Современный психоанализ о развитии ребенка доклад

Обновлено: 05.05.2024

Психоанализ — это метод лечения психических расстройств у детей пу­тем выяснения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики и переведения подавленных чувств и конфликтов в сознание. Пси­ хоанализ невозможно описать, не прибегая к понятиям внутреннего и внеш­ него мира, переноса и контрпереноса, к понятию психологических защит и контейнирования. Именно эти понятия очерчивают специфику психоанали­ тической работы. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия не на­ целены на решение конкретных проблем, предъявляемых пациентом, или на работу с симптомом, в отличие, скажем, от бихевиоральной или когнитивной психотерапии. Целью психоаналитической работы с детьми является восста­ новление нормального хода эмоционального развития. Часто для восстанов­ления нормального хода развития ребенка оказывается достаточным приме­нение к проблеме системного подхода, направленного на изменения в семей­ной системе. Однако нередки случаи, когда даже после успешной работы и восстановления оптимальных границ и иерархии в семье, ребенок, тем не ме­нее, не может перейти к более конструктивному и зрелому отношению к себе и к окружающему миру. Тогда-то терапевтическим показанием и может стать психоанализ, который позволит ребенку вместе с психотерапевтом исследо­вать свои переживания по отношению к себе и к миру, выявить происхожде­ние таких отношений и подойти к возможности их изменения.

Разумеется, и взрослый, и детский психоанализ имеют много общего. Цели терапии одинаковы и для взрослых, и для детей. Способы достижения изме­нений также сопоставимы. Однако важно помнить, что ребенок есть личность незрелая, находящаяся в процессе постоянного развития. Психоаналитик, ра­ботающий с детьми, всегда должен учитывать этот процесс развития и роста. Знание теории психоанализа позволяет понять особенности личности ребен­ка, выделить прогрессивные и регрессивные характеристики в его поведении и отношениях. Более того, детский психоаналитик знает, что, хотя поступа­тельное развитие всегда есть успех для ребенка, движение вперед неизбежно влечет за собой потери. Так, ребенок, который научился ходить, сделал ог­ромный шаг вперед к обретению независимости, однако при этом он вынужден отказаться от уютной зависимости беспомощного младенца, когда за ним любовно ухаживала мать, выполняя его желания. Достижения развития обя­ зательно содержат утраты комфортных состояний, ставших привычными на предыдущей фазе развития. Поэтому одной из составляющих нормального развития является возникновение у ребенка в периоды стресса регрессивных тенденций, то есть возвращения к поведению и реакциям, характерным для более ранних стадий развития [Freud A., 1965].

Дети и подростки, направляемые на психоанализ, имеют проблемы раз­личной тяжести и различного содержания. Конкретная история развития будет различаться у каждого ребенка. Однако всех их объединяет тот факт, что внутренний эмоциональный ландшафт нарушен. Чтобы разобраться в суще­ствующих нарушениях, детский психоаналитик обращает внимание, в пер­вую очередь, на следующие параметры развития ребенка.

1. Сердцевиной эмоционального развития ребенка являются взаимоотно­ шения ребенка с окружающими людьми и его отношение к самому себе. Качество отношений с другими строится на основе сознательных, бессозна­ тельных сил и опыта, который ребенок получил в ходе своего развития. Сле­ довательно, в большой степени эмоциональное развитие будет зависеть от жиз­ ненного опыта. Однако картина во многом оформляется и внутренними пред­ставлениями ребенка о взаимоотношениях и о себе.

2. Другим важным показателем эмоционального благополучия или не­благополучия является способность регулировать свои внутренние импуль­сы и чувства и справляться с ними. Эта способность формируется на основе постоянного присутствия взрослого, последовательного в своей заботе и на­строенного на эмоциональные потребности ребенка.

3. В процессе развития ребенка формируется еще одна важная способ­ность — способность выстраивать психологические защиты против боли, тревог и неприемлемых желаний. Эти психические механизмы являются частью нор­ мального развития, и каждый человек их использует. Однако иногда интен­ сивность отдельных защитных механизмов может достигать такой выражен­ности, что у ребенка появятся определенные социальные ограничения. На­пример, ребенок может настолько глубоко погрузиться в мир фантазий, что окажется не в состоянии справляться с повседневной интенсивной учебной нагрузкой или поддерживать контакты со сверстниками.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту


Благодаря Русскому психоаналитическому обществу, столицу посетил президент Швейцарской ассоциации психоанализа детей и подростков (ASUPEA) Бердж Папазян. Семинар пришелся на дни траура по трагическим событиям в Керчи, поэтому разговор об этиологических факторах психопатологических проявлений в детско-подростковом возрасте был особенно значимым. Послушать яркого представителя швейцарской психоаналитической школы с 30-тилетним стажем терапевтической работы собрались психологи, психоаналитики, готовые встретиться лицом к лицу с историями детской травмы.

Бердж Папазян, Виктория Савенко

Развитие человека - это целый путь, который имеет определенный смысл, где качество превращается в количество, и если в физическом плане он необратим, то в психическом плане это обратимый процесс. Путь развития и роста человека имеет психосексуальный характер изначально, начиная с самых примитивных ситуаций, и этап за этапом все глубоко переживаемые явления постоянно возвращают человека к сексуальным переживаниям. С раннего детства ребенок начинает задаваться вопросами о развитии своего тела, о различных культурных аспектах жизни, и, конечно, задумывается о смерти. В своих размышлениях любой человек неизбежно приходит к вопросам о том, откуда мы пришли, о нашем происхождении, и затем эти мысли приводят его к размышлениям о происхождении человечества и всего мира. Французский психоанализ понимает сексуальное у детей как модель интерактивного эпигенеза, который включает в себя одновременно телесный аспект, роль объекта и также сексуальное у взрослых. Человек является существом, обладающим психикой, которая должна быть структурирована, которая обладает определенной динамикой и полем развития, и, безусловно, должны быть границы психического развития. Триангуляция, понимаемая как психическое пространство, которое регулирует обмен между Ид, Эго и Супер-Эго, является продуктом как раз сексуального у детей. Сексуальное у детей - это то самое психическое пространство, в котором возникают все влечения: удовольствия чувственного характера, удовольствие в воображаемом плане, которое меньше всего похоже с половой функцией у животных, а скорее связано с творческим удовлетворением.

Таким образом, сексуальное у детей не подчиняется детской сексуальности, но может быть связано с травмами и проявляться в элементах сексуальности. Сексуальность подростка психически может сформироваться только тогда, когда сексуальное у ребенка готово принять эту подростковую сексуальность. Латентный период развития психики как раз и нужен для того, чтобы подготовить ребенка к чисто физическим изменениям, связанным с половым созреванием. Поэтому современное общество, основанное в большей степени на картинке, на изображении, нежели на букве и слове, часто пагубно влияет на неокрепшую детскую душу, которая становится жертвой животных инстинктов, к которым она еще не готова.

Завершая общение с гостем, я поинтересовалась, какие наиболее актуальные и распространенные проблемы у детей и подростков существуют в современном мире, существует ли какая-то динамика детских фантазмов за последнее десятилетие. Точно так же, как Дональд Винникотт (британский детский психоаналитик, один из важнейших представителей теории объектных отношений) в свое время сказал, что ребенок не существует сам по себе, а развивается в своем окружении, Бердж ответил, что психоанализ не существует сам по себе, он существует в конкретном обществе, которое и определяет эволюцию детских и подростковых фантазмов. Прежде всего, большую роль сейчас играет технологический прогресс, открывающий детям доступ к фото- и видеоматериалам с таким содержанием, которое детская незрелая психика еще не способна правильно осмыслить.

Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой тех ники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их долговременного вклада в нормальное или патологическое развитие психики во взрослые периоды жизни.

Детский психоаналитик Дж. Боулби рассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей 2 . Его теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

Идеи Боулби сразу нашли применение и начиная с 1950-х гт привели к практической реорганизации системы больничного режима для маленьких детей, позволившей не отрывать ребенка oт матери.

Широкую известность получила позиция Э. Фромма по вопросу о роли матери и отца в воспитании детей, об особенностях материн­ской и отцовской любви 5 .

Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер обращает внимание на то, что традиционная для психоанализа сфера семейного воспитания дополняется и даже вступает в кон­курентные, противоречивые отношения с системой институцио­нального, внесемейного воспитания. Влияние видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии игрушек на внутренний мир де­тей постоянно растет, и часто оно может быть оценено резко негативно 8 .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения по мнению 3. Фрейда.

2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза. В чем состоят предпосылки возникновения внутреннего конфликта человека?

3.. Почему подход психоанализа к пониманию психического развития может быть охарактеризован как преформистский?

4. Используя фрейдовскую модель психосексуального развития, попробуйте объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека склонного к сквернословию и бахвальству; человека, постоянно стремящегося вызвать сочувствие и жалость к себе.

5. Как трансформировался психоаналитический подход в детском психоанализе (цели, методы, способы коррекции)?

«Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуального чувства. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать—сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом oc-новании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее дей­ствительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который уби­вает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.

В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к во­просам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы. Инте­рес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех парциальных влече­ний, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение — опорожнением через конец ки­шечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных тео­рий, оставляет свой след в образовании характера ребенка и дает содержание его бу­дущему неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксиро­ваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, пе­рейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положе­нию ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несо­мненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует.

Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор кото­рой — приверженец психоаналитического подхода.

— Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

— Выделите основные исходные установки автора.

— Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

— Обозначьте те практические проблемы психического развития, обра­зования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоана­литической теории.

— Приведите свой собственный пример актуальной практической си-туации подобного типа.

— Что считаете ценным из прочитанного, что показалось новым, что сомнительным или непонятным?

Дополнительная литература:

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6—12

30-37. Обухов Я.Л. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка

(Обзор концепции Д. Винникотта ) // Школа здоровья. 1997. Т. 4. №1

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

А.Н.Харитонов

Я хотел бы начать свой доклад с напоминания о том, что мы присутствуем при историческом событии. Впервые в России, в современном психоаналитическом пространстве проходит международная конференция по идеям известного британо-американского аналитика, ярчайшего продолжателя классического психоанализа З.Фрейда и кляйнианского течения — Уилфреда Биона. В докладе будут поставлены три вопроса и даны соответствующие им ответы для понимания мотивации актуальности обращения к У.Биону, раскрытия его персоналистской сущности и значения в современном психоанализе.

Итак, кто же такой У.Бион и каков его вклад в современный психоанализ?

Востребованность, расширение пространства, развитие идей У.Биона в теории и практике современного психоанализа характерны для таких стран, как Великобритания и США (где он жил и создавал свои концепции), а также Италии, Франции, Бельгии, Бразилии, Аргентины, Израиля, Австралии и Японии. Свидетельством этого, например, является регулярное проведение международных форумов по его творчеству по примеру миланской (1997 г.), римской (2008 г.) и будущей (2009 г.) бионовской конференции в г. Бостон (США).

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что российский психоанализ, психоаналитическое направление психотерапии и консультирования остро нуждаются в бионианских концепциях и будут ими обогащены, интегрируя в свой опыт оригинальные идеи и особенную технику, практику.

  1. II. Биографические данные и источники творчества У.Р.Биона

Если вы ищете ответы на вопросы,

вы получите их только с помощью

собственной интуиции и понимания

Об основных фактах, значимых событиях и людях жизненного пути У.Р.Биона

Источники творчества У.Р.Биона

Блестящее, систематизированное исследование научных, философских и психоаналитических источников творчества У.Р.Биона провел бразильский психоаналитик Паоло Ц.Сандлер. Он раскрывает научную ориентацию У.Биона, основывающуюся на трудах классических и современных авторов. (Одноименная работа П.Ц.Сандлера опубликована в сборнике конференции, с которой вы можете подробно ознакомиться уже после конференции). Адекватным инструментом для реализации своей основной цели — лечения психотиков У.Бион избрал: 1) медицину и психоанализ (1930-1958 г.г.), к которым добавился 2) неопозитивизм (1959-1962 г.г.), а затем — 3) теология и искусство(1965-1979 г.г.) [23].

П.Ц.Сандлер выделил две группы источников —подтвержденные (в работах У.Биона и личной библиотеке У.Биона и Фр.Бион) и предположительные (из личной библиотеки У. и Фр.Бион) [23].

Первая группа источников включает в себя философов, в частности, философов математики, физики и науки в целом.

К философам этой группы относятся периоды, персоналии и идеи:

  • античность (Платон, Аристотель);
  • иудео-христианская традиция (Ари (Ицхак Лурия), М.Экхарт, Св.Иоанн Креста, У.Блейк);
  • средние века и Ренессанс (Т.Браун, Ф.Бэкон, Д.Вико, Р.Декарт);
  • философы Просвещения и Романтизма (Дж.Локк, Д.Юм, С.Джонсон);
  • философы Просвещения и Романтизма (А.Поуп, И.Кант, И.Гетте, Г.Гегель, Ф.Ницше).

Философы математики — это Б.Паскаль, Д.Сильвестер, Д.Кэли, А.Пуанкаре, Брауэр, А.Н.Уайтхед, Б.Б.Рассел).

К философам физики следует отнести: М.Я.Планка, А.Эйнштейна, В.Гейзенберга.

Философы науки — это историки научных идей (Причард, Брейтуэйт) и неопозитивисты (Брэдли, К.Поппер, А.Тарский, Р.Карнап).

А вторая группа источников содержит такие персоналии: 1) философов эпохи Просвещения и Романтизма — Вольтера, Д.Дидро; 2) философа математики — Б.Рассела; 3) философа науки — И.Берлина.

III. Анализ творчества, стиля, языка У.Биона

О стиле, языке, духе трудов У.Биона

Прежде, чем охарактеризовать творчество У.Биона, мне хотелось бы обратить внимание на особый стиль работ У.Биона.

О творчестве У.Р.Биона

По мнению авторитетного итальянского психоаналитика — последователя У.Биона — Антонино Ферро (2005 г.), труды У.Биона принадлежат к трем разным периодам:

2) второй, когда У.Бион вырабатывает (не без заметных колебаний) самостоятельный образ мыслей относительно психоанализа и предоставляет инструменты, новые понятия, которые позволяют нам обдумывать новые, неизвестные мысли;

Проведенный нами контент-анализ и содержательный анализ полной библиографии У.Биона позволяет представить картину написанных им произведений по формам, темам и периодам их создания.

Всего творческий багаж У.Биона насчитывает 34 статьи, в том числе 4 большие, 2 рецензии, 1 некролог, 1 интервью и 26 книг, 15 из которых вышло при жизни ученого [20].

По темам и формам написанных работ его творчество дифференцируется на 3 части:

  1. I. Тематический цикл по концепциям в психоанализе, групповой психотерапии, психиатрии (Всего — 28 статей и книг).

А. Работы по группам: переживания, групповая динамика, напряжение и лидерство (11 статей и 1 книга).

Еще — 3 статьи по неопределяемой тематики; 2 рецензии; 1 интервью.

III. Семинары, лекции, дискуссии.

  1. IV. В чем связь У.Биона с З.Фрейдом? Развитие идей М.Кляйн

У.Бион в целом продуктивно и глубоко опирался в своих работах на принципы, теории и конструкты классического психоанализа. Проведенный нами анализ использования в творчестве У.Биона идей З.Фрейда выявил интересную картину.

Какие же основные идеи, теории З.Фрейда интегрировал и развивал в своих трудах У.Бион? Это целый ряд оригинальных фрейдовских конструктов и положений [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 14; 16; 18; 23; 25; 28; 29; 31].

Развитие идей М.Кляйн

У.Бион, безусловно, вышел в своем продвижении из кляйнианской формы. При этом его концептуальное направление не является простым линейным расширением предшествующей модели, а приводит к количественному скачку, как нечто очень похожее на модель М.Кляйн по отношению к модели З.Фрейда (Ферро А., 2005).

Какие базальные идеи М.Кляйн мы находим в творчестве У.Биона? (В чем их духовное и идейное родство?)

Что же, в действительности, привнес У.Р.Бион в течение современного психоанализа? [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 14; 17; 18; 23; 25; 28; 29; 31; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40].

А теперь раскрою сущность и содержание того, что входит в понятийном отношении в каждую из 7 основных концепций У.Биона (п.1-7).

В качестве ремарки замечу, что отдельные понятия повторяются в разных теориях (они соединены общей идеей У.Биона).

  1. Психоанализ групп, групповой динамики, групповых феноменов

а) базовое допущение зависимости;

б) второе — базовое допущение борьбы/ бегства;

в) базовое допущение образования пар [2; 19; 31, с.261].

  1. Концепция психозов, психотической и непсихотической части личности

По У.Биону, мышление предполагает два совершенно различных процесса: 1) мышление, которое продуцирует мысли; 2) мышление, которое использует более ранние мысли (гносеологически). Для второй формы мышления требуется выделение в психике аппарата для обдумывания мыслей, в формировании которого задействуются два базовых механизма:

  • динамическое взаимодействие между контейнируемым (♂) и контейнером (♀);
  • динамическое отношение между параноидно-шизоидной и депрессивной позициями (PS↔D).
  1. Теория познания, научения через опыт переживания и нарушений в этих процессах

В кантианском смысле до конца реальность объекта непознаваема. В психоанализе объектом познания становится собственная психическая реальность или такая же — другого человека.

  1. Теория трансформаций (преобразований), инвариантов

У.Бион предложил теорию трансформаций, относящуюся не столько к основополагающему содержанию психоаналитической теории, сколько к практике психоанализа, в особенности к наблюдению.

По мнению А.Ферро (2005 г.), это наиболее значительная и важная концепция У.Биона. Наше мышление, кроме сновидений, посредством своей альфа-функции постоянно производит операцию альфа-бетизации всех сенсорных стимулов и прото-эмоций, которые мы получаем. Конечная цель (точка) этой операции —образование альфа-элементов, которые при их последовательном расположении образуют мысли сновидения.

А. Эта концепция позволяет аналитику проводить постоянный мониторинг аналитического поля, т.е. с ее помощью можно получить информацию о том, как интерпретация была воспринята, отвергнута или понята пациентом, и таким образом, модулировать свои интерпретативные интервенции.

Б. Эта концепция решает проблему внешней реальности, поскольку все, что должно нас интересовать, это происходящее в кабинете, где проходит анализ.

В. Эта концепция смещает внимание аналитика с содержаний сновидения на то, что оно само генерирует. Фокус перемещается с такого типа психоанализа, который имеет целью снятие покрова вытеснения или интеграцию расщеплений, на другой тип психоанализа, заинтересованного в развитии средств, которые делают возможным развитие и создание мыслей, т.е. ментального аппарата для сновидения и мышления [28; 29, с.332; 32].

Для психоаналитика важен выбор между процедурами,

нацеленными на избегание фрустрации, и процедурами,

нацеленными на ее изменение. Это решение является

кардинально важным [5, c.43]

Если говорить в целом о вкладе У.Биона в современный психоанализ, то его достижения не только ограничиваются разработанными концепциями, но и отражены в практике и технике психоанализа. Прежде всего, У.Бион продолжил клинические традиции своих главных учителей — З.Фрейда с его классической техникой и М.Кляйн (кляйнианскому анализу и техникам). И в то же время, занимаясь лечением психотических пациентов, он привнес оригинальные идеи в понимание психоаналитического процесса, применение технических принципов, правил, методик.

В методике У.Биона толкование имеет три признака: 1) расширение поля ассоциируемых идей; 2) расширение мифа и 3) расширение страстей [28; 29].

Практика У.Биона ярко продемонстрирована в целом ряде его клинических, теоретических работ. Российские специалисты уже имеют прекрасную возможность ознакомиться с клиническими примерами, виньетками, техническими идеями У.Биона в его работах, изданных на русском языке.

В завершающей части доклада я хотел бы привести иллюстрированные виньетки бионовской архитектоники мыслей относительно практики и техники психоанализа. Считаю эту часть аналитического материала о У.Бионе очень ценной и для опытных клиницистов (психоаналитиков, психотерапевтов, психиатров), и для аналитической молодежи, которая пытливо тянется к новым знаниям, практике психоанализа. И те, и другие присутствуют в зале — на первой Бионовской конференции в России.

Идеи У.Биона относительно практики и техники психоанализа

О признании боли, развитии способности страдания у пациента. Ключевой факт в анализе — боль! Страдание У.Бион считал одним из элементов психоанализа, анализ должен быть болезненным, так как без рассмотрения боли не затрагивается одно из центральных оснований существования пациента. Аналитик должен пытаться развивать способность пациента страдать, несмотря на их взаимную надежду облегчения боли. Боль, при этом, связана с развитием, ее степень и важность зависят от связи ее с другими элементами [10; 11].

О каждой сессии как новой истории, о неизвестном. У каждой сессии, по мнению У.Биона, не должно быть ни истории, ни будущего, единственно важным ракурсом рассмотрения может быть неизвестное. Каждая сессия — как новая история, сопровождающаяся развитием на каждом сеансе, а способность аналитика запоминать материал сеанса должна быть тесно связана со способностью забывать [3; 11].

Об активности пациента, ее формах. В большинстве своем активность пациента реализуется в размышлениях. Основные формы такой активности проявляются, как: обращаться за помощью; проявлять жестокость по отношению к аналитику; искать выход к чувствам любви и великодушию и др.; делать это мысленно, проговаривать об этом с аналитиком; размышлять вслух; иногда — выражать в действии. При этом важное значение придается самопознанию, функции и аппарату пре-концепции [10].

Об осторожном использовании научного метода (его уязвимость) в практике психоанализа. Аналитик с осторожностью должен применять даже самый признанный научный метод, столкнувшись со сложностями человеческой психики. Несмотря на тщательные разработки, любой метод может оказаться столь же уязвимым, как и психотическое мышление [5].

О способности терпения, выдерживания (и аналитика, и пациента). Аналитик должен уметь выдерживать стрессы, проективные идентификации, проекции и интроекции пациента и иметь способность к выдерживанию отброшенных отщепленных аспектов других личностей с сохранением сбалансированной точки зрения в анализе. А у пациента необходимо вырабатывать способность терпеть фрустрацию, что позволит ему приспосабливать свою всемогущественную фантазию проективной идентификации к реальности [5].

Об использовании умозрительных представлений, образного фантазирования аналитика. У.Бион всегда был сторонником использования умозрительных представлений и образного фантазирования, без которых аналитик не способен создать достаточно благоприятные условия для развития зачатков (истоков) теоретической мысли. При этом стоит ограничивать их в определенном смысле, не впадая в состояние напыщенности, отравленной оптимизмом, пессимизмом и отчаянием [11].

Идея о компенсации ограничений вербальных коммуникаций в анализе. У.Бион понимал, что аналитик должен очень остро ощущать необходимость использования всех органов чувств из-за ограничений исключительно вербальных коммуникаций, чтобы принимать любые послания от пациентов, какими бы трудноуловимыми и какого бы рода они ни были. Например, поэты, скульпторы, композиторы и математики используют для своих посланий различные воздействия, глубоко проникающие и длительно сохраняющиеся [11].

Об избирательной оценке важности переноса. У.Бион пересматривал концепцию переноса и считал, что его интерпретация должна быть очень доскональной и относиться ко всему материалу без исключения в анализе, но при этом очень избирательной в оценке его важности [10].

Об использовании метода повторного переживания сессии. У.Бион в последние годы клинической практики прибегал к оригинальному способу повторного переживания сессии — например, он рисовал карикатуры пациентов, естественно, соблюдая этические правила и принцип конфиденциальности [15].

VII. Заключение. Выводы по докладу

Завершая концептуальное изложение научного вклада У.Биона в современный психоанализ, подведем итоги наших размышлений.

Во-первых, У.Бион предстает перед нами как многогранная, талантливая личность с новаторским стилем как историк, психиатр, психоаналитик — практик, философ-методолог, ученый-исследователь, основатель научной школы в психоанализе и одновременно продолжатель кляйнианского течения.

  • Его учение — это отдельное направление в современном психоанализе, вышедшее из традиции Мелани Кляйн и продолжающее фрейдовские идеи классического психоанализа.
  • Это очень ценные, оригинальные авторские концепции, конструкты и техники.
  • Это — акцентирование позиций на работе с тяжелыми пациентами (психотического уровня) в отличие от классического психоанализа, проявлявшего больший интерес в отношении лечения неврозов.

Во-вторых. В России, несмотря на пока небольшой перечень изданных работ самого У.Биона и о нем, его идеи будут развиваться в связи с актуальностью практических проблем, затронутых в его трудах, из-за интересного, необычного стиля, продуктивных концепций и специфичности бионовской практики.

В-третьих. Первый научный форум в России по У.Р.Биону — это серьезное начинание, импульс к развитию его идей в практике российских специалистов в области психоанализа, психиатрии, психотерапии, психологии и философии.

[1] Здесь и далее выделено автором. — Прим.ред.

Читайте также: