Доклад на тему использование современных технологий на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 25.06.2024

Урок в современной школе: Каким он должен быть? Устарели ли требования,предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей(обучающая, развивающая и воспитывающая) -обязательный компонент любого урока.

Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том,чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства,механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием,контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы,энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы:проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся,осовременивают урок.

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно -практическим конференциям, семинарам.

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках.У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках,на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д.Компьютер использую на всех этапах обучения:при объяснении нового материала, закреплении,повторении, контроле знаний, умений и навыков.При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации(частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых,для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса,овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса,по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Применение интерактивной доски в процессе обучения

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке,применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами,используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

· работа с текстом и изображениями;

· создание заметок с помощью электронных чернил;

· коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

· коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;

· коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

· создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

· демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

· демонстрация презентаций, созданных учащимися;

· использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Как и любое техническое средство,интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

ЦОР, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества

Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы,энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы,медиаиллюстрации, которые можно копировать,увеличивать, распечатывать отдельно от текста.Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата.Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс,биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV__- XXвеков". Экскурс по произведениям от силлабической поэзии XV__ в. до разнообразных поэтических школ и направлений первой половины XXв. позволяет учащимся комплексно работать с текстом, в том числе маркировать, комментировать,создавать закладки в тексте.

В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде.Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся.Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.

Активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Использование тестовой технологии

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом.Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний -контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В приведенном примере итогового электронного тестирования явно просматривается контролирующая функция.

Предложенные ученикам 24 вопроса по теме"Стилистика" (9 класс) были выполнены за 30 минут с качеством знаний -80% - это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность,четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики по курсу "Развитие речи",мультимедийные презентации (программа MicrosoftProducer), интерактивные презентации, тесты(программа AdobeCaptivate), тесты, кроссворды с использованием интерактивной доски (HotPotatoes), для проведения сетевого тестирования, предметных олимпиад использую программу Конструктор тестов. Для входного, промежуточного,контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса:учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого не достаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии.Учитель задает направление развития ученика,показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

· развитие познавательных навыков учащихся;

· развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

· развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

· развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы):информационной, практической,исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач,которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы.Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации.Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения:рефлексивные и поисковые (исследовательские);навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

Опираясь на собственный опыт, могу заметить,что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп.Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные,образовательные, воспитательные и развивающие.Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта,предполагает наличие литературы по теме,словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп,работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью,задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов,требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта.Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи,развивает исследовательские умения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.

Я думаю, что современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Поэтому необходимо овладевать новыми педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Поэтому, главная задача моей педагогической деятельности - не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни, чтобы, покидая школу, дети могли уметь грамотно говорить, уметь мыслить.

– групповые технологии (работа в парах, в группах);

- технология использования игровых методов;

Средствами литературы, русского языка стараюсь создать условия для развития интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализации социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.

Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе использую такие виды заданий:

1. взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

Я с пятого класса начинаю работу в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода. Последнее задание применяю часто, так в 5-6 классах обучаются дети, для которых русский язык является неродным.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.

Технология проблемного обучения На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода.

Как строится проблемный урок? Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например::

При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

-А что замечательного было в Герасиме?

Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.

В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую такие информационные технологии, как создание презентации в программе Power Point, фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений, фрагментов экранизации литературных произведений

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.

В современном обществе в век компьютеров, планшетов, гаджетов без информационно-коммуникативных технологий не обойтись. ИКТ применяются не только в образовании, но и во многих областях нашей жизни. Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно. К сожалению, в школе всего две интерактивные доски – одна в начальной школе, другая в кабинете информатики, что не всегда позволяет планировать урок с использованием ИКТ. Сейчас практически у каждого ученика доме есть компьютер, ноутбук, планшет с подключением интернета. Поэтому часть задний, например, по самоподготовке к ОГЭ даю через интернет. Для этого использую следующие сайты:

На групповых занятиях по русскому языку в 5,6,9 классах использую интерактивные дидактические материалы Русский язык 5 класс; электронное приложение Повторение и контроль знаний, русский язык 9 класс. Диск содержит тесты, логические задания. Диск Уроки русского языка 5-6 классы, содержащий интерактивные игры.

Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, со­блюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Дело в том, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.

Игры можно классифицировать по-разному.

В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.

Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.

На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.

( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.

Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),

в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)

в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Расставь ударения, произнеси правильно.

Ателье, ворота, дефис, звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.

Следующая группа игр -это лексические игры.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.

Право, я прическа - чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (коса)

И приправа я хорошая к столу,

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая )

трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая)

вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся)

туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая)

русский язык (богатый, могучий, яркий, образный)

сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая)

осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая )

1-й - Я читаю книгу.

2-й - Я читаю интересную книгу.

3-й - - Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Составить словосочетание из предложения, определить главное и зависимое слово

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

(1 ученик из команды выходит с листом и читает, что получилось).

- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал

Здоровьесберегающие технологии обучения

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

1.Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

2.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.

3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

3.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

4.На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

5.Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Результативность опыта.

Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, прихожу к выводу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

• наполнить уроки новым содержанием;

• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

Современный учитель - это учитель, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Ведь живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина

Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии.

Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей практике:

1) предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование, а уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы. 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый. 2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания… 3. Тихие рыболовы, как у нас.

II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. 1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. 2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. 3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.

В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику. 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор.

II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.

С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания. 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается?

II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1)составление текстов диктантов;2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

б) технология концентрированного обучения

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.

2) технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

3) игровые технологии

4) информационно-коммуникационные технологии

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный урок.

При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:

Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.

Концепция модернизации российского образования ориентирована на задачу достижения нового, современного качества образования. Сегодня от учителя требуется не только знание своего предмета, владение методикой преподавания, но и умение ориентироваться в современных образовательных технологиях, в информационном пространстве, обладать креативными способностями и аналитическими навыками.

​​​​​​​При организации обучения я использую разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, применяю метод проектов, технологию проблемного обучения, исследовательскую, информационно-коммуникационную, игровую и здоровьесберегающую технологии. Применение современных педагогических технологий даёт возможность учащимся успешно усваивать учебный материал, овладевать приёмами самопроверки и самоконтроля.

В приведенной ниже таблице представлены используемые мной образовательные технологии, обоснован их выбор, раскрыта методическая и практическая результативность их применения.

Обоснование выбора технологии

Методическая и практическая результативность применения технологии

Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированный подход в обучении – это

методологическая основа ФГОС. Технология личностно-ориентированного обучения актуальна, так как она направлена на развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование саморазвивающейся личности. Данная технология подразумевает создание условий для развития индивидуальных особенностей учащихся. Основой личностно-ориентированной технологии является вариантность, дифференциация обучения, выбор деятельности, объема материала, скорости выполнения задания с учётом возможностей учащихся. Содержание обучения рассматривается как средство развития личности.

Цель личностно-ориентированного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей учащихся, раскрытие и развитие личности каждого ученика, его самобытных индивидуальных особенностей. Я стараюсь стимулировать учащихся к

к самостоятельному поиску путей решения при выполнении заданий, использую разнообразные формы

и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть опыт учащихся. При оценивании учащихся обращаю внимание не только на конечный результат деятельности, но и на процесс его достижения. Важным компонентом личностно-ориентированного урока является создание атмосферы сотрудничества, заинтересованности каждого ученика. Главным принципом личностно-ориентированного

урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому я провожу индивидуальную работу с учащимися, готовлю для них разноуровневые задания.

Технология проблемного обучения

Обоснованность её использования заключается в создании на уроках проблемных ситуаций, в ходе которых происходит активная самостоятельная деятельность учащихся по разрешению проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение выхода из этой ситуации. При этом учащиеся не получают готовые знания. Опираясь на свой опыт, они самостоятельно ищут способ разрешения проблемы. Проблемная ситуация помогает учащимся осознать недостаточность своих знаний, побуждает их к поиску новых знаний. Проблемная ситуация заставляет учащихся рассуждать, искать выход, переживать успех от верно найденного решения.

На уроках русского языка и литературы я использую следующие приёмы для создания проблемной ситуации:

- столкновение разных точек зрения по одному вопросу;

- задания с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);

- задания с избыточными данными (найди лишнее);

- задания с ограничением по времени выполнения.

В результате такой работы происходит творческое овладение знаниями.

Задачами обучения на современном этапе являются: формирование ключевых компетенций учащихся, развитие у школьников умения работать с различными источниками информации, умения планировать свою деятельность и анализировать результаты работы. Все эти задачи успешно решаются в рамках проектной деятельности.

Метод проектов использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность предусматривает элементы исследовательской работы, предоставляет возможность учащимся проявить свои таланты и творчество.

Работая с различными источниками информации, с источниками и ресурсами сети Интернет, учащиеся учатся ориентироваться в информационном потоке, осваивают алгоритм поиска информации, выделяют главную и второстепенную информацию, учатся структурировать и оформлять собранный материал.

Сегодня задача школы -научить учащихся учиться,

Исследовательская деятельность на уроке становится импульсом для повышения мотивации учащихся, выступает основой развивающей среды для формирования метапредметных умений.

На уроках русского языка

При исследовании текста учащиеся проводят лингвистический, грамматический, синтаксический анализ, определяют значение слов

и выражений, подбирают синонимы и выясняют их смысловые различия, анализируют изобразительные средства языка и др.

На уроках литературы организую исследовательскую деятельность учащихся в форме

лингвистического эксперимента по схеме: гипотеза – наблюдения – выводы, предлагаю задания

творческого характера с элементами исследования (творческий портрет поэта, рассказ через цитаты),

аналитические задания (например, сопоставительный анализ произведений разных авторов),

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

Применение ИКТ позволяет расширить информационное пространство, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание, разнообразить наглядное использование дидактических материалов, например, провести виртуальную экскурсию. Комплексное и грамотное использование ИКТ даёт возможность эффективно распределять время на уроке, реализовывать творческий потенциал.

В своей педагогической деятельности могу выделить следующие способы применения ИКТ:

1) подготовка печатных раздаточных материалов для учащихся (дидактические карточки для индивидуальной работы, проверочные, тестовые работы, таблицы, схемы, занимательный игровой материал);

2) мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (учебные презентации и видеоролики, электронные приложения к учебникам, фонохрестоматия);

3) контроль уровня знаний учащихся (тренажёры, интерактивные тесты, дидактические игры);

4) использование на уроках Интернет-ресурсов (ЭОРов, онлайн-словарей, онлайн-тестов).

Оптимальным и доступным средством использования ИКТ на уроках, на мой взгляд, является мультимедийная презентация. Презентация – это наиболее удобный способ представления учебной информации. Презентации могут содержать краткий теоретический материал, исторические справки, задания для учащихся, иллюстративный материал. Мной создана коллекция мультимедийных презентаций, весь материал систематизирован по классам и темам. Применение презентаций способствует эффективному усвоению учащимися учебного материала, увеличению объема изучаемого материала за счет экономии времени, осуществлению межпредметных связей, повышает учебную мотивацию учащихся, создаёт положительный настрой, активизирует самостоятельную деятельность учащихся.

Данная технология помогает учитывать познавательные

интересы учащихся, избегать перегрузки, развивать каждого учащегося по мере его сил и способностей, создавать психологический комфорт на уроке.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это синтез проблемного и личностно-ориентированного обучения. Данная технология способствует развитию памяти, мышления учащихся, формирует у них познавательную активность и самостоятельность.

Применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют на уроке равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками и паузами, определять время подачи учебного материала, дозировать его объём, нормативно применять технические и электронные средства обучения.

Целью использования здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья учащихся, формирование у них необходимых знаний и навыков ЗОЖ, умения применять полученные знания в повседневной жизни.

В своей работе я следую принципам здоровьесбережения:

- обоснованность применения методов, приёмов и средств обучения;

- учёт психологического состояния учащихся;

- систематичность работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

- соответствие содержания и уровня сложности учебного материала, его объёма возрасту учащихся;

- активное включение учащихся в процесс обучения с целью снижения риска переутомления;

- создание ситуации успеха для каждого ученика.

Игра не только расширяет кругозор, развивают познавательную деятельность, но и формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

Я часто в своей педагогической деятельности использую игровую технологию, как на уроках, так и при организации внеклассной работы по предметам. Игра тесно связана с учебным процессом, способствует повышению интереса у учащихся к изучению русского языка и литературы. Также игра способствуют снятию физического и психологического напряжения учащихся.

Цель игровой технологии – создание условий для проявления познавательной активности учащихся. На уроках русского языка и литературы игра способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она

решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности.

При использовании игровых технологий на уроках я соблюдаю условия:

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

- учет возрастных особенностей учащихся;

умеренность в использовании игр на уроках.

Я провожу уроки в игровой форме (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

Использование разнообразных современных педагогических технологий даёт мне возможность продуктивно использовать учебное время, мотивировать учащихся к изучению русского языка и литературы и добиваться хороших результатов работы.

Читайте также: