Социальная сфера основной объект социологии доклад

Обновлено: 06.07.2024

Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Лекция 1

Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными и другими группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Социальная сфера является объектом социологии социальной сферы как одной из важнейших сторон жизнедеятельности людей. Предметом же ее выступают с одной стороны те или иные стороны, аспекты социальной сферы, с другой — тенденции, закономерности, возникающие как в самой этой сфере, так и в процессе ее взаимодействия с другими сферами жизни обществ — экономической, политической, духовной.

Предмет социологии социальной сферы можно конкретизировать, раскрывая ее структуру, т.е. выделяя ее основные элементы, тесно взаимодействующие между собой и представляющие в итоге определенную, относительно самостоятельную систему.

В структуру социальной сферы входят следующие компоненты:

1) вид деятельности — социальная деятельность; 2) социальная структура общества; 3) социальная инфраструктура; 4) в целом социальные отношения, имеющие своим содержанием наличие и возможности доступа (для каждого конкретного человека, группы, слоя, общности) к ценностям, благам и услугам и т.д.

Социология социальной сферы фактически выполняет те же функции, что и социология в целом. Однако ее функции имеют свою специфику, обусловленную особенностями именно социальной сферы жизни общества. Являясь специфической (в определенной мере — интегративной) областью социологического значения, социология социальной сферы включает ряд категорий, имеющих важнейшее значение не только в ней, но и в социологии в целом. Это социальные отношения, социальная деятельность, социальный статус, социальная структура, социальная ситуация, социальные нормы, социальная справедливость, социальное равенство, социальная напряженность, потенциал социальной сферы, социальная политика, социальные потребности, социальное благополучие, социальная инфраструктура, социальная безопасность, уровень социальной защищенности людей.

Социология социальной сферы нацелена на раскрытие сущности целостного жизнесуществования социальных субъектов, решение конкретных социальных проблем и способствует преодолению обособления социологии от осмысления механизмов социального управления. Она соединяет в своей теоретические концепции объективистские и субъективистские виды объяснения реалий, исходит из синергетических представлений об обществе как открытой системе, примеряет системный взгляд на общество с историческим подходом, учитывает влияние на индивидуальность социальной структуры, индивидуального разнообразия и функциональной дифференциации, национально-культурное и глобальные особенности развития социальной сферы, основывается на признании многообразия структур причинности, разнообразия объясняющих факторов. Ее разработка отвечает традиционным чертам российской социологии, таким, как прагматизм, нацеленность на решение накопившихся реальных социальных противоречий и создает теоретическую основу фундаментального исследования социальной сферы, ее особенностей, эффективности реализации ею своих функций, определения приоритетов, выстраивания реалистической стратегии ее развития.

Социология социальной сферы обеспечивает комплексное изучение объекта и представляет собой системное знание со сложной внутренней структурой. Она дает представление о социальной сфере как о социологической категории, реальном объекте социологического анализа и социального управления, методах ее исследования и преобразования, теоретически обеспечивает эмпирические исследования социальных отношений и процессов, выполняет важную методологическую функцию в информационно-аналитическом обеспечении управления социальной сферой и ее инфраструктурой.

Предметная область социологии социальной сферы включает изучение специфических закономерностей функционирования и развития социальной сферы, отношений по поводу воспроизводства социальных групп и индивидов, занимающих неодинаковое положение в обществе, различающихся структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни. В рамках предметного поля этой дисциплины находятся процессы распределения и распределительные отношения, личное потребление и анализ потребностей деятельностного бытия человека, осознание и оценка людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Социология социальной сферы вместе с тем ориентирована на решение конкретных социальных проблем, содержит возможность глубокого научного анализа эмпирически регистрируемых реалий, позволяет оторваться от непосредственно фактуальной основы, простейших эмпирических обобщений, углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов. Содержание и метод, аппарат социологии социальной сферы должны полностью соответствовать объективному обществ, требованию всестороннего анализа условий и результатов воспроизводства субъектов общественных преобразований, изучения их интересов и потребностей, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной защищенности населения как интегрального показателя ее потенциала.

Наиболее часто используемыми методами сбора информации является анализ статистики, опрос экспертов и населения в режиме мониторинга. Уровни организации социологии социальной сферы обеспечивают комплексное изучение социальной сферы и могут быть представлены: теоретическим, конкретно-социологическим и социо-инженерным. Первый уровень обеспечивает общетеоретический анализ социальной сферы и опирается на философское и историческое знание, данные социальной антропологии. Этот уровень предполагает интерпретацию ключевых понятий, выделение определенных компонентов социальной сферы, их концептуализацию и операционализацию, анализ связей с другими сферами жизнедеятельности общества. Конкретно-социологический уровень исследований связан с изучением реальных проблем функционирования и развития социальной сферы, ее региональных и местных особенностей. Объектом исследования здесь может стать как вся социальная сфера, так и любой из ее компонентов. Социологические исследования могут вестись на макро, мезо- и микроуровне, обеспечивая анализ реально существующих в обществе социетальных, региональных социальных проблем. Социоинженерный уровень решает задачи изменения организационных структур, повышения компенсаторных возможностей социальной сферы, эффективности социального воспроизводства различных групп населения, социального проектирования и создания технологий организации социальных процессов. Функции социологии социальной сферы связаны с обеспечением научного анализа ее специфического предмета, практическим использованием его результатов. В ряду этих функций можно было бы назвать следующие: теоретико-познавательная, описательно-диагностическая, прогностическая, инструментальная и социоинженерная.

Проблематика исследований социологии социальной сферы в нашем обществе определенно реально существующими противоречиями между растущими социальными потребностями общества в повышении роли человеческого потенциала и реальными возможностями социальной сферы, экономическими ограничениями ее развития. Она включает такие наиболее актуальные направления социологического анализа, как эффективность социального воспроизводства населения и его повседневной жизни, социальная защита различных групп населения и типов семей, научно-информационное обеспечение анализа и прогнозирования социальных процессов в обществе и регионах.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 481-483.

Потребности общественной практики в анализе процессов социальной безопасности, социальной защиты депривированных слоев населения, состояния социальной инфраструктуры как материальной основы социальной сферы ставят перед учеными-социологами задачу создания специальной теории социальной сферы. Эта теория призвана раскрыть сущность процесса воспроизводства субъектов общества в своем теоретико-методологическом выражении и обязательно в органической связи с общей теорией социологии, должна быть ориентирована на решение конкретных социальных проблем. Сегодня социальный запрос состоит в том, чтобы иметь возможность реально оценивать конкретное состояние каждого субъекта общественной жизни, преодолеть обособленность социологии от осмысления механизмов государственного управления. Именно социологам следует искать посильные ответы на вопросы о том, как лучше всего определить современность, каковы ее истоки, в чем суть главных перемен и как они воздействуют на современные траектории развития нашего общества.

При конструировании любой научной дисциплины непреложным является требование определения ее объекта и предмета, создания собственного категориального аппарата и проблематики исследования. В отраслевых направлениях социологической науки важно также конкретизировать предмет их изучения в сравнении с предметом общей социологии, найти особенные грани социального анализа общества, строго очерчивающие предметное поле частной теории.

Вместе с тем самоопределение специальной социологической теории социальной сферы не должно привести к созданию какой-то "локализованной области" социологического знания, утрачивающей коммуникативный контакт с общей теорией социологии, ее методическим аппаратом. Поэтому, прежде чем обратиться к конкретному анализу предметной области и методического аппарата социологии социальной сферы, уяснить ее роль и место в общей системе социологического знания, представляется целесообразным хотя бы в общих чертах охарактеризовать предметную область самой социологической науки как общей методологической базы для развития данной теории. К этому также обязывает и последняя дискуссия об объекте и предмете социологии, проведенная журналом "Социологические исследования" в 1990-1991 гг. Она выявила серьезные разногласия относительно толкования предмета социологической науки, сфокусировала полемику вокруг категории "социальная сфера".

В ходе дискуссии обсуждалось мнение ряда ученых, считающих, что специфической стороной общества, изучаемой социологией, является именно социальная сфера. Большинство участников дискуссии не согласилось с таким подходом, отметив его недопустимость, и каждый при этом предложил свое видение предмета социологии. Так, открывший дискуссию В.А. Ядов выделил в качестве объекта социологии "социальную реальность". С его точки зрения, "социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между много-образными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения".

Ж.Т. Тощенко настаивал на необходимости отражения в предмете качественной специфики общества, которая могла бы стать объектом именно социологического исследования. Для него этой гранью, формой проявления общества, составляющей объект исследования социологии, является гражданское общество, а предметом - "реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в реальном сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей".

Несколько иной подход к определению предметного поля продемонстрировал М.Н. Руткевич. Он предлагает для обсуждения следующее определение социологии: социология - это "наука об обществе как находящейся в развитии системе", - и полагает, что она "должна рассматриваться в двух "разрезах":

а) о структурах, связующих различные области, стороны, сферы общества как системы;

б) о структурах, связующих различные по характеру общности людей (социально-классовые, территориальные, профессиональные, этнические, демографические, конфессиональные и т.д.) и отношения между ними". При этом и в том и в другом случае речь идет "о структуре как закономерной связи элементов системы". Общество и общественные отношения рассматриваются в развитии; социология понимается как учение об общих закономерностях развития общества.

В статье "О предмете социологии как общей науке об обществе" ее авторы (А.О. Бароноев, В.Я. Ельмеев, В.И. Орлов) подчеркивали, что социология изучает общество в целом, то есть то общее, что имеется в многообразных общественных явлениях и процессах. С их точки зрения, в "роли общей науки об обществе выступает не какая либо наука, возвышающаяся над всеми науками, а одна из наук, изучающих общественную жизнь. Но ею является не любая наука, а та из них, которая с самого начала имеет прямое отношение к философии, во "владении" которой находится область всеобщего. Такой наукой в марксизме является исторический материализм. Будучи философским пониманием общества, он по этой причине приобретает свойство общесоциологической теории, общей науки об обществе". И далее: ". Предметом общей социологии, стало быть, является действительное, реально существующее в человеческой жизни общее. Но оно не есть некое формально-логическим путем образованное абстрактно-общее, помещаемое или над, или между общественными формациями. Оно составляет их реальное основание (субстанцию, закон) развития общества, которое "скрепляет" в единое целое исторический процесс и различные сферы общественной жизни. Таким образом, предмет общей социологии образует "изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования".

Многозначность подходов к определению предметной области социологии объясняется становлением ее как самостоятельной науки, стремлением осмыслить особенности современного общественного развития, отказаться от догм и компромиссов, сопровождавших процесс ее развития, а также происходящими в последнее время сдвигами в границах между социологией и другими социальными науками, проникновением социологического мышления и видения в контекст социальных дисциплин. Эти процессы свидетельствуют о некоторых весьма существенных изменениях в интеллектуальной предметной структуре социального знания вообще и социологии в частности. Изменение предмета социологического анализа в течение последних лет отмечается многими исследователями. Поэтому уточнение и обоснование предмета социологии, видимо, еще впереди.

Однако с полной уверенностью можно сказать, что невозможно все социологическое знание свести к изучению только социальной сферы. Очевидно, предмет социологии лежит глубже — в экономике, материальном производстве, политике и культуре, которые и составляют общую основу развития общества. Социологи активно изучают социальные проблемы экономической жизни, занятости, условий труда, деятельности коллективов предприятий. Все чаще они обращаются к раскрытию сущности политических процессов и явлений, связанных с решением проблем власти, участия населения в политической жизни, деятельности многочисленных партий и общественных организаций. В поле зрения социологов находится духовная жизнь общества, образование, культура, наука, искусство, религия, их интересуют собственно социальные процессы, проблемы социальной структуры, организации распределительных отношений, социального статуса, образа жизни, национальных и межнациональных отношений и т.д.

Для определения роли и места специальной теории социальной сферы в структуре социологии представляется важным рассмотрение структуры самой социологии как науки. Надо отметить, и здесь среди ученых нет единого мнения. Большинство из них выделяют три уровня социологического знания: фундаментальная теория (общетеоретический уровень), теории среднего уровня (уровень специальных, частных социологических теорий) и эмпирическое познание (прикладной уровень).

Основной функцией общесоциологической теории полагается изучение социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества в целом.

Теории среднего уровня рассматриваются как относительно самостоятельное социологическое познание, изучающее социальные процессы и явления на уровне конкретных социологических институтов и систем. Эмпирическое знание социальных явлений и процессов, обеспечиваемое конкретными социологическими исследованиями, представляется органическим элементом данной общественной науки. Специалистами подчеркивается взаимосвязь этих трех уровней социологического познания. И действительно, путь от теории к эмпирическому познанию может быть не только опосредованным через все промежуточные ступени, но и непосредственным. Эмпирические факты нередко дают пищу для гипотез, обобщений, служат источником нового в теории. С другой стороны, любое эмпирическое исследование, если мы хотим добиться значимых результатов, должно опираться на те или иные теоретические представления, доказывать или опровергать положения общего порядка, гипотезу, тезис. Второй уровень социологического знания, предполагающий изучение конкретных социальных проблем, выявление путей и средств их решения, очевидно также непосредственно соединен с общей социологической теорией.

Однако, как нам представляется, о трехуровневой концепции можно говорить с известной долей условности. Социология отличается внутренней сложностью, что объясняется сложностью общества как социальной системы, многообразием и специфичностью его элементов, социальных явлений. Многоступенчатость научно-теоретического знания обусловлена, в конечном счете, многоступенчатостью сущности реального мира. Мы полагаем, что адекватной оценке общества соответствует сложная многоуровневая система социологических знаний, имеющая иерархическое строение. Например, теории среднего уровня представляют целый ряд ступеней, следующих друг за другом, и могут быть расположены как особенное лишь в триаде: общее-особенное-единичное (смотри: социология социальной сферы, социология быта, социология спорта, социология медицины и здравоохранения, социология культуры, социология свободного времени, социология личности, социология семьи и т.п.)

Специальные социологические теории представляют разветвленную сеть в структуре социологического знания. Все они призваны отражать различные стороны единой, но многогранной картины социального мира. Их цель - понять реальные противоречия, существующие в различных сферах общественной жизни, спрогнозировать социальное развитие, определить наиболее эффективные способы регулирования социальных отношений. Специальные социологические теории, опосредуя и конкретизируя связи общей теории с живой, реальной действительностью, имеют главным своим предметом изучение закономерностей формирования социальной структуры общества, динамики социальных отношений, функционирования и развития социальных систем.

Социология социальной сферы - одно из отраслевых подразделений социологической науки - должна рассматриваться как относительно самостоятельная отрасль социологического знания, объектом которой является социальная сфера, а предметное поле связано с основной ее функцией -целостным социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и производными функциями: социоинтегративной, социоадаптивной, социопродуктивной, социодинамической и другими. Социология социальной сферы призвана теоретически обеспечивать эмпирические исследования социальных отношений и процессов, выполнять важную методологическую функцию в информационно-аналитическом обеспечении управления социальной сферой и ее инфраструктурой. Под методологией, в широком смысле этого слова, мы понимаем совокупность приемов, методов социологических исследований в рамках предметного поля данной отрасли науки и их теоретическое обоснование.

Предмет социологии социальной сферы тесно связан с понятием "социальное". Учитывая значимость данной категории для специальной социологической теории социальной сферы и дискуссионность в ее определении изложим свое понимание социального.

Известно, что существует несколько подходов к определению этого фундаментального понятия. С точки зрения нашего анализа важно выделить два наиболее характерных подхода:

1. Социальное определяется как феномен бытия общества, особая реальность, которая охватывает все то, что касается субъектов жизнедеятельности (социальный статус, образ жизни, потребности, нормы, условия развития и т.п.) и проявляется в отношениях различных индивидов и групп индивидов друг к другу.

2. Социальное связывается с социальной сферой как подсистемой общества, содержанием которой является воспроизводство субъектов общественного процесса.

Мы рассматриваем социальное как отличное от социетального, как сторону социальной реальности. В нашем анализе оно связывается с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по социальному воспроизводству, сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Социальное проявляет себя как критерий оценки соответствия состояния общества и входящих в него субъектов достигнутому уровню социального прогресса, способствует пониманию, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества, личности в целостном единстве. Эта категория выступает основанием разработки социальных норм, целей и прогнозов общественного развития, детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей, оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции людей, их образ жизни, выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека. Вполне правомерно содержание социального связывают с понятиями социального равенства, справедливости и свободы.

Полагаем, что "социальное" присуще любой сфере жизнедеятельности общества, но проявляется в любой из них своеобразно. Определенное качество и содержание социального в каждой подсистеме общества определяется функцией, выполняемой данной подсистемой. В социальной сфере - функцией социального воспроизводства дифференцированных социальных субъектов.

Область исследований социологии социальной сферы включает изучение отношений между группами людей, занимающими неодинаковое положение в обществе, различающееся не только формами участия в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни. В рамках предметного поля этой теории находятся процессы распределения и распределительные отношения, личное потребление и анализ потребностей деятельностного бытия человека, осознание и оценка людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Социология социальной сферы как частная социологическая теория, ориентирована на решение конкретных социальных проблем, дает возможность более глубокого анализа эмпирически регистрируемых реалий, позволяет оторваться от непосредственно фактуальной основы, простейших эмпирических обобщений, углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов. Содержание и методический аппарат теории социальной сферы наилучшим образом отвечают объективному общественному требованию всестороннего анализа условий и результатов воспроизводства субъектов общественных преобразований, изучения их интересов и потребностей, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной защищенности населения как интегрального показателя ее потенциала. Она изучает специфические закономерности функционирования и развития социальной сферы, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмами управления.

Таким образом, структура предмета социологии социальной сферы включает в себя изучение:

•отношений, возникающих в процессе социального воспроизводства между группами людей, занимающими разное положение в обществе и различающимися не только неодинаковым участием в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни;

•процессов распределения и распределительных отношений, структур личного потребления и потребностей деятельностного бытия человека;

•эффективности результатов социального воспроизводства субъектов жизнедеятельности, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной безопасности и защищенности населения как интегрального показателя ее развитости;

•специфических закономерностей функционирования и рязвития социальной сферы, общих и особенных характеристик социальных механизмов управления;

•конкретных социальных проблем, регистрируемых реалий, позволяющих углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов;

•интересов, ожиданий и предпочтений различных социальных групп, осознания и оценки людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Предметная область социологии социальной сферы может "пересекаться" с предметными полями других социологических дисциплин. Среди этих частных теорий - социология труда, образования, быта, медицины и здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п. Так, социология медицины и здравоохранения изучает социальные явления, факты, проблемы и закономерности деятельности здравоохранительных учреждений и социаль-ных отношений в области медицинского обслуживания и охраны здоровья населения. Аналогичным образом социология быта - социальные отношения, деятельность, поведение людей в сфере быта и т.п. Как видим, каждая из них изучает в общем контексте лишь какую-либо сторону воспроизводства социальных субъектов. Целостное жизнесуществование социальных субъектов составляет предметное поле социологии социальной сферы. И в этой теснейшей взаимосвязи нет ничего особенного. Как нам представляется, сохранение в социологии социальной сферы абсолютной четкости и неприкосновенности ее границ не только невозможно, но и нежелательно. С нашей точки зрения, эта теория концентрирует свое профессиональное внимание на тех жизненных стилях, социальных институтах, социальных преобразованиях, которые отвечают за социальное воспроизводство дифференцированного субъекта социальной жизни.

Гост

ГОСТ

Общее понятие о социальных процессах

Социальный процесс – это направленные в определенном ключе действия людей, которые приводят к изменению состояния определенных элементов в социальной системе. Без социальных процессов невозможно существование социальной системы в целом.

Любой социальный процесс может быть вызван в жизни человека как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Каждое социальное изменение в обществе происходит при условии наличия совместных действий людей.

Каждый человек находится в постоянном процессе участия в социальных процессах, примером тому могут выступать – поиск выхода из той или иной трудной жизненной ситуации, изменение своего положения в экономической и политической сферах, коррекция собственного поведения в соответствии с ситуацией в обществе в данный момент. Именно этот факт позволяет говорить об исключительной важности социальных процессов в жизни человека и общества в целом.

В результате течения того или иного социального процесса итогом могут быть как позитивные, так и негативные изменения, которые напрямую зависят от особенностей деятельности людей в данном процессе. К сожалению человек, не всегда имеет возможность полностью контролировать те социальные процессы, участие в которых он принимает.

Особенностью любого социального процесса является то, что одним из основных критериев формализации социальных процессов является время. Различные вида социальных процессов накладываются друг на друга, а в центре их развития находится человек. Целью одних социальных процессов является решение возникающих повседневных проблем человека, другие, более глобальные, направлены на то, чтобы изменить жизнь общества в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальный процесс является социально значимым изменением в общественной и социальной жизни, которое вызывается желанием различных социальных групп оказывать влияние на те условия, которые сложились на данный момент в социуме, с целью удовлетворения возникающих потребностей членов данного общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды социальных процессов

На современном этапе развития социологической науки учеными выделяются следующие социальные процессы:

  1. Кооперация;
  2. Конкуренция;
  3. Приспособление;
  4. Конфликт;
  5. Ассимиляция;
  6. Амальгамизация.

Некоторые исследователи добавляют к ним еще два социальных процесса: поддержание границ и систематические связи.

Рассмотрим их более подробно.

Кооперация.

Социальный процесс кооперации заключается в объединении большой группы лиц, которые работают в одной организации. Она основывается на согласованных действиях и наличие общих целей деятельности, достижение которых возможно при наличии взаимопонимания и установленных внутри коллектива правил сотрудничества.

Конкуренция.

Конкуренция представляет собой борьбу между различными группами, общностями, людьми за овладение какими либо ценностями. Это могут быть – деньги, власть, статус, любовь и тд. В связи с тем, что распределение данных ценностей не может быть равномерным, конкуренция выступает в качестве борьбы за определенное желаемое вознаграждение. Для того, чтобы достичь своей цели в процессе конкуренции человеку необходимо опередить или устранить соперника, который также претендует на их получение.

Приспособление.

Общественная жизнь предполагает постоянное приспособление к существующим и вновь возникающим нормам и правилам, изменяющимся обстоятельствам, трудным жизненным ситуациям. Таким образом, процесс приспособления способствует эффективной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям жизни в обществе. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

Конфликт.

Те изменения, которые постоянно происходят в обществе, требуют от человека не только способности к приспособлению и адаптации, но и порой строгого подчинения. Этот факт порождает возникновение конфликтов, которые направлены на то, чтобы отстаивать собственные интересы и противодействовать тем изменениям, которые человек считает неприемлемыми для себя и общества.

Ассимиляция.

Ассимиляция – это процесс, направленный на взаимное культурное проникновение для достижения такого результата, при котором группа или личность приходят к пониманию общей культуры, разделяемой всеми участниками группы. Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Благодаря возможности смешения групп в одну единую с однородной культурой и едиными культурными ценностями ассимиляция способствует нивелированию конфликтов и исчезновению их причин.

Амальгамизация.

Амальгамизация представляет собой процесс биологического смешивания этнических групп и народов, в результате чего появляется единая группа или народ. Примером может выступать образование русской нации, которое произошло в результате биологического смешивания многих племен и народов.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить тот факт, что все перечисленные социальные процессы происходят одновременно и между собой очень тесно связаны.

Именно их существование способствует возникновению возможностей для постоянного развития социальных групп и общества в целом. Благодаря многочисленным социальным исследованиям в области социальных процессов появляется возможность объяснения и прогнозирования поведения субъектов общественной жизни в той или иной ситуации и предотвращение нежелательных социальных явлений.

Социальная диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей – все это способствует адекватному и правильному оцениванию хода и результатов различных социально-экономических и политических мероприятий, направленных на развитие социальной сферы жизни общества и всех сторон его развития в целом.

Читайте также: