Аси креативные индустрии доклад

Обновлено: 19.05.2024

Эксперты Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) впервые в стране подсчитали вклад творческого сектора в ВВП российских регионов. Выборка данных осуществлялась за 2019 год.

В креативных индустриях Ульяновской области задействовано 4,9 тысячи организаций, среднесписочная численность работников в которых составляет 7,7 тысяч человек. Всего на креативные индустрии области приходится 9% от всех организаций и 3% от всей численности работающих жителей региона. Приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП (валовой региональный продукт) Ульяновской области – 3%.

В ТОП-3 отраслей креативных индустрий Ульяновской области по количеству организаций входят:

Разработка ПО – 1097 организаций

Деятельность прочих общественных организаций – 755 организаций

Производство мебели – 669 организаций

ТОП-3 отраслей креативных индустрий региона по среднесписочной численности работников выглядит следующим образом:

Разработка ПО – 3453 человека

Производство мебели – 2179 человек

Архитектура – 1456 человек

Лидеры по суммарной выручке в секторе креативных индустрий:

Научные исследования и разработки – 6 832 млн рублей

Разработка ПО – 6 160 млн рублей

Производство мебели – 4 495 млн рублей

По ее словам, доля креативных индустрий в ВВП нашей страны составляет 4,37%, полученный показатель сопоставим со вкладом креативных индустрий в ВВП Евросоюза, который равен 4,2% Для сравнения, вклад строительной отрасли в ВВП РФ за 2019 год составил около 5,9% (по данным Росстата). То есть, сейчас Россия не только среди мировых лидеров по вкладу креативных индустрий в ВВП, но данный сектор экономики сопоставим по влиянию с такими традиционными отраслями как строительство.

С целью решения данной проблемы Центр городских компетенций АСИ начал работу по сбору и систематизации данных о вкладе креативных индустрий в экономику РФ и ее регионов. Данные, используемые для оценки, были получены из открытых источников информации: системы СПАРК – Интерфакс и Федеральной службы государственной статистики.

Также в рамках анализа выяснилось, что:

  • в среднем 3,6% всех работников России заняты в креативных индустриях региональных центров
  • 2,9% составляет число организаций креативных индустрий от общего числа по РФ
  • 4,5% от всего объема выручки в РФ приходится на креативные индустрии региональных центров
  • Заработная плата в креативных индустриях может на 20% превышать среднюю заработную плату по России.

Наибольший вклад в валовой региональный продукт (ВРП) креативных индустрий зафиксирован в Москве (19,8%), Санкт-Петербурге (12,6%) и Иваново (12,3%).

Мировые исследования вклада креативных индустрий в экономику не оставляют сомнений: в развитых странах этот сектор генерирует от 3 до 7% ВВП. А также обеспечивает рабочими местами до 8% активного населения и ежегодно растет в 3-5 раз быстрее остальных секторов экономики. Но это не всё: именно развитая экосистема творческих индустрий и насыщенная культурная жизнь привлекают в города перспективных молодых специалистов, туристов и инновационные компании.

Доля креативных индустрий в России оценена значимо выше среднемирового уровня

На прошлой неделе обнародованы первые оценки доли креативных индустрий в экономике России — показателя, ассоциированного с инновационностью экономики, и возможности ее развития в постиндустриальной схеме. Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) оценил его в 4,37% ВВП, что существенно выше среднемирового уровня. ИСИЭЗ ВШЭ дал оценки для Москвы — они сопоставимы с оценками АСИ, это 6,3% московского ВРП. Высокая доля креативных индустрий в РФ связана отчасти с высокой развитостью IT-технологий, но в целом указывает на достаточно перспективную структуру экономики.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

По словам Татьяны Журавлевой, руководителя Центра городских компетенций АСИ, «необходимо начинать рассматривать креативные индустрии как экономический объект и как экономический процесс, а не как деятельность отдельно взятых художников. Поэтому не надо учить художников продавать свои работы инвесторам. Должны появиться менеджеры или продюсеры креативных индустрий, которые смогут разговаривать на одном языке и с художниками, и с инвесторами, а также соединять их между собой.

АСИ в данном случае явно исходит из модели экспортного роста, реализованного в 1990–2000-е годы в таких странах, как Германия, Финляндия, Великобритания, где рост в секторе был явно ассоциирован с инновационной схемой развития в постиндустриальной схеме.

Оценка АСИ для сектора показывает, что выпуск в нем превышает долю здравоохранения и соцуслуг в ВВП РФ (4,2%) и сельского хозяйства (4%).

В межстрановых сравнениях доля креативных индустрий в РФ выглядит (с аналогичной методикой оценки) существенно выше среднемировой (2,6%) и сопоставимой со средней по США (4,5%). Отрыв от средних по Восточной Европе показателей явно связан с высоким развитием IT в России и с концентрацией креативных индустрий в крупных мегаполисах — Москва и Санкт-Петербург в числе крупнейших городских агломераций Европы, с ними конкурируют за занятых в секторе в первую очередь Лондон и Берлин.

Как малый и средний бизнес развивает креативные индустрии

МОСКВА, 17 дек — ПРАЙМ. Центр городских компетенций АСИ (ЦГК АСИ) оценил влияние креативных индустрий на экономику России на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Было выявлено, что совокупный вклад креативных индустрий только региональных центров в экономику РФ составляет не менее 4,19%, а непосредственно в экономике самих городов может колебаться от менее 1% до 18% валового регионального продукта.

Среди значимых для России примеров развития национальной креативной экономики — Япония. Самая масштабная площадка японской креативной экономики в России — фестиваль современной японской культуры J-Fest. В этом году он проходил онлайн с 15 ноября по 5 декабря, программа насчитывала 138 единиц контента — от традиционной культуры до боевых искусств, кино и моды.

Основатель фонда Шодиева предприниматель Фаттах Шодиев сказал по поводу проведения фестиваля J-Fest: "ЮНЕСКО разработала страновой индекс на XXI век — "Good Countries". В разделе вклада в мировую культуру там стоят "Экспорт креативных продуктов" и "экспорт креативных услуг". А это не то же, что классическая культура. Россия — страна "большой" культуры, классической, ценимой во всем мире. Но Япония, например, показывает нам, что классику можно трансформировать в игровые форматы, что традиционные ремесла могут становиться современными брендами. Мы бы хотели, чтобы опыт Японии по развитию национальных креативных индустрий пригодился в России".

Фонд Шодиева продвигает японский опыт развития креативной экономики в России свыше 10 лет. Сам Шодиев удостоен в уходящем году государственных наград и России, и Японии за укрепление российско-японских культурных отношений.

На сегодняшний день в креативных индустриях России задействовано почти 748 тысяч организаций. Их ежегодная выручка в среднем составляет свыше 10,7 трлн рублей, что составляет 4,21% от суммарной выручки всех организаций страны. В креативных индустриях заняты почти 5% от числа сотрудников всех российских предприятий.

К креативным относят более 30 различных видов деятельности, основанных на интеллектуальной деятельности и авторском праве, таких как дизайн, архитектура, кино, телевидение, анимация, реклама и другие. Для российской экономики это пока новый сектор, но его потенциал авторы исследования оценивают, как высокий. Сейчас в ряде регионов приняты и реализуются или рассматриваются решения по развертыванию системных мер поддержки и продвижения продуктов и услуг местных креативных индустрий.

Центр городских компетенций АСИ (ЦГК АСИ) с июля по ноябрь 2020 года провел количественное исследование влияния креативных индустрий на экономику России. Его итогом стала приближенная оценка вклада творческих предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Результаты оценки для каждого региона можно изучить с помощью интерактивной карты.

На сегодняшний день в креативных индустриях страны задействовано почти 748 тысяч организаций. Их ежегодная выручка в среднем составляет свыше 10,7 трлн рублей, что составляет 4,21% от суммарной выручки всех организаций страны. В креативных индустриях заняты почти 5% от числа сотрудников всех российских предприятий.

"В рамках исследования было выявлено, что совокупный вклад креативных индустрий только региональных центров в экономику РФ составляет не менее 4,19%, а непосредственно в экономике самих городов может колебаться от менее 1% до 18% валового регионального продукта, что также свидетельствует об уровне развития человеческого капитала в этих городах", - отмеnтила руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. По ее словам, креативные индустрии – это ежегодно растущий в среднем на 8% сектор экономики во всем мире.

В рейтинге регионов с самым высоким вкладом креативных индустрий в ВРП лидируют Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и города-миллионники. В числе территорий с самым низким ВРП - Еврейская автономная и Магаданская области, Ненецкий автономный округ и республики Северного Кавказа.

"Более 25 стран мира сегодня ставят для себя приоритетом развитие креативных индустрий, имеют соответствующие программы и мониторинг вклада индустрий в местные экономики. Но для российской экономики это новый, еще недостаточно изученный сектор с довольно высоким потенциалом", - подчеркнула Татьяна Журавлева.

Тем не менее уже сейчас в отдельных регионах РФ приняты и реализуются или рассматриваются решения по развертыванию системных мер поддержки и продвижения продуктов и услуг местных креативных индустрий на внутрироссийском и международных рынках. В число таких территорий входят Калининградская область, Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.

К креативным относят более 30 различных видов деятельности, основанных на интеллектуальной деятельности и авторском праве, таких как дизайн, архитектура, кино, телевидение, анимация, реклама, исполнительские и визуальные искусства, мода, издательская деятельность, музыка, компьютерная графика, ремесла, программное обеспечение, телевидение, радио и многое другое.

Читайте также: