Сопровождение детей с овз силами волонтеров доклад

Обновлено: 18.05.2024

Волонтерство позволит сделать упор, в первую очередь, на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их физические или умственные проблемы. Взаимодействие с другими детьми будет способствовать когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети-волонтеры будут демонстрировать соответствующие модели поведения, и мотивироваться к целенаправленному использованию новых знаний и умений. Волонтерская деятельность будет способствовать налаживанию между детьми дружеских отношений, благодаря чему дети будут учиться естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, быть более чуткими и готовыми к помощи.

Волонтерская деятельность предусматривает следующие этапы работы:

  • Этап предварительной подготовки - на котором будут формироваться общие понятия о сущности волонтерской деятельности, ее основные виды и формы, содержание, особенности, будут усваиваться необходимые знания относительно общения, диагностики их проблем и оказания того вида помощи, в котором они нуждаются. Кроме того, волонтеры знакомятся с правилами поведения, приобретают необходимые знания, умения и навыки;
  • Углубление знаний и формирования умений, навыков, которые необходимы для самореализации в процессе волонтерской деятельности.
  • поупражняться в умениях и закреплении навыков на этом этапе есть тренинги и метод ролевой игры - закрепление и совершенствование умений в различных условиях и трансформации их в навыки (практическая волонтерская деятельность). Именно в процессе волонтерской работы раскрывается внутренний субъективный мир человека, его индивидуальность, проявляются духовные и нравственные качества индивида. Кроме этого, волонтерская работа выполняет функцию социального воспитания - укрепления в обществе, в молодой среде фундаментальных ценностей, таких, как: добро, милосердие, сострадание, гражданственность, свобода выбора, справедливость, солидарность, взаимопомощь.

Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью с особыми потребностями в реабилитационных учреждениях управления труда, социальной защиты населения и охраны здоровья

У детей и молодежи с особыми потребностями, в отличие от здоровых сверстников, другие возможности биологического, психического, общественного и духовного развития. Вместе с тем, дети и молодежь с недостатками физического и интеллектуального развития должны иметь условия для развития своих способностей, как и здоровые сверстники. Конечно, это непростая, многоаспектная проблема, требующая для своего решения специфических средств и методов комплексной реабилитации. С целью решения этих проблем создаются центры социальной реабилитации детей-инвалидов, в которых обеспечивают дневной уход, социально-бытовую реабилитацию, консультации и психологическую поддержку семей.

Основная задача данных учреждений - создать условия для формирования социально-адаптированной и социально-продуктивной личности, помочь найти свое место в жизни.

С целью повышения качества реабилитационных услуг в центрах создаются надлежащие условия для привлечения инвалидов в коллектив, где есть возможность избавиться от одиночества, преодолеть психологический барьер замкнутости, получить навыки социального поведения, общения и самообслуживания.

В работе с детьми-инвалидами специалисты центров используют практические и наглядные методы обучения. Во время обучения используются элементы различных обучающих и развивающих методик.

Помещения центров оснащены современным лечебно-оздоровительным, игровым оборудованием и средствами реабилитации. В группах дневного пребывания дети-инвалиды проходят курс реабилитации и социальной адаптации.

Важное место в работе центров предоставляется психологической коррекции. Основная цель работы - психологическое диагностирование детей и коррекция отклонений в их психическом развитии.

Одной из форм работы, направленной на формирование у детей бытовых умений и навыков, является обучение приготовлению пищи. Обучение трудовым навыкам самообслуживания проводится в специально оборудованных комнатах социально-бытовой ориентации, Которые в достаточном количестве обеспечены бытовым оборудованием.

Основные задачи физического воспитания детей-инвалидов состоят в том, чтоб развивать крупную и мелкую моторику, корректировать физическое развитие. Физическое воспитание осуществляется при проведении режимных процессов, утренней гимнастики, на прогулке, специальных занятиях по оздоровительной физкультуре. Развитие двигательной активности детей продолжается и на музыкальных занятиях.

Итог же всей коррекционно-воспитательной работы - детские праздники.

Специалистами центров проводятся обследования материально-бытовых условий семей, в которых воспитываются дети-инвалиды и мониторинг в лицах, нуждающихся в социально-педагогическом патронате с целью охвата социальными услугами большего числа детей-инвалидов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВОЛОНТЕРСТВО КАК НОВЫЙ ВИД ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Волонтерское движение – это эффективное и грандиозное направление общественного поведения, который помогает решать вопросы любой сложности. Именно в нем заложены основные идеи равноправия, бескорыстной и безвозмездной помощи, которая в ряде случаев может быть анонимна. Прежде всего волонтеры направляют свой опыт, знания, ресурсы на общественно полезные дела, поэтому волонтерство является общественно важным и актуальным на сегодняшний день направлением.

Проблемы развития волонтерского движения раскрыты и проанализи- рованы в научных работах отечественных и зарубежных исследователей: Н. Ванийлович, В. Гладуша, Т. Головановой, А. Горбунова-Рубан, И. Зверевой, М. Зыскиной, Н. Ивченко, А. Клепиковой, Т. Лях, Н. Прияткиной, А. Резник, Е. Стрельниковой, С. Харченко, А. Хижняк, И. Юрченко и других. Авторами предлагается использовать потенциал волонтеров для решения проблем людей с особыми потребностями как взрослых, так и детей, преимущественно с позиций предоставления им социальной помощи.

Различные аспекты волонтерского движения изучала А. Хижняк. Автор рассматривает его как приоритетное направление формирования толерантности у современной молодежи в Украине [1]. Немаловажный вклад в изучение данного вопроса внесла Т. Лях. Исследователь, изучая волонтерство в русле социальной педагогики, предложила классификацию волонтерских групп [2]. А. Горбунова-Рубан, Т. Голованова в своих трудах изучали волонтерство в аспекте социальной работе [3; 4]. Так, С. Харченко описал историю появления

волонтерского движения на территории Украины [5]. В своих научных трудах Н. Ивченко описала волонтерскую деятельность при участии молодежи [6]. Е. Стрельникова исследовала волонтерство в направлении благотворительности [7]. Авторский коллектив в составе Е. Шевыревой, А. Игнатенко особое внимание уделял волонтерской деятельности, как фактору формирования социума и является, по их мнению, составляющей в разрешении актуальных социальных проблем. Авторы интерпретируют волонтерскую деятельность, как добровольческую деятельность. Под добровольческой деятельностью рассматривается комплекс действий, направленных на служение обществу, реализовываемый по добровольному желанию участников, сориентированных на бесплатную помощь в важных сферах как в национальном, так и международном диапазоне, тем самым укореняя процесс расширения и развития волонтерства [8].

Анализ литературных источников показал, что в исследованиях недостаточно освещена проблема волонтерской помощи молодежи с ограниченными возможностями здоровья (далее  ОВЗ). Социальная значимость выбранной проблемы актуализирует проведение теоретического исследования по выбранной теме.

Целью статьи является анализ научной литературы посвященной проблеме исследования и определение актуальных направлений для исследования волонтерского движения.

Анализ специальной, научно-методической литературы по проблеме исследования позволил установить, что большинство публикаций рассмат- ривает волонтерское движение как составляющую социальной работы, в рамках которой общественно полезный характер деятельности способствует улучше- нию качества жизни тех, кому предоставляется помощь, удовлетворению социальных потребностей клиентов, что позволяет им чувствовать себя полноценной частью социума.

Мы согласны с позицией А. Клепиковой, которая подчеркивает важность волонтерской деятельности в аспекте оказания помощи людям с тяжелой формой инвалидности. В своих публикациях автор уделяет должное внимание проблеме становления волонтерства. Она обозначила механизмы социализации новичка в сообществе волонтеров и его карьерные перспективы в социальной сфере нашего общества [9].

Достаточно актуальными в направлении изучения содержания понятия

волонтерского движения в отношении данной категории граждан и связывают его с областями социальной политики и социальной работы, специализи- рующихся в области социальной защиты инвалидов [10].

Важное значение, в социуме имеет волонтерская деятельность, которая направлена на поддержку детского населения, которое в силу объективных обстоятельств не имеет возможности заботиться о себе самостоятельно. Учеными поднимались вопросы о необходимости подготовки волонтеров к визитированию клиентов. Об этом идет речь в публикациях Н. Прияткиной, М. Зыскиной. Исследователи предлагают проводить подготовку волонтеров к активной деятельности с разными категориями детей. Н. Прияткина отмечает возможность подготовки волонтеров к деятельности с детьми с ОВЗ, М. Зыскина говорит о детях с детским церебральным параличом. Такого же мнения придерживается Н. Шрамко, которая видит необходимость подготовки студентов-волонтеров к домашнему визитированию ребенка с ДЦП [11; 12].

Проведенный нами литературный анализ состояния практики волонтер- ской деятельности позволил констатировать, что в последнее время универси- теты уделяют внимание волонтерскому движению. Сегодня тысячи молодых людей вовлечены в волонтерскую деятельность, принимая участие в ее различных формах: акции, проекты, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, благотворительные сезоны, форумы волонтерских инициатив. Часто педагогический ВУЗ, где формируется мировоззренческая позиция будущих учителей, является тем центром, который осуществляет волонтерскую деятельность, направленную на помощь людям с ОВЗ.

Студенты, а также небезразличная молодежь города совместными усилиями проводят для воспитанников детских домов, интернатов, разного профиля учреждений профилактического характера для людей с ДЦП и ЗПР

различные мероприятия: мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, концерты, театрализованные действия [13].

Совершенный нами мониторинг опыта других высших учебных заведений Украины позволил определить дальнейшие перспективы для исследования волонтерского движения и определения новых векторов его развития.

Так, в своей статье В. Гладуш рассмотрел проблемы волонтерства в контексте внедрения в Украине инклюзивного образования [15].

Важно отметить, что в Украине все категории населения страны имеют право в равных условиях получать квалифицированное и качественное образование. Актуальным вопросом практики является создание для лиц с особыми образовательными потребностями эффективную платформу для инклюзивного образования [16].

Следует отметить, что начиная с 2017 года инклюзивное образование в Украине перешло на новый уровень реализации. В нормативно-правовом поле были созданы законодательные документы, регулирующие процесс перехода от стихийной инклюзии к инклюзии на государственном уровне [17].

В. Гладуш в своей публикации подчеркивает, что на сегодня открытым является вопрос об организации инклюзивного обучения детей с умеренной и легкой умственной отсталостью, поскольку их обучение требует других условий и методов педагогической работы. Очевидным является факт ведущей роли именно коррекционного педагога в организации и сопровождении инклюзивного образования. Эта категория педагогов, которая всесторонне знает особенности нарушений психофизического развития детей и специфику индивидуальной педагогической работы с ними. Автор отмечает, что внедрение инклюзивного образования возлагается на учителей общеобразовательных школ, которые в подавляющем большинстве недостаточно знакомы с методиками организации обучения и воспитания детей с нарушениями психофизического развития, что негативно влияет на эффективность конечного результата. Таким образом, ведущей проблемой на сегодня является проблема кадрового обеспечения инклюзивного обучения [18].

В. Гладуш подчеркивает, что сегодня очевидны проблемы в организации инклюзивного обучения, поэтому важным является поиск новых резервов для обеспечения качества такого обучения. По мнению В. Гладуша, важным условием реализации идей инклюзивного образования на практике является активное привлечение к инклюзивному учебно-воспитательному процессу волонтеров-студентов как партнеров. Автор изучил и представил опыт волонтерского движения в своем регионе.

Содержание волонтерской деятельности сначала состояло прежде всего в оказании квалифицированной помощи учащимся по выполнению домашних заданий в группах продленного дня, формировании у них необходимых личностных черт, отношения к учебной деятельности. В последствии работа со школьниками проводилась не только во второй половине дня, во время самостоятельной подготовки. Волонтеры стали выполнять функции ассистента учителя.

Впоследствии сфера социальной и педагогической помощи была существенно расширена. Началось формирование у детей с нарушениями психофизического развития социальных, коммуникативных, трудовых, гражданских, правовых и других компетенций; привлечение их к различным формам внеклассной работы, что дает возможность представить свои достижения в различных видах деятельности (участие в смотрах художественной самодеятельности, выставках творческих и художественных изделий, спортивных соревнованиях и т.д.). В итоге, студенты-волонтеры достаточно успешно выполнили определенные задачи, о чем убедительно свидетельствуют позитивные отзывы педагогов школ и родителей детей.

На наш взгляд, поскольку волонтерское движение студенчества ДНУ имени Олеся Гончара имеет положительный опыт, то его необходимо изучать, обобщать и развивать.

Таким образом, в настоящее время волонтерское движение приобретает новое универсальное содержание в общем, в контексте актуализации мировых глобальных вызовов и проблем, и, в частности, для решения социальных и образовательных проблем детей с особыми образовательными потребностями. Последние современные исследования в области инклюзивного образования подтверждают, что волонтерская деятельность может выступать как средство формирования инклюзивной среды и стать новой платформой для улучшения условий обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Но эти вопросы еще недостаточно изучены.

 Список использованных источников

1. Хижняк, О. В. Формування толерантності у молоді та проблеми волонтерського руху в Україні / О. В. Хижняк // Соціологія у (пост)сучасності : зб. тез. доповідей учасників VІІ Міжнар. наук. конф. студ. та аспірантів. – Харків : ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2009. – C. 262–263.

2. Лях, Т. Л. Подходы к классификации волонтерских групп / Т. Л. Лях // Соціальна робота в Україні: теорія та практика. – 2010. – № 3. – С.49–58.

3. Волонтерское движение в Харькове: Харькову – 350 лет / С. А. Гор- бунова-Рубан, О. В. Кулинич, Т. А. Коханый, А. В. Парщик ; под. ред. С. А. Го- буновой-Рубан. – Харьков : Фактор, 2004. – 160 с.

4. Голованова, Т. П. Волонтерство в соціальній роботі, як феномен цивілізованого суспільства / Т. П. Голованова, Ю. А. Гапон. – Запоріжжя, 1996. – 314 с.

6. Івченко, Н. М. Участь молоді у волонтерській діяльності як соціально- педагогічна проблема (інтерпретаційний аспект) / Н. М. Івченко// Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2003. – № 1. – С. 221–226.

7. Стрєльнікова, О. О. Інституціоналізація доброчинної діяльності в умовах сучасного українського суспільства : дис. … канд. соціол. наук :

22.00.04 / О. О. Стрєльнікова. – Харків, 2012.

8. Шевырева, Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. Г. Шевырева, А. Г. Игнатенко // Евразийский Союз Ученых (Психологические науки). – 2014. – № 6. – С. 156–157.

10. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – Изд. 2-е, перераб.и доп. – СПб. : Питер, 2004. – 316 с.

12. Зыскина, М. А. Профессиональное образование [Электронный ресурс] / М. А. Зыскина, Н. В. Шрамко // Педагогическое образование в России. – 2014. –

1 Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный университет"


1. Методы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья : методические материалы / [Е.А. Шмелева, С.А. Лебедева, Л.Д. Мальцева, П.А. Кисляков, О.А. Силаева, Н.Ю. Прияткина, Н.А. Лаврух, А.А. Малгина]; под ред. Е.А. Шмелевой, М.А. Правдова. — Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 72 с.

2. Подготовка волонтеров в классическом университете / А.В. Бабичева, Л.В. Вандышева, К.О. Вартанян [и др.]; под общ. ред. Л.В. Вандышевой. – Самара : Самарский университет, 2012. – 168 с.

3. Подготовка волонтеров к работе с инвалидами : учебно-методическое пособие / М.А. Зыскина, Е.А. Романова. – Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2011. - 98 с.

4. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности : автореф. дис. . канд. психолог. наук. – М., 2013. – 25 с.

5. Шевырева Е.Г., Игнатенко А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Евразийский Союз Ученых (Психологические науки). - 2014. - № 6. - С. 156-157.

Добровольческая деятельность играет важнейшую роль в становлении гражданского общества и является важным ресурсом в решении современных социальных проблем. Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев) [2].

Основную массу добровольцев составляет студенческая молодежь, поэтому волонтерское движение также рассматривается как инновационная форма гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи, но в его организации и развитии имеются определенные трудности.

Так, практики волонтерской работы единодушно заявляют о проблеме недостаточной разработанности единой методической базы, обеспечивающей создание условий для организации и дальнейшего сопровождения деятельности современных волонтерских движений. Поэтому требуется специальная подготовка волонтеров, готовых к реализации различных видов добровольческой деятельности. В отличие от профессиональной подготовки и развития компетентности личностный рост добровольца - это процесс, обладающий большой самостоятельностью и внутренней мотивированностью [3]. Добровольческая деятельность формирует у молодежи, кроме таких важных качеств личности, как милосердие, сострадание, отзывчивость, еще и качества, важные в будущей профессиональной деятельности: ответственность за порученное дело, инициативность, гуманное и толерантное отношение к другому человеку, трудолюбие.

Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности, как отмечает А.А. Шагурова, проявляется в осознании и контроле собственных эмоций; стрессоустойчивости; смелости в принятии решений и развитии лидерских навыков [4].

Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности зависят от целевой аудитории, то есть особо нуждающихся в помощи категорий населения.

Одним из значимых направлений волонтерской деятельности является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Именно педагогический вуз, где обучаются будущие учителя, является тем центром, который может осуществлять такую специальную подготовку волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования – разработать и реализовать программу подготовки волонтеров к осуществлению деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение поставленной цели осуществляется через следующие направления работы:

· формирование позитивных установок у студентов на добровольческую деятельность;

· организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

· привлечение студенческой молодежи к разработке и реализации социально значимых педагогических проектов;

· апробация в волонтерской деятельности новых форм физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

· разработка механизмов взаимодействия вуза с коррекционными школами и семьями, воспитывающими детей инвалидов и детей с ОВЗ.

На основе исследований Шевыревой Е.Г. и Игнатенко А.Г. можно обобщить комплекс условий, обеспечивающих эффективность психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих волонтеров:

· мотивированность и направленность студентов на добровольческую деятельность;

· стимулирование социальной активности, проявления лидерских качеств волонтеров;

· развитость системы студенческого самоуправления;

· организация эффективной системы обучения студентов основам волонтерской деятельности;

· научно-методическое обеспечение процесса (социально-педагогические задачи, ситуации, игры, методическое пособие для элективного курса и проектирования возможных проблемных ситуаций, программы подготовки волонтеров и волонтерской деятельности) [5].

Освоение данной программы направлено на овладение волонтерами технологией организации и проведения добровольческих культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для данной категории детей и формирование диагностических и аналитических умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, определяющих успешность общения; методических и организационных умений и навыков, необходимых для осуществления волонтерской деятельности, экспертных умений и навыков, направленных на систематизацию достигнутого в ходе волонтерства результата, его анализа и определения дальнейшей стратегии действий.

Содержание подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) носило междисциплинарный характер и включало в себя следующие необходимые компоненты: знание нормативно-правовой базы, регламентирующей волонтерскую деятельность; необходимый объем психолого-педагогических и медицинских знаний и умений для организации взаимодействия с такой категорией детей, проектирование возможных проблемных ситуаций и способов их решения, владение технологией подготовки и проведения культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных программ и мероприятий.

Приоритетными формами работы с волонтерами были лекции, семинары, тренинги и мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, анкетирование.

На лекционных занятиях студенты изучали физиологические и психологические особенности детей с ОВЗ, теоретические основы выбора педагогических технологий волонтерской деятельности c такой категорией детей, основные признаки, их классификацию, структуру и возможности применения. Методика организации и проведения сюжетно-ролевых, имитационных, спортивных, познавательных и развлекательных игр, благотворительных мероприятий, праздников, образовательных экскурсий, походов, творческих мастерских по интересам.

В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривалось содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности ребенка, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта индивидуальной и совместной деятельности, способствующей успешной социализации. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Результатом подготовки студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья является готовность волонтеров к установлению педагогически целесообразного взаимодействия с данной категорией детей, проявляющаяся в умении оказывать положительное воспитательное влияние на детей, способствовать их успешной социализации; в умении работать в команде; инициировать проведение волонтерских акций, умении методически грамотно организовать и провести культурно-просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Особый акцент необходимо сделать на развитие у волонтеров в процессе практико-ориентированной подготовки таких личностных качеств, как гуманность, милосердие, вовлеченность, исполнительность, толерантность, активная жизненная позиция, эмпатия.

Таким образом, целенаправленно организованная и содержательная подготовка волонтеров способствует эффективной добровольческой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация детей с ОВЗ затруднена в силу своего дефекта. Большая часть детей уже воспитываются в сложных социальных условиях.

Именно поэтому успешная социализация детей с ОВЗ и является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом нашей школы-интерната.

Журавлёва Н.М.-педагог-психолог

Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Мало кто может чувствовать чужую боль и сострадать, сопереживать. Именно поэтому мы все чаще говорим о толерантности.

Воспитание толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов — учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и других специалистов. Толерантность необходима и самому педагогу — во всей неразрывности личностного и профессионального.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ОВЗ.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки, содержания образования в школах. Содержание специального образования состоит в том, чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в окружающей их здоровью среде, обучение в целях адаптации и интеграции их в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой и профессиональной деятельности, к семейной жизни, подготовка обучающихся к жизни в новых экономических условиях.

Социальная адаптация детей с ОВЗ затруднена в силу своего дефекта. Большая часть детей уже воспитываются в сложных социальных условиях.

Именно поэтому успешная социализация детей с ОВЗ и является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом нашей школы-интерната.

В рамках данного проекта мы тесно сотрудничаем с волонтерскими отрядами других школ города и области, обмениваемся опытом.

Активная позиция, которую мы поддерживаем и распространяем заключается в формировании у взрослого и детского населения города понятия о том, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в положительном, толерантном отношении.

Являясь педагогом (волонтером), работающим с детьми с ОВЗ, я использую в своей работе различные методы и формы, направленные на формирование их успешной социальной адаптации.

Один из видов деятельности, которая является особо значимой для ребенка с ОВЗ- предметно-практическая. Это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.

Использование различных форм и методов предметно-практической деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности обеспечивает возможность успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.

Для того чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

Кроме этого очень важно создать такие образовательные и воспитательные условия, при которых ребенок с ОВЗ сможет беспрепятственно и без особых затруднений раскрыться в полной мере и чувствовать себя комфортно.

При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они не способствуют активизации обучающихся, то есть побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: обучающиеся не могут быть активными на уроке, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе. И я, как волонтер создаю для этого эмоционально - благоприятную и предметно – развивающую среду. Ведь это одно из главных условий формирования межличностных отношений, которые важны для развития толерантности к детям с ОВЗ. Я в своей работе, как учитель-волонтер, использую на уроках такие практические методы как: упражнения, практические работы, эксперимент, наблюдение.

Во время проведения эксперимента у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, формируется мотивация к учебной деятельности, адекватная самооценка. Я создаю близкие к естественным условия для накопления детьми социального опыта.

Наблюдая за людьми, их поведением, эмоциями, ребенок узнает больше об окружающем мире и с помощью педагога-волонтера учится применять полученные знания в своей жизни. Качество и количество полученных знаний зависит от особенностей и нарушений у ребенка.

При выполнении упражнений, практических работ обучающиеся вступают в контакт с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике самостоятельно. Различные упражнения на уроках ребята могут выполнять группами и, в процессе выполнения, учатся общаться между собой и уже потом переносят эти умения при общении с незнакомыми людьми.

Применение различных речевых упражнений на уроках способствует

Благодаря таким мероприятиям, где взаимодействуют дети с ОВЗ и дети из массовых школ, ребята усваивают социальный опыт, учатся выстраивать межличностные отношения, учатся быть толерантными, доброжелательными друг к другу и к детям с более выраженной степенью дефекта. Происходит становление мотивационного компонента толерантности.

При организации совместно-практической деятельности в урочное время, главное, чтобы педагог-волонтер дал возможность обучающимся хорошо осмыслить и усвоить изучаемый материал, во-вторых, он должен способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников всех ограничений, учитывая особенности и возможности каждого ребенка.

Используя предметно-практические методы, я оказываю направляющую помощь для организации жизни детей, определяю дальнейшую и ближайшую перспективы, нахожу необходимые ресурсы, определяю план действий и целей. В процессе различных наблюдений, экспериментов доношу до детей информацию о правильности и необходимости тех или иных поступков, стимулирую аналитическую деятельность в окружающей действительности.

С ребятами мы просматриваем различные фильмы, где описываются конфликтные ситуации и вместе с ними учимся, как правильно избежать конфликта или как правильно из него выйти. Это очень важно уметь детям с ОВЗ, когда они столкнутся с социумом один на один, без поддержки и помощи волонтеров, тьюторов.

Благодаря вышеперечисленным формам и методам развиваются коммуникативные навыки у обучающихся, наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, формируется мотивация к учебной деятельности, адекватная самооценка, т.е. происходит накопление детьми социального опыта. Они учатся выстраивать межличностные отношения, учатся быть толерантными, доброжелательными друг к другу.

Если на должном уровне будет организованна урочная деятельность, то в значительной мере возрастет уровень развития у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повысится их социализирующий потенциал.

Таким образом, планомерно выстроенная урочная деятельность в школе-интернате способствует успешной социализации личности с ограниченными возможностями здоровья в современной жизни.

Читайте также: