Сознание и бессознательное в психологии доклад

Обновлено: 17.06.2024

Возникновение сознания – результата длительного социального развития – тесно связано с формированием высокоорганизованной материи – мозга, функционально осуществляющего высшую форму отражения действительности, являющегося органом человеческой мысли. Современная психология и философия уделяют большое внимание таким вопросам, как сущность идеального, источники и структура сознательной деятельности, соотношение сознательного и бессознательного.

«Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно.

Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

1.Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом.

Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность. Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий.

Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного. К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

- Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

- Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

- Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии.

Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру.

Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

1.1 Диалектика сознательного и бессознательного

Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Представители разных научных школ дают различные объяснения явлениям бессознательного. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые тому не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. «Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Другим путем пришли к термину или понятию бессознательного, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. То есть, вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь, прежде всего, приходится иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

1.2 Проблемы бессознательного в философии

Эта проблема и ее решения в истории философии являются реакцией на научную картину мира, в центре которой стоял тезис о рациональности познания.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Существует несколько слов, характеризующих непричастность сознания к происходящему. Например, надсознательное, подсознательное, предсознательное – разные приставки в них означают влияние бессознательного на разные стороны жизни. Между этими терминами есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

Шопенгауэрская воля также есть нечто бессознательное и слепое. Эта необузданная и неуправляемая сила дает толчок к созданию всех реалий жизни. В философии Шопенгауэра интеллектуальная деятельность человека составляет нечто побочное, не имеющее никакого принципиального значения для познания. Разум способен познать только явления, а не суть происходящего. Бессознательное (воля) представляет в человеке реальное и сущностное. Интеллект - только производное, обусловленное, порожденное. Бессознательное - изначальное и естественное состояние вещей. Оно является основой, из которой в отдельных видах вырастает сознание. Но и на этой высшей ступени бессознательное преобладает.

Ф. Ницше отвергал представление, согласно которому, процесс познания целиком и полностью обусловлен сознанием. Даже математики, по справедливому замечанию Ницше, оперируют своими знаками бессознательного. Поэтому бессознательное - необходимое условие всякого совершенства. Слова Ницше справедливы для любого творческого процесса, особенно связанного с умением владеть своим телом.

Сам Ницше высказал мысль о том, что сознание играет вторичную роль, почти индифферентно, излишне. Быть может, ему суждено исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму. Это связано с ницшеанской трактовкой науки как иллюзии, полезной для выживания человеческого рода.

- человек толпы стремится раствориться в ней, ничем не выделяться;

- человек толпы агрессивен, т.к. чувствует несокрушимую мощь;

- человек толпы дик и неразумен, им движут не рациональные доводы, а слепая вера;

- человек толпы является носителем садомазохистского комплекса, он хочет, чтобы с ним обращались грубо; он хочет оскорблять и прочувствовать свою униженность.

1.3 Проблемы сознания в философии

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей, и одновременно с этим - необходимое её условие. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Поэтому его суждениями будет расширен взгляд на сознание с точки зрения психологии.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира).

Придерживаясь материалистической точки зрения на природу и сущность сознания, ибо, по моему мнению, любое решение данного вопроса в идеалистическом (и тем более, в субъективно-идеалистическом) духе неизбежно приведет к солипсизму. Рассматривая “теорию пещеры” Платона, можно заметить, что его “узники” (субъекты) могут лишь воспринимать “тени предметов” (объективированные идеи), и становится непонятным, каким образом осуществляется “обратная связь”, т.е. каким образом индивидуум способен изменять действительность и способен ли он к этому вообще. В самом деле, если “узник” увидит (вернее, ощутит) кувшин в одной ручкой и приделает к нему вторую, то возможны два варианта - либо изначально за пределами “пещеры” существуют все возможные идеи (теперь тень будет отбрасывать другой кувшин, уже с двумя ручками) либо человеческое сознание и творчество полностью детерминированы. Опасность граничащего с цинизмом солипсистического подхода видна из процитированного в части 1 рассказа Станислава Лема.

Таким образом, если брать термин “сознание” в философском смысле как деятельность субъекта, направленную на познание окружающего мира и себя и выработку отношения к данным объектам, то мне ближе всего точка зрения Гельвеция, если же брать понятие сознания в философско-психологическом смысле как совокупнось разноуровневых психических процессов, одномоментно находящихся либо в состоянии активности, либо пассивности, то я придерживаюсь концепции Зигмунда Фрейда, так как она согласуется с моими эмпирическими наблюдениями и наиболее близка моему мировоззрению.

Заключение

Сознание - это высшая форма психической активности человека, представляющая собой совокупность мыслительных, чувственных, эмоциональных и волевых процессов, позволяющих человеку не только познавать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими субъективными жизненными целями".

Сознание является сущностным признаком человека, отличающим его от всех других живых существ. Это очевидно для большинства людей на уже уровне здравого смысла. Ответить на вопрос, что такое сознание, дать его определение - не так просто. Но крайне необходимо, потому что категория сознания является базовой для всех гуманитарных и социальных наук. Они просто заимствуют уже существующие и работающие определения, и критерии сознания, отдавая исследования его природы на откуп философии.

Со времен античности проблема сознания становится центральной в философии, и степень "классичности" той или иной философской системы определяется, прежде всего, тем, какое место в ней отводится рассмотрению природы сознания. В течение истории философии было предложено множество концепций сознания, однако ни одна из них не может похвалиться тем, что открыла "тайну" сознания.

Возникновение сознания – результата длительного социального развития – тесно связано с формированием высокоорганизованной материи – мозга, функционально осуществляющего высшую форму отражения действительности, являющегося органом человеческой мысли. Современная философия уделяют большое внимание таким вопросам, как сущность идеального, источники и структура сознательной деятельности, соотношение сознательного и бессознательного.

Список использованной литературы:

Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М: “В. Школа”, 2008. С.21

Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятием индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. 2004. N1.

Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 2000. С.371-372

Лем С. Проблема сознания в современной западной философии. М.:2004. С. 7.

Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М: “В. Школа”, 2006. С.11

Кант И. Критика чистого разума. Цит. по: История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 2004. С.477

Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта. // Логос. 2002. N3.

Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М: “В. Школа”, 2006. С.25

Сознание - особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Сознание обеспечивает разумное, целенаправленное поведение человека, которое основано на понимании законов объективного (реально-существующего) мира.

Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:

· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)

· Возникновение языка (речь)

В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.

С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.

Артур Владимирович Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:

1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

Функции сознания:

  • познание
  • переживание
  • отношение к миру
  • рефлексия
  • регуляция поведения

Сознание, бессознательное - и все, что между ними

Зигмунд Фрейд

Для описания работы психики 3. Фрейд использовал метафору айсберга. Сознание — это только верхушка айсберга. Его основная часть находится под водой — основная часть психики не осознается. То, что мы называем сознанием, этот постоянный поток мыслей, лежащий на поверхности. Но под ним таится масса опасной энергии, находящейся вне сознательного контроля. Так думал Фрейд.

На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:


Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса (Ю. Б. Гиппенрейтер)

неосознаваемые механизмы сознательных действий

неосознаваемые побудители сознательных действий

(автоматические действия, процессы никогда не осознавались) Примеры: врожденные акты:

- ходьба и другие

(автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться)

1. действие начинает осуществляться быстро и точно

2. происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

- игра на фортепиано

( путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство)

б) явления неосознаваемой установки

советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.

Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установкак периоду, который ему предшествует.

(- ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.;

-спринтер на старте в состоянии готовности к рывку.

  • перцептивная установка (органы чувств участвуют)

(решение математического примера )

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий - просто сопровождают действия – это непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика и вегетативные реакции (слезы, дрожь, изменения зрачка).

Пример: Человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

1. эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.

2. они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, желаний, мыслей и т. д.

Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.) создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:

1. сознание

2. предсознание (скрытые

знания - знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют)

3. бессознательное

Свойства бессознательных представлений:

- они с трудом переходят в сознание

Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

-ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)

-невротические симптомы.

Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.


-процессы творческого мышления,

-процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,

-кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на эти процессы, был американский психолог и философ Уильям Джемс .


Вывод : сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа - это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.

Первая теория о бессознательном

Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.

З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.

Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.

Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.

Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие "подсознание".

Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.

Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.

З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.

Бессознательное носит сексуальный характер.

Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.

Бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:

"Оно" или "Id" - уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.

"Я" или "Ego" – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.

"Сверх-Я" или "Super-Ego" – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.

"Сверх-Я" – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает "Я".

"Я" выступает в качестве посредника между внешним миром и "Оно", задача "Я" сделать так, чтобы "Оно" было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям "Оно". Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований "Сверх Я", иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний "Оно".

Для демонстрации взаимоотношений между "Я" и "Оно", учёный взял образ всадника на лошади, где "Я" – всадник, а "Оно" – лошадь. Если человек "Я" здоров, то он способен подчинить себе "Оно", управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями "Оно" и указаниями "Сверх-Я" приобретают непреодолимый характер, то "Оно" уходит из-под контроля "Я", это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.

Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между "Оно" и "Сверх-Я", а сознательное "Я" может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением "Сверх-Я" до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.

Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между "Оно" и "Сверх-Я". В качестве инструмента для данного компромисса человек использует "Я". Таким образом, содержание "Оно" постепенно переходит в содержание "Я".

Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.

Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие "Эдипов комплекс".

С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.

Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.

Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.

Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.

Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.

Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.

З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.

В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие "сексуальное влечение" на "либидо".

Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.

Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях "Эроса" и "Танатос". Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.


Введение. Человеческое сознание многомерно и многоаспектно. Действительно, сознание человека многогранное и мы видим это, что многогранность сознания человека, делает его объектом изучения многих наук: философия, информатика, биофизика и другое среди них и есть психология. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности [1, с. 133]. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими(2, с. 139).

Совершив определенный поступок, человек не может ответить на вопрос, почему он так поступил, а не иначе. Сознание не всегда может контролировать поступки, чувства, эмоции. Ученые определили, что не осознанные и не обдуманные поступки и эмоции являются проявлением бессознательной сферы, что нередко является той силой которая определяет сущность или стиль человека. Важно при этом знать и помнить, что любой поступок, выбор и решение могут погубить окружающий мир и самого человека.

Размышляя над поведением и психикой человека, нам необходимо уделить особое внимание природе сознания и бессознательного.

Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. В основе филогенетического возникновения сознания лежит коллективный труд, при котором действие каждого субъекта приобретает общественный смысл. Действие является частью производства и приобретает в нём значение. Характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний в нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания , выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и в будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и др.) такая способность теряется.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно. Размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует общения и взаимодействия людей друг с другом значит сознается как цель их сотрудничества , объединяет один цель , совместной работы.

В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной и генетической памятью, она управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данной момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и др., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ослышки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Особую категорию бессознательного составляют сновидения.

Сон - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидения как объективную реальность. Содержания сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Человек видит во сне свои мечты, либо события которые происходили в дневное время.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

-человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

-эти влечения преимущественно бессознательны;

-попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

-индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

-конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

-освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И. Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется. Между сознанием и бессознательным довольно часто возникают противоречия, но они тесно связаны между собой, благодаря чему существует возможность достичь полную гармонию между ними. Эти две стороны психики человека помогают ему адаптироваться к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поступки совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознательное и бессознательное значительно отличаются друг друга, различно воздействуют на деятельность субъекта.

Изучив учебную литературу мы пришли к следующим выводам: сознание и бессознательное – это две стороны психического мира человека. Сознание не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но не все. Бессознательные явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

В целом, мы согласны с тем, что в жизни каждого человека какие-либо психические явления осознаются им, другие не отражаются в его сознании. Таким образом, психические явления подразделяются на те, что отражаются в сознании человека - сознание, и те, что называются неосознаваемыми процессами – бессознательное.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997. - С. 23-33, С. 56-72, С. 124-158.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1999. – С. 7-48, С. 50-152.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1997. – С. 310-343.

4. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2001. – С. 136-138, С. 139-142.

Читайте также: