов:

    1. Сравнимости правовых норм, что регулирует функциональную сторону правовых решений, т. е. то, как они решают потенциальные социальные проблемы.
    2. Учета условий исторического времени развития правовой нормы, ее социальной обусловленности.
    3. Критического рассмотрения полученных данных.

    Практическое значение сравнительных методов исследования

    Значение сравнительного метода в истории наук трудно недооценивать. Историческое развитие государств и обществ, эволюционная теория появления и совершенствования физических функций органов и систем человека и животных, история языковедения, психологические типологии, - эти и многие другие достижения были бы невозможны там, где не использовался сравнительный метод.

    сравнительный метод характеристика

    Характеристика этого способа получения информации включает не только теоретическую, но и его практическую важность. Например, применение метода в правоведении позволяет выявлять оптимальные способы решения правовых вопросов, в психологии - делать выводы о закономерностях развития психики и создавать самые эффективные программы обучения и саморазвития для всех возрастных групп и других категорий людей. Становится понятно, что сравнительный анализ является одним из самых употребляемых практически во всех технический, естественных и социальных науках.

    Читайте также: