Совет судей рф доклад

Обновлено: 05.07.2024

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех уровней, а также судьи судов субъектов РФ.

Основные задачи органов судейского сообщества:

    1. взаимопомощь в совершенствовании судебной системы;
    2. защита прав и законных интересов судей;
    3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Взаимный контроль органов судейского сообщества

    Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии осуществляют контроль путём обмена информацией.

    Совет судей Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Президиум Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также Высшая экзаменационная комиссия направляют необходимую информацию о своей деятельности соответственно в советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и в экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации.

    Советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, информируют о своей деятельности Совет судей Российской Федерации, Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации и Высшую экзаменационную комиссию.

    Органы судейского сообщества

    Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральным законодательством.

    Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

      1. Всероссийский съезд судей;
      2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
      3. Совет судей Российской Федерации;
      4. советы судей субъектов Российской Федерации;
      5. общие собрания судей судов;
      6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
      7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
      8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
      9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

      Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

      Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

      Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации избираются на четыре года.
      По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

        1. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей Российской Федерации утверждаются Всероссийским съездом судей.
        2. Регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов Российской Федерации утверждаются конференциями судей субъектов Российской Федерации.
        3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
        4. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

        Всероссийский съезд судей

        Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, правомочный утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, а также принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

        Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

        Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

        Решения съезда принимаются большинством голосов, если не установлен иной порядок принятия решений.

        Делегаты на съезд избираются по нормам представительства.

          1. от судей Конституционного Суда Российской Федерации - десять судей;
          2. от судей Верховного Суда Российской Федерации - двадцать судей;
          3. от судей каждого арбитражного суда округа - по два судьи;
          4. от судей каждого арбитражного апелляционного суда - по два судьи;
          5. от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
          6. от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
          7. от судей каждого окружного (флотского) военного суда - по два судьи;
          8. от судей гарнизонных военных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;
          9. от судей районных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
          10. от мировых судей - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;
          11. от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - по одному судье.

          Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

          Совет судей Российской Федерации

          Совет судей Российской Федерации - выборный орган судейского сообщества, подотчетный только съезду. Формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

          В Совете судей Российской Федерации устанавливаются нормы представительства.

            1. от судей Конституционного Суда Российской Федерации - два судьи;
            2. от судей Верховного Суда Российской Федерации - четыре судьи;
            3. от судей арбитражных судов округов - два судьи;
            4. от судей арбитражных апелляционных судов - два судьи;
            5. от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - пять судей;
            6. от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации - восемь судей;
            7. от судей окружных (флотских) военных судов - два судьи;
            8. от судей гарнизонных военных судов - три судьи;
            9. от судей районных судов - восемь судей;
            10. от мировых судей - пять судей;
            11. от судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - три судьи;
            12. от каждого субъекта Российской Федерации - по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта Российской Федерации.

            Члены Совета судей Российской Федерации, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

            Совет судей Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей Российской Федерации и его заместителей. Председатель Совета судей Российской Федерации представляет Совет судей Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества.

            По поручению председателя Совета судей Российской Федерации его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

            Члены Совета судей Российской Федерации, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.

            Полномочия члена совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

            Рабочим органом Совета судей Российской Федерации является Президиум Совета судей Российской Федерации, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей Российской Федерации. Заседания Президиума Совета судей Российской Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Президиум Совета судей РФ избирается Советом судей Российской Федерации из числа его членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов, в том числе судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей судов общей юрисдикции, включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В состав Президиума Совета судей Российской Федерации входят по должности председатель Совета судей Российской Федерации и его заместители.

            Совет судей Российской Федерации созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

              1. созывает Всероссийский съезд судей;
              2. дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
              3. избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;
              4. избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами;
              5. изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;
              6. определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;
              7. осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.
              8. осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.
                1. рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и заслушивания их отчетов;
                2. созывают конференции судей;
                3. избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей;
                4. избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации) вместо выбывших в период между конференциями судей.

                Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

                Конференции судей субъектов Российской Федерации

                Конференции судей субъектов Российской Федерации представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

                Конференции судей правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, а также принимать решения по вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, кроме вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

                Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

                Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

                Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

                Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу настоящего Федерального закона конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации, на последующие конференции судей - конференцией судей.

                Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

                Эта норма Закона была использована Советом судей РФ в борьбе с Минфином России. Ситуация заключалась в том, что в апреле 1998 г. Минфин России со ссылкой на решение (даже не на постановление) Правительства РФ сообщило о сокращении финансирования расходов на содержание федеральной судебной системы на текущий год на 26,2% без согласования объема финансирования с Советом судей РФ. После… Читать ещё >

                Совет судей Российской Федерации и совет судей субъекта Российской Федерации ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

                17−18 октября 1991 г. состоялся I Всероссийский съезд судей, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

                Во исполнение этого решения в каждом субъекте РФ были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.

                В марте 1992 г. в Москве состоялось первое заседание Совета судей РФ, на котором был избран Президиум Совета судей РФ из девяти человек.

                В последующем состав Президиума был увеличен до 12, а затем и до 17 человек.

                В июне 1992 г. законопроект был принят и это стало главным итогом деятельности Совета судей РФ первого созыва.

                Крупными задачами, стоящими перед Советом судей РФ в тот период были сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей, отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ — органу, полностью подотчетному судейскому сообществу. Это обусловливалось недостаточностью бюджетного финансирования судебной системы. В стране начался процесс прекращения осуществления правосудия, ряд судов фактически прекратили назначение судебных дел и их рассмотрение, что влекло нарушение конституционных прав граждан на судебную защиту, были переполнены следственные изоляторы, а в условиях разгула преступности это ставило под угрозу внутреннюю безопасность страны.

                Президиум Совета судей РФ полагал, что в создавшейся ситуации в первую очередь был повинен Министр юстиции РФ В. Л. Ковалев , который самоустранился от решения возникших проблем, не занимался лично практической реализацией вопросов, которые неоднократно ставились перед ним судейским сообществом [1] .

                Совету судей РФ ничего не оставалось, как выразить недоверие Министру юстиции РФ В. А. Ковалеву , о создавшемся положении с обеспечением деятельности судов общей юрисдикции проинформировать Президента РФ Б. Н. Ельцина , Председателя Правительства РФ В. С. Черномырдина , Секретаря Совета Безопасности РФ А. И. Лебедя и просить Президента РФ решить вопрос о создании Судебного департамента при Верховном Суде РФ [2] . В дальнейшем с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе полномочия высших судов и Совета судей РФ при формировании бюджета судебной системы и полномочия по контролю за исполнением бюджета были закреплены законодательно (ст. 33).

                Эта норма Закона была использована Советом судей РФ в борьбе с Минфином России. Ситуация заключалась в том, что в апреле 1998 г. Минфин России со ссылкой на решение (даже не на постановление) Правительства РФ сообщило о сокращении финансирования расходов на содержание федеральной судебной системы на текущий год на 26,2% без согласования объема финансирования с Советом судей РФ. После продолжительных выяснений отношений, которые не привели к восстановлению финансирования судебной системы в полном объеме Президиум Совета судей РФ, усмотрев в действиях Министра финансов РФ признаки преступлений, постановил просить Генерального прокурора РФ возбудить уголовное дело в отношении Министра финансов РФ и других должностных лиц, виновных в незаконном сокращении бюджета судебной системы на 1998 г. и неисполнении Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-п по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) [3] .

                Совет судей РФ принимал активное участие в созданной распоряжением Президента РФ рабочей группе по разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность судов, адвокатуры, прокуратуры и статуса судей. Одним из важных вопросов в деятельности Совета в этот период было обеспечение реализации принципов гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.

                Советом судей РФ были утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, даны разъяснения по сложным и спорным вопросам применения статуса судей, подготовлена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, подготовлен проект Кодекса судейской этики и проекты регламентов Всероссийского съезда судей и Совета судей РФ и другие акты.

                Советом судей РФ совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.

                Между тем, как было констатировано на VIII Всероссийском съезде судей [4] , несмотря на все усилия, не удалось добиться принятия целого ряда законов в порядке реализации постановления VII Всероссийского съезда судей и поручений Президента РФ по его итогам. В них речь шла об изменении законодательства в части:

                • — установления четких правил определения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам;
                • — отграничения преступных деяний в сфере экономики от гражданско-правовых сделок;
                • — обнародования и доведения до сведения участников процесса случаев непроцессуального обращения к судьям по делам, находящимся в производстве суда;
                • — совершенствования административного судопроизводства;
                • — совершенствования статуса мировых судей, обеспечения их жилыми помещениями, определения уровня бюджетной системы, на котором должна лежать обязанность по обеспечению этих расходов;
                • — утверждения научно-обоснованных норм судебной нагрузки;
                • — принятия закона об обеспечении судей жилыми помещениями;
                • — обеспечения жилыми помещениями работников аппаратов судов;
                • — материального обеспечения судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента.

                Закон об органах судейского сообщества предусматривает следующий порядок формирования советов судей (ст. 8).

                В Совете судей РФ устанавливаются следующие нормы представительства:

                • • от судей Конституционного Суда РФ — два судьи;
                • • от судей Верховного Суда РФ — четыре судьи;
                • • от судей арбитражных судов округов — два судьи;
                • • от судей арбитражных апелляционных судов — два судьи;
                • • от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — пять судей;
                • • от судей арбитражных судов субъектов РФ — восемь судей;
                • • от судей окружных (флотских) военных судов — два судьи;
                • • от судей гарнизонных военных судов — три судьи;
                • • от судей районных судов — восемь судей;
                • • от мировых судей — пять судей;
                • • от судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ — три судьи;
                • • от каждого субъекта РФ — по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта РФ.

                Члены Совета судей РФ, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

                Члены Совета судей РФ, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.

                Совет судей РФ избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей РФ и его заместителей.

                Член Совета судей РФ не может быть избран на должность председателя Совета судей РФ или заместителя председателя Совета судей РФ более двух раз подряд.

                Президиум Совета судей РФ избирается Советом судей РФ из числа его членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов, в том числе сулей Конституционного Суда РФ , судей судов общей юрисдикции, включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов РФ. В состав Президиума Совета судей РФ входят по должности председатель Совета судей РФ и его заместители.

                В ст. 9 Закона об органах судейского сообщества установлен порядок работы Совета судей РФ. Совет судей РФ является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только съезду. Совет судей РФ созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

                Рабочим органом Совета судей РФ является Президиум Совета судей РФ, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей РФ. Заседания Президиума Совета судей РФ проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

                Председатель Совета судей РФ созывает Совет судей РФ, Президиум Совета судей РФ и руководит их работой в соответствии с регламентом Совета судей РФ.

                Председатель Совета судей РФ представляет Совет судей РФ в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества.

                По поручению председателя Совета судей РФ его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

                Важным является нормативное закрепление полномочий советов судей разных уровней в ст. 10 Закона об органах судейского сообщества.

                Совет судей РФ:

                • — созывает Всероссийский съезд судей;
                • — дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
                • — избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами;
                • — избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших в период между съездами;
                • — изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;
                • — определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ;
                • — осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

                Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ .

                Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

                Также законодательно закреплены порядок формирования, состав и полномочия Советов судей субъектов РФ (ст. 8 Закона об органах судейского сообщества).

                Они избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учетом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.

                Совет судей субъектов РФ избирает из своего состава подотчетных ему председателя совета судей субъекта РФ и его заместителей. Член совета судей субъекта РФ не может быть избран на должность председателя совета судей субъекта РФ или заместителя председателя совета судей субъекта РФ более двух раз подряд.

                Полномочия члена совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей — соответствующим советом судей.

                Советы судей субъектов РФ:

                • — рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов;
                • — созывают конференции судей;
                • — избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей;
                • — избирают членов экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших в период между конференциями судей.

                Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

                Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

                Оглавление

                Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
                Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .5
                1.1.Судейское сообщество как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .5
                1.2. Основные задачи органов судейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
                1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .10
                Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия . . . . . . . . . . 15
                2.1. Всероссийский съезд судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
                2.2. Совет судей Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
                2.3. Конференции судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .22
                2.4. Советы судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . .23
                2.5. Высшая квалификационная коллегия судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . 25
                2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
                Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
                Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

                Файлы: 1 файл

                курсовая работа.doc

                Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .

                1.1.Судейское сообщество как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .

                1.2. Основные задачи органов судейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .

                Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                2.2. Совет судей Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                2.3. Конференции судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .

                2.4. Советы судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                2.5. Высшая квалификационная коллегия судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

                Объемы судебной деятельности за последние годы имеют тенденцию к постепенному увеличению, поэтому можно говорить о том, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано в среднем около семнадцати миллионов граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).

                Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.

                Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.

                Органы судейского сообщества по своей юридической природе должны служить прежде всего интересам правосудия, призваны аккумулировать имеющийся опыт при отправлении правосудия для выработки и принятия законных и обоснованных решений.

                Таким образом, судебная власть как одна из ветвей единой государственной власти представляет собой систему отношений по реализации судами возложенных на них функций государства, важнейшей из которых является правосудие, т.е. осуществляемая судами деятельность по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им процессуального порядка.

                Целью данной курсовой работы является определение основных направлений деятельности органов судейского сообщества.

                Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

                Объектом исследования является судебная власть и её органы.

                Предметом исследования является судейское сообщество в РФ.

                Методологическую основу исследования составляют описательный, формально – юридический, логический, сравнительно – правовой и системный методы.

                Теоретическую основу исследования составляют труды известных отечественных ученых, прямо или косвенно относящиеся к изучаемой теме и создающие необходимые методологические предпосылки для дальнейшего ее исследования. Это работы: Б.Г. Яшманова, С.В. Подкопаева, И.И. Клеандрова, С.П. Ефимичева, В.И. Анишиной, Г.Т. Ермошина, М.А. Краснова, Е.Б. Абросимовой, Д.А. Липицкого и других.

                Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации 1 , Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГК РФ) 2 , Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) 3 , Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации 4 , Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации 5 .

                Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

                Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ.

                    1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей.

                Единого закона, регламентирующего порядок образования и деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации пока нет.

                Впервые законодательно закреплены и реально созданы в России органы судейского сообщества. Перечень органов судейского сообщества сформулирован.

                Органы судейского сообщества в основном перечислены в статье 17 Закона о статусе судей РФ.

                Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.

                Органы судейского сообщества:

                • обсуждают вопросы судебной практики совершенствования законодательства;
                • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
                • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
                • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
                • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

                По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

                Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

                Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей.

                Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

                В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

                1.2. Основные задачи органов судейского сообщества.

                Основными задачами органов судейского сообщества являются (ст. 4 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ):

                • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства.
                • судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. В Российской Федерации суды подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ. Статья 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определяет перечень федеральных судов общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
                • судопроизводство в буквальном значении - производство в суде. Судопроизводство - также совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, право участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права.
                • прежде всего к совершенствованию судебной системы и судопроизводства следует отнести факт распространения и публикаций Советом судей РФ и Высшей квалификационной коллегии (ВКК) судей РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ. Так, в 2002 г. вышел в свет первый номер "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации". В нем председатель ВКК судей РФ В. Кузнецов отметил: "Еще недавно мы вели лишь разговоры о том, что наша работа не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации, что судебная власть является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной системы информационного обеспечения.
                • к совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВКК и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел. Целесообразно указать и на публикацию ВКК судей РФ (например, 17 - 21 марта 2003 г.) разъяснений и рекомендаций в форме "вопрос - ответ".
                • защита прав и законных интересов судей.
                • здесь речь в первую очередь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации как судей, так и конкретного суда. В этом плане заслуживает внимания Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 79 "О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей", которым утверждены Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
                • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности.
                • Организационное участие предполагает участие всех органов судейского сообщества РФ в их деятельности. Кроме того, Совет судей РФ, ВКК (включая советы и квалификационные коллегии нижестоящих уровней) направляют деятельность судебной системы страны, дают рекомендации, разъяснения и издают различные постановления и приказы, направленные на качественное улучшение организационной деятельности всех звеньев судебной системы РФ. Только квалификационные коллегии судей подбирают кадры на вакантные должности судей, утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена, осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов и осуществляют другие полномочия, связанные с кадровым обеспечением. Ресурсное обеспечение органов судейского сообщества возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
                • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
                • авторитет судебной власти базируется на конституционном правоустановлении (ст. 121 Конституции РФ) о несменяемости судей и о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья, вступая в свою должность, принимает присягу. Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе чести судьи Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.
                • одной из задач органов судейского сообщества является борьба за чистоту своих рядов. Поэтому, совершенствуя правовое поле деятельности судей и судов всех уровней, на заседании Совета судей РФ 24 декабря 2002 г. был подготовлен и вынесен для обсуждения проект Кодекса судейской этики, ибо ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" в редакции Закона от 15 декабря 2001 г. имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики. Следовательно, приоритетной задачей органов судейского сообщества является утверждение в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, а значит, и в повышении авторитета судебной власти.
                      1. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества.

                  Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность (п. 1 ст. 5 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ).

                  Коллегиальность и гласность - это два первых и основных принципа деятельности органов судейского сообщества.

                  Коллегиальность предполагает рассмотрение и решение вопросов сообща (совместно). Это правило подчеркивается и в других статьях Федерального Закона об органах судейского сообщества в РФ, например в п. 1 ст. 6, где сказано, что решения Всероссийского съезда судей принимаются простым большинством голосов.

                  Гласность - это всегда открытость в рассмотрении либо принятии (или принятии и рассмотрении) решений, постановлений. Органы судейского сообщества должны работать открыто.

                  Принцип независимости судей и невмешательстве органов судебного сообщества. Статья 120 Конституции РФ гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие; все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.

                  Независимость судей помимо подчинения их только Конституции и федеральному закону обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления их полномочий (ст. 121 Конституции РФ), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.

                  Указанный принцип независимости судей закреплен также в Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ст. 1) и в процессуальном законодательстве.

                  Закон о статусе судей определяет систему гарантий независимости судей (ст. 9), в которую включен запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

                  Совет судей РФ избирается Всероссийским съездом судей из числа судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов РФ. В Совете судей РФ тайным голосованием делегатами съезда из своего состава на раздельных собраниях делегатов выбирают:

                  — от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — по два судьи;

                  — от судей федеральных арбитражных судов округов — два судьи;

                  — от судей каждого арбитражного апелляционного суда —два судьи;

                  — от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — пять судей;

                  — от судей арбитражных судов субъектов РФ — восемь судей;

                  — от судей окружных (флотских) военных судов — два судьи;

                  — от судей гарнизонных военных судов — три судьи;

                  — от судей районных судов — восемь судей;

                  — от мировых судей — пять судей;

                  — от судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ — три судьи;

                  — от каждого субъекта РФ — по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта РФ.

                  Из своего состава Совет судей РФ избирает председателя, его заместителей и президиум Совета судей РФ. В состав Президиума Совета судей РФ входят по должности председатель Совета судей РФ и его заместители.

                  1) созывает Всероссийский съезд судей;

                  2) утверждает нормы представительства на Всероссийский съезд судей и порядок избрания делегатов;

                  4) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

                  5) заслушивает отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

                  7) утверждает типовые правила внутреннего распорядка судов (п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде);

                  9) избирает в период между Всероссийскими съездами судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ ее новых членов вместо выбывших;

                  10) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества; разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

                  11) определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ;

                  12) в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными юридическими организациями, а также со средствами массовой информации.

                  13) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

                  Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.

                  Совет судей РФ избирается Всероссийским съездом судей из числа судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов РФ. В Совете судей РФ тайным голосованием делегатами съезда из своего состава на раздельных собраниях делегатов выбирают:

                  — от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — по два судьи;

                  — от судей федеральных арбитражных судов округов — два судьи;

                  — от судей каждого арбитражного апелляционного суда —два судьи;

                  — от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — пять судей;




                  — от судей арбитражных судов субъектов РФ — восемь судей;

                  — от судей окружных (флотских) военных судов — два судьи;

                  — от судей гарнизонных военных судов — три судьи;

                  — от судей районных судов — восемь судей;

                  — от мировых судей — пять судей;

                  — от судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ — три судьи;

                  — от каждого субъекта РФ — по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта РФ.

                  Из своего состава Совет судей РФ избирает председателя, его заместителей и президиум Совета судей РФ. В состав Президиума Совета судей РФ входят по должности председатель Совета судей РФ и его заместители.

                  1) созывает Всероссийский съезд судей;

                  2) утверждает нормы представительства на Всероссийский съезд судей и порядок избрания делегатов;

                  4) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

                  5) заслушивает отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

                  7) утверждает типовые правила внутреннего распорядка судов (п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде);

                  9) избирает в период между Всероссийскими съездами судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ ее новых членов вместо выбывших;

                  10) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества; разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

                  11) определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ;

                  12) в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными юридическими организациями, а также со средствами массовой информации.

                  13) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

                  Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.

                  Читайте также: