Доклад математическая грамотность в начальной школе

Обновлено: 18.05.2024

Оценить 2017 0

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы

- Можно ребенка научить считать?

- А можно ли выучить таблицу умножения?

- Верно выполнять вычислительные операции можно обучить любого ребенка: нужна тренировка, желание, терпение и… время. Как на уроке физической культуры, если хочешь научиться прыгать через скакалку – прыгай, пока не научишься.

- А можно ли раз и навсегда научить решать текстовые задачи?

- Если можно, то скажите, как?!

-Потому что нельзя предугадать все варианты условий задач.

- Это действительно так.

- В своей практике я столкнулась с проблемой, когда учащиеся, владеющие вычислительными навыками, совершенно не справляются с решением текстовых задач.

Моя мама, будучи педагогом по призванию, но не по профессии, воспитавшая двух дочерей – учителей начальных классов, и замужем за учителем информатики, пытаясь обучить мою дочь, выяснила, что решает задачи она с трудом, до тех пор, пока речь не заходит о деньгах.

Такая же картина наблюдается и в школе. Зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется, так как для них это не является значимым или действительно востребованным на данный момент.

- Так зачем же в школе учат решать задачи?

- Чтобы решать затем задачи в жизни…

По результатам исследования PISA большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся, что привлекло повышенное внимание к данной проблеме. Согласно АА. Леонтьеву, под математической грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность”

Анализ литературы таких учёных как Тат. Мих. Балыхиной, Борис. Сем. Гершунского, Андр. Викт. Хуторского позволил составить представление о содержании данных понятий.

Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют три составляющие математической грамотности:

-умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Умение находить и отбирать информацию

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

После выяснения, что рассказ является автобиографическим, ребята используют ранее полученные данные о жизни писателя и, пользуясь информацией из текста, производят арифметические действия и устанавливают, когда происходят события в рассказе.

- Давайте я вам напомню годы жизни автора (1894-1958 гг.).

- Если Миньке было 5 лет, то в каком году они справляли Новый год? (1899/1900)

- Сколько лет назад это было? (121/120 лет назад)

Тогда становится понятно, почему елка выглядит по-другому:

И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

При интерпретации информации, учащиеся учатся читать и понимать простые таблицы, диаграммы и графики.

На уроке технологии, учащиеся учатсяпроводить замеры единиц измерения (минуты, миллиметры, литры, граммы, градусы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов (часы, рулетка, измерительный сосуд, весы, термометр).

Существуют различные подходы к развитию и оценке функциональной грамотности школьников, наиболее продуктивным является выполнение ситуационных задач (кандидат педагогических наук, доцент Конасова Наталья Юрьевна). Но все эти задания предназначены для выпускников школ и средне-профессиональных учреждений.

Я провела оценку формирования функциональной грамотности на основании результатов комплексных диагностических работах под редакцией В.В. Богдановой и Н.А. Разогатовой, которые мы проводим 3 раза в год.

Перед Вами результаты 4-ёх работ за 2 года обучения. В исследовании приняло участие 16 человек. Результаты первого года обучения не принимаю во внимание, так как задания отличаются от заданий для 2-4 классов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование математической грамотности

в начальной школе

(выступление на МО учителей начальных классов)

Гуторова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

В современном обществе существенно возрастает значимость качества математического образования.

Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Главное отличие в конкретизации понятия математической грамотности в указанных исследованиях связано с отличиями между умениями и способностями. Но несмотря на это существенное отличие, толкования понятия математической грамотности имеют одинаковый главный признак – готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью.

Важным аспектом в формировании функциональной математической грамотности младших школьников является формирование логической грамотности. В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике:

На каждом уроке математики отводится 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Для развития логического мышления можно использовать различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи. Формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Комплекс заданий способствующих развитию математической грамотности обучающихся 1 класса

Помоги Ивану-царевичу разобраться, где какая жидкость.

живая вода мертвая вода молоко приворотное зелье

Комплекс заданий способствующих развитию математической грамотности обучающихся 2 класса

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

1)Соотнесение знаковой и словесной формулировки. Например:

К пяти прибавить восемь

Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5

Сумма чисел семи и четырёх

Четырнадцать уменьшить на пять

Четыре плюс семь

4) Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Для большего интереса учеников эти задания можно использованием как игровой момент. Например, эту игру назовём "Переводчик", т.к. действительно осуществляется перевод со словесной математической трактовки на символическую.

Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью чисел и знаков действий и вычисляют.

  1. Из одиннадцати вычесть девять.
  2. Сумма чисел восьми и семи.
  3. Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
  4. Число пять увеличить на шесть.
  5. Число шестнадцать уменьшить на семь.
  6. Четыре увеличить на девять.

6) На анализ данного способа решения предлагались задания:

Объясни, как нашли значение данного выражения.

По данному выражению, найди значение выражений с устным объяснением.

  • Двенадцать больше трёх на девять;
  • с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
  • сумма семи и восьми равна шестнадцать;
  • шестнадцать меньше семи.

На знание математических терминов, использовали следующий игровой момент:

1. Учитель или ученик называет часть слова (слага. ) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (. емое).

2. Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

3. Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Задания на верное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему : "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе" в рамках августовской конференции на секции учителей начальных классов.

Учитель начальных классов

акимата Тарановского района

Вицкая Оксана Анатольевна

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

в начальной школе (слайд 1)

Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. (слайд 2)

Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру ложится на плечи учителя. Все формы и методы работы, используемые педагогом на своих уроках, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)

Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом; (3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный)

Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)

Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)

Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)

Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.
Исходя из практики, я хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

Компетентностные задания (слайд 5-6) помогают мне привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Характеристика задания № 1

Класс: 1

Умение: составлять числовую последовательность по самостоятельно выбранному правилу

Компетентность: информационная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: I

Источник: текст задания

Текст задания:

Стимул: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.

Задачная формулировка: Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15

Г – 1, 4, 7, 10, 13,16

Д – нет верной последовательности

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Выбрана последовательность Б

0 баллов – Выбраны другие последовательности

Характеристика задания № 2

Инструмент проверки (модельный ответ):

2 балла – Записаны числа: Коля) 16, Петя) 9

1 балл – Верно записано хотя бы одно число.

0 баллов – Записаны другие числа на вопросы.

Характеристика задания № 2

Класс: 1

Умение: выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: идентификация проблемы

Источник: справка, текст задания

Стимул: Катя купила в магазине мороженое для вех членов семьи и убрала его в холодильник.

Задачная формулировка: Дома Коля увидел в холодильнике мороженое и съел 3 штуки. Сколько членов семьи остались без мороженого? Обведи верный ответ.

А – 1 Б – 2 В – 3 Г – 4 Д – 5

Справка: Члены семьи: мама, папа, бабушка, Катя, Коля.

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Верно выбран вариант ответа Б.

0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

А теперь я на третьем примере хочу вам показать, как можно построить работу с текстовыми задачами.

Характеристика задания № 3

Класс: 1

Умение: устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: идентификация проблемы

Источник: текст задания

Стимул: У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.

А – В пенале 7 карандашей.

Б – В пенале на 6 карандашей меньше.

В – В коробке 9 карандашей.

Г – Ни одно предложение не подходит.

Инструмент проверки (ключ):

1 балл – Верно выбран вариант ответа В.

0 баллов – Выбраны другие варианты ответа.

В своей работе по развитию функциональной грамотности я использовала интегрированные задания – (это задания, объединяющие математику с другими предметами) и информационные технологии (персональный сайт учителя, электронные приложения и тетради, тренажеры, дистанционные олимпиады и др.)

Важным аспектом в формировании функциональной грамотности младших школьников является формирование логической грамотности. В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике: (слайд 7)

Примеры: (слайд 7)

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

На каждом уроке математики отводила 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. (слайд 8)

Применение мною приема классификации на уроках математики способствовало формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышало активность учащихся и обеспечивало самостоятельное выполнение работы.

С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе я предлагала задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. (слайд 8) В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, разноцветный, пластмассовый – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. (слайд 9) Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства. (слайд 9)

Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

Найди результат, пользуясь решенным примером:

Такая система работы по развитию логического мышления учащихся была направлена на формирование умственной деятельности детей. И я пришла к выводу, что мои ученики учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели способствует решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. (слайд 10)

Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Предлагая учащимся нестандартные задачи, я формирую у них способность размышлять, выполнять логические операции и одновременно развиваем их.

При решении занимательных задач на уроках и факультативных занятиях я преследовала следующие цели:

формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

Для развития логического мышления я использовала различные задания: (слайд 12) логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

И хочу сказать, что ученики, которые первоначально не могли или не хотели выполнять их, в конце года сами проявляли желание выполнить какое-либо из таких заданий.

На своих уроках я использовала коллективные виды работ, потому что ни делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. А я получила возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся.


Формирование математической грамотности, т. е. способности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем.

Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодится полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания. Например, рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала, уметь действовать по инструкции и т. д.

Состояние математической грамотности учащихся оценивается развитием математической компетентности.

Инструментами формирования математической грамотности могут служить:

– технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;

– технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;

– игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики.

Математические компетентности можно формировать через систему задач:

  1. Задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления.
  2. Задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики.
  3. Задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д.

Формированию математической грамотности также способствуют задания с использованием символических текстов, направленные на преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Данная работа учить младших школьников работать с информацией, без чего в наше время не обойтись.

Таблицы содержат данные (площади стран, сведения о массе животных и др.), которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Дети должны уметь найти информацию, классифицировать её, расположить по уменьшению и т. д.

Например, в таблице указано расписание движения поездов и учащимся предлагается: 1) номер поезда определённого маршрута; 2) время отправления конкретного поезда; 3) определение города, в который отправляется поезд раньше остальных.

На уроках математики дети узнают о том, что одной из самых эффективных форм подачи, хранения и систематизации информация могут выступать схемы, графики и диаграммы. Учащиеся должны научиться находить конкретную информацию по графику или диаграмме.

Пример задачи: Таня, Лена, Ваня и Серёжа за летние каникулы заметно подросли. На диаграмме показано кто и на сколько подрос за лето, и какой рост имеет каждый из ребят к началу учебного года. Ответьте на вопросы. Кто из ребят стал выше всех? Кто меньше всех? У кого из ребят рост стал одинаковым? На сколько сантиметров подросли вместе Лена и Таня?

Практическую значимость имеет работа со схемами и представленной в них информацией.

Например, на схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Определите их места, ряд и стоимость билетов.





hello_html_m7783d907.jpg

Рисунок3

Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

Читайте также: