Балансовый отчет это доклад о финансовом положении организации на определенную дату

Обновлено: 17.05.2024

Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период [1] . Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта.

Существует четыре главных вида финансовой отчётности:

  1. бухгалтерский баланс группирует активы и пассивы компании в денежном выражении.
  2. отчёт о прибылях и убытках содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты.
  3. отчёт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации.
  4. отчёт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определённый отчётный период.

Содержание

История

Пользователи и цель составления отчётности



Основной целью финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и изменении финансового состояния компании [2] . Отчетность должна содержать информацию о активах и обязательствах компании, о результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют активы и обязательства [3] . Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений [2] . Следует заметить, что задачи, поставленные перед финансовой отчётностью, в различных системах бухгалтерского учёта, совпадают.

Пользователями финансовой отчётности могут выступать инвесторы, сотрудники компании, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы и другие члены общества. У всех пользователей имеются различные информационные потребности.

Принципы составления отчетности

  • Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчетность должна отражать реальное состояние дел в компании.
  • Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.
  • Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.
  • Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчетность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.
  • Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта [4] .

Отчётность

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — одна из основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале [5] . В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении [6] . Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату [7] .

Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала [5] . В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности [8] , хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес [6] . Активы показывают какие средства использует бизнес [9] , а обязательства и собственный капитал показывают кто предоставил эти средства и в каком размере [10] . Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов [11] . Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи [6] .

Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени [12] . Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи [13] .

Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт об изменениях капитала

Отчёт о движении денежных средств

Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода [14] [15] . Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании [16] .

Промежуточная отчётность

Промежуточная финансовая отчётность содержит набор финансовых отчётов за период более короткий, чем полный отчётный год. Промежуточная отчётность может состоять из сокращённых форм финансовых отчётов, хотя не запрещается составлять её в полном объёме.

Состав промежуточной финансовой отчётности может быть меньшего объёма, чем годовая отчётность.

Стандарты и регулирование

Бухгалтерская отчётность регламентируется национальными и международными стандартами.

Национальные стандарты регламентируют бухгалтерскую отчётность в отдельных странах: например, в США — US GAAP, в Великобритании — UK GAAP.

В связи с глобализацией мировой экономики всё большее значение приобретают Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), действующие, например, в Европейском Союзе и разрабатываемые международной организацией International Accounting Standards Board (IASB).

В Российской Федерации отчётность по Российским Стандартам Бухгалтерского Учёта (РСБУ) регламентируется Федеральным Законом о бухгалтерском учёте и Положениями о бухгалтерском учёте (РПБУ), которые разрабатываются Минфином РФ, а также отдельными статьями налогового кодекса. В 1998 г. в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Согласно РПБУ, бухгалтерская отчётность компаний (для организаций кроме кредитных, страховых и бюджетных) состоит из следующих элементов:

Знания практики бухгалтерского учёта в сочетании с постоянным мониторингом меняющейся законодательной базы обеспечивают корректное составление бухгалтерской отчётности, постановку и ведение бухгалтерского учёта, что выражается в снижении издержек на содержание бухгалтерии, в защите от штрафных санкций со стороны налоговых органов, и в конечном итоге в росте эффективности бизнеса.

В составе бухгалтерской отчетности с приказом Минфина №66н от 02.07.2010 г. "О формах бухгалтерской отчетности" изменились типовые формы отчетности. Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Трансформации финансовой отчетности

Сейчас всё больше стран приходят к решению перейти к ведению бухгалтерского учёта а также формирования финансовой отчётности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Существуют два основных метода составления отчетности в соответствии с каким либо другим видом стандартов составления финансовой отчётности:

  • трансформация финансовой отчетности,
  • конверсия [17] .

Существуют несколько вариантов трансформации:

Вид трансформации Сущность процесса
Полная трансформация По мере необходимости, вносятся различные корректировочные проводки, которые позволяют устранить выявленные различия между действующей системой бухгалтерского учёта и желаемой. Для корректировки определенных счетов используется информация из первичных документов.
Полная трансформация с учётом гиперинфляции Метод предусматривает все изменения, осуществляемые при полной трансформации, и предоставляет финансовые отчеты в местной валюте с необходимыми корректировками, которые отражают изменение покупательной способности денег.
Полная трансформация с учётом требований по пересчету показателей в иностранную валюту Финансовые отчеты с учётом гиперинфляции, представленные в местной валюте пересчитываются в стабильную иностранную валюту для возможности их сопоставления с аналогичными иностранными компаниями или для консолидации с иностранной материнской компанией.

Анализ финансовой отчётности

В зависимости от целей анализа финансовой отчетности применяются различные показатели:

  • Абсолютные показатели используются для ознакомления с отчетностью, позволяют сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, размерах прибыли или убытка.
  • Сравнимые процентные показатели используются для выявления отклонений и изменений важнейших статей финансовой отчетности.

А также различные виды анализа:

  • Анализ горизонтальных процентных изменений, характеризуют изменения отдельных статей финансовой отчетности за один или несколько отчётных периодов. Например, изменение чистых продаж, валовой прибыли, производственных расходов и так далее.
  • Анализ вертикальных процентных изменений, предполагающий вычисление соотношения различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля долгосрочной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности.
  • Анализ тенденций (трендовый анализ), который характеризует изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет.
  • Сравнительный анализ, проводится с целью сопоставления отдельных показателей деятельности различных компаний одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров.
  • Сравнение со среднеотраслевыми показателями позволяет определить уровень устойчивости положения компании на рынке. Такой анализ проводится с учётом изменений состояния хозяйственной конъюнктуры, экономики страны в целом, уровня цен и так далее.
  • Анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов, расчет которых основывается на определении соотношений между отдельными показателями отчетности [18] .

Аудит

В состав информации, обязательной для финансового учёта, входят отчетный баланс, отчет о финансовых результатах деятельности предприятий, отчет о движении денежных средств и др. Перечень публикуемой информации определяется законодательством страны, а методология определения показателей должна соответствовать установленным стандартам, в т. ч. международным бухгалтерским стандартам, если это предусмотрено законодательством.

Рассмотрим общие понятия, формат и содержание отчета о финансовом положении в соответствии с требованиями Концептуальных основ МСФО, IAS (МСФО) 1 и других стандартов.

Отчет о финансовом положении или балансовый отчет (англ. 'statement of financial position', 'balance sheet') - это финансовый отчет, который представляет активы, обязательства и собственный капитал (или чистые активы) организации на определенный момент времени (то есть на определенную отчетную дату).

В начале эпохи разработки стандартов финансовой отчетности, т.е. на протяжении всего XIX века и первой половины XX века, законодательство делало акцент практически только на отчете о финансовом положении, но к середине XX века владельцы компаний все больше нуждались в информации о результатах деятельности, что привело к появлению более сложного отчета о прибыли или убытке (англ. 'income statement', 'profit and loss statement').

Поскольку оба финансовых отчета связаны друг с другом благодаря бухгалтерской системе двойной записи, они не могут с легкостью служить различным целям.

Фондовые рынки в первую очередь нуждаются в данных об ожидаемой прибыли, которая в значительной степени основана на исторических показателях, представленных в отчете о прибыли или убытке.

Если бы оценка прибыли была основной целью финансовой отчетности, это означало бы, что при необходимости отчет о финансовом положении нес бы в себе отпечаток процесса оценки прибыли.

Например, стоимость активов, таких как нуждающиеся в обслуживании автомобили, которые использовались в течение нескольких отчетных периодов, будет распределяться как расходы за эти периоды с помощью процесса амортизации, причем отчет о финансовом положении будет показывать результат этого процесса распределения, который может отражать или не отражать стоимость этих активов на конец отчетного периода.

Тем не менее, если бы отчетность была действительно обусловлена отчетом о финансовом положении, отчитывающаяся организация переоценивала бы автомобили на конец каждого отчетного периода (например, как затраты на их замену в текущем состоянии) и изменения в остатках отчета о финансовом положении на конец года отражались бы в отчете о совокупном доходе.

К 1960-м годам многие национальные стандарты разрабатывались с акцентом на отчет о прибылях и убытках, а не балансовый отчет, но потом маятник начал смещаться обратно в сторону баланса.

Сначала FASB в США, а затем и другие разработчики стандартов, включая IASС (предшественник нынешнего IASB - Совета по МСФО), разработали концептуальные основы, которые должны были стать фундаментальной теорией финансовой отчетности.

В результате, это привело к тому, что теория бухгалтерского учета вернулась к своей первоначальной цели (а именно, оценке экономической деятельности) и неявно приняла в качестве определения прибыли изменение фактического богатства от периода к периоду.

С учетом всего этого, отражение в балансе оценки богатства стало более важным при разработке новых стандартов.

На практике, разработанные на текущий момент МСФО представляют собой сочетание обоих подходов, в зависимости от операций, которая признаются, оцениваются и представляются в отчетности. Этот смешанный подход частично является наследием ранее принятых правил финансовой отчетности, но также отражает практические трудности в оценке стоимости многих категорий активов и обязательств.

Например, многие финансовые инструменты переоцениваются на конец каждого отчетного периода, в то время основные средства обычно учитываются по первоначальной стоимости, систематически амортизируются в течение предполагаемого срока полезного использования, и при необходимости их стоимость корректируется в случае обесценения.

Тем не менее, в то время как существующие требования не совсем согласуются в отношении основного финансового отчета, IASB и FASB при разработке новых стандартов в настоящее время официально привержены отчету о финансовом положении (балансовому отчету).

Концептуальные основы IASB выражены в терминах оценки активов и обязательств, и, как сообщается, IASB, FASB и их специалисты анализируют операции, затрагиваемые предлагаемыми стандартами с точки зрения того, увеличивают ли они или уменьшают активы и обязательства организации.

В целом, Совет по МСФО считает, что финансовая отчетность основана на оценке активов и обязательств, и его общая цель состоит в том, чтобы она отражала изменения в этих элементах (кроме изменений, вызванных операциями с владельцами компании, такими как выплата дивидендов) в отчете о совокупном доходе.

Фокус рынков капитала на доходности (т.е. прибыли) компании не означает, что отчет о финансовом положении не имеет значения. Очевидно, что финансовая структура компании является важным аспектом профиля риска компании, что, в свою очередь, важно для оценки потенциальной доходности инвестиций с точки зрения текущего или потенциального акционера.

Кредиторы проявляют еще больший интерес к финансовой структуре организации. Вот почему компании иногда хранят более подробные данные об операциях, чем требует отчет о финансовом положении, например, при использовании компаний специального назначения (SPE) и других сложных структур финансирования.

МСФО (IAS) 32 устанавливает, что любой финансовый инструмент, который дает право требования на активы организации, является обязательством.

Стандарт отдает предпочтение представлению на основе различия между оборотными (краткосрочными) и внеоборотными (долгосрочными) статьями, но позволяет представление на основе ликвидности, если оно более надежно и уместно.

Актив или обязательство классифицируется как оборотный (краткосрочное), если является частью обычного операционного цикла организации (например, дебиторская задолженность покупателей) или если он должен быть реализован (или погашено) в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода.

Только одно из этих условий должно быть удовлетворено. Например, запасы, которые удерживаются в течение двух лет, все еще должны классифицироваться как оборотные, в то время как долгосрочные обязательства должны быть реклассифицированы как краткосрочные в последний год срока погашения.

IAS 1 включает в себя иллюстративный пример структуры отчета о финансовом положении в Руководстве по внедрению IAS 1, но использование этого формата является необязательным.

Определения терминов.

Концептуальные основы IASB описывают основные концепции составления финансовой отчетности. Они:

  • определяют цель финансовой отчетности;
  • качественные характеристики, которые делают информацию в финансовой отчетности полезной; и
  • определяют основные элементы финансовой отчетности и принципы их признания и оценки в финансовой отчетности.

Элементы финансовой отчетности - это широкие категории классификации и группировки, которые выражают в себе существенные финансовые эффекты операций и событий отчитывающейся организации.

Для включения в финансовую отчетность событие или операция должны соответствовать требованиям определения, признания и оценки, которые изложены в Концептуальных основах.

Элементами отчета о финансовом положении являются [см. Таблицу 4.1 IFRS CF]:

Актив.

Актив (англ. 'asset') представляет собой существующий экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. (Экономический ресурс - это право, обладающее потенциалом для создания экономических выгод).

Актив должен обладать тремя следующими характеристиками, чтобы его можно было квалифицировать в качестве актива:

  1. Объект должен обеспечивать потенциальную экономическую выгоду, что позволяет ему приносить будущие чистые денежные поступления.
  2. Организация может получать выгоду и ограничить доступ другим организациям к этой выгоде.
  3. Произошло событие, которое предоставляет организации право на выгоду.

Кроме того, должна быть возможность надежной оценки актива.

Концептуальные основы определяют, что надежная оценка означает, что она должна быть лишена существенных ошибок и предвзятости и обеспечивать пользователям правдивое представление.

В Основах для выводов МСФО (IFRS) 2 Совет по МСФО отмечает, что использование оценок разрешено, и что возможен компромисс между отсутствием существенных ошибок и стремлением к правдивому представлению.

У активов есть характеристики, которые помогают их идентифицировать: возможность их обмена, юридические права на них и наличие у них потенциала будущих экономических выгод. Именно этот потенциал в конечном итоге приносит компании денежные поступления и лежит в основе концепции актива.

Обязательство.

Обязательство (англ. 'liability') - это существующая обязанность организации передать экономический ресурс, возникшая в результате прошлых событий.

Объект должен обладать тремя следующими характеристиками, чтобы его можно было квалифицировать как обязательство:

  1. Обязательство требует, чтобы организация урегулировала существующую обязанность путем вероятной будущей передачи актива по требованию или при наступлении указанного события или в определенную дату.
  2. Обязанность заключается в передаче экономического ресурса.
  3. Произошло событие, которое привело к обязанности.

Обязательства аналогично активам признаются при условии возможности надежной оценки.

Обязательства обычно являются результатом операций, которые позволяют организациям получать ресурсы. Другие обязательства могут возникнуть в результате невзаимной передачи, например объявление дивидендов владельцам организации или обязательство пожертвования активов в благотворительные организации.

Организация также может быть вынуждена принимать на себя обязательства. Обязательство может быть наложено правительством или судебной системой в виде налогов, штрафов или сборов. Обязательство также может возникнуть в результате изменения цен или процентных ставок.

Обязательства могут быть юридическими, или они могут быть вызваны социальными, этическими или моральными требованиями. Обязательство продолжает существовать, пока организация не перестанет быть ответственной за его погашение.

В соответствии с одним из своих проектов концептуальных основ, американский FASB идентифицирует три класса событий, которые влияют на организацию и показывают связь между активами и обязательствами с одной стороны, и совокупным доходом, с другой.

Собственный капитал.

Собственный капитал (англ. 'equity') является остаточной долей в активах организации после вычета всех ее обязательств.

В коммерческой организации собственный капитал - это доля участия в компании. Собственный капитал возникает из прав собственности на компанию и является основой для распределения прибыли между владельцами.

Распределение активов организации в пользу ее владельцев является добровольным. Собственный капитал увеличивается от инвестиций владельцев и совокупного дохода, и уменьшается при распределении в пользу владельцев.

На практике может быть трудно провести различие между собственным капиталом и обязательствами.

Такие ценные бумаги, такие как конвертируемые облигации, и некоторые виды привилегированных акций, могут иметь характеристики как собственного капитала ( остаточная доля участия), так и обязательства (необязательные будущие выплаты).

Собственный капитал, помимо операций с владельцами, является остаточной суммой модели признания активов / обязательств.

Отчет о финансовом положении.

Отчет о финансовом положении (балансовый отчет) представляет активы, обязательства и собственный капитал организации на определенную дату.

Общие понятия.

Согласно МСФО, активы и обязательства учитываются по первоначальной стоимости или справедливой стоимости при первоначальном признании в финансовой отчетности, которое возникает (для активов и обязательств) в результате коммерческих операций, и, как правило, по договорной цене.

Последующая оценка осуществляется в соответствии с принципом первоначальной стоимости или по справедливой стоимости, в зависимости от требований соответствующего стандарта и выбранной организацией учетной политики.

Исторические рыночные цены, а также суммы амортизированной стоимости, которые стали представляться позже, иногда оказываются полезными, поскольку эти суммы определяются объективно и их можно проверить независимо.

Тем не менее, критики указывают на то, что кроме даты операции, учет по первоначальной стоимости не приводит к представлению в отчете о финансовом положении сумм, которые сопоставимы между разными компаниями. Поэтому, хоть они и надежны, они могут быть неуместны для целей принятия решений.

Это отражает фундаментальный конфликт в отношении бухгалтерской информации: абсолютно надежная или объективная информация может быть недостаточно актуальной для текущего принятия решений.

Структура и содержание отчета о финансовом положении.

В заголовке отчета о финансовом положении всегда должны указываться три элемента:

  1. Название организации, финансовое положение которой представляется в отчете;
  2. Название отчета; а также
  3. Дата отчета.

Название организации должно указываться именно так, как оно определено в юридическом документе, на основании которого создана организация (например, свидетельство о регистрации, партнерское соглашение и т.д.).

Название также должно четко отражать правовой статус организации в качестве корпорации, партнерства, индивидуального частного предприятия или подразделения другой организации.

Последний день месяца обычно используется в качестве даты отчета (в юрисдикциях, где разрешен выбор), если организация не использует финансовый отчетный период, всегда заканчивающийся в определенный день недели, например, в пятницу или воскресенье (например, в последнюю пятницу в декабря или в ближайшее воскресенье к 31 декабря). В этих случаях отчет о финансовом положении может датироваться соответствующим образом (например, 26 октября, 1 декабря и т.д.).

В любом случае, отчет о финансовом положении отражает соответствующие суммы как при закрытии бизнеса на указанную дату.

Отчеты о финансовом положении, как правило, должны иметь единый вид от периода к периоду, как и прочие финансовые отчеты организации. Форма, терминология, названия и структура статей должны быть последовательными.

Цель состоит в том, чтобы повысить полезность отчета, применяя последовательный способ представления, если только нет веских причин для изменений, и эти изменения представляются должным образом.

МСФО (IAS) 1 не предписывает структуру или формат, в котором должны быть представлены статьи в отчете о финансовом положении. Таким образом, например, в стандартном классифицированном отчете о финансовом положении, внеоборотные активы могут быть представлены до или после оборотных активов, а в разделе оборотных активов денежные средства могут быть представлены как первая или последняя статья.

Тем не менее, стандарт предусматривает следующий минимальный перечень статей, которые достаточно различны по характеру или назначению, чтобы оправдать их отдельное представление в отчете [см. параграф IAS 1:54]:

  1. Основные средства;
  2. Инвестиционная недвижимость;
  3. Нематериальные активы;
  4. Финансовые активы (кроме сумм, указанных по пунктах 5, 8 и 9);
  5. Активы и обязательства портфелей страховых договоров, учитываемые в соответствии МСФО (IFRS) 17;
  6. Инвестиции, учитываемые в соответствии с методом долевого участия;
  7. Биологические активы (в соответствии с IAS 41);
  8. Запасы;
  9. Торговля и прочая дебиторская задолженность;
  10. Денежные средства и их эквиваленты;
  11. Активы, предназначенные для продажи, а также выбывающие активы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;
  12. Торговая и прочая кредиторская задолженность;
  13. Резервы (оценочные обязательства);
  14. Финансовые обязательства (кроме сумм, указанных в пунктах 11 и 12);
  15. Обязательства и активы по текущему налогу, учитываемые в соответствии с МСФО (IAS) 12;
  16. Отложенные налоговые обязательства и активы, учитываемые в соответствии с МСФО (IAS) 12;
  17. Обязательства по выбывающим активам, классифицированным как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;
  18. Неконтролирующие доли участия, представленные в составе собственного капитала;
  19. Выпущенный капитал и резервы, относимые к собственникам материнской организации.

Формат отчета о финансовом положении, включенный в иллюстративный пример в приложении к IAS 1, выглядит следующим образом:

Читайте также: