Специальная физическая культура доклад

Обновлено: 03.05.2024

Общая физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.
Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.
Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Специальная физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности (трудовой или спортивной).
СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение специальной и общей физической подготовки
1.Общая физическая подготовкаОбщая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.
Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
- достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
- приобрести общую выносливость;
- повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
- увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
- улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
- научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.
Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная усто.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств, строго применительно к требованиям избранного вида спорта. Специальная физическая подготовка состоит из двух видов: предварительная специальная физическая подготовка и основная специальная физическая подготовка.

Современный спорт требует от спортсмена достижения весьма высокого функционального уровня, способности переносить очень большие тренировочные и соревновательные нагрузки, быстро восстанавливаться после них. Для этого нужен специальный фундамент, точно соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность для эффективного выполнения основной специальной физической подготовки и всего дальнейшего тренировочного процесса.

Для решения этих задач выбирают тренировочную работу, строго соответствующую характерным особенностям выбранного вида спорта. Этого нарушать нельзя. Например, общая выносливость, приобретаемая в кроссах, является фундаментом для развития специальной выносливости в любых видах спорта циклического характера. Но это верно только для бегунов на средние и длинные дистанции. Для всех же других спортсменов кроссы – средство приобретения общей выносливости как части ОФП. Но для достижения высоких спортивных результатов этого недостаточно. Необходим специальный фундамент, приобретаемый в процессе выполнения не чужой, а своей тренировочной работы, фундамент которой органически связан с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном виде спорта.

В циклических видах спорта (бег, лыжные гонки, конькобежный и велосипедный спорт, гребля, плавание и др.) эта задача решается просто: с помощью упражнения в своем же виде спорта. В таких видах спорта, как конькобежный, лыжный, гребля, пока еще нет условий для тренировки в течение всего года, поэтому спортсмены пытаются в подготовительном периоде создать специальный фундамент, занимаясь греблей в бассейне, бегом на роликах, выполняя имитационные упражнения. Разумеется, это дает определенный эффект в повышении функциональных возможностей. Однако полноценный специальный фундамент спортсменов высшего класса можно создать, лишь круглогодично тренируясь на каналах, ледяных и снежных дорожках, в манеже, бассейнах.

Для приобретения специального фундамента спортсменам в ациклических видах спорта (спортивные игры, гимнастика, метание, прыжки и др.) следует идти по двум направлениям:

1. многократное повторение главных частей избранного вида спорта;

2. повторение избранного вида упражнений в целом.

Для создания специального фундамента очень важно использовать упражнения, выполняемые в затрудненных условиях. Это могут быть упражнения со значительно повышенными требованиями к силе, силовой выносливости, скоростно-силовым качествам, а также выносливости. Такие упражнения могут выполняться дополнительно к программе предварительной специальной физической подготовки, как часть занятия тренировочного дня или микроцикла. Но это может быть и этапом особо повышенных специализированных нагрузок на протяжении 3 – 4 недель. Пример тому – заключительный этап предварительной специальной физической подготовки в тренировке бегунов – стайеров, лыжников, гребцов, велосипедистов. Теперь об интенсивности. Упражнения, создающие специальный фундамент, выполняются с уменьшенной интенсивностью. Это объясняется необходимостью выполнения очень большого объема тренировочной работы, что возможно при снижении интенсивности до 75 – 80% от максимальной. Кроме того, для любого подготовительного периода работы со средней и максимальной интенсивностью в большом объеме более результативна, так как создает более глубокие и прочные изменения в организме. Наконец, уменьшенная интенсивность требуется потому, что функциональная перестройка организма человека происходит вслед за изменениями в деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

Морфологические же изменения происходят значительно позже. Поэтому если повышать интенсивность, не укрепив предварительно органы и системы и весь организм в целом, то на долю ЦНС, мобилизующей скрытые резервы работоспособности, ложатся очень большие нагрузки. В результате у спортсмена может наступить истощение нервных клеток, нервное переутомление, резкое снижение работоспособности.

Однако интенсивность можно уменьшать только до определенного предела. Кинематически этот предел – нижняя граница диапазона подвижности навыков в спортивной технике. Физиологически и психологически в видах спорта циклического характера интенсивность в предварительной специальной физической подготовке держится на уровне, позволяющем длительно выполнять упражнения при пульсе равном 150 – 170 уд/мин. В зависимости от подготовленности спортсмена этот уровень может быть и меньшим, особенно в начале предварительной специальной физической подготовки.

В ациклических видах спорта интенсивность тренировочной работы на таком же уровне достигается по возможности непрерывным выполнением упражнения. Разумеется, при этом нагрузка будет носить несколько волнообразный характер – в диапазоне частоты пульса от 120 до 190 уд/мин при интенсивности до 75 – 80% от максимальной. Во всех случаях спортсмен в зависимости от самочувствия может непроизвольно чуть повышать интенсивность и, наоборот, несколько снижать ее.

Как в течение одного подготовительного периода, так и из года в год в процессе построения специального фундамента интенсивность должна возрастать в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Особенно внимательно необходимо относиться к объему выполняемой тренировочной работы, который должен постепенно увеличиваться и составлять в день от 3 до 4 и более часов. В конечном итоге только большое количество работы играет решающую роль в приобретении специального фундамента. Естественно, что это не должно быть следствием принуждения и не должно вызывать чувства неудовлетворения.

Объем тренировки не может быть одинаковым в различных видах спорта. Но и очень больших различий в объеме тренировки, например, спринтеров, прыгунов, гимнастов, с одной стороны и бегунов на длинные дистанции, лыжников – гонщиков, велосипедистов, с другой, не должно быть.

Значительное увеличение продолжительности непрерывного повторения упражнений, избранного вида спорта и специальных упражнений – очень перспективный путь. В видах спорта, требующих выносливости к продолжительной работе, объем уже сейчас достигает в ежедневной тренировке 2 -4 часа непрерывного выполнения упражнений ежедневно. В ациклических видах спорта также может быть большое число повторений – 100-200 и более в одном тренировочном дне. Для увеличения числа повторений можно использовать облегченные условия выполнения упражнений (уменьшенный вес снаряда, снижение высоты препятствия и трамплина для прыжков и др.). Интервалы между повторениями необходимо сводить к минимуму.

Для укрепления специального фундамента помимо тренировки в своем виде спорта очень нужны и специальные упражнения. Эффективность весьма высока. Например, многим спортсменам нужна прыгучесть. Для этого применяют упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств. Такие упражнения выполняются непрерывно и как можно дольше с усилиями 80 – 90% от максимального. Пример тому – прыжки на одной ноге на отрезке 400 м, а затем после 5-минутного отдыха то же на другой ноге, после небольшого отдыха снова 400м, но уже прыжковыми шагами. Подобные упражнения (вначале с меньшей нагрузкой, а спустя две недели с большей) на первых порах включаются в занятия 3 раза в неделю. В последний месяц подготовительного периода их можно выполнять ежедневно. Мышцы ног станут упругими и сильными, а связки – крепкими и эластичными.

Сейчас уже не вызывает сомнений необходимость ежедневной тренировки для построения специального фундамента. Однако нагрузка должна быть такой, чтобы спортсмен мог полностью отдохнуть и восстановиться к следующему тренировочному дню. Поэтому величину ежедневной тренировочной работы надо установить соответственно силам спортсмена, его восстановительным возможностям. Чтобы не ошибиться в этом, нужно заведомо занизить интенсивность и объем нагрузки в первые 2- 3 недели, чтобы спортсмен убедился в возможности полноценной ежедневной тренировки и проверил своим силы.

В дальнейшем нагрузка постепенно повышается и устанавливается на требуемом уровне. При этом обязателен контроль за состоянием спортсмена и его самоконтроль, на основании чего определяется полное восстановление после работы накануне.

В планировании тренировки, создающей специальный фундамент, используются разные варианты.

В первом варианте спортсмен ежедневно преодолевает с равномерной скоростью одну и ту же дистанцию на протяжении 3 – 4 месяцев. Время прохождения дистанции служит верным показателем правильности хода тренировки. Это время может колебаться в небольшой мере, но постепенно будет улучшаться.

Третий вариант – четырехдневный микроцикл. В нем после трехдневной тренировки (по второму варианту) предоставляется день отдыха. Этот вариант используется при недостаточной подготовленности спортсмена или на начальном периоде тренировки.

Четвертый вариант – это сочетание указанных трех вариантов. Сначала первый вариант, через месяц – третий и еще через месяц – второй. Общая тенденция в таком варианте – постепенное повышение умеренной интенсивности.

Нельзя опасаться, что разнообразие нагрузки скажется отрицательно на построении специального фундамента. Прежде всего, это разнообразие небольшое. Следует предполагать, что три уровня воздействия, находящихся в одной зоне по направленности предъявляемых к организму требований, создают более глубокие и, если можно так выразиться, более разносторонние и более прочные изменения в органах и системах, делают совершеннее координацию их функций.

Для построения специального фундамента не всегда целесообразно параллельно вести основную специальную тренировку. Однако на протяжении построения специального фундамента спортсмен должен время от времени (примерно раз в 2 недели) выполнять упражнения своего вида спорта в соревновательных или близких к ним условиях. Это позволит ему ощутить большие усилия и тренировать себя психологически. Состязания (например, 1 – 2 в месяц) являются в это время средством проверки возможностей спортсмена и воспитания его волевых качеств, но спортсмен не должен готовиться к таким стартам специально.

В процессе предварительной специальной физической подготовки можно и нужно параллельно решать ряд задач: совершенствовать технику, поддерживать быстроту и частоту движений на имеющемся уровне или даже повышать его, улучшать подвижность сустава, увеличивать силу мышц, воспитывать волевые качества и т.д. Разумеется, надо выбрать лишь те задачи, которые необходимы для данного спортсмена в связи с сильными и слабыми сторонами его подготовленности.

Трех – четырехмесячная продолжительность этапа построения специального фундамента была определена ранее спортивным календарем годичного цикла, требующим приобретения спортивной формы к ответственным соревнованиям. Естественно, что в двухцикловой годичной подготовке продолжительность предварительной специальной физической подготовки уменьшается. В перспективной подготовке, рассчитанной на ряд лет, может быть весьма эффективным увеличение этапа предварительной специальной физической подготовки до 6 месяцев и даже до нескольких лет вне связи с календарем ближайшего спортивного сезона. Например, тренировка в детские и юношеские годы для будущей специализации может рассматриваться как многолетний возрастной этап построения специального фундамента. Естественно, что при значительном увеличении данного этапа потребуется решать больше задач, вероятно, придется несколько растянуть по времени нагрузку, не все дни заниматься ОФП и т.д. Нет сомнения, что подобный путь можно пройти и в более старшем возрасте.

Цель ее – поднять для данного этапа тренировки уровень развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма спортсмена строго применительно к требованиям избранного вида спорта. Прежде всего имеется ввиду развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом не следует забывать о сопутствующих возможностях совершенствования координации движений, их выразительности, ловкости и меткости.

Средствами для развития основных физических качеств являются прежде всего упражнения своего вида спорта, а также специальные упражнения.

Упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовку спортсмена, выполняются с соревновательной интенсивностью, несколько ниже (85 – 90%) или выше ее. Эти три режима интенсивности используются на последней ступени физической подготовки, а также при развитии любого двигательного качества.

Основная специальная физическая подготовка осуществляется в одних видах спорта (например, в прыжках: легкоатлетических, в воду, на лыжах, в метаниях) в большей степени в конце подготовительного периода и в первой части соревновательного, в других видах спорта, где требуется выносливость к продолжительной работе, - в течение всего соревновательного периода. Так лыжники, конькобежцы, гребцы, бегуны повышают выносливость повторной тренировочной работой в своем виде спорта, используя указанные три режима интенсивности на протяжении всего соревновательного периода.

Общая продолжительность последней ступени подготовки – основной специальной физической подготовки – колеблется очень широко – от одного до нескольких месяцев. Она меньше в видах спорта с длительным соревновательным периодом, например в хоккее и футболе, где не хватает времени для продолжительного этапа специальной физической подготовки. Этот недостаток времени компенсируется проведением специальной физической подготовки параллельно с основной тренировкой (до занятия и после него, с командой и индивидуально). Продолжительность основной специальной физической подготовки достигает нескольких месяцев в видах спорта, где соревновательный сезон относительно короче (например, в одноцикловой годичной подготовке у конькобежцев, прыгунов на лыжах с трамплина, легкоатлетов). При двух циклах в году продолжительность основной специальной физической подготовки уменьшается для каждого полугодия.

Когда после этапа основной специальной физической подготовки переходят к тренировке в своем виде спорта, необходимо поддерживать на протяжении всего соревновательного периода достигнутый уровень развития тех физических качеств, которые не могут сохраниться на требуемом уровне тренировкой только в своем виде спорта. Для молодых спортсменов дальнейшее повышение физических качеств нужно продолжать и в соревновательном периоде.

Таким образом, физическая подготовка состоит их трех ступеней – общая физическая подготовка, предварительная специальная физическая подготовка, основная специальная физическая подготовка. Чем прочнее первая ступень, тем крепче и выше будет вторая и тем выше будет уровень развития двигательных качеств. Однако надо помнить, что уровень первых двух ступеней должен поддерживаться постоянным, пока в новом большом цикле подготовки не потребуется дальнейшее его повышение и укрепление. Следовательно, в круглогодичной тренировке все виды физической подготовки должны сочетаться между собой таким образом, чтобы при включении специальной физической подготовки оставалась (в меньшей мере) и ОФП. При переходе же к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне ОФП и специальный фундамент.

Для каждой ступени физической подготовки составьте комплексы упражнений. Причем каждый из них должен быть органически связан с комплексом упражнений последующей ступени. Исключительно важно при переходе от низшей ступени к высшей соблюдать преемственность в развитии качеств, систем организма. Это обусловлено тем, что положительные изменения, достигнутые на предыдущей ступени, служат основой для дальнейшего развития качеств.

Трехступенчатость в физической подготовке спортсменов чаще осуществляется в течение одного годичного цикла тренировки. Первые две ступени приходятся на подготовительный период, а третья – на соревновательный. В переходном периоде остается только ОФП. Трехступенчатое построение подготовки может охватывать и несколько лет. Тогда в первые годы основное внимание уделяется ОФП, потом в течение года строится специальный фундамент, и затем на протяжении 5 – 6 месяцев достигается более высокий уровень развития двигательных качеств. В многолетнем плане подготовки можно использовать разнообразные варианты продолжительности ступеней физической подготовки (в зависимости от возраста спортсмена, его подготовленности и особенностей вида спорта).

Трехступенчатость подготовки рекомендуют в каждом из полугодичных циклов тренировки, т.е. тогда, когда в течение непродолжительного тренировочного времени нужно поднять уровень развития ведущих двигательных качеств. Процесс укрепления органов и систем, повышения их функциональных возможностей и развития двигательных качеств осуществляется постепенно, поэтому возможно и большее число ступеней подготовки. В каждом случае индивидуальные особенности спортсмена и особенности вида спорта могут определять построение этого процесса и число ступеней.

Тютьков Алексей Владимирович

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

• уровень здоровья и физического развития людей;

• степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Рекреация (лат. — recreation, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Средства, формы и методики ЛФК

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде, прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава — это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спортдля лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

Адаптивная физическая культура

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

• укрепление здоровья и закаливание организма;

• гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

• всестороннее развитие физических и психических качеств;

• обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Каждый вид спорта представляет особые требования к уровню развития основных физических качеств занимающихся. При этом первостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, в результате которой человек должен обладать высокими показателями. От того, насколько хорошо развиты физические качества у человека в значительной степени зависят и успехи в овладении сложной спортивной техникой. Поэтому специальная физическая подготовка, постоянное улучшение функционального состояния двигательного аппарата, должна стать одним из ведущих в учебно-тренировочном процессе

Содержание

Глава 1. Понятие специальной физической подготовки 3
Глава 2. Этапы специальной физической подготовки 5
Глава 3. Планирования нагрузок 9
Глава 4. Принципы планирования нагрузок 14
Глава 5. Методические положения планирования нагрузок 18
Глава 6. Развитие физических качеств 20
Список литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Содержание

Понятие Специальной физической подготовки.

Каждый вид спорта представляет особые требования к уровню развития основных физических качеств занимающихся. При этом первостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, в результате которой человек должен обладать высокими показателями. От того, насколько хорошо развиты физические качества у человека в значительной степени зависят и успехи в овладении сложной спортивной техникой. Поэтому специальная физическая подготовка, постоянное улучшение функционального состояния двигательного аппарата, должна стать одним из ведущих в учебно-тренировочном процессе. Специальная физическая подготовка состоит из специально-подготовительных упражнений, которые включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);

2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).

3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);

4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).

Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения.

Этапы специальной физической подготовки.

Этапы спортивной подготовки:

1)Этап предварительной подготовки;

2)Этап начальной спортивной специализации;

3)Этап углубленной специализации в избранном виде спорта;

4)Этап спортивного совершенствования.

Первые два этапа объединяет в себе специальная физическая подготовка:

1)Этап предварительной подготовки. На этом этапе тренировочная работа, учитывая возраст занимающихся, должна посвящаться всестороннему развитию юных спортсменов с учётом возрастного развития основных функциональных систем организма. На данном этапе подготовки не ставится задача углублённой специализации. Спортивные занятия должны проходить с учётом разносторонней подготовки с последующей углублённой специализацией. Разносторонняя подготовка, осуществляемая в начальные годы спортивных занятий, обеспечивает неуклонный прогресс спортивных результатов на протяжении всего многолетнего процесса спортивной тренировки, и выступает как эффективное средство создания прочного фундамента спортивного мастерства, позволяя добиваться гармоничного развития всех физических качеств юного спортсмена. Задачи, которые должны решаться на этапе предварительной подготовки, включают: организацию тренировочных занятий, всестороннее физическое развитие, разучивание и овладение техникой общефизических и соревновательных упражнений, создание прочной функциональной базы для перехода к специализации. К основным средствам, применяемым на данном этапе подготовки, относятся: упражнения из различных видов спорта, направленные на совершенствование скоростно - силовой подготовленности, общей выносливости и физической работоспособности, улучшение состояния сердечно - сосудистой, дыхательной и нервно - мышечной систем. Из средств специальной подготовки включаются соревновательные упражнения, направленные на разучивание техники, и специально - вспомогательные упражнения для развития силы, координации и ловкости. Продолжительность этапа предварительной подготовки должна составлять от 1 до 2 лет.

2)Этап начальной спортивной специализации. Тренировка юных атлетов на этапе начальной спортивной специализации должна являться логическим продолжением этапа предварительной подготовки. Спортивные занятия на данном этапе, сохраняя в большей мере обще-подготовительную направленность, постепенно специализируются в направлении, способствующем прогрессу в избранном виде спорта. На данном этапе создаются необходимые морфологические, функциональные, психолого-педагогические предпосылки для углубленной спортивной специализации.

Эффективная система подготовки на этапе начальной спортивной специализации во многом определяет успех многолетней тренировки. С одной стороны, важно не упустить время, необходимое для достижения высот спортивного мастерства и использовать критические периоды возрастного развития организма, а с другой стороны, следует избегать чрезмерно узкой форсированной специализации, которая хотя и дает в ближайшие годы быстрый прирост результатов, в итоге оказывается малоперспективной, приводит к преждевременной стабилизации спортивных результатов.

Цель тренировки на данном этапе подготовки – на основе ранее заложенного фундамента всесторонней физической подготовленности приступить к созданию базы специальной подготовленности, являющейся залогом успехов в избранном виде спорта в последующие годы. К основным задачам, решаемым на данном этапе подготовки, относятся: обеспечение дальнейшей всесторонней физической подготовленности занимающихся, устранение недостатков в уровне их физического развития, овладение рациональной техникой группы сходных по структуре с предполагаемой специализацией видов спорта, укрепление здоровья юных спортсменов, создание функциональной базы для спортивной специализации. Продолжительность этапа начальной спортивной специализации, как и на этапе предварительной подготовки, должна составлять 1 – 2 года и, таким образом, общая продолжительность этапов начальной подготовки должна составлять 3 – 4 года.

Этапы специальной подготовки, являясь неотъемлемой частью многолетнего процесса подготовки юных спортсменов, имеют свои специфические особенности, обусловленные целями и задачами данных этапов, а также спецификой избранного вида спорта. Рост спортивных достижений в большой степени зависит от эффективности системы многолетней подготовки юных спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки. Для успешного осуществления многолетней тренировки юных спортсменов, на каждом её этапе необходимо учитывать следующие показатели:

1) оптимальный возраст для достижения наивысших результатов в избранном виде спорта;

2) преимущественную направленность тренировки на данном этапе подготовки;

3) уровни физической, технической, тактической подготовленности, которых должны достигнуть спортсмены;

4) комплексы эффективных средств, методов, организационных форм спортивной подготовки;

5) допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки;

6) контрольные нормативы.

В настоящее время многие исследователи оптимальным для начала занятий атлетической гимнастикой, бодибилдингом и силовым троеборьем, по мнению многих специалистов, является возраст 12 - 14 лет. В то же время некоторые специалисты считают оптимальным для начала занятий тяжёлой атлетикой возраст 10 - 11 лет и, поэтому, возраст 10 – 11 лет можно считать оптимальным для начала занятий силовым троеборьем или бодибилдингом. А также педагогические исследования, проводимые с участием взрослых и юных тяжелоатлетов, убедительно доказывают, что при узконаправленной подготовке на ранних этапах тренировки организм юного спортсмена страдает в гораздо большей степени, чем организм взрослого спортсмена. В первую очередь это связано с особенностями возрастного развития всех функциональных систем организма. Отсутствие или недостаточное количество упражнений аэробной направленности, применяемых на первых этапах подготовки, приводит к серьёзным изменениям в морфофункциональном развитии юного спортсмена, что, в свою очередь, приводит к задержке роста спортивных результатов. Это тем более важно, что возраст 11 - 14 лет является благоприятным для воспитания выносливости, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии сердечно - сосудистой системы и значительно расширяет функциональные возможности юных спортсменов в будущем.

Читайте также: