Первичные последствия профессионального стресса доклад

Обновлено: 05.07.2024

Продолжаем рубрику "полезные посты из телеграм-канала "Три чашки психологии".

Предыдущий пост был посвящен, как помните, тому - как правильно отдыхать и восстанавливаться.

Этот же пост - об одной из основных причин, из-за которых нам приходится заниматься всей это штукой с отдыхами и восстановлениями.

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс – состояние физического, эмоционального, психического напряжения, которое обусловлено профессиональной деятельностью и стрессорами на этой деятельности.

Часто профессиональный стресс приводит к истощению, эмоциональному выгоранию и депрессивным расстройствам, поскольку человек находится в состоянии хронической утомляемости и не может полноценно отдохнуть, расслабиться и восстановить ресурсы.

Причины профессионального стресса:

1) Невозможность влиять на рабочие процессы.

Даже если обычно мы способны держать всё под контролем и управлять рабочими процессами, всё равно случаются ситуации, в которых мы полностью теряем контроль и не можем никак улучшить происходящее.

Такие события давят на человека, усиливают стресс и вызывают приступы тревоги.

2) Чувство изолированности в коллективе.

Такое очень часто происходит с новыми сотрудниками, которые только-только устраиваются на работу, не имеют возможности сразу установить стабильные отношения с коллективом и обычно находятся где-то в стороне, далеко от активных групповых процессов.

3) Межличностные конфликты в коллективе и конфликты с начальством.

Чем чаще возникают конфликты и чем сильнее их выраженность, тем больше ресурсов человеку приходится тратить на их улаживание >>> со временем ресурсы уменьшаются, уходят в условный минус, из-за чего профессиональный стресс превращается в хроническое явление >>> человек не справляется с подобной эмоциональной нагрузкой.

4) Неопределённые требования и обязанности.

Гармоничнее всего, когда работа подразумевает понятные инструкции, детальное объяснение обязанностей, понимание выдвигаемых требований и способность начальства доступным образом объяснять важные детали работы. Если же такого нет и сотрудники не могут понять сути рабочих процессов и своих обязанностей, это приводит к дезориентации, снижению производительности и дискомфорту.

5) Дискомфортные условия.

Когда человек испытывает на работе постоянный дискомфорт, находится в неудобном положении, не может настроиться на работу из-за отвлекающих факторов, это вызывает сильный внутренний дисбаланс, который способствует снижению продуктивности и усилению стресса.

6) Низкая зарплата и отсутствие стабильности.

Если человека не устраивают материальные ресурсы от работы и он не чувствует постоянства, но не может пока повлиять на изменение этих факторов, это вызывает внутренний конфликт: нужно работать, чтобы иметь возможность обеспечить хотя бы минимальные условия >> других вариантов пока нет.

7) Авторитарный стиль управления и завышенные требования.

Авторитарный стиль руководства подразумевает абсолютную власть начальника, который не доверяет своим сотрудникам, ставит себя в привилегированное положение и не способен идти на компромисс. Взаимодействие с такими представителями руководства само по себе вызывает стресс и повышенную тревожность.

Что же касается требований, тут речь идёт о том, что от сотрудника требуется очень многое – больше, чем находится в пределах его ресурсной возможности.

Со временем нагрузка только растёт, требования и обязанности увеличиваются, и, как следствие, человек находится в состоянии выгорания.

Последствия длительного профессионального стресса.

  • Постоянное ощущение напряжения, как психоэмоционального, так и физического. Может проявляться в телесных симптомах (головная боль, напряжение в мышцах, боли в области шеи и затылка);
  • Эмоциональная резистентность. Сюда относятся:

а) неадекватные эмоциональные реакции на новые стрессовые ситуации (например, смех из-за штрафа на работе и неконтролируемая истерика из-за упавшей ручки. Подобное случается потому, что психика сильно истощена и уже не может адекватно справляться с новыми стрессорами);

б) эмоциональная дезориентация (человек не может понять, что именно он переживает, как себя чувствует, какие эмоции сейчас испытывает, что конкретно у него вызывает те или иные чувства);

в) редукция профессиональных качеств (человек становится рассеянным, ему трудно выполнять привычные обязанности, он делает много ошибок в той деятельности, которую раньше делал практически идеально; он чувствует себя потерянным и менее компетентным, чем когда-то);

Что с этим делать?

Справляться с профессиональным стрессом нужно комплексно, задействуя разные сферы жизни человека.

Стратегии преодоления профессионального стресса:

1) Сфера психологического здоровья – обратитесь к психологу или психотерапевту.

Помощь квалифицированного специалиста пригодится вам и будет действенным спасательным кругом, который не даст вам расклеиться.

Тем более, психотерапия показывает высокую эффективность в борьбе с профессиональным стрессом, особенно если мы говорим о тяжёлых случаях запущенного характера.

2) Сфера семьи – обратитесь к близким.

Попробуйте как можно больше времени проводить с близкими и дорогими вам людьми, стараясь не нести работу в дом. Работа остаётся на работе, вместе со стрессами и заботами. А домой вы несёте спокойствие и любовь к родным людям. Не стесняйтесь рассказать им о вашем самочувствии и попросить поддержки.

3) Сфера работы – старайтесь что-то улучшить.

Если это возможно и находится в пределах ваших сил, пробуйте увеличить удовольствие от работы и изменить дискомфортные обстоятельства в лучшую сторону.

Если такой возможности нет, попробуйте переключиться на другую деятельность, чтобы ваша психика отдохнула от полученного стресса.

4) Сфера отдыха – позволяйте себе отдохнуть.

Развивайте умение регулировать затраты и восполнения энергии, применяйте восстанавливающие техники и позволяйте себе расслабляться.

Нужно выработать привычку хотя бы несколько часов отдыхать после работы, не думая о ней и тем более не выполняя рабочие обязанности вне работы.

Старайтесь позволять себе отдыхать не тогда, когда вы уже на грани полного выгорания, а ещё тогда, когда впервые почувствовали усталость и лёгкую потерю сил.

Если у вас есть какие-то вопросы или замечания по теме профессионального стресса - пишите, пожалуйста, в комментариях!

Вам интересно, как выжить в эпоху коронавирусной пандемии, какая вакцина более эффективна и о чем говорит ваш уровень антител? Вы хотели бы отличать рекомендации настоящих психологов от лозунгов мошенников? Вам любопытно, существует ли на самом деле глобальное потепление или это миф? Вы следите за прогрессом космических и земных технологий?

Приходите в наш научно-популярный Телеграм-канал: @evangelieotnauki

8.Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения.

9.Управление производственным стрессом

10. Условия труда, способствующие снижению уровня стрессоров.

Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном - в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника.

Это в свою очередь понижает не только качество жизни данного сотрудника, но и качество выполняемой им работы, нанося ущерб организации в целом. И неспроста современные работодатели все больше внимания уделяют психологическому обеспечению работников, понимая, что это не последний фактор оптимизации трудовых процессов. Поэтому сегодня средства упреждения и преодоления производственного стресса выступают также как технологии ресурсосохранения.

Стресс и стрессоустойчивость

Понятия стресса и стрессоустойчивости

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

• Инструментальная поддержка — материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Стойкость

Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля — это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Оптимизм

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

Профессиональный стресс. источники и Виды производственного стресса

Источники профессионального стресса

Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;

дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);

необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

· ролевая неопределенность, например недостаточная инфор­ мированность о профессиональных обязанностях и соответствую­ щих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;

· ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;

· ответственность за других людей и за какие-то вещи (за обо­ рудование, за бюджет и т. п. ). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;

· слишком низкая ответственность, больно бьющая по само­ любию и очень расхолаживающая в работе;

· малая степень участия в принятии решений в организации.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

· взаимоотношения с руководством, подчиненными, кол­ легами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;

· трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Факторы, связанные с деловой карьерой:

· отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);

· несоответствие уровня притязаний данному профессиональ­ ному статусу.

· Факторы, связанные с организационной структурой и психоло­ гическим климатом:

· неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных воп­ росов);

· ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

Внеорганизационные источники стрессов:

· мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основ­ ную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По дан­ ным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена вклю­ чается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;

Виды профессионального стресса

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:

· информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределен ­ ностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;

· эмоциональный стресс возникает при реальной или предпола ­ гаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отно ­ шения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные уста ­ новки и ценности работника, связанные с его профессией;

· коммуникативный стресс связан с реальными проблемами де ­ лового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воз ­ действия и т. п.

· особый интерес представляет профессиональный стресс дости ­ жения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожида ­ ний реальным возможностям человека;

Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения.

Управление производственным стрессом

Купер и Маршалл выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом:

· изменение социального, психологического и организацион ­ ного окружения на рабочем месте;

· обеспечение большей автоно ­ мии работника;

· повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);

· создание в организации благоприятного со ­ циально-психологического климата.

Условия труда, способствующие снижению уровня стрессоров.

Касл перечислил желательные условия труда:

· работа должна быть не слишком утомительной;

· вознаграждение за труд должно быть справедливым, информа ­ тивным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;

· «условия труда должны быть совместимы с физическими по ­ требностями и содействовать достижению трудовых целей;

· работа должна способствовать росту самооценки работника;

· факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать повышению значимости труда.

Ауторегуляция

Ауторегуляция – сознательная регуляция человеком своего состояния.

Наиболее распространенные и эффективные методики ауторегулируемого антистрессового поведения:

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Концентрация

Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Как правило современный человек ежедневно сталкивается с необходимостью выполнять большое количество разнородных задач в один отрезок времени и в быстром темпе. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы.

Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде - на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. С помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

Ауторегуляция дыхания

С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.

Самопрограммирование на усойчивость к стрессу.

Самопрограммирование, один из основных методов саморегуляции, при котором человек сам задает своему организму программу действий.

Самопрограммирование - основной метод саморегуляции, при котором человек сам задает своему организму программу действий. При самопрограммировании практически отсутствует сопротивление, легко скорректировать формулу, если она вызывает дискомфорт. Кто лучше самого человека знает, что ему нужно?

Таким образом, понятно что, обучится легкому преодолению любой стрессовой ситуации не только возможно но и необходимо.

Ауторегулируемый методический подход обеспечивает гармоничное единство взаимосвязанных способов борьбы с негативными последствиями стресса.

Профессиональный стресс – стресс работника, возникающий под влиянием стрессоров, так или иначе связанных с работой, ее условиями, отношениями сотрудников, оплатой труда, проблемой самореализации и пр.

Выделяют несколько видов профессионального стресса - информационный, эмоциональный, коммуникативный, профессиональный стресс достижения, страх профессиональной ошибки, стресс конкуренции, стресс успеха, стресс связанный с зарабатыванием денег.

1.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.

2.Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

3.Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.:МГУ, 1976.

4.Карташова Л.В. Поведение в организации: Учебник. – М: ИНФРА-М, 1999 – 220с.

7.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

8.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЭКМОС. 2000. - 281 с.

Стрессоры испытывают возможности адаптивных ресурсов человека, включая реакции, ориентированные как на решение задач, так и на защиту (различные копинг-стратегии). Чаще всего бывает, что с помощью этих разнообразных реакций угрозу удается обуздать. В случае, когда стрессоры воздействуют непрерывно или бывают особенно сильными (например, у специалистов экстремальных профессий), человек может оказаться неспособным к адаптации и будет ощущать снижение способности влияния на будущие события. Такое состояние можно обозначить как деазаптация, как переходное состояние, когда никаких оснований для постановки нозологического диагноза не наблюдается, однако процесс взаимодействия человека с окружающей средой нарушен. Итогом снижения адаптивного функционирования является личностная или психологическая декомпенсация, при которой можно выделить следующие реакции:

  1. Тревога и мобилизация. Ресурсы копинга первыми приводятся в состояние готовности и мобилизуются на борьбу с травмой. На этой стадии обычно задействованы эмоциональное возбуждение, повышенное напряжение, повышенная сензитивность, большая настороженность (вигильность) и определенные усилия по самоконтролю. В то же время человек, желая выйти из критического положения, предпринимает различные меры противодействия, которые могут быть ориентированы либо на решение задач, либо на защиту, либо на то и другое. На этой стадии могут возникнуть симптомы плохого приспособления, такие как постоянные тревога и напряжение, желудочно-кишечные расстройства или другие соматические недомогания, а также пониженная эффективность - признаки того, что мобилизация адаптивных ресурсов протекает неадекватно.
  2. Сопротивление. Если травма продолжает оказывать свое действие, человек зачастую способен отыскать средства, позволяющие с ней ужиться и остаться в известной степени приспособленным к жизни. Некоторое время сопротивление травме может оказываться при помощи согласованных мер, ориентированных на решение задачи; в этот период также может интенсифицироваться использование механизмов защиты эго. Однако даже на стадии сопротивления могут появиться признаки деформации. Например, на ее позднейших этапах могут возникнуть такие психологические симптомы, как острое расстройство желудка и легкие искажения в восприятии реальности, например гиперчувствительность к звукам. Кроме того, человек может стать ригидным и придерживаться ранее разработанных методов защиты вместо того, чтобы постараться пересмотреть травмирующую ситуацию и выработать более адаптивные паттерны копинга.
  3. Истощение. На фоне длительного травматического состояния адаптивные ресурсы человека иссякают, а паттерны копинга, задачей которых становится оказание помощи на стадии сопротивления, перестают действовать. Когда начинается стадия истощения, способность индивида справляться с продолжающимся стрессом значительно ослабевает, и для решения проблем он может прибегнуть к преувеличенным и ошибочным защитным мерам. Последующие реакции отличаются психологической дезинтеграцией и разрывом с реальностью, сопровождающимся бредом и галлюцинациями. Представляется, что эти бредовые построения воплощают в себе все более дезорганизованные мысли и перцепции наряду с отчаянными попытками спасти психологическую целостность и внутреннее единство путем переструктурирования реальности. В бредовом и галлюцинаторном поведении могут участвовать и метаболические изменения, которые нарушают нормальное функционирование мозга. В конце концов, если чрезмерный стресс сохраняется, процесс декомпенсации переходит в стадию тяжелой психологической дезинтеграции, которая может сопровождаться неконтролируемыми актами насилия, апатией, ступором и даже приводить к смерти.

2. Общая характеристика профессионального стресса

Возможности анализ профессионального стресса в современной науке представлены достаточно широко и зависят от концептуального подхода.

Иерархическая модель анализа, предложенная Леоновой А. Б. (Леонова, 2004), позволяет выделять на первом уровне (макроанализа) стресс-фак- торы, являющиеся потенциальными источниками стресса и включающие такие характеристики, которые лежат в основе субъективной оценки ситуации (мотивационные установки, личностные диспозиции, доступный репертуар копинг-стратегий и др.). Детальный анализ конкретных синдромов острых и хронических стрессовых состояний проводится на уровне микроанализа. Анализ синдромов позволяет отразить специфику изменений в механизмах регуляции деятельности (Леонова, 2004).

Щербатых Ю. В. выделяет объективные (мало зависят от личности работника) и субъективные (зависят от самого человека) факторы, вызывающие производственный стресс. (Щербатых, 2006).

Дополнительными факторами стресса могут выступать различные чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они могут принимать различный характер, зависящий от специфики труда (техногенные аварии, обвал акций или неожиданное изменение курса валют, срыв поставок сырья или комплектующих).

К субъективным факторам стресса Щербатых Ю.В. относит межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Коммуникационные стрессы возникают в ситуации общения с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Как руководители для подчинённых, так и подчинённые для руководителей могут быть источником стресса. У подчинённых может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам (чрезмерный контроль со стороны руководителя, завышенные требования, недооценка труда, отсутствие четкости в указаниях, грубое или пренебрежительное отношение), а у руководителей - из-за пассивности либо излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.

Источником стрессов могут стать лица, которые не работают в данной организации, но контактируют с ней. Например, стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.

Внутриличностные стрессы Щербатых Ю. В. подразделяет на профессиональные стрессы, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем сотрудников. Внутриличностные стрессы, обусловленные нехваткой знаний, умений, навыков (так называемый, стресс новичков) или ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него может быть вызван профессиональными причинами. Внутриличностные стрессы, причинами которых являются такие личностные характеристики как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, особенности мотивации, неуверенность в своем будущем, встречаются у работников самых разных профессий и носят неспецифический характер. Субъективным внутриличностным фактором, вызывающим профессиональный стресс, является состояние здоровья человека. В состоянии хронического заболевания человеку требуется повышенные усилия для компенсации болезни, а это снижает эффективность деятельности, отражается на социальном статусе и приводит в конечном итоге к профессиональному стрессу, а в состоянии остро протекающей болезни временная нетрудоспособность влечет за собой финансовые потери, необходимость заново адаптироваться к работе.

Особую категорию лиц, подверженных профессиональному стрессу, составляют специалисты, так называемых, экстремальных профессий (спасатели, военнослужащие, пожарные, сотрудники правоохранительных структур, журналисты, врачи медицины катастроф и т.д.).

3. Последствия профессионального стресса

Выделяют первичные, вторичные и третичные последствия профессионального стресса.

К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них - состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, дезорганизация деятельности, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловленный им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие. (Кузнецова, Петровская, Рязанцева, 2012).

Наконец, третичные последствия профессионального стресса объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования, как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это - преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды (Кузнецова, Петровская, Рязанцева, 2012).

4. Состояние утомления и переутомления

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Это нормальная реакция организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. В широком смысле слова утомление означает временный упадок сил после какой-то деятельности. Обычно оно чувствуется перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня. В эти периоды работник ощущает усталость, потребность на время прекратить работу. Если же работа продолжается дальше без отдыха, то утомление прогрессирует и переходит в переутомление. Проявления и последствия утомления и переутомления весьма многообразны, поэтому изучением их причин, механизмов и путей ограничения отрицательных последствий занимаются физиологи и психологи, экономисты, инженеры и социологи (Психология, 2008).

Упадок сил, прежде всего, обусловлен изменениями функционального состояния организма, возникшими в результате выполнения работы (снижение мышечной силы и координации движения, изменение пульса, парабиоз). В этом проявляется физиологическая сторона утомления.

Как только человек начинает осознавать изменения своего состояния, у него появляется чувство усталости, которое, по определению А. А. Ухтомского, является естественным предупредителем начинающегося утомления.

Изменения состояния нервной системы сопровождаются ухудшением внимания, затруднением мышления, снижением интереса к работе, появлением раздражительности, т.е. вызывают разнообразные психологические последствия.

Утомление как функциональное состояние, есть результат интенсивной и/или длительной нагрузки, проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда. Если чрезмерные нагрузки продолжают воздействовать, а условия для полноценного восстановления функциональных нарушений отсутствуют, тогда состояние утомления может перейти в переутомление, которое представляет собой предзаболевание и требует лечения (Павлова, 2008).

Дополнительными причинами утомления, которые могут ускорить развитие или усилить выраженность проявлений этого состояния, являются следующие: - воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т. д.); - повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс; - чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой (физкультура и спорт, домашняя работа и т. д.) (Психология, 2008).

Дружинин В. Н., классифицируя утомление по видам, выделяет физическое, умственное, эмоциональное и смешанное; общее и локальное; мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное (творческое). По формам - компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление. Современную классификацию утомления Дружинин В. Н. представляет на основе учета трех групп показателей: 1) причины его возникновения; 2) симптомы проявления; 3) способы и продолжительность восстановления работоспособности. (Психология, 2008).

Показатели

Утомление

Переутомление

компенсируемое

острое

хроническое

Причины возникновения (рабочая нагрузка)

Кратковременная, умеренной интенсивности

Многократная (длительная), интенсивная

Многократная, длительная, чрезмерной интенсивности

Симптомы:
1) профессиональные (эффективность и качество работы)

Без существенных нарушений

Существенные нарушения, ошибки, отказы

2) функциональные
- субъективные

Чувство усталости в конце работы

Чувство усталости после нагрузки

Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе

Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности

Незначительные вегетативные реакции

Нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки

Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей

Мероприятия по восстановлению

Лечение и реабилитация

Предрасполагающими к утомлению, являются следующие факторы: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация); остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; недостаточное физическое развитие; наличие вредных привычек; недостаточный уровень физической подготовленности и т. д (Психология, 2008).

5. Эмоциональный стресс

Благодаря междисциплинарным исследованиям, в которых установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса, были сформулированы представления об эмоциональном (психическом) стрессе. Влияние психических стрессоров при эмоциональном стрессе опосредуется сложной работой психических процессов, благодаря которой происходит оценка стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. В результате психологической переработки может возникнуть ощущение угрозы, и тогда стимул становится стрессором, когда психологическая оценка показывает явное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Нейтральный стимул может стать стрессором: такое субъективное отношение к стимулу зависит от индивидуального опыта человека, его личностных характеристик, особенности когнитивной переработки и психического состояния. (Соколова, Березин, Барлас, 1996).

Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем, что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений, поскольку они изменяют взаимодействие человека и его окружения, предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако, центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация - психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, диапазон потребностей, блокада которых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей, которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых, блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием, а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт, который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности, которые не удовлетворяют человека в силу того, что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку, но осуществляются, поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих, в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности, а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций, с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.

6. Дезорганизация деятельности и нарушение психической адаптации

Дезорганизованность деятельности является одним из психологических признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии профессионального стресса.

Когда человек находится в стрессовом состоянии, он может с трудом осуществлять целенаправленную деятельность, могут отмечаться трудности переключения и распределения внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. Могут остаться без изменения и заменить собой осознанные действия, навыки и привычки; возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. Однако, иногда у некоторых людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции. Но заранее невозможно определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека или нет. Умение быстро оценить обстановку, наличие навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевая собранность, решительность, целесообразность действия и развитие выдержки, имеющийся опыт поведения в подобной ситуации - это личностные особенности, от которых зависит поведение при стрессировании.

Нарушение психической адаптации является ещё одним следствием профессионального стресса.

Наиболее совершенным и вместе с тем наиболее ранимым аппаратом приспособления человека к социальной и экологической среде является психика. В ситуациях, когда на организм человека действуют экстремальные нагрузки, хроническое напряжение, тогда психическая адаптация может нарушаться. Нарушение психической адаптации в условиях хронической стрессогенной ситуации развивается поэтапно, соответственно 4 этапам, рассматриваемым как последовательные стадии психологического кризиса:

  1. первичный рост психического напряжения, сопровождающийся различными попытками приспособления к ситуации;
  2. дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти попытки оказываются безрезультатными;
  3. еще большее увеличение психического напряжения;
  4. если все оказывается тщетным, наступает стадия срыва, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности (Сандомирский, 2001).

В форме дезадаптированного отклоняющегося поведения проявляются затруднения и неполнота адаптации к экстремальным условиям. Нарушение отдельных составляющих психической адаптации Ф.Б. Березин, представляет следующим образом (Березин, Барлас, 1994):

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности.

Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях(ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

  • факторы рабочей ситуации - физический стресс - психологический стресс
  • социально-психологические факторы
  • системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто "улетучиваются".
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания: постоянное ощущение недоедания или потеря аппетита, удовольствия от еды.
  • Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

1) РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

  • Первичные
  • Вторичные
  • Третичные Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ) - ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР) СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ) состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  • физические
  • эмоциональные
  • интеллектуальные
  • социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса. Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии - информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии - приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции. Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Читайте также: