Риск и угрозы в жизни молодежи доклад

Обновлено: 17.05.2024

Шансы на выживание для подростков и молодых людей сильно варьируются по всему миру. В 2019 г. в возрастной группе от 10 до 24 лет вероятность смерти была самой высокой в районах Африки к югу от Сахары, в Центральной и Южной Азии, Океании (за исключением Австралии и Новой Зеландии), Латинской Америке и в странах Карибского бассейна (1). В среднем, вероятность того, что 10-летний ребенок умрет, не достигнув возраста 24 лет, в странах Африки к югу от Сахары в шесть раз выше, чем в странах Северной Америки и Европы.

В зависимости от страны, смертность в возрастной группе от 10 до 14 лет колебалась в диапазоне от 0,2 до 14,8 случая смерти на 1000 подростков в возрасте 10 лет; для 15-19-летних – в диапазоне от 0,8 до 24,9 случая смерти на 1000 подростков в возрасте 15 лет, а для молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет – в диапазоне от 0,8 до 27,9 случая смерти на 1000 молодых людей в возрасте 20 лет. Страны с более высокими показателями смертности сконцентрированы в районах Африки к югу от Сахары.

Основные проблемы здоровья

Травмы

Утопление также является одной из основных причин смерти среди подростков. Согласно оценкам, в 2019 г. утонуло более 30 000 подростков, причем более трех четвертей из них – мальчики. Важно научить детей и подростков плавать для предотвращения таких случаев смерти.

Насилие

Межличностное насилие является четвертой по значимости причиной смерти подростков и молодых людей во всем мире, однако этот показатель значительно варьируется в зависимости от региона. Межличностное насилие является причиной примерно одной трети всех случаев смерти подростков мужского пола в странах с низким и средним уровнем дохода в Регионе стран Америки. Согласно результатам Глобального обследования состояния здоровья учащихся на базе школ, 42% мальчиков и 37% девочек подросткового возраста подвергались травле. Сексуальное насилие также затрагивает значительную часть молодежи: каждый восьмой молодой человек сообщает о том, что подвергался сексуальному насилию.

Кроме того, насилие в подростковом возрасте увеличивает риски получения травм, заболевания ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, возникновения проблем с психическим здоровьем, плохой успеваемости и непосещаемости школы, преждевременной беременности, возникновения проблем с репродуктивным здоровьем, а также риски инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Психическое здоровье

Депрессия является одной из ведущих причин заболеваний и инвалидности среди подростков, а суицид как причина смерти находится на третьем месте в возрастной группе от 15 до 19 лет. Шестнадцать процентов глобального бремени болезней и травм у подростков и молодых людей в возрасте 10-19 лет являются следствием нарушений психического здоровья. Половина всех нарушений психического здоровья во взрослом возрасте начинается гораздо раньше – до 14 лет, однако в этом возрасте в большинстве случаев их не выявляют и не лечат.

Многие факторы оказывают неблагоприятное воздействие на благополучие и психическое здоровье подростков. Насилие, нищета, стигматизация, социальное отторжение, жизнь в условиях гуманитарной катастрофы и нестабильности могут усилить риск развития проблем с психическим здоровьем. Последствия отсутствия должного внимания к нарушениям психического здоровья подростков продолжат ощущаться во взрослом возрасте, причиняя ущерб как физическому, так и психическому здоровью и ограничивая возможности жить полноценной жизнью взрослых людей.

Развитие социально-эмоциональных навыков у детей и подростков и оказание им психосоциальной поддержки в период учебы в школах и в других обстоятельствах на уровне местных сообществ будут содействовать укреплению психического здоровья. Кроме того, большое значение имеют программы, способствующие укреплению связей между подростками и их семьями, а также повышению качества бытовых условий. При возникновении проблем их следует выявлять и своевременно решать при помощи компетентных и заботливых работников здравоохранения.

Употребление алкоголя и наркотиков

Употребление алкоголя подростками является одной из проблем, вызывающих серьезную озабоченность во многих странах. Оно может снижать самоконтроль и увеличивать рискованные формы поведения, такие как небезопасный секс и опасное вождение. Употребление алкоголя является первопричиной травм (включая травмы в результате дорожно-транспортных происшествий), насилия и преждевременной смерти. Кроме того, оно может привести к проблемам со здоровьем на более поздних этапах жизни и неблагоприятным образом отразиться на ожидаемой продолжительности жизни. Во всем мире более четверти людей в возрасте 15‑19 лет, то есть 155 миллионов подростков, употребляют алкоголь в настоящее время. В 2016 г. уровень распространенности эпизодического употребления алкоголя в больших количествах среди подростков в возрасте15-19 лет составил 13,6%, и наибольшему риску в этом отношении были подвержены подростки мужского пола.

Конопля является самым широко употребляемым психоактивным веществом среди молодых людей. В 2018 г. примерно 4,7% подростков в возрасте 15-16 лет хотя бы раз употребляли коноплю. Употребление алкоголя и наркотиков детьми и подростками является причиной нейрокогнитивных изменений, которые могут привести к возникновению поведенческих, эмоциональных, социальных проблем и проблем, связанных с обучением, на более поздних этапах жизни.

Профилактика употребления алкоголя и наркотиков является важной областью деятельности по охране общественного здоровья и может включать стратегии и вмешательства как на популяционном уровне, так и на уровне мероприятий в школе, в местном сообществе, в семье, а также на индивидуальном уровне. Установление минимального возраста покупки и потребления алкоголя, запрещение ориентированных на детей маркетинга и рекламы алкогольных напитков входят в число ключевых стратегий по сокращению употребления алкоголя подростками.

Употребление табака

Подавляющее большинство людей, употребляющих табак в настоящее время, начали это делать, когда они были еще подростками. Такие меры, как запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним (лицам младше 18 лет) и увеличение цен на табачные изделия за счет более высоких налогов, запрет на рекламу табака и создание среды, свободной от табачного дыма, имеют крайне важное значение. В глобальном масштабе по меньшей мере каждый десятый подросток в возрасте от 13 до 15 лет употребляет табак, хотя есть регионы, где этот показатель значительно выше.

ВИЧ/СПИД

Согласно оценкам, в 2019 г. число подростков (в возрасте 10-19 лет), живущих с ВИЧ, составляло 1,7 миллиона человек и примерно 90% из них проживали в Африканском регионе (2). Несмотря на то, что произошло значительное сокращение числа новых случаев инфекции среди подростков по сравнению с пиковыми значениями 1994 г., примерно 10% новых ВИЧ-инфекцией среди взрослых по-прежнему приходится на подростков, три четверти из которых – девочки (3). Кроме того, хотя во многих наиболее сильно затронутых этой инфекцией странах число новых случаев инфекции, возможно, снизилось, охват тестированием в последнее время остается на низком уровне, а это позволяет предположить, что многие подростки и молодые люди, живущие с ВИЧ, не знают о своем статусе (4).

Подростки, живущие с ВИЧ, имеют более ограниченный доступ к антиретровирусной терапии, хуже соблюдают схему лечения, их труднее удерживать в рамках диспансерного наблюдения и им труднее обеспечить достижение вирусной супрессии. Одним из ключевых факторов, усугубляющих такое положение дел, является ограниченное оказание услуг, доброжелательных к подросткам, включая психосоциальные мероприятия и поддержку.

Подросткам и молодым людям необходимо знать, как защитить себя от ВИЧ-инфекции, и они должны иметь возможности для этого. Сюда относится возможность получения доступа к мероприятиям по профилактике ВИЧ, в том числе доступа к услугам по добровольному мужскому обрезанию в медицинских целях, получению презервативов, осуществлению доконтактной профилактики, лучшего доступа к тестированию на ВИЧ и к услугам по консультированию, а также возможность установления более тесных связей со службами лечения ВИЧ-инфекции для ВИЧ‑позитивных подростков.

Другие инфекционные болезни

Количество вызываемых корью случаев смерти и инвалидности подростков значительно сократилось благодаря расширению вакцинации детей: например, в Африканском регионе за период 2000–2012 гг. смертность подростков сократилась на 90%.

По оценкам, диарея и инфекции нижних дыхательных путей (например, пневмония) входят в число 10 основных причин смерти подростков в возрасте 10-19 лет. Эти две группы болезней, вместе с менингитом, входят в число пяти основных причин смерти подростков в странах с низким и средним уровнем дохода в Африке.

Такая инфекция, как вирус папилломы человека, обычно возникает после начала половой жизни и может приводить не только к кратковременному заболеванию (генитальные бородавки) в подростковом возрасте, но и, что более опасно, к раку шейки матки и другим раковым заболеваниям через несколько десятков лет. Оптимальным для вакцинации против ВПЧ является младший подростковый возраст (9-14 лет), и, согласно оценкам, если бы 90% девочек в мире получили вакцину против ВПЧ, в ближайшие сто лет удалось бы спасти более 40 миллионов жизней. Однако, по оценкам, в 2019 г. только 15% девочек в мире получили такую вакцину.

Преждевременная беременность и деторождение

В развивающихся странах примерно у 12 миллионов девочек в возрасте 15-19 лет и не менее 777 000 девочек в возрасте до 15 лет ежегодно регистрируются случаи деторождения. Осложнения во время беременности и родов являются ведущей причиной смерти среди девочек в возрасте 15-19 лет во всем мире.

Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был определен коэффициент рождаемости среди подростков во всем мире в 2020 г. Он составил 43 рождения на 1000 девушек подросткового возраста, причем показатели по странам варьируются от 1 до 200 рождений на 1000 девушек (5). Это указывает на значительное сокращение числа рождений начиная с 1990 г., что отражается в соответствующем сокращении коэффициентов материнской смертности среди девушек в возрасте от 15 до 19 лет.

Одной из конкретных задач в отношении здоровья, поставленных в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР 3), является обеспечение к 2030 г. всеобщего доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах.

Подростки должны иметь право на всеобъемлющее сексуальное просвещение – основанный на учебных программах процесс обучения и познания многих аспектов сексуальности – когнитивных, эмоциональных, физических и социальных. Улучшение доступа к информации и услугам контрацепции может сократить число девушек, которые беременеют и рожают в слишком молодом возрасте. Этому могут содействовать законы, которые устанавливают минимальный возраст брака в 18 лет и соблюдение которых обеспечивается.

Девушки, которые все же беременеют, должны иметь доступ к качественной дородовой помощи. В тех случаях, когда это допускается законом, подростки, которые предпочитают прервать беременность, должны иметь доступ к безопасным абортам.

Питание и дефицит питательных микроэлементов

Железодефицитная анемия в 2016 г. была второй по значимости причиной потери здоровых лет жизни среди подростков в результате преждевременной смерти или наступления инвалидности. Добавки железа и фолиевой кислоты способствуют укреплению здоровья подростков прежде, чем они становятся родителями. Рекомендуется проводить регулярную дегельминтизацию в районах, где распространены кишечные гельминты, такие как анкилостомы.

Формирование здоровых привычек питания в подростковом возрасте – это основа для хорошего здоровья во взрослом возрасте. Ограничение маркетинга пищевых продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжирных кислот, свободных сахаров и соли, а также обеспечение доступа к здоровым продуктам питания имеют важное значение для всех, но в первую очередь – для детей и подростков.

Недостаточное питание и ожирение

В развивающихся странах многие мальчики и девочки, вступающие в подростковый возраст, хронически недоедают, что делает их более уязвимыми к болезням и преждевременной смерти. С другой стороны, количество подростков, страдающих излишним весом или ожирением, возрастает повсюду – в странах с низким, средним и высоким уровнем дохода.

В 2016 г. во всем мире примерно каждый шестой подросток в возрасте 10-19 лет имел избыточную массу тела. Распространенность избыточного веса колебалась в зависимости от региона ВОЗ – от менее 10% в Регионе Юго-Восточной Азии до более 30% в Регионе стран Америки.

Физическая активность

Физическая активность обеспечивает фундаментальные преимущества для здоровья подростков, в том числе улучшает состояние органов дыхания, сердечно-сосудистой, мышечной и костной систем, обеспечивает поддержание здоровой массы тела, а также укрепляет психосоциальное благополучие. ВОЗ рекомендует подросткам ежедневно уделять не менее 60 минут физической активности разной степени интенсивности – от умеренной до высокой, включая игры, занятия спортом, а также активные способы передвижения (такие как езда на велосипеде и ходьба) или физическую подготовку.

Согласно оценкам, лишь каждый пятый подросток в мире выполняет эти рекомендации. Во всех регионах ВОЗ отмечается высокая распространенность недостаточной физической активности, и этот показатель выше среди девочек-подростков, чем среди мальчиков.

В целях повышения уровня физической активности страны, общество в целом и местные сообщества должны создавать для всех подростков безопасную и благоприятную среду и возможности для занятий физической активностью.

Права подростков

Права детей (возрастная группа до 18 лет) на выживание, рост и развитие закреплены в международных правовых документах. В 2013 г. Комитет по правам ребенка (КПР), наблюдающий за соблюдением Конвенции о правах ребенка, опубликовал руководящие принципы в отношении права детей и подростков на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья. В 2016 г. было опубликовано замечание общего порядка в отношении осуществления прав детей в подростковом возрасте. В нем особо подчеркиваются обязанности государств признавать особые потребности и права подростков и молодых людей в отношении здоровья и развития.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин также устанавливает права женщин и девочек на охрану здоровья и на доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию.

Деятельность ВОЗ

В целом ВОЗ работает по нескольким направлениям в целях улучшения здоровья молодых людей, включая:

  • разработку опирающихся на фактические данные рекомендаций в поддержку структур здравоохранения и других секторов;
  • разработку рекомендаций для правительств по вопросам здоровья подростков и для систем здравоохранения, учитывающих потребности подростков, в том числе предоставление подросткам высококачественных медико-санитарных услуг, соответствующих их возрасту;
  • документальное оформление достигнутых результатов в области охраны здоровья и развития подростков; и
  • повышение осведомленности широких слоев населения и других заинтересованных сторон по вопросам здоровья молодых людей;
  • информационно-пропагандистскую работу с правительствами и сотрудничество с молодежными организациями и организациями, предоставляющими услуги молодежи, в целях содействия созданию структур и выстраиванию процессов на национальном уровне для институционализации участия подростков в диалогах, касающихся соответствующих областей государственной политики, финансирования и реализации программ.

Источники

(4) Сводное руководство по использованию антиретровирусных препаратов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции: рекомендации с позиций общественного здравоохранения - 2-е издание: Всемирная организация здравоохранения; 2016 г.

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Содержание работы

Введение
. Молодежь как фактор социально-экономического риска
. Проблемы социальной работы с молодежью
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

. Молодежь как фактор социально- экономического риска

. Проблемы социальной работы с молодежью

Список используемых источников

Молодежь как социальная группа всегда считалась носителем передовых идей и тенденций, которые во многом определяют будущее общества. Однако, как особая социально-демографическая группа молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека.

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Таким образом, молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Цель данной работы: проанализировать проблемы современной молодежи как фактор социально-экономического риска.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Молодежь как фактор социально- экономического риска

В современном обществе фактор риска лежит в основе многих социальных проблем различных групп. С одной стороны, как часть объективной реальности и среды обитания индивидов (стихийные бедствия, экологические катастрофы, амбивалентность современной техники и технологий, экономические и политические кризисы, террористические акты и ошибки социального управления). С другой - индивидуальная готовность и умение действовать в условиях риска, способность оптимизировать его возможные исходы, является необходимым условием реализации жизненных стратегий современного человека.

Проблемы неопределенности и риска приобретают особое значение в трансформирующихся обществах. В силу продолжительного экономического, политического, финансового, технологического кризиса и затянувшейся общественной нестабильности, они стали в России проблемой общенационального характера. Изучение риска, как феномена специфически молодежного обусловлено социальной сущностью молодежи как социальной группы. Она связана с переходным характером молодости как фазы жизненного пути и раскрывается в процессе становления молодежи в качестве субъекта общественного воспроизводства.

Процесс социального становления молодежи исследуется в различных сферах ее жизнедеятельности: семье, обучении, труде, формальных и неформальных организациях, во время досуга. Результаты этих исследований позволяют утверждать, что процесс социализации молодежи характеризуется обострением молодежных проблем, о чем свидетельствуют: утрата идеалов, жизненного оптимизма, усиление состояния тревожности среди молодежи, что связано с падением уровня и качества жизни в обществе; неравные возможности в получении образования, увеличение числа молодежи среди безработных; значительная материальная зависимость от родителей; кризисные явления в брачно-семейных отношениях (высокий уровень разводов, семейных конфликтов, ограниченные условия для улучшения жилищно-бытовых условий); низкий уровень общей культуры молодежи; неудовлетворительное состояние здоровья; увеличение социальных отклонений (преступления, пьянство, наркомания, проституция).

Итак, молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом. Молодежь - наиболее активная часть общества, и государство обязано считаться с этим обстоятельством, если хочет, чтобы ее активность стала созидательной силой.

Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.

Само по себе достижение социальной зрелости - это есть период проб и ошибок в процессе выбора жизненного пути, способов самореализации, имманентно связанный с риском. Во-первых, как группа, находящаяся в стадии перехода от определенности, создаваемой для молодого человека его семьей к неопределенности самостоятельной жизни, и от неопределенности подросткового и юношеского возраста к сравнительно более устойчивой и определенной позиции социально зрелого человека; во-вторых, как носитель инновационной функции молодежь является той самой уникальной системой, которой риск присущ имманентно и может быть признан ее своеобразным группообразующим фактором. В то же время, лишь через активную и часто рисковую деятельность реализуются личные амбиции, а в общественном плане осуществляется функция инновации и расширенного воспроизводства.

Между тем, как социальная активность молодежи сопряжена с риском, так и внешние условия таят в себе различные угрозы и риск. Из сказанного следует:

во-первых, как часть общества, молодежь подвержена влиянию его объективных услови й, т.е. вешних по отношению к ней угроз и риска. Оказывая влияние уже на самых начальных этапах социального старта, эти условия задают исходные параметры здоровья и жизненного пути молодого человека в образовании, труде, семейных отношениях, в бизнесе и т.д.

во-вторых, социальное взросление отражается в приобретении и изменениях собственного социального статуса в ходе интеграции молодежи в структуру общества, а также в характере ее идентификаций с различными социальными группами, что предусматривает активный выбор идентификационных образцов и стратегий поведения, что является неотъемлемой частью реализации молодежью самостоятельного жизненного пути, локомотивом ее социального продвижения и в этом смысле составляет существо внутреннего или субъективного риска.

в-третьих, источником риска становится такое свойство молодежи, как ее имманентное стремление к новому, неизведанному и меньшая рефлексия по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью. При этом смелость и легкость, с которой молодые идут на риск, редко уравновешивается, сколь ни будь строгой оценкой вероятности выигрыша и проигрыша, а отсутствие таких сдерживающих факторов, как, например, личные сбережения или авторитет, которые обидно и нежелательно утратить, лишь открывают молодежь навстречу риску.

Процесс модернизации российского общества, имеющий специфические национальные отличия, продуцирует риски, не характерные для других обществ, однако оказывающие заметное влияние на образ жизни и социальный облик молодежи. Кроме того, отмечается продолжающаяся тенденция разрушения многих традиционных ценностей на фоне размывания и дискредитации общественных критериев развития. Подобная тенденция способствует усилению стихийных, спонтанно возникающих факторов риска в молодежной среде.

Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Современные общества - это динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным. Таким образом, риск может рассматриваться в качестве одного из сущностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимого фактора ее социального развития.

Включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: молодежь принимает социальные нормы и тем самым сама обновляет общество, преобразует его и социальные нормы, реализуя свой инновационный потенциал. Молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности.

Социальное развитие молодежи - изменение количественных и качественных характеристик в процессе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства. Критерием социального развития молодежи является степень влияния молодежи на сохранение общества как целостности. Анализируя процессы, происходящие в молодежной среде можно сделать вывод о низкой степени влияния молодежи на сохранение общества: тенденция оттока молодежи из сферы материального производства (промышленность, с/х); рост потребностей у молодежи.

Российское общество - общество риска, главный признак которого неопределенность, стремление молодых к самореализации блокируется ограниченными возможностями со стороны общества. Поэтому сегодня социальное положение молодежи характеризуется как неустойчивое, что обусловлено нарушением прав молодых (незаконные увольнения, самоуправство работодателей). Молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. Это порождает ситуацию аномии, что обуславливает отрицательную интеграцию молодежи в российском обществе.

На сегодняшний день, социальные проблемы молодёжи остаются одними из главных. Изучение влияния общественных процессов на развитие молодежи в условиях неопределенности и риска осуществляется в рамках рискологической парадигмы, основанной на концептуализации молодости как периода неопределенности, рассмотрении этих состояний в качестве специфических сущностных свойств молодежи. Так, Ю.А.Зубок изучая риск в молодежной среде, выявила противоречия социального развития молодежи, возникающие под влиянием объективной составляющей - риска как условия жизнедеятельности и субъективной - как источника социальной динамики и развития самой молодежи.

Как часть объективных условий, риск также воспроизводится молодежью, как и другие явления общественной жизни и поэтому лежит в основе противоречий и наиболее актуальных специфически молодежных проблем.

В социологическом плане развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т.е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть статуса представителей референтных для него групп. Достижение приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. И достижение, и поиск других путей сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Осознание ограничений стимулирует молодых людей к решительным и рисковым действиям, исход которых в условиях нестабильности слабо прогнозируем. Успех способствует социальному самоопределению молодого человека.

Однако, не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм. Усиливается состояние неопределенности. Тогда риск появляется вновь, но уже при попытке преодолеть неопределенность, и выражается в неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, вероятность которых весьма велика. Эскалация риска для многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.

Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. И если, скажем, для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком - это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих - между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных или неполных семей часто приходится выбирать между жалким существованием и криминалом. Как видим, рискуют все.

Но для одних - это риск нисходящей мобильности, а для других - угроза криминализации. Притом, что вероятность риска многократно увеличивается для молодежи из малообеспеченных семей. Разумеется, на практике ни одно общество не может обеспечить полного равенства стартовых возможностей молодых людей, но процесс демократизации предполагает выравнивание прав различных групп молодежи на полноценную интеграцию в социальную структуру. Тем самым минимизируется риск фальстарта и активизируется процесс развития этой социальной группы.

Влияние риска ощутимо и на других, более поздних, этапах социального развития молодежи. Социально-экономический кризис в России ухудшил ее социальное положение и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения. Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы. Неопределенность в процессе самореализации подрастающего поколения отражается в социальном составе и положении молодежи в социальной структуре.

Либерализация и ослабление традиционных механизмов институциональной регуляции, отказ от унифицированных образцов формирования молодого поколения посредством целенаправленного воздействия на него методами воспитания и, напротив, усиление спонтанности в освоении молодежью социальной действительности заметно повлияли и на изменение механизма социализации молодежи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая группа: родители (законные представители) студентов-подростков в возрасте 15- 19лет (II-III курса).

Цель: повышение эффективности профилактики подросткового суицида.

Повысить чувствительность родителей к проблемам подросткового возраста и их компетентность в области профилактики суицидального риска в семье.

Обсудить основные риски Интернета для детей и подростков.

Проинформировать родителей о возможностях получения различных видов профессиональной помощи (психологической, медицинской, юридической) в трудных ситуациях и ситуациях угроз жизни детей и подростков.

Чтобы предотвратить возможную беду, мы должны знать, почему подростки подвержены рискам и угрозам жизни, какие факторы провоцируют эти угрозы, и что могут и должны сделать родители для своих детей, чтобы не допустить рокового шага.

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни.

Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?

Рисками могут быть:

жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подрост-ком как невыносимо трудные, непреодолимые;

пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);

боязнь позора, насмешек или унижения;

страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного вы-полнения какой-либо деятельности

(например, неуспешной сдачи экзаменов);

любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;

чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе. Эти обстоятельства могут отягощаться употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными со-стояниями. Серьезная угроза жизни и благополучию подростка — опасные сайты в Интернете.

Для вовлечения подростков в такие группы злоумышленники как раз и используют возрастные особенности подростков.

Как понять, что есть угроза?

Во-первых, важно не пропустить факторы риска — то, что может вызвать желание уйти из жизни.

Группу риска составляют подростки:

находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

испытывающие серьезные проблемы в учебе;

не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете) может быть сколько угодно много);

не имеющие устойчивых интересов, хобби;

находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;

перенесшие тяжелую утрату;

остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных отношений); • имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся

криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);

попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.

резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание по-давленного настроения; • значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода в Интернет даже короткое время;

общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся;

ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от име-ни и девочки, и мальчика;

выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе, связанных с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным, к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или теле…);

Признаки суицидальных намерений:

негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды);

попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Что делать, чтобы предотвратить беду?

1. Сохраняйте спокойствие

Если Вы получили информацию об угрозах жизни подростку, то, прежде всего, попытайтесь установить ее достоверность, обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.

При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, Вы можете обратиться в подразделение по

делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор. Но не надо бежать и принимать срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях! Главное, что мы должны понимать, что да-же самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

Оцените степень своего участия в жизни ребенка

Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком

Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребенка, того, с кем общается ребенок реально и в сети, в какие группы входит.

Установите дома традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей, с которыми столкнулись члены семьи: делитесь с ребенком своими трудностями, показывайте, что все они разрешимы, говорите о способах разрешения проблем и людях, которые в этом помогают; спрашивайте о его проблемах и трудностях, вместе ищите способы их разрешения; говорите о том, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации.

Контролируйте и регламентируйте пребывание ребенка в сети с помощью технических средств

Установите контроль интернет-трафика, лимит на услуги интернета на телефон, планшет или айпад, ограничение времени работы в интернете, на домашний компьютер установите специальные программные средства, которые помогут Вам защитить ребенка от нежелательной информации в Сети (они представлены на слайде).

Сообщите ребенку об установлении контроля и объясните свою позицию заботой о его безопасности и о безопасности всей семьи. Очень полезно будет составить совместно с ребенком соглашение по использованию Интернета.

В нем должны быть прописаны права и обязанности каждого члена семьи.

Учите ребенка противостоять трудностям и справляться с ними

Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; ду-шевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение);

предложите ребенку завести тетрадь, в которой подросток будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от негативных мыслей.

8. Если Вы столкнулись с угрозой или заподозрили угрозу жизни Вашего ребенка, помните, что поддержка близких, их внимание, разговор по душам способны удержать от рокового шага

Вызовите подростка на разговор,

Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду.

Заверьте ребенка в своей поддержке

Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения.

9. Если Вы испытываете трудности, обратитесь за помощью к специалистам Профессиональную помощь в ситуации угроз жизни могут оказать психологи и медицинские работники (врачи психиатры и психотерапевты).

Обращение не несет за собой никаких негативных последствий. В ситуации риска и угрозы жизни будет выявлена подлинная причина сильнейших негативных переживаний и оказана профессиональная помощь.

Информация о службах экстренной помощи в трудных ситуациях представлены на слайде.

Завершая разговор о интернет-рисках и угрозах жизни подростков подчеркнем, что главными средствами их профилактики являются ДОВЕРИЕ и КОНТРОЛЬ. Какими бы противоположными не казались нам эти понятия, в данной ситуации они сочетаемы. Тотальные

запреты не эффективны. Невозможно запретить проблемы, чувства и переживания ребенка, которые требуют выхода и разрешения.

В ситуациях интернет-рисков и угроз жизни, эффективно сочетание технического контроля с доверительным общением с ребенком, которое само по себе является способом контроля: только когда ребенок делится с родителями своими переживаниями, делами и трудностями, родители в курсе того, что с ним происходит, может осуществляться эффективный контроль, и может быть оказана необходимая поддержка в трудной для подростка жизненной ситуации.

В целом, важен комплексный подход к решению проблем, связанных с резкими перепадами настроения, различными зависимостями (включая компьютерную), девиантным поведением (в том числе, его клинических аспектов). Поэтому так важно быть чуткими к изменениям, которые происходят с ребенком.

Приложение 1.

Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Социальные риски в молодежной среде. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Актуальность темы исследования Российская система образования находится в состоянии постоянного реформирования Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения социальных рисков в подростковой среде Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора Психологический дискомфорт подростков Подростковая преступность, ассоциальные формам поведения

Степень научной разработанности темы проблемы конфликтов в подростковой среде психолого-педагогические методы решения подростковых проблем оптимизация взаимоотношений формирующейся личности с окружающей средой механизмы профилактики социальных рисков в подростковой среде

Объект, предмет, цель исследования Объект – подростковая среда Предмет - профилактика социальных рисков в подростковой среде: peer mediation-технологии Цель – изучить конфликтологический потенциал в подростковой среде, и возможность профилактики социальных рисков с помощью peer mediation-технологий

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности конфликтологов, педагогов, психологов, методистов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, работающих с подростками, а так же студентами различных вузов для семинаров, научных работ

Социальный риск Ситуация неопределенности, характеризующаяся невозможностью точного прогнозирования ее развития в будущем и связанная с наступлением как неблагоприятных последствий, так и открытию новых возможностей, вероятность которых можно оценить количественно и(или) качественно

Риски в молодежной среде участие в экстремистских движениях, совершение преступлений, употребление психоактивных веществ, рискованное сексуальное поведение (и как следствие – распространение среди молодежи ВИЧ, других болезней), интернет-зависимость, подростковая и юношеская депрессия, приводящая к суицидам

Профилактика рисков в молодежной среде передача информации молодежной аудитории о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития молодого человека; предоставление альтернативы, предполагающей развитие программ, в которых молодые люди смогли бы реализовать свои возрастные мотивы и потребности (потребность в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.); формирования устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки подростков и молодежи, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций

Peer mediation - технологии Способ управления конфликтами в образовательной среде, в котором дети обучены помогать сторонам обсуждать свои потребности, чувства, с тем, чтобы придти к мирному разрешению своих разногласий

Выводы Умение разрешать конфликты имеет огромное значение, как для каждого человека, так и для государства в целом Такие негативные социальные последствия, как преступность несовершеннолетних, суицид, многочисленные стрессовые ситуации, можно предупредить путем ознакомления молодежи с правилами поведения в условиях сложившихся противоречий Положительных результатов можно добиться, только объединив усилия родителей, психологов и педагогов Одним из основных условий достижения успеха в решении данной проблемы является желание подростков получить навыки преодоления конфликтных ситуаций Главной задачей семьи, школы, психологических центров является пробуждение интереса молодежи к конфликту и способу его решения

Читайте также: