Социальная адаптация доклад кратко

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ - Кобяйское улусное управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

Особенности социальной адаптации

Руководитель: Гулгунова В.М.

2. Глава I.1.Особенности социальной адаптации подростков .

1.2 Адаптация учащихся в новом коллективе.

1.3. Школьная адаптация.

3. Глава II .Методы исследования

2.1. Логики адаптационного периода 5-6 классов.

5. Использованная литература.

Необходимость адаптации возникает связи с редкой сменой образа жизни человека и его социального окружения.

В связи с переходом в среднее звено у пятиклассников изменилось социальное окружение и система деятельности.

Они стали учениками средней школы, т.е. среднего звена поэтому ситуация новизны является для них в определённой степени тревожной.

Пятиклассник переживает эмоциональное напряжение из-за новых неопределённых представлений об особенностях учения и требованиях учителей, также о ценностях учителей и нормах поведения в коллективе класса.

Целью нашей работы является изучение методов, изучающих уровень социальной адаптации и удовлетворённости учащихся своим коллективом.

Исходя, из этого, определили следующие задачи работы:

Изучение особенностей социальной адаптации подростков.

Подбор методик, выявляющих особенности социальной адаптации.

Составление характеристики классного коллектива на основе наблюдения и сбора информации.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Глава I. Особенности социальной адаптации подростков.

Адаптация (от латинского слова) приспособление и строение функции организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомоостаза. Иногда выделяют различные фазы процессов адаптации направлены к необычным экстремальным условиям (например: фазу первоначальной декомпендации). Дети, впервые приступившие порог школы оказываются в сложной ситуации из организованного и привычного мира семьи и детского сада. Они попадают совершенно неведомый для них мир.

Социальная адаптация- это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой среды.

Социальная адаптация – это процесс и результат приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм ценностей социальной среды сложившейся форм социального взаимодействия, а также освоение форм предметной, профессиональной деятельности.

Социальная адаптация имеет две формы:

1.Активная, когда индивид стремится воздействовать на среду, с тем, чтобы изменить её.

2.Пассивная, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Социальная адаптация начинается с рождением ребёнка.

Возрастные периоды: с 3- до 4 лет; с 6 – 7 лет; с 9 – 10 лет; с 13- 14 лет; с 16-17 лет.

Самые главные переходы :

Дошкольно -ясельный(от 1 до 7 лет) – общение с ребёнком.

Школьный (от 7- 16 лет)- эмоциональное напряжение с переходом из начального звена на среднее звено, и распределение на математический, гуманитарный и педагогические классы.

3. Взрослости ( от 16 и более) учебно – профессиональная деятельность.

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и психических особенностей индивида.

Понятно, что первоклассникам трудно адаптироваться. Несмотря на дружелюбия учителя, участия с его стороны. Отсюда возможный результат объективной трудности для ребёнка – нежелание идти в школу.

Анализ этой ситуации привёл нас к мысли о необходимости переходного, адаптированного периода не только для учащихся 1-х классов, но и для 5- х и 10-х классов. Ведь эти «школьники со стажем находятся теперь в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий).

В чём смысл адаптационного периода в школе?

Социальная адаптация- это приспособление человека к условиям социальной среды предлагает:

Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

Адекватную систему отношений и общения с окружающим.

Способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха.

Способность к самообслуживанию и самоорганизацию, к взаимо-

обслуживанию в коллективе.

5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у пятиклассников, и шестиклассников изменилось социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определённой ступени тревожной.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда ребёнок становиться недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу и учиться.

Дети, систематически ослаблённые являются наиболее поверженными дезадаптации.

И, конечно же невозможно говорить об адекватном восприятии ребёнком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с пока что незнакомыми одноклассниками и учителями.

Всё это, осложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроках становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего прогульщика.

Не менее важным оказываются процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно организовать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе процесс адаптации так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен.

1.2 Адаптация учащегося в новом коллективе

Различают адаптацию на два вида: - социальную

Мотивация к школе у школьников в основном бывает высокая. Большую роль в адаптационном периоде в школе играет учитель, от его отношения с учениками зависит насколько легче пройдет процесс адаптации у ребенка.

Выделяют 3 этапа:

Первый этап: физиологическая буря проходит 2-3 недели; ребенок бурно реагирует на весь комплекс новых действий.

Второй этап: неустойчивое приспособление, когда организм ищет и такт оптимальные варианты реакций на воздействия.

Третий этап: устойчивое приспособление – это когда организм, накопляет наиболее оптимальный вариант реакций.

Ребенок быстро устает, должен быть не нагружен чрезмерно до 10-15 октября.

Трудности адаптации

Дети, у которых сложно протекал период новорожденности (если роды матери были через кесарево сечение, родовая травма и т.д.)

Дети с черепно-мозговой травмой, черепной давлением.

Дети с хроническими заболеваниями (цистит, гипертония и т.д.)

Дети с частными простудными заболеваниями (ОРВТ, ОРЗ и т.д.)

Дети с расстройствами нервно- психологической сферы (логоневроз, невроз и т.д.)

Показатель здоровья ребенка:

Масса тела ребенка.

Артериальное давление низкий. Повышенный в начале учебного года и в середине IV четверти.

Состояние зрения ребенка.

Неадекватное поведение ребенка.

Социально-психологическая адаптация может протекать по-разному. Выделяют группы детей:

I группа 56% - быстро адаптируются, дружелюбны, иногда могут быть сложности

II группа 30% - длительный период адаптации, их поведение не соответствует требованию школы. Не реагируют на замечания учителя и взрослых

III группа 14 % - дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. Дети, которые не усваивают учебный материал, и у них отмечается девиантное поведение и отрицательные эмоции. И своим поведением они мешают работать в классе.

Причины могут быть разные:

- нарушение психонервной сфере

-дети готовые к обучению, но воспитываемые в неблагополучных семьях, где нет условий к учебе, и постоянные неуспехи в учебе создают отчуждение и все это может привести к срыву не только эмоциональному, но и нервному.

1.3 Школьная адаптация

I этап – Подготовка к поступлению в школу. Это месяцы: март, апрель и сентябрь, где проводиться диагностика. Диагностика – школьной готовности состоит из 2 частей:

2. Для детей с низкими результатами (дети не посещающие и не посещающие детские учреждения). Групповые и индивидуальные консультации для родителей. Психологические педагогические консилиумы для родителей проводятся по результатам диагностики, чтобы выработать комплектование определенного класса.

II этап – Первичная адаптация школьника. Месяцы: сентябрь – январь. Система требований по классу со стороны педагога. Педагог организует методическую работу с учениками. Организуется педагогическая поддержка. Проводятся игры по сплочению класса

III этап – Психолого – педагогическая работа со школьниками, которые испытывают трудности школьной адаптации.

- адаптация к разнообразным требованиям учителей

- пояснить позиции роли мальчика и роли девочки. Акцент работы ведется на поле ролевого взаимодействия

- принятие новой позиции ученых основой для школы

Школьная дезадаптация:

- Школьной дезадаптацией следует назвать только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, школьных воздействий или прямо и косвенно с учебной деятельностью, с поведением ребенка в школе и дома при выполнении школьных заданий.

-Социально – психологическая дезадаптация – она характеризует широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием различных сложных соцальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод, конфликт в семье, изменение место жительства и т.д.)

Р.Овчарова выделила социально-педагогические ситуации порождающие дезадаптацию:

- подавление активности ребенка

Педагогический уровень школьной адаптации:

Педагогический уровень школьной адаптации:

I этап – первичные трудности в учении

II этап – перерастание пробела знании

III этап – отставание в усвоении по несколько предметам

IV этап – неуспеваемость частичную или общую

V этап – отказ от учебной деятельности.

Также основные проявления её факторов:

- агрессия по отношению к людям и вещам

- чрезмерная подвижность, фантазия

- сверхчувствительность, чувство собственной неполноценности

- неспособность сосредоточится в работе, неуверенность в принятии решения

- повышенная возбудимость, конфликтность, частые эмоциональные расстройства.

- лживость, уединенность заметная, недовольство достижением

- сосание пальцев, обгрызание ногтей, гримасничанье, лицевые тики, энурез, запоры

- дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.

- неуспеваемость, пед запущенность

- интеллектуально – пассивные дети, недостаточная подготовка.

В школе социально- педагогическая запущенность, физическая ослаблённость, нарушение формирование познавательных процессов, формирование познавательных процессов, формирования школьных навыков:

В успешной адаптации играет особенности:

Первичная оценка ребёнка зависит от мнение учителя.

Школьная дезадаптация происходит в связи с симптомами учительского дедаптогения, требует анализа конкретного случая.

Фактором высокого риска является патология беременности, родовые травмы, асфиксия, недоношенные, алкоголизм матери.

Педагогическая запущенность отставание по требованиям вызванных педагогическими причинами. В дошкольном возрасте неспешность в ролевой игре.

Проявляются трудности общения со сверстниками. Это приводит не подготовленности к школе. У них низкий уровень понимания об окружающей среде, проявляются неразвитость синтетической процессе, дисгармония в эмоционально- волевой сфере.

Глава II. Методы исследования.

2.1. Логики адаптационного периода 5-6 классов.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Г.А. Цукерман адаптации более интенсивным инициацией в новый возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстником, самим собой.

Для этого, важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, понять мнение одноклассника не похожее на него собственное мнение.

Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Всё это способствует снятию тревожности, кроме вышеуказанных общих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.

В работе важным становится и другие задачи:

- принятие позиции ученика средних классов

- принятие новичков в коллективе

Поиск личностного смысла и мотивации учения:

- узнавания специфики мира юноши и мира девушки

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Младший подростковый возраст характеризуется, прежде всего, такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым, именно потому, адаптационный период пятиклассников, по- нашему замыслу, предлагал значительную долю их самостоятельной, специально организованный, творческой деятельности.

I этап: адаптационного периода пятиклассников (который длился всего 5 месяца), был посвящён знакомству ребят друг с другом. Ребята делились тем, что они больше всего ценят в других людях и самих себя, чем нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. Работая в группах скомплектованных по случайному признаку, ребята искали нечто общее между собой и уникальное, непохожее своеобразное в каждом. Очень важно с первых минут общения создать в классе доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого так, как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждению, то ряд заданий был предложен в форме драматизма и творчества, дискуссии- поиска.

На 2 этапе адаптационного периода ребятам представлялось, возможность взаимодействия в больших и малых группах сменного состава, выработки собственных правил обличающих действия сообща. Некотором классам удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействии- интеллектуального, творческого, трудного и др.

Заключительный этап адаптационного периода пятиклассников был связан с утверждением и осознанием выявления нового общества – класса.

Главное, что работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление своего индивидуального видения.

Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляло чувство причастности к своему коллективу и чувство разделенной ответственности за общее дело.

Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива.

Вариант 1. Ход выполнения

Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценивать отношение в классе. (Полностью учащиеся согласны или абсолютно удовлетворены-5 баллов, хорошо-4, удовлетворены -3, не удовлетворены отношением в классе-2, не хотят учиться в этом коллективе -1 балл) Ответы анонимны.

В – 23 – 44 – удовлетворительный

А – 45 – 66 – хороший

Вариант 2 Ход выполнения. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с 6 утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с их мнением. Всего проводится три серии. Опрос анонимный.

I серия 1. Наш класс очень дружный и сплоченный

2. Наш класс дружный

3. В нашем классе нет ссор, но каждый, существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

II серия 1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся.

3. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса, лидером класса.

4. Наш класс, в общем-то, не обращает внимания на нарушителей дисциплины. За свои поступки они отвечают только перед директором, завучами, классным руководителем и учителями.

6. В нашем классе кто, как хочет, так и себя ведет. Мы особенно не обращаем внимание ни друг друга, ни на внимания учителей.

В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем классе помогают, только тогда когда об этом просит сам ученик.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель.

В нашем классе не принято помогать друг другу

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка полученных данных. Каждая из трех серии вопросов направлена на выявление различных сфер взаимоотношений учащихся в классе: I серия- взаимоприемлимость друг друга( дружба, сплоченность или наоборот, конфликтность).

II серия: - взаимоответственность (безответственность)

III серия: - взаимопомощь (или ее отсутствие).

Ключ: 0 – 7 – низкий

8 – 16 – удовлетворительный

17 – 22 - хороший

Желание учиться в школе

1. Мне нравиться учиться

2. Хожу в школу без особого желания

3. Не хочу учиться

б) Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения

2. Учиться потому что все учатся

3. Ничего привлекательного в школе нет

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Общаюсь в классе со всеми, вступаю в контакт легко

2. Трудно общаться, стесняюсь, мало друзей

3. Испытываю затруднение в общении, боюсь, не хочу дружить

г) Организованность поведения

1. Всегда аккуратно выполняю домашнее задание

2. Иногда забываю выполнить домашнее задание

3. Не выполняю домашнее задание

д) Влияет ли учение на состояние твоего здоровья?

1. Не устаю, болею редко

2. Иногда устаю, но болею редко

3. Всегда испытываю усталость, болею часто, учение влияет на мое здоровье

Каждый человек является частью общества, которое его окружает. С детства он осваивает его правила и ценности, взаимодействует с остальными членами и выстраивает свою жизнь в согласии с принятыми нормами. Этот процесс проходит в рамках адаптационного развития и продолжается в течение всей жизни индивида. Адаптация имеет три формы: физиологическую, психологическую и социальную.

Социальная адаптация — это непрерывный процесс активной интеграции индивида или группы в общество и приспособление к условиям и требованиям социальной среды.

В результате социальной адаптации развивается самосознание личности, формируются паттерны поведения, приобретаются способности к самореализации. Человек учится выстраивать гармоничное взаимодействие с другими индивидами, природой и социальной средой. Индивид на протяжении своей жизни не просто осваивает и принимает социально значимые нормы и установки, но также передает их другим членам общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В зависимости от личных качеств человека, его ценностных ориентаций, индивидуально-психологических особенностей, целей и возможностей их достижения, формируются способности индивида к адаптации. Отсутствие у индивида навыков социального привыкания и приспособления приводит к дезадаптации, то есть к частичной или полной утрате способности взаимодействовать с окружающей средой.

Виды социальной адаптации

  1. Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
  2. Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
  3. Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.

Функции социальной адаптации

Современные исследователи выделяют две основные функции, через которые реализуется социальное назначение адаптации:

Мобилизующая заключается, в первую очередь, в социально-психологическом освоении меняющейся формы целостной системы социального взаимодействия, а также в способности пережить переход из одних общественных устоев к другим.

Стимулирующая отражает потребность в приобщении к новой социальной группе и среде. Она характеризует уровень способностей различных слоев населения ориентироваться в конкретном социальном устройстве. Стремление к реализации своих интересов и потребностей, желание стать частью общества стимулируют индивида к изучению чего-то нового, использованию различных ресурсов для достижения целей.

Успешное функционирование социальной адаптации помогает индивиду развиваться как личность, повышать уровень культуры и жить в согласии с окружающим миром и собой.

Цель адаптации

Понятие социальной адаптации является составной частью социализации. Если социализация необходима для обучения, то адаптация помогает искать актуальные способы самореализации, менять полученные знания и усваивать новые в соответствии с конкретной средой.

Ее основная цель заключается в способности субъекта эффективно выстраивать взаимодействие с группой, в которой он собирается жить и развиваться. На протяжении своей жизни человек попадает в различные социальные группы, встречается с разнообразными людьми и ситуациями. Социальная адаптация помогает быстро и успешно сориентироваться в новых условиях, сформировать сбалансированные отношения с другими участниками группы. При этом основным мотивом личности является не столько желание приспособиться, сколько стремление к самореализации.

Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:

  • принятие изменений привычного уклада жизни и формирование новых установок в личностном развитии индивида;
  • осуществление активной коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • использование условий, которые предоставляет социум, для самореализации и саморазвития;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • формирование адекватных взаимоотношений с окружающими;
  • принятие и соответствие нормам и ценностям среды;
  • достижение целей и удовлетворение потребностей без нанесения вреда другим людям.

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Результаты социальной адаптации

В развитых странах стремятся к обеспечению инвалидов всеми необходимыми правами и условиями. Основное значение в процессе адаптации приобретает возможность общаться и взаимодействовать со здоровыми людьми, устроиться на хорошую работу, посещать любые места и мероприятия, активно участвовать в жизни общества. Все это способствует успешной социализации и облегчает адаптацию к новым условиям среды. Ощущая себя наравне с остальными членами общества, люди с инвалидностью легче приспосабливаются к изменениям своей жизни, проще идут на контакт с другими людьми и не погружаются в себя и свою болезнь.

Читающий ребенок

Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.

Что такое социальная адаптация?

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Пример социальной адаптации

Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.

Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.

Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.

Уровни социальной адаптации

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

  1. общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
  2. социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
  3. индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

  • от рождения до 1 года – полная зависимость ребенка от взрослых, с которыми происходит постоянное взаимодействие;
  • 1-3 года – начинается копирование членов семейства, применение средств манипуляций;
  • 3-6 лет – первый выход за пределы семейного социума, открытие и изучение новых ролей, соотношение себя и других членов семьи, сознательное копирование;
  • 6-10 лет – начало школьной жизни, приспособление к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, проявление индивидуальных личностных качеств;
  • 10-11 – 14-15 лет – активное налаживание коммуникации и взаимодействие с одногодками, формируется самосознание, поиск индивидуальности, проявление чувств к противоположному полу.

Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

  1. Освоение норм и правил поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются индивидуум. Это объясняется тем, что он недостаточно знаком с новой средой, ее порядками, а также тем, что индивид сознательно не принимает и отрицает ее ценности.
  2. Этап терпимости. В это время происходит признание равноценности друг друга индивидом и средой.
  3. Вхождение индивида в новую среду. Он начинает приспосабливаться к ней, что выражается во взаимных уступках. Не только индивид признает ценности общества, которое его принимает, но и само общество принимает ценности и установки индивида.
  4. Индивид полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция. Осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни индивида, он принимает новые установки, действующие в обществе.

Заключение

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нем (смена места работы, утрата работы, переезд, вынужденное переселение, обретение инвалидности и т.д.). Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий.

Социальная адекватность — способность индивидов или групп действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями общества, правильно применять знания, установки, представления и навыки, полученные в процессе социализации.




Те индивиды и группы, которые обладают некоторой внутренней свободой в принятии или отвержении требований и установок общества, действуют в соответствии с одним из важнейших принципов системности — принципом оптимального уровня упорядоченности системы, наиболее рационального сочетания организованности и неопределенности. Эти субъекты социального действия живут в уверенности в том, что способны сами повлиять на свои обстоятельства, воздействовать на внешние условия своей жизнедеятельности.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

§ уровень нервно-психического и физического развития;

§ показатели функционирования основных систем организма;

§ уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

Сложный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от учителя, школы. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию школьников и приводящие к дезадаптации личности (О.А. Пестерева, Н.А. Разина, С.Н. Сухова).

Успешная социальная адаптация определяется познавательной и социальной направленностью развития личности, ее социальной активностью, интегрированностью в общество посредством включенности в различные сферы жизнедеятельности. Очень важно, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям жизни, к новому окружению, освоил новую для него социальную среду.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нем (смена места работы, утрата работы, переезд, вынужденное переселение, обретение инвалидности и т.д.). Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий.

Социальная адекватность — способность индивидов или групп действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями общества, правильно применять знания, установки, представления и навыки, полученные в процессе социализации.

Те индивиды и группы, которые обладают некоторой внутренней свободой в принятии или отвержении требований и установок общества, действуют в соответствии с одним из важнейших принципов системности — принципом оптимального уровня упорядоченности системы, наиболее рационального сочетания организованности и неопределенности. Эти субъекты социального действия живут в уверенности в том, что способны сами повлиять на свои обстоятельства, воздействовать на внешние условия своей жизнедеятельности.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

§ уровень нервно-психического и физического развития;

§ показатели функционирования основных систем организма;

§ уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

Сложный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от учителя, школы. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию школьников и приводящие к дезадаптации личности (О.А. Пестерева, Н.А. Разина, С.Н. Сухова).

Успешная социальная адаптация определяется познавательной и социальной направленностью развития личности, ее социальной активностью, интегрированностью в общество посредством включенности в различные сферы жизнедеятельности. Очень важно, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям жизни, к новому окружению, освоил новую для него социальную среду.

Читайте также: