Принятие христианства в грузии доклад

Обновлено: 18.05.2024

Однако по воле Спасителя Богородица осталась в Иерусалиме. Вместо Нее отправился Святой Апостол Андрей Первозванный. Святой Апостол взял с собой нерукотворный образ Богородицы и обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В городе Ацкури (близ современного Ахалцихе) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Апостол оставил в городе икону Богородицы.

1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУЗИИ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ IV ВЕКА

IV—V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события, получившие дальнейшее развитие в последующие века и существенным образом повлиявшие на всю средневековую историю Грузии.

В рассматриваемый период на Ближнем Востоке создалась следующая ситуация: в Иране воцарилась династия Сасанидов, значительно укрепившая социальную и политическую организацию страны. Значительно возросла также военная мощь Ирана. В результате всего этого соотношение сил на Ближнем Востоке существенно изменилось. Перейдя в наступление против своего исконного врага — Рима, Иран добился большого успеха. Он занял и разорил восточные провинции Римской империи, города Антиохию, Тарс, Кесарию. Среди стран, которых иранцы обложили данью, были также Картли, Армения, Албания и Атропатена. Таким образом, в лице сасанидского Ирана у закавказских народов появился более сильный и опасный враг, чем до того была аршакидская Парфия. Наступление Ирана Рим сумел приостановить лишь 80-х в гг. Хотя успешный поход императора Кара (282—283), взявшего обе столицы Ирана — Селевкию и Ктесифон, был прерван его неожиданной смертью, условия мира 283 г. все-таки были выгодными для римлян. Они получили Месопотамию и Армению, или ее часть. Картли, по-видимому, оставалась в сфере влияния Ирана. В 296 г. шах Нерсе вторгся в римские владения, но потерпел сокрушительное поражение. Хотя раненый Нерсе и сумел спастись, однако весь его лагерь, государственная казна и даже гарем попали в руки римлян. В 298 г. в г. Нисибине было заключено сорокалетнее перемирие, по условиям которого иранцы признавали преимущественные права римлян в Армении и Иберии. По условиям перемирия, картлийский царь знаки своей царской власти должен был получать от римлян. Со смертью царя Аспагура прекратилась династия, имевшая аршакидское происхождение. Но Аспагур был также последним представителем грузинской царской династии Фарнавазианов. Поэтому картлийская знать попросила сасанидского шаха дать им в цари своего сына. Согласившись с этим, шах посадил на картлийский престол своего семилетного сына Михрана, по-грузински Мириана, женив его на дочери Аспагура. Иранцы дали Мириану также Эгриси, Армению, Рани, Мовакани и Эрети. как известно, мир между римлянами и иранцами после Нисибина не нарушался в продолжение почти сорока лет. Можно предполагать, что за это время политическая ситуация в Закавказье не менялась и Картли опять оставалась вассалом Рима. Однако эта зависимость, вероятно, была номинальной, т. к. у римлян было меньше оснований иметь претензии в отношении Восточного Закавказья. И Картли, и Армения фактически являлись независимыми государствами. Поэтому Картли, по-видимому, предпочитала иметь дело с более отдаленным патроном, чем с соседним Ираном. Следует думать, что именно это положение Картли в значительной степени и обусловило принятие ею христианства в качестве государственной религии.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Разделение Церквей

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол . В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники.Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиями являются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

3. МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ 313 ГОДА. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой эпохи с точки зрения перспектив исторического развития и влияния на будущий облик Европы. В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс "обращения" Римской империи в христианство и "обращения" христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором. Одним из самых важных шагов к христианизации Рима было подписание Миланского эдикта.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.

Эдикт состоит из вступления и двух частей. В первой части эдикта объясняются причины гонения христиан. В качестве главной причины приводится необходимость следовать древним законам, обычаям предков и общественной дисциплине. Христиане же отвергли религию предков, создали свои законы и устраивали свои собрания.

Во второй части эдикта утверждается, что большинство христиан осталось верным своим убеждениям и что положение, когда люди не почитают языческих богов и лишены возможности почитать бога христианского, заставило императоров объявить следующее:

Итак, Миланский эдикт явился важнейшим этапом религиозной политики первого христианского императора. Программным содержанием этого документа во многом обуславливалась, в понимании историков, дальнейшая религиозная политика Константина Великого.

Главную роль в признании Константином христианства сыграли политические соображения. Правда, в начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения империи, однако христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ГРУЗИИ

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

Грузинская национальная традиционная версия о распространении христианства такова. У Забилона, знаменитого каппадокийского военачальника и поборника христианства, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха Иубенала, была дочь по имени Нино. Когда Нино исполнилось двенадцать лет, ее родители распродали все свое имущество, вырученные деньги раздали неимущим, сами же полностью посвятили себя служению богу. Оставшись одна, Нино первые два года провела у некой армянки из Двина, которая хорошо знала христианское учение. Затем Нино встретилась с Рипсимэ, женщиной царского происхождения. Кесарь решил жениться на Рипсимэ. Однако та, дав обет целомудрия, вместе с пятьюдесятью другими женщинами бежала в Армению. Вместе с ними была и Нино. В Армении им всем пришлось принять мученическую смерть от царя Армении Трдата, который тогда был еще язычником. Спаслась одна лишь Нино, которая по внушению свыше отправилась на север. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси и, присоединившись к группе людей, направляющихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Во Мцхета Нино увидела, как народ поклонялся местным идолам—Армазу, Гаци и Гаиму. Благодаря молитвам Нино бог ниспослал страшную непогоду. Град совершенно разбил и ниспроверг идолов. После этого Нино девять месяцев жила у сторожа царского сада (этот сад находился там, где час стоит собор Свети-Цховели). Затем Нино, связав ветки лозы собственными волосами, сделала крест, поставила его в ежевичный куст, где и стала жить сама (сейчас там стоит собор Самтавро). Шесть лет прожила Нино в этом месте, где сперва тайно, а затем и открыто стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Наконец, она избавила от неизлечимых болезней царицу Нану и главу магов. Однажды, 20 июля царь отправился на охоту в ту сторону, где теперь расположена деревня Мухрани. По дороге царь задумал уничтожить всех христиан. Однако неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла, и царь сбился с пути. Царь стал взывать о помощи к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся, и царь уверовал в бога Нино. На следующий же день царь и Нино отправили к кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду. Во время этого строительства бог сотворил упомянутое выше чудо со столпом, который в дальнейшем сам творил многие чудеса. Присланные кесарем духовные лица крестили царя, его семью, вельмож и народ. Затем по божьему указанию были воздвигнуты три креста: один на том холме, где сейчас находится монастырь Джвари, второй — на горе Тхоти, где Мириан впервые уверовал в Христа, а третий — в городе Уджарма. После этого Нино отправилась проповедовать христианство в горную часть Картли — Цобени и Эрцо-Тианети, оттуда она перешла в Кухети, где заболела и умерла. Похоронена она в Бодини.

Когда же произошло принятие христианства в качестве официальной религии в Картли? Даты этого события приводятся лишь в грузинских источниках. Но часть этих дат явно ошибочна, другая же — противоречива. Поэтому разные специалисты придерживаются различных дат — с 276 по 355 г. Тем не менее, наиболее вероятным представляется время не позднее 337 г. Это предположение, впервые выдвинутое акад. И.А. Джавахишвили, основано на том факте, что, начиная с древнейших греко-римских источников IV — V вв., христианизация Картли связывается с именем императора Константина Великого. Следовательно, это событие произошло при Константине, который умер в 337 г. При этом следует иметь в виду, что распространение христианства в Картли, по всей вероятности, началось намного раньше. По-видимому, христианские общины стали появляться здесь уже в III в.

5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ ГРУЗИИ

Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и не столько проповеднической деятельности какого-нибудъ отдельного лица, а главным образом социального, экономического, политического и культурного развития страны. По-видимому, христианство претерпело в Картли такое же развитие, что и в других странах, превратившись из религии порабощенных и эксплуатируемых низов в религию поработителей. К этому времени царь и правящая верхушка Картли, азнауры, т. е. феодализирующаяся часть общества, уже хорошо понимали те преимущества, которые имело христианство перед язычеством. Хотя эта часть общества пока не была единственно господствующей, однако ее значение было уже весьма велико, и, что самое главное, она день ото дня крепла и набиралась сил. Можно сказать, что исход борьбы за христианство был решен позицией именно этой части общества.

Дело в том, что принятия христианства желали именно молодые феодализирующиеся силы Картли. Этот интерес был обусловлен несколькими обстоятельствами: прежде всего, христианство помогало этим силам закабалить народ и, наряду с этим, завладеть новыми земельными владениями — со временем языческие храмы приобрели огромные земельные угодья, в то время как развитие военно-ленной системы сильно сократило земли бывшие в непосредственном распоряжении царя Картли. С принятием христианства храмовые владения упразднялись, земли языческих храмов переходили в руки царя, а от него к азнаурам. Ясно, что это обстоятельство было выгодно и царю, т. к. распределением земель среди преданных ему людей он упрочивал свое положение. Кроме того, организация христианской церкви своей централизацией и гибкостью больше соответствовала феодальному государству, т. е. той норме правления, к которой вела тенденция развития страны.

Принятие христианства в качестве официального культа было в значительной степени обусловлено политическими мотивами. Как уже отмечалось выше, после Нисибинского мира 298 г. Рим распространил свое влияние на Армению и Картли. В Картли римлян главным образом интересовали проходы в Кавказском хребте, через которые могли прорываться северные кочевники. Если бы эти проходы попали в руки иранцев, то для римлян могло создаться очень опасное положение. Поэтому от Картли они, по-видимому, требовали лишь охраны этих проходов. В то время претендовать на большее они, по всей вероятности, не могли. Ясно, что такая легкая зависимость устраивала Картли, к тому же она охраняла ее от более близкого и агрессивного Ирана. Принятие христианства способствовало сближению Картли с Римом, т. к. с ее стороны это означало отказ от ориентации на Иран, борьбу против политического и культурного влияния Ирана. Хотя в самом Иране в это время было довольно много христиан, Сасаниды всячески старались распространять и укреплять огнепоклонство. В то же время император Константин, сам лично принявший крещение лишь перед смертью (337 г.), со времени Миланского эдикта (313 г.) все больше и больше покровительствовал христианству, поэтому оно быстро превратилось в государственную религию. Таким образом, отношение к христианству различных социальных кругов Картли отражало их отношение к Риму и Ирану. Ко всему вышесказанному следует добавить, что принятием христианства царь (а в его лице и государство) ставили себе целью консолидацию страны. Единый культ, упраздняющий многие родоплеменные культы, помогал объединению страны, укреплял центральную власть. Сама организация христианской церкви соответствовала государственной организации. Как во главе государства стоял один царь, так и во главе христианской церкви стоял один правитель — архиепископ, которому подчинялись епископы и священники.

Признание христианства официальным культом имело очень большое значение для страны. Оно способствовало процессу феодализации, усилению класса феодалов. Христианство усиливало централизацию и консолидацию страны, способствовало образованию единой грузинской народности. С принятием христианства Картли явно отмежевалась от Ирана и приняла сторону Рима. Помимо того, что христианство само по себе было более прогрессивной религией, чем язычество, оно укрепляло культурные связи с европейскими странами. Христианство сыграло чрезвычайно важную роль в средневековой истории Грузии. Вместе с тем следует сказать и то, что оно в значительной степени уничтожило древнюю языческую культуру.

Признание христианства официальным культом в столь раннюю эпоху указывает на тот высокий уровень социального и культурного развития, которого достигла Картли к этому времени.

3. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. С. 64-70;


На территории современной Турции находится Каппадокия. Она известна тем, что в III веке здесь родился Георгий Победоносец, почитаемый святым. А в начале нашей эры эта местность, расположенная в восточной части Малой Азии, стала прибежищем для христиан. Приверженцы новой религии подвергались гонениям и обосновались на этой земле. Об их присутствии до сих пор напоминают пещерные монастыри, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Именно здесь примерно в 280 году н. э. родилась девочка по имени Нино, благодаря которой христианство в Грузии станет государственной религией. Эти события и являются предметом обсуждения.

Раннее христианство

Еще в I веке н. э. в Грузии жила блаженная Сидония, которая уверовала в Спасителя при Его жизни. Когда ее брат раввин Илиоз получил из Иерусалима известие о суде над Иисусом, то он спешно должен был выехать к месту тех событий по указанию Первосвященника. Сидония попросила брата о том, чтобы он привез ей хоть что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Случилось так, что Илиоз, приехав в Иерусалим, успел только к моменту казни Христа, на которой присутствовал. После того как римские легионеры сняли тела казненных, все вещи которых (по обычаю) они имели право забрать себе - Илиоз выкупил у солдат хитон Господа.

Вернувшись в Мцхету (древнюю столицу Грузии), он передал его сестре. Сидония прижала его к сердцу и покинула этот мир. Ее так и похоронили вместе с хитоном Спасителя. Сегодня на этом месте находится собор XI века, именуемый "Животворящий столп".

Храм 12-ти апостолов

Это одно из самых посещаемых святых мест в Грузии и величайшая реликвия Грузинской православной церкви. Но до пришествия христианства в Грузию оставалось около 200 лет.

Слово Божье в Иверии

Существует предание, согласно которому в Иверию нести Благую Весть и слово Господне выпало Богородице, однако Спаситель попросил ее остаться в Иерусалиме. А в Грузию пришли апостолы Андрей Первозванный, Матфий и Симон Кананит. Все вместе они бывали в этих местах дважды. Апостол Андрей приходил в Иверию три раза. Симон Кананит много сделал для распространения Благой Вести в Абхазии, и благодаря ему в этой стране был отменен обычай принесения в жертву младенцев.

Вещий сон Нино

Нино происходила из знатной семьи. Ее отца звали Завулон, и он был военачальником у императора Максимиана. Ее мать Сусанна приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию. Нино была их единственным ребенком и приходилась родственницей Георгию Победоносцу - почитаемому во всем мире святому. Когда ей было 12 лет, ее семья переехала в Иерусалим в связи со служебным долгом матери, которая приняла пост диакониссы при храме Гроба Господня. Отец также посвятил свою жизнь Господу, находясь вдали от дома.

Крест Грузии

Проснувшись, девочка обнаружила в своих руках тот самый крест. Радость ее была безмерной, и она поспешила сообщить о видении патриарху Иерусалима, который приходился ей дядей. Выслушав племянницу, он благословил ее на служение, и Нино отправилась в путь. Знала ли она, что станет просветительницей Грузии, и христианство в эту страну войдет вместе с ее крестом? Он и сегодня хранится в кафедральном соборе Тбилиси.

Долгая дорога

В Евангелии от Матфея говорится о том, что Спаситель вручил Нино свиток, в котором было напутствие: "Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Вручив себя Его воле, девушка отправилась в дальнюю и опасную дорогу. Дорога в Грузию проходила через Армению, царь которой Тиридат III около 301 года объявил христианство государственной религией.

Однако до этого времени правитель был одним из самых жестоких противников новой веры, которую пропагандировал с 279 года святитель Григорий (Просветитель). Царь бросил его в темницу со змеями и скорпионами на 13 лет, однако под воздействием уговоров своей супруги и сестры, принявших христианство, Григорий был освобожден.

Опасности в Армении

Путь через Армению мог закончиться для Нино смертью, поскольку она шла вместе с царевной Рипсимией и ее спутницами, бежавшими от императора Рима. Он желал сделать царевну своей женой, однако она приняла решение стать невестой Христовой и отказала ему.

Тиридат III, по указанию Диоклетиана (римского императора), отыскал Рипсимию и тоже пожелал взять ее в жены. Получив отказ, он впал в гнев и умертвил царевну и всех ее подруг. Нино удалось спастись, однако она видела мучения своих спутниц, спрятавшись в зарослях шиповника. Только поддержка Высшей силы позволила девушке преодолеть все препятствия и в 319 году добраться до Грузии, христианство в которой еще только зарождалось.

Встреча со старыми богами

Нино остановилась сначала в городе Урбнисе, чтобы изучить нравы и обычаи жителей. До того времени, когда Грузия приняла христианство, в стране существовало идолопоклонство. Спустя месяц Нино узнала, что в Мцхету направляются желающие поклониться языческим богам, статуи которых располагались на горе возле города. Девушка последовала за жителями и по дороге встретила направляющихся к капищу царя Мириана и царицу Нану, окруженных свитой и толпой народа. Жрецы готовились к проведению обряда и принесения жертвы языческому богу Армазу.

Фрески кафедрального собора 12-ти апостолов

Когда ритуал начался, Нино не выдержала и вознесла молитву Спасителю о прекращении темного времени и наступлении эры истинной веры. Она была услышана: на капище обрушился ливень, затушивший костер, затем налетел ураган, уничтоживший идолов, сбросив их в реку. Нино успела укрыться в пещере.

Когда все закончилось, люди начали говорить о том, что бога Армаза одолел более сильный бог. Некоторые предполагали, что этим новым богом может быть тот, который заставил царя Армении принять его веру, однако никто не знал Его имени. И невдомек было жителям, что до принятия христианства в Грузии осталось около семи лет.

Просветительская деятельность

Нино вошла в Мцхету как странница. Никто ее там не знал, и она ни с кем не была знакома. Однако навстречу ей вышла жена царского садовника Анастасия, пригласила в дом, предложила угощение. Супруги были бездетны и очень обрадовались гостье, они попросили Нино оставаться в их доме, сколько она пожелает. Святая попросила садовника построить небольшой шалаш в саду, где она могла бы молиться. Сейчас на этом месте находится Самтаврский женский монастырь. Нино все дни проводила в молитвах перед крестом, врученным ей Богородицей. Силой своей веры святая творила чудеса исцеления. Анастасия стала первой, кто почувствовал действие молитвы Нино. Жена садовника исцелилась, и впоследствии в этой семье было много детей.

Святая Нино

Слава о чудесах, творимых Нино, разнеслась по городу, и люди стали приходить к ней за советом и помощью. Многие еврейские женщины приняли христианство и проповедовали святую веру среди жителей города. Ревностным сторонником Христа стал и первосвященник карталинских евреев Авиафар. Он часто беседовал с царем Мирианом о новой вере и государь благосклонно слушал его. Все ближе становились времена, когда Грузия приняла христианство.

Недуг царицы

Царица Нана отличалась упрямым характером и была ревностной поклонницей старых богов. Поэтому слухи о чудесах, творимых святой, ее только раздражали. Она вынашивала планы об изгнании христиан из города. Однако все случилось иначе. Нана сильно заболела, и все усилия лекарей ни к чему не приводили, а скорее только ухудшали положение. Молитвы идолам также не возымели действия: царица угасала.

Приближенные стали советовать ей обратиться к Нино. После колебаний царица приказала привести к ней святую. Нино выслушала посланников из дворца и передала им, чтобы государыня сама пришла к ней в палатку за исцелением. Нана сделала так, как было сказано.

Священный крест Грузии

Святая уложила царицу на листья в шалаше, прочитала над ней молитву и перекрестила ее крестом Богородицы. Здоровье вернулось к государыне, о чем она тут же и оповестила всех присутствующих, а затем и своего супруга. С этих пор царица стала самой ревностной защитницей Нино и христианской веры, убеждая Мириана в силе Спасителя.

Гнев царя

Существуют разногласия по поводу того, в каком году Грузия приняла христианство. Согласно одним сведениям, это был 324 год, а по другим - 326-й. Но этому предшествовало событие, перевернувшее взгляд царя Грузии на учение Христа. Мириан знал о чудесах, совершаемых Нино, и не препятствовал ей проповедовать. После случая с царицей он спокойно относился к возрастающему числу сторонников святой. Кроме того, религией Римской империи было христианство, а сын Мириана находился в Риме в качестве заложника.

Незадолго до того года, когда Грузия приняла христианство, Нино исцелила впавшего в безумие родственника персидского царя, гостившего у Мириана. Излечение стало причиной принятия царевичем христианства. Грузинский царь впал в ярость, поскольку не знал, что было бы хуже: навлечь гнев царя Персии из-за смены веры его родственником или принести горестную весть персам о неизлечимой болезни царевича.

Царская охота

Царь Мириан находился в затруднительном положении, но склонялся к тому, чтобы предать казни всех христиан вместе с Нино. Однако перед тем как исполнить свое намерение, он решил успокоить себя охотой, во время которой его глаза внезапно перестали видеть. В страхе Мириан обратился к своим богам, но ничего не изменилось: тьма по-прежнему окружала его. Тогда он вознес молитву к Богу святой Нино, даже не зная Его по имени. И тотчас же тьма отступила, и он прозрел.

Этот момент стал переломным, поскольку доказательство силы Спасителя было очевидным. И хотя точно неизвестно, в каком году Грузия приняла христианство (324-й или 326-й), но это свершилось после описываемых событий.

Мириан, Нана и святая Нино

Вернувшись с охоты, царь немедленно отправился к палатке Нино, чтобы объявить ей о своем намерении принять веру христианскую и крестить народ Иверии.

Крещение Грузии

О том, в каком веке Грузия приняла христианство, среди исследователей разногласий нет - это IV столетие. После своего чудесного исцеления Мириан отправил послов к царю Константину с просьбой прислать в Иверию священников для крещения народа. А до возвращения посольства царская семья и все желающие изучали основы веры. Кроме того, Мириан пожелал возвести храм на том месте, где рос священный кедр, под которым, по преданию, была похоронена святая Сидония вместе с хитоном Спасителя. Первый храм был деревянным, а затем был построен каменный имени 12 святых Апостолов, называемый Светицховели.

Тем временем вернулись послы от Константина, а вместе с ними прибыл архиепископ Антиохийский Евстафий с несколькими священниками и всем необходимым для обряда крещения. Царь повелел прибыть всем сановникам и вельможам в Мцхету, где состоялось в 324-м или 326-м году принятие христианства Грузией.

Святая Нино после долгожданного воцерковления Иверии отправилась в Кахетию, где правила царица София. И вскоре это государство также стало христианским.

Место упокоения св. Нино

Выполнив свою миссию, святая равноапостольная Нино спокойно покинула этот мир. О своей смерти она была оповещена посредством вещего сна, а потому подготовилась: в сопровождении епископа Иоанна и царя Мириана она отправилась в местечко Бодбе, где умерла и похоронена. 27 января - день поминовения святой Нино.

Монастырь св. Нино в Бодбе

Обратимся теперь к вопросу о том, какое христианство в Грузии. По данным статистики, более 90 % населения относится к Грузинской православной церкви, примерно 2 % - русские православные христиане, около 5 % - приверженцы Армянской Апостольской церкви, и немногим более 1 % - католики.

Христианство в Грузию и Армению пришло практически одновременно, причем события, предшествовавшие этому, были в обоих государствах связаны с чудесным исцелением царей Мириама и Тиридата III.

Святая равноапостольная Нина считается покровительницей Грузии, поскольку именно благодаря её проповедям жители Иверии (нынешней Грузии) обратились в христианскую веру.

Грузинская православная церковь — одна из древнейших в христианском мире. 6 мая 319 года грузинский царь Мириан, исцелённый святой Ниной от слепоты, обратился в православие.

Cвятая равноапостольная Нина

По совету Нины, царь обратился к византийскому императору Константину (306–337) с просьбой прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом, который до этого верил в языческих богов. Крещение Грузии на реке Куре состоялось в 324 году (по другим источникам, в 326 году).

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

Крест святой Нины

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Кафедральный собор Светицховели в Мцхете

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.


Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?

В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н. э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям святой равноапостольной Нины.

Бодбийский монастырь

Как праздник называется в Грузии?

В Грузии День святой Нины называют Нинооба. Грузинская православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день её кончины, и 1 июня — в день её пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведённых в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.

Как праздник отмечают в Грузии?

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодёжи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Армянская церковь в Грузии

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

троиицкая церковь

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.


Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Нина

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.


Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

принятие христианства

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.


В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения Православная Грузия уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

принятие христианства

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

принятие христианства

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Церковь Вознесения

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.


Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

церковь

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.


Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Успенская церковь Метехи, Тбилиси

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Успенская церковь Метехи Тбилиси

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.


Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Читайте также: