Специальная авиация россии доклад

Обновлено: 04.07.2024

В первый день лета свой профессиональный праздник отмечают летчики Военно-транспортной авиации России. Именно 1 июня 1931 года в составе отечественных ВВС было сформировано подразделение, которое послужило прообразом Военно-транспортной авиации (ВТА).

С самого начала спектр задач ВТА был широким. Традиционно военно-транспортные самолеты действуют в интересах вооруженных сил страны, но при необходимости привлекаются и для решения задач гуманитарного характера. Так, совсем недавно российские транспортники перебросили в Италию, США и Сербию медицинское оборудование для борьбы с коронавирусом.

О становлении Военно-транспортной авиации России и ее воздушном флоте – в нашем материале.

На всех фронтах: для армии и мирных миссий

Принято считать, что свою историю Военно-транспортная авиация РФ ведет с 1 июня 1931 года. Тогда в составе Ленинградского военного округа был сформирован опытный воздухо-десантный отряд. Ему передали бомбардировочную эскадрилью из 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5. Они должны были не только высаживать десант, но и обеспечивать его боеприпасами, продуктами, перевозить другие необходимые грузы. Это подразделение стало прообразом ВТА, а 1 июня официально считается днем рождения Военно-транспортной авиации России.

С самого начала ВТА использовала военные и гражданские самолеты, переоборудованные под выполнение соответствующих задач. В годы Великой Отечественной войны примерно третья часть всех вылетов военной авиации приходилась на долю ВТА. Это был колоссальный опыт высадки десантов, снабжения воинских подразделений продовольствием, вооружением и боеприпасами.

04d4e3cf52754ccd7c4a96ef43efdfc70e046218_3000_2000.jpg

Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

Традиционно ВТА действует в интересах армии – это десантирование частей ВДВ, доставка вооружения, боеприпасов, материально-технической части, оперативная переброска воинских подразделений, эвакуация раненых. Военно-транспортные самолеты готовы также совершать воздушную разведку, вести радиоэлектронную борьбу, использоваться в других целях. К примеру, сегодня самолеты ВТА России несут службу в Сирии.

При необходимости Военно-транспортная авиация может привлекаться для решения отдельных специальных задач, в том числе гуманитарного характера. Это неоднократно было доказано в советское время и в наши дни. Так, с конца марта 2020 года командование ВТА отличилось на новом гуманитарном фронте. Наши транспортники в рамках борьбы с коронавирусом оперативно доставили медицинское оборудование в Италию, США и Сербию. Самолеты Ил-76 совершили десятки рейсов в Италию и Сербию, а до Америки, с двумя дозаправками в пути, долетел сверхтяжелый Ан-124.

Воздушный флот ВТА: самолеты в строю и на подлете

Сейчас на вооружении российской армии стоит порядка 250 единиц транспортных воздушных судов. Эти самолеты обычно делят на пять категорий, а основным показателем здесь выступает грузоподъемность: сверхтяжелые – Ан-124 (более 120 тонн); тяжелые – Ан-22, Ил-76МД-90А (до 60 тонн) и Ил-76МД (до 48 тонн); средние – Ан-12 (20 тонн); легкие – Ан-26 (6 тонн) и сверхлегкие – Ан-2 (1,5 тонны).

Антонов_Ан_124_9773052255117,_Санкт_Петербург_Пулково_RP46382.jpg

Несмотря на то что в общей массе все эти машины были созданы еще в советское время, считать устаревшим парк военно-транспортной авиации не вполне корректно. Как отмечают эксперты, транспортный самолет – это скорее грузовик с такими ключевыми характеристиками, как грузоподъемность и надежность. Во всем мире считается, что жизненный цикл транспортников может достигать примерно 60 лет при своевременном проведении капитального ремонта.

В 2014 году в России была запущена программа переоснащения военно-транспортной авиации: проводится ремонт стоящего на вооружении парка, поставляются новые машины. В 2019 году доля исправного самолетного парка ВТА РФ достигла 90% – впервые за новейшую историю Военно-транспортной авиации.

Параллельно ведутся работы по разработке новых воздушных судов. Так, например, легкие Ан-26 должны заменить Ил-112В, а самый распространенный российский транспортник Ил-76 уже получил свою новую версию – Ил-76МД-90А.

Ил-76МД-90А: новый тяжеловес

Ил-76МД-90А.jpg

Ил-112В: долгий путь в небо

Первый полет – 30 марта 2019 года
Разработчик – Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина
Изготовитель – Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)

Ил-112В.jpg

Ил-112В – это первый легкий военно-транспортный самолет, полностью спроектированный в новейшей России. Он не только превосходит в два раза по транспортной эффективности Ан-26, но и способен составить конкуренцию мировым транспортникам своего класса.

Среди основных преимуществ воздушного судна – просторная грузовая кабина с большим эффективным объемом пространства, экономичность двигателей, возможность эксплуатации с плохо оборудованных аэропортов и грунтовых полос. Кроме того, Ил-112В не страшны сложные климатические условия и высокогорные аэродромы. Его крейсерская скорость составляет 470 км/ч, а дальность полета с максимальной нагрузкой – 1200 км.

Ранее планировалось, что второй полет Ил-112В состоится в этом апреле, но пандемия COVID-19 внесла коррективы. Тем не менее считается, что коронавирус не окажет влияния на реализацию программы в целом. Второй опытный образец машины уже готовится к проведению прочностных и ресурсных испытаний. Третий и четвертый заложены в производство – они начнут летные испытания в 2022 году. Тогда же может быть налажено серийное производство нового самолета.

Есть исключительные задачи, удобнее всего решаемые с воздуха, но не под силу ни одному из обычных типов машин. Причем они, как правило, настолько важны, что требуют создания специального самолета, например санитарного, транспортного, корректировщика, заправщика.

Самолет-госпиталь (СССР)

Специальный самолет ИЛ-76МД

В салоне самолета специальным медицинским оборудованием оснащены три кабины: операционная, реанимационная и интенсивной терапии. Для питания оборудования имеются еще два электросиловых модуля. Модули с медицинским оборудованием могут использоваться и отдельно от самолета, то есть составленный из них полевой госпиталь можно развернуть на земле.

А-60 — лазерная пушка из России

Самолет-носитель лазерного оружия (СССР/Россия)

Специальный самолет А-60

В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со спецаппаратурой для лазерной пушки

В 1977 году в ОКБ имени Г. М. Бериева в условиях строжайшей секретности начались работы по созданию нового авиационного комплекса. Самолет назывался 1А. Базой для него вновь стал военно-транспортный самолет Ил-76МД. На носу появился обтекатель со спецаппаратурой, напоминающий надуваемый пузырь. По бокам размещались скрытые обтекателями турбогенераторы, питающие таинственную установку энергией. Ее главная часть находилась внутри фюзеляжа. В нужный момент распахивались огромные створки, размещенные между крылом и килем, и наверх выползала башня с пушкой диковинного вида.

Впервые такая машина оторвалась от земли 19 августа 1981 года. Через 10 дней поднялась и вторая под названием 1А2. О ходе испытаний единственного советского боевого лазера почти ничего не известно. Им сбивали высотный аэростат, пребывавший на высоте 30-40 км, и радиоуправляемый самолет-мишень Ла-17.

Специальный самолет А-60

Обтекатели шасси по бокам фюзеляжа были существенно увеличены, чтобы разместить турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса

Про уцелевший А-60 вспомнили в 2010 году, когда о наличии ядерного оружия с торжеством объявили американцы. Машину обновили и теперь готовят к испытаниям.

ИЛ-80 — сверхсекретный командный центр

Воздушный командный пункт (Россия)

Специальный самолет ИЛ-80

Западная разведка впервые обнаружила существование данного воздушного командного пункта лишь в 1992 году

Воздушный командный пункт Ил-80 создан на базе транспортного самолета Ил-86. Машина предназначена для оперативного управления войсками в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия.

Внешне самолет отличается от Ил-86 крупным отсеком наверху фюзеляжа для специального радиоэлектронного оборудования. Ил-80 лишился иллюминаторов, зато на крыльях появились особые устройства — пилоны — для крепления дополнительного электрооборудования.

Специальный самолет ИЛ-80

В хвостовой части установлена специальная антенна очень низких частот, которая применяется для связи с подводными лодками. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Первый полет машина совершила 29 мая 1985 года. Впоследствии было построено еще три таких самолета. В 1992 году они поступили в эксплуатацию. Машины постоянно находятся на аэродроме Чкаловский под Москвой.

Какая-либо другая информация о них остается закрытой. Это один из немногих до сих пор засекреченных образцов военной техники. Ил-80 принял участие в параде Победы 9 мая 2010 года, пролетев над Красной площадью.

Специальный самолет ИЛ-80

Специальный самолет ИЛ-80

Высотный перехватчик аэростатов (СССР)

Специальный самолет М-17

Чтобы сбить аэростат, самолет должен был на какое-то время сравняться с ним в скорости. Пробить оболочку воздушного шара из обычного оружия было очень непросто. Чтобы аэростат, получив пробоину, сразу пошел вниз, не успев ответить, требовалось отверстие в несколько квадратных метров.

Специальный самолет М-17

Высочайший уровень аэродинамического качества М-17 позволяет ему при выключенном двигателе планировать с высоты 1км на дальность почти в 30км

В сущности, новый самолет должен был превзойти высотой полета американский U-2 и при этом иметь простое управление и низкую скорость. И ОКБ справилось с задачей, построив М-17 — самолет с высочайшим уровнем аэродинамического качества, который в 1990 году установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности среди подобных самолетов.

Высотный самолет (СССР)

Специальный самолет М-55

Под крыльями М-55 видны два контейнера: в правом находится аппаратура HALOX-A для измерения содержания в атмосфере соединений брома и хлора, а в левом - SIOUX для измерения концентрации в атмосфере оксида азота

Внешних отличий между двумя самолетами немного. Исчезла башня для пушки, удлинилась носовая часть фюзеляжа. Вместо одного турбореактивного двигателя появились два более компактных. Усложнилась форма крыла. Если М-17 предназначался для охоты за аэростатами, то М-55 должен был послужить решению сугубо научных задач — исследованию верхнего озонового слоя атмосферы.

Специальный самолет М-55

Высота полета уменьшилась до 20 км, но время полета увеличилось до 5-6 ч. Это потребовало больших топливных баков, что привело к увеличению и общего веса машины. Нужно было, к тому же, поднимать и нести на себе достаточно увесистый груз научных приборов.

В 1990 году эти самолеты начали применять для борьбы с градом с целью защиты урожаев. Использовали их и для наблюдения за лесными пространствами, своевременного обнаружения пожаров и составления карт местности. В 1994 году самолет демонстрировался на авиационном салоне в Берлине, где поднимался на высоту 20 км.

Специальный самолет М-55

В большом надфюзеляжном обтекателе расположен прибор MIRAS-SRT для измерения содержания в атмосфере окислов азота, озона, водяного пара и хлорсодержащих соединений

Воздушный командный пункт (США)

Специальный самолет БОИНГ E-4

E-4B оборудован надфюзеляжным обтекателем, в котором расположены антенны спутниковой и сверхвысокочастотной связи для радиообмена по каналам, защищенным от прослушивания

Затем появились машины Е-4В, отличавшиеся от первых более совершенными средствами связи, обработки и передачи информации, новыми способами предупреждения о ракетном нападении, а также возможностью дозаправки в воздухе. Время полета увеличилось до одной недели.

Специальный самолет БОИНГ E-4

Впервые Е-4А поднялся в воздух 13 июля 1973 года. Местом его дислокации стала военно-воздушная база в городе Эндрюс (штат Мэриленд), в 24 км от центра Вашингтона. В мае и сентябре 1974 года были изготовлены еще два таких самолета. В 1982 году начались работы по приведению всех этих машин к варианту Е-4В.

Специальный самолет E-4B

Так как E-4B может дозаправляться в воздухе, то продолжительность его полета ограничена только емкостью маслобаков двигателей

Специальный самолет БОИНГ E-4

Стратегический топливозаправщик (США)

Специальный самолет КС-10

Специальный самолет КС-10

Первый полет машина совершила 12 июля 1980 года. Год спустя начались ее поставки в ВВС. КС-10 очень похож на DC-10. В отличие от обычного самолета-заправщика, он способен перевозить множество других грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м 2 . Здесь могут поместиться около 77 т груза и до 80 человек личного состава.

В задней нижней части фюзеляжа имеется герметический отсек с рабочим местом оператора заправочной штанги. Окно на рабочем месте оператора и установленный на самолете перископ обеспечивают хороший обзор при заправке.

Топливо общим весом 161,5 т находится в девяти баках, расположенных на крыле и фюзеляже. От этой машины могут одновременно заправляться два-три самолета. Два DC-10 были переоборудованы для ВВС Нидерландов и получили название KDC-10.

В середине 1920-х гг. прошлого века произошла специализация всей авиации, в том числе и морской. Появились первые истребительные, бомбардировочные, разведывательные части. В начале 1930-х гг. стали появляться и первые части специальной авиации.

Учебно-тренировочная авиация ВМФ

Повторно части учебно-тренировочной авиации появились на флотах весной 1940 г., когда на Балтике, Чёрном море и Тихом океане сформировали 1-ю, 2-ю и 3-ю запасные авиационные эскадрильи. В июле 1941 г. все они были переформированы в 1-й, 2-й и 3-й запасные авиационные полки ВВС БФ, ЧФ и ТОФ.

В мае 1941 г., одновременно с этими авиачастями, на флотах сформировали 2-й, 3-й и 1 -й учебно-резервные полки. На вооружении этих полков состояли практически все типы летательных аппаратов, которые имелись на вооружении строевых частей Авиации ВМФ. Уже в августе того же года все три УРАП были расформированы и обращены на укомплектование запасных полков ВВС флотов. Вскоре обстановка на театрах военных действий вынудила командование ВВС ВМФ вывести все запасные полки из состава флотов и сделать их частями центрального подчинения.

Развитие авиационной техники и массовое перевооружение частей ВВС ВМФ на реактивные самолёты заставило командование Морской Авиации вновь вспомнить о методах подготовки лётного состава непосредственно на флотах. Во второй половине 1950 г. практически при всех истребительных и минно-торпедных дивизиях были сформированы учебно-тренировочные авиационные эскадрильи. Они были предназначены для переучивания лётного состава на поступающие на флоты самолёты МиГ-15 и Ил-28. Так, только на ТОФ их было 10 единиц. К началу 1954 г. все эти эскадрильи, как выполнившие своё предназначение, были расформированы. С этого времени учебно-тренировочных авиационных частей в составе флотов больше не было.

Корректировочная авиация ВМФ

На Тихий океан, где в начале 1930-х гг. ещё не было крупных боевых кораблей, был перебазирован 7-й ОКОРАО, вооружённый летающими лодками МБР-4. В 1935 г. он был переименован в 60-й ОКОРМАО, а в середине 1938 г. на его базе была сформирована 57-я ОМРАЭ ВВС ТОФ.

Во второй половине 1943 г. на флотах вновь был сформирован целый ряд корректировочных частей и подразделений: 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ, 17-е ОКОРАЗ и 2-й ОАРТАО ВВС ЧФ, 29-я ОАРТАЭ ВВС СФ, 14-я ОАРТАЭ ВВС ТОФ и 11-й ОАРТАО АмВФ. На вооружении этих частей поступили современные самолёты Ил-2кор. Практически все они к 1948 г. были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на комплектование корректировочно-буксировочных авиационных частей ВВС флотов.

Буксировочная авиация ВМФ

Первоначально буксировочная авиация появилась на Тихом океане, когда в 1937 г. было сформировано 27-е ОБУККОРАЗ, развёрнутое в 1940 г. в 27-ю ОБУКАЭ ПВО. Эта часть в мае 1941 г. была обращена на формирование 50-го СБАП ВВС ТОФ. Там же имелось 9-е ОАЗ ПВО, которое было расформировано в 1943 г.

Авиация волнового управления ВМФ

Несмотря на то, что идея боевого применения катеров волнового управления в годы Великой Отечественной войны с треском провалилась, части самолётов-водителей торпедных катеров существовали в составе флотов вплоть до 1947 г., когда были расформированы (по правде говоря, всё это время они использовались исключительно в качестве разведывательных и противолодочных).

Заправочная авиация ВМФ

В начале 1980-х гг. дозаправка топливом в воздухе в частях МА ВМФ постепенно сошла на нет. Самолёты Ту-16зщ были повсеместно переоборудованы в постановщики помех Ту-16спс или Ту-16е.

Стратегические самолёты Ту-95рц и Ту-142, хотя и сохраняли возможности дозаправки, но, ввиду отсутствия в составе Морской Авиации самолётов-заправщиков, ЗМ и Ил-78 не выполняли её в воздухе.

Авиация радиоэлектронного противодействия ВМФ

В отличие от ВВС Советской Армии, в Морской Авиации имелось весьма ограниченное число самолётов радиоэлектронного противодействия. Появились они в середине 1950-х гг., и на первых порах были представлены самолётами Ли-2, Ил-14 и Ил-28, с аппаратурой радиоразведки и РЭБ. Кроме решения задач радио- и радиотехнической разведки, а также радиопротиводействия, эти самолёты использовались также для проведения телеметрических наблюдений за пусками крылатых ракет и имитации головных частей АКР в интересах ПВО флота. Данные по авиационным частям и подразделениям РЭБ ВВС ВМФ, существующих в это время, очень скудные. Это объясняется большой степенью секретности, распространяющейся на . них. Известно о существовании в составе ВВС БФ 12-го ОАО СпН и 37-го ОАО СпН, которые стали предшественниками частей РЭБ в авиации флота. Подобный 37-й ОАО ОсНаз имелся в эти же годы на ТОФ. Данные о наличии подобных частей и подразделений в составе ВВС СФ и ЧФ отсутствуют. В начале 1960-х гг. все эти подразделения были расформированы, а их авиационная техника передана в части МРА и ТрА.

В начале 1960-х гг. на вооружение Авиации ВМФ стали поступать специализированные самолёты радиоэлектронного противодействия Ту-16спс, Ту-16е. Из них в составе полков МРА на всех флотах были сформированы эскадрильи РЭБ. Эти эскадрильи были предназначены для прикрытия боевых порядков ракетоносцев Ту-16к на маршруте и в районе цели. В 15-м и 30-м разведполках Авиации БФ и ЧФ имелось некоторое количество самолётов-постановщиков помех Ту-22пп, которые должны были прикрывать Ту-22р полков.

В августе 1978 г. на аэр. Быхов, путём выделения из состава 170-го гв. МРАП и 240-го гв. МРАП эскадрилий радиоэлектронной борьбы, был сформирован 342-й авиационный полк РЭБ. Он вошёл в состав 57-й MP АД Авиации БФ и стал первой и единственной специализированной авиационной частью радиоэлектронной борьбы в составе Авиации ВМФ.

Спустя два года полк стал отдельной частью Авиации БФ и был передислоцирован на аэр. Веретье (г. Остров).

В 1989 г. 342-й ОАП РЭБ был расформирован, а его подразделения вновь вернули в состав 170-го и 240-го гв. МРАП.

Авиация связи ВМФ

После 1948 г. в архивной литературе имеются упоминания о существовании в составе ВВС ВМФ 225-го ОАЗСВ на Белом море и 124-й ОСАЭ (бывш. 10-й ОАОСВ) в составе АмВФ, но данные по ним очень отрывочные. Обе они завершили своё существование не позднее середины 1960 г.

Транспортная авиация ВМФ

К середине 1944 г. большинство этих авиационных отрядов было переформировано в отдельные смешанные авиационные эскадрильи, куда, кроме них, вошли также авиаподразделения связи, управления и санитарные. Так, на Балтике была сформирована 1-я ОСАЭ, на Чёрном море — 2-я ОСАЭ, на ТОФ — 122-я ОТАЭ.

В 1947 г. на базе этих эскадрилий были сформированы отдельные транспортные авиационные полки. В последующие годы эти части претерпевали неоднократные преобразования.

К моменту развала Советского Союза, в конце 1991 г. на каждом флоте имелось по одному транспортному авиаполку: 263-й ОТАП ВВС БФ, 917-й ОТАП ВВС ЧФ, 912-й ОТАП ВВС СФ и 593-й ОТАП ВВС ТОФ. Кроме них, имелись также отдельные авиационные отряды транспортных самолётов, которые входили в состав управлений дивизий и полков ВВС флотов. В послевоенное время соединения Морской Авиации последовательно перевооружались с самолётов У-2 и Р-5 на Ли-2 (С-47), Як-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ан-2, Ан-14, Ан-12, Ан24, Ан-26, Ан-72, Ту-104, Ту-134, Ту-154. Некоторое время в их состав входили подразделения вертолётов Ми-4.

В период 1995-1998 гг. все транспортные полки ВВС флотов были переформированы либо в смешанные, вместе с частями ПЛА, как это произошло на Балтике, Чёрном море и Севере, либо в отдельную эскадрилью, как это было на Тихом океане.

После декабря 2009 г. подразделения транспортных самолётов, основу которых составляли Ан-26 вошли в состав Авиационных баз, сформированных на флотах [5] .

Санитарная авиация ВМФ

К началу Великой Отечественной войны на всех флотах имелось по отдельному санитарному авиационному звену. На вооружении этих подразделений состояли самолёты МП-1 (МБР-2) и У-2. Данные подразделения осуществляли санитарные перевозки в интересах флотов. Иногда их самолёты использовались в качестве связных и транспортных. Не случайно к 1944 г. все эти санитарные авиазвенья, вместе со связными авиазвеньями, были обращены на формирование смешанных (транспортных) авиационных эскадрилий ВВС флотов.

Перегоночная авиация ВМФ

В начале 1950-х гг., в связи с перевооружением минно-торпедной авиации на новые реактивные самолёты Ил-28 и Ту-14, возникла необходимость перегонки новой авиатехники с авиазаводов на флоты. Так как части перегоночной авиации (1-й и 2-й АППС) прекратили своё существование ещё в конце 1945 г., командование ВВС ВМФ приняло решение о сформировании в составе ВВС БФ, ЧФ и ТОФ (по СФ данные отсутствуют) специальных перегоночных авиационных эскадрилий. В 1951-1952 гг. были сформированы 716-я, 765-я и 777-я ОАЭПС на Балтике, Чёрном море и Тихом океане соответственно. Лётный состав эскадрилий осуществлял перегонку авиатехники не только в строевые части своих флотов, но и за рубеж (в Китай). К концу 1955 г., выполнив своё предназначение, эти эскадрильи перегонки самолётов были расформированы.

Аварийно-спасательная авиация ВМФ

Во второй половине 1998 г. 355-я ОСАЭ ПС была переформирована в 184-й отдельный авиационный поисково-спасательный отряд, но и он в сентябре 1999 г. был расформирован, а его личный состав и авиационная техника были включены в 310-й ОПЛАП ВВС ТОФ. На этом завершилась история спасательной авиации ВВС ВМФ.

Испытательная авиация ВМФ (СпН).

В большинстве своём части испытательной авиации находились в непосредственном подчинении командованию ВВС ВМФ, но некоторое их число входило в состав Авиаций флотов. Не всегда возможно точно определить назначение этих частей, так как, чаще всего, они относились к режимным объектам и редко упоминались в документах того времени.

Кроме вышеперечисленных, в 1950-1960-х гг. на флотах имелся ещё ряд частей специального назначения, но информация о них крайне ограниченная и не позволяет определить их предназначения.

В раздел частей специальной авиации авторы включили также смешанные полки и эскадрильи Морской Авиации, которые имелись на флотах. Основное их описание даётся в тех разделах, которые в большей степени соответствовали основному предназначению частей (как, например, в случае со 169-м гв. ОСАП ВВС ТОФ, который большую часть своей истории был бомбардировочным и ракетоносным полком).

Самолет-воздушный командный пункт Ил-82 / Ил-76СК создан ОАО им.С.В. Ильюшина в качестве летающего пункта управления Генерального штаба вооруженных сил страны на случай конфликта с угрозой применения ядерного оружия. Ближайшие аналоги по назначению - американский Boeing E-4B и отечественный Ил-86ВКП. Самолет разработан в 1980-е годы на базе транспортных самолетов Ил-76МД. Всего построено два самолета, которые изначально, как…

Су-24МР

Самолет тактической разведки Су-24МР создавался ОКБ П.О.Сухого в качестве самолета маловысотной тактической разведки. Предварительная проработка самолета-разведчика на базе бомбардировщика Т-6 была начата еще в августе 1965 года. В 1970 г. выполнен эскизный проект самолета Т-6Р. Основной разведывательный комплекс самолета - базовый комплекс разведки БКР-1 разработки НИИ "Вега". На самолет была установлена первая малогабаритная инфракрасная станция "Зима" разработки Всесоюзного энергетического…

Як-44Э

Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления Як-44Э создавался ОКБ А.С.Яковлева. Разработка начата в 1979 г. Руководили созданием самолета в разные годы А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков, а с января 1991 г. и до закрытия проекта главный конструктор темы Як-44 - В.А.Митькин. К ноябрю 1979 г. ОКБ подготовило техническое предложение на проектирования самолета с базированием на сухопутных аэродромах…

А-60 / 1ЛК222

Самолет-носитель лазерного авиационного комплекса А-60 / 1ЛК222 создан ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей"). Главный конструктор экспериментального лазерного авиационного комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов. По состоянию на 2003 год главным…

Морской патрульный и противолодочный самолет Ил-38 создан под руководством генерального конструктора С.В. Ильюшина в ОКБ-240 ГКАТ СССР. В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от…

Ил-86ВКП

Самолет-воздушный командный пункт Ил-86ВКП создан ОАО им.С.В. Ильюшина в качестве средства управления Генерального штаба вооруженными силами Страны в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Самолет разработан в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет Ил-86ВКП совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый…

Самолет радиолокационного дозора и наведения А-100 разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" в рамках ОКР "Премьер-476". Самолет является представителем нового поколения самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), которые применяются для обнаружения и сопровождения воздушных, морских и наземных целей, а так же для управления авиационными и не только средствами их поражения. Возможности А-100 впервые в…

Як-130

Учебно-боевой самолет Як-130 разработан ОКБ им. А.С.Яковлева, главный конструктор - Николай Долженков. Конкурс на создание современного учебно-боевого самолета объявлен ВВС СССР во второй половине 1980-х годов. В результате конкурса для проектирования были выбраны два проекта - Як-УТС / Як-130 и МиГ-АТ. Так же в конкурсе участвовали самолеты КБ Сухого С-54 и КБ Мясищева М-200. Проектирование самолета начато…

Бе-200

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 создан в ТАНТК им.Г.М.Бериева на базе самолета-амфибии А-40, главный конструктор - Александр Васильевич Явкин (по 31 мая 2007 г.). Проектирование самолета начато в 1992 г. Рабочее проектирование Бе-200 проведено с учетом норм летной годности FAR-25 (США), что облегчает сертификацию самолета по нормам Федерального авиарегистра CШA (FAA) и Европейского авиарегистра (JAA). Производство Бе-200 начиная с…

Ту-214Р

Самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки Ту-214Р создан ОАО "Туполев" на базе гражданского самолета Ту-214. Производится ОАО "КАПО им.Горбунова" (г.Казань). Контракт на изготовление макета и двух самолетов Ту-214Р подписан с Министерством обороны России 29 ноября 2002 г. Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот -…

Каталог вооружений

Последние записи

Закон, направленный на снижение ставок по кредитам ГОЗ, вступил в силу

Закон предусматривает запрет на начисление процентов уполномоченному банку за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете по гособоронзаказу.


Партнеры

Эго Транслейтинг СБ

Jobsora

Северная звезда

ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-2022

Пресс-релизы

Контакты


Военная авиация России, по оценкам агентства Global Firepower Index, занимает второе место в мире по числу боевых машин и общей боеготовности.

Военно-Космические силы Российской Федерации были образованы указом Президента РФ от 1 августа 2015 года путем объединения военно-воздушных сил и войск воздушно-космической обороны.

Самолеты ВКС России по своему назначению делится на несколько категорий.

Стратегическая и Дальняя авиация

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.

Истребители

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

Фронтовая авиация

Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.

В настоящее время машина стала малопригодной для применения в войне с противником, оснащенным современной техникой.

На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.

Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2017 год ВКС России имели 200 штурмовиков.

Военно-транспортная авиация

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Задействованная в Сирии техника

С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.

С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.


За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.

Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.

Читайте также: