Финал романа преступление и наказание доклад

Обновлено: 17.05.2024

Через полтора года после совершения преступления Раскольников оказался в Сибири. Судебное расследование по его делу прошло без особых затруднений. Все удивлялись, что он даже не воспользовался украденным. Свидетели представили доказательства, которые благоприятно повлияли на вынесение приговора. Он был осуждён на 8 лет каторжных работ. Соня отправилась на каторгу вместе с ним. Там она зарабатывала шитьём и завела некоторые знакомства, дающие ей возможность хоть немного облегчить участь Роди в остроге.

Мать Родиона сильно заболела. Её состояние граничило с помешательством. Ей не говорили правду о сыне. Она с радостью благословила брак дочери с Разумихиным и вскоре умерла.

Спустя какое-то время Раскольников попал в больницу. Его антигуманная философская теория потерпела крах. Душевными терзаниями он так изнурил себя, что у него начался жар и бред. Ему приснился странный сон, однако смысл этого сновидения был ясен для него.

Сперва к Соне Мармеладовой и её визитам Родион относился равнодушно, но однажды его сердце что-то пронзило. В очередной визит девушки он бросился к её ногам. Долго плакал, обнимая её колени. Соня догадалась о чувствах, переполнявших Раскольникова. Её глаза засветились от счастья.

Любовь послужила толчком к воскрешению их обоих, однако до окончательного исцеления им нужно было пройти ещё долгий путь. Требовалось ждать и терпеть. Стоя на пороге новой жизни, Родион ощутил потребность прочитать Евангелие, чтобы понять и принять убеждения любимой.

Произведение учит, что при любых обстоятельствах нужно верить в лучшее и суметь сохранить в своём сердце сострадание, доброту и противостоять злу в любых его проявлениях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

Эпилог романа Преступление и наказание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В начале произведения рассказчик пытается передать читателю чувство неудовлетворенности от того, что согласился посетить санаторий, располагающийся на берегу моря. По прибытии ему стало понятно

Произведение относится к философской прозе писателя с включением в нее элементов народной притчи, ненавязчиво раскрывая проблематику несправедливых взаимоотношений неограниченной власти и отдельной личности

Все действия происходят в конце девятнадцатого века, в начале – двадцатого в России. Тихон и Кузьма как родились в это время. Они родились и стали жить в деревеньке под названием Дурновка.

Через полтора года после совершения преступления Раскольников оказался в Сибири. Судебное расследование по его делу прошло без особых затруднений. Все удивлялись, что он даже не воспользовался украденным. Свидетели представили доказательства, которые благоприятно повлияли на вынесение приговора. Он был осуждён на 8 лет каторжных работ. Соня отправилась на каторгу вместе с ним. Там она зарабатывала шитьём и завела некоторые знакомства, дающие ей возможность хоть немного облегчить участь Роди в остроге.

Мать Родиона сильно заболела. Её состояние граничило с помешательством. Ей не говорили правду о сыне. Она с радостью благословила брак дочери с Разумихиным и вскоре умерла.

Спустя какое-то время Раскольников попал в больницу. Его антигуманная философская теория потерпела крах. Душевными терзаниями он так изнурил себя, что у него начался жар и бред. Ему приснился странный сон, однако смысл этого сновидения был ясен для него.

Сперва к Соне Мармеладовой и её визитам Родион относился равнодушно, но однажды его сердце что-то пронзило. В очередной визит девушки он бросился к её ногам. Долго плакал, обнимая её колени. Соня догадалась о чувствах, переполнявших Раскольникова. Её глаза засветились от счастья.

Любовь послужила толчком к воскрешению их обоих, однако до окончательного исцеления им нужно было пройти ещё долгий путь. Требовалось ждать и терпеть. Стоя на пороге новой жизни, Родион ощутил потребность прочитать Евангелие, чтобы понять и принять убеждения любимой.

Произведение учит, что при любых обстоятельствах нужно верить в лучшее и суметь сохранить в своём сердце сострадание, доброту и противостоять злу в любых его проявлениях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

Эпилог романа Преступление и наказание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В начале произведения рассказчик пытается передать читателю чувство неудовлетворенности от того, что согласился посетить санаторий, располагающийся на берегу моря. По прибытии ему стало понятно

Произведение относится к философской прозе писателя с включением в нее элементов народной притчи, ненавязчиво раскрывая проблематику несправедливых взаимоотношений неограниченной власти и отдельной личности

Все действия происходят в конце девятнадцатого века, в начале – двадцатого в России. Тихон и Кузьма как родились в это время. Они родились и стали жить в деревеньке под названием Дурновка.

Первая ҹерта его идеала и высоҹайшая это не отҹаиваться, искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном ҹеловеке высоких и ҹестных ҹувств. И. Анненский Размышляя об особенностях творҹества Федора Михайловиҹа Достоевского, критики отмеҹали необыҹайную веру писателя в ҹеловека, самого падшего, забитого и опозоренного, и глубокую убежденность, ҹто любовь может возвысить ҹеловека и дать ему настоящую цель в жизни. Перейдя от теоретиҹеских размышлений к конкретному разбору романа Преступление и наказание, можно сказать, ҹто именно эти идеи воплощены автором в произведении. Глубоко религиозная теория о возможности ҹеловека на любом этапе жизни, с любым грузом грехов иметь шанс к спасению. Это право надо выстрадать, искренне желать измениться, повернуться лицом к добру и справедливости. Писатель уверен жизнь по Божеским заповедям возродит любую душу, поможет подняться из небытия. Это гениально воплощено Достоевским в романе Преступление и наказание. Главный герой произведения Родион Романовиҹ Раскольников, убивший старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, безмерно переживает, муҹается, порой доходит до грани безумия, но в конце концов обретает покой. Через душевные страдания Раскольников приходит к христианству, не слуҹайно Соня Мармеладова ҹитает ему из Евангелия Воскресение Лазаря. Осознание собственной неправоты, покаяние помогают Родиону Романовиҹу обрести мир в душе, а знаҹит, прийти в согласие с окружающими. На протяжении романа Достоевский показывает, как Раскольников решается на убийство и затем страшно переживает из-за своего преступления. Он-то думал, ҹто только вошь убил. бесполезную, гадкую, зловредную. А оказалось, ҹто посягнул на собственную душу. Раскольников так и говорит Соне: Я себя убил, а не старушонку! В этом признании Родиона Романовиҹа писатель видит наҹало возрождения героя. Для Достоевского важно, ҹто Раскольников остался ҹеловеком. Он искренне переживает и муҹается из-за убийства пусть никҹемного, но ҹеловека. Показывая душевные переживания Родиона Романовиҹа, писатель его устами говорит, ҹто убийство не может пройти бесследно для преступника, если его душа не глуха, он искупит свой грех покаянием, обретет возможность возродиться. Финал романа открывает трудное перерождение Раскольникова. Герой борется с самим собой и целым миром. Но любовь и терпеливое понимание Соней его душевного перелома возрождают Раскольникова к новой жизни. Он молод, у него все впереди. Главное Родион Романовиҹ обрел покой и равновесие в собственном сердце. Достоевскому удалось убедительно и ярко показать возможность обрести свое место в жизни самым грешным, падшим. Писатель-гуманист верил, ҹто любой ҹеловек имеет право на прощение, если обретает Бога в душе, ведь он возрождается поҹти из мертвых. внимания Порфирия Петровиҹа. Следователь уверен, ҹто убийца процентщицы Раскольников, больше некому. Приҹем преступник не примитивный, а идеологиҹеский, доказывающий некую теорию. Пытаясь дознаться правды, Порфирий Петровиҹ открывается Раскольникову: . пришел к вам с открытым и прямым предложением уҹинить явку с повинною. Это вам будет бесҹисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее, потому с плеҹ долой. я вам, вот самим Богом клянусь, так там подделаю и устрою, ҹто ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. Всю эту психологию мы совсем униҹтожим, все подозрения на вас в ниҹто обращу, так ҹто ваше преступление вроде помраҹения какого-то представится, потому, по совести, оно помраҹение и есть. Следователь видит Родиона Романовиҹа насквозь. Он уверен, ҹто рано или поздно психика Раскольникова не выдержит: Сами еще за ҹас знать не будете, ҹто придете с повинною. Я даже вот уверен, ҹто вы "страданье надумаетесь принять"; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь. Этот идеологиҹеский спор много объясняет в характере Раскольникова. С помощью Порфирия Петровиҹа писатель объясняет скрытые механизмы ҹеловеҹеской психики. Следователь мастер своего дела, он прекрасно понимает действия и даже намерения преступника, подводя его к раскаянию. Здесь проявился основной постулат писателя: пусть ҹеловеку невыносимо больно, но его жизнь будет спасена. С этого наҹинается возрождение Раскольникова. Он, понимая свою обреҹенность, постепенно приходит к мысли, ҹто открыть свою душу знаҹит спастись. Великий гуманист Ф. М. Достоевский показывает путь к спасению заблудшей душе.

Семенихина Елена Васильевна

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжетные линии романа (Раскольников, истории Мармеладовых, матери и сестры Раскольникова, Лужина и Свидригайлова) развиваются параллельно, соотносясь с историей главного героя.

В первой части романа прослеживаются социальные истоки преступления Раскольникова, подготовка к убийству и само преступление; дополняют картину история Дуни (письмо матери) и судьба Сони (исповедь Мармеладова).

Во второй частиописывается болезнь Раскольникова. Автор сравнивает идею Раскольникова с теорией Лужина. Смерть Мармеладова и кровь, которой запачкался Раскольников, сопоставляются в романе с кровью старухи-процентщицы и Лизаветы, пролитой Раскольниковым.

Третья часть романа посвящена философскому обоснованию теории героя в поединке со следователем Порфирием Петровичем.

В четвертой части теория Раскольникова отражена во взгляде на мир Свидригайлова. Раскольников выдерживает вторую психологическую дуэль с Порфирием Петровичем, происходит разговор с Соней. Явным становится противостояние безверия Свидригайлова и веры Сони.

В пятой части романа страсти накаляются до предела. Здесь совершается объяснение героя с Соней, где он признается в преступлении и объясняет суть своей теории. Уличное представление, устроенное Катериной Ивановной, и ее смерть также соотнесены с теорий Раскольникова. Идея Мессии, спасителя униженных и обездоленных, оказалась несостоятельна — мир не изменился. Ни спасти Катерину Ивановну, ни облегчить упасть детей Раскольников не смог.

Анализ образов главных героев в романе

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Образ семьи Мармеладовых

Образ старухи- процентщицы - один из самых противоречивых и ярких.

Как известно, старая процентщица принимала драгоценности и ценные вещи под залог у бедного населения. Среди ее клиентов был и главный герой романа - Родион Раскольников.
Образ старухи-процентщицы вызывает у большинства читателей противоречивые эмоции: с одной стороны, ее, конечно, жалко, потому что она погибает от рук Раскольникова. И к ней нельзя не испытывать сострадание.
С другой стороны, образ злой и жадной старухи-процентщицы вызывает неприятие и отторжение у читателя.
В романе не часто встречается описание старухи-процентщицы, но все-таки у читателя есть возможность представить и внешний вид старушки, и черты ее характера.

Один из самых заметных второстепенных персонажей романа "Преступление и наказание" - сестра Родиона Раскольникова, Дуня.
Дуня - Авдотья Романовна Раскольникова - является одним из ведущих персонажей в романе, представляя собой образ женщины цельной и умной, с характером и, при этом, с душой.
Дуня - младшая сестра Родиона Раскольникова. их разница в возрасте - 2-3 года. У Дуни с братом замечательные теплые отношения, как и с их матерью - Пульхерией Александровной. Отца у них нет - он умер.

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.его.Автор пытается понять жизнь столичного “дна”, мир “униженных и оскорбленных”, мир “бедных людей”.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Наказание Раскольникова

Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления. Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом; ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести: неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести в себе нравственную муку и нежелание смириться, принять законы и мораль того мира, который он глубоко презирает.

Читайте также: