Современные подходы к профессиональной деятельности педагога доклад

Обновлено: 30.06.2024

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих составляющих.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание подготовки педагога или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это обобщенных требований к воспитателю на уровне его теоритического и практического опыта.

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре была создана концепция модернизации российского образования, в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования [1].

Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют, как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.

Этапы формирования профессиональной компетентности :

-самоанализ осознание необходимости;

-планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

-самоуправление, анализ, самокорректировка.

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет педагог.

Педагогическое мастерство – это владение педагогом системной психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, стремится к тому, чтобы каждый воспитанник четко осознавал своё место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Современный воспитатель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, иметь хорошие коммуникативные навыки. Это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Он осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии.

Но не стоит забывать о существовании и других областей знаний. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией одна из ведущих способностей педагога.

Компетентность - это способность воспитателя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность [4].

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма воспитателя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом воспитателю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.

Воспитатель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя воспитанникам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать воспитателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании воспитанников.

Самообразование воспитателя более эффективно в том случае, если оно связано не только узко-дидактическими целями, но и реализует идею всестороннего развития специалиста как личности для обеспечения высокого качества воспитания воспитанников. Воспитатель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, оказывает влияние на формирование у воспитанников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Личный пример воспитателя во все времена считался важнейшим средством воспитания.

Творческая атмосфера – не самоцель, а средство повышения эффективности педагогического труда воспитателя. Лицо коллектива в большей мере определяется наличием в нем воспитателей, которые задают тон, служат вдохновляющим примером. В каждом коллективе есть воспитатели, которые постоянно совершенствуют педагогическое мастерство [5].

Прежде всего, современный воспитатель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к воспитанникам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.

Воспитатель способен создавать условия для развития творческих способностей воспитанников, развивать у них стремление самостоятельно мыслить, полнее реализовать потребности обучающихся. Поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Любовь и терпение творят чудеса.

Основные компетенции современного воспитателя [6]

• уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность воспитанников;

• уметь мотивировать воспитанников, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

• уметь использовать разнообразные формы организации деятельности и включая разных воспитанников в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;

• уметь подмечать склонности воспитанников и в соответствии с ними определять подходящий для него деятельность;

• использовать систему оценивания, позволяющую воспитанникам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;

• уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у воспитанников в процессе занятий;

• уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых воспитанников компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;

• владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу воспитанников и руководить ею;

• владеть компьютерными технологиями и использовать их в процессе работы.

1. Котова Т. И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.

2. Кутейникова И. Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации. – Челябинск, 2002.-с. 46-48.

3. Владимирова В. В. Использование техники модерирования для повышения уровня компетентности студентов и преподавателей.

4. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология : Учеб. Пособие для вузов. М. :МГТА, 2001, с. 178

5. Парахонский А. П. Профессиональная адаптация преподавателей//Сборник научных статей Кубанского медицинского института, Краснодар, 2005.

6. Фролов А. Г., Хомочкина С. А., Матушанский Г. У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе// Образовательные технологии и наука, № 9(2) – Казань, 2006, с. 268

Как развить память у ребенка Уже к 3-4 месяцам младенец способен запоминать важные для него образы. А в полгода может узнавать предметы, лица людей. У него формируются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Доклад к педсовету по теме:


Коваль Юлия Анатольевна,

Цель: совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования и разностороннее развитие личности школьников, повышение престижа образовательного учреждения.

Мировые тенденции развития среднего образования характеризуется переходом от традиционно-репродуктивной модели школы к развивающе-конструктивной модели, направленной на результат.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Образовательный процесс подразумевает взаимодействие учащихся и педагогов, направленное на достижение образовательных задач, обучение и воспитание школьников.

Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо не только грамотно выстраивать образовательную программу и выполнять нормативные требования, но и обеспечивать поддержку учащимся.

Современные процессы, происходящие в жизни общества, определили новые подходы к организации образовательной деятельности. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся

Процесс обучения направлен на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы. Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Образовательный процесс в современной школе предусматривает изменение метода обучения, системы аттестации и оценки результатов обучения.

Подход- это ориентация учителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

В современной научно- методической литературе чаще всего можно найти указания на системный, синергетический (т.е. совместное действие, саморазвитие), личностно-ориентированный, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный, аксиологический (целенаправленное действие человека, установки), амбивалентный (двойственное отношение к чему-либо), акмеологический (изучение человека как субъекта развития и саморазвития, высокий профессионализм и творческое мастерство), антропологический, культурологический, парадигмальный, психотерапевтический. социализирующий, средовой и ряд других подходов.

Чаще всего педагогическая деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию образовательной деятельности и обуславливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Таким образом реализация выбранных подходов требует от педагогов изменения своей позиции: от руководителя к лидеру, партнеру; привлечения детей в поиск средств, способов в их решении в процессе работы по формированию понятий; созданию условий взаимодействия с детьми в совместной деятельности.

Поэтому современный учитель должен непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство и применяющие современные подходы к организации образовательной деятельности. Вынужден активизировать работу по самообразовательной деятельности. Использовать теоритические знания и опыт работы коллег.

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формированию человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать духовно-нравственное развитие личности. Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности. Помочь в этом призваны современные подходы.

Личностно-ориентированный подход

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума.

Интерактивный подход

Развивающее обучение

Основу содержания обучения должна составлять система научных понятий. Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития обучающихся.

В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно- логическому, в дальнейшем к теоретическому.

Игровые подходы

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Проблемный подход

Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.

Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Программированное обучение

Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.

В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости, регулированию программных действий.

Метод проектов

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Коммуникативный подход в обучении

Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.

Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.

Компетентностный подход

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Технологический подход

В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход

В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Инновационный подход на уроках

Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.


Современный учитель – это :

Носитель традиционных ценностей Республики и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе

Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях Республики

Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.

Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности

Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде

Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями

Квалифицированный пользователь ИКТ

Существуют 4 блока профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель при выполнении своих функциональных обязанностей:

1.Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).

2.Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований гос. стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3.Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4.Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).

Одним из основных условий устойчивого развития образования является непрерывное развитие и совершенствование профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

В контексте современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ.

Для достижения успеха в профессиональной деятельности главным условием является стремление педагога к самосовершенствованию, постоянная нацеленность на личностное и профессиональное развитие. Не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность определяет готовность современного учителя трудиться в условиях модернизации отечественного образования, способность быть не только транслятором учебной информации, но деятелем, организатором, диагностом, коммуникатором, методистом. Можно выделить следующие основные профессиональные позиции современного учителя, которые позволяют учителю создавать для учащихся развивающую образовательную среду: тренер, консультант, фасилитатор, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Одним из правил организации успешного урока является определение структуры урока. В связи с этим, огромную популярность в урочной деятельности приобретают такие технологии, как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение, как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии, направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Информационно–технологическая компетенция учителя играет большую роль в успешной деятельности ученика.

- является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать свой творческий потенциал;

- помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

- способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

- является средством повышения мотивации к изучению предмета;

- стимулирует поисковую деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей

Основным механизмом деятельности в условиях совершенствования образовательного процесса ОУ является поиск, освоение и внедрение инноваций, способствующих качественным изменениям. Для успешной реализации любых инноваций в условиях перехода на новые образовательные стандарты необходимы педагоги, владеющие современными методами и технологиями, способные эффективно применять их в образовательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белькова И.А.

Способность будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности: сущностные характеристики

Проблема формирования готовности нести профессиональную ответственность как профессиональной компетенции и как профессионально-значимого качества личности будущего учителя начальных классов

К вопросу об изменениях функций профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования

Повышение профессиональной компетентности педагогов колледжа в системе среднего профессионального образования

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета

им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Belkova I.A. undergraduate

Higher school ofpsychology, pedagogy and physical culture, Northern (Arctic) Federal University of. M. V. Lomonosov,

Arkhangelsk, Russia MODERN APPROACHES TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

The article presents the consideration of the actual problem of development of professional competence in the conditions of introduction and implementation of the professional standard "Teacher" and Federal state educational standards, as well as the methodological apparatus for its study. The substantiation of pedagogical methods of research in accordance with the solved tasks is carried out, the advantages and possible risks when using the selected methods are considered.

Key words: Professional standard "Teacher", professional competence, teacher, teacher, theoretical analysis of pedagogical sources, method of questioning, method of interviewing.

Введение. Педагог - одна из важнейших профессий в современном мире. Педагог является не только носителем и субъектом общей и профессиональной

культуры, он также выступает проводником новаторских идей, создателем духовно-нравственных и культурных ценностей общества, и конечно, является творцом педагогического процесса.

Сомнений нет, что для успешного решения учебно-воспитательных задач в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта на всех ступенях образования требуется соответствующая профессиональная подготовка педагогических кадров, основанная на использовании в образовательном процессе эффективных педагогических технологий и методов обучения. Основным критерием качества профессионально-педагогической подготовки выступает профессиональная компетентность педагога, которая наиболее полно отражает весь спектр требований, предъявляемых обществом и государством к современному специалисту в области педагогики. Все это порождает необходимость повышения профессиональной компетентности педагога.

Целью настоящей публикации является теоретические обоснования рассмотрения проблемы развития профессиональной компетентности педагога.

К сожалению, в современных условиях, результативно и благоприятно невозможно разрешить вопросы по обучению и воспитанию, если педагог не владеет широкими знаниями по педагогике и психологии, не применяет критическое мышление и творческий подход в работе с будущим поколением, не демонстрируя педагогическое мастерство [13, с 40].

Наряду с этим, существует определенное количество педагогов, не имеющих основного педагогического образования. Вырастает социальная значимость необходимости переподготовки педагогических кадров на базе вуза или других образовательных организациях, с необходимостью реализации компетентностно-развивающего подхода в современной системе профессионального образования. Необходимо осуществлять новые подходы к обучению слушателей курсов переподготовки педагогических кадров. Искать, разрабатывать и внедрять в образовательное пространство педагогические технологии, методы, средства и формы организации обучения с целью их интенсивного профессионально-творческого саморазвития [1, с. 19].

Анализ научно-методической литературы в области педагогики и психологии выявил недостаточную степень проработанности проблемы развития профессиональной компетенции педагогов, не имеющих базового

педагогического образования. В. Н. Сопин и Г. Н. Варковецкая (2013) обосновывают необходимость обеспечения непрерывного процесса профессиональной подготовки лиц без базового педагогического образования за счет эффективной краткосрочной переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования. По мнению Е. Н. Патриной (2006), одним из способов успешного осуществления профессиональной педагогической деятельности специалистов, не имеющих основного педагогического образования является систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса, определяющая конкретные потребности педагогов и стимулирующая формирование и развитие профессиональной компетентности.

Несомненно, педагог - специалист, не имеющий профильного педагогического образования, владеет сформированными конкретными компетенциями. Данные компетенции проявляются в образовательном процессе в каждой педагогической ситуации, и это вносит специфические качества и своеобразие в организацию технологической подготовки обучающихся. И зависит это от уровня специальной профессиональной подготовки и заинтересованности педагога в решении педагогических проблем.

В связи с выше изложенным проблема педагогической компетенции современного учителя (педагога) в образовании является весьма актуальной, что послужило толчком для дальнейшего исследования.

В начале нами была сформирована методологическая основа планируемого исследования. На первом этапе предполагается использование одного из основных педагогических методов - теоретического анализа педагогических источников, который позволит рассмотреть научную проблему развития профессиональной компетенции в деятельности педагога на основании изучения научной литературы. В качестве недостатков использования указанного метода можно назвать в ряде случаев чрезмерно описательный характер, возможность искажения мысли других авторов.

В результате изучения научной литературы мы выявили достаточно высокую заинтересованность современных авторов [2,3,4,8,9,10,11,12] вопросами исследования профессионально-личностных качеств педагогов. Изучением данной темой в разное время занимались такие исследователи и ученые как Т.В. Кудрявцев (1986), А.К. Маркова (1996), Т.В. Лисовская (2015), Т.Н. Синенко (2015), Л.С. Дьяченко (2017) и многие другие.

По мнению Клениковой С.А. основой освоения и совершенствования профессиональных компетенций, необходимых для педагогической

деятельности является умение не только самостоятельно пополнять свои знания, но и развивать их [5, с 115].

Также в процессе выполненного анализа научно-методической литературы мы выяснили, что подходы различных авторов к пониманию педагогической компетентности неоднозначны. Большинство исследователей рассматривают педагогическую компетентность, в широком понимании, как многогранный феномен, происхождение которого обусловлена тремя основными аспектами:

1) 1960 - 1970 годы - первый этап:

- создаются предпосылки для разграничения данных понятий;

2) 1970 - 1990 годы - второй этап:

- происходит четкое разграничение вышеназванных понятий;

- раскрываются особенности содержания данных понятий в психологических, педагогических и филологических науках, социальной работе и менеджменте;

3) с 1990 года по настоящее время длится третий этап:

- проводятся обширные исследования и изучения феномена компетентности применительно к системе образования;

- разрабатываются теории и практики формирования педагогической компетентности.

- под компетенцией следует понимать совокупность взаимоувязанных между собой личностных качеств человека (навыков, умений, знаний, способов деятельности и прочих), относящихся к определенному кругу предметов или процессов, и необходимых для обеспечения качественной продуктивной деятельности в отношении данных предметов или процессов;

- компетентность характеризует уровень владения человеком соответствующей компетенцией, включая его личностные качества по отношению к предмету деятельности.

То есть, говоря другими словами, если компетенция представляет собой совокупность знаний и умений по отношению к предмету деятельности, то компетентность характеризует уровень (степень) владения данными знаниями и умениями.

Существуют и другие определения рассматриваемых понятий. По мнению Н. А. Виноградовой (2005) и Н. В. Микляевой (2018), компетентность следует рассматривать как совокупность следующих профессиональных качеств:

- степень проявления накопленного профессионального опыта в той или иной сфере практической деятельности (или в круге решаемых вопросов, полномочий в соответствии с занимаемой должностью);

- обладание необходимыми знаниями для обсуждения вопросов в сфере профессиональной деятельности и высказывания авторитарного мнения;

Авторы подчеркивают, что владение достаточным уровнем компетентности является необходимым качеством персонала в любой профессиональной деятельности.

Мы посчитали целесообразным также рассмотреть понятие профессиональной компетентности педагога по отношению к субъекту образовательной деятельности - ребенку, которое представлено в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). ФГОС определяет компетентность в профессиональной деятельности педагога как важнейшую комплексную характеристику личности, включающую интеллектуальный, языковой, социальный и прочие аспекты, которые отражают личностные достижения ребенка в процессе образовательной деятельности.

позволяющих педагогу в своей профессиональной деятельности достигать поставленных целей, справляться с практическими задачами деятельности, выполнять образовательную программу и разрешать педагогические ситуации. То есть, профессиональная компетентность педагога способствует уточнению, совершенствованию и практическому достижению образовательно-воспитательных целей развития ребенка [9, с.19].

Для выявления исходного уровня и развития профессиональной компетентности педагогов, имеющих различное базовое образование, предполагается использование количественного подхода, включающего в себя совокупность эмпирических методов. Приоритетность реализации количественного подхода продиктована поиском наилучшего решения изучаемой практической проблемы, но при этом подобные исследования в сравнении с качественным подходом требуют больше затрат в плане организации наблюдений. Предполагается реализация следующих базовых методов эмпирического исследования: опросно - диагностические методы, а также методы математической статистики.

В качестве опросно-диагностических методов, позволяющих изучить мотивы, мнения участников педагогического процесса, планируется применение метода письменного анкетирования с помощью опросных листов, а также метода интервьюирования. Процесс разработки опросного листа (анкеты) и плана интервью являются важнейшим этапом, поскольку необходимо учитывать корректную постановку вопросов, исключение возможности их двусмысленного толкования. Кроме того, всегда имеется вероятность возврата незаполненных или частично заполненных анкет. При проведении интервью не исключено искажение получаемых данных от респондента к интервьюеру, чем при анкетировании. Вызвано это может вследствие моральной и психологической скованности педагога. Обработка полученных количественных результатов должна обязательно завершаться применением методов математической статистики, которые обеспечивают получение объективного знания, возможность достоверно описать логические связи между отдельными изучаемыми факторами. Таким образом, в своем применении любой педагогический метод должен быть модифицирован в зависимости от конкретных условий, цели исследования и характера решаемых задач, а также особенностей изучаемого объекта.

Заключение. В ходе исследования нами были раскрыты теоретико-методологические основы исследования становления и развития профессионализма педагогов, выявлены и обобщены требования к личности

педагога особенностей развития профессиональных компетенций у педагогов, имеющих разное базовое образование.

С точки зрения требований профессионального стандарта педагогической деятельности, особый интерес представляют компетенции в области личностных качеств; методологии и организации педагогической деятельности, мотивации обучающихся к образованию и воспитанию, разработки образовательных программ и использования средств информационно-коммуникационных технологий.

3. . Лисовская Т.В. Педагог новой формации: профессиональные компетентности и личностные качества // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 203-207.

4. . Мезенцева О.И., Кузнецова Е.В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография / О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова. - Новосибирск, 2013. - 158 с.

5. Кленикова, С.А. Методическая подготовка бакалавров педагогического образования [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 1. С. 111-117.

6. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5

8. Савельева, С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учебное пособие / С. С. Савельева. - Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008 - 88 с.

9. Синенко, Т.Н. О профессионально-личностной компетентности и эффективности профессиональной деятельности педагога // Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2015. № 2 (5). С. 17-20.

11. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О.А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - № 3. -С. 4-15

Ключевые слова

Научно – методическое сопровождение, научно- методическая служба, образовательный процесс, непрерывное образование.

В настоящее время в системе образования происходят глубочайшие изменения: формируется новый подход к технологиям обучения, создается новая культура, меняется философия и парадигмы образования. Все это оказывает непосредственное влияние на деятельность педагога.

Динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества - отличительная черта современного мира. Приоритетной задачей образования является формирование и развитие у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.

Преподаватель является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. А с ледовательно, объективная необходимость системного обновления учебно – воспитательной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, создание положительной мотивации в инновационной деятельности педагогических коллективов, проектирование и создание внутри образовательного учреждения условий, стимулирующих проявление и реализацию творческой активности преподавателей и их профессионального мастерства, перестройки методической работы в образовательных учреждениях, которая включает взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

Новая система образования требует и нового подхода к решению данного вопроса. Традиционно помощь в разрешении профессиональных трудностей осуществляют научно-методические службы, однако при существующих тенденциях современного образования и динамике его изменений необходим переход на адресное научно-методическое сопровождение, под которым подразумевается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, процедур, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих конфликтов, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

В этой связи возникает социально – педагогическая проблема. Она обусловлена как необходимостью развития педагога образовательного учреждения, так и системы среднего профессионального образования в целом. Научно – теоретическая составляющая по данной проблеме заключается в отсутствии модели, программы научно – методического сопровождения педагога в современных условиях развития системы СПО.

Научно – методологическая проблематика приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности педагога системы СПО.

Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности педагогов имеет такие преимущества:

более индивидуализировано и гибко;

имеет более тонкую инструментовку;

в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;

предполагает обеспечение постоянного взаимодействия педагога с другими субъектами обучения;

позволяет постоянного отслеживать заданную траекторию, использовать контролирующие и коррекционные процедуры;

учитывает динамику профессионального роста педагога и гибкое реагирование на ситуации его развития;

несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;

имеет постоянный характер.

Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.

Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет. На основе проанализированных работ М.Н. Певзнера, В.А. Новицкой, Л.Н. Белотеловой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:

обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;

диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности педагога;

психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;

информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;

проектная функция связана с обучением педагога экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;

направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между педагогом и обучающимся;

выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;

осуществление редакционно-издательской деятельности.

Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено:

во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых;

во-вторых, это пространство и время взаимодействия;

в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает, вызвано недостатком опыта.

Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности педагога необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.

Ленкова, А.А. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации / А.А. Ленкова, О.В. Петрова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (Научно-теоретический журнал). – 2012. – № 4 (13). – Челябинск: ЧИППКРО. – С. 92-100.

Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.

Читайте также: