Специфические средства общения глухих доклад

Обновлено: 08.07.2024

Социальные связи и целенаправленное общение очень важны для эмоционального здоровья и развития детей. Поэтому дети, которые не способны общаться посредством слухо-вербального канала, должны быть обеспечены альтернативными методами коммуникации.

При выборе и развитии альтернативной коммуникации принимаются во внимание познавательные, сенсорные и моторные способности детей, а также предполагаемые участники общения.

В основании общения лежат контакт и совместная практическая деятельность, что всегда выдвигалось в качестве первоочередной задачи при обучении общению глухих. Здесь ярко проявляется глубокая генетическая взаимосвязь общения и деятельности, так как при развитии речи слово усваивается не в результате задалбливания, а в процессе одевания, кормления и так далее, т. е. когда слово эмоционально значимо. Поскольку общение по своей сути призвано обслуживать все другие виды деятельности, то при обучении общению необходимо подключать все возможные виды деятельности и развивать средства общения в связи с ними. Так и происходит на практике: весь день ребенка состоит из ряда ситуаций — подъем, зарядка, умывание, завтрак и так далее вплоть до вечернего сна.

В свою очередь, каждая из этих ситуаций представляет собой определенный алгоритм сменяющих друг друга шагов: побуждение к действию (предъявление доступного средства общения) — совместное выполнение элементов действия всегда в одной и той же последовательности — обобщение действия (с помощью доступных средств общения) — завершение действия (указание на конец).

Положительным результатом работы на первом этапе можно считать отсутствие негативной реакции и сопротивления, выполнение необходимого действия при поддержке воспитателя — на втором и, наконец, выполнение действия по его началу или по побуждению.

Совместная практическая деятельность — это психологическая база формирования средств общения. Наряду с совместной практической деятельностью и внутри нее формируются и другие доступные средства общения : предметы-символы, изобразительные средства (рисунок, лепка, фото и др.) и естественные жесты.

В этот же период формируется и круг общения, состоящий из людей, осуществляющих совместную практическую деятельность и близких ребенку. Проблемы, стоящие перед педагогами в этот период, чрезвычайно сложны, так как у детей еще часто отсутствуют мотивы общения, при наличии мотива отсутствуют средства общения, если есть средства, то их сложно интерпретировать, наконец, очень узок круг участников общения (чаще всего, ученик — педагог).

Представления и впечатления, которые формируются у ребенка в этот период, требуют адекватных средств выражения, среди которых важнейшими являются жестикуляция и лепка, а современные зарубежные исследователи считают, что предъявление информации возможно с помощью визуальных, пространственных моделей, картинок, нарисованных символов и письменных слов, что помогает достигать эмоционального контакта, улучшает коммуникативную компетенцию глухих (Ян Ван Дайк, М. Йенсен).

В практике работы с глухими детьми применяются все эти средства общения, и сейчас мы можем сказать, что практически каждый воспитанник обеспечен наиболее доступными для него средствами.

Хотя первые рисунки весьма несовершенны с изобразительной стороны, важен мотив — желание высказаться, а также ситуация общения, умело организуемая педагогом по поводу нарисованного учеником. Надо заметить, что ребенок способен не только изобразить интересующий его объект, но и дать эмоциональную оценку изображаемому (с помощью цвета, размера и т. д.) задолго до того, как он это сможет сделать в словесной форме.

В системе формирования средств общения в последние годы значительное место занимает работа с календарем. Я бы сказала, что это не какое-то новое средство, а скорее способ организации известных невербальных и вербальных средств общения. Календарь является как бы переходным мостиком, соединяющим две части этой пирамиды: вербальные и невербальные средства общения. В практике используются различные виды календарей: картинные календари; календари с письменными таблицами для глобального восприятия; календари-расписания с использованием письменной формы речи; календари-дневники.

Выбор вида календаря зависит от физических, сенсорных, психических и интеллектуальных возможностей воспитанников. В деятельности с календарем педагог учит связывать сигнал (предмет-символ, рисунок, жест) с реакцией или поведением, что является важным условием обучения вообще, а для обучения коммуникации в особенности. Календарь, являясь вспомогательным средством, формирует коммуникативные навыки детей с недостатками зрения, слуха, интеллекта, так как ребенок получает возможность активно выражать желания и у него появляются темы для общения. Даже дети, страдающие аутизмом и не желающие общаться иными способами, могут выражать свои желания и потребности, выбирая, например, табличку со словом, обозначающим наиболее привлекательный для него вид деятельности. Реализуемое таким образом право выбора делает понятным и для педагога эмоциональное отношение ребенка к тому или иному виду деятельности и способствует их взаимопониманию. Работа с календарем всегда имеет перспективу, так как, с одной стороны, календарь может охватывать все более значительные отрезки времени, а с другой — происходит постепенное усложнение средств общения : от невербальных к вербальным, а внутри последних усложняются лексика, грамматика, изменяется стиль и постепенно календарь превращается в дневник, записи воспоминаний и другие виды речевой письменной продукции.

В области вербальных средств общения отражаются реалии нашей жизни: еще часть детей осталась на уровне владения предметами-символами, рисунками, естественными жестами и жестами глухих в качестве доступных средств общения.

Но определенная часть детей приступает к овладению письменной формой словесной речи, как наиболее доступной (по сравнению с устной) для глухих.

Обучение глухих обобщению в письменной форме речи в обоих ее видах: продуктивной (письмо) и рецептивной (чтение) являлось на протяжении многих лет предметом интенсивных исследований ученых и учителей-практиков.

Условием эффективного выполнения работы по формированию связной речи у глухих детей является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря ее коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего интересам и уровню речевого развития глухих дошкольников. Коммуникативная направленность обеспечивает увеличение удельного веса письменных инициативных работ детей.

Особенности читательского развития глухих детей также давно находятся в центре внимания исследователей.

Программа формирования читательской деятельности глухих детей предусматривает не только обучение чтению, т. е. работу по формированию приемов и установок, необходимых для понимания прочитанного текста, понимания письменной речи вообще, но и способствует формированию навыков построения собственных речевых высказываний через восприятие и анализ фраз и текста как речевого образца. Порождение речевого высказывания и последующий анализ его с разных позиций (автор, читатель, герой) находятся в тесной взаимосвязи, развивают и совершенствуют речевые навыки детей через развитие умений описывать ситуацию, задавать вопросы к контексту, устранять неполноту текста, дополняя его, давать оценку поступкам героев и т. д.

В процессе организованной работы по чтению, анализа разнообразного по содержанию и речевому оформлению материала создаются широкие возможности для работы по развитию разговорной и связной (устной и письменной) речи глухих детей.

Подготовка детей с нарушением слуха к самостоятельному чтению книг — одна из сложнейших проблем сурдопедагогики.

Овладение письменной формой словесной речи через письмо и чтение существенно расширяет круг общения глухих, практически ребенок может общаться с любым грамотным человеком, что и происходит на деле.

Общение — это сложный и многогранный процесс, овладение этим процессом представляет значительные трудности, причем не только для детей с различными аномалиями развития, но и для нормальных детей (Т. А. Ладыженская, 1989). Проблема, очевидно, заключается не только и не столько в том, что дети на определенном этапе своего развития недостаточно владеют лексико-грамматическим строем речи, как предполагали ранее, но в значительной степени в том, что их не обучают общению. То есть в процессе обучения не учтен ведущий среди мотивов человека — стремление к общению, побуждающий его к совместной практической деятельности.

К настоящему времени в системе обучения глухих детей коммуникация обслуживается следующими средствами : совместно-разделенная деятельность, предмет, как символ того или иного вида деятельности, рисунок, лепка, естественные жесты, календарь, жестовая речь глухих, дактилология, письменная и устная формы словесной речи.

Устная форма словесной речи лежит в вершине нашей пирамиды. Не потому, что мы формируем ее после всех других средств общения, и не потому, что работа над ее формированием занимает значительную часть педагогического процесса, а лишь потому, что и теперь, когда мы обеспечены звукоусиливающей аппаратурой и специальной программой формирования произношения и развития слухового восприятия, она остается недоступной значительной части наших воспитанников. Восприятие устной речи окружающих, а именно слухозрительное восприятие, страдает у глухих из-за нарушений слуха. Значительная часть наших детей имеет дополнительные проблемы: задержку нервно-психического развития, ДЦП, локальные речевые расстройства, аутизм — в этой ситуации формирование устной формы словесной речи и общение на ее основе становится весьма затруднительным, а в ряде случаев невозможным.

Тем не менее при соответствующих организационно-методических условиях — на слухо-зрительно-тактильно-вибрационной основе, с использованием специальной методики и при раннем начале обучения — у части глухих детей до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме при удовлетворительной внятности. Таким образом, в системе средств общения, формируемых у глухих детей, устная речь занимает свое место, оказывая влияние и на формирование словесной речи, и на психическое и эмоциональное развитие глухого ребенка, а также позволяя глухим общаться практически с любым человеком без ограничений.

Мы кратко охарактеризовали процесс формирования средств общения и роль некоторых из них в формировании умения общаться. Сегодня мы убеждены в том, что значимость умения общаться независимо от средств, которые используются ребенком, чрезвычайно важна и определяет в значительной степени дальнейшее развитие ребенка, так как умение принимать и передавать информацию лежит в основе обучения (присвоения) общечеловеческой культуры. Многолетние наблюдения доказали, что глухие дети умеют выбирать из имеющихся у них средств общения те, которые соответствуют цели, задаче, содержанию общения и результату, который хочет получить ребенок в каждой конкретной ситуации речевого общения.

Мы также убеждены в том, что при такой иерархической организации средств общения и правильно организованном процессе обучения умению общаться, часть глухих детей способна овладевать вербальными средствами, что значительно расширяет круг общения и способствует их социально-бытовой адаптации, а в дальнейшем и более независимой самостоятельной жизни.

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 3 ГЛАВА I. Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры общения 6 1.1. Психолого – педагогические.

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками 1. Развитие артикуляционного праксиса.

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Тема: Самоподготовка в 7 классе школы-интерната для глухих детей Цели: • закреплять знания, умения, и навыки, полученные на уроках; •.

Усвоение устной речи у глухих и слабослышащих детей Речевое общение - существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь.

Овладение речью, использование ее в процессе общения, понимание слышимой речи вызывает серьезные трудности у людей с нарушением слуха, и особенно у неслышащих. Однако механизмы компенсации позволяют создавать и использовать средства общения и получения информации об окружающем мире, которые замещают нарушенные слуховые функции сохранными функциями, такими как зрение, осязание, движение рук и пальцев. Именно поэтому неслышащими людьми используются специфические виды импрессивной (понимание речи) и экспрессивной речи (собственная речь, говорение). К ним относятся:

- дактильная (пальцевая) азбука;

- чтение речи с губ и лица говорящего;

Жестовая речь – это сложная система средств общения, главным из которых является жест. Ученые полагают, что жестовый язык существует достаточно давно, вероятно, древние люди пользовались им еще в те времена, когда звучащая речь еще не была создана. Однако жестовый язык полностью занимает руки, отвлекая человека от труда, а также он непригоден в общении на больших расстояниях. Именно поэтому и появилась звучащая речь, которая лишена указанных недостатков. Но в общении неслышащих людей жестовый язык и жестовая речь выполняют важные функции, позволяя таким людям полноценно реализовывать различные функции языка, и, прежде всего, его коммуникативную функцию.

Следует различать два понятия: жестовый язык и жестовая речь. Жестовый язык – это система языковых знаков (жестов и других движений) и правил их использования, а жестовая речь – это процесс использования жестового языка для целей общения. Жесты человека разнообразны и весьма сложны по своей структуре, они осуществляются одной или двумя руками. По направлению жесты могут быть ориентированы на какие-то части тела человека или на предметы в окружающем пространстве, они могут выполняться на разных уровнях тела человека, а движения совершаются по разным траекториям. Некоторые жесты статичны, и для их понимания совершать движение не нужно. Изменяется также скорость выполнения жестов в зависимости от задачи высказывания. Определенное значение имеет мимика человека, которая сопровождает жесты.

Специалисты по жестовой речи выделяют две самостоятельные системы, или вида жестовой речи: разговорная жестовая речь и калькирующая жестовая речь.

Изучением знаков и знаковых систем занимается наука, которая называется семиотикой. Семиотика разделяет знаки на три группы: иконические знаки (похожие на обозначаемый предмет), индексные знаки (знаки, обозначающие часть предмета либо предмета в целом), символические знаки (не имеющие ничего или почти ничего общего с обозначаемым предметом). Жесты в жестовой речи разделяются на такие же виды. Вот некоторые примеры жестов и их значения.

۞ Иллюстрации

В разговоре на бытовую тему можно ограничиться использованием 150–200 жестов, а в разговорах на профессиональную тему необходимо не менее 2000–3000 жестов, которыми владеют неслышащие люди с высшим образованием.

С помощью языка жестов в большинстве случаев невозможно передать такую информацию, как имена и фамилии, иностранные слова, профессиональные термины и т.п. Поэтому в дополнение к жестовой речи и наряду с ней неслышащие люди широко пользуются дактильной (пальцевой) азбукой.

Важнейшим способом общения неслышащих является чтение речи с губ и лица говорящего. В русском языке только некоторые звуки (а, о, у, э, р) имеют при произнесении настолько характерные признаки, что безошибочно читаются с губ. Однако остальные звуки русского языка распределены в 14 групп в зависимости от возможности их распознавания при произнесении. В одну группу объединены часто весьма непохожие звуки. Поэтому остается непонятным, как же можно распознавать звуки речи, только глядя на губы и лицо говорящего. Однако распознаванию речи с губ способствуют некоторые обстоятельства. К ним относится, например, избыточность речи говорящего, так как иногда достаточно понять лишь несколько звуков, чтобы понять сказанное. Очень важны для понимания знание предмета разговора, контекста и ситуации высказывания. Важными условиями являются также четкая артикуляция, хорошее освещение лица говорящего и медленная, четкая речь. Однако этот способ общения является наиболее трудным для общения неслышащего и слышащего. Овладевать этим способом необходимо с раннего детства. Люди, утратившие слух в юности или в зрелом возрасте, не могут овладеть чтением с губ и лица говорящего.

Важным показателем оценки доступности всех видов специфической речи неслышащих является время, затрачиваемое на овладение разными видами речи. Последовательность видов речи от наименьшего требуемого времени к наибольшему выглядит следующим образом: дактильная азбука, жестовая речь, чтение с губ и лица говорящего, письменная речь.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Одной из наиболее распространенных является классификация Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудио-метрии и речью.

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

В процессе определения степени тугоухости выявляются возможности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м. При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е. потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан). Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания — несколько хорошо знакомых слов.

Таким образом, все глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.

Ориентируясь на принципиальные положения педагогической практики, Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К первой группе отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) — это рано оглохшие дети. Вторая категория — дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, — это поздно оглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
Психологические особенности при нарушении слуха


  1. Субкультура глухих. Общественные организации глухих.

Однако к осуществлению этой идеи двуязычия на практическом уровне сурдопедагоги, в том числе и зарубежные, пришли далеко не сразу, в процессе остродискуссионной борьбы разных систем обучения глухих детей.

Всемирная федерация глухих (ВФГ) была основана 23 сентября 1951 год в Риме (Италия) во время первого Всемирного конгресса национальных ассоциаций глухих.

ВФГ является одной из старейших международных организаций, обьединяющих лиц с ограниченными возможностями здоровья. На первом Всемирном конгрессе глухих присутствовали делегации от 25 национальных ассоциаций глухих. В настоящее время членами ВФГ являются 134 стран, представляющих все пять континентов мира.

Всемирная федерация глухих один раз в четыре года проводит Генеральную ассамблею и Всемирные конгрессы глухих. ВФГ сотрудничает с Организацией Объединенных Нацией (ООН) и ее агентствами. ВФГ принимало активное участие в разработке Конвенции о правах инвалидов, которая была принята на Генеральной Ассамблее ООН.

Европейский союз глухих (EUD) основан в 1985 году в Брюсселе (Бельгия). В настоящее время в состав союза входят национальные ассоциации глухих из 30 стран, являющихся членами Совета Евровы. Европейский союз глухих имеет статус участника при Совете Европы. Союз является полноправным членом Европейского форума по проблемам инвалидности (EDF) и членом Всемирной Федерации глухих.

Международный комитет спорта глухих (ICSD) создан 16 августа 1924 года. Членами комитета являются национальные спортивные федерации глухих из 104 стран мира. Международный комитет спорта глухих проводит чемпионаты мира, Европы и других континентов по различным видам спорта, всемирные летние и зимние сурдлимпийские игры.

Всероссийское общество глухих вступило в ВФГ в 1955 году.
В настоящее время президент - Рухледев Валерий Никитич.
Президент ВОГ является членом Совета ВФГ, директором Регионального секретариата ВФГ по странам Восточной Европы и Средней Азии.


  1. Нравственно-этические основы и психологияобщения с инвалидами с нарушениями функции слуха и инвалидами с нарушениями функций одновременно слуха и зрения

Как общаться с инвалидами.

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

- Признайте его равным

- Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с ним, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

- Старайтесь не показывать жалость

Находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

- Слова. Как мы их называем

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

• Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

Рука для тех, кто не слышит, является естественным орудием речи: она образно или условно воспроизводит видимое, ее движения воспринимаются зрительно; речевые жесты и дактильные знаки сравнительно быстро и легко усваиваются. Вопреки высказываниям о необходимости отказа от кинетической речи, сами неслышащие в своей среде постоянно общаются мимикой.

Благодаря успехам дефектологической науки и совершенствованию методов обучения, преодолена немота, ранее постоянный спутник глухого человека (глухонемой); овладев языков слов как основным средством общения, глухие могут интегрироваться в мир слышащих.

Жестовый язык , реже язык жестов - самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

До XIV века глухонемые люди (неспособные слышать и говорить) жестоко преследовались. У итальянского доктора Жеромино Кардано возникла идея обучить глухонемых письменности. Это должна была быть комбинация символов, обозначавших понятия и предметы.

В XVII веке француз Шарль де Лепи создал язык знаков. Это была система условных жестов рук и пальцев, позволявшая передавать мысль. Тогда же был придуман и пальцевый алфавит, который очень походил на современный.

Временем начала систематизации и развития жестовых языков можно считать XVIII век, когда из-за роста городов и индустриализации в Европе стали увеличиваться группы глухих людей, живущих в больших городах. Важнейшим толчком к развитию и распространению жестовых языков на территории целых государств в то время стало возникновение в конце XVIII века учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха: во Франции и в Германии.

В России первая сурдопедагогическая школа, работавшая по французской методике, открылась в 1806 году в Павловске, а в 1860 году такое учреждение было открыто в Москве, причём в нём преподавание велось по немецкой методике.

Юридический статус жестовых языков

Необходимо отметить, что жестовый язык (ЖЯ) не является универсальным. В области развития жестового языка в некоторых странах Европы, а также в США и Канаде уже многое сделано: например, в отношении статуса жестового языка в государствах. На сайте Европейского союза глухих выделено три существующих статуса языка жестов:

- признанный на конституционном уровне (Исландия, Финляндия, Австрия, Чехия, Словакия, Испания),

- признанный на национальном уровне (Великобритания, Италия, Франция, Греция, Германия, Швеция, Норвегия),

- непризнанный вообще (Польша, Румыния, Болгария). В Исландии и Новой Зеландии язык жестов имеет статус государственного.

Специалисты этой области, переводчики жестового языка, сурдопедагоги и дефектологи, борются за изменение статуса этого языка, принятие на конституционном уровне, чтобы он стал официальным языком, как и разговорный русский язык, что приведёт к повышению оплаты услуг сурдопереводчиков, изучению жестового языка, подготовке квалифицированных специалистов, обязательному субтитрованию телевидения и многое другое. Изменение статуса ЖЯ даст возможность неслышащим людям учиться и работать наравне со слышащими сверстниками.

Современный статус РЖЯ таков:

Русский жестовый язык – естественный язык, используемый для коммуникации людьми с нарушениями слуха, проживающими на территории Российской Федерации и, частично, на территории ряда стран – бывших республик Советского Союза.

Русский жестовый язык, предположительно, принадлежит к семье французского жестового языка.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., число носителей русского жестового языка на территории Российской Федерации составляет около 120.5 тыс. человек, однако по другим оценкам это количество в несколько раз больше: не менее двух миллионов человек. Несмотря на значительное количество носителей, русский жестовый язык лишь недавно получил официальное признание. Долгое время его статус определялся как средство межличностного общения. Другими словами, русский жестовый язык был лишен правового статуса.

Специфические средства общения глухих (дактилология и мимика) - Гейльман И.Ф. - Язык жестов

Год выпуска: 1975

Автор: Гейльман И.Ф.

Жанр: Дактилология и мимика

Формат: PDF

Качество: OCR

Рука для тех, кто не слышит, является естественным орудием речи: она образно (или условно) воспроизводит видимое, ее движения воспринимаются зрительно, речевые жесты и дактильные знаки сравнительно легко и быстро усваиваются. Этим объясняется широкое распространение в коллективах неслышащих мимики и дактилологии, значение которых трудно переоценить: жесто-мимической речи — при наличии большой аудитории (совещания, лекции, тематические вечера, экскурсии и т. д.), дактильной — для формирования, развития навыков словесной речи, употребления в разговорном обиходе.

Вопросы взаимодействия слова и речевого жеста, относящиеся к проблеме развития языка и мышления глухого человека (ребенка и взрослого), требуют специального психолингвистического исследования в области глухоты, поскольку аудиологу, психологу, сурдопедагогу, языковеду, социологу нужно знать ручную коммуникацию, владеть культурой жесто-мимической речи.

Изменилась за прошедшее время и мимика: расширился фонд речевых жестов, пополнившийся отвлеченными и абстрактными понятиями генерализовалась общность ручной коммуникации, ведется работа по унификации мимики в рамках Всемирной федерации глухих.

В книге излагаются особенности речевой деятельности глухих, характеристика мимики как знаковой системы, билингвистическая связь речевых сигналов — слова и жеста.

Включение в книгу практически всех общеупотребительных жестов их фиксация через иллюстрации и описание дают возможность использовать ее в качестве толкового и нормативного словаря.

Издание предназначено для сурдологов, языковедов, переводчиков студентов дефектологических факультетов, работников обществ глухи: и адресовано неслышащим, чтобы способствовать совершенствовании мимики на основе языка слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности общения людей с нарушенным слухом

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности общения людей с нарушенным слухом

Особенности общения людей с нарушенным слухом

Формы глухоты Легкая - характеризуется понижением слуха, при котором шепотная.

Формы глухоты Легкая - характеризуется понижением слуха, при котором шепотная речь различается на расстоянии 1-3 метров. Средняя - на расстоянии меньше 1 метра. Глубокая (тяжелая) - шепотная речь вообще не различается, даже если кричать человеку на ухо. При первых двух формах говорят о тугоухости, при последней степени – о глухоте.

Тугоухость — заболевание, проявляющееся снижением слуха и затрудненным воспр.

Тугоухость — заболевание, проявляющееся снижением слуха и затрудненным восприятием разговорной речи. Встречается патология преимущественно у пожилых людей. Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Глухонемота — врождённая или наступившая в раннем детстве глухота, сопровождающаяся отсутствием речи из-за нарушений голосового аппарата.

Среди людей с нарушением слуха различают: глухих слабослышащих оглохших импла.

Среди людей с нарушением слуха различают: глухих слабослышащих оглохших имплантированных

Особенности устной речи глухих и слабослышащих Изменения голоса Неправильное.

Язык общения Русский жестовый язык (РЖЯ) — это язык символов и образов, выраж.

Язык общения Русский жестовый язык (РЖЯ) — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

. Дактилология – пальцевая азбука (от греч. δάκτυλος – палец), применяемая гл.

. Дактилология – пальцевая азбука (от греч. δάκτυλος – палец), применяемая глухими людьми для общения.

. В России действуют 83 коррекционные школы для глухих (около 11 тыс. детей).

. В России действуют 83 коррекционные школы для глухих (около 11 тыс. детей) и 84 - для слабослышащих (около 11,4 тыс. детей) Школа для слабослышащих детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта, благодаря особому по сравнению с образовательными школами общего назначения содержанию педагогического процесса, направленному на восполнение пробелов развития, использованию средств и методов, ориентируемых на компенсаторные возможности учащихся.

Правила общения с глухими и слабослышащими людьми Разговаривая с человеком, у.

Правила общения с глухими и слабослышащими людьми Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.

. Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещ.

. Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил: -три из десяти слов хорошо прочитываются; -нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. -нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Читайте также: