Совмещение видов деятельности на финансовом рынке доклад банка россии

Обновлено: 04.07.2024

МОСКВА, 24 августа. /ТАСС/. ЦБ РФ предложил расширить возможности по совмещению видов деятельности на финансовом рынке. Свое видение регулятор представил в опубликованном докладе для общественных консультаций.

"Банк России предлагает обсудить расширение возможностей по совмещению видов деятельности на финансовом рынке. Совмещение видов деятельности позволит повысить качество и доступность финансовых услуг за счет увеличения конкуренции на финансовом рынке, развития кросс-секторальных финансовых продуктов, а также ускорения цифровой трансформации и снижения издержек финансовых организаций", - отмечается в докладе.

Приоритетные направления

Регулятор предлагает приоритетно реализовать инициативы, связанные с совмещением комплементарных видов деятельности. Это, например, осуществление финансовыми организациями агентской деятельности по предложению клиентам нефинансовых услуг. А также видов деятельности со схожим базовым риском, например, деятельности страховщика жизни и НПФ.

"Это не потребует масштабной перестройки бизнес-процессов финансовых организаций, а также не приведет к значительному увеличению рисков на финансовом рынке. Связанные с таким совмещением риски могут быть ограничены действующими регуляторными требованиями при их незначительной модернизации", - указывает ЦБ.

Примером такого совмещения, по мнению регулятора, является банковская деятельность. В докладе отмечается, что банки сегодня имеют возможность осуществлять как комплементарные виды деятельности (например, агентскую деятельность по предложению клиентам нефинансовых услуг и деятельность индивидуального доверительного управляющего), так и виды деятельности со схожим базовым кредитным риском (например, деятельность брокера). "При этом риски такого совмещения ограничиваются не запретами, а пруденциальными требованиями, что не препятствует развитию банков и позволяет их клиентам получать полный набор финансовых услуг", - подчеркивает регулятор.

Риски совмещения деятельности

При этом ЦБ отмечает, что расширение возможностей по совмещению видов деятельности связано с увеличением рисков. "Усложнение корпоративного управления и управления конфликтами интересов, рост влияния операционных рисков и усиление взаимозависимости разных видов деятельности - ключевые вызовы для финансовых организаций, совмещающих несколько видов деятельности",- указывает регулятор.

Поэтому, как подчеркивается в докладе, контроль рисков - основная цель установления пруденциальных требований к совмещению видов деятельности. "Совмещение видов деятельности, при котором организации не смогут эффективно управлять своими рисками или их риски будут непрозрачны для регулятора, недопустимо", - указывает ЦБ.

В тоже врем расширение возможностей по совмещению видов деятельности позволит начать на финансовом рынке переход к регулированию по видам деятельности. "Финансовые организации смогут осуществлять новые виды деятельности без необходимости создавать для этого отдельные юридические лица. При этом регулирование сходных по экономической природе видов деятельности будет единым и риск-ориентированным", - указывает регулятор.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Банка России от 24 августа 2021 г. "Совмещение видов деятельности на финансовом рынке: доклад Банка России"


Обзор документа

Информация Банка России от 24 августа 2021 г. "Совмещение видов деятельности на финансовом рынке: доклад Банка России"

Регулятор предлагает расширить возможности по совмещению различных видов деятельности на финансовом рынке.

Это позволит в перспективе перейти к регулированию по видам деятельности: финансовые организации смогут работать по новым направлениям без создания отдельного юридического лица. Подходы Банка России представлены в консультативном докладе "Совмещение видов деятельности на финансовом рынке".

Новации призваны повысить качество и доступность финансовых услуг для клиентов, будут способствовать улучшению эффективности работы действующих участников финансового рынка и упрощению доступа на рынок новых компаний.

В приоритетном порядке планируется предоставить участникам рынка право совмещать комплементарные виды деятельности. Например, нефинансовые и некредитные финансовые организации смогут оказывать отдельные платежные услуги, негосударственные пенсионные фонды - осуществлять страховую и нефинансовую агентскую деятельность, а страховые организации - предоставлять услуги по доверительному управлению и заключать пенсионные договоры.

Такая трансформация не потребует масштабной перестройки бизнес-процессов участников рынка, а возникающие риски могут быть ограничены действующими регуляторными требованиями при их модернизации.

В докладе представлены механизмы контроля рисков, как финансовых, так и связанных с конфликтом интересов и усложнением корпоративного управления, в отношении каждого нового направления совмещения видов деятельности.

Для внедрения инициатив потребуются значительные изменения в регулировании. По оценке Банка России, этот процесс займет несколько лет. Поэтому реализация предложений будет поэтапной - по мере проработки и согласования с профессиональным сообществом.

Замечания и комментарии к докладу, а также ответы на представленные в нем вопросы Банк России просит направлять до 1 октября 2021 года включительно

См. Доклад для общественных консультаций в редакторе Adobe Reader

Обзор документа

Банк России предлагает расширить возможности по совмещению различных видов деятельности на финансовом рынке.

Это позволит финансовым организациям работать по новым направлениям без создания отдельного юрлица.

В приоритетном порядке планируется предоставить участникам рынка право совмещать комплементарные виды деятельности. Например, нефинансовые и некредитные финансовые организации смогут оказывать отдельные платежные услуги, НПФ - осуществлять страховую и нефинансовую агентскую деятельность, а страховые организации - предоставлять услуги по доверительному управлению и заключать пенсионные договоры.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Расширение возможностей при совмещении различных видов деятельности на финансовом рынке предлагают ввести в Центробанке.

Центральный банк в своем докладе, подготовленном для общественных консультаций, предложил разрешить совмещение деятельности страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых организаций и управляющих компаний с деятельностью по инвестиционному консультированию.

Новации призваны повысить качество и доступность финансовых услуг для клиентов, будут способствовать улучшению эффективности работы действующих участников финансового рынка и упрощению доступа на рынок новых компаний.

Как сообщает пресс-служба ЦБ, это позволит в перспективе перейти к регулированию по видам деятельности: финансовые организации смогут работать по новым направлениям без создания отдельного юрлица.

Банк России предлагает разрешить страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, микрофинансовым организациям и управляющим компаниям совмещать их деятельность с инвестиционным консультированием.

FINMARKET.RU - Реформа по совмещению видов деятельности на финансовом рынке может занять 5-7 лет, причем на подготовку законодательства и нормативных актов может уйти два года, а на подготовку бизнес-процессов участников рынка к изменениям - три, оценил зампред Банка России Владимир Чистюхин на брифинге во вторник, который был посвящен консультативному докладу регулятора "Совмещение видов деятельности на финансовом рынке".

ЦБ РФ считает возможным совмещение деятельности управляющих с деятельностью банков, страховщиков, брокеров, НПФ и МФО

FINMARKET.RU - Банк России считает возможным совмещение деятельности индивидуальных доверительных управляющих и управляющих компаний (УК) инвестиционных фондов с другими видами финансовой деятельности, в частности, с деятельностью кредитных, страховых организаций, брокеров, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), микрофинансовых организаций (МФО), говорится в консультативном докладе Банка России "Совмещение видов деятельности на финансовом рынке".

Регулятор предлагает расширить возможности по совмещению различных видов деятельности на финансовом рынке, сообщила пресс-служба ЦБ.

Развитие и цифровизация финансового сектора России идут ускоренными темпами – бизнес-модели участников рынка базируются на возможности предложить клиенту весь спектр финансовых услуг через единую платформу. Поэтому Банк России считает справедливым пересмотреть законодательные ограничения на совмещение различных видов финансовой и нефинансовой деятельности, говорится в его новом докладе.

В частности, ЦБ предлагает дать возможность предоставлять платежные услуги всем тем организациям, кто сейчас этого делать не может: страховщикам, негосударственным пенсионным фондам (НПФ), микрофинансовым организациям, профучастникам, управляющим компаниям и пр. Это будет касаться и нефинансовых компаний: крупные интернет-поисковики, розничные торговые сети и супермаркеты выражали заинтересованность оказывать платежные услуги, сообщил в ходе конференции зампред Банка России Владимир Чистюхин.

Платежное решение от ЦБ

Нефинансовым и небанковским финансовым организациям Банк России хочет дать право инициировать переводы от имени клиентов (составлять с их согласия распоряжения и направлять их в банки, где открыты счета) и осуществлять переводы: агрегировать безналичные платежи, обеспечить функцию эквайринга (прием платежей по карте), открывать электронные кошельки и проводить перечисления между ними.

Сейчас нефинансовые компании всего этого делать не могут. Кроме того, издержки на прием платежных карт из-за сложившейся модели высоки, признает ЦБ. В одной операции участвует банк-эмитент, картой которого расплатились, банк, обслуживающий торговую точку (эквайер), плательщик и само торгово-сервисное предприятие. За одну операцию банк-эквайер взимает комиссию с торговой точки. Размер главной ее составляющей – интерчейнджа – устанавливают платежные системы. Интерчейндж банк-эквайер перечисляет банку-эмитенту. Изменение такой бизнес-модели, когда нефинансовые организации смогут самостоятельно заниматься эквайрингом, позволяет снизить издержки на прием платежных карт, считает Банк России.

ЦБ предлагает ввести институт небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ) с двумя типами платежных услуг:

инициирование переводов при наличии согласия клиентов путем направления распоряжений к банковским счетам клиентов в кредитных организациях;

осуществление переводов, включая прием электронных средств платежа (карты, электронные кошельки, онлайн-переводы), агрегирование переводов и открытие электронных кошельков для субъектов малого и среднего бизнеса.

Нефинансовые организации смогут получить статус НППУ при условии включения в реестр Банка России. Для этого компания должна будет соблюдать минимальные требования стоимости чистых активов, антиотмывочного законодательства, а ее топ-менеджеры – соответствовать требованиям к квалификации и деловой репутации. Получать платежную лицензию отдельно пока не планируется. Банк России будет осуществлять надзор и наблюдение за деятельностью НППУ. При допуске небанковской финансовой организации (НФО) к платежной деятельности будут учитываться действующие регуляторные требования, в том числе к финансовой устойчивости.

В отношении НППУ законодательно установят требования об организации системы управления рисками, обеспечении информационной безопасности, непрерывности деятельности, а также о сегрегации средств клиентов, переданных для оказания платежных услуг, от иных средств для минимизации рисков. НППУ будут обязаны использовать отдельные банковские счета для осуществления по ним операций только для оказания платежных услуг. Такие счета позволят отделить средства клиентов от собственных средств НППУ как в ходе их деятельности, так и в случае банкротства НППУ. Средства, обособленные на таких специальных счетах, не будут включаться в общую конкурсную массу НППУ и смогут направляться только на удовлетворение требований клиентов. НППУ будут соблюдать действующие законодательные требования к порядку переводов электронных денежных средств, исключающие операции кредитования и начисления процентов на остаток. Средства клиентов, находящиеся на электронных кошельках в НППУ, не будут подлежать защите в системе страхования вкладов.

В своей деятельности НППУ смогут при необходимости использовать платежную инфраструктуру. Для этого им будет предоставлено право участия в платежных системах, включая платежную систему Банка России. НППУ смогут в качестве специальных участников инициировать через открытые API переводы клиентов по их банковским счетам в кредитных организациях-участниках, а также в качестве участников платежных систем направлять распоряжения и получать переводы денежных средств, в том числе в Системе быстрых платежей (СБП).

НФО предлагается предоставить возможность оказывать платежные услуги гражданам в статусе небанковских кредитных организаций: они смогут делать переводы без открытия банковских счетов. Планируется, что НФО, совмещающая свою деятельность с платежной, будет обособлять средства клиентов, переданные ей для оказания платежных услуг, только на корреспондентском счете в Банке России и не будет получать право открытия корреспондентских счетов в кредитных организациях. Такое обособление обеспечит минимизацию расчетного риска.

Как совмещать деятельность

Сейчас подконтрольные ЦБ организации и так совмещают разные виды деятельности, но его не особо устраивает выбранная модель: юридические лица из разных секторов рынка объединяются под единым брендом, не нарушая закон.

Банк России считает, что совмещать компании могут тот вид деятельности, который комплиментарен всем видам деятельности на финансовом рынке, схож с основным бизнесом или же ведет к развитию новых финансовых услуг (финтех-решения). Например, кредитным организациям предлагается совмещать управление паевыми инвестиционными фондами (ПИФ). Страховщикам, негосударственным пенсионным фондам (НПФ) и микрофинансовым организациям помимо оказания платежных услуг – заниматься инвестиционным консультированием, индивидуальным доверительным управлением и ПИФами. Предоставление страховщикам возможности совмещать свою деятельность с деятельностью управляющей компании инвестиционного фонда позволит предложить гражданам полисы долевого страхования жизни, считает ЦБ. Страховщикам предлагается также разрешить заниматься негосударственным пенсионным обеспечением, а НПФ – страхованием жизни.

Возможность эффективного контроля совмещаемых рисков – ключевое условие совмещения видов деятельности на финансовом рынке, считает регулятор. Не должно допускаться совмещение тех видов, которые могут привести к возникновению кросс-секторальных и системных рисков. ЦБ считает невозможным совмещать кредитный и страховой риски из-за сложности их контроля. Важным ЦБ считает необходимость сегрегации активов и обязательств, сформированных в рамках различных видов деятельности. Сегрегация, в частности, обеспечивает защиту прав клиентов организации в ходе ее банкротства, так как активы, обособленные в рамках отдельного вида деятельности, не будут включаться в общую конкурсную массу организации, а будут использованы только для удовлетворения требований таких клиентов к организации.

В своем регулировании Банк России считает необходимым отталкиваться от видов деятельности. Это позволит отделить друг от друга виды финансовой деятельности с разным объемом рисков, установив для каждого из видов деятельности отдельные регуляторные требования.

ЦБ планирует поэтапную реализацию в законодательстве предлагаемых изменений, но пока конкретных сроков там не называют – сначала надо обсудить идею с рынком, сообщил Чистюхин.

ЦБ задумал реформу по изменению правил допуска на рынок финансовых игроков: он хочет сделать их едиными для тех, чья деятельность похожа. Например, для банков и микрофинансовых компаний. За пример взято регулирование в Южной Корее

Фото: Андрей Любимов / РБК

Банк России готовится к реформе допуска финансовых организаций на рынок: вместо разрозненных требований к претендентам предлагается ввести единый подход для всех, следует из консультативного доклада ЦБ. Для этого регулятор намерен сгруппировать организации по видам деятельности и допускать их к работе с учетом отраслевой специфики. Похожий принцип уже используется в Южной Корее.

Как устроен допуск на рынок в Южной Корее

Южнокорейский финрынок разделен на три сектора: банковский, страховой плюс финансовое инвестирование и инвестиционное посредничество. Деятельность, имеющая одинаковое экономическое содержание, регулируется одинаково вне зависимости от субъекта. Например, брокеры, дилеры и инвестконсультанты работают по общим правилам, поскольку включаются в третий сегмент рынка, инвестиционный.

Как сейчас выдаются финансовые лицензии в России

Даже если подход к допуску похож для разных организаций, условия и необходимые документы могут отличаться, отмечает ЦБ в докладе. Действующие правила также повышают издержки участников рынка — например, если организация намерена расширить свою деятельность, нередко приходится обращаться к регулятору за дополнительной лицензией или разрешением.

Как ЦБ предлагает изменить допуск игроков

Кого больше всего затронет реформа

Банк России выделил восемь групп финансовой деятельности, по каждой из которых будет создаваться стандарт допуска на рынок. Среди них учет и хранение имущества (регистраторы и депозитарии), управление активами, микрокредитование, информационные и оценочные услуги (БКИ, рейтинговые агентства). В четырех группах предполагаются наиболее существенные изменения:

Банковские и микрофинансовые операции. В эту группу должны войти организации, которые занимаются привлечением и размещением денежных средств — банки с универсальной и базовой лицензией, некредитные организации, микрофинансовые компании (МФК, имеют право привлекать инвестиции от физлиц, в отличие от другого вида МФО — микрокредитных компаний), кредитные кооперативы. ЦБ готов дать банкам право расширять деятельность без дополнительных лицензий, в уведомительном порядке, если кредитная организация хочет оказывать брокерские или дилерские услуги, выступать инвестиционным советником или агентом.

Страхование. По мнению ЦБ, текущий подход к регулированию НПФ и страховщиков ограничивает их конкурентные возможности, поскольку оба класса компаний имеют исключительное право только на один вид услуг: НПФ — на пенсионные, а страховщики — на страховые. Банк России не исключает совмещения деятельности НПФ и страховых компаний в будущем.

Посредничество. Как отмечается в докладе, к группе должны относиться те, кто действует от своего имени или от имени клиента, но за его счет — то есть может столкнуться с поведенческим риском со стороны инвесторов. Это брокеры, компании-посредники на страховом рынке, банковские платежные агенты. Как считает регулятор, участники рынка, которые хотят оказывать услуги агентов или посредников на финрынке, могли бы начинать работу в уведомительном порядке при соблюдении установленных требований.

Что думает рынок

Точные сроки проведения реформы еще не определены, пояснили в ЦБ. Пока Банк России намерен до конца марта обсудить инициативу с участниками рынка и подготовиться к первому этапу — унификации правил. На это может уйти около года.

Читайте также: